В раннехрист. эпоху в М. была образована епископская кафедра, которая подчинялась митрополии Аназарва. Уже во 2-й пол. III в. она занимала значительное положение в Антиохийской Церкви. Первый известный епископ М. принимал участие в Антиохийских Соборах, на которых было осуждено учение Павла Самосатского († 275), еп. Антиохийского ( Euseb. Hist. eccl. VII 30). В 20-40-х гг. IV в. кафедру занимал Македоний, который известен гл. обр. по трудам свт. Афанасия I Великого как один из сторонников арианства . В 325 г. Македоний принял участие во Вселенском I Соборе в Никее, однако позднее уклонился в ересь. Участвовал в Тирском Соборе 335 г., осудившем свт. Афанасия. Позднее с др. участниками Собора подписал послания к еп. (папе) Римскому Юлию I (337-352) и имп. Константу I . Ок. 343 г. Македоний присутствовал на Сардикийско-Филиппопольском Соборе и вновь поддержал антиникейскую партию. В кон. 50-х или в 60-х гг. IV в. стараниями еп. Авксентия в М. была построена кафедральная базилика. В нее были помещены мощи мучеников Тараха, Прова и Андроника, перенесенные еп. Авксентием в М. из Аназарва. Впосл. эти мученики почитались как защитники христиан Киликии. Среди древних епископов М. наиболее известен в истории вост. христианства Феодор , родом из Антиохии, знаменитый ритор и богослов Антиохийской школы (см. также статьи Богословские школы древней Церкви , Несторианство ), ученик Ливания и близкий друг свт. Иоанна Златоуста и блж. Феодорита , архиеп. Кирского. Феодор занимал кафедру с 392 по 428 г. и был учителем Нестория († ок. 451), архиеп. К-польского (428-431). Преемник Феодора еп. Мелетий участвовал во Вселенском III Соборе в Эфесе 431 г. и проявил себя как твердый сторонник Нестория. Из-за осуждения последнего Мелетий даже вступил в конфликт с архиеп. Иоанном I († 441/2) и большинством иерархов Антиохийской Церкви. В 433 г. был низложен и заменен еп. Фомой (Хоматием). С этого времени община М. в основном придерживалась Православия, однако архиеп. Иоанн Антиохийский в письме к свт. Проклу , архиеп. Константинопольскому (434-447), в нач. 40-х гг. V в. отмечал, что в Киликии сохраняют большое влияние сторонники Нестория. В 490 г. по приказу имп. Зинона (474-475, 476-491) был низложен епископ М. Иулиан как сторонник антихалкидонита Петра Гнафевса , патриарха Антиохийского, отказавшийся подписывать «Энотикон» .

http://pravenc.ru/text/2564148.html

В тосте, произнесенном в четверг вечером накануне открытия Святого и Великого собора, Вселенский Патриарх Варфоломей Константинопольский – первый среди равных епископов Православной Церкви – выразил сочувствие Антиохийской Церкви, страдающей от воинствующего исламизма. Он выразил огорчение в связи с «острыми и сложными проблемами, с которыми сталкиваются братья-предстоятели поместных Православных Церквей в плане нетерпимости и религиозного фанатизма, – в первую очередь древний Антиохийский патриархат и к наш возлюбленный предстоятель, Патриарх Иоанн Антиохийский». Однако когда Его Всесвятейшество поднимал свой бокал, эти слова могли быть восприняты как  горькая чаша Антиохийской Церковью, отсутствия которой на соборе Варфоломей мог бы не допустить. Более того, присутствие Антиохии могло бы стать ключевым моментом в том, чтобы собор стал выражением единства и братства вселенского православия – на которое так надеялся Вселенский Патриарх и которое представляется все менее достижимым. Святой и Великий собор Православной Церкви, проходящий в эти дни на Крите, готовился около пяти десятилетий. Вопреки тому, что пишут СМИ, Православная Церковь неоднократно собиралась на такие соборы в период после VIII и даже XI века, хотя некоторые и считают, что конец соборной эпохи ознаменовался Седьмым вселенским собором (787) или Великой схизмой (1054). Еще одно отступление от правды, неоднократно повторявшееся в заявлениях и докладах (в особенности – официальных представителей Вселенского патриархата) заключается в том, что решение о созыве собора было принято единодушно и подписано всеми четырнадцатью общепризнанными автокефальными Православными Церквами. Это не соответствует истине: Антиохия никогда не подписывала документы, относящиеся к созыву собора. Почему Антиохия отсутствует? И каковы будут последствия ее отсутствия для Православных Церквей? Чтобы понять, почему Антиохия никогда не ставила вою подпись «за собор», нужно провести различие между ее возражениями и другими возражениями, которые появились в последнее время. Некоторые соборные документы содержат фразы или темы, которые стали объектом критики. Именно по этой причине две Церкви – Болгарская и Грузинская – приняли решение не присутствовать на соборе. А поскольку настоящего православного консенсуса уже не получалось, от участия также отказалась Русская Церковь.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Встреча митрополита Волоколамского Илариона с Папой Римским Франциском. 20 марта 2013 г. Фото: Служба коммуникации ОВЦС 22 марта 2013 г. 01:00 Митрополит Волоколамский Иларион: Наш долг – отстаивать традиционные нравственные ориентиры Буквально за несколько месяцев в христианском мире произошли значительные изменения. Избраны новые предстоятели трех Поместных Православных Церквей — Антиохийской, Болгарской и Православной Церкви в Америке. И в эти же месяцы избраны новые предстоятели крупнейших инославных Церквей — Римско-Католической, Англиканской и Эфиопской. О вызовах, с которыми сегодня сталкиваются и предстоятели Церквей, и христиане по всему миру, ответственному редактору «Журнала Московской Патриархии» рассказывает председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. — С кем из новых Предстоятелей вы были знакомы ранее? Как их можно охарактеризовать? — Новый Патриарх Антиохийский Иоанн Х ранее возглавлял Западноевропейскую митрополию Антиохийской Православной Церкви. Монашество он принял на Святой горе Афон. Долгое время возглавлял Богословский институт имени святого Иоанна Дамаскина в Баламанде. Мы знакомы с ним по совместной работе в Межправославной подготовительной комиссии и Всеправославном предсоборном совещании, в рамках которых идет подготовка к созыву Святого и Великого Собора Православной Церкви. Это человек высокой духовной жизни, настоящий молитвенник. При этом он открыт к диалогу с внешним миром и общение с ним оставляет очень приятное впечатление. Новый Патриарх Болгарский Неофит хорошо известен в Русской Православной Церкви. В начале 1970-х годов он обучался в аспирантуре Московской духовной академии на кафедре церковного пения, был регентом академического хора. Многие из тех, кто учились в те годы, хорошо его помнят. Одновременно с аспирантурой он окончил и регентское отделение при Московской духовной академии. За труд «Московское синодальное направление в русском церковном пении и его значение» был удостоен степени кандидата богословия. «Первый золотой камертон» регентского класса ему вручил Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Владыка неоднократно посещал Московские духовные школы. Не раз и я общался с нынешним Патриархом Неофитом во время поездок в Болгарию, и впечатления от этих встреч оставались самые светлые. Святейший Патриарх Неофит известен и как церковный композитор, и как исполнитель православных песнопений. Его Святейшеству в разное время довелось быть регентом хора Патриаршего кафедрального собора Александра Невского и регентом Софийского священнического хора. Оба эти коллектива неоднократно с успехом выступали в России. Я имел честь возглавить делегацию Русской Православной Церкви на торжествах по случаю патриаршей интронизации Его Святейшества, где имел встречу с новым Предстоятелем Болгарской Православной Церкви и передал ему поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

http://e-vestnik.ru/interviews/mitropoli...

Глава 10. Хлопоты Московского правительства о восстановлении Паисия александрийского и Макария антиохийского на их патриарших кафедрах и о разрешении от запрещения Паисия Лигарида Заявление Никона, что приехавшие в Москву восточные патриархи Паисий александрийский и Макарий антиохийский не настоящие патриархи, а отставные. Справедливость этого заявления Никона. Хлопоты нашего правительства о возвращении Паисию и Макарию отнятых у них патриарших кафедр. Отправка с этою целью в Константинополь послов Нестерова и Вахрамеева. Переговоры по этому поводу послов с турецким правительством, увенчавшиеся полным успехом. Хлопоты нашего правительства пред константинопольским и иерусалимским патриархами о восстановлении Паисия и Макария на их патриарших кафедрах и о признании Константинопольскою церковью деяний Московского собора 1667 года. Истинный характер отношений патриархов Паисия и Макария к нашему правительству, сказавшийся как в мотивах их поездки в Москву, так и в их последующих обращениях к государю, Паисий Лигарид был запрещенный архиерей. Неудачные хлопоты государя добыть от иерусалимского патриарха разрешение Лигариду, который так и умер неразрешенным. Восточные патриархи произвели в Москве суд над патриархом Никоном , суд над старообрядцами и всей русскою церковною стариною, сделали свои авторитетные постановления относительно разных сторон русской церковной жизни в видах ее успокоения, водворения в ней более лучших и совершеннейших порядков и, получив за свои труды довольную милостыню, направились в обратный путь. Дело, соборно совершенное ими в Москве, казалось во всех отношениях вполне прочным, не вызывающим каких-либо сомнений и недоумений, так как все сомнительное патриархами было разъяснено, колебавшееся прочно установлено. Наше правительство, как светское, так и духовное, могло теперь успокоиться относительно мирного течения нашей церковной жизни, ему оставалось только практически проводить в жизнь то, что было постановлено на соборе. Но все это только казалось. В действительности же нашему правительству приходилось пережить по поводу уже закончившегося собора много беспокойств и волнений, пришлось употребить особые хлопоты даже перед самим турецким султаном, чтобы спасти собор 1667 года от зазора и нареканий со стороны. Дело тут заключалось в следующем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Документы Заявление секретариата Священного Синода Антиохийской Православной Церкви 05.07.2016 03:19 Заявление секретариата Священного Синода Антиохийской Православной Церкви Баламанд, 27 июня 2016 В завершение своей седьмой чрезвычайной сессии, которая началась 25 мая 2016, Священный Синод Антиохийской Православной Церкви собрался 27 июня 2016 в Баламанде под председательством Блаженнейшего Патриарха Иоанна Х и с участием епископов Святого Антиохийского Престола. Отцы поздравили своих чад с праздником святых славных и всехвальных Первоверховных апостолов Пера и Павла, основателей Святого Антиохийского престола. Именно здесь учеников впервые стали называть христианами, и отсюда чада этого престола продолжают нести свидетельство о Воскресшем Христе – в особенности в нашей возлюбленной Антиохии, в мученице Сирии, в страдальце Ливане, в израненном Ираке, в странах Персидского залива и в зарубежных архиепископиях в Америке, Австралии и в Европе. Отцы вспомнили своего брата митрополита Павла (Язиджи), митрополита Алеппского, который был похищен более трех лет назад при добровольной слепоте окружающих. Его Высокопреосвященство митрополит Павел, как и его брат митрополит Юханна Ибрагим, как и все, кто был похищен, постоянно присутствуют в молитвах и молениях верующих и в ежедневном свидетельстве Церкви. Отцы вознесли молитвы о упокоении душ всех тех, кто были замучены за то, что они назывались христианами, и попросили их молитв у Божьего Престола о том, чтобы Бог укрепил Свою Церковь и дал Своим чадам силу и мудрость свидетельствовать в истине, здесь и сейчас, Христа, воскресшего из мертвых. Отцы обсудили тему Великого Православного Собора, созыв которого Православная Церковь готовит уже более пятидесяти лет. Антиохийская Церковь просила отложить созыв Собора для того, чтобы было укреплено всеправославное единства, обеспечено единодушие православных в спорных вопросах, стоящих на повестке собора, и были созданы экклезиологические условия для участия всех Православных Автокефальных Церквей.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСЕПРАВОСЛАВНЫЙ СОБОР подготавливаемый правосл. сообществом Собор всех правосл. Церквей. Общий Собор правосл. Церквей не проводился со времени VII Вселенского Собора 787 г., хотя известны Соборы с участием представителей неск. или даже всех Поместных Церквей, напр. Ясский (1642), Московский (1666-1667), Иерусалимский (1672), К-польский (1691) и др. Особенно представительным был К-польский Собор в храме Св. Софии (879), в к-ром участвовали Предстоятели 5 Церквей, в т. ч. Римской. Однако эти Соборы не имели статуса всеправославных. В XX в. также предпринимались попытки собрать представителей всех правосл. Церквей. Так, в 1923 г. в К-поле состоялся «Всеправославный конгресс» , однако название этого совещания всеправославным не может быть принято, т. к. в его работе не участвовали представители Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и большинства др. Поместных Церквей. К-польский Патриархат предложил созвать в 1925 г. в Иерусалиме в 1600-ю годовщину I Вселенского Собора Вселенский Собор «для рассмотрения разных вопросов первостепенной важности, разрешение которых является спешным и абсолютно необходимым». Поместные Православные Церкви, приветствуя саму идею Собора, после тщательного изучения предложенных вопросов заявили о необходимости созвать прежде Предсобор из представителей всех автокефальных правосл. Церквей. По этому предложению 8-23 июня 1930 г. на Афоне, в Ватопедском мон-ре, заседала Межправославная подготовительная комиссия Предсобора, к-рая составила список тем и предложила обсудить их на Предсоборе в июне 1932 г. в том же Ватопедском мон-ре (не состоялся). В работе комиссии приняли участие Предстоятели К-польской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Сербской, Румынской, Кипрскую Церковь представляла К-польская Церковь, Элладской и Польской Православных Церквей. Из 32 тем, определенных Межправославной подготовительной комиссией, после обсуждения осталось 16, собранных в единый каталог, к-рый был впосл. использован на I Всеправославном совещании. 1-й и основной в каталоге значилась тема о положении в РПЦ. Представители РПЦ в работе Межправославной подготовительной комиссии участия не принимали: К-польский Патриарх Фотий II направил 6 мая 1930 г. письмо 844) одновременно на имя митр. Нижегородского Сергия (Страгородского) и на имя главы «Живой церкви» «митр. Московского» Вениамина (Муратовского) . Приглашение на совещание обновленцев сделало невозможным участие в работе комиссии представителей иерархии канонической РПЦ.

http://pravenc.ru/text/155530.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАХАРИЯ РИТОР [Захария Схоластик; греч. Ζαχαρας τωρ] (465/6, Маюма, близ Газы, Палестина - после 536), еп. Митилинский, церковный писатель. Сведения о жизни З. Р. немногочисленны. Современники З. Р. Севир Антиохийский и Иоанн Руф в сочинениях называют его «схоластик», т. е. практикующий юрист, а церковный историк Евагрий (кон. VI в.) - «ритор». Позднейшие сироязычные авторы (автор «Хроники» Псевдо-Дионисия и Михаил Сириец) придерживались атрибуции Евагрия, но именовали З. Р. епископом Мелитинским (вместо Митилинского). Сведения о начальном периоде жизни З. Р. содержатся в составленном им жизнеописании Севира Антиохийского (после 512). Дом родителей З. Р. находился недалеко от мон-ря Петра Ивера. З. Р. обучался в риторической школе, процветавшей в то время в Газе; затем уехал в Александрию, где в 485-487 гг. обучался у ритора Сопатра Младшего и философа Аммония Гермийского. Во время учебы в Александрии З. Р. сблизился с Севиром (впосл. патриарх Антиохийский). В 487 г. он принял крещение, под влиянием З. Р. крещение принял и Севир. В том же году З. Р. покинул Александрию, чтобы продолжить обучение у юриста Леонтия (487-491) в школе в г. Берите (ныне Бейрут). Питая склонность к монашеству, З. Р. вел благочестивую жизнь в миру. Из Берита он совершал поездки в мон-ри Триполи и Эмесы (ныне Хомс, Сирия). После завершения учебы в 491 г. вернулся в Маюму, а оттуда перебрался в К-поль, где в течение долгого времени занимался адвокатской практикой. Дальнейшие свидетельства о жизни З. Р. крайне скудны. Известно, что он имел связи при дворе и поддерживал умеренную монофизитскую политику визант. имп. Анастасия. Во время жизни в столице З. Р. составил неск. сочинений исторического содержания. В 536 г. в качестве епископа г. Митилина (о-в Лесбос) участвовал в К-польском Соборе, к-рый осудил Севира Антиохийского. В 553 г. на V Вселенском Соборе в К-поле Митилину представлял уже др. епископ. Т. о., З. Р. умер между 536 и 553 гг.

http://pravenc.ru/text/182709.html

Митрополит Волоколамский Иларион: Наш долг — отстаивать традиционные нравственные ориентиры 22 марта 2013 г. 14:26 Буквально за несколько месяцев в христианском мире произошли значительные изменения. Избраны новые предстоятели трех Поместных Православных Церквей — Антиохийской , Болгарской и Православной Церкви в Америке . И в эти же месяцы избраны новые предстоятели крупнейших инославных Церквей — Римско-Католической, Англиканской и Эфиопской. О вызовах, с которыми сегодня сталкиваются и предстоятели Церквей, и христиане по всему миру, ответственному редактору «Журнала Московской Патриархии»   С.В. Чапнину  рассказал председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион . — С кем из новых Предстоятелей Вы были знакомы ранее? Как их можно охарактеризовать? — Новый Патриарх Антиохийский Иоанн X ранее возглавлял Западноевропейскую митрополию Антиохийской Православной Церкви. Монашество он принял на Святой Горе Афон. Долгое время возглавлял Богословский институт имени святого Иоанна Дамаскина в Баламанде. Мы знакомы с ним по совместной работе в Межправославной подготовительной комиссии и Всеправославном предсоборном совещании, в рамках которых идет подготовка к созыву Святого и Великого Собора Православной Церкви. Это человек высокой духовной жизни, настоящий молитвенник. При этом он открыт к диалогу с внешним миром и общение с ним оставляет очень приятное впечатление. Новый Патриарх Болгарский Неофит хорошо известен в Русской Православной Церкви. В начале 1970-х годов он обучался в аспирантуре Московской духовной академии на кафедре церковного пения, был регентом академического хора. Многие из тех, кто учились в те годы, хорошо его помнят. Одновременно с аспирантурой он окончил и регентское отделение при Московской духовной академии. За труд «Московское синодальное направление в русском церковном пении и его значение» был удостоен степени кандидата богословия. «Первый золотой камертон» регентского класса ему вручил Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Владыка неоднократно посещал Московские духовные школы. Не раз и я общался с нынешним Патриархом Неофитом во время поездок в Болгарию, и впечатления от этих встреч оставались самые светлые. Святейший Патриарх Неофит известен и как церковный композитор, и как исполнитель православных песнопений. Его Святейшеству в разное время довелось быть регентом хора Патриаршего кафедрального собора Александра Невского и регентом Софийского священнического хора. Оба эти коллектива неоднократно с успехом выступали в России. Я имел честь возглавить делегацию Русской Православной Церкви на торжествах по случаю Патриаршей интронизации Его Святейшества, где имел встречу с новым Предстоятелем Болгарской Православной Церкви и передал ему поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

http://patriarchia.ru/db/text/2863175.ht...

Митрополит Иларион: Апостолы и ныне являются нашими учителями, нашими небесными заступниками 13 июля, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Церковь заповедует нам всегда обращаться к апостольским посланиям, и не только слышать их в храме, но и дома обращаться к этой части Нового Завета. 12 июля 2014 года, в праздник святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион возглавил Божественную литургию на московском Подворье Сербской Православной Церкви – Петропавловском храме на Яузе. Затем председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион обратился к присутствующим, — сообщает Служба коммуникации ОВЦС : «Ваше Преосвященство, дорогой владыка Антоний! Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка митрополит Нифон! Дорогие отцы, братья и сестры! Хочу передать всем вам благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по поручению которого я сегодня совершил Божественную литургию здесь, в  храме святых апостолов Петра и Павла, который является Подворьем Сербской Православной Церкви. Праздник первоверховных апостолов Петра и Павла – торжество всей Православной Церкви. И неслучайно ему предшествует пост, который начинается через неделю после Пятидесятницы, а заканчивается сегодня, в этот торжественный день. Установив сей постный период, Церковь особым образом почтила тех, кто вместе с остальными апостолами потрудился для того, чтобы продолжить на земле дело Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, пошел вслед за Христом и претерпел мученическую кончину. По свидетельству слова Божия, все апостолы занимают особое место в Церкви, но только Петра и Павла Церковь и святые отцы называют первоверховными, ибо Петр является недвижимым камнем в основании Церкви, а Павел – движущей силой; апостол Петр возглавлял проповедь христианства среди иудеев, а Павел – среди язычников. День памяти святых первоверховных апостолов является особым праздником для Антиохийской Православной Церкви. И Петр, и Павел посещали священные пределы Антиохии и являются основателями этой Церкви. Поэтому я особенно рад сегодня Вашему присутствию здесь, дорогой владыка Нифон, и пользуюсь возможностью еще раз поздравить Вас с возведением в сан митрополита, что является красноречивым свидетельством для всего православного мира о том, что Вас любят и почитают не только в Русской Православной Церкви, с которой Вы сроднились за долгие годы служения, но и в родной для Вас основанной святыми апостолами Антиохийской Православной Церкви, которую Вы на протяжении уже нескольких десятилетий достойно представляете здесь, в граде Москве, и во всем мире.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-apo...

Обзоры православной блогосферы: Бисмарк, «Честный понедельник» и вопросы Патриарху Варфоломею На этой неделе у православных блоггеров было много поводов поговорить о братских Поместных Церквах. Архимандрит Серафим, ранее клирик Антиохийской Православной Церкви, теперь служащий в монастыре в Греции, поведал о своем призвании в армию вскоре после получения им греческого гражданства. «Раньше в Греции освобождали от службы священников и монахов. Но сейчас уже несколько лет новый закон обязующий всех к воинской службе»… 28 мая, 2010 На этой неделе у православных блоггеров было много поводов поговорить о братских Поместных Церквах. Архимандрит Серафим, ранее клирик Антиохийской Православной Церкви, теперь служащий в монастыре в Греции, поведал о своем призвании в армию вскоре после получения им греческого гражданства. «Раньше в Греции освобождали от службы священников и монахов. Но сейчас уже несколько лет новый закон обязующий всех к воинской службе»… Редакция портала «Правмир» вновь обращается к темам, представленным в рейтинге православных блогов. О самых интересных темах мы рассказываем нашим читателям. Главным событием православной блогосферы можно назвать появление первого видеоблога руководителя Синодального отдела Церкви: начал действовать блог главы Синодального отдела по церковной благотворительности протоиерея Аркадия Шатова , первый выпуск блога посвящен становлению общины при храме. В жж-сообществе miloserdie_ru размещена информация о человеке, достойном самого глубокого уважения: безруком пловце-баттерфляисте Алексее Обыденнове . Одним из самых обсуждаемых событий в православной блогосфере стало праздничное шествие в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия — оказался на шествии и фотограф Владимир Горбунов, опубликовавший подробный и содержательный фоторепортаж о событии. Большой интерес для блоггеров представил визит в Россию Константинопольского Патриарха Варфоломея. Около двадцати вопросов сформулировали православные пользователи Живого журнала для интервью Ивана Семенова с Патриархом Варфоломеем .

http://pravmir.ru/obzory-pravoslavnoj-bl...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010