Блохин В. С. Содержание Введение Глава 1. Церковь Христова и ее природа. Автокефальные Поместные Церкви 1.1. Единство Церкви Христовой. Деление в Православии на Поместные Церкви 1.2. Основания деления на Поместные Церкви 1.3. Общность и самостоятельность Поместных Церквей 1.4. Предоставление автокефалии 1.5. Церковная автономия Глава 2. Этапы развития Поместных Церквей с первых веков христианства до современности 1.1. Церковный строй в первые века христианства (I – III вв.) 2.2. Формирование экзархатов и патриархатов 2.3. Становление Автокефальных Поместных Церквей Раздел I. Восточные Патриархаты Глава 3. Константинопольская Православная Церковь 3.1. Основы византийской государственности. 3.2. Константинопольский Патриархат и его роль в формировании христианской догматики 3.3. Константинопольский Патриархат в условиях турецкого завоевания. Особенности церковного управления 3.4. Вселенский Патриархат в XX в.: каноническая территория; греческая диаспора; церковное управление, экуменическая деятельность, эстонский конфликт 3.5. Монастыри и монашество Константинопольского Патриархата. Афон. 3.6. Финляндская и Критская Православные Церкви Глава 4. Александрийская Православная Церковь 4.1. Основание Александрии. Распространение христианства в Египте. Эпоха гонений. 4.2. Роль Александрийских иерархов в тринитарных и христологических спорах 4.3. Патриархат в эпоху арабского владычества (640 – 1517) 4.4. Патриархат в условиях Османского господства (1517 – 1798) 4.5 . Александрийский Патриархат в XIX -XX вв. Глава 5. Антиохийская Православная Церковь 5.1. Основание Антиохии. Складывание АнтиохийскойЦеркви 5.2. Арианские и христологические споры. Яковитский раскол 5.3. Внутреннее состояние Антиохийской Церкви в I – VI вв. 5.4. Антиохийский Патриархат в условиях арабского владычества и крестовых походов 5.5. Османский период (1516 – 1918) 5.6. Антиохийский Патриархат в XX в. Глава 6. Иерусалимская Православная Церковь 6.1. Возникновение Иерусалимской Церкви. Церковный собор 51 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Президентом Сирии Башаром Асадом 13 ноября 2011 г. 21:48 15 ноября 2011 года завершился официальный визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в  Антиохийскую Православную Церковь . Визит начался 12 ноября 2011 года, когда Святейший Патриарх Кирилл  прибыл в Дамаск . В ходе визита Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождали: председатель Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин, и.о. руководителя личного секретариата Святейшего Патриарха М.Г. Куксов. Из Москвы также прибыл представитель Антиохийского Патриарха при Московском Патриаршем Престоле  архиепископ Филиппопольский Нифон . В аэропорту Дамаска Святейшего Патриарха Кирилла встречал  Блаженнейший Патриарх Великого града Антиохии и всего Востока Игнатий IV  и другие иерархи Антиохийской Православной Церкви, а также представитель Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском Патриархе  архимандрит Александр (Елисов) , представители властей Сирии, посол Российской Федерации в Сирийской Арабской Республике А.Р. Кульмухаметов. В ходе беседы с журналистами в здании аэропорта Святейший Патриарх Кирилл отметил, что совершает такие поездки в братские Поместные Православные Церкви после своего избрания на Патриарший Престол в соответствии с порядком их расположения в диптихе. Из аэропорта Предстоятель Русской Церкви  направился  в Успенский кафедральный собор Дамаска, где молился за молебном, который возглавил Блаженнейший Патриарх Игнатий. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился со словом к собравшимся в храме. Затем Святейший Владыка посетил храм святого Игнатия Богоносца в Дамаске — Представительство Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великого града Антиохии и всего Востока, где  состоялась его встреча  с многочисленными соотечественниками — временно или постоянно проживающими в Сирии выходцами из России, Украины, Беларуси и других стран, входящих в каноническую территорию Московского Патриархата.

http://patriarchia.ru/db/text/1678883.ht...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Церкви сирского языка в Персии. Персидские (халдейские) христиане (поздние несториане) А.В.Карташев. Вселенские соборы//Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор. (оглавление) Никогда сами себя они не называли несторианами. Несторий к ним прямого отношения не имел и, вообще, сам никаких еретических церквей не устраивал. Название «несториане» к персидской, или халдейской, церкви приложено извне православными греками и монофизитами. Удобной национальной базой для отделения от греко-кафолической церкви еретических церквей сирского языка явилась Персия. Просветительным центром для этой сирской церкви служила пограничная Эдесская школа. Характерно письмо профессора этой школы Ивы к Марису, епископу Ардаширскому, т.е. епископу столицы Персии — Селевкии Ктезифона на нижнем течении Тигра (ныне Багдад). Сочувствие персидских сиро-христиан антиохийской христологии (а не александрийской — Кирилловой) по их эдесскому воспитанию понятно. Вследствие страшных гонений на христиан со стороны персидского правительства, в них видели духовных изменников в пользу греков: персидские христиане раньше всяких богословских споров и ересей сочли нужным, для самосохранения, сбросить с себя зависимость от греческого антиохийского патриарха. Персидские христиане на соборе 410 г. объявили свою автокефалию под главенством своего католикоса. Значит, это было за два десятилетия до того, как стала известна и заклеймена отлучением ересь, окрещенная несторианством. Местный собор 423 г. в Селевкии Ктезифоне, удаляясь от Антиохии, запретил всякие апелляции к своему бывшему главе, антиохийскому патриарху. Таким образом, учинена, как и армянами, эта сирская автокефалия самовольным, т.е. неканоническим, путем. Уже после III Ефесского собора персидская церковь соборно признала и объявила в духе антиохийского богословия догмат ο полноте двух природ во Христе.

http://sedmitza.ru/lib/text/435278/

Ассамблея православных епископов Франции начала серию визитов к предстоятелям Поместных Церквей Коммюнике Ассамблеи православных епископов Франции С 19 по 22 ноября 2004 года делегация от Ассамблеи православных епископов Франции (АПЕФ) (1) находилась с визитом в Константинопольском Патриархате и была принята Патриархом Варфоломеем. Таким образом православные епископы Франции положили начало запланированной по решению Ассамблеи серии визитов к предстоятелям различных Православных Церквей. По окончанию встречи Патриарх Варфоломей совместно с АПЕФ составили официальное коммюнике ( см. ниже ). Следующий визит православные епископы Франции планируют нанести в январе будущего года главе Антиохийской Православной Церкви, Блаженнейшему Патриарху Игнатию. Точная дата визита будет впоследствии сообщена информационным центром при АПЕФ. В ходе визита к Патриарху Варфоломею запланированное вначале посещение Антиохийской Патриархии было отложено по непредвиденным обстоятельствам, связанным с расписанием работы Ассамблеи. Православные епископы Франции рады предстоящей возможности побеседовать с Патриархом Игнатием о положении православной Церкви во Франции, более детально ознакомить его с работой АПЕФ, а также принять к сведению его размышления и рекомендации на этот счет. Париж, 23 ноября 2004 г.   Коммюнике Константинопольского Патриархата и Ассамблеи православных епископов Франции 19-22 ноября 2004 года Патриарх Варфоломей принимал с визитом членов делегации от Ассамблеи православных епископов Франции (АПЕФ). Отправясь на встречу с патриархом Константинопольским, православные епископы Франции положили начало запланированной ими серии визитов к предстоятелям различных Поместных Православных Церквей. В делегацию вошли митрополит Эммануил — президент АПЕФ, митрополит Иосиф (митрополия Западной и Южной Европы Румынской Православной Церкви), архиепископ Гавриил (экзархат Константинопольского Патриархата для приходов русской традиции в Западной Европе), епископ Лука (Западноевропейская епархия Сербской Православной Церкви), главы комиссий при АПЕФ — о.

http://pravoslavie.ru/11985.html

Главы Антиохийского Патриархата и Сиро-Яковитской Церкви обратились с воззванием по поводу похищения митрополитов в Алеппо 26 апреля, 2013. Новостная служба Наконец, мы обращаемся к похитителям и заявляем им, что захваченные ими люди являются посланниками любви, что подтверждается их религиозной, социальной и международной деятельностью. А потому мы просим похитителей действовать в данной ситуации без фанатизма, который лишь на руку врагам нашей родины. 26 апреля. ПРАВМИР. Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Иоанн Х 25 апреля встретился с Игнатием Заккой I Ивасом, Патриархом Сирийской Ортодоксальной Церкви в резиденции последнего в селении Атшана (Ливан), сообщает  служба коммуникации ОВЦС со ссылкой на секретариата Антиохийской Патриархии. Патриархи обсудили ситуацию вокруг похищения Алеппских митрополитов Павла (Язиджи) и Иоанна (Ибрагима), осудив этот террористический акт и подчеркнув, что, несмотря на появившиеся в ряде средств массовой информации сообщения об освобождении иерархов, они до сих пор находятся в плену. В связи с этим Предстоятели выступили с призывом к мировому сообществу приложить все возможные усилия к тому, чтобы содействовать освобождению алеппских митрополитов и прекращению любого насилия в Сирии, дабы в результате диалога и принятия согласованных политических решений в стране воцарился мир. Патриархи подчеркнули важность соблюдения принципов мирного сосуществования, терпимости и национального единства и договорились продолжать совместные шаги ради освобождения захваченных иерархов, чтобы последние могли встретить праздник Входа Господня в Иерусалим в своих епархиях. Ранее, 24 апреля, в Московском Патриархате было получено открытое послание Патриархов Иоанна X и мар Игнатия Закки I Иваса, в котором выражается крайняя озабоченность христиан Сирии в связи с тяжелыми условиями жизни и участившимися фактами дискриминации в отношении верующих всех сирийских конфессий. Похищение алеппских иерархов, по мнению Предстоятелей двух Церквей, является худшим видом насилия по отношению к безоружным людям – служителям Церкви.

http://pravmir.ru/glavy-antioxijskogo-pa...

Закрыть itemscope itemtype="" > Есть ли шанс меньшинство сделать большинством? После отказа Антиохийского Патриархата ехать в Амман Иорданский собор провалился, не открывшись 24.02.2020 2262 Время на чтение 4 минуты Случилось то, чего многие меньше всего ожидали: 22 февраля Антиохийский Патриархат опубликовал официальное сообщение о своём неучастии в соборе Предстоятелей Православных Церквей, который должен открыться 26 февраля в столице Иордании – Аммане. Сейчас многие наши отечественные комментаторы пускают стрелы в адрес Антиохийского Патриарха Иоанна за отказ от участия в совещании. Отчасти это справедливо. Именно отказ Антиохии ведёт к провалу собора, который ещё и не открылся. Действительно, принимать такое решение за два дня до открытия собора - вряд ли можно считать дружественным жестом. Но надо быть справедливыми и признать: главная вина за провал собора лежит на Москве, на нашем внешнеполитическом церковном ведомстве, главным образом. Если трезво оценивать ситуацию, то этого можно было ожидать. Ещё в самом начале, когда Патриарх Иерусалимский Феофил выступил со своей инициативой собрать Собор Предстоятелей Православных Церквей, мы указывали на ошибочность этого решения. На наш взгляд, такой собор надо было изначально проводить в Москве. И приглашение принять в нём участие должно было исходить не только от Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, но и от Главы Российского государства Владимира Путина . А вовсе не от Предстоятеля Иерусалимского Патриархата и мусульманина короля Иордании Абдаллы II. Нам возражали, что в Москву, мол, никто не поедет, что Амман - компромиссное место для встречи, поэтому всё сделано правильно, инициатива должна исходить не от Москвы, а от Иерусалима. А некоторые пускались в витийствования, что Иерусалимский Патриарх имеет полное право созывать Всеправославный синаксис, вспоминая при этом первые соборы Апостолов. Эти уловки не сработали. В Амман большинство ехать не захотело. А в самом деле, - какая разница между Иерусалимским и Русским Патриархами? Русская Православная Церковь, хоть и не является древнейшей Церковью, но входит в диптих Церквей Вселенского Православия. А третий, четвёртый или пятый по чести патриарх в диптихе - неважно.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/24/es...

Закрыть itemscope itemtype="" > К сожалению, мы оказались единственными представителями Русской Православной Церкви Главный редактор РНЛ Анатолий Степанов об интронизации Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна Х 11.02.2013 2202 Время на чтение 4 минуты Вчера в одном из главных храмов Дамаска - Крестовоздвиженской церкви - в условиях повышенных мер безопасности состоялась торжественная интронизация нового Антиохийского Патриарха Иоанна Х. Мне выпала честь принять участие в этом важном мероприятии в составе делегации из шести человек от Фонда Апостола Павла, который возглавляет Валентина Алексеевна Ланцева. Фонд уже 9 лет занимается активной благотворительной деятельностью в Сирии. Прилетели мы в Дамаск ранним утром, и, как это всегда бывает при таких важных событиях, всё началось с искушений. Нас никто не встретил, и мы оказались на площади перед международным аэропортом в Дамаске с большим багажом, поскольку представители Фонда везли подарки Святейшему Патриарху, архиереям Антиохийской Православной Церкви. Пришлось договариваться с местными жителями и добираться в город самостоятельно. Слава Богу, все произошло без эксцессов, хотя дорога от аэропорта на Дамаск не считается безопасной. Когда мы приехали в старый город, нас ожидало новое искушение. Все дороги к церкви, где проходила интронизация, были перекрыты автоматчиками-ополченцами и полицией, машины дальше не пускали, и нам пришлось с огромным грузом в руках продвигаться по узким улочкам города. Наконец нас остановил патруль, поскольку наш груз вызвал подозрения, и нам пришлось оставить одного из членов делегации с чемоданами и коробками, а самим с иконами и хоругвями, малым крестным ходом, двинуться к храму. Удивительно было наблюдать реакцию людей, которые нас видели – они радостно улыбались, когда узнавали, что мы русские, прикладывались к иконам. Один ливанский христианин-маронит пошел рядом с нами, приложился к иконам и, преодолевая языковые различия, объяснил, что тоже идет на интронизацию. Мы ему вручили одну из икон и стал тоже членом нашей делегации, вместе с нами его пропустили в храм, и до конца службы, пока мы не передали иконы Патриарху, он смиренно нес послушание, держа икону. Мы оказались рядом с солеёй, можно сказать, среди почетных гостей.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/02/11/k_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Над Дамаском летают голуби Второй день в Сирии 12.02.2013 2301 Время на чтение 4 минуты Первый день в Сирии . Над Дамаском летают голуби. Много голубей. Мы видели стаи голубей у кафедрального собора и у церкви Апостола Анания, первого главы христианской общины в Дамаске, чьими руками Господь излечил Савла, ставшего Первоверховным Апостолом Павлом. Местные жители разводят голубей, мальчишки их гоняют. Не случайно Дух Святый являлся «в виде голубине». Голубь испокон веку был символом мира. Поэтому голуби в небе над Дамаском вселяют надежду. В понедельник наша делегация Фонда Апостола Павла в составе журналистки Валентины Алексеевны Ланцевой (президент Фонда), руководителя мастерской художественного шитья Татьяны Куликовой , архитектора Сергея Гончарова, журналистки Екатерины Сажневой, Артема Польгова и меня встречалась с архиереями Антиохийского Патриархата. Первым нас принял управляющий хозяйственной частью Антиохийского Патриархата владыка Муса. Накануне, прогуливаясь вечером по Дамаску, мы неожиданно встретили его, идущего с обычной палочкой, в шапке по улице старого Дамаска, не как князя Церкви, а как обычного человека. Ничто не выдавало в нем архиерея, и мне сразу вспомнился покойный Патриарх Сербский Павел, который отличался такой же простотой. Владыка Муса нас очень тепло встретил, и мы побеседовали с ним о нынешней ситуации в Антиохийской Церкви и Сирии. После этого нас принял митрополит Савва, который является большим почитателем русской святости. Он перевел на арабский язык житие святителя Тихона Задонского, которого он очень почитает. Представители фонда по его просьбе привезли ему в подарок икону святителя Тихона и его труды. Владыка Савва управляет епархией, которая находится в самом эпицентре вооруженных действий. Он с горечью рассказывал нам, что в течение целого года не мог попасть к пастве, потому что там велись ожесточенные столкновения. В своей епархии он построил Марфо-Мариинскую обитель. Помимо Тихона Задонского, он почитает еще и святую преподобномученицу Елизавету Феодоровну. Несмотря на бои, насельницы Марфо-Мариинской обители остались, и христианская жизнь там продолжается.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/02/12/na...

К.А. Панченко Библиография Архивы, рукописные собрания и каталоги рукописей АВПРИ – Архив внешней политики Российской империи. Фонд 89. «Сношения России с Турцией». Фонд 90. «Константинопольская миссия». Анастасий ибн Муджалла. – Рукопись В 1220 собрания ИВИ РАН «Полемическое послание мелькитского епископа Анастасия аль-Марманити ибн аль-Муджалла папе Григорию XIII». Л. 85–104 б. Бантыш-Каменский Н.Н. – Бантыш-Каменский Н.Н. Реестры Греческим делам Московского архива Коллегии иностранных дел. М. 2001. ИВР РАН – Институт восточных рукописей РАН, Санкт-Петербург. Краткий обзор собрания рукописей, принадлежавшего еп. Порфирию. – Краткий обзор собрания рукописей, принадлежавшего преосв. еп. Порфирию, а ныне хранящегося в Императорской Публичной библиотеке. СПб. 1885. Макарий. Архиереи. – [Макарий III аз-За ’им]. [Архиереи и епархии Антиохийской церкви]. Рукопись В 1227 собрания ИВР РАН. С. 63–78. Морозов Д.А. – Краткий каталог арабских рукописей и документов Российского государственного архива древних актов. Сост. Д.А. Морозов. М. 1996. Отчет ИПБ. 1899 г. – Отчет Императорской Публичной библиотеки за 1899 г. СПб. 1903. РГАДА – Российский Государственный Архив Древних Актов. Фонд 27 – «Приказ Тайных дел». Фонд 52 – «Греческие дела». Фонд 1608 – «Г.А. Муркос». РНБ. Ар. н. с. – Российская Национальная Библиотека (СПб). Рукописный отдел. Арабская новая серия Рукоп. Баламанд. – Аль-махтутат аль-арабийя фи-ль-адйира аль-уртудуксийя аль-антакийя фи Любнан. Аль-джуз ас-сани: дайр Сайида аль-Баляманд (Арабские рукописи в монастырях православного Антиохийского патриархата в Ливане. Ч. 2.: Монастырь Богородицы аль-Баламанд). Бейрут. 1994. Рукоп. Востфака. – Шейхо Л. аль-Махтутат аль-арабийя фи хазна куллиятина аш-шаркийя (Арабские рукописи собрания Восточного факультета [университета св. Иосифа])/аль-Машрик. 1904. Т. 7. Рукоп. Дамаск. – Аль-махтутат аль-арабийя фи мактаба батриркийя Антакийя ва саир аль-Машрик лир-рум аль-уртудукс (Арабские рукописи библиотеки православного Антиохийского патриархата). Бейрут, 1988.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ ГАЗСКИЙ [сир.  ] († 11.08.491), палестинский монах- монофизит. Об И. Г. известно из современных ему агиографических текстов и исторических документов, которые связаны с монофизитскими кругами Палестины во главе с богословом-монофизитом Петром Ивером . Эти источники также сохранились в сир. переводах. Среди них важнейшее место занимает анонимное Житие Петра Ивера. В нем сообщается, что И. Г. происходил из Египта и вел жизнь затворника в дер. Бет-Даллата неподалеку от мон-ря Петра Ивера. Обладая даром пророчества, он составлял наставления. И. Г. отличался крайним аскетизмом и в постные дни отказывался от пищи. Всем приходящим к нему за советом он отвечал через сподвижника пресв. Петра. В последние годы жизни И. Г. ушел в полный затвор. Захария Ритор , младший современник И. Г., упоминает о нем в Житии Севира , патриарха Антиохийского, называя И. Г. великим подвижником. Он сравнивает его с прор. Исаией и с прп. Антонием Великим . Упоминания об И. Г. содержатся также в «Церковной истории» Захарии Ритора ( Zach. Rhet. Hist. eccl. V 9; VI 3) и в «Плерофориях» Иоанна Руфа, еп. Маюмского. На сир. языке сохранилось краткое Житие И. Г., написанное между 512 и 518 гг. Захарией Ритором и посвященное кувикуларию имп. Анастасия I Мисаилу. В Житии встречаются почти дословные заимствования из сиро-монофизитского Жития Севира Антиохийского и «Церковной истории». Наличие этих совпадений дало повод Р. Драге сомневаться в принадлежности Жития И. Г. Захарии Ритору и подозревать анонимную компиляцию из сочинений Захарии (включая дошедшее в одном фрагменте Житие Петра Ивера), дополненную фантазией неизвестного автора. Однако эта гипотеза не нашла достаточного подтверждения. Житие И. Г. содержит мало дополнительной информации по отношению к той, что можно получить из анонимного Жития Петра Ивера, сочинений Захарии Ритора и Иоанна Руфа. Согласно этим источникам, И. Г. начал подвизаться как монах на родине, в Египте.

http://pravenc.ru/text/674850.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010