(Получено 3 марта 1666 года). (На левой стороне столбца): Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу. – (Помета): 174-го марта в 3 день с стадным конюхом с Ваською Мясоедовым. Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу. Холоп твой, подьячий Еремка Полянский челом бьет. В нынешнем, государь, в 174-м году, по твоему великого государя указу, послан я, холоп твой, на Терек для проведыванья Паисея папы и патриарха александрейского и Макария патриарха антиохийского, и будет те патриархи пришли в Астарахань или на Терек и мне, холопу твоему, с ними велено ехать к тебе великому государю к Москве. И генваря в 23 день, приехав я, холоп твой, в Астарахань, боярину и воеводе князю Якову Никитичу Одоевскому об отпуске своем на Терек подал твою великого государя грамоту, и боярин и воевода князь Яков Никитич Одоевский мне, холопу твоему, сказал, что прислан с Терек в Астарахань с письмом от Макария патриарха антиохийского человек его Сафар, и боярин и воевода князь Яков Никитич Одоевский с тем письмом послал его Сафара к тебе великому государю к Москве; да мне ж, холопу твоему, преосвященный Иосиф архиепископ астараханский и терский сказывал, что писал к нему из Шемахи поп Антоней и руские торговые люди, которые поехали из Астарахани в нынешнем в 174-м году ноября в 23 день, пришел в Шемаху папа и патриарх и вселенский судья кир Паисей александрейский, а с ним архимандрит, архидьакон, протосиггел, да духовного ж чину людей человек с тринадцать, да с ним же де иеродьякон Мелетия, которой, по твоему великого государя указу, послан был в Палестину; да к нему ж де Иосифу архиепископу и к боярину ко князю Якову Никитичу Одоевскому писал с Терек воевода Иван Ржевской, что пришел в Тефлис Макарий патриарх антиохийской, а с ним цареградского патриарха области трапезонский митрополит да синайской архиепископ Анания, а чаят де александрейскому патриарху походу морем в Астарахань нынешнею весною вскоре, не заимая Терек, а антиохийскому патриарху и трапезонскому митрополиту и синайскому архиепископу из Тефлиса на Терек горами, а с Терек ожидают в Астарахань горами ж или морем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Для мелькитской историографии были характерны претензии на преемственность по отношению к древней истории Антиохийской Церкви, чей путь представлялся как череда попыток воссоединиться с Римской «Матерью-Церковью»; православные же объявлялись «схизматиками», отпавшими от Антиохийской Церкви в 1724 г. Усилиями ряда полемистов униаты смогли к сер. XIX в. присвоить себе древнее наименование ближневост. православных - «мелькиты»; отныне это название применялось исключительно к антиохийским христианам-католикам ( Крымский. 1971. С. 351). В XIX в., когда на Ближ. Восток начали проникать идеи национализма, мелькитские авторы стали трактовать историю раскола 1724 г. в этническом ключе - как противоборство «национальной» (католической) и «греческой» (православной) группировок. Однако восприятие унии как «национального» сопротивления греч. засилью не выдерживает научной критики в силу отсутствия к.-л. серьезного вмешательства фанариотов в дела Антиохийской Церкви в османский период вплоть до 1-й пол. XVIII в., а также специфики конфессионального сознания ближневост. христиан раннего Нового времени, для к-рых вероисповедная близость значила больше, чем этническая принадлежность. К. А. Панченко Вид на иконостас (1890) ц. Сен-Жюльен-ле-Повр в Париже В 1831 г. ситуация на Ближ. Востоке резко изменилась - сир. провинции Османской империи были завоеваны войсками егип. паши Мухаммада Али и до 1840 г. оставались под егип. управлением. Оккупационные власти покровительствовали сир. христ. населению; в наибольшей мере этой веротерпимостью сумели воспользоваться униаты, игравшие важную роль в новой администрации. Гражданское управление Сирии возглавлял униат Ханна-бей аль-Бахри, который совместно с приближенным ливан. эмира униатом Бутрусом Караме (придворный поэт эмира Бешира II Шихаба) всесторонне поддерживал своих единоверцев, поощрял захват правосл. храмов и принятие православными унии. Во внутренних областях Сирии униаты впервые перешли от обороны к наступлению. История М. к. Ц. этого периода тесно связана с именем патриарха Максима III Мазлума (1833-1855).

http://pravenc.ru/text/2562942.html

По окончании молебна к митрополиту Антонию и присутствующим обратился митрополит Филиппопольский Нифон. Иерарх, в частности, передал благословение Предстоятеля Антиохийской Православной Церкви, выразил благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за внимание к нему лично и к подворью Антиохийской Православной Церкви, а также поздравил присутствующих с престольным праздником. На молитвенную память владыка Нифон вручил митрополиту Антонию святую панагию. В слове к участникам торжества митрополит Волоколамский Антоний передал им приветствие и благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В память о совместном богослужении председатель ОВЦС вручил митрополиту Филиппопольскому Нифону святую панагию. После богослужения на подворье Антиохийской Православной Церкви состоялся праздничный прием, на котором, в частности, присутствовали представители дипломатических миссий, аккредитованных в Москве. Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru , грецька за темою В сиропусну, день пам " князя Московського, Кирил звершив в Даниловому в день пам " князя Московського в Даниловому У сиропусну, день пам " князя Московського, Кирил звершив в Даниловому Митрополит Каширський Феогност Божественну в в день пам " засновника У представник Церкви взяв участь у свята за календарем X у зв " язку з терористичним актом у «Крокус та звернення] Завершилося перебування голови церковних зв " Московського у Розпочалася робоча голови церковних зв " Московського до У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Голова ВЗЦЗ з представником Церкви Митрополит Волоколамський з представниками Церкви Голова церковних зв " з свободи Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами престольне свято – Церква – –   новини У кафедральному Череповця прославлення в лику святих Синозерських Голова Синодального та заступник голови Держдуми провели перше з XIII Парламентських секретар Синодального з козацтвом взяв участь у групи з формування структури козацьких товариств на нових У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте У пройде виставка-форум Слова» У м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6045641...

Говорить же о каком-то моем посягательстве или посягательстве России на автономность Антиохийской Церкви прямо смешно, и сам автор не может верить тому, что он пишет, и уже, во всяком случае, такие предположения не могут существовать и не существуют ни у патриарха, ни у митрополитов. Патриарх и из митрополитов, которые говорили со мной вчера по поводу этой статьи, прямо возмущались инсинуациями автора статьи, который, говорят они, враг Патриархии и хочет дискредитировать и погубить ее. Весь этот предшествующий отдел направлен лично против меня, но в последующем, начиная с «нежелающие давать отчета клирики», корреспондент, произведя должное впечатление против меня, уже выставляет все предшествующее как материал против антиохийского духовенства, которое, «забывая все сделанное Россией, пытается дискредитировать русских представителей в Сирии» и доказывает виновность антиохийского духовенства докладами Правительству кн. Гагарина — имя его постоянно повторяется, так как знатное княжеское имя должно произвести впечатление — за каковые доклады духовенство мстит ему. Интересно отметить, что мое имя тщательно скрывается, хотя я и фигурирую очень часто. Корреспондент вероятно намеренно умалчивает его, чтобы оно не ослабило впечатления. Для меня, хотя, как заинтересованное лицо я и могу ошибаться, цель статьи ясна: дискредитировать меня и, что важнее, дискредитировать в России Антиохийскую Патриархию. л. 79 об. л. 80 л. 80 об. л. 81 л. 81 об. л. 82 Патриарх, получивший статью из Москвы от своего настоятеля там архимандрита Антония, и (л. 82 об.) я видел вчера, выразил мне полное свое негодование по поводу этой статьи, говоря, что только враг Антиохийской Патриархии, желающий ее погибели, мог написать такую статью, которая, как он сказал мне, произвела в России крайне невыгодное впечатление. Далее он сказал мне, что архимандрит Антоний хотел написать ее опровержение, но что он телеграфировал ему не делать этого, так как он сам хочет написать официальное опровержение. л. 82 об. Разобрав помянутую корреспонденцию «Нового времени» и высказав мое о ней мнение, имею честь представить Вашему Высокопревосходительству подробный отчет о выдаче субсидии в 1909 году, о каковой выдаче я руководствовался изложенным мною в моих докладах от 21-го октября 1909 г.

http://bogoslov.ru/article/6192849

Следует согласиться с тем, что канонические границы церковного устройства не взаимосвязаны однозначным образом с гражданским (государственным) территориальным делением. Совпадение этих границ, так же как и отсутствие этого совпадения, не является ни нормой, ни ее нарушением . Во главу угла здесь должны быть положены соображения удобства в решении пастырских задач по окормлению церковного народа. Четвертое В настоящее время в Русской Церкви создаются Митрополичьи округа, разрабатываются положения об их управлении. Тема митрополичьих округов как формы церковного устройства разрабатывается Комиссией Межсоборного присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви. Появление данных административно-территориальных единиц в структуре Русской Церкви полностью отвечает духу и смыслу рассмотренных в настоящей статье 34-го Апостольского и 9-го Антиохийского правил и может иметь большое практическое значение в оживлении и укреплении соборных начал в жизни Русской Церкви. Вместе с тем важно отметить, что исторически развитие церковной централизации происходило по восходящей – от епархий к митрополиям, от митрополий к патриархатам. В пределах Римской империи в IV столетии существовало не менее 200 провинций, и, следовательно, примерно столько же митрополичьих округов, по сути дела, автокефальных Поместных Церквей, которые с течением времени стали объединяться в патриархаты . По смыслу 34-го Апостольского и 9-го Антиохийского правил епископ и митрополит на своем уровне обладали полнотой самостоятельности, вынося на суд вышестоящей инстанции (соответственно митрополита или патриарха с их синодами) лишь те вопросы, которые выходили за рамки внутренней жизни их церковных округов. При рассмотрении вопроса о создании митрополичьих округов на Поместном Соборе 1917–1918 годов, данные округа мыслились как полноценные, самостоятельные церковные образования, строящиеся на соборных связях как внутри себя, так и во внешних своих отношениях . При несоблюдении данного подхода создаваемые сегодня митрополии вместо дополнительных центров соборности на промежуточном между Патриархом и епархиальными архиереями уровне могут стать очередной бюрократической инстанцией в нисходящей церковно-административной «вертикали», со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. При разработке системы управления митрополичьих округов данное обстоятельство необходимо учитывать.

http://bogoslov.ru/article/2607957

В. Болотов 732 и Ж. Тиксерон 733 , к ним примыкает и Г. Бек 734 . Вторую точку зрения одним из первых высказал в своей известной работе о «неохалкидонизме» Ш. Мёллер 735 , она нашла своих защитников также в лице В. Элерта и Ф. Винкельмана, апеллирующих в основном к мировоззрению Феодора Фаранского (тождественного, по их мнению, с Феодором Раифским) 736 . Помимо Феодора Фаранского, наличие признаков «моноэнергизма» (как первой стадии монофелитского учения) отмечается среди «неохалкидонитов» и у Анастасия I Антиохийского 737 . Правда, Г. Вайс стремился доказать полную православность концепции «энергий» Христа у Анастасия I Антиохийского 738 , но всех сомнений на сей счет развеять ему не удалось. Во всяком случае, такой осторожный исследователь, как К.-Х. Утеманн, полагает, что уже до «моноэнергистского кризиса» в учении антиохийского патриарха произошло сочетание «единого результата» природных действий Христа с Ипостасью Богочеловека 739 . Подобное разногласие среди исследователей заставляет еще раз обратиться к данному спорному вопросу. 2. Север Антиохийский Следует отметить, что учение о «едином действии» разделялось двумя крайними течениями: и монофизитством, и несторианством 740 . В VI веке проблема «единого действия» стала одним из спорных пунктов в дискуссиях православных с монофизитами. Монофизитская точка зрения на эту проблему достаточно четко изложена Севером Антиохийским. Исходной точкой своих рассуждений в нескольких фрагментах, представленных в «Учении отцов» 741 , он берет известное выражение Псевдо- Дионисия Ареопагита , которое часто фигурировало в аргументации позднейших монофелитов: «новое богомужнее действие Богочеловека управляло нами». Отсюда Север заключает, что такое «новое управление Богочеловека» (или «Домостроительство», «икономия»), как бы «реформировавшее» природы ( καινοτομν σας τàς φσεις) и их наименования, предполагает «единую богомужнюю природу и ипостась» или «единую воплощенную природу Бога Слова». По словам Севера, «покуда один Христос, мы не перестанем провозглашать единую природу, (единую) Ипостась и (единое) сложное действие Его, как единого, предавая анафеме тех, кто учит о двоице природ и действий в Нем».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Многие из наших граждан учились в Москве, а сейчас живут в Дамаске и Бейруте. Они хорошо говорят по-русски, некоторые женаты на россиянках. У нас при Антиохийской православной церкви также есть представительство Московского патриархата. А в Москве есть представительство Антиохийской церкви. - В этом году вы прибыли в Москву, в том числе и для того, чтобы получить высокую награду, которую вам " за выдающийся вклад в дело укрепления православного единства " присудил Международный общественный фонд единства православных народов. Что в связи с этим вы чувствуете? - Эта премия, безусловно, очень важна всем нам, всему нашему народу, поскольку она выражает признание Русской церковью и ее народом того, что сегодня происходит на Ближнем Востоке. То, что эту престижную премию вручили именно мне, означает любовь России к Антиохийской церкви, поддержку того, что мы делаем для процветания мира в регионе, чтобы наш народ, неважно к какой конфессии он принадлежит, жил в любви и мире. Эту премию я посвящаю сыновьям моего народа, митрополитам нашей церкви. Эта награда не только Антиохийскому патриархату - эта награда всему нашему многострадальному народу. - Вы известны тем, что последовательно отстаиваете права христиан Сирии, Ливана и Ирака, испытывающих гонения со стороны боевиков ИГ и других религиозных экстремистов. Не так давно в Ливии были жестоко казнены египетские копты, а казнь снята на видео и выложена в интернет. Как по-вашему, для чего экстремисты попытались сделать шоу из казни? Это попытка запугать христиан Ближнего Востока? - Мы очень сожалеем о том, что произошло с египетскими христианами в Ливии и вообще о том, что в целом происходит с христианами в этом регионе. Этот слепой экстремизм, терроризм, убийства, разрушение домов, церквей, захваты людей - все это не может быть признано никакой религией и не может быть ничем оправдано. Как только мы узнали об этой трагедии, мы по телефону связались с патриархом в Египте и выразили наши соболезнования и нашу любовь ему. Безусловно, мы все резко против того, что произошло в Ливии. Если некоторые думают, что после опубликованного видео и убийств мы начнем их бояться, то это не так. Нас нельзя запугать смертью. Мы - сыновья этих стран, и мы - христиане Востока - останемся на нашей родине, что бы ни произошло и как бы события ни были к нам суровы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Филоксен, называемый также «Ксенос», а у сирийцев «Аксенайа», родился в Тахале, что в Бет-Гармае (Персия), около середины V в. В юности посещал Эдесскую школу, вероятнее всего после 460 г., в то время когда епископ города Нонн благоволил к православию. Ни Филоксен, ни Иаков Серугский, учившийся в то же время, не прониклись несторианством. Напротив, Филоксен со всем рвением примкнул к монофизитству и пропагандировал его по монастырям, за что патриархом Каландионом был изгнан из Антиохийской области. Затем Филоксен, вероятно, обвиненный перед императором Зиноном, представил ему исповедание веры, которое, так как не упоминает Энотикона, по всей видимости, написано до 482 г. Поскольку Зинону это вероисповедание понравилось, Филоксен выдвинул обвинение против Каландиона, которого вскоре после этого сменил Петр Кнафей. Этот последний, будучи монофизитом, сделал Филоксена в 485 г. епископом города Маббуг. Филоксен мирно управлял своей кафедрой вплоть до 499 г. Когда же в этом году на антиохийской кафедре утвердился православный Флавиан, Филоксену пришлось многое претерпеть. Он приехал в Константинополь, где был отлучен патриархом Македонием. Однако, благодаря своей ловкости, он добился сначала низложения Македония, а затем изгнания Флавиана с антиохийской кафедры, которую занял монофизит Севир, и, наконец, низложения православного патриарха Иерусалимского Илии. Впрочем, когда в 518 г. умер император Анастасий, и Юстин I начал против монофизитов сильное гонение, Севир был вынужден покинуть антиохийскую кафедру. Филоксен поначалу сопротивлялся, однако вскоре вместе с другими епископами был отправлен в ссылку, в которой и умер около 522 г. Филоксен пользуется почитанием у яковитов. Общие исследования. Tisserant E. Philoxène de Mabbog. DThC; Baumstark. S. 141−144; Bardenhewer. Bd. 4. S. 417−421; Lemoine E. Physionom le D " un M Oine Syrien: Ph. D. M. OS 3 (1958). P. 91−103; Éü de Qartamin, memrä sur saint Phiioxène de Mabbog. Ed. A. de Halleux. CSCO. Vol. 233 (Scr. Syri 100). Louvain, 1963. P. 100−101; Idem. Phiioxène de Mabbog. Sa vie, ses écrits, sa théologie. Louvain, 1963.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Драгоман переводил его речь на греческий слово в слово. Затем он облобызался с нашим владыкой и повел его во внутрь своих палат, весь пол которых был устлан большими коврами. Оба они подошли, по обычаю, к иконостасу, который всегда ставится над головой патриарха. Свечи горели. Они пропели „Достойно есть“, сделали земной поклон и поклонились друг другу. Затем патриарх Никон снял свой клобук и просил нашего владыку патриарха благословить его. С трудом, после многих отказов, он благословил его на чело, грудь и плечи, по их обычаю, и они сели беседовать чрез драгомана. Потом он встал и пошел во внутренние покои, где снял свою зеленую мантию и надел другую, всегдашнюю, из рытого узорчатого бархата фиолетового цвета и белый, также всегдашний, клобук с одним вышитым из золота херувимом на челе, снял зеленое бархатное одеяние и надел красное бархатное, по их обычаю, и вышел. В это время подходили все бывшие у него настоятели монастырей, протопопы, священники и дьяконы большие и маленькие (анагпосты) и все его бояре и кланялись нашему владыке патриарху, а он их благословлял. Все стояли, по своему обычаю, с непокрытою головой, как стоят постоянно бояре и народ пред священниками, а священники перед патриархом и архиереем, равно и в церкви. Глава VI. Москва. – Архиепископ сербский. Угощение патриарха Макария за царским столом. По выходе нашего владыки патриарха от царя, был приглашен архиепископ сербский, который называл себя также патриархом и о котором мы упоминали в рассказе о Путивле, что он прибыл из Валахии с большим триумфом и путивльский воевода отправил его внутрь страны. Главная его цель была застать царя раньше отъезда его в поход, но застать ему не удалось. Когда он проехал Калугу, министры, наместники царские, послали вернуть его назад на расстоянии трехдневного пути, к большому позору его, говоря; „издревле мы не слыхивали, чтобы во вселенной был патриарх кроме четырех на Востоке и нашего, поставленного с их дозволения: это первая причина, вторая – та, что царь в отсутствии, а потому возвращайся назад; когда же он прибудет, приезжай“.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Затем анагносты начали канонаршить Блаженны до конца, а певчие пели их. При первой кафизме я вошел и сказал: „помилуй нас, Боже“ и пр., имея в правой руке кадильницу, коею окадил столик, и поминал всех усопших русских архиереев. Они обыкновенно делят эту ектению на пять прошений, и на каждое прошение певчие пели „Господи помилуй“. [После этого я сказал: „Господу помолимся“, а они отвечали: „Господи (помилуй)“, и наш учитель прочел молитву]: „Боже духов и всякие плоти“ тихим голосом 400 , по их обычаю, а затем сказал положенный возглас 401 . Патриарх (Никон) сошел и совершил каждение, после него кадил наш учитель; то же сделал и сербский. 402 Когда певчие кончили пение Блаженн, канопарх начал канопаршить стихиры канона, не каждую стихиру (отдельно), но читал их, а певчие пели только их конец, и так до последней. Патриарх сошел и совершил отпуст, поминая имена усопших по книжке, одно за другим, и им пели вечную память и вечный покой. Вошли в алтарь и сняли облачения. Глава XII. Москва. – Обед у патриарха Никона. Появление на обеде людоедов. Их обычаи. Разговор с нимии Никона и угощение их. Мы вышли и отправились с патриархом в его келлии, где был накрыт обеденный стол, а посредине, по их обычаю, стоял стол с серебряно-вызолоченными большими и малыми кубками и вокруг него стольники, к тому назначенные. Для патриарха Никона был поставлен отдельный стол на переднем месте 403 , а другой близ него для нашего учителя, еще один для сербского, четвертый для архиереев, архимандритов и для нас; для прочих же приглашенных был накрыт стол по окружности столовой палаты. Оба патриарха помолились над трапезой. Принесли Панагию в чудесном серебряно-вызолоченном сосуде и прочли над ней молитвы; они и мы взяли от нее и затем сели. Пришел один из анагностов, поставил посредине аналой и начал читать по большой книге громким голосом (и читал) с начала до конца (обеда). Посох патриарха (Никона) держал другой анагност подле него; посохи же нашего учителя и сербского держали насупротив них. Затем патриарх выпил три кубка и поподчивал нашего учителя и нас, прежде чем принялись за еду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010