Первые лица ОВЦС были награждены за свою «каноническую деятельность». Много было написано о том, что к каноническому строю Православия этот отдел имеет мало отношения начиная с 1960-х годов. Достаточно открыть сайт ОВЦС: 70% – информация о достижениях инославных в России. Иные скажут: достижения были – ведь мы объединились с бывшим Русским экзархатом Константинопольского патриархата в Европе, который упразднил в 2018 году Варфоломей. Да, это объединение – историческая коллизия, своего рода «подарок» от Варфоломея Московскому патриархату. Никогда бы добровольно экзархат с нами не объединился, если бы не враждебный им демарш Варфоломея, так как вся идеология экзархата, все богословие Парижской школы отнюдь не о Святой Руси и не о Москве . Интересны ли все эти годы нам были православные архиереи Антиохийского патриархата? Нет, во время больших мероприятий в Москве мы (митрополит Илларион) могли с ними даже не поздороваться в лифте. Если вопрос не заходил об экуменических интересах, то православные архиереи были нам просто не интересны. Общественным организациям из России, желавшим работать в Сирии, ОВЦС старался создавать всяческие проблемы, чтобы освободить и без того пустое поле деятельности. Зато активность и спекуляции с православными арабами начались тогда, когда прошла Гавана и были подписаны московско-ватиканские заявления по Ближнему Востоку – вот тогда мы стали проводить акции! Нет, не православные, а экуменические акции – совместно с католиками, протестантами и мусульманами. Да еще в 2021 году, когда разнообразным силам потребовалось продвигать генетическую вакцину от нового биологического оружия за пределами России, к этому решили подключить Церковь, ОВЦС Московского патриархата. После этого пошли патриаршие и правительственные награды отделу, благодарности. Но, простите, к Православию и спасительной миссии Церкви вакцинация или экуменизм Гаваны какое имеют отношение?!! Интересны ли нам были братья-болгары? Нет! Так как политическая сила не за ними. Что такое духовная сила – нам уже малопонятно. К тому же болгары милостью Божьей вышли из Всемирного Совета Церквей – этого собрания духовных мертвецов, в компанию которых Московский патриархат упорно стремится и надеется кого-то там чудесным образом воскресить после 60 лет безуспешных попыток.

http://ruskline.ru/opp/2021/10/19/ekumen...

Периодизация истории святоотеческой письменности I. Святые отцы и церковные писатели доникейского периода Раздел I. Мужи апостольские Святой Климент епископ Римский Житие Творения Учение Святой Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский Житие Творения Богословие Святой Поликарп, епископ Смирнский Житие Творения Учение. Послание святого Поликарпа имеет главным «Учение двенадцати апостолов» («Дидахи») Содержание и учение Послание Варнавы Учение «Пастырь» Ерма Нравственное и догматическое учение Общие замечания о памятниках послеапостольского периода Раздел II. Апологеты Апология Аристида Афинагор Сочинения Богословие Святой Милитон, епископ Сардийский Творения Святой мученик Иустин Философ Житие Творения Богословские взгляды Татиан Сочинения Святой Феофил, епископ Антиохийский Творения Учение О Ермии Философе Минуций Феликс Учение Общие замечания о рассмотренных сочинениях Раздел III. Борьба Церкви с гностицизмом Святой Ириней, епископ Лионский Житие Творения Богословие Святой Ипполит, епископ Римский Житие Творения Богословие Раздел IV. Возникновение научного богословия А. Североафриканская школа Тертуллиан Жизнеописание Сочинения Богословие Святой Киприан, епископ Карфагенский Житие Творения Догматическое учение Христианская наука (III в.) Александрийская и Антиохийская школы богословия Б. Александрийская школа О Пантене Климент Александрийский Жизнеописание Сочинения Воззрения Богословие Ориген Жизнеописание Сочинения Учение Святой Дионисий Александрийский Житие Творения и учение Святой Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский Житие Творения и богословие Святой Мефодий Патарский Творения и богословие Развитие святоотеческой мысли в первые три века II. Золотой век святоотеческой письменности (IV – первая половина V вв.) Общая характеристика посленикейского периода Восточные святые Отцы Святой Афанасий Великий Житие Творения Богословие Отцы-каппадокийцы – святые Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский Святой Василий Великий Житие Творения Святой Григорий Богослов Житие Творения Учение Святой Григорий Нисский Житие Творения Догматическое учение Святой Кирилл Иерусалимский Житие Творения Учение О Святой Троице Святой Иоанн Златоуст Житие Творения Богословие Западные святые Отцы Святой Амвросий Медиоланский Житие Творения Богословие Блаженный Иероним Стридонский Житие Творения и богословие Блаженный Августин Иппонский Житие Творения Догматико-апологетические произведения против язычников и иудеев Учение Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин – отец востока и запада Житие Творения Богословие Золотой век святоотеческой письменности Библиография  

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

– Поскольку я последние 14 лет прожил в Соединенных Штатах, мне на сегодняшний день более ясна обстановка, которая сложилась в области православных миссий в Америке. Конечно, там Церковь небольшая и поэтому любой вклад в историю миссии оказывается значимым. Зачем сегодня нам задумываться о том, как катехизацией занимались в эпоху святых отцов? В первую очередь, я думаю, что для каждого сегодняшнего миссионера и всякого современного православного педагога является большим вдохновением и подспорьем возможность приобщиться к опыту святых отцов, узнать о том, что они были не только блестящими богословами и церковными пастырями, но также приоритетным для них был и вопрос катехизации. Так, например, очень важно, что такие известные святители древней Церкви как епископы Кирилл Иерусалимский , Амвросий Медиоланский , блаженный Августин Гиппонский и отцы-каппадокийцы так или иначе занимались огласительной деятельностью. И одновременно, конечно, ею занимались и священники, и диаконы, и даже миряне. Сегодня приобщение к этому богатому опыту поможет создавать в современных новых условиях новые формы оглашения. Для меня всегда обращение к этому опыту было большим подспорьем в моей собственной пастырской деятельности. Что касается того, как катехизация проходит на западе, учитывая то обстоятельство, что количество православных в одном отдельно взятом городе в Америке не так велико, то очень часто разные Церкви сотрудничают друг с другом в этом вопросе. Я имею в виду, что, например, прихожане приходов Антиохийской, Греческой Церквей и Американской Православной Церкви, в частности, в Миннеаполисе, штат Миннесота, то есть оглашаемые, проходящие катехизацию, съезжаются из разных приходов в один храм. Таким образом, на литургию каждый ходит в свой храм, но на огласительные занятия они собираются вместе в одной церкви. Обычно это небольшое количество людей – человек 20–30. Очень часто люди едут за десятки километров, бывают случаи, что проезжают сотни километров, а то и больше. Съезжаются они для того, чтобы раз в неделю послушать огласительную лекцию. И, конечно, помимо лекции также активно участвуют в жизни церкви. Эти лекции длятся обычно четыре или пять месяцев, и построены они чаще всего как толкование на Символ веры, то есть в такой форме преподаются основы веры. Я вижу катехизацию взрослых как нечто, что может существовать в Церкви помимо воскресной школы. Хотя я не думаю, что этот опыт как-то прямо применим в реалиях украинской Церкви или русской Церкви, где количество православных верующих гораздо больше.

http://azbyka.ru/katehizacija/podgotovka...

Святой Иоанн Златоуст и его враги († 14 сентября 407 г. – 14 сентября 1907 г .) 185 Родился святой Иоанн в 347 г. в Антиохии. Отец его, Секунд, принадлежал к знатной фамилии и занимал важную должность в войске. Мать, Анфуса, оставшись молодой вдовой, всю свою жизнь посвятила воспитанию сына. «Ах, какие у христиан есть женщины», – говорил о ней языческий софист и учитель святого Иоанна – Ливаний. Вначале святой Иоанн трудился в качестве адвоката, а после кончины матери (374 или 375 гг.) удалился сначала в ближайшую обитель, затем – отшельником в пещеру. «Когда я пришёл к мысли, оставив город, уйти в кельи монахов, – свидетельствует он сам о своих внутренних борениях, – то много раздумывал и беспокоился о том, откуда мне будет доставляемо необходимое, и можно ли будет есть хлеб, испечённый в тот же день; не заставят ли меня употребить одно и то же масло и в светильнике и в пище, не принудят ли питаться гадкими овощами, не отправят ли на тяжёлую работу, приказав, например, рубить дрова, таскать и исполнять все прочие такие службы? И вообще у меня было много забот о своём покое». Болезнь желудка понудила его вернуться в 380 г. в Антиохию. Вернулся он в мир преисполненный любви к монашеству и сразу же стал писать в защиту аскетического идеала. Аскетизм выработал в нём смелость говорить всё до конца и всякому. По своему богословскому направлению святитель Иоанн принадлежал к Антиохийской школе, через всю историю вероучения которой красной нитью проходила идея активности человека, достигающего божественного достоинства энергией нравственной самодеятельности. В истолковании святой Библии антиохийцы придерживались исторического метода. Из этой школы он вынес умение пользоваться буквальным смыслом слова Божия для проведения в жизнь евангельского нравственного идеала. Только в первые годы своего проповеднического служения святой Иоанн произносит ряд бесед исключительно на темы догматические (против язычников, иудеев, аномеев), в последующее же время он касался догматических вопросов лишь по мере потребностей паствы, главное же внимание сосредоточивал на нравственном возрождении. Он нередко повторял, что содержащий правильные догматы , но живущий по-язычески, вечной жизни не наследует.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

священник Константин Коман Герменевтические предпосылки в труде «Ответы Фаласию» св. Максима Исповедника. Вклад в православную библейскую герменевтику Источник Скачать epub pdf Содержание Моральные предпосылки, или мотивация библейской экзегезы Смирение, или понимание собственной ограниченности, как предпосылка экзегезы Избавление от страстей как предпосылка экзегезы Деяние Духа Божия как предпосылка толкования Духовный опыт – предпосылка библейской экзегезы Молитва как предпосылка библейской герменевтики Любовь и послушание как мотивация библейского толкования Прославление Бога как конечная цель библейской экзегезы Выводы     Изучение трудов такого библеиста, как святой отец наш Максим Исповедник , которого обычно не причисляют к экзегетам Священного Писания , предполагает, помимо всего прочего, устранение «несправедливости», которая допускалась на протяжении многих веков в отношении оценки его трудов с точки зрения экзегезы и библейской герменевтики. Святой Максим Исповедник предлагает нам довольно разработанный герменевтический план, отличающийся от библейской герменевтики, встречающейся в наши дни, даже в православных учебниках по герменевтике, но соответствующий при этом традициям святоотеческой духовности и богословия, в особенности традициям, отраженным в «Добротолюбии». Направление александрийской библейской школы не исчезло, как пытаются убедить нас исследования по истории библейской экзегезы, но сохранилось или было продолжено в той или иной форме писателями или отцами Церкви. Одним из них был, несомненно, святой Максим Исповедник . Его метод экзегезы очевидным образом отличается от исторического метода, применяемого антиохийской школой. Св. Максим является автором единственного экзегетического труда «Ответы Фаласию», которым мы и ограничим наше исследование. Итак, выбор наш остановился на труде св. Максима «О различных трудных местах Священного Писания », более известном под названием «Ответы Фаласию». Мы убеждены, что труд «Ответы Фаласию» содержит достаточно материала, чтобы обозначить особенности герменевтики св. Максима.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

священник Максим Никулин Нравственно-аскетическое учение свт. Кирилла Александрийского в его «Толковании на послание к евреям» Источник Святитель Кирилл, архиепископ Александрии Египетской (около 375–444 гг.) был одним из величайших экзегетов и богословов своего времени. Он также являлся одним из наиболее известных представителей александрийской богословской школы. Святитель оставил нам колоссальное письменное наследие, большую часть которого представляют собой экзегетические сочинения. В своих многочисленных творениях свт. Кирилл полемизирует с арианами, язычниками, иудеями, несторианами. Святитель был наиболее пламенным противником Нестория на Вселенском Соборе в Эфесе (431 г.). В то же время, миафизитские богословы (исповедующие одну природу во Христе) опирались на авторитет святого отца, чтобы аргументировать свое учение. Содержание Нравственно-аскетическое учение свт. Кирилла Александрийского в его «Толковании на послание к евреям» Источники и литература Источники Литература Сокращения     Нравственно-аскетическое учение свт. Кирилла Александрийского в его «Толковании на послание к евреям» «Толкование на Послание к евреям» свт. Кирилла Александрийского 1 (далее – «Толкование») сохранилось только во фрагментах, однако его существование засвидетельствовано несколькими позднейшими авторами, именующими его «πμνημα/ρμηνεα τς (Παλου) πρς βραους (πιστολς)» и цитирующими его отрывки. В частности, этот труд святителя цитируют епископ Александр Иерапольский (432 г.), «Синодик Рустика», Феодорит Кирский , Севир Антиохийский, Леонтий Иерусалимский , Леонтий Византийский , св. Юстиниан, Факунд Эрмианский, Деяния Латеранского собора (649 г.), прп. Анастасий Синаит , автор «Учения отцов», свт. Никифор Константинопольский , свт. Фотий Константинопольский , Дионисий бар Саливи. Однако большинство фрагментов «Толкования» обнаружены в библейских катенах (главным образом, в кодексах Куаслена 204 и Парижском 238, опубликованных Дж. Э. Крамером 2 , а также в Миланском кодексе Е63, использованном А. Маем) и в догматическом флорилегии «Печать веры», опубликованном К. Термекертчаном 3 . Библейские катены – это собрание отрывков, взятых из произведений отцов Церкви и других авторов, комментирующих тот или иной библейский стих. Догматический флорилегий – это сборник фрагментов отцов Церкви и других авторов, доказывающих тот или иной аспект христианского учения. На основании этих источников фрагменты «Толкования» свт. Кирилла были изданы А. Маем 4 (переиздано Ж.-П. Минем 5 ), Ф. Э. Пьюзи 6 и Ж. Лебоном 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Михаил Ведешкин , кандидат исторических наук Все лекции цикла можно посмотреть здесь .   Религиозная политика Юстиниана была во многом противоречивой. В начале своего царствования он демонстративно порвал с промонофизитской политикой Зенона и Анастасия, объявив себя последовательным халкидонитом. Тем не менее гонения на монофизитов так и не начались. Этики еретики имели очень мощную поддержку при дворе в лице супруги Юстиниана – Феодоры. По сути, на протяжении всего царствования этой четы императоры будут пытаться найти компромисс между востоком и западом, какую-то формулировку, которая смогла бы сохранить единство Церкви и уберечь ее от более глубокого раскола. Одной из таких попыток найти богословский, теологический компромисс было собрание в 553 году Пятого Вселенского Собора. Здесь император Юстиниан, очевидно, пытается пойти на уступки монофизиам. Так он осуждает знаменитые три главы, то есть три видных церковных деятеля восточной антиохийской школы – Феодора Мапсуестийского, Феодорита Кирского, Ива Эдесского – за их якобы монофизитский взгляд. Также официально проклинается учение Оригена, которое было также неприемлемо для монофизитов. По сути, эти жертвы, которые Юстиниан приносит на алтарь церковного единства, оказываются пустыми. Ни радикальные халкидониты на западе, ни монофизиты на востоке не согласны примиряться. В итоге всю вторую половину своего правления Юстиниан будет находиться в незавидном положении буриданова осла, который будет пытаться то привлечь к себе западный клир, то наладить отношения с восточным. А монофизитский спор все углублялся и становился все более и более сложным. Так, именно во времена правления Юстиниана монофизиты создают свою собственную параллельную Церковь. На этом поприще подвизался знаменитый монофизитский монах, аскет, в дальнейшем ставший епископом – Иаков Барадей. В отношениях с прочими религиозными диссидентами Юстиниан последовательно придерживался весьма и весьма жесткой линии. Так, например, многие малые секты и течения в христианстве, например монтанизм, подверглись суровым гонениям. Та же участь ожидала секту манихеев, странной синкретической религии, появившейся в III веке и объединившей в себе элементы буддизма, гностицизма, христианства, месопотамских астральных культов и иудаизма.

http://academy.foma.ru/2017/01/11

Скачать epub pdf Содержание Часть 1: апостолы Марк и Матфей Часть 2: апостол Лука Часть 3: апостол Иоанн Часть 4: апостол Павел Часть 5: апостолы Иаков, Петр, Иуда Часть 6: Иустин Философ Часть 7: Афинагор Афинский Часть 8: Феофил Антиохийский, Татиан Ассириец Часть 9: Татиан Ассириец, Святитель Мелитон Сардийский Татиан Ассириец Святитель Мелитон Сардийский Часть 10: Псевдо-Иустин. Литургическая пневматология II-III вв. Псевдо-Иустин Литургическая пневматология II-III вв. Часть 11: Св. Ириней Лионский Часть 12: Тертуллиан, Климент Александрийский Тертуллиан Климент Александрийский Часть 13: Киприан Карфагенский, Ориген, «Физиолог» Святитель Киприан Карфагенский Ориген «Физиолог»     До настоящего момента рассмотрение пневматологии, или учения о Святом Духе самых древних Святых Отцов – мужей апостольских и апологетов, оставалось фактически за рамками круга тем, интересовавших представителей отечественной патрологической школы. Насколько известно, на русском языке не было написано ни одной специальной работы, посвященной пневматологии апологетов. Несколько страниц в историко-догматических курсах да полемических работах касательно Filioque – вот, пожалуй, и все, что имеет русская патрологическая наука по данному вопросу. За рамки общих обзоров, с вытекающим отсюда уровнем глубины анализа и степенью проработки вопроса, данные опыты, разумеется, выйти не могли. В курсах по патрологии – как дореволюционных (архиеп. Филарета (Гумилевского) , В. Д. Гусева и др.), так и новых (архим. Киприана (Керна) и А.И. Сидорова ) изложение учения того или иного древнего автора о Духе Святом не носит систематического характера. Специально пневматологическую тему в настоящее время разрабатывает о. Георгий Завершинский, он опубликовал в одной книге статьи, посвященные пневматологии Ветхого Завета, апостола Иоанна и мужей апостольских. Отрадно видеть пробуждение интереса к столь серьезному и важному пункту учения Церкви, но, к сожалению, приходится признать, что пока эту работу нельзя считать исчерпывающей ни по глубине ни по охвату.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Слава св. Иоанна Златоуста создалась так же рано, как рано проявились его талант и добродетель. Как скоро он вышел из школы ритора Ливания, он только недолго упражнялся в адвокатском красноречии, а может быть, – что, впрочем, уже сомнительно, – и в красноречии панегирическом. С ранних лет он был замечен епископом Мелетием, который, по словам биографа св. Златоуста, Геленопольокого епископа Палладия, уже видел в нем близкую славу Антиохийской церкви, когда на 23-м году жизни крестил его и рукоположил в чтецы. Вскоре он был достаточно оценен для того, чтобы можно было думать о возложении на него епископства, но он, с целью отклонить честь, устрашавшую его, как опасность, счел себя вынужденным прибегнуть к кратковременному бегству, объяснение которого дает в своем трактате «О священстве». Не только его бдительные совесть не позволяла ему считать себя уже созревшим для Служения, о котором он составил самое возвышенное представление, но и благочестивая забота о собственном спасении безотчетно удерживала его. Он считал необходимым продолжать то изучение св. Писания, в которое его увлек учитель его Диодор Тарсийский, и выполнить по мере возможности давно уже задуманное намерение, не приведенное ранее в исполнение только вследствие просьб и слез матери. Ему хотелось осуществить прекрасное желание отшельнической жизни, пленявшее тогда умы и сердца всех. Наконец, этот день наступил, потому ли, что благочестивая мать св. Иоанна, Анфуса, все же уступила его настояниям, или потому, что он ее утратил в тот промежуток времени, когда он удалялся в горы, окружавшие Антиохию и скоро заселенные отшельниками, по примеру египетских пустынь. Предположение о кончине матери, может быть, более правдоподобно, так как св. Иоанн не преминул бы сообщить нам о данном ею согласии, в каком она сначала отказала ему. В течении четырех лет, он проводил здесь монастырскую жизнь в обществе и под управлением одного старого аскета. Затем, желая довести испытание до конца, в продолжение двух лет он жил отшельником, заключившись в своей пещере. Это продолжалось до того момента, когда одновременно и расстроенное здоровье изменило ему, и сам он своим верным и правдивым, хотя и крайне пылким умом, сознал с несомненностью, что эти суровости должны только подготовлять истинного христианина к столь же чистой, как и в уединении, жизни среди мира. И вот он возвращается в Антиохию, отныне уже готовый постепенно восходить по преемственным степеням иерархии. В 381-м году рукоположенный епископом Мелетием в диакона, а в 386-м Флавианом во пресвитера, он получил от старца епископа, более самоотверженного, чем красноречивого, служение слова и в первые дни своего священства произнес, сохранившуюся еще и до нас, свою первую беседу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Содержание Аннотация Александр Иванович Бриллиантов и его «Лекции по истории древней Церкви» Введение в общую церковную историю История церковной истории Общий характер эпохи Вселенских соборов История арианских споров Арианство История арианства до Никейского собора Никейский Вселенский собор Борьба с арианством после Никейского собора (325–361 гг.) Торжество ариан на основе союза их с восточными епископами (325–361 гг.) Представители оригенизма История арианских споров после Никейского собора. Период второй (361–381 гг.) История утверждения православия на Востоке Второй Вселенский собор История христологических споров в древней Церкви Аполлинарианство История споров о соединении двух естеств в едином лице Богочеловека Христологические воззрения представителей различных направлений в эпоху несторианского и евтихианского споров I. Антиохийская школа и несторианство II. Александрийское направление в христологии Союзники св. Кирилла Александрийского Происхождение монофизитства III. Западная христология Несторианский спор Спор из-за Нестория (428–435 гг.). Начало спора Ефесский собор 431 г. Евтихианский спор Халкидонский Вселенский собор История монофизитского спора после Халкидонского собора Монофизитство и разделение его на секты Отношение к Халкидонскому собору и монофизитству государственной власти до Юстиниана Царствование Юстиниана и Пятый Вселенский собор Пятый Вселенский собор Монофелитский спор и Шестой Вселенский собор     Аннотация Александр Иванович Бриллиантов – выдающийся русский церковный историк и замечательный богослов, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии с 1900 г., преемник по кафедре истории древней Церкви великого В. В. Болотова , его духовный наследник и продолжатель замечательных традиций русской церковно-исторической научной школы, столь трагически оборвавшейся в 1917 г. «Лекции по истории древней Церкви» – это впервые издаваемый курс лекций А. И. Бриллиантова , читанный им для студентов Санкт-Петербургской Духовной академии на протяжении многих лет. Основное внимание в лекциях уделяется истории триадологических и христологических споров в ранней Церкви на протяжении первых шести Вселенских соборов, формированию христианской догматики и опровержению многочисленных ересей того времени. Несмотря на сложность обсуждаемых в этой книге вопросов, «Лекции…» читаются легко и с неослабевающим интересом, что во многом зависит от стиля А. И. Бриллиантова – строго последовательного, логически выверенного, прозрачного в доказательствах и не лишенного высоких литературных достоинств.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010