Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ II (III) патриарх Иерусалимский (кон. 60-х - нач. 70-х гг. VIII в. (?) - после марта 796). Точное время возведения И. на Иерусалимскую кафедру неизвестно. Хронист Евтихий Александрийский ошибочно датировал это событие 17-м годом халифата Хишама (741), что противоречит косвенным данным др. источников. Однако период Патриаршества, указанный Евтихием (34 года), в целом согласуется со сведениями, известными об И. И. достаточно часто упоминается в произведениях палестинской агиографии кон. VIII - нач. IX в. Так, в Житии прп. Стефана Савваита ( 794) повествуется, что мон. Феодор, брат к-рого был личным врачом араб. наместника Палестины, намеревался свергнуть И. и занять его престол. Прп. Стефан предсказал Феодору, что его Патриаршество закончится позорным изгнанием. Тем не менее Феодор оклеветал И. и использовал все свое влияние на араб. власти, чтобы низложить патриарха. И. был сослан в «Персиду» (в араб. переводе - Багдад), где его мн. годы держали в оковах под стражей. Один из палестинских отшельников, авва Христофор, отправился к месту ссылки патриарха, чтобы поддержать его и попытаться выкупить из заточения. По неясным причинам агиограф прп. Стефана с осуждением отзывался об этой поездке и писал, что Христофор был научен коварными советами своекорыстных людей. Как предсказал прп. Стефан, Христофор хотя и увиделся с И., но не сумел освободить его и умер в вост. землях Халифата. Однако в итоге Феодор, захвативший Патриарший престол, был отлучен и низложен, по-видимому, палестинским клиром и, как пишет агиограф, «зло окончил жизнь в Персиде», а И. получил свободу и вернулся на Патриаршество. Источник не датирует эти события. По подсчетам Х. М. Лопарёва, ссылка И. и правление Феодора могли относиться к кон. 70-х - 1-й пол. 80-х гг. VIII в., и в любом случае эти факты имели место до Вселенского VII Собора (787). В актах Собора упоминается об участии в его работе Иоанна, синкелла Антиохийского патриарха, и Фомы, игумена егип. мон-ря прп. Арсения, представлявших 3 вост. патриархов, в т. ч. И. ( Mansi. T. 12. P. 994, 1131; T. 13. P. 380). В ответном письме вост. монахов патриарху К-польскому св. Тарасию (Ibid. T. 12. P. 1128-1136; ДВС. Т. 4. С. 403-406) поясняется, что Иоанн и Фома были направлены в Византию палестинскими монахами тайно, без патриарших грамот и вообще без ведома патриархов. Местные христиане, памятуя о ссылке И., опасались возбудить новые подозрения мусульм. властей в политической нелояльности.

http://pravenc.ru/text/389383.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ V Дау († 7.10.1592, обл. Хауран, Сирия), патриарх Антиохийский (с 1581). Согласно одной из рукописей, происходил из с. Сафита под Тартусом, согласно другой - был сыном свящ. Исхака из Дамаска. До избрания на Патриаршество носил имя Дорофей. Занимал кафедру митрополита Триполи (в этом сане впервые упом. в колофоне ркп. из мон-ря Хаматура, 1574). После смерти Антиохийского патриарха Иоакима IV ибн Джумы (1576) Дорофей наряду с митрополитами Макарием Евхаитским и Григорием Халебским выдвигался кандидатом на патриарший престол. После того как Григорий отказался от престола в пользу Макария ( Михаил VII ), Дорофею пришлось сделать то же. В патриаршество Михаила Дорофей играл видную роль на правосл. Востоке. В кон. 1578 - нач. 1579 г. он, как экзарх К-польского патриарха Иеремии II , выступал третейским судьей в конфликте Иерусалимского патриарха Германа , монахов лавры св. Саввы Освященного и митр. Иоакима Вифлеемского. От этого времени сохранилась рукопись, переписанная Дорофеем в Архангельском мон-ре Иерусалима (СПбФИВ РАН С 869; янв.-март 1579); в колофонах Дорофей упоминает своих спутников священников Ису и Михаила, впосл. занимавших заметное место в его окружении. Приблизительно в нач. 1581 г. произошел конфликт между патриархом Михаилом и христ. общиной Дамаска, под давлением к-рой патриарх отрекся от престола и покинул Дамаск. Дамасские христиане призвали митр. Дорофея и провозгласили его патриархом с именем Иоаким (ранее 25 мая 1581 - Legrand. Bibl. hell. XVe-XVIe. T. 4. P. 257). Однако вскоре Михаил отказался от своего отречения и совместно с верными ему епископами предал анафеме И. и его сторонников (по сведениям ряда хронистов, отлучение, наложенное Михаилом на дамасских христиан, предшествовало избранию И.). В свою очередь И. вместе с примкнувшей к нему частью клира отлучил Михаила. Антиохийский Патриархат был ввергнут в смуту: юж. епархии поддержали И., северные - Михаила. Конфликт сопровождался сильнейшим взаимным ожесточением. Позднейшие хронисты, не приводя подробностей, пишут об убийствах нек-рых именитых христиан.

http://pravenc.ru/text/468921.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР II ГНАФЕВС [Кнафей; греч. Πτρος Γναφες (Κναφες)] († 488), патриарх Антиохийский (471, 475-476/7 и с 485), один из важнейших представителей антихалкидонской партии (см. в ст. Монофизитство ). Основные сведения о жизни П. Г. сообщают авторы VI в.: Феодор Чтец , Евагрий Схоластик и мон. Александр Кипрский . Нек-рую информацию отразил в «Хронографии» прп. Феофан Исповедник (нач. IX в.). Точное время и место рождения П. Г. неизвестны. Согласно традиции, зафиксированной в Энкомии ап. Варнаве Александра Кипрского, П. Г. поступил в к-польский мон-рь акимитов (неусыпающих), большинство насельников к-рого были строгими халкидонитами. Нес послушание валяльщика, или сукновала, после чего и получил соответствующее прозвище. Затем был рукоположен во пресвитера. Когда в обители стало известно о том, что П. Г. не признаёт решения Вселенского IV Собора , его исключили из числа братии. По всей видимости, это произошло в 60-х гг. V в. П. Г. бежал в Халкидон, вскоре стал известен буд. имп. Зинону , зятю имп. Льва I (457-474), и занял место настоятеля ц. мц. Вассы Алонской. После назначения Зинона магистром армии Востока (468) П. Г. прибыл с ним в Антиохию, где заметно возросло влияние антихалкидонитов. При поддержке Зинона активно противостоял деятельности патриарха Антиохийского Мартирия , убежденного халкидонита. П. Г., в частности, утверждал, что Мартирий является скрытым приверженцем несторианства . В результате в городе начались волнения, в которые были вовлечены местные монахи ( Alex. Mon. Laudatio in apostolum Barnabam. 24-25//PG. 87. Col. 4099-4100; ср.: Theod. Lect. Eccl. hist. I 20), а П. Г. стал претендовать на Патриарший престол. В поисках защиты со стороны имп. Льва I и патриарха К-польского свт. Геннадия I (458-471), придерживавшихся христологического определения Халкидонского Собора, Мартирий прибыл в К-поль. Итогом этой поездки стало издание императором эдикта на имя Зинона (июнь 471), согласно которому монахам, жившим в Сирии, запрещалось покидать свои монастыри, а лицам, прибывшим в Антиохию из др. мест,- вести в городе споры о вере (CJ. I 3. 29). Впрочем, меры, принятые Львом и свт. Геннадием, не изменили ситуацию принципиально: влияние П. Г. было настолько велико, что вскоре после возвращения Мартирия из столицы Зинон вынудил патриарха отречься от престола. При этом Мартирий заявил, что сохраняет за собой достоинство священства. Антиохийскую кафедру «тираническим образом» занял П. Г., к-рый сразу же возвел во епископа Апамейского пресв. Иоанна (впосл. Иоанн II Кодонат , патриарх Антиохийский), ранее подвергавшегося каноническим прещениям ( Theod. Lect. Eccl. hist. I 20; Theoph. Chron. P. 113-114). После рукоположения Иоанн не был принят населением Апамеи и вернулся в Антиохию. Одним из важнейших действий П. Г. стало также внесение в Трисвятое теопасхитского добавления «Распныйся за ны» ( σταυρωθες δι μς - Theod. Lect. Eccl. hist. I 20).

http://pravenc.ru/text/2580342.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАРАСКЕВА (Петка; † не позже нач. XI в.), прп. (пам. 14 окт.), отшельница, Эпиватская, Новая, Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская. Источники Главным источником сведений о жизни П. является пространное Житие, которое, согласно комментариям патриарха Антиохийского Феодора IV Вальсамона (ок. 1189-1195) на 63-й канон VI Вселенского Собора ( Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Σ. 453), составил диак. Василик по повелению патриарха К-польского Николая IV Музалона (1147-1151) вместо «народного» Жития, представлявшего жизнь святой недостойным образом. Подражая Симеону Метафрасту , диак. Василик представил подробное жизнеописание святой, но мн. изложения событий более похожи на лит. топосы. Ранее считалось, что текст диак. Василика сохранился только в слав. переводе, древнейший список к-рого представлен в «Германовом сборнике» 1359 г. (Бухарест. Патриаршая б-ка. Слав. 1; Kalu niacki. 1899. S. 55-64; Мирчева. 2005; Она же. 2006. С. 100-104, 350-363). Однако это мнение изменилось после открытия Е. Миневой ( Mineva. 2017) греч. текста пространного Жития, отличающегося от слав. версии, в 2 рукописях XIV в.: 1) Gothoburgensis. 4 ( Halkin F. Ménologe grec de Gothnebourg//AnBoll. 1942. Vol. 60. P. 216-221; Kleberg T. Catalogus codicum graecorum et latinorum Bibliothecae Universitatis Gothoburgensis. Göthoborgs, 1974. Vol. 16); 2) Conventi Soppresi B1, Camaldoli 1214 (BHG3, N 1420z; Delehaye P. Vita Sanctae Olympiadis et Narratio Sergiae de eiusdem translatione//AnBoll. 1896. Vol. 15. P. 409-423). Текст этих рукописей исследовательница атрибутировала диак. Василику на основании лингвистических и стилистических особенностей, исторических данных, упоминания титулов (напр., αρχων ρωσας о рус. князе) и объяснения, что автор осмелился составить Житие, т. к. посчитал непослушание «своего отца» (т. е. патриарха) бóльшим прегрешением, чем слабость своего лит. таланта. Более краткий текст в «Германовом сборнике», влияние к-рого прослеживается во всех слав. агиографических текстах о святой, по мнению Миневой, является слав. переводом анонимного Жития, греч. оригинал к-рого неизвестен ( Mineva. 2017). Жизнь

http://pravenc.ru/text/2578996.html

Патриаршество на Руси (К исполнившемуся 325-летию со дня учреждения) Опубликовано: Русский паломник. 1914. С. 50­–51. Время патриаршества у нас всегда считалось золотым веком: слава русской церкви в это время достигла наивысшей точки, так как в каноническом устройстве русская церковь сравнялась с восточными патриархатами, чего на Руси давно желали. Уже в царствование Ивана III сложилось убеждение, что „Москва – третий Рим, а четвертому не быть». При учреждении патриархата царю и высшему духовенству хотелось даже, чтобы нашего патриарха в ряду восточных поставили третьим и только желание греков заставило нас сократиться в своих желаниях. На это время падает у нас патриотическая защита отечества против польского посягательства славным Гермогеном, твердое правление Филарета и знаменитое исправление богослужебных книг при Никоне. Есть чем помянуть это ушедшее в вечность в своем роде невозвратимое время. Патриаршество в России было учреждено в 1589 г. при царе Феодоре Иоанновиче. Уже с XV в. зависимость русской церкви от константинопольского патриарха была номинальной, покорение Константинополя турками совсем уменьшило ее, так как на Руси стали даже сомневаться в правоверии патриарха и всего греческого духовенства. «Одержимый прежде благочестием святой град Константинополь ради латинския прелести погибе» – общее мнение того времени. В 1480 г. было внесено в архиерейскую присягу обещание не принимать греков на высшие иерархические кафедры. В 1586 г., пользуясь приездом за милостыней в Москву антиохийского патриарха Иоакима, царь решил прекратить номинальную зависимость от Византии, и, обсудив с боярами и духовенством, решил устроить в Москве престол патриарший. В 1589 г. митрополит Иов был поставлен собором в русские патриархи, а в 1591 г. получилась грамота от восточного духовенства, подписанная 3 патриархами, 42 митрополитами, 19 архиепископами и 20 епископами об утверждении патриаршества в Москве. Московский патриарх занимал место после иерусалимского, выбирался от соборов иерархов русской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Предстоятелям Русской и  Сербской  Православных Церквей сослужили:  митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир ;  митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , глава  Митрополичьего округа  в Республике Казахстан;  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей ;  митрополит Оренбургский и Саракташский Валентин ;  митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий ;  митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий ;  митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий ;  митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн , председатель  Синодального миссионерского отдела ;  митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий ;  митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий ;  митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл , председатель  Синодального комитета по взаимодействию с казачеством ;  архиепископ Филиппопольский Нифон , представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси;  архиепископ Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий ;  архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Савва ;  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , наместник Троице-Сергиевой лавры, председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству ;  архиепископ Егорьевский Марк , председатель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям ;  епископ Моравичский Антоний , настоятель подворья Сербской Православной Церкви в Москве;  епископ Дмитровский Феофилакт , наместник  Андреевского ставропигиального монастыря ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел ;  епископ Воскресенский Савва , наместник  Новоспасского ставропигиального монастыря ;  епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон ;  епископ Смоленский и Вяземский Исидор ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  архимандрит Феоктист (Димитров) , представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси; архимандрит Порфирий (Шутов), наместник  Соловецкого ставропигиального монастыря ; архимандрит Павел (Кривоногов), благочинный Троице-Сергиевой лавры;  протоиерей Всеволод Чаплин , председатель  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества ;  протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя ОВЦС МП; протоиерей Виталий Тарасьев, настоятель подворья Русской Православной Церкви в Белграде (Сербия);  иеромонах Антоний (Севрюк) , секретарь администрации приходов Московского Патриархата в Италии; насельники лавры в священном сане, а также  митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий , епископ Новограчаницкий, Средне- и Западноамериканский Лонгин, епископ Бачский Ириней, епископ Рашско-Призренский Феодосий и другие члены официальной делегации Сербской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/3109264.ht...

Прибавление Пришествие в Россию патриарха Иеремии В лето от сотворения мира 7095, Рождества же Господа нашего Иисуса Христа 1587, при державе Благочестивого Царя и Великого Князя Феодора Иоанновича всея Руси, и при святительстве Иова, содержавшего престол Митрополии Московской, пришел с Востока Архиепископ Константинополя, Нового Рима, и Вселенский Патриарх Иеремия, нужд ради церковных. Это было уже второе пришествие Патриаршее в кроткое обладание Феодора. Еще за два года прежде, Иоаким Антиохийский и всего Востока, посетил за милостынею землю Русскую, чрез пределы Астраханские и Казанские, и высоким саном своим внушил набожному Царю, услаждавшему душу благолепием обрядов церковных, желание возвеличить достоинство Митрополитов Всероссийских; ибо давно уже они превосходили могуществом и обширностью своей паствы Патриархов Вселенских, хотя и числились сами в области Цареградского. В то время Митрополитом был еще премудрый Дионисий Грамматик, и встреча его со Святителем Антиохийским едва ли не положила в душу Царя первой мысли об учреждении Патриаршества: ибо когда Патриарх, в соборе Успения Пречистыя Богоматери, приложась к святым иконам, шел приветствовать Дионисия, Митрополит сойдя с места своего, не более как на сажень, благословил его наперед, а потом уже Патриарх благословил Митрополита, и поговорил слегка, что приличнее было бы ему принять благословение прежде, да и перестал о том. – Благочестивый же Самодержец не перестал, но, помысля со своею благоверною Христолюбивою Царицею Ириною, советовался с боярами и говорил им: «Изначала, от прародителей наших, Киевских и Владимирских и Московских Государей, Великих Князей и Царей благочестивых, поставлялися богомольцы наши Митрополиты Киевские, Владимирские, Московские и всея Руси от Патриархов Царьграда Вселенских: а потом, Всемогущего Бога милостью и Пречистыя Богородицы заступницы нашей, и молитвами великих Чудотворцев всего Российского царствия, и по совету Патриархов Вселенских, начали поставляться особо Митрополиты в Московском государстве, по приговору и по избранию прародителей наших и всего освященного собора, Архиепископов и Епископов Российского царства, даже и до нашей державы. А ныне, по великой и неизреченной своей милости, велел нам Бог видеть к себе пришествие великого Патриарха Антиохийского: нам же воссылающим за сие славу Господу, испросить бы у Него еще милость, дабы явил свое милосердие и устроил в нашем государстве Московском Российского царствия Патриарха, и посоветовать бы о том со святейшим Иоакимом и с ним бы приказать, о благословении патриаршества Московского, ко всем Патриархам».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн Х и митрополит Волоколамский Антоний посетили Подворье Русской Церкви в Дамаске Служба коммуникации ОВЦС, 22.01.2023. 21 января Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Иоанн X и председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний посетили Подворье Русской Православной Церкви в Дамаске. В храме Подворья, освященном во имя священномученика Игнатия Богоносца, был отслужен молебен этому святому, на котором молились иерархи Антиохийского Патриархата епископы Дарайский Моисей, Сергиопольский Иоанн, Филадельфийский Арсений, Ларисский Моисей и Селевкийский Роман, члены делегации Русской Православной Церкви советник Патриарха Московского и всея Руси Кирилла протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Игорь Якимчук, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока архимандрит Филипп (Васильцев) и помощник председателя ОВЦС священник Александр Ершов, Чрезвычайный и Полномочный посол России в Сирии А.В. Ефимов, исполнительный директор Фонда поддержки христианской культуры и наследия Е.И. Скопенко. Приветствуя высоких гостей, архимандрит Филипп (Васильцев) выразил уверенность, что первый визит в Антиохийскую Церковь митрополита Антония как нового председателя ОВЦС, безусловно, укрепит отношения любви между двумя братскими Поместными Церквами. Он попросил Блаженнейшего Патриарха Иоанна всегда молиться о Святейшем Патриархе Кирилле, о митрополите Волоколамском Антонии, об общине храма и о всей Русской Православной Церкви. В своём слове председатель Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата подчеркнул значение храма Подворья Русской Православной Церкви в Дамаске, который, с одной стороны, является местом молитвы и духовного утешения для русскоязычных соотечественников в Дамаске, куда они могут прийти и помолиться на родном языке, с другой – служит созиданию особого духовного моста между двумя Церквами. Митрополит Антоний тепло поблагодарил Блаженнейшего Патриарха Иоанна за его внимание и попечение о Подворье, за неизменную поддержку Русской Православной Церкви, за твёрдое свидетельство об истине и о приверженности священным канонам, по которым на протяжении тысячелетий живет Православная Церковь.

http://mospat.ru/ru/news/89971/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Иоанн Златоуст Феодосии II Малый, или Младший (408-450) А.А.Васильев. История Византийской империи Иоанн Златоуст На фоне германских осложнений выступает выдающаяся личность константинопольского патриарха Иоанна Златоуста. Будучи родом из Антиохии и учеником знаменитого ритора Либания, Иоанн, готовившийся к светской карьере, отказался от нее и, приняв крещение, отдался всей душой проповеднической деятельности в родной Антиохии, где он был пресвитером. Временщик Евтропий, после смерти патриарха Нектария, остановил свой выбор на знаменитом уже антиохийском проповеднике Иоанне, который и был тайно увезен в столицу из боязни, чтобы антиохийское население, очень любившее своего проповедника, не воспротивилось его отъезду. Несмотря на происки Феофила, епископа Александрийского, Иоанн был посвящен в епископы, и ему вверена была столичная кафедра (398 г.). Столица получила в его лице замечательного, бесстрашного оратора и одного из тех убежденных людей, у которых принципы не расходились с делом. Проповедник строгой нравственности и противник излишней роскоши, не отступавший от своего никейского мировоззрения, Иоанн встретил среди своей паствы немало врагов. Среди последних находилась императрица Евдоксия, любившая роскошь и удовольствия, которую он в своих публичных проповедях осыпал упреками, а в одной из них, подлинность которой некоторыми учеными, без больших оснований, оспаривается, сравнивал с Иезавелью и Иродиадой. Твердой политики он держался по отношению к арианам-готам, которые, как уже было сказано выше, в лице Гайны требовали уступки им для совершения арианского богослужения одной из столичных церквей. Иоанн отказал в просьбе, и готы примирились с этим и продолжали довольствоваться отведенной им церковью за городскими стенами. Но к меньшинству готов, которые были православными, Иоанн относился очень внимательно, он отвел им церковь в городе, часто бывал в ней и через переводчика вел с ними беседы.

http://sedmitza.ru/lib/text/434259/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Отношения с Поместными Православными Церквами К оглавлению Святая Православная Церковь есть единое духовное тело, имеет одну Главу — Христа Спасителя, одушевляется одним Духом Божиим. Это духовное единство изначала являет себя в семье равноправных Поместных Православных Церквей. Все автокефальные и автономные Православные Церкви связаны между собой одним исповеданием веры, единством Таинств, канонов, общностью принципов духовной жизни, находятся в молитвенно-каноническом и литургическом (Евхаристическом) общении и пребывают в братской любви. Свои отношения с Поместными Православными Церквами Русская Церковь строит на апостольской заповеди «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3) и происходящей из нее обязанности братской взаимопомощи и взаимодействия в различных областях церковной жизни. На такой основе Русская Церковь строила свои отношения и в первые столетия своего бытия, и в Синодальный период. В отношении к древним Восточным Патриархатам — Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому, Иерусалимскому — весь Синодальный период характеризуется непрекращающейся материальной помощью, а также духовной поддержкой их со стороны Православной России. Можно сказать, Синодальный период открывается в отношении Константинопольской Церкви грамотой императора Петра I от 3 января 1718 г., жалованной Патриарху Константинопольскому Иеремии. В ответ на донесение (соединенное с просьбой) Патриарха о том, что Церковь Божия в Константинополе пришла от тяжких налогов турок в «великое оскудение» и впала в «неоплатные долги», Петр I писал в «жалованной грамоте»: «Усмотря благочестивыя кафолическия веры Церквей утеснение и что оныя под игом турецким страждуще, а особливо его Святейшего Патриарха кафедральная великая Церковь в немалое оскудение впала, того ради, яко Православия любящий и сын тоя Восточныя Церкви, соболезнуя об оной, определяем повсягодное (ежегодное.

http://sedmitza.ru/lib/text/436414/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010