Старейшим и знаменитейшим учебным заведением была Антиохийская школа, которая, по свидетельству Евсевия , «с древнейших времен существовала там для священных наук» (Церк. история, 5, 10) и находилась под управлением известных своим красноречием и знанием богословия лиц. Евсевий в этом месте называет главой школы ученого Пантена, но ясно дает понять, что не он был ее основателем. В Александрии со времени евангелиста Марка всегда были церковные учители, говорит Иероним (De viris illustrious, с. 36). Пантен стал во главе огласительной школы в 180 г., в начале царствования Коммода , и позже трудился вместе со своим бывшим учеником – Климентом и преподавал до времени Каракаллы ( 212 ). О ходе развития, направлении и методе этой катехизической школы у нас имеются лишь скудные сведения. Изложенный выше ход развития христианских школ в древности вообще вполне применим и к александрийской катехизической школе, на что уже указывает и самый порядок названий, под которыми она была известна у древних: «наставница верных», «училище священных наук», «училище александрийское» (Евсевий, «Церк. история», 5, 10); «огласительное училище» (там же, 6, 3). Но невозможно отрицать и то, что Птолемеем Лагом основанный и Птолемеем II Филадельфом ( 284 - 247 ) до н.э. расширенный «Музей», план которого, вероятно, возник в гениальном уме Аристотеля , не остался без влияния на возникновение и расцвет христианской катехизической школы. «Музей» возведен был на степень своего рода академии; при «Музее» была богатейшая обширная библиотека. Там при Птолемеях было переведено на греческий язык Св. Писание Ветхого Завета . Все это сильно влияло на развитие христианской катехизической школы. Там выступали представители самых различных философских систем; светские науки также подвергались тщательной разработке. Туда стекалась даровитая молодежь со всех стран света и слушала лекции по грамматике (филологии), риторике, поэзии, философии, астрономии, музыке, медицине и другим наукам и искусствам. Совершенно те же науки преподавались и в катехизической школе. Ориген преподавал кроме медицины все вышеназванные науки и, кроме того, еще арифметику, геометрию, физику, нравственную философию, излагал учение всех философов, наконец – и прежде всего – объяснял Св. Писание. Все это, как замечает Иероним, делал он с таким блестящим успехом, что и на его лекциях по светским наукам было необычайное стечение слушателей. Эти лекции он читал с той целью, чтобы всех так или иначе привести к вере во Христа. Позже он вследствие переутомления отказался от преподавания литературы, зато он излагал учение еретиков- гностиков и теоремы философов. В этом он следовал примеру Пантена, а также и примеру Иракла, который, состоя священником александрийской церкви, в то же время носил философскую мантию и продолжал заниматься изучением эллинистической литературы (Евсевий, «Церк. история», 6, 19).

http://drevo-info.ru/articles/2079.html

Из Кесарии влияние Оригена распространялось и на соседнюю Сирию – Антиохию и Эдессу: но и здесь были сильны местные предания, которые не только не дали возможности утвердиться чистому оригенизму, но и вызвали такую противоположность ему, которая вносит новый элемент в богословское развитие и означает не только новое направление в прежнем Богословии, но и новое понимание самой Богословской науки: разумеем определенное выступление Антиохийской школы на рубеже III и IV века, соединяемое с именем Антиохийского пресвитера Лукиана, который оказал весьма значительное влияние на характер и направление Богословской науки последующего времени и как экзегет, и как метафизик. Лукиан находился под воздействием Оригена не только в своей Библейско-критической деятельности, но и в догматических воззрениях; тем не менее утвержденное им направление в экзегетике мало-помалу раскрылось в полной противоположности догматико-аллегорическому методу Оригена и наложило особый отпечаток на весь характер Богословия Антиохийской школы. Подобно Александрийской школе, Антиохийская стремилась к более глубокому познанию внутренней связи истин веры, к изложению Откровенного учения при помощи науки. Но все Богословие представителей ее носило совершенно иной характер, и средства достижения цели были иные. Антиохийские Богословы, как и Александрийские, стояли на почве Священного Писания и Церковной веры; исходный пункт их различия составляло понимание Священного Писания, а отличительным признаком был историко-грамматический метод Антиохийцев в противоположность аллегорическому методу Александрийцев. Но в своей сущности эта противоположность имела те же основы, на каких в период расцвета Греческой философии утвердилась противоположность между направлениями Платона и Аристотеля: с одной стороны одушевленный, мистический, аллегорический идеализм, а с другой – трезвый, рациональный, исторический реализм. Поэтому в то время, как Александрийские богословы стоят под влиянием философии Платона и неоплатонизма, в Антиохийской школе постепенно получает решительное преобладание философия Аристотеля и утверждается трезвое, рациональное направление, логическая рефлексия, реалистическое рассмотрение Откровенного учения. Соответственно с этим в догматике Антиохийские богословы оттеняют сообразное с разумом, антропологическое, соответственное природе, а в Сотериологии и учении о благодати настойчиво выдвигают момент человеческой свободы и самостоятельности. Таким образом, в период возникновения Христианской Богословской науки, соответственно всеобщим законам духовной жизни человечества, после утвердившегося в нем идеалистически-аллегорического направления выступает как реакция реалистически-историческое 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

(Евсевия, VII, 32). По мнению немецк. церк. историка Неандера, не без влияния Оригена основывается в конце III века и очень известная впоследствии школа Антиохийская. В том же III веке Климент Александрийский , предшественник Оригена по учительству в александрийской школе, во время гонения Септимия Севера, принятый в качестве гостя в Иерусалиме, основывает здесь шкоду христианской науки. Утверждать, что быть может, еще в II веке возникла и школа Едесская 12 , впоследствии славная именем св. Ефрема Сирина 13 . Из числа вышеуказанных школ с подробностью лишь на школе Александрийской (и по связи с ней на Кесарии-палестинской). В сущности только о ней мы и имеем сколько-нибудь достаточный и достоверный сведения. Да она и была славнее и знаменитее всех других школ не только этого, но и позднейших времен древней церкви 14 . Кто был основателем Александрийского училища? Самое обычное мнение касательно этого вопроса то, что основателем его был евангелист Марк, но мнение это решительно без всякого доказательства. Основанием, на котором строят свою догадку о происхождении этой школы от евангелиста Марка, служить, прежде всего, предание о проповеди Марка в Египте в Александрии. Но проповедь Марка в Александрии не есть строго-исторический факт: правда о проповеди Марка упоминает Евсевий, но упоминает не совсем решительно. В своей церковной истории он выражается так: «говорить, Марк первый был послан в Египет и проповедовал там Евангелие» 15 . Отсюда видно, что во времена Евсевия не было уже достоверных памятников, свидетельствующих о проповеди Марка в Египте, то есть, конечно главным образом в Александрии, а были лишь слухи об этом; ,,говорить». Да если бы и достоверно было известно, что Марк проповедовал здесь 16 : что же отсюда следует? Неужели то, что Марк основал александрийское училище? Кроме этого в доказательство мысли, что Марк основатель александрийского училища, указывают на слова Евсевия, в которых выражается свидетельство о раннем появлении христианской школы в Александрии, Вот эти слова: «по древнему обычаю там было училище Св.Писания, и мы слышали, что в нем получалось наставление от людей, сведущих в слове (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

ап. Варнава, его жизнь и послание; б) Св. Климент Римский . Его послания к Коринфянам. О сочинениях сомнительных и подлинных; в) Эрм и творение его «Пастырь»; г) Св. Игнатий Богоносец . Биографические сведения о нём. Его послания и догматическое учение; д) св. Поликарп Смирнский и его послание к Филиппийцам. II) Христианские апологеты. Общая характеристика этого периода. А) Писатели греко-азийской школы: а) св. Иустин философ . Биографические сведения о нём. О его подлинных сочинениях и о сочинениях, ложно приписываемых ему. Его догматическое учение и отношение последнего к древней философии; б) Тациан. Его характеристика. Особенности его нравственного и догматического, учения; в) Афинагор. О его сочинениях и догматическом учении; г) св. Феофил Антиохийский . О его сочинениях и догматическом учении; д) св. Ириней Лионский . Его жизнь и сочинение «против ересей». Характер его полемики и изложение его догматического учения; е) св. Ипполит. Биографические сведения о нём. О его сочинениях и догматическом учении. В) Писатели школы карфагенской: а) Тертуллиан . Его характеристика. Его догматическое учение в отношении к учению гностиков и александрийцев; б) св. Киприан Карфагенский . Его жизнь и литературная деятельность. Учение о церкви. С) Писатели александрийской школы. Общие сведения об Александрии и христианской александрийской школе: а) Климент Александрийский , —31— Его сочинения, догматическое и нравственное учение, б) Ориген . О его жизни и литературных трудах. Подробное изложение догматической системы Оригена . Общая характеристика александрийской догматики. И. д. доцента И.М. Громогласов по истории и обличению русского раскола, прочитал в продолжение полугодия (со времени назначения его на кафедру) студентам III курса: историю происхождения русского раскола старообрядства до открытого обнаружения его противлением церковной власти по поводу её распоряжений об исправлении церковно-богослужебных книг. Сверхштатный преподаватель естественно-научной апологетики профессор Д.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Е.В. Герцман Беседа IV. Агапы Это произошло на третий год 222-й Олимпиады или в 864 году от основания Рима, в котором уже четырнадцатый год властвовал император Цезарь Нерва Траян (97–117 гг.). Прошел год с тех пор, как принял мученическую смерть епископ Антиохийский Игнатий, два года, как Траян воздвиг памятник Марсу Мстителю, символизирующий его окончательную победу над свободолюбивыми даками, четыре года, как принял мученическую смерть второй епископ Иерусалимский Симеон, и пять лет с момента присоединения Аравии к Риму. В январе следующего года в честь все той же победы над даками в Риме будет сооружена новая площадь – форум Траяна. Через два года император выступит в поход против парфян. Через три года к Римской империи будут присоединены Армения и Месопотамия. Через четыре года римляне разгромят Парфию и захватят ее столицу Ктесифон. Но через пять лет начнутся крупные антиримские волнения в Месопотамии, Сирии, Иудее, на Кипре, в Египте, в Парфии. Письмо Плиния Младшего В один из весенних вечеров этого года, в Вифинии, расположенной на северо-западе Малой Азии, императорский легат и наместник провинции писал письмо своему повелителю. Рука его раба медленно и аккуратно выводила на папирусе: «Плиний императору Траяну . Прочитав эти слова, Плиний задумался. Как лучше выразиться, чтобы не показаться слабовольным и одновременно сохранить свое собственное отношение к тому, о чем он собирается написать? Ведь речь идет о секте, «навлекшей своими мерзостями всеобщую ненависть» (Тацит. Анналы XV 44), о людях, «преданных новому и зловредному суеверию» (Светоний. Нерон 16:2). Однако сам Плиний не питал к этим христианам никакой ненависти. Полученные им воспитание и образование научили его терпимости. Он с одинаковым равнодушием относился и к отечественным, и к чужеземным богам. Его дядя Плиний Старший – автор знаменитой «Естественной истории». Сам он учился в риторской школе под руководством известного Фабия Квинтилиана, создавшего трактат «Ораторские наставления». Среди его близких знакомых был поэт Марциал. И вообще Плиний Младший относил себя к патрицианской элите и был убежденным миротворцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возможности литературной и богословской подготовки к служению, которые предлагала данная эпоха, были следующими. 1 . На Востоке существовало четыре или пять богословских школ, которые, тем не менее, не могли удовлетворить потребности Восточной церкви. Древнейшей и самой известной была катехетическая школа в Александрии. Благодаря своей литературной сокровищнице, активным торговым связям и церковному влиянию египетской метрополии, а также ряду выдающихся учителей, она процветала с середины II до конца IV века, когда в период споров об Оригене , несторианской и монофизитской путаницы она ослабела и прекратила свое существование. Ее последним украшением был слепой, но ученый и благочестивый Дидим (340 – 395). От Александрийской школы отпочковалось меньшее учебное заведение в Кесарии Палестинской, основанное Оригеном после его изгнания из Александрии и получившее новый, хотя и временный импульс к развитию в начале IV века благодаря его почитателю пресвитеру Памфилию и его другу Евсевию. Там была библиотека богословской литературы, которой пользовался Евсевий, создавая свои ученые труды. Гораздо более влиятельной была богословская школа в Антиохии, основанная около 290 г. пресвитерами Дорофеем и Лукианом. В IV веке в ней серьезно разрабатывался грамматико–исторический метод толкования, противостоящий александрийскому, оригеновскому аллегорическому методу то в связи с учением церкви, как у Златоуста, то в рационалистическом духе, как у Феодора Мопсвестийского и Нестория. Семинария в Эдессе, дочь Антиохийской школы, была основана образованным диаконом Ефремом Сириным (ум. в 378), обеспечивала служителями Месопотамию и Персию и просуществовала около ста лет. Несториане, в конце V века, основали семинарию в Низибии, Месопотамия; она делилась на несколько классов, и обучение в ней велось по определенному плану. На Западе не было таких богословских учебных заведений. Обучение священников в основном происходило в монастырях и в частных школах епископов. Кассиодор старался убедить папу Агапета основать учебное заведение в Риме, но ему помешали военные беспорядки в Италии. Иероним какое-то время провел в Александрийской школе под руководством Дидима.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Показавши, что Апостол говорит не о благодати Святого Духа и не о Римском царстве, Феодорит противополагает этим двум мнениям третье мнение. „Признаю, – говорит он, – истинным утверждаемое другими. Бог всех определил, чтобы антихрист явился во время кончины (мира). И так не допускает ему явиться ныне Божие определение”. „Но думаю, – продолжает он, – что сказанное имеет ещё и другой смысл. Так как божественный Апостол знал изречение Господне, что должно быть проповедано Евангелие всем народам, и тогда придёт конец ( Мф. 24:14 ), но видел также, что преобладает ещё служение идолам; то, следуя учению Владыки, сказал, что сначала сокрушится сила суеверия и повсюду возникнет спасительная проповедь, и тогда явится супротивник истины”. И несколько ниже, изъясняя слова: только удерживающий ныне, пока из среды будет (взят), Феодорит говорит: „должно прекратиться обольщению суеверия и проповедану быть Евангелию” 485 . В другом своём сочинении Феодорит следующим образом изъясняет слово τ κατχον, удерживающее: „Явился бы уже он (антихрист), если бы не препятствовала ему божественная благодать и не назначила пришествия его в приличное для того время”. А слово κατχων , держай, изъясняет так, что Божие определение воспрещает явиться ему. Ибо, по Божественному предсказанию, должно Евангелию быть проповеданным у всех народов и потом уже явиться ему” (антихристу) 486 . Сопоставляя эти изъяснения, и не допуская, чтобы Феодорит противоречил самому себе, мы полагаем, что под благодатью он разумеет благую волю Божию, или определение Божие, а не благодатные дары, действующие в Церкви, в каковом смысле употребляет это слово Златоуст в вышеприведённом толковании. Что под именем удерживающего разумеется определение Божие, это собственно мнение Феодора Мопсуестийского. Принадлежа к одной школе с Феодором Мопсуестийским, т. е. к антиохийской, Феодорит немало заимствовал мыслей у этого толкователя Писания, и в частности взял у него объяснение удерживающего, что удерживающее означает определение Божие. В настоящем случае он этого и не скрывает. Он не поименовал Феодора, а неопределённо сказал, что так утверждают „другие”, вероятно, потому, что это мнение было высказываемо, или разделяемо и другими тогдашними богословами. Что удерживающее означает дары Святого Духа 487 , „это не представляется мне убедительным, – говорит Феодор, – ибо они уже прекратились. А означает оно то, что между тем как дьявол желал бы совершить это (явление антихриста) уже и теперь, Бог препятствует ему, так как назначено время для кончины века, когда он и должен явиться. Апостол и называет удерживающим это определение Божие и потому прибавил: чтобы открылся он в своё время. Ибо, сказавши: тайна уже в действии, он показывает, что если дьявол и не производит ещё явного отступления, но втайне многое уже и теперь делает, постоянно стараясь через своих отторгнуть от благочестия приверженных к вере” 488 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

е. Богу), «да будет Бог все во всем». Естественно было предположить, что если в нашем испорченном мире нередко худшее господствует над лучшим, то в области бытия идеального, в жизни Божества, это не так, что там подчиненное, покоряющееся занимает такое положение, так сказать, по справедливости – будучи по существу ниже того, чему оно покоряется. От этого у всех почти православных писателей II–III вв. замечается более или менее ясно выраженное стремление обосновать эту «послушливость» ( Флп. 2:8 .) 54 Сына Божия Отцу в некотором метафизическом его свойстве, или дефекте Его сравнительно с Отцом. Это направление зовется субординационизмом до-никейских отцов. Попытки их очевидно были осуждены на неудачу, пока Сын Божий признавался ими истинным Богом, т. к. они сводились к попытке доказать, что одна метафизическая бесконечность может быть меньше другой, один абсолют может быть менее абсолютен, чем другой; и результатом, с этой стороны, могло явиться лишь убеждение, что попытки эти надо оставить. Но в виду широты греческого понятия Θες возможно было попасть и на иную дорогу: увлекшись стремлением субординировать (подчинить) Сына Отцу, можно было предположить в Его существе такой дефект, в силу которого Он уже переставал бы быть абсолютом, т. е. Богом в строго библейском смысле этого слова. Последний выход избран был направлением, наметившимся уже в III в. у Дионисия Александрийского и разработанном в начале IV в. в школе антиохийского пресвитера, мученика Лукиана. По имени лица, чья деятельность впервые создала этому направлению мировую роль, оно зовется арианством; вся суть его выражается в двух словах: Сына Божий есть тварь. Под влиянием арианства в противоположной партии созрело и нашло себе яркое выражение убеждение в принципиальной несостоятельности всего субординационного направления, как решительно несогласимого с тем фактом, что Сын Божий зовется и изображается в Священном Писании как истинный Бог, где это слово обозначает только абсолюта (Ветхий Завет: «Аз есмь Сый»; Новый Завет: «Я альфа и омега, начало и конец, первый и последний»; «Сей (Иисус Христос) есть истинный Бог и живот вечный»), С точки зрения понятия о ереси, не может быть спора, где в данном случае была ересь, где православие, т. е. где откровение (вечный разум) принуждается уступать разуму ограниченному и временному, а где этот последний – откровению. Но не может быть также сомнения и в том, которое направление должно быть признано эллинизацией христианства по существу: арианское ли, где в угоду не данному в Писании метафизическому субординационизму за словом «Бог» узаконяется языческое значение; или противоарианское (афанасиево), утверждающее за этим словом в применении к Сыну Божию значение библейское при помощи греческой философской терминологии (Логос, Усия, Ипостась). Не было ли и афанасиево направление тоже эллинизацией, только в меньшей степени, чем ариево – об этом речь впереди.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Такие братства стали возникать из подражания западным. Первое из этих братств в польской Руси, получившее историческое значение, было львовское, основанное по благословению антиохийского патриарха Иоакима, посещавшего русский край в 1586 году. Главные цели его были воспитание сирот, призрение убогих, пособие потерпевшим разные несчастия, выкуп пленных, погребение и поминовение умерших, помощь во время общественных бедствий, - вообще дела благотворения. Члены имели свои определенные сходки и вносили каждый по шести грошей в общую кружку. Тогда при братстве была заведена мещанами школа, типография и больница. В школе преподавалась, кроме Священного Писания, славянская грамматика вместе с греческою, и для этой цели составлена была и напечатана эллино-славянская грамматика, в которой сравнительно излагались правила обоих языков. Частное обучение было стеснено: каждый мог обучать только своих детей и домашних. По образцу львовского братства заведено было в Вильне троицкое братство, а потом стали основываться братства и в других городах. Из них львовскому было предоставлено старейшинство. Уже одно то, что люди всех сословий сходились между собою во имя отеческой веры, улучшения нравственности и расширения круга понятий, действовало на поднятие народного духа. Патриарх Иоаким, учреждая львовское братство, поручил ему надзор над исполнением духовными их обязанностей, равно как над благочестием и добронравием как духовенства, так и мирян; таким образом духовенство стало зависимым от общественного суда светских людей: это было совершенно противоположно воззрениям западного духовенства, которое всегда ревниво хлопотало о том, чтобы люди, не принадлежащие к духовному званию, слепо повиновались наставлениям духовных, и отнюдь не смели рассуждать о делах веры, иначе как под руководством духовных, и не дерзали осуждать их поступков. Но и русским высшим духовным сановникам пришлось не по сердцу основание братств. Львовский владыка Гедеон тотчас вошел в неприязненные отношения к львовскому братству.

http://sedmitza.ru/lib/text/435615/

Пленительная свежесть и чарующая красота дивных созданий античного гения, развертываемые талантливым лектором, понятно, должны были произвести весьма сильное впечатление на слушателей. И все это: и речи с особо предназначенной лектором целью, и внимание слушателей – были сосредоточены на мыслях, и лицах, и предметах, имеющих тесную связь с религией языческой. Опыт показал, как влияние этих школ обаятельно действовало как на язычников, так и на христиан, располагая первых живее, осязательнее чувствовать ту нравственную связь, которая соединяла их с религией предков, вообще со всем языческим прошлым, которому принадлежали произведения древней классической литературы, а в души других это обаяние и влияние простирало святотатственную руку, стремясь похитить из сердца юных христиан сокровище св. веры; – словом – языческая школа язычников укрепляла в язычестве, а христианских воспитанников увлекала к политеизму. «Душепагубны Афины», замечает об афинской школе ее воспитанник Св. Григорий Богослов , «потому что изобилуют идолами, которых там больше, нежели в целой Елладе, так что трудно не увлечься за другими, которые их защищают и хвалят» 538 . «И действительно, если есть в одном народном веровании такая река, которая сладка, когда течет и через море, и такое животное, которое прыгает и в огне всеистребляющем, то мы ( Григорий Богослов и Василий Великий ) походили на это в кругу своих сверстников-товарищей школы» 539 . Насколько было велико искушение, насколько было «трудно не увлечься», вот наглядное доказательство. Юлиан император, рожденный и воспитанный первоначально в христианстве, языческими философами и риторами Афинского и Малоазийских училищ, где он получил свое общее образование, был склонен к отступничеству от христианства. И, вероятно, этот пример не был единичным. Вот какое сильное средство – оружие духовное – было в руках язычников – врагов христианства, средство подействительнее всякой грубой силы, ибо влияло прямо на сознание человека, на убеждение, и по самому внутреннему своему свойству было способно покорить себе слабые, греховные ум, и сердце, и волю – всю душу человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010