Когда, после своей смерти Он был положен во гробе, первосвященники и фарисеи вспомнили об этих словах Иисуса, послуживших главным обвинением против Него пред Пилатом, потому приказали поставить стражу вокруг гроба, завалили Его большим камнем и запечатали своею печатью. Этими предосторожностями они надеялись воспрепятствовать похищению тела учениками; но это послужило только к большему удостоверению в истине чуда. На третий день после смерти Спасителя, Мария Магдалина, Мария, мать Иакова и Саломия рано утром пришли ко гробу помазать тело Иисуса. Дорогою они разсуждали между собою о том, кто отвалит им камень, которым завален был вход во гроб. Но такое их опасение не достигнуть своей цели не уменьшало, однако, их веры и надежды. И вот, действительно, внезапно произошло страшное землетрясение; Ангел сошел с неба, отвалил камень и сел на нем. Лицо Ангела блистало, как молния, одежда его белела, как снег. Стражи приставленные ко гробу, объятые ужасом, пали на землю замертво. Ангел сказал женам: «Не бойтесь! Вы ищете Иисуса Назарянина, который был распят; Его нет здесь – Он воскрес. Идите скорее и сообщите эту новость Его ученикам» ( Мф.28:5–7 ). Слова Иисуса Христа исполнились в точности: новый Иосиф освобожден был из своей темницы, новый Иона выброшен на берег морской, новый Самсон вышел победителем из города, в котором держали его пленником! Когда святые жены-мироносицы, с радостным сердцем, спешили сообщить ученикам о совершившемся, Иисус внезапно явился перед ними и сказал им: «Здравствуйте!» Они Его узнали и, бросившись к ногам Его поклонились Ему. «Не бойтесь, сказал им, Иисус: скажите моим братьям, чтобы они шли в Галилею и что там они Меня увидят» ( Мф.28:10 ). В продолжение сорока дней Иисус являлся неоднократно своим ученикам, беседуя с ними о царствии Божием. Наконец, когда исполнилось Его божественние посланничество, он взял с собою своих апостолов, повел их на гору Галилейскую; здесь, давши им повеление крестить и учить все народы, он благословил их в последний раз и вознесся на небо, где и сел одесную Бога Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

" Кто, – говорит св. Павел, – отлучит нас от любви Божией? Скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?... Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ...ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем!» ( Рим.8:35–39 ) Уверенные в непоколебимости своей веры, они уверены были и в том, что они победят мир, затмят учение всех мудрсдов и учителей человеческих. «Победа, которою побежден мир, есть вера наша», – говорил св. ап. Иоанн ( 1Ин.5:4 ). «Где мудрец!? – говорит св. Павел. – Где книжник? Где искусный в состязаниях века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» ( 1Кор.1:20 ). И точно, братие мои! Пять с половиною тысяч лет существовал мир до Христа, имел великое множество всяких мудрецов и учений, но не мог сам собою додуматься до такого высокого и Святого учения, как учение нашей веры. Девятнадцатый век живет мир после Христа, выработал для себя всевозможные науки и знания, но доселе он не мог, да и никогда не сможет выдумать учения лучше учения нашей веры! Почему так? Потому, что учение это не человеческое, а божественное, принесенное с неба самим Господом, проповеданное миру Его посланниками – апостолами. Но были еще особенные, видимые знамения божественного посланничества апостолов, данные им для подкрепления их в проповеди веры, – это откровения и чудеса! О некоторых откровениях я упоминал сам, братие, в прежней беседе. Много было и других откровений. Чрез них Господь руководил апостолами в великом деле проповеди, открывая, куда идти, где будет успех проповеди их. Так напр., когда св. Павел, будучи в г. Коринфе тужил, что вражда иудеев мешает ему проповедовать, Господь в видении ночью сказал ему: «Не бойся, но говори и не умолкай! Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у меня много людей в сем городе» ( Деян.18:9–10 ). После того год и шесть месяцев оставался тут Павел и многих обратил ко Христу. Видели уже вы, братие, и некоторые чудеса Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Мы могли явиться к вам с важностию, как апостолы Христовы, но были среди вас тихи, подобно как кормилица нежно обходится с своими детьми» ( 1Сол.2:6–7 ). Не искали они и земных выгод, корысти. Даруя людям безценное сокровище веры, они ничего не требовали от них. Готовы были жить и жили бедно. Готовы были сами работать на свое пропитание, лишь бы не отяготить никого и тем не отвращать от своей проповеди. «Три года непрестанно днем, и ночью со слезами научал я каждого из вас, – говорил св. Павел ефесским пресвитерам. – Ни сребра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал. Сами вы знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили сии мои руки» ( Деян.20:31, 33–34 ). Наконец, перенося все труды и страдания для проповеди веры, не ища за нее никакой похвалы и награды земной, св. апостолы считали ее просто своим долгом, видели одно горе в том, если бы не исполнили этого долга и всю радость в том, чтоб исполнить его. «Если я проповедую, – говорил св. Павел, – то нет мне за это похвалы, потому что я должен проповедовать: и горе мне, если я не проповедую!.. Я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнию, только бы совершить с радостию свой путь и служение, которое я принял от Господа проповедовать Евангелие благодати Божией» ( 1Кор.9:16 ; Деян.20:24 ). Любовь их к верующим, усердие к спасению их были так велики, что они готовы были отдать им самые души свои. «Мы из усердия к вам, – писал св. Павел Солунянам, – хотели предать вам не только благовествование Божие, но и души свои, потому что вы стали возлюбленны нам» ( 1Сол.2:8 ). Так, братие! в любви к людям св. апостолы уподобились своему Учителю Господу. Подобно Ему почти все они увенчали подвиг жизни своей мученическою смертию. Свв. Петр, Андрей скончались на кресте, Павел от меча, прочие – другими тяжкими смертями. Но преставившись от земли на небо, св. апостолы не оставили верующих, не перестали учить их. Они остались учителями веры для всех веков и родов. И теперь они проповедуют нам, учат нас. Как учат? Чрез свои священные писания. Каждый раз вы можете слушать их в церкви при чтении Евангелия и апостола. Ибо эти священные книги состоят из писаний апостольских. В них св. апостолы письменно передали то, что сами приняли от Господа и устно проповедовали христианам своего времени. Св. Церковь приняла от них сии свящ. писания, как непоколебимую основу, совершеннейший образ своей веры, хранит непрерывно и будет хранить вечно. Господь сказал, что прежде небо и земля прейдет, чем истребится хоть одна доля из Его слова. А это слово – Слово Божие – и заключается в писаниях пророческих и апостольских, ибо устами пророков говорил Бог, говорил Дух Святой, научавший их на святую истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

«Напоминаю тебе, чтобы ты разжигал дар Божий, который в тебе от моего рукоположения. Храни драгоценный залог Духа Святого, живущего в нас» ( 2Тим.1:6, 14 ). Этот-то драгоценный дар священства сохраняется и передается преемственно чрез рукоположение святительское, как чрез вечно текущий и непрерывающийся ручей. Я, смиренный пастырь ваш, никогда не перестану с умилением вспоминать те знаменательные слова, какие произносил надо мною рукополагавший меня архипастырь. «Божественная благодать, – говорил он, – всегда немощная, врачующая и оскудевающая восполняющая, пророчествует благоговейного имярек во священника: помолимся о нем, да приидет на него благодать всеСвятого Духа!» Это же тайнодейственное призывание произносится и при посвящении на епископство, какое посвящение бывает однако ж торжественнее и совершается не одним, а несколькими епископами в знак того, что епископству даруется большая, высшая благодать духовная, сообразно высоте его священного звания или служения. В чем же состоит это звание? Для чего оно установлено? Ha этот вопрос уже нет надобности много говорить вам после того, что я уже сказал, особенно после того, как вы знаете, что епископство есть продолжение апостольства, что епископы – преемники апостолов, наместники Христовы. Итак, я, вкоротке, укажу вам лишь на главные дела епископского служения. Епископы, во-первых, учители веры. Как преемники апостолов, они выполняют ту заповедь, какую дал Господь апостолам, когда сказал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я заповедал вам» ( Мф.28:19–20 ). Апостолы в свою очередь поручали дело учительства епископам: «Что слышал ты от меня, – писал св. Павел епископу Тимофею, – то передай верным людям, которые бы способны были и других научить... Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, угрожай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» ( 2Тим.2:2, 4:2 ). Епископы, во-вторых, – святители. Св. апостолы, сказал уже я, сообщали верующим чрез возложение рук своих благодать Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Но жестоко сердце человеческое! Слышали иудеи и язычники дивную проповедь Апостолов. Видели чудеса их. И если одни из них уверовали, то большая часть оставались еще в неверии и еще стали гнать Апостолов, чтоб остановить проповедь их. Но напрасно мы старались бы здесь изобразить всю великость трудов, подвигов, страданий апостольских. Послушайте, как описывает их св. Павел: «Я был в трудах, ранах, темницах, много раз и при смерти. От иудеев пять раз мне дано было по сороку ударов без одного. Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, день и ночь пробыл в глубине морской. Много раз был в путешествиях, испытал беды на реках, беды от сродников, беды от других народов, беды в городе, беды в пустыне, беды в море, беды между лжебратиею. Был я в труде и изнурении, часто во бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на холоде и в наготе. Кроме посторонних приключений, ежедневное ко мне стечение людей, забота о всех церквах» ( 2Кор.11:23–28 ). Подобно сему, братие, трудились, страдали телом, болели сердцем за всех и прочие св. апостолы. «Величаем вас, св. апостолы Христовы! Чтим болезни и труды ваши, которыми трудились вы в благовестии Христовом!» Но, братие, то мы, хотя и недостойные, величаем св. апостолов. Сами же они не любили величаться, как то делают люди обыкновенные, попавши в мудрецы, учители, начальники, словом в большие люди. Я уже не говорю о глубочайшем смирении их пред Богом. Ему приписывали они все труды свои, себе же – одни немощи. «Я более всех потрудился, – говорил св. Павел, – но, лучше скажу, не я, а благодать Божия. Собою я не хвалюсь, разве только немощами моими» ( 1Кор.15:10 ; 2Кор.12:5 ). Но посмотрите на кротость их пред людьми: " Если я, – писал св. Павел коринфянам, – и захочу хвалиться, не буду безразсуден, потому что скажу истину: но я опасаюсь, чтоб кто не подумал обо мие более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня» ( 2Кор.12:6 ). Он же писал Солунянам: «Мы не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Около тридцатого года своей жизни, Иисус Христос вышел из своего уединения, чтоб явить себя миру. Святому Иоанну Крестителю определено было быть вестником о явлении Его на служение миру. Иоанн, еще с самого юного возраста, начал вести строгую, пустынническую жизнь. Камень в пещере был ему постелью, немного дикого меду служило для поддержания его жизни, пустыня была единственным его собеседником. Когда настало время, он явился в стране соседней с рекою Иорданом и начал проповедовать: «Покайтеся, приблизилось Царство Небесное» ( Мф.4:17 ). Строгость его жизни, славное царство, о котором, он проповедовал, приводили народ к мысли, что он обещанный Христос. И со всех сторон приходили спрашивать его: «Ты ли Христос? Нет, – отвечал он, – я – голос, вопиющий в пустыне: приготовьте путь Господу! За мною грядет больший и сильнейший меня, у которого я не достоин, наклонясь, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом святым» ( Ин.1:20 ; Мк.1:3, 7–8 ). К сему-то святому и великому мужу, пришел Иисус на берег Иордана и крестился у него. Иоанн отказывался, говоря: «Я должен просить у тебя крещения, а ты грядешь ко мне!» ( Мф.3:14 ) Как только крестился Иисус Христос, тотчас разверзлись небеса и Дух Божий, в виде голубя, сошел на Иисуса и послышался голос с неба: «Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение!» ( Мф.3:17 ). После своего крещения, Иисус Христос отведен был Духом в пустыню. Там Он был, как замечает Евангелист, со зверьми и также в сообществе Ангелов. Он не ел здесь ничего в продолжение сорока дней и сорока ночей. Сатана, которого удивляло все это, и который только смутно знал божественные тайны, приступил к Нему для искушения Его, надеясь, что и этот новый Адам также поддастся его искушению и соблазну, как Адам древний. Он искушает Его тремя человеческями похотями: удовлетворением чувственности, гордостью, честолюбием. Иисус короткими изречениями из св. Писания восторжествовал над искусителем. Подвергаясь такому смирению, Иисус Христос хотел здесь, как и во всей своей жизни, представить образец для нашего подражания. Самый опасный наш враг в мире – это искушения. Они бывают обыкновенно троякого рода: «Стремись к приобретению многого имущества, переходи от одного удовольствия к другому, старайся возвышаться над другими», – вот что сатана постоянно нашептывает человеку. Когда он приближается к нам, братие, то у нас всегда должен быть готов ответ ему: «Есть нечто выше удовольствий, выше почестей, выше всех благ, и это – Господь, Бог мой». Немного требуется, чтобы поразить сатану, потому что сила его больше кажущаяся, чем действительная; одного святого слова, сказанного от веры, от души, от сердца достаточно, чтобы обратить его в бегство.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

отцы были истинными отцами. Далеки были они от всякой гордости и корысти; самая строгость соединилась у них с милостию, твердость с кротостию. Они помнили и исполняли слово Спасителя: «Первый из вас да будет слуга всем!» ( Мк.10:43–44 ) Как радетельные хозяины, скажем словами св. Златоуста, знают, что кому нужно в доме их, так те добрые пастыри знали дела, нравы, обхождения своих пасомых, подавая каждому нужное лекарство: одному – утешение, другому запрещение, а всем любовь. Они вразумляли заблудших, исправляли согрешивших, утешали скорбящих, поднимали падших, заступались за угнетенных, обидимых, помогали бедным, устраивали дома для странных, больницы для больных, приюты для сирот, училища для всех детей. А во время напастей от неверных или от дурных христиан, еретиков, епископы, как добрые пастыри, первые становились на страже своей паствы, готовые положить за нее душу свою. Св. Киприан, еп. Карфагенский, не щадил никаких трудов, жертв и самой жизни своей, когда паству его постигло жестокое гонение. Долго христиане сами берегли своего пастыря от смерти, чтоб иметь в нем опору среди общего бедствия. Когда, наконец, гонители взяли его и повели на мучение, то народ провожал его со слезами и воплем: «Умрем со св. епископом!» Множество таких и подобных сему примеров я мог бы представить вам, братие: но беседа моя слишком продлилась. Читайте сами или послушайте читавших жития святителей Божиих, в том числе и святителей нашей русской церкви, каковы: св. Петр, Алексий, Иона, Филипп и многие другие. Бы увидите, что Дух Св. отцов жил и в наших святителях и, конечно, не перестает он жить. Помолимся же великому архиерею, Пастыреначальнику Иисусу Христу да даст нам пастырей по сердцу своему, да сотворит их в церкви своей целых, честных, здравых, долгоденствующих и право правящих слово истины. Св. ап. Павел говорил христианам своего времени: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие и, взирая на кончину их жизни, и подражайте вере их». И еще: «Повинуйтесь наставникам вашим, и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, так как должны будут дать отчет, чтоб они делали сие с радостию, а не воздыхая, ибо это не было бы полезно для вас» ( Евр.13:7, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Потому о первых христианах и говорится, что у них было сердце одно и душа одна, один дух Христов. В теле все члены тесно соединены как со всем телом, так и друг с другом. " Не может, – учит св. ап. Павел, – нога сказать: Я не принадлежу к телу, потому что я не рука. Не может ухо сказать: Не принадлежу к телу, потому что я не глаз... И глаз не может сказать руке: Ты мне не надобна, или также голова ногам: Вы мне не нужны. Потому-то, – учит далее также св. апостол, – не должно быть разделения в теле, а все члены одинаково должны заботиться друг о друге. Ибо страдает ли один член, страдают с ним и все члены; славится ли один член, радуются с ним все члены. – Сказав все это св. апостол прибавляет – и вы тело Христово, а порознь члены» ( 1Кор.12:15–16, 21–22, 25–27 ). И как скоро мы, братие, члены одного тела, одного общества христианского или церкви, то и никто из нас не может сказать: «Я не принадлежу к церкви, я не Церковник, не духовный, чтоб служить церкви, я живу сам собой, я не обязан заботиться о церковном деле, церковном или христианском житье других, как другие о моем». И мы, духовные, также не можем сказать, напр., вам мирянам: «Церковное дело наше, а не ваше, обойдется оно и без вашего совета, попечения». Нет! Составляя одно тело, одно общество, мы обязаны жить и действовать согласно, в братском союзе, как было у первых христиан, у которых, кроме названия «христиане», другим общим названием было «братья». С братским согласием должны мы и служить Церкви, как кому дано и пригодно. Нам, пастырям, по преемству от апостолов, дано Богом и пастыреначальником Иисусом Христом свое духовное право, свой образ служения церкви. Напр., право и долг учить вас вере, совершать св. таинства и службы. Вам мирянам пригодно служить церкви своими людскими способами, как того требует ваше звание христианское и общественное. Но действуя каждый в своей области, на своем месте, мы должны уметь соединять нашу деятельность в общем попечении о церкви. Но как же всем участвовать в этих делах? На это дает нам пример древняя церковь , начиная со времен апостольских.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Потому-то, далее, не всякому позволено проповедовать, обяснять учение веры, а тем более своевольно мудрствовать о нем. Не все апостолы, не все учители, говорит св. ап. Павел. Но не беря на себя самозванного учительства, как люди на то не призванные, не посвященные, вы, однако же, можете и обязаны твердо и ревностно исповедать учение веры, когда вас спрашивают о ней, когда видите, что ближний ваш не понимает ее, или, Боже сохрани, глумится, кощунствует над ней или же заблужается от истинной веры, увлекает других в свое заблуждение и т.под. Примером для вас пусть будут древние св. мученики и исповедники. В бесчисленном лике их были не одни пастыри и учители, а также и миряне всех званий: воины, правители, купцы, ремесленники, земледельды, жены, дети. И сколько примеров на то, как они исповедали веру пред неверными или неправоверными, еретиками, раскольниками, защищали пред ними сию св. веру, обличали их неверие и неправоверие и таким образом просветили многих неверных, научили истинно веровать неправоверных! Великую награду обещает и Слово Божие всякому, кто обратит ближнего своего, заблуждающего от истинной веры. " Братья! – учит св. ап. Иаков, брат Господень, – если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, тот знай, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:19–20 ). Так! Всякий христианин обязан ревновать о христианском просвещении ближнего, просвещать его живым словом. Вразумлением, назиданием. Особенно такой долг лежит на родителях, на старших в семье, наконец, вообще христианах более сведущих в вере, в учении церковном. Те же, которые стоят во главе христианской общины или прихода, могут сделать и многое другое для христианского просвещения соприхожан, напр. истреблять суеверия, омрачающие смысл христианский, заводить, расширять школы, распространять душеполезные книги в приходе и т.под. Таким образом, вы, попечительные христиане, будете участниками того высокого просветительного служения в церкви, какое заповедано ей Господом нашим, призвавшим нас в чудный свет свой, свет своей веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Предание гласит, что св. ап. Андрей Первозванный после того, как основал церковь в греческом граде Византии, прошел с проповедию другие страны, между прочим, по берегам Черного моря, потом Днепром поднялся вверх и пришел к месту, где теперь Киев и, где тогда была дикая пустыня. Здесь, указывая ученикам своим на горы, он сказал: «Видите ли горы сии? На сих горах возсияет благодать Божия, и город будет великий и церкви многие созиждет Бог». Потом на одной горе он водрузил крест в залог того, что пророчество его исполнится. Оно исполнилось чрез 900 лет – при св. равноап. кн. Владимире, просветившем русскую землю св. верою. Какая же это была вера, принятая при св. Владимире? Это вера апостольская, та самая вера, какую насадили на востоке в странах греческих св. апостолы и в числе их св. Андрей. Первые учители веры и пришли к нам тогда именно из того же города, где насадил веру св. Андрей, и, где потом жил св. равноапост. царь Константин. Так братие! везде, где ни светится на земле свет веры, везде взят он от того света, какой впервые засветили в мире св. апостолы. От того Спаситель и сказал им: «Вы есте свет мира!» ( Мф.5:14 ). Еще остается мне, братие, много сказать вам о св. апостолах. Скажу это в следующей беседе. 16. Беседа вторая о св. апостолах Богаты они были мудростию, которую обещал им Спаситель. Сказав, что за проповедь веры они будут преданы на суд неверных царей и правителей, Господь прибавил: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Мф.10:19–20 ). «Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам» ( Лк.21:15 ). И апостолы знали, что устами их говорит сам Господь, говорит Св. Дух, и потому все, чему учили они, истинно и непреложно. «Мы имеем ум Христов, – говорил св. Павел. – Если бы Ангел с неба сошел учить, то не мог бы учить иначе, чем мы» ( 1Кор.2:16 ; Гал.1:8 ). Они были уверены, что никакая сила в мире не может поколебать их веры и любви к Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010