Луи Дюшен (католик) Глава XI. Гносис 164 и маркионизм  Первые ереси и иудейские спекуляции. Враждебное отношение к Богу Израиля: Симон Волхв и ему подобные. – Сатурнил Антиохийский. – Сирийский гносис. – Гностические школы александрийского происхождения: Валентин, Василид, Карпократ. – Сущность гносиса – Гностическая экзегетика. – Демиург и Ветхий Завет. – Евангелие и предание. – Гностические братства. – Пропаганда в Риме. – Маркион. – Его принципы, учение, основанный им церкви. – Устойчивость православия. – Еретическая литература. – Православная полемика. Мы видели, что ересь возникла одновременно с Евангелием. Поле отчее едва лишь было засеяно, как плевелы уже показываются рядом с добрыми ростками. Отсюда постоянная тревога у руководителей первоначальных общин, сказывающаяся в посланиях ап. Павла, в Пастырских посланиях, в Апокалипсисе, в посланиях ап. Петра, ап. Иуды и св. Игнатия. Насколько эти писания позволяют судить об оспариваемых учениях, последние можно, по-видимому, свести к следующим положениям. 1 . Природа и закон, будет ли то естественный закон или закон Моисеев, 165 суть произведения духов, стоящих ниже Бога Отца, Вышнего и Истинного Бога. 2 . Этот Вышний Бог явил себя в Иисусе Христе. 3 . Истинный христианин может и должен освободиться из-под власти сил, сотворивших мир и давших закон, дабы приблизиться к Богу Отцу. Эти положения нельзя рассматривать как простое искажение апостольского учения. Очевидно, сюда вошли христианские начала, но за исключением места, отведенного Иисусу Христу и Его делу, остальное стоит отдельно и легко объясняется эволюцией еврейской мысли, получающей возбуждение со стороны философской любознательности греков. Чтоб дать себе в том отчет, достаточно вспомнить существенные пункты учения Филона. 166 Бог, по его мнению, существо бесконечное; Он не только выше всякого несовершенства, но и всякого совершенства, даже всякого определения. Вне Его и независимо от Него существует материя, на которую Он воздействует через посредство многообразных сил. Между ними первое место принадлежит Слову. Эти силы и самое Слово изображаются то как имманентный Богу, то как отличные от Него ипостаси; они сближаются то с идеями Платона, то с действующими причинами стоиков, то с ангелами Библии и демонами язычников. Мир создан ими из предвечного материального начала. Некоторые из них заключены в человеческие тела, 167 и от несоответствия их божественной природы с чувственной оболочкой происходит нравственный конфликт между долгом и хотением. Цель нравственной жизни – победа духа над плотскими влечениями. Главное средство к тому – аскетизм; с Божией помощью полезно также знание и хорошо направленная деятельность. Этим путем душа приближается к Богу и в будущей жизни соединится с Ним, даже в этой жизни, в состоянии экстаза ей может быть дано временное обладание Им.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРИАНСТВО ересь, появившаяся в Александрии в период между 315-320 гг., связанная с именем пресвитера Ария . Строго говоря, Ария нельзя назвать основателем того учения, к-рое получило его имя. Он был лишь одним из мн. представителей экзегетической школы Лукиана Антиохийского , сгруппировавшихся после его смерти вокруг еп. Евсевия Никомидийского. «Закваску свою оно получило от нечестия Лукиана»,- писал об арианском лжеучении еп. Александр Александрийский. Лукиан, в свою очередь, во многом следовал динамистическому монархианству , развитому Павлом I Самосатским . В системе Ария Божество есть самозаключенное единство, обладающее всей полнотой идеальных определений. Как самосознательное существо Бог искони имеет в Себе собственный Свой Логос и мудрость. Когда же Он восхотел сотворить мир и людей, Он Своим собственным Логосом и Своей собственной премудростью сотворил единого некоего в качестве орудия для миротворения Его. Поэтому Бог не всегда был Отцом. Не всегда был также и Логос Божий, но родился из небытия, потому что Бог, оставаясь Богом, т. е. будучи не в состоянии передать Своего существа другим, сотворил Его не сущего из несущего. Как все, происшедшее из ничего, Сын есть произведение и тварь и ни в чем не подобен Отцу. Он не есть ни истинный Логос Отца, ни истинная мудрость Его. Он не есть и истинный Бог, а если и называется Богом, то не истинным, а по причастию благодати, как и все. Отец неизглаголан, а потому Сын не знает Его совершенно и с точностью и не может видеть Его в совершенстве, да Он не знает и того, в чем состоит Его собственная сущность. Отец невидим для Сына, и Логос не может в совершенстве и точности видеть Своего Отца. Хотя Сын и есть творение, Он, однако, не может быть сравниваем с проч. творениями. Он творение совершенное. Но эта слава Логоса не изначальна, она дана Ему за то, что, будучи по природе изменяем, Он сделался непреложным и неизменным в добре (см.: Athanas. Alex. Or. contr. arian. I 5; Socr. Schol. Hist. Eccl. I 6). Воспользовавшись аристотелевским понятием Павла Самосатского о Боге как самозаключенной полноте всех идеальных свойств, обладающем Своим собственным Логосом и премудростью, ариане христологию Павла перенесли в область теологии: исторического Христа, в Котором Логос обитал как в Своем храме, трансформировали в домирный тварный Логос, к-рый Бог сотворил Своим собственным Логосом и Своей премудростью, существовавшей в Нем.

http://pravenc.ru/text/арианстве.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАИСИЙ II [Греч. Πασιος Β] ( осень 1756), патриарх Константинопольский (20 нояб. 1726 - сент. 1732, авг. 1740 - май 1743, март 1744 - 28 сент. 1748, май/июнь 1751 - 7 сент. 1752). Патриаршество П. пришлось на эпоху глубокого кризиса Константинопольской Православной Церкви: долги Вселенского Патриархата росли, внутрицерковные группировки боролись друг с другом и использовали в этой борьбе тур. власти, занять К-польский престол можно было благодаря взятке. П. происходил из Кесарии Каппадокийской, носил фамилию Киомурцоглу (Κιουμουρτζγλου). Возможно, какое-то время в молодости П. провел в столице, греч. историк А. Комнин-Ипсиланти называет его выходцем из К-поля ( Κομνηνς-Υψηλντης. 1870. Σ. 325). До вступления на К-польский престол П. был митрополитом Никомидийским (по крайней мере с 1721). Первое избрание П. было связано с действиями сил, оппозиционных патриарху Иеремии III , к-рый к тому времени занимал К-польскую кафедру уже 10 лет. Первым претендентом на престол был Каллиник III , но он скончался на следующий день после избрания (19 нояб. 1726). В период 1-го Патриаршества П. активно взаимодействовал с вост. Патриархатами. В февр. 1727 г. в К-поле состоялся Собор под председательством П., в котором приняли участие патриарх Антиохийский Сильвестр (1724-1766) и патриарх Иерусалимский Хрисанф Нотара (1707-1731). Поводом к созыву Собора стала деятельность католич. миссионеров в Сирии. По итогам заседаний Собора было составлено (возможно, лично Хрисанфом Нотарой) «Краткое изложение священных правил и учения Восточной Церкви» в 16 пунктах (Τ δογματικ κα συμβολικ. 1968. Σ. 940-950). В авг. 1728 г. П. по просьбе патриарха Хрисанфа Нотары разослал соборное окружное послание с призывом жертвовать средства на нужды храма Гроба Господня в Иерусалиме ( Κομνηνς-Υψηλντης. 1870. Σ. 325). В 1727 г. П. издал призыв жертвовать средства на восстановление мон-ря в честь иконы Божией матери «Живоносный Источник», начатое митр. Деркским и Неохорийским Никодимом ( Εγνιος. 1886. Σ. 225-228). В том же году П. издал документ об учреждении при Патриархате муз. школы ( Γεδεν. 1887-1888).

http://pravenc.ru/text/2578679.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДР [греч. Αλξανδρος - отражающий мужей] (ок. 250 - апр. 326 или 328), свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.), архиеп. (Патриарх) Александрийский (на кафедре с 312). А. был одним из наиболее заметных членов александрийского клира в правление Петра Александрийского (300-311), после кончины к-рого на кафедру был избран свт. Ахилл , проживший после этого всего неск. месяцев. В то время в Александрии стало весьма заметно влияние пресв. Ария и его партии, сказавшееся при выборах следующего архиепископа. Согласно Филосторгию , А. был избран при поддержке Ария, но блж. Феодорит утверждает, что ересиарх выставил др. кандидата. И А., и Арий были образованными богословами и диалектиками: архиепископ стоял на позициях ново-александрийского богословия (см. Александрийская школа ), Арий же был близок традициям Антиохийской школы . Поначалу А. пытался воздействовать уговорами и отвратить Ария от богословских новшеств, но безуспешно. К 319 г. произошел решительный разрыв: Арий и его сторонники открыто выступили против архиепископа. В ответ А. назначил диспуты по спорным вопросам, к-рые ни к чему не привели, и ок. 320/21 г. в Александрии состоялся Собор с участием ок. 100 епископов Египта, Ливии и Пентаполя. Соборным постановлением Арий был осужден, лишен сана и вместе со своими сторонниками (2 епископа, 6 пресвитеров и 6 диаконов) выслан из города. Вскоре Арий покинул Египет и нашел прибежище у Евсевия Никомидийского. Вослед ему А. разослал восточным епископам десятки писем с предупреждениями об опасности распространения ереси. Во время войны Константина I Великого с Лицинием (323-324) Арий вернулся в Египет, где продолжал беспокоить архиепископа и смущать народ. По просьбе А. папа Сильвестр направил в Александрию еп. Кордубского Осию , к-рый привез с собой послание Константина с увещаниями прекратить вражду. На Соборе в Александрии (324) Осия помогал А. в устроении дел Патриархата и отлучил некоего Колуфа, незаконно присвоившего себе право епископского рукоположения. Однако искоренить арианство тогда не удалось.

http://pravenc.ru/text/64056.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВСЕВИЙ [Евсевий Памфил; греч. Εσβιος το Παμφλου] (258-265 - † 339/40), еп. Кесарии Палестинской , церковный историк и писатель, богослов, апологет, толкователь Свящ. Писания. Жизнь О жизни Е. известно только из его собственных произведений. Жизнеописание Е., составленное еп. Акакием, его учеником и преемником на палестинской кафедре ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 4), не сохранилось. С точностью не известны ни место, ни дата рождения Е. Вероятно, он род. в Кесарии Палестинской между 260 и 265 гг. (на основании данных «Церковной истории» предполагают, что Е. род. в период между гонением имп. Валериана (257-260) и 12-м годом правления имп. Галлиена (264/5). Во всяком случае в этом городе он жил уже с юношеских лет. По-видимому, Е. происходил из небогатой греч. семьи ( Euseb. Demonstr. I 4. 1; Bardy. 1960. P. 20). Е. с юности был знаком с пресв. Памфилом, видным богословом того времени, последователем Оригена . Памфил происходил из Берита, а учился в Александрийском огласительном уч-ще (см. в ст. Богословские школы древней Церкви ) при его начальнике Пиерии , одном из преемников Оригена. Памфил, поселившись в Кесарии уже после смерти Оригена, унаследовал школу и собранную Оригеном богатую б-ку. Впосл. Е. в знак признательности добавил имя Памфила к своему собственному. По словам Е., кружок Памфила в Кесарии воссоздал ту атмосферу, к-рая существовала при Оригене. Там толковали Свящ. Писание, обучали философии и богословию, изучали труды отцов Церкви ( Euseb. Hist. eccl. VI 30). Памфил собрал в своей б-ке сочинения Оригена и др. церковных писателей (Ibid. 32; Ястребов. 1999. С. 8; о кесарийской б-ке см.: Cavallo. 1988. P. 65-68). Е. учился у Памфила и помогал ему в упорядочении библиотечного фонда. На формирование Е. как ученого повлиял также антиохийский пресв. Дорофей, светски и богословски образованный человек, занимавший высокий пост при имп. дворе. Е. пишет, что знал его лично ( Euseb. Hist. eccl. VII 32), однако неизвестно, где и когда он с ним познакомился и как долго продолжалось их общение (возможно, это было еще до гонения имп. Диоклетиана - Лебедев. 1898. С. 9; Bardy, Di Nola. 1996. P. 295). В нач. IV в. (предположительно ок. 300) еп. Кесарийский Агапий рукоположил Е. во пресвитера. Е. отдавал много сил научным занятиям: он совершил путешествия в Антиохию, Кесарию Филиппову и в Элию Капитолину (Иерусалим), где работал в знаменитой б-ке. Тогда же он трудился над своим 1-м сочинением - «Хроникой» (Chronicon; Barnes. 1981. P. 113, 174-175). Между 303 и 312 гг. он пишет «Общее введение в Евангелие» в 10 кн., 2-я ч. к-рого (книги 6-9) дошла до нас под названием «Избранные места из пророков» (Eclogae propheticae).

http://pravenc.ru/text/187357.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЬВОВСКОЕ УСПЕНСКОЕ БРАТСТВО Существовало во Львове (Украина) в 1586-1788 гг., первоначально православное, с 1708 г. униатское. Л. У. б. стало 1-м союзом правосл. мирян, получившим организационное оформление (устав). Большинство братств православных на украинских и белорусских землях признавали старшинство Л. У. б. (действовали «по чину братства Львовского»), Львов являлся центром братского движения, в городе имелось более 10 орг-ций правосл. мирян. О времени появления Л. У. б. есть 2 основные т. зр. Большинство историков XIX - нач. XX в. и нек-рые совр. исследователи считают, что братство существовало задолго до утверждения его устава Антиохийским патриархом Иоакимом V в 1586 г. в качестве объединения прихожан при львовской Успенской ц., упоминаемого в источниках с XIV в. Сторонники этого мнения (Д. И. Зубрицкий , М. Капраль и др.) относят появление союза мирян к XV в. Другая т. зр., принятая большинством совр. историков, относит учреждение Л. У. б. к 80-м гг. XVI в. Успенская ц. Львовского братства. XVI–XVII вв. Фотография. 2007 г. Успенская ц. Львовского братства. XVI–XVII вв. Фотография. 2007 г. Основу Л. У. б. составили «ктиторы» Успенской ц. во Львове. Оформлению орг-ции способствовало то, что наиболее активные мещане, которые опекали Успенскую ц. и львовский Онуфриевский мон-рь, взяли на себя обязательства восстановить сгоревший в 1571 г. Успенский храм (новопостроенный храм был освящен в 1631) и выкупить типографию первопечатника Ивана Фёдорова , чтобы возобновить типографское дело во Львове. Для этого нужно было иметь не только средства, но и юридические права. В 1586 г., когда во Львове находился Антиохийский патриарх Иоаким, представился случай утвердить статус союза правосл. львовян. 1 янв. 1586 г. патриарх дал благословенную грамоту об основании во Львове братства при Успенской ц. с уставом братства. 15 янв. патриарх подписал 2-ю грамоту, в к-рой обратился ко всем православным с призывом жертвовать средства на строительство Успенской ц., школы, типографии и госпиталя («шпиталя»).

http://pravenc.ru/text/2561012.html

Митрополит Волоколамский Иларион: Наш долг — отстаивать традиционные нравственные ориентиры 22 марта 2013 г. 14:26 Буквально за несколько месяцев в христианском мире произошли значительные изменения. Избраны новые предстоятели трех Поместных Православных Церквей — Антиохийской , Болгарской и Православной Церкви в Америке . И в эти же месяцы избраны новые предстоятели крупнейших инославных Церквей — Римско-Католической, Англиканской и Эфиопской. О вызовах, с которыми сегодня сталкиваются и предстоятели Церквей, и христиане по всему миру, ответственному редактору «Журнала Московской Патриархии»   С.В. Чапнину  рассказал председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион . — С кем из новых Предстоятелей Вы были знакомы ранее? Как их можно охарактеризовать? — Новый Патриарх Антиохийский Иоанн X ранее возглавлял Западноевропейскую митрополию Антиохийской Православной Церкви. Монашество он принял на Святой Горе Афон. Долгое время возглавлял Богословский институт имени святого Иоанна Дамаскина в Баламанде. Мы знакомы с ним по совместной работе в Межправославной подготовительной комиссии и Всеправославном предсоборном совещании, в рамках которых идет подготовка к созыву Святого и Великого Собора Православной Церкви. Это человек высокой духовной жизни, настоящий молитвенник. При этом он открыт к диалогу с внешним миром и общение с ним оставляет очень приятное впечатление. Новый Патриарх Болгарский Неофит хорошо известен в Русской Православной Церкви. В начале 1970-х годов он обучался в аспирантуре Московской духовной академии на кафедре церковного пения, был регентом академического хора. Многие из тех, кто учились в те годы, хорошо его помнят. Одновременно с аспирантурой он окончил и регентское отделение при Московской духовной академии. За труд «Московское синодальное направление в русском церковном пении и его значение» был удостоен степени кандидата богословия. «Первый золотой камертон» регентского класса ему вручил Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Владыка неоднократно посещал Московские духовные школы. Не раз и я общался с нынешним Патриархом Неофитом во время поездок в Болгарию, и впечатления от этих встреч оставались самые светлые. Святейший Патриарх Неофит известен и как церковный композитор, и как исполнитель православных песнопений. Его Святейшеству в разное время довелось быть регентом хора Патриаршего кафедрального собора Александра Невского и регентом Софийского священнического хора. Оба эти коллектива неоднократно с успехом выступали в России. Я имел честь возглавить делегацию Русской Православной Церкви на торжествах по случаю Патриаршей интронизации Его Святейшества, где имел встречу с новым Предстоятелем Болгарской Православной Церкви и передал ему поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

http://patriarchia.ru/db/text/2863175.ht...

Олимпиодор Александрийский О жизни диакона Олимпиодора сохранилось очень мало сведений. Есть прямое упоминание о нём в Ватиканском кодексе Барберини, в котором сообщается, что он был рукоположен в сан диакона Александрийским патриархом Иоанном Никиотом, который пребывал на кафедре приблизительно в 505–515/516 гг. Из этого можно сделать вывод, что он родился приблизительно в 470–490 гг., а деятельность его приходится на первую половину VI века. Косвенное указание на это содержится в конце «Комментария на книгу Иова», в котором сам Олимпиодор говорит, что свои толкования на книгу Иова и на книгу пророка Иеремии он пишет по поручению Иоанна и Юлиана, известных личностей в Александрии в VI веке 1 . Кроме того, об Олимпиодоре похвально высказывается св. Анастасий Синаит , характеризуя его как «философа, умудрившего Александрию, как ее диакона» 2 . Творения диакона Олимпиодора представляют немалый интерес, главным образом именно потому, что доносят до нас древнецерковную экзегетическую традицию предшествующих столетий. Сохранились следующие его работы: 1. «Толкование на книгу Иова» 3 . Это самое большое по объему творение диакона Олимпиодора. Оно дошло до нас в двух рукописных традициях, а также в катенах. Книга Иова у Олимпиодора разделена не на 42 главы, как в тексте Септуагинты, а на 33. Это преимущественно буквальный комментарий, в котором аллегория использована лишь изредка. Автор часто ссылается на толкования неизвестных экзегетов, приводя их толкования без обсуждения 4 . 2. «Толкование на книгу Екклесиаста» 5 . 3. «Толкование на книгу пророка Иеремии» 6 . 4. «Толкование на плач Иеремии» 7 . 5. «Толкование на книгу Варуха» 8 . 6. «Толкование на Послание Иеремии» 9 . 7. «Против Севира Антиохийского». Сохранился только один фрагмент из этого произведения в антимонофизитском сборнике, носящем имя прп. Анастасия Синаита 10 . Кроме того, есть и приписываемые Олимпиодору произведения: 1. Гомилия на «Возрадуйтесь в тот день» ( Лк.6:23 ) 11 . 2. «Толкование на Притчи» 12 . Таким образом, главными творениями Олимпиодора являются его толкования на книги Ветхого Завета. Часто Олимпиодора ставят в один ряд с составителями катен. Однако он был не просто собирателем ряда катен, но составителем обширных комментариев. Впечатление, что он является лишь составителем катен, создается от обильного использования мнений более ранних толкователей. Отличительной чертой его комментариев, характерной, в общем, и для всей древней письменности, является отсутствие упоминания источников. При этом помимо авторов-александрийцев он очень часто пользовался творениями представителей антиохийской школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kommen...

Отделение шестое. История толкования Нового Завета в общих основных чертах § 36. (Древняя церковь, средние века, новое время) Общий очерк истории изъяснения Нового Завета идет параллельно главным ступеням общей истории церковного развития 1765 . Главным началом христианского познания в первохристианское время было устное апостольское предание на основании ветхозаветного писания, и утверждавшееся на нем первохристианское правило веры (regula fidei) и аналогия веры. – Это же начало оказало чувствительное влияние и на толкование Нового Завета. Но вскоре затем рядом с ним в Александрийской школе 1766 прибрело значение внутренне – научное направление, определившееся взаимообразно частью просто философским, частью мистически-философским духом, но в обоих случаях спиритуалистическим духом, а вместе с тем и аллегорическим способом толкования. В этом направлении, в 3-м веке, Ориген сделался в деле толкования Писания законодателем. Опасность, какую заключало в себе это стремление для чистоты церковного учения, не могла оставаться долго незамеченною, а потому рядом с продолжавшимся в 4-м и 5-м век. стремлением дать христианскому учению прочную символическую основу установилось и для экзегеза строго догматическое начало, которым, по-видимому, удовлетворена была потребность в такой прочной основе. Тем не менее философский и мистически-аллегорический способ толкования не уступал совершенно своего места, и оба метода, как догматический, так и аллегорический, существовали совместно один с другим, что произвело известного рода колебание в трудах посвященных толкованию писания. В противоположность им, с конца 4-го века развился из антиохийской школы грамматико-исторический экзегез на основании филологической науки и исторического понимания писания. Это герменивтическое начало, несмотря на то, что в некоторых научных представителях своих получило односторонний и поверхностный вид, тем не менее в других пустило глубокие корни при самом своем появлении и имело благодетельное влияние на западе, благодаря уму Августина.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Призыв Духа Книга митрополита Гор Ливанских Георгия (Ходра) — это слово, обращенное к человеку XXI века. Владыка Георгий (Ходр) соединяет в своем богословии наследие парижской школы (о. С. Булгаков, и др.) с наследием великой Антиохии, прилагая к этому свой огромный опыт молодежного работника, пастыря и епископа. Он — один из основателей Всемирного братства православной молодежи «Синдесмос». «Призыв Духа» очень важно читать для вдохновения тем, кто занимается молодежной работой, миссией, — всем, кто слышит для себя призыв Господа о том, чтобы быть подлинно учеником Христовым. Она будет также полезна и тем, кто забыл, что святоотеческое наследие необходимо не только хранить, но и творчески использовать, самим стать живыми носителями и продолжателями дела Отцов. «Эта книга содержит раздумья иерарха Антиохийской Православной Церкви о жизненной позиции христианина в современном мире. Владыка Георгий Ходр касается в ней таких острых тем, как отношение христианина к общественной деятельности и политике, технологической цивилизации, социальной и национально-освободительной борьбе. Значительное внимание уделяется проблемам так называемого «третьего мира». Автор неоднозначно высказывается по вопросу о возможности для христианина применить оружие ради торжества дела, которое он считает правым. Главная мысль книги в том, что принадлежность к Церкви должна перестать быть внешним и формальным обстоятельством в жизни человека и стать определяющим фактором во всех его делах». Митрополит Георгий (Ходр) Призыв Духа Слово к читателю Не могу скрыть волнения при мысли о том, что этот сборник выйдет по–русски. Быть может читатель найдет в нем какой–то след того, чем я обязан русской культуре, будучи воспитан ее богословской мыслью. Я обучался богословским дисциплинам в Париже, в Свято–Сергиевском институте, созданном русскими богословами. Там я познал вкус тонкого и любящего руководства, там я познакомился с деятельной и живой молодежью, вдохновленной Евангелием. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=761...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010