Письмо епископа Феофана настоятелю Задонского Богородицкого монастыря архимандриту Димитрию (Григорьеву) 22 января 1879//ТЕВ. 1894. 34. С. 628–631. Письмо епископа Феофана настоятелю Задонского Богородицкого монастыря архимандриту Димитрию (Григорьеву) 9 марта 1880//Собрание писем. Вып. III. С. 188–189. Письмо епископа Феофана о. Тихону (Ципляковскому) от 29 сентября 1874//ТЕВ. 1894. 36. С. 681–683. Письмо епископа Феофана студенту Казанской духовной академии, в будущем старцу Феодосию Карульскому, от 1 ноября 1893//РП. 2001. 24. С. 104. Письмо епископа Феофана студенту Казанской духовной академии, а в будущем старцу Феодосию Карульскому от 15 декабря 1893//РП. 2001. 24. С. 105–107. Русский Афонский Отечник XIX–XX веков/глав. ред. серии иеромонах Макарий (Макиенко). Святая Гора: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012.   См.: Летопись жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, 1815–1894: в 5 томах. Т. 1, 2/ред. совет: митрополит Климент (Капалин) и др. М.: Издат. Совет РПЦ, 2016; 2019 (изданные тома). Тома 3–5 готовятся к изданию под эгидой Издательского Совета Русской Православной Церкви. Подробнее см.: Русский Афонский Отечник XIX–XX веков/глав. ред. серии иеромонах Макарий (Макиенко). Святая Гора: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2012. С. 000–000. Преподобный Антипа Афонский и Валаамский (1816–1882) был родом из Молдавии, там же начался его монашеский путь; затем он подвизался на Афоне; прибыл в Россию для сбора средств; с 1865 г. жил в Валаамском скиту Всех Святых. Они собраны в отдельной книге: Ответы епископа Феофана, Затворника Вышенской пустыни, на вопросы инока относительно различных деланий монашеской жизни. Тамбов, 1894. Письмо епископа Феофана о. Тихону (Ципляковскому) от 29 сентября 1874//Тамбовские епархиальные ведомости. 1894. 36. С. 681. Там же. С. 681–682. Там же. С. 682. Письмо епископа Феофана монаху Денасию (Юшкову) от 27 декабря 1889//АРПМА. Оп. 24. Ед. хр. 4327. Л. 1013–1014. Письмо епископа Феофана о. Тихону (Ципляковскому) от 29 сентября 1874. С. 682.

http://bogoslov.ru/article/6177494

И нам нужно жить православной христианской духовной жизнью. Ходить в храм Божий почаще, исповедоваться, причащаться Святых Христовых Таин. Может быть, пока у вас это происходит, такая борьба внутренняя, может быть и почаще, если благословят. И епитимью попросить у батюшки. Разумную, конечно, посильную епитимью, которую вы можете выполнять. И тогда это со временем должно пройти, потому что благодать Божия действует, она очищает душу и постепенно все грехи как-то уже так не терзают душу. - Что страшно, зачастую такое наше отношение к грехам мешает нам прийти на Исповедь. Мы говорим: " Ой, мы не достойны. Как же это - все грехи Бог мне не простит. Я даже и не буду пытаться " . - Я встречался в своей пастырской практике с тем, что людям даже неудобно своему батюшке, с которым они уже в хороших отношениях, какие-то грехи юности исповедовать. Просто стыдно. Такие люди, бывает, приезжают в монастырь, в наш монастырь, в Лавру, в другой, и в монастырях освобождаются от этого груза. Так тоже можно посоветовать человеку поступить. Но не надо на этом зацикливаться, не это надо делать главным в своей духовной жизни. - Владыка, в конце нашей беседы, наверное, есть смысл еще немного сказать о тех замечательных святынях, которые Вы привезли в нашу епархию. Вы уже сказали немного про икону святой Анны. Но и святой преподобный Антипа Валаамский - это, по-моему, новопрославленный святой. И что удивительно, в 1992 году, когда была вскрыта могила, мощи его благоухали, были медового цвета. Это чудо, которое мы почему-то очень часто не видим, не хотим видеть в нашей жизни, а Господь его нам являет по милости. - Да, мы привезли сюда две иконы. Одна икона - это образ точной меры и подобия той чудотворной иконы, которая находится на святой горе Афон в скиту святой Анны, и к которой обращаются как раз люди, которые желают детей, но по каким-то причинам Господь им не посылает детей. И после поста и молитвы, бывает, дети появляются. А вторая икона - с частицей мощей преподобного Антипы, новопрославленного нашего святого. Я о нем уже рассказывал: именно духовный отец тех монахов, которые были в Верхотурье посланы в XIX веке. Это знаменитый старец, великий подвижник XIX века. По происхождению он румын. И начало своей монашеской жизни полагал в Румынии, а потом на Афоне. На Афоне принял схимнический постриг, и потом уже, по послушанию, он заведовал строительством скита во имя Иоанна Предтечи, румынского скита на Афоне. Он прибыл в Россию за сборами. И когда закончил эту работу, узнал о Валааме, полюбил Валаам и остался там уже на всю жизнь. И как раз он принес на Валаам эту афонскую старческую традицию. У него было много учеников, среди которых, как я сказал, были и будущие верхотурские святые. Я надеюсь, что эти святыни будут помогать. Икона преподобного Антипы сейчас находится в верхотурском монастыре. Я думаю, что она будет помогать вдохновлять братьев, которые сейчас несут свой монашеский подвиг.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Так, 13 ноября 1860 года, по приходе своем навсегда в Валаамский монастырь, Александр Андреевич снова был определен на послушание при монастырском огороде. На этом послушании он трудился немалое число лет, сначала, как простой богомолец и работник, затем уже как послушник, а впоследствии был назначен заведующим или, как говорят на Валааме, «хозяином» всего огорода. Истинное послушание и смирение, а также неусыпная ревность к храму Божию и примерное трудолюбие Александра были замечены. Спустя без малого десять лет он удостоился от игумена пострижения в монашество (мантию) с наречением ему имени Агапий. Со временем слабость зрения монаха Агапия все более усиливалась: один глаз перестал видеть совсем; нести огородное послушание стало для него весьма затруднительно. Ввиду такого положения, от этого послушания он был освобожден, он был назначен на клирос, и вскоре уже стал клиросным голосовщиком, то есть помощником регента. Благодаря добросовестному исполнению клиросных обязанностей, отец Агапий получил основательное знакомство с Богослужебным уставом Православной Церкви и изучил на память много молитвословий. Наконец, болезнь глаз усилилась до такой степени, что отец Агапий ослеп совершенно, и потому был освобожден от всякого послушания и 26 августа 1883 года был уволен за штат, то есть на покой. В то время, когда приснопамятный схимник начинал на Валааме свою подвижническую жизнь, там сиял своими иноческими добродетелями и богоугодными подвигами, духоносный старец, иеросхимонах Антипа Первый (Афонский), удостоенный еще при жизни от Господа Бога дара прозорливости. Сей дивный старец проживал в скиту Всех Святых, Существует достоверное предание, что Сама Пречистая Владычица мира благоволила однажды удостоить преподобного Антипу беседой через святую Свою икону, находившуюся в его келье. К этому угоднику Божию и был назначен в ученики отец Агапий. Он предался учителю всей душой. Между старцем и учеником установилась теснейшая внутренняя связь. Руководимый таким опытным в духовном делании старцем, отец Агапий сам мало-помалу приобретал редкую духовную опытность, возрастал в нравственно-добром и святом, созревая в мужа совершенного, в меру возраста Христова (Еф. 4: 13). Под руководством святого старца научился отец Агапий со временем сердечной внутренней молитве, а вместе с этим постоянному памятованию о Боге. Молитва Иисусова не сходила с его уст.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

5109. ВОСТРЫШЕВ М. Подвиг смирения. (Памяти Святителя Агафангела, Митрополита Ярославского и Ростовского). – 1994, 3, 98. 5110. О ПРЕСТАВЛЕНИИ святого епископа Тверского Акакия и о житии его вкратце. – 1986, 11, 72. 5111. МУМРИКОВ А., диак. Святой благоверный князь Александр Невский. (К 750-летию Невской битвы). – 1990, 12, 70. 5112. КЛЕМЕНТЬЕВ А. Преподобный Александр, игумен Свирской обители. – 1989, 9, 68. 5113. ЦЫПИН В. , прот. Протопресвитер Александр Хотовицкий (1872–1937). – 1994, 7–8, 98. 5114. ДОБРОВОЛЬСКИЙ А. В храме на Маросейке. (Из воспоминаний об отце Алексее Мечеве ). – 1994, 7–8, 91. 5115. СВЯТИТЕЛЬ Московский Алексий. – 1989, 2, 39. 5116. ПОЧТОВЫЙ А., прот. Преподобный Алипий- первый русский иконописец. (К 875-летию со времени преставления). – 1989, 8, 20. 5117. ИЛЬИЧЕВА Н. Старец Амвросий Оптинский . – 1988, 11, 62. 5118. ЛЕБЕДЕВ В. Преподобный Амвросий Оптинский . – 1989, 2, 40. 5119. КИРИЛЛ, архим. Земли Владимирской преславный светильник. (Святой благоверный князь Андрей Боголюбский). – 1987, 9, 21. 5120. ЛЕБЕДЕВ В. Преподобный Андрей Рублев. – 1989, 7, 40. 5121. ПРЕПОДОБНЫЙ Андрей Рублев. – 1990, 1, 40. 5122. UEPOCXIMOHAX Антипа Валаамский (Афонский). –2000, 8, 42. 5123. ВИКТОР, архим. Подвижник Тверской земли, преподобный Антоний Краснохолмский. – 1984, 2, 9. 5124. АФАНАСЬЕВ В. Жизнь святого Антония Великого . – 1994, 9–10, 88. 5125. ЛЕБЕДЕВ В. Первоподвижники земли Русской. – 1987, 5, 17. 5126. КОЗЛОВА В. Святой Антоний Печерский и начало Киево-Печерской обители. – 1988, 6, 73. 5127. А.К. Святитель Арсений, епископ Тверской. (К 575-летию со времени преставления). – 1984, 12, 20. 5128. ФИОЛЕТОВА Н., ЮСОВА О. Да сынове света будете. (Епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) . – 1991, 5, 31. 5129. ЛЕБЕДЕВ В. Святые братья. – 1988, 1, 7. 5130. ГЕОРГИЙ (ТЕРТЫШНИКОВ), архим. Житие иеромонаха Варнавы (Меркулова), старца Гефсиманского скита при Свято-Троице-Сергиевой Лавре. – 1994, 9–10, 41. 5131. КОЗЛОВА В. Старец Черниговского скита при Троице-Сергиевой Лавре Варнава Гефсиманский . – 1989, 7, 65.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1846 г. А. М. Горностаев спроектировал двухэтажный пятиглавый храм в древнерусском стиле с чертами византийской и классической архитектуры. 18 августа 1849 г. нижняя церковь была освящена во имя Всех Святых Святителем Игнатием (Брянчанинов), а в 1894 г. расписана под руководством игумена Гавриила и иеромонаха Луки. 0. Антипа прошел долгий путь послушания и духовного восхождения в Молдавских и Афонских монастырях, пока не оказался в России. На Валааме он селится в ноябре 1865 г. и проводит время в непрестанной молитве. Он сподобился явления Божией Матери и Преподобных Сергия и Германа. Надгробия некоторых подвижников уцелели у алтаря храма. В строгом по уставу скиту только в 1894 г. было разрешено в непостные дни вкушать молоко. Женщины могли попасть сюда лишь на престольный праздник с крестным ходом в день Всех Святых. Часть утвари (в том числе иконы работы В. П. Пешехонова) находится сейчас в Финляндии. Ныне в скиту восстановлена иноческая жизнь в соответствии с прежним уставом. На праздник Всех Святых в 1993 г. наместником игуменом Панкратием в нижнем храме была совершена первая литургия за прошедшие полвека " мерзости запустения " . Официальный сайт Валаамского монастыря Список объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории Сортавальского муниципального района (по состоянию на 15.04.2013 г.) Скит Всех Святых: 1) " Сосна-великан " (возраст 350 лет, высота 30 м, у дороги к скиту). 2) Вишневый сад, дубовая аллея(сер. 19 века). 3) Келейный корпус частично руины (1844-1849 гг.), колодец (1854 г.). 4) Могила иеросхимонаха Антипы с оградой (2 половина 19 века), могилы за алтарем. 5) Настоятельский корпус (руины) 1844-1849 гг. 6) Ограда с 4 угловыми башнями и воротами (1849 г.). 7) Поклонный крест на перекрестке дорог (1854 г.). 8) Посадки клена, лиственниц, пих, кедровой сосны, дуба, вяза, барбариса, сирени, гречихи Вереха (сер. 19 века); яблоневый сад. 9) Угловой хозяйственный корпус с трапезной, кухней, кельями и скотным двором (1844-1849 гг.).

http://sobory.ru/article/?object=05451

Почему безобразно? Потому что образ Божий утерян и нужно его возвращать. Как возвращать? Через веру, через жизнь по Евангелию, через то, как нас ведет святая Православная Церковь. И в этом смысле православный монастырь должен быть примером. Он должен показывать, что и в наше время возможно жить по Евангелию, жить по-христиански. - То есть даже люди, которые, может, приезжают на Валаам с закрытым сердцем, с закрытой душой, не могут не откликнуться божественной красоте, выраженной в камне, в молитве. Все равно их сердце приоткрывается навстречу Богу, и это уже очень благое дело... - Да. Причем часто это происходит с неверующими или нехристианами. Был случай: один иудей тоже почувствовал это необыкновенное, говорит: " А можно иудею креститься? " . Я говорю: " Конечно, можно " . Причем это был один из заместителей министра тогда, чиновник достаточно высокого уровня. Так его потрясла благодатная валаамская атмосфера. Конечно, у нас тоже многое еще требует наведения порядка, ведь сейчас на Валааме не только монастырь. Там и светское население сейчас проживает, есть светские организации, и не везде мы можем контролировать ситуацию, наводить порядок. Поэтому и на самом Валааме, к сожалению, есть такие места, где надо бы действительно приложить усилия и исправить ситуацию. - Владыка, Валаам именовался северным Афоном. Такая параллель всегда проводилась между Афонскими монастырями и монастырем на острове Валаам. Как сегодня строятся взаимоотношения монастырей на Святой горе и вашего? Есть какое-то общение между обителями? Может быть, чему-то вы учитесь, что-то перенимаете? - Оно всегда было. И в древности братья ездили на Святую гору, возвращались оттуда, рассказывали, как там строилась монашеская жизнь. И, напротив, со Святой горы приезжали, как преподобный Антипа Валаамский. Он прожил много лет на Святой горе, получил там постриг и приехал в Россию, исполняя послушание собирать средства на строительство скита. Эта традиция сейчас продолжается уже на новом уровне. У нас хорошие добрые отношения с Ватопедским монастырем, братские, можно сказать, с Андреевским скитом на Афоне.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Попущением Божиим и со старцем Иоакимом случилось подобное тому, что было с преп. Антонием. Враг нанес ему великое озлобление: после поправления дорожек накануне какого-то праздника, он шел ко всенощному бдению на кириакон. Вдруг явилось множество бесов, которые схватили его и бросили вниз по крутому косогору к морю. Старец, перевертываясь, летел вниз и когда на ровном месте останавливался, то бесы снова схватывали и опять бросали далее, и таким образом, несколько раз перебрасываемый бесами по зубцам камней и через кусты, он докатился к самому морю. К великому удивлению он не потерпел никакого вреда. Скитские отцы начали уже собираться в кириакон. Не видя о. Иоакима и зная, что он всегда первый являлся в церковь , удивились и подумали: а жив ли о. Иоаким? и пошли осведомиться. В пещере не был, и стали искать повсюду, и наконец по голосу нашли его у берега моря. Потом решили собором не пускать его более в пещеру, и дали ему приют при гробничной церкви. Перед праздником Рождества Христова 1888 года старец заболел, слег в постель и ничего не ел. От сего времени и до самой кончины он пробыл без всякой пищи, разве когда какой глоток воды вливали ему в уста. Голос его хотя и ослабел, но он еще мог говорить, и хотя с трудом, но можно было разбирать его слова. Наконец наступил четверток Светлой седмицы, канун храмового праздника его церкви во имя Живоносного Источника. Уже солнце приближалось к краю горизонта, еще минута, и оно совсем готово было спрятаться за него. Вдруг о. Иоаким воскликнул громким голосом: – Владычица моя, Владычица моя! – и с теми словами испустил свой дух в руки Господа своего, Которого так крепко возлюбил. Старец Иоаким скончался около 80 лет от роду, прожив на Афоне более 25 лет. Старец о. Евфимий – грек († 1866) О старце о. Евфимии, к которому за советами обращались о. Антипа (валаамский) и игумен Нифонт, последний как его духовный сын по пострижению, подробных сведений не имеем. Узнали лишь следующее. (Из записок о. Пантелеймона): Старец о. Евфимий был родом грек и родился в 1780 году на острове Имбро. В миру некоторое время служил учителем, но не будучи обременен супружескими узами, он рано стал помышлять о спасении души и решил вступить в монашество. Достигнув 30-летнего возраста, он отправился на Афон, и здесь поселился в скиту св. Анны у одного старца. По отзыву о. Нифонта в скиту он был как столп и опора.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сергий и Герман пришли в эти места из Византии и, возможно, поэтому храм во имя них выполнен в греческом стиле. Там приглушенное освещение, сводчатые потолки. Нам рассказали, что изначально стены и потолок были темно голубого цвета с золотыми звездами. В нижнем храме находится не одна чудотворная икона, покоятся мощи святых преподобных старцев. Здесь, например, хранится Валаамская икона Божией Матери (вернее, ее точная копия; оригинал во время эвакуации был вывезен в Ново-Валаамский монастырь в Финляндию). Богородица изображена во весь рост, одетая в ярко-красный плащ. Она предстает словно огненный столп, соединяющий небо и землю, в центре которого – Иисус. Его правая рука благословляет, а в левой руке находится держава, увенчанная крестом. Множество исцелений, происходивших по молитвам перед этой иконой, позволили инокам обители собрать материалы к прославлению ее как чудотворной. Праздник в ее честь отмечается 14 июля.   Напротив иконы Валаамской Божией Матери – дубовая рака с мощами преподобного Антипы Афонского (Молдаванского). Он, уроженец Молдавии, в 1865 году пришел на Валаам из Афона. Духовными чадами этого старца были не только насельники монастыря, но и миряне, что было редкостью. Он жил в ските, закрытом от женщин, где действовал очень строгий устав. Поэтому преподобный Антипа просил похоронить его за пределами скита, чтобы все духовные чада, включая сестер, могли приходить к нему после его кончины. Он завещал им: «Приходите и разговаривайте со мной, как с живым, и я буду вам помогать». Из нижнего в верхний храм ведет лестница, по обеим сторонам которой на стенах изображены все русские святые, чинно шагающие друг за другом. Это шествие завораживает. Верхний храм, посвященный празднику Преображения Господня, выглядит гораздо более торжественно, по сравнению с нижним. Он выполнен в русском стиле, сверкает золотом, расписан композициями праздников, событий священной истории, изображениями 130 святых. Службы здесь проходят только в летнее время, потому что храм не отапливается.

http://pravmir.ru/valaam-zapiski/

Будем надеяться, что и в остальных случаях он также примет окончательное решение. А материала у нас хватает. Напомним, что в сонме русских афонских святых, помимо преподобного Антония Киево-Печерского , преподобного Нила Сорского , Антипы Валаамского, есть преподобный Паисий Величковский , преподобный Гавриил Афонский и преподобный Кукша (Величко). Правда, большинство этих святых своими подвигами более связаны с Россией, чем с Афоном. Кроме того, есть местночтимый преподобный Тимофей Валаамский и сонм афонских новомучеников Российских: преподобномученик Данакт (Калашниченко), преподобномученик Иона (Санков), преподобномученик Александр (Артемьев), преподобномученик Мефодий (Федоренко), преподобномученик Гедеон (Малышев), преподобномученик Александр (Носков), преподобномученик Иоанн (Лаба), преподобномученик Иларион (Громов), преподобномученик Антипа (Кирилов), преподобномученик Иларион (Цуриков) 3 .    Иеросхимонах Иероним (Соломенцев) – монах великих духовных подвигов, возобновитель Пантелеимонова монастыря Сейчас православными почитается великий русский благотворитель, ставший афонским монахом, Иннокентий (Сибиряков). О нем опубликовано много материалов, и на XXIV Рождественских чтениях даже планировался доклад об этом бессребренике. Также на них поднимался вопрос и было принято соответствующее обращение к священноначалию о прославлении русских афонских святых. 2-3 февраля 2016 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви благословил общецерковное почитание иеросхимонаха Аристоклия (Амвросиева), значительную часть своей жизни проведшего на Московском подворье Афона. Но странно будет, если при этом мы забудем о русском святом – возобновителе Пантелеимонова монастыря иеросхимонахе Иерониме (Соломенцеве). Он не только монах великих духовных подвигов. Он явился именно тем «камнем», на котором был отстроен новый Пантелеимонов монастырь, – в духовном и даже в какой-то степени физическом смысле. Всю свою монашескую жизнь старец боролся в монастыре с «республиканством», и благодаря основам общежития, заложенным иеросхимонахом Иеронимом, монастырь выстоял в больших искушениях и после его кончины, и в долгие годы советского безвременья.

http://pravoslavie.ru/91106.html

Посвященный во иеродиакона, отец Амвросий, по благословению игумена, оставил канцелярию и исправлял чреду священнослужения и пел на клиросе. Монастырские старцы, заставшие отца Амвросия, долго не могли забыть, как прочувствованно он читал Апостол и шестопсалмие, как пел величание... Любя всей душой Валаам, на неоднократные предложения о перемещении в другие, более богатые обители, о. Амвросий неизменно отвечал категорическим отказом. 28 февраля 1876 года иеродиакон Амвросий был рукоположен во иеромонаха. К этому времени игумен Дамаскин возложил на него обязанность заведовать обширной монастырской библиотекой. Спал отец Амвросий очень мало – в любое время его можно было видеть бодрствующим. Ежедневно он вычитывал Акафисты Спасителю, Божией Матери и святителю Николаю. Готовясь к служению литургии, он увеличивал свое молитвенное правило и почти совсем не спал. Отличительной чертой отца Амвросия было редкое усердие и упование на предстательство Царицы Небесной. С чисто ангельской простотой и слезным умилением прибегал в молитве к Пресвятой Богородице перед всяким начинанием и во всякой скорби. Он особенно чтил святителя Николая, глубоко благоговея перед Илииною ревностью этого угодника Божия. Обладая крайним незлобием и удивительным миролюбием, отец Амвросий везде и всюду сеял мир и взаимную братскую любовь. В последние годы своей жизни игумен Дамаскин возложил на отца Амвросия труд старческого делания и духовничества. Отца Амвросий, в течение семнадцати лет, был в духовном общении с иеросхимонахом Антипой Афонский. Пример подвижнического жития старца Антипы Афонского не мог не увлечь горевшего пламенной ревностью отца Амвросия. Он проникся глубоким уважением и любовью к афонскому подвижнику, часто ходил к нему в скит для духовных бесед. Однажды глубокой осенью случилось с ним происшествие, которое он посчитал за чудесное избавление от смерти. Дело близилось к ночи, и отец Амвросий, тогда еще послушник Александр, возвращаясь от старца Антипы, желая сократить путь, пошел прямиком на Покровскую часовню, по покрытому льдом заливу. Лед, видимо, был еще совсем слабый. Александр провалился в воду, и его подо льдом понесло течением. Место здесь глубокое и течение сильное, так что неминуемая смерть была совсем рядом. Но инок не растерялся и обратился в молитве за помощью к преподобному Александру Свирскому . Как только воззвал он к святому, то чудесным образом, сам того не понимая, оказался на поверхности льда и благополучно добрался до берега.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010