Первым главой Русской духовной миссии в Иерусалиме был церковный ученый, специалист в области востоковедения и археологии, архимандрит Порфирий (Успенский), который прежде посещал Палестину и по возвращении в Петербург обосновал необходимость постоянного пребывания русских священников на Святой Земле. Исполняя наказ императора Hukoлaя I, Святейший Синод постановил снова направить его в Иерусалим в сопровождении одного иеромонаха и двух послушников, выбор которых был поручен митрополиту Новгородскому, Санкт-Петербургскому, Эстляндскому и Финляндскому Антонию (Рафальскому). В то время, когда еще решались вопросы организации миссии, иеромонах Феофан (Говоров) предпринял попытку войти в ее состав. Будучи помощником инспектора и бакалавром нравственного богословия Санкт-Петербургской духовной академии, он 29 июля 1847 года обратился к митрополиту Антонию с прошением. В нем он писал о своем желании «поклониться Святому Гробу Господню и другим святыням палестинским» и просил первоприсутствующего члена Святейшего Синода исходатайствовать ему разрешение сопутствовать архимандриту Порфирию «в Иерусалим и быть при нем там, с исполнением поручений, какие угодно будет начальству возложить на меня» [iv] . Немногим ранее архимандрит Порфирий, со своей стороны, указывал на иеромонаха Феофана, как на полезного для миссии человека: благочестивого и степенного, который, как ему известно, «не откажется трудиться на Востоке ради Христа» [v] , то есть безвозмездно. Также высоко характеризовал своего подчиненного ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Винницкий Евсевий (Орлинский), называя его в частной переписке прекрасным монахом и аскетом [vi] . О нестяжательности будущего святителя свидетельствуют две его фразы из письма, написанного в начале августа 1847 года, С. О. Бурачку. Получив увольнение от службы в Академии и еще не зная, что ему будет назначено жалованье как члену духовной миссии, иеромонах Феофан сообщал, что приобрел новые книги и теперь опасается, что ему недостанет денег на дорогу. В этом же письме он упоминал, что ему нужны не престижные награды, а лишь средства на проезд к новому месту служения, дословно: «Хотят навесить на меня какой-то крест вместо архимандричьего… А по мне — так на дорогу денег дали бы... Очень захотелось поскорее уехать» [vii] . Эти обмолвки свидетельствуют, что он имел полную решимость отправиться в Палестину за свой счет.

http://bogoslov.ru/article/5552309

721 Антоний был уже стар и дряхл. Соперником его выступил издавна враждовавший против него львовский епископ Иосиф Шумлянский. С митрополитом Винницким были у него старые счеты. Иосиф вступил на кафедру против его воли, с утверждения покойного Тукальского. Добиваясь звания митрополита, он, под предлогом старости и дряхлости Винницкого, вмешивался в управление южно-русской церкви и в 1670 году разъезжал по Малороссии, возмущая казаков против Дорошенко, но был схвачен на ярмарке в Могилеве на Днестре и высидел несколько времени в Чигиринской тюрьме. Но митрополит Тукальский, может быть, из мести к Винницкому, исходатайствовал ему освобождение из заключения. Шумлянский продолжал свою настойчивость в поисках митрополии, и в 1673 г. 10 марта выпросил себе у короля Собиеского привиллегию на администрацию. По смерти ж Тукальского (1676 г.), добиваясь киевской митрополии, подал королю в 1677 году на гродненском сейме письменное обязательство о принятии унии, если сделают его митрополитом. Но так как назначение его открыто униатским митрополитом угрожало смутой между униатами, которые имели своего митрополита: то просьба его, в то время, несмотря на личную расположенность к нему короля, не имела успеха. Смерть Винницкого в 1679 году открыла простор его честолюбию и проектированной им темной интриге. Шумлянский, уже изъявивший готовность принять унию, назначен был администратором православной киевской митрополии в польской Украйне. Образ действий его мы изложили выше. M. Гедеон князь Святополк-Четвертинский В 1684 году гетман Самойлович вошел в сношение с Москвой. Русским посланцам поручено было, в виду враждебных православию действий Шумлянского, настоять на избрании киевского митрополита, с подчинением его московскому патриарху. Гетман согласился, но только просил государей (это было в правление царевны Софьи) послать грамоту к константинопольскому патриарху и выпросить его согласие. Затем приступлено было к избранию митрополита. Старший из епископов, местоблюститель митрополии, Лазарь Баранович был не в ладах с гетманом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

1063 Акт. Южн. и Зап. Рос. VI, 41, стр. 104, ср. VIII, 20, стр. 90. Виленск. Археогр. Сбор. V, стр. 219. 1075 Соловьев. Ист. России III, XII, стр. 473, 476. Еще в 1673 г. царь писал Тукальскому, чтобы он отступил от союза с турками. (Акт. Ю. и З. Р. XI, 57). 1076 Амвросий. Ист. Рос. Uep. I, 61 . Вил. Археогр. Сбор. V, стр. 219. Приложение. Историч. известие о иерархии могилевской до 1845 года. Здесь сказано, что Тукальский умер 26 июля 1676 г. Тоже у м. Евгения (Опис. Киев.-Соф. соб. стр. 196) и у Строева (Списки, стр. 4); у Амвросия вернее. В 1675 г. боярину Матвееву особым сверточком, припечатанным хлебом, донесли, что 18-го августа 1675 г. гетман со всем войском вышел из Батурина на соединение с Ромодановским и сообщил, что «м. Тукальский подлинно умре и без надгробнаго пения в церкве в гробе положен есть» (Акт. Юж. и Зап. Рос. XII, 71). Ясно, что митрополит недавно умер, именно в 1675 году. В том же году в августе Антоний Винницкий просил себе митрополию, ссылаясь на то, что Тукальский умер. (Соловьев. Ист. Рос. III, XII, стр. 518). 1077 Акт. Юж. и Зап. Рос. XI, 121; XII, 112, 124, 127, 130, 132, 206, ср. 211, 213... XIII, 9, 17, 24, 30 и др. 1080 При поступлении Шумлянского на львовской кафедре вышли замешательства. По смерти Афанасия Желиборского (1667 г.) латинец Симеон через волошского господаря просил себе у константинопольского патриарха Мефодия освободившуюся кафедру. Мефодий не согласился сделать этого без ведома львовских православных. Латинец отправился в волошскую землю и там нашел двух запрещенных митрополитов, которые посвятили его в епископа в Сочеве и отпустили во Львов. Львовские жители не приняли самозванца. Они сами выбрали набожного и доброго человека монаха Иосифа, послали его в Константинополь. Патриарх поставил избранного. Симеон обратился к Дорошенке и Тукальскому; эти рекомендовали его патриарху, а когда п. Мефодий отказал, обратились к Султану. Султан приказал отдать кафедру Симеону. Патриарх повиновался и отставив Иосифа, поставил Симеона. (Соловьев. III, XII, 45), но кажется ненадолго. В 1673 г. набожный инок, епископ львовский отправляется в Чигирин к Дорошенке и Тукальскому склонять их поддаться польскому королю (Акт. Юж. и Зап. Р. XI, 86–87). В 1675 г. Дорошенко заточил было Шумлянского в чигиринский замок, когда тот в качестве друга польского короля явился послом от Собесского с предложением польского владычества людям, стремившимся к национальной самостоятельности (Акт. Юж. и Зап. Р. XII, 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Означает ли это, что молитвы сегодня должны быть читаемы вслух? Конечно, но КАКИЕ из них? Конечно, НЕ ВСЕ, поскольку принцип, правильный сам по себе, что Литургия совершается для всех, все крещёные имеют право слышать и молитвенно повторять слова молитв, не следует преувеличивать. Конечно, не все молитвы Литургии следует читать вслух. Некоторые из них являются поздними прибавлениями, некоторые – молитвы, выражающие личное благоговение клириков, которые только затемнят смысл обряда, если будут читаться вслух. Так что для ответа на этот вопрос необходимо знать историю, структуру и динамику наших современных литургий. Нынешние восточные литургии имеют двухуровневую структуру, включающую священнические молитвы и диаконские воззвания, ектении и песнопения, предназначенные «выделения», «покрытия» и иногда даже «объяснения» священнических молитв, произносимых молча. Диаконские воззвания в таких, например, литургиях, как армянская и ассиро-халдейская, наставляют верных, выражая в более короткой и простой форме значение и содержание того, что тайно читается священником. Так что недостаточно просто дать указание, чтобы все молитвы читались вслух. Мы имеем дело не просто с молитвами, но с целой формой Литургии, и любые изменения должны это учитывать. Но в такой краткой форме, как этот «раздел вопросов», невозможно дать полное объяснение всех этих подробностей для каждой литургии. Достаточно сказать, что в число молитв, читаемых вслух, должны входить молитвы анафоры и другие, которые отражают первоначальные структуры литургии и определяют значение входящих в литургию частей, но не должны входить те, что являются поздними повторениями более ранних молитв, выполняющих эту функцию, или являются молитвами личного благоговения священника, диалогом между священником и диаконом, священником и сослужащими и т. д. Об авторе Ионафан (Елецких Анатолий Иванович), архиепископ Тульчинский и Брацлавский (Украина, Винницкая обл.), духовный композитор, поэт, переводчик богослужебных текстов на русский и украинский языки. Родился 30.01.1949, в с. Шаталовка Шаталовского р-на Воронежской обл. (ныне Старооскольский р-н Белгородской обл.), в семье демобилизованного военнослужащего. Отец – Иван Федорович (из угасшего рода князей Елецких), мать – Ольга Семеновна Елецких – ветераны Великой Отечественной войны. Русский. После кратковременной работы директором детского дома для беспризорных в с. Шаталовка А. И. Елецких вернулся на военную службу и был направлен в Мурманскую область. С 1950 по 1959 г. вместе с родителями, братьями – Вячеславом, Александром и сестрой Антониной проживал в г. Североморске Мурманской обл., а после перевода отца-подполковника в Киевский военный округ, с 1960 г, – в Киеве. С 1965 г. пел и читал на клиросе киевского собора Св. Владимира, равноапостольного князя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Только одно слово в 27 уроке («учителя»), в печатном издании поправлено (на: «учения») не по этой позднейшей рукописи, а по той, которая послана была в Киев и согласно поправке святителя Киевского. Что за причина такого замедления в напечатании труда, который и в 1866 году был отнюдь не запоздалым, а в 1844 году был бы просто редкостным в педагогическом отношении явлением? Постановки дела в этом новом труде еще более целесообразна в педагогическом отношении, нежели в Начатках издания 1827–1828 годов, по содержанию он вполне соответствовал изданным и одобренным Священным Синодом Пространному катехизису и Начаткам и даже с некоторым добавлением требованного в 1839 году графом Протасовым, 347 соответствовал он и цели, означенной в определении Святейшего Синода от 3/9 Мая 1844 года. Не хотим давать определенного ответа на поставленный вопрос, но не скроем из виду некоторых обстоятельств, могущих пролить свет на разрешение его. В 1841–1842 годах в Петербурге совершились события, имевшие последствием своим безвозвратное удаление из Петербурга митрополитов Московского и Киевского, по неудовольствию на них со стороны графа Протасова. 348 Из несомненных данных нам известно также, что неудовольствие графа Протасова на митрополита Московского в особенности продолжалось и в 1843 и в последующих годах, так что только в 1847–1848 годах начинаются некоторые попытки к сближению их между собою. 349 Неудовольствие это отражалось на отношениях к митрополиту Московскому и других лиц, причастных тогдашнему высшему церковному управлению. Так мы знаем о неблагосклонных до некоторой враждебности отношениях к нему со стороны заместившего собою, по желанию и выбору графа Протасова, кресло первенствующего члена Святейшего Синода по смерти митрополита Серафима (в 1843 году) Новгородского и Санкт-Петербургского митрополита Антония (Рафальского); знаем об отношениях еще того худших со стороны одного из ближайших советников графа, – ректора Санкт-Петербургской духовной академии и (с 1842 по 1846 год) викария Петербургской митрополии, епископа Винницкого Афанасия (Дроздова).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Ссыльные И. п. х. жили изолированными общинами, где обязанности священников в большинстве случаев выполняли чернички. Несмотря на тяжелые условия жизни, ссыльные (в основном малограмотные пожилые женщины) не принимали ничего от советской власти - «власти антихриста». Они отказывались от продуктовых карточек, смерть от голода в этой среде была обычным явлением. «Рязанцы» (так называло их местное население) сильно отличались в быту от др. жителей: мужчины отпускали длинные волосы, женщины постоянно ходили в черных платках, в домах заделывались окна. В большинстве общин соблюдался обет безбрачия. По этой причине и в силу пожилого возраста численность И. п. х. постоянно сокращалась. Если в 1944 г. в Ханты-Мансийском национальном округе проживало 500 чел., принадлежавших И. п. х., то к 1963 г. осталось только 39. В др. регионах Сибири И. п. х. действовали более активно, проповедуя свои идеи. Репрессии против И. п. х. продолжались и после выселения их общин из Воронежской, Рязанской и Орловской областей. В авг. 1944 г. в с. Углянец Воронежской обл. был раскрыт тайный мон-рь буевцевцев во главе с иеромон. Антонием (Гирчевым) и свящ. Иоанном Скляровым. Всего по этому делу были осуждены ок. 100 тайных монахов, монахинь и послушниц. В кон. 1943 г. в Липецкой и Тамбовской областях были арестованы 49 участников движения И. п. х. во главе с проповедником Ф. Чесноковым и его родственницей тайной мон. М. Чесноковой; в 1945 г. в Липецкой обл. арестовали еще 25 членов «секты ИПХ». По указанию органов госбезопасности, семьи всех осужденных сослали в Томскую обл. В кон. 40-х гг. из Молдавии, Одесской и Винницкой областей Украины были выселены в Сибирь и Ставропольский край иннокентьевцы - участники движения, которое возникло в 10-х гг. XX в. в Бессарабии среди паломников Феодосиевского мон-ря в г. Балта, обожествлявших насельника обители иером. Иннокентия («тату Иона»). Советские власти стали бороться с деятельностью иннокентьевцев после вхождения Молдавии в состав СССР в 1940 г. В 1947 г. уполномоченный по делам религ. культов по Воронежской обл. Н. Озёркин выяснил, что в составе 18 из 130 зарегистрированных приходов РПЦ в области были «самочинные требоисправители», к-рые не являлись священниками РПЦ и не поминали Патриарха Московского и всея Руси, относя себя к сторонникам ИПЦ и И. п. х. Со 2-й пол. 40-х гг. органы власти, очевидно, уже не усматривали разницы между сектантскими и полусектантскими группами И. п. х. и почти лишившимися духовенства последними общинами оппозиционных церковных течений, объединяя и тех, и других в единую категорию.

http://pravenc.ru/text/675029.html

Остаемся ваши покорнейшие к услугам вашим Кирей Петров Попов, который с преосвященным в разговоре находился, и Макар Прохоров Киреев. 2 ноября 1851 г. По этому письму выдано Аксену Скурницину 2 книги четьиминеи за полгода, с марта по август включительно. 1851 года 4 ноября. Настоятель собора. Письмо 37. Ваше Высокопреосвященство! Пишу из Мариуполя, где по разным заводам и у разных хозяев я забирал справки о необходимом человеке для монастырских вашего высокопреосвященства ловель. К сожалению, хотя опытных людей и можно найти, но необыкновенно дороги и капризны. Они не хотят идти под тем предлогом на Днепр, будто бы там рыба нежнее и требует совершенно иного призора, нежели морская, к которой совершенно привыкли. По рассуждении об этом обстоятельстве, один из здешних главных заводчиков, почтмейстер, Яков Емельянович Казначеев, предложил и с удовольствием принял на себя готовность, если можно, то и в год, – не-то – в два года, выучить присланного от вас, владыко, монастырского человека и коренению рыбы, и копчению, и выделке икры и балыков. Лишь бы только был способен, а то он сам отвечает за его науки. О скопцах забирает справку и приготовляет записку для вас наш уездный стряпчий. Молокане на днях были у меня и пробеседовали довольно долго. Просили меня в гости к себе и я обещал, если только пришлют за мной лошадей. Окружное управление отказывает мне в почтовых обывательских лошадях и потому мне очень трудно добираться к молоканам собственными средствами. Между тем, я дал им, по их желанию: 1) толкование или изъяснение литургии Дмитриевского; 2) беседы о седьми спасительных таинствах – Евсевия, епископа винницкого, и 3) путешествие Норова к седьми церквам, упоминаемым в Апокалипсисе. Священнику Симеону Попову, из Токмака, я отдал приказание явиться ко мне в Бердянске и отселе, взяв билет, он отправится в Одессу. Из селений моего ведомства примыкают к молоканам: Андреевка, Черниговка и Токмак. Ненадежные здесь священники в отношении к молоканам, – Каллистрат Скочко и Антоний Косовский, кои по временам склонны выпить – до безобразия. В Токмаке Матвей Мациотин слишком стар, а Иван Пивоваров слишком молод, для достаточного собеседования с молоканами, и недалек в познаниях богословских.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Сверх прямых обязанностей по званию ректора академии, лица, состоящие в этой должности, имеют частью постоянные, частью временные обязанности по поручениям от высшего начальства: таковы – Постоянное и временное участие ректоров в трудах 1) бывшей Комиссии духовных училищ В 1814 г., перед окончанием первого учебного курса в здешней академии и открытием Московского округа, Комиссия дух. училищ, намереваясь сделать дополнения и изъятия в проекте училищных уставов, и истребовав, по этому предмету, мнения от здешнего академического Правления, Цензурного комитета и начальств новоустроенных училищ, для рассмотрения которых пригласила временно в свое собрание, вместе с архиепископами Минским Серафимом и Черниговским Михаилом, ректора академии, архим. Филарета, исходатайствовав предварительно Высочайшее утверждение этой меры 218 : но в августе того же года, вследствие именного Высочайшего указа, Комиссия приняла его в свои постоянные члены и, при рассуждениях, пользовалась его личными наблюдениями над состоянием учебной и хозяйственной части в здешней и Московской академиях и во многих семинариях подведомственных им округов. Преемник его по званию ректора, архим. Григорий, с 21-го авг. 1821 г. также участвовал в трудах Комиссии, со званием члена оной. 2) – Главного правления училищ Ректоры архим. Филарет и архим. Григорий, с Высочайшего утверждения, были членами Главного правления училищ и принимали участие в трудах его во время усиленных мер к устроению народного образования на прочных основаниях, выясненных предшествовавшими полувековыми опытами 219 . В настоящее время, с распространением круга деятельности и прав Главного правления училищ, Высочайше утвержден членом которого Макарий, епископ Винницкий, ректор академии. 3) Наблюдение за преподаванием закона Божия в учебных заведениях столицы и окрестностей В 1844 г. Высочайшим именным указом повелено было, для надлежащего единства в направлении преподавания закона Божия в учебных и воспитательных заведениях всех ведомств в здешней столице и окрестностях оной, избрать к наблюдению за этим предметом надежного и опытного духовного сановника, которому и подчинить, в этом отношении, всех законоучителей помянутых заведений: исполнение этого поручено было митрополиту Антонию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

У него, вскоре по прибытии в Томск, начались неудовольствия с консисторским секретарем, вынудившие Агапита просить увольнения или перевода в другую епархию. Приводим здесь письмо его к Протасову, свидетельствующее его недовольство своим положением. «Я и прежде давно – писал Агапит – токмо не могу уже припомнить, когда именно, утруждал ваше сиятельство моею просьбою или о перемещении меня куда-либо или уже о совершенном увольнении на пустынное смирение. Если представится теперь удобный случай к тому или другому, сколь был бы я обязан за то моею к вам сердечною благодарностью и памятью до гроба в моих молитвах сладчайшего имени вашего. Не виды и расчеты человеческие обычные влекут меня к сему, а одно благо паствы, истинное и вечное, требующее слабого устранить и сильного противу сильных врагов оного поставить. Всего опаснее в сем случае враги домашние, ближайшие, свои, от них же едва ли не первый есть теперь г. секретарь. Простите великодушно моей откровенности в сии хотя дни, в кои прощаем вся и ненавидящим нас за Воскресшего и толико возлюбившего нас» (См. письмо Агапита к Протасову от 3-го марта 1841 г. в деле канцелярии обер-прокурора св. синода за 238, год 1834–1844, об открытии в Томске особой епархии). 321 См. в канцелярии обер-прокурора св. синода дело под 239, год 1824–1840, об открытии в Томске особой епархии. 322 См. в св. синоде дело под 1668, по Высочайшему указу о приумножении викариатств в обширнейших епархиях. 323 См. дело св. синода под 579, г. 1841, о перемещении викария пермской епархии Антония на викариатство волынской епархии. 325 См. дело св. синода под 153 о бытии ректору с.-петербургской духовной академии архимандриту Афанасию епископом винницким, викарием подольской епархии, с оставлением его ректором при академии впредь до повеления, г. 1842. 326 В Риге очень много раскольников и даже таких, которые замечены были в богохульстве (см. протокол св. синода за 1837 г. 140, февраля 10-го дня). 327 См. дело св. синода об учреждении в городе Риге особого викариатства, о перемещении на оное епископа старицкого Иринарха и о всемилостивейшем пожаловании псковского епископа на вакансию в архиепископы, г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Да приидет Царствие Твое, о, Великий Царь! Нам опостылели цари, лишь мнившие себя более великими, чем другие люди, а ныне лежащие в могилах рядом с нищими и рабами. Нам опостылели цари, объявившие вчера о своей власти над странами и народами, а сегодня плачущие от зубной боли! Они вызывают отвращение, как тучи, приносящие пепел вместо дождя. «Смотрите, вот мудрый человек. Дайте ему корону!» – кричит толпа. Короне всё равно, на чьей она голове. Но Ты, Господи, знаешь цену мудрости мудрых и власти смертных. Нужно ли мне повторять Тебе то, что Тебе известно? Нужно ли мне говорить, что самый мудрый среди нас властвовал над нами безумно? «Смотрите, вот сильный человек. Дайте ему корону!» – снова кричит толпа; это другое время, другое поколение. Корона безмолвно переходит с головы на голову, но Ты, Всемогущий, знаешь цену духовной силы возвышенных и власти сильных. Ты знаешь о слабости сильных и власть предержащих. Мы, наконец, поняли, претерпев страданье, что нет другого царя, кроме Тебя. Наша душа страстно желает Твоего Царства и Твоей власти. Скитаясь повсюду, разве недостаточно обид и ран получили мы, живые потомки на могилах малых царей и руинах царств? Теперь мы молим Тебя о помощи. Пусть появится на горизонте Твое Царство! Твое Царство Мудрости, Отечества и Силы! Пусть эта земля, что была полем битвы тысячи лет, станет домом, где Ты хозяин, а мы гости. Приди, Царь, ждёт Тебя пустой престол! С Тобой придёт гармония, а с гармонией – красота. Все другие царства противны нам, поэтому и ждём сейчас Тебя, Великий Царь, Тебя и Твое Царство! Святитель Антоний, митрополит Сурожский Знаете, часто у нас при молитве такое чувство, что мы призываем Бога к тому, чтобы Он сделал что-то. Я как-то говорил проповедь в англиканском храме и сказал: вы молитесь Богу за все нужды мира, словно вы Богу напоминаете всё то, что Он должен был сделать и не исполнил... И действительно: мы часто молимся, как нищий, который протягивает руку, тогда как Бог нам поручил Царство ( Лк.22:29 ); Он нас поставил на земле для того, чтобы строить это Царство. Когда мы говорим: «Да приидет Царствие Твое», это не значит: «Приди Ты, Господи, умри вновь на кресте»; или: «Приди победителем и сокруши врагов». Это слишком легко... «Тебе Крест – нам слава». И не думайте, что это просто кощунственное замечание с моей стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010