Предисловие Задача настоящего очерка состоит в изображении современного состояния православной Антиохийской церкви во всем, по возможности, многоразличном течении внешней и внутренней ее жизни. Поводом для нашей работы послужило недавнее пребывание в России Его Блаженства, Блаженнейшего Григория IV, патриарха Антиохийского, а внутреннее для нее основание заключается в отсутствии на русском языке полного и законченного обозрения современного положения православной церкви в Сирии, потребность в котором обусловливается и научными соображениями. Центр тяжести нашего очерка заключается, в характеристике управления в пределах Антиохийской церкви, – которая предложена по руководству, главным образом, действующего «Устава православного Антиохийского патриархата», окончательно редактированного 31 мая 1906 года: ни в русской, ни в иностранной специальной литературе этот «Устав» еще не служил предметом научного анализа. Другие же стороны нашего предмета раскрыты с прямым назначением дать по возможности полное его освещение. В виду того, что не только в русской, но и в иностранной литературе нет аналогичного опыта в постановке и решении нашего сложного вопроса, настоящий очерк современного состояния Антиохийской церкви, как кажется, не будет бесполезным для интересующихся положением православия на Ближнем Востоке. Антиохийская церковь – очерк современного ее состояния В области церковных отношений между Россией и православным Востоком текущий год ознаменован важным н редким событием. 20 февраля 1913 года в Россию прибыл из далекой Сирии Его Блаженство, Блаженнейший Григорий I40;, патриарх Антиохии и всего Востока, для принесения поздравлений Государю Императору по поводу исполнившегося трехсотлетия царствования Дома Романовых и для упрочения церковных отношений между нашим отечеством и православной Сирией. Более двухсот лет православный русский народ не лицезрел ни одного из предстоятелей автокефальных церквей православного Востока, а русская иерархия не входила в непосредственное с ними общение на территории обширной и могущественной нашей родины.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/a...

Речь при пострижении в монашество кандидата Академии И. Абурруса, в иночестве Игнатия 7 июня 1903 года Источник Возлюбленный брат о Господь! Изволением блаженнейшего патриарха Антиохийской Церкви, к которой ты принадлежишь, и с благословения Первосвятителя Московской Церкви я совершил пострижение тебя в монашество. Радостно приветствую тебя с этим знаменательным днем твоей жизни. Окончив курс наук в высшей богословской школе, ты не вступаешь на обычный широкий жизненный путь, а избираешь тесный путь отречения от мира, чтобы беспрепятственно послужить Богу и миру и достигнуть спасения. Это – путь, каким шли и достигли царствия небесного многие святые угодники – преподобный Серий Радонежский, в обители которого ты совершал свое книжное учение, святые Антоний и Феодосий Печерские , в храме которых ты только что, пред лицом нас – грешных, пред лицом Самого Господа и святых Его, исповедал торжественные обеты своего нового иноческого жития. Радостен для тебя этот день, потому что ты давно его ожидал, но желанию твоего сердца суждено только теперь исполниться. Благословен Бог , благоволивый тако! Воистину добро дело и блаженно избрал еси ты. Радуюсь и я, послуживший тебе в этом добром деле. Радость моя основывается на уверенности в тебе. Знаю твое доброе, мягкое сердце, твою благочестивую настроенность, твою любовь к церковности, знаю тебя как моего ученика, знаю твой дом, знаю твою далекую, славную, многострадальную родину.... Какое же дам я тебе напутствие при вступлении в новую жизнь твою? Вступление твое на новый путь жизни соединено с восприятие нового имени, которым Церковь обручила тебя Христу. Тебе дано имя в честь Игнатия Богоносца , святителя Антиохийской Церкви. Союз этот должен заключаться в том, между прочим, чтобы ты подражал добродетельной жизни этого святого мужа. По имени твоему, да будет и житие твое. По преданию Церкви, Св. Игнатий именуется Богоносцем потому, что он был тем отроком, которого Спаситель во время земной жизни Своей взял на руки и указал на невинность его, как на условие для желающих наследовать царствие небесное 1 . «Того ради и Богоносец наречен бысть». Затем, в течение последующей жизни своей и пред мученическою кончиной своею он имел Бога на устах своих и носил в сердце своем. «Кто носит Христа-Бога в душе своей и устнами исповедует Его, той есть Богоносец. И я в себе ношу и исповедую Его», – отвечал Св. Игнатий мучителям своим на вопрос их, почему он называется Богоносцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Хлопоты московского правительства о восстановлении Паисия Александрийского и Макария Антиохийского на их патриарших кафедрах и о разрешении от запрещения Паисия Лигарида Источник Заявление Никона, что приехавшие в Москву восточные патриархи, Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, не настоящие патриархи, а отставные. Справедливость этого заявления Никона. Хлопоты нашего правительства о возвращении Паисию и Макарию отнятых у них патриарших кафедр. Отправка с этой целью в онстантинополь послов Нестерова и Вахрамеева. Переговоры по этому поводу послов с турецким правительством, увенчавшиеся полным успехом. Хлопоты нашего правительства перед онстантинопольским и Иерусалимским патриархами о восстановлении Паисия и Макария на их патриарших кафедрах и о признании онстантинополъской Церковью деяний Московского Собора 1667 года. Истинный характер отношений патриархов Паисия и Макария к нашему правительству, сказавшийся как в мотивах их поездки в Москву, так и в их последующих обращениях к государю. Паисий Лигарид был запрещенный архиерей. Неудачные хлопоты государя добыть от Иерусалимского патриарха разрешение Лигариду, который так и умер неразрешенным. Восточные патриархи произвели в Москве суд над патриархом Никоном, суд над старообрядцами и всей русской церковной стариной, сделали свои авторитетные постановления относительно разных сторон русской церковной жизни в видах ее успокоения, водворения в ней лучших и совершеннейших порядков и, получив за свои труды довольную милостыню, направились в обратный путь. Дело, соборно совершенное ими в Москве, казалось во всех отношениях вполне прочным, не вызывающим каких-либо сомнений и недоумений, так как все сомнительное патриархами было разъяснено, колебавшееся прочно установлено. Наше правительство, как светское, так и духовное, могло теперь успокоиться относительно мирного течения нашей церковной жизни, ему оставалось только практически проводить в жизнь то, что было постановлено на Соборе. Но все это только казалось. В действительности же нашему правительству приходилось пережить по поводу уже закончившегося Собора много беспокойств и волнений, пришлось употребить особые хлопоты даже перед самим турецким султаном, чтобы спасти Собор 1667 года от зазора и нареканий со стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Архив Пн Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Президентом Ливана Мишелем Слейманом 21 января 2013 г. 17:00 21 января 2013 года в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Президентом Ливанской Республики Мишелем Слейманом, прибывшим в Москву для участия в торжественной церемонии вручения премии Международного фонда единства православных народов . Во встрече приняли участие председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион , председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата епископ Подольский Тихон , заместитель председателя ОВЦС игумен Филарет (Булеков) , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарев, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации М.Л. Богданов, президент Международного фонда единства православных народов В.А. Алексеев . В числе участников встречи — представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси архиепископ Филиппопольский Нифон . Главу Ливанского государства сопровождают вице-премьер Правительства Самир Мокбель, временный поверенный Посольства Ливана в России Фади Хаджали, глава протокола Президента Ливана Лахуд Лахуд, ряд политических деятелей страны. Предстоятель Русской Православной Церкви приветствовал высокого гостя и поздравил c присуждением ему премии Международного фонда единства православных народов. «Избрание Вас лауреатом этой премии означает высокое признание со стороны Русской Православной Церкви и всего православного мира той роли, которую Вы играете в процессе мирного развития многонационального и многорелигиозного Ливана, а также в работе по преодолению политической напряженности на Ближнем Востоке. Вы уделяете внимание межрелигиозному диалогу, а вместе с ним — поддержанию духовных и нравственных традиционных ценностей вашего народа», — отметил Его Святейшество. «Я с добрым чувством вспоминаю нашу с Вами встречу в Бейруте. Тогда по приглашению Патриарха Игнатия я совершал визит в Антиохийскую Церковь и ныне вспоминаю покойного Патриарха как выдающегося деятеля арабского Православия», — поделился Святейший Патриарх Кирилл.

http://patriarchia.ru/db/text/2740234.ht...

Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Предстоятелем Антиохийской Православной Церкви 29 января 2019 года  29 января 2019 года в Патриаршей резиденции в Даниловом ставропигиальном монастыре в Москве прошла встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Блаженнейшим Патриархом Антиохийским и всего Востока Иоанном X и членами сопровождающей его делегации. В составе делегации — представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси  митрополит Филиппопольский Нифон , митрополит Аккарский Василий, митрополит Буэнос-Айресский и всей Аргентины Иаков, личный секретарь Блаженнейшего Патриарха Иоанна Х архимандрит Парфений (Ал-Лати), сотрудник Антиохийской Патриархии диакон Мелетий Шаттахи, а также представитель молодежного движения  Антиохийской Православной Церкви  Раймонд Ризк, Хассан Рише, Жорж Гандур. Со стороны Русской Православной Церкви во встрече участвовали председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион ,  архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока  игумен Арсений (Соколов) , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук. «Сердечно приветствую Вас в стенах Данилова монастыря и благодарю за то, что Вы присоединились ко всем нам в связи с празднованием 10-й годовщины моего пребывания на Московском Патриаршем престоле, — сказал Святейший Патриарх Кирилл, обращаясь к Предстоятелю Антиохийской Православной Церкви. — Всякий раз, когда Предстоятели Церквей встречаются, у них есть возможность вместе помолиться, совершить Божественную литургию и поговорить о том, что волнует наши Церкви, что является важным для всего вселенского Православия». Его Святейшество особо подчеркнул высокий уровень двусторонних отношений между Антиохийской и Русской Православными Церквами, имеющих уже долгую историю. «Но сегодня наши отношения имеют, я думаю, особое значение. Мы знаем, что Антиохийская Церковь переживает нелегкие времена, особенно в связи с ситуацией, которая сложилась в Сирии, — продолжил Святейший Владыка. — И Русская Церковь сегодня тоже проходит через скорбные испытания, которые связаны с ситуацией на Украине. Согласно слову Священного Писания, " страдает ли один член, страдают с ним все члены " (1Кор 12:26), и в Церкви Христовой, если одна Церковь переживает непростые жизненные обстоятельства, то ей призваны сострадать все члены, вся полнота Православия», — подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

http://foto.patriarchia.ru/news/vstrecha...

Новости Представители органов власти, общественные и религиозные лидеры поздравили Патриарха Кирилла с интронизацией 03.02.2009 12:08 Москва, 3 февраля. Более полутора тысяч религиозных лидеров, представителей органов власти, деятелей культуры, бизнесменов и общественных лидеров России и зарубежных стран поздравили Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с интронизацией (возведением на патриарший престол) в понедельник в московском храме Христа Спасителя. Гостей с подарками и цветами предстоятель РПЦ принимал в Тронном зале храма. На патриаршем троне и флаге изображен вензель ПК (патриарх Кирилл), сообщает РИА Новости . Гости, выстроившись в очередь и ожидая возможности лично поздравить нового Патриарха с избранием на престол, показывали друг другу, как правильно приветствовать предстоятеля Церкви, как брать благословение. Большинство подарков не разворачивали. Среди букетов цветов преобладали белые розы и хризантемы. От Священного Синода и всей Русской Православной Церкви Патриарха поздравил Экзарх всея Белоруссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Он выразил надежду, что «корабль церковный будет в надежных руках кормчего». Предстоятеля РПЦ поздравили представитель Антиохийской Православной Церкви в Москве епископ Нифон, представитель Сирийской Церкви Востока, предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Московский Корнилий, представитель Координационного центра мусульман Северного Кавказа в Москве Сафиг Пшихачев. Принимая поздравления от председателя Центрального духовного управления мусульман России Талгата Таджуддина, Патриарх Кирилл отметил, что для него очень важно чувствовать поддержку мусульманских братьев и вместе отстаивать традиционные нравственные ценности. Поздравить Патриарха приехал и премьер-министр Владимир Путин. По его словам, РПЦ является важнейшей составляющей пространства исторической Руси. Путин отметил, что Церковь всегда была со своим народом в самые тяжелые и сложные времена, и государство чувствует поддержку церкви в возрождении России как многонационального и многоконфессионального государства.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Предстоятель Антиохийской Православной Церкви совершил молебен в крестовом храме резиденции Патриарха Московского и всея Руси Операторы: Л. Брусенцов, Р. Самсонов. Звукооператор: А. Бригадов 25 января 2014 г. 20:54 25 января 2014 года  Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X , прибывший в пределы Русской Православной Церкви с официальным визитом, посетил Патриаршую и Синодальную резиденцию в  Даниловом монастыре  в Москве. Блаженнейшего Владыку сопровождает делегация, в составе которой — митрополит Аккарский Василий, митрополит Триполийский Ефрем, представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском и всея Руси  архиепископ Филиппопольский Нифон , архимандрит Филипп (Язейджи), архимандрит Парфений (Аллати), архидиакон Герасим (Каббас), а также ряд православных мирян. У входа в резиденцию в Даниловом монастыре Предстоятеля  Антиохийской Церкви  приветствовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятели Антиохийской и Русской Православных Церквей проследовали в крестовый храм во имя Всех святых Церкви Русской. Блаженнейший Патриарх Иоанн X возглавил краткий молебен, во время которого Святейший Патриарх Кирилл молился в алтаре. Также за богослужением молились председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , председатель  Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению   епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве  протоиерей Владимир Диваков , наместник Данилова монастыря  архимандрит Алексий (Поликарпов) , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока игумен Арсений (Соколов). По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл приветствовал Блаженнейшего Патриарха Иоанна X:

http://patriarchia.ru/db/text/3542567.ht...

22 июня 1663 г. П. получил от царя Алексея Михайловича через иеродиак. Мелетия Грека 300 золотых флоринов на поездку в Москву для участия в Соборе по делу патриарха Никона. 25 июня 1663 г. П. написал об этом письмо К-польскому патриарху Дионисию III Вардалису , которое из Александрии в К-поль доставил Мелетий Грек ( Фонкич. 1997. С. 166). П. выехал из Египта 25 мая 1665 г., наземным путем через Эрзурум 10 окт. прибыл в Тбилиси, где ожидал Антиохийского патриарха Макария III , 30 нояб. 1665 г. находился в Шемахе. В это время К-польский патриарх Парфений IV указом от нояб. 1665 г. под давлением Порты поставил патриархом Александрийским Иоакима, епископа Родосского (см. Иоаким II ; Τζουμρκας. 2010. Σ. 32). 21 июня 1666 г. П. и патриарх Макарий прибыли в Астрахань; до Москвы их сопровождал Мелетий Грек, к-рый одалживал П. деньги на дорожные расходы (РГАДА. Ф. 52. Оп. 4. 52). 4 июля в Астрахани Иоанн Сакулис, эконом Антиохийской Церкви и греческий писец из окружения патриарха Макария, передал П. переписанную им рукопись с «Воспоминаниями о Ферраро-Флорентийском Соборе» Сильвестра Сиропула (Ath. Vatop. 664; Фонкич. 2003. С. 328-329). 2 нояб. 1666 г. патриархи прибыли в Москву, и через 2 дня состоялась их встреча с царем. 7 нояб. патриархи возглавили работу Большого Московского Собора 1666-1667 гг. , на к-ром было санкционировано осуждение и низложение патриарха Никона. П. принимал активное участие во всех 8 заседаниях Собора. 12 дек. 1666 г. в кельях вост. патриархов в Чудовом мон-ре был зачитан написанный по-гречески и по-русски соборный приговор. На Рождество 1666 г. П. произнес речь с панегириком Москве, унаследовавшей скипетры Палеологов и освященной служением 2 вост. патриархов (изд.: Τζουμρκας. 2010. Σ. 152-155). 26 февр. 1667 г., после избрания нового Московского патриарха Иоасафа II , Собор продолжил работу до июня 1667 г.: П. участвовал во всех заседаниях для рассмотрения поставленных царем Алексеем Михайловичем вопросов. 1 сент. 1667 г. П. произнес речь на новолетие (изд.: Ibid. Σ. 151-152), 1 янв. 1668 г.- на начало года, праздновавшееся вост. Церквами (изд.: Ibid. Σ. 149-150).

http://pravenc.ru/text/2578657.html

архидиакон Павел Алеппский Выпуск 3. Москва От переводчика Настоящий, третий выпуск обнимает первые 2½ месяца пребывания патриарха Макария в Москве, со 2 февраля по 15 апреля 1655 г., и содержит, по обыкновению, массу разнообразнейших и интересных рассказов и описаний, собранных любознательным и неутомимым Павлом Алеппским. При сличении арабского текста с английским переводом оказалось (как это было и в предыдущих выпусках), что английский переводчик сделал местами значительные пропуски, а именно, опустил служение в неделю мясопустную (стр. 41–43), рассказы о приеме грузинской царицы Елены и ее сына (стр. 86–87), о крещении касимовского царевича и польского пана (стр. 87–93), описании Успенского и других кремлевских соборов, Ивановской колокольни и приготовлений к отливке огромного колокола (стр. 97–114) и наконец служение в Великую субботу (стр. 194–196). Обстоятельное описание Успенского собора, доселе остававшееся неизвестным, имеет, бесспорно, весьма немаловажное значение для отечественной археологии. Оно относится к 1655 г., следовательно, ко времени вскоре после того, как Успенский собор был роскошно поновлен стараниями патриарха Никона 372 и является прекрасным дополнением к дошедшим до нас четырем описям Успенского собора 373 , из коих первая относится к началу царствования Михаила Феодоровича, вторая – к 1627 г., третья – к 1638 г. и четвертая – к 1710 г. Описание Павла Алеппского есть единственное в своем роде; тщетно было бы искать подобного в записках других иностранцев, посещавших Россию в XVI и XVII вв.: как иноверцы, они не допускались в наши храмы. Мы не нашли его и в путешествии православного и, подобно Павлу Алеппскому, духовного лица, Арсения, архиепископа Элассонского, который приезжал в Москву в 1588 г. вместе с Константинопольским патриархом Иеремией. Английский переводчик, против своего обыкновения, не делает указания на пропуск этого описания там, где оно вставлено в нашей рукописи, а именно, при Рассказе о служении в воскресенье сыропуста; по ранее, среди описания служения в четверг на масленице, он делает в сноске заметку о том, что опускает подробное описание служения на тринадцати страницах in folio, как не представляющее, по его мнению, интереса для читателей. Мы полагаем, что английский переводчик ошибся, недостаточно внимательно просмотрев опущенный им отдел: наверно, в нем содержалось описание соборов, Ивановской колокольни и отливки колокола, только листы эти, очевидно, перепутаны в Лондонской рукописи и попали не на надлежащее место, ибо конец опущенного Бельфуром описания у него имеется в переводе (т. II, стр. 29), и именно там же, где и в нашей рукописи, но, странным образом, начинается такими словами: „Возвращаемся. Число ступеней этой колокольни“ и пр., хотя раньше ни одним словом о колокольне не упоминается. Переводчик как будто и не заметил этой несообразности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дамаск, 14 ноября. Встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с главой сирийского государства Башаром Асадом состоялась 13 ноября в Президентском дворце в Дамаске, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . В беседе с президентом Сирийской Арабской Республики участвовал Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Игнатий IV. Среди участников встречи были члены делегации, сопровождающей Патриарха Кирилла в ходе официального визита в Антиохийский Патриархат: председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов. Также участвовали иерархи Антиохийской Церкви: митрополит Мексиканский Антоний и митрополит Сан-Паульский и Бразильский Дамаскин. На мероприятии также присутствовали представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском архиепископ Филиппопольский Нифон и представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока архимандрит Александр (Елисов). Президент Сирии приветствовал Патриарха Кирилла на древней сирийской земле. Он напомнил, что именно из Дамаска трудами святого апостола Павла начало распространяться по миру христианство. «Сирия представляет собой прекрасный образец мирного сосуществования различных религиозных общин людей разных национальностей», – подчеркнул президент. Патриарх Кирилл в свою очередь отметил, что приехал в Сирию с особым чувством: «Я много раз бывал здесь раньше и хорошо знаю вашу страну и сирийский народ. Сирия – страна с очень сильной, глубокой культурой. В формировании этой традиции принимали участие и православное христианство, и ислам, и мы особенно ценим уровень диалога, сотрудничества, пример мирной жизни в этой стране». Русская Церковь и Церковь Антиохийская, которую возглавляет Патриарх Игнатий IV, имеют многовековую историю добрых отношений, продолжил Патриарх Кирилл: «У меня долгая личная история отношений с Патриархом Игнатием, которая длится уже более сорока трех лет. И поэтому после того, как я стал Патриархом Московским, я принял решение обязательно посетить Сирию и навестить моего любимого собрата. Сегодня мы имели возможность вместе совершить в Дамаске богослужение при большом стечении народа, и я до глубины души был тронут атмосферой в храме: люди так сильно и так искренне проявляли симпатию к России и Русской Православной Церкви. Это свидетельствует о том, что наши двусторонние отношения – и между странами, и между Церквами – действительно имеют очень богатую историю».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010