В 321 г., по второму разделу, Вавилон достался Селевку, который приобрел здесь популярность, но в 318 г. был выгнан Антигоном. Через 6 лет ему удалось опять взять город штурмом, и это событие (312 г.) было началом «эры Селевкидов». Во время этих войн, а также кратковременного (311 г.) занятия Димитрием Полиоркетом, город и страна чрезвычайно пострадали, солдатам были отданы для квартир дворцы, а город – на разграбление. Еще более подорвало Вавилон основание Селевкии на Тигре, в которую даже была переселена часть его жителей и которая вместо него должна была сделаться резиденцией. Однако, Антиох I продолжал считать себя царем вавилойским и снова взялся за реставрацию древних святилищ и увековечение себя клинообразными надписями. Владели Вавилоном и его преемники, но скоро их соперниками явились и собственные вассалы (Молон, Тимарх – 160), провозглашавшие себя царями, и туземные князьки, и парфяне. Уже Арсак VI (Митридат I) покорил было Вавилон (ок. 140 г.); в 130 г. Антиох VI Сидет вернул его, чтобы снова и навсегда потерять. В 129 г. сатрап Мезены Испаосин, сын Сагонадака (может быть, Ададнадинаха, основавшего свой дворец на месте древнейшего царства в Телло; кирпичи этого дворца носят отпечаток имени его по-гречески и арамейски), отложился, овладев всей Харакеной и Месеном (Майсан), и основал новое царство со столицей в Антиохии, которую перестроил под именем Спасину-Харак. Его преемники владели здесь приблизительно до 225 г. н. э. и были последними представителями вавилонской культуры. Испаосина признавали вавилонские жрецы; от него дошла клинообразная надпись. Среди его одиннадцати преемников многие носили, как и он, вавилонские имена (Аттамвилы, Авинергл, Аддинергл – от бога Нергала; может быть, Аподак), другие – парфянские (?) и греческие. Последняя туземная династия, продолжавшая традиции вавилонской культуры, была причастна эллинистическому миру, но не осталась в стороне и от парфянского влияния. Парфяне не выпустили города из рук. В 126 г. назначенный сюда ими сатрапом Имер жестоко расправился с городом за эллинистические симпатии: большая часть города погибла в пламени.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

ев 1635 . В это время Дора, как и прежде, стояла во главе других соседних городов, которые называются зависящими от нее 1636 . Во времена Соломона в числе двенадцати приставников царя, которые доставляли по очереди в течение целого месяца в году продовольствие для двора, был приставник Бен – Авинадав и над всем Нафаф-Дором 1637 , который при том был царским зятем, ибо Тафао, дочь Соломона, была его женою 1638 . Впоследствии Дора была потеряна израильтянами и долгое время принадлежала на правах свободного города финикийскому союзу под гегемонией Тира. Она наряду с Иоп­пией значится в надписи на саркофаге Сидонского царя Эшмунацара, как лежащая в долине Саронской и как прекрасная область Дагона 1639 . Из этой же надписи ста­новится известным, что персидский царь (вероятно, Арта­ксеркс Мнемон) подарил Дору Эшмунацару за оказанную им большую услугу 1640 и об явил ее вечною собствен­ностью сидонского царства 1641 . После Дора снова перешла к евреям и продолжала оставаться в значении сильно укрепленного города. Когда возгорелась война между Пто­лемеями и Селевкидами, то Антиох напрасно пытался оса­дить Дору: город оказывал необыкновенно сильное и храброе сопротивление 1642 . Когда Трифон Анамейский, убивший сторонника Димитрия Никатора, вождя иудейского народа, Иоанафана 1643 , был преследуем братом Димитрия, —155— Антиохом Сидетом в 139 г. до Р. X., то убежал в Дору, как наиболее укрепленное место. Когда сюда явился Антиох Сидет, то не смотря на 120войска и 8000 пехоты, однако не мог взять Доры, но только окружил город, а корабли подошли с моря, и не давал никому ни выйти, ни войти; при вторичной осаде он также мог только обложишь Дору, нападая на нее со всех сторон и устраивая машины, так что Трифон все-таки, севши на корабль, убежал в Ороосиаду 1644 . Когда, в 179 олимпиаду 1645 , т. е. в 64 г. до Р. X., Помпей завоевал Иерусалим и Иудею, то вместе с не­которыми другими городами Дора сделана была вольным городом и приписана к Сирийской области 1646 . Несколько позже, при том же Помпее, его полководец А. Габиний 1647 , победив возмутившихся под начальством Алек­сандра иудеев, между другими отстроил вновь разрушен­ный, очевидно, во время римского завоевания город Дору 1648 , и в ней стали жить безопасно иудеи 1649 . Ко времени опи­сываемого посещения св. Павлом Дора была potentissima urbs 1650 расположенным на высоком холме 1651 и обне­сенным крепкими стенами римской постройки, фундамент которых сохранился еще и до настоящего времени 1652 к северо-западному углу города примыкала набережная и хорошо устроенная гавань с обычными портовыми построй­ками 1653 . Население, несомненно, состояло и из финикиян, и из евреев, и из римлян. Порт и добывание пур­пурной краски делали жителей богатыми. Ни откуда не видно, чтобы доряне обличались роскошью; скорее их можно представлять трудолюбивыми, расчетливыми промыш-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Здесь является, однако, то затруднение, что мы имеем только монеты первых четырех лет новой эры, тогда как правление Симона обнимает еще семь лет этого счисления (143–136 г. до P. X.). Следует признать безусловно неверным объяснение, что монеты эти относятся к четырем последним годам Симона, основанное на убедительном с первого взгляда доказательстве, что только в эти годы Симон стал вообще чеканить монеты. Утверждение это возбуждает сомнения потому, что согласно ему монеты эти следуют не новому летоисчислению, введенному, судя по лучшим источникам, при Симоне, а какому-то едва ли употребительному счислению, по которому годы считаются, начиная с введения собственной чеканки монет. Такое летоисчисление в этот период совершенно невероятно. Подобное предположение имеет, по-видимому, прочное основание в том факте, что около 140 г. до P. X., т.е. несколько менее, чем за четыре года до смерти Симона, Антиох VII Сидет, брат плененного парфянами царя Димитрия II, дал иудеям право на чеканку собственной монеты. Итак, можно, по-видимому, заключить, с этого времени иудеи стали чеканить свою монету. Но такое заключение неправильно. Если Антиох VII утвердил тогда за иудеями право чеканки, которым они пользовались, то это свидетельствует, лишь о его притязаниях на Иудею. Этот сирийский властитель довольно скоро воспользовался своими успехами, чтоб ограничить вольности Иерусалима. Таким образом, данное сирийским правителем разрешение свидетельствует скорее о конце, чем о начале нового проявления иудейской свободы. Симон чеканил, следовательно, монеты в период от 143 до 139 г., а затем снова был лишен возможности осуществить это право. Остается еще обратить внимание на то, как и на этих старейших монетах иудеев отразилось влияние эллинского городского устройства. „Святой Иерусалим» является центром района, в котором обращались эти монеты; летоисчисление ведется с года „освобождения Сиона».Имени Иуды совсем не встречается на этих монетах; старое почетное название народа попадает только на серебряных монетах и служит отличием их от израильских и финикийских шекелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Боги совсем забыли, что жертвоприношения Рима были всегда самыми щедрыми и желанными им! — вздохнул Эмилиан. — Боги помнят об этом! — торопливо возразил претор, косясь в сторону статуй. — И потому Египет и Сирия больше не опасны нам! Антиох Сидет, базилевс сирийский, правда, разрушил без нашего ведома Иерусалим, но дальше этого не пошел. А Птолемей Фискон не знает, как ему разделить ложе, а также трон со своими единокровными женами! До других ли ему границ, когда самого вот-вот выгонит из страны Клеопатра Старшая? — Выгонит — заставим принять! И на ложе, и на троне. Этот оплывший жиром любитель наслаждений полезнее нам, чем деятельный правитель. Страшнее то, что скоро и Риму будет не до других границ! — нахмурился Эмилиан. — А нам так нужны сейчас новые провинции. Вместо того, чтобы ехать под Нуманцию, с каким наслаждением я повел бы армию… — В Иудею? — Меня не интересуют развалины! Мои глаза пресыщены ими. Подождем, пока евреи отстроят Иерусалим и набьют его храмы золотой посудой! — Тогда… в Парфию? Консул вздохнул: — Парфия пока нам не по зубам. — Значит, Понт? — Понтийское царство с его энергичным царем Митридатом нам выгоднее пока использовать как союзника. Пока, — повторил Эмилиан. Но, клянусь Марсом, это уже горячее! — Малая Азия! — Жарко, совсем жарко! — Пергам?! — Попал иглою! Претор с изумлением посмотрел на консула: — Но разве ты не знаешь, что у Пергама очень сильная армия? — спросил он. И не менее сильный боевой флот… — Именно поэтому я и отправляюсь сегодня не в Пергам — нахмурился консул и испытующе оглядел претора. — А жаль! Это царство не дает мне спокойно спать так же, как Карфаген Катону! Кстати, ты бывал в Пергаме? — Да. — Давно? — Еще юношей. Кажется, лет пятьдесят… Нет — пятьдесят пять тому назад. — Значит, ты не знаешь Пергама. — Но я много слышал о нем. — Что именно? — оживился Эмилиан. — Говори! — Благодаря предшественникам нынешнего Аттала из крошечной крепости он превратился в огромный город, славящийся алтарем Зевса и невероятной чистотой улиц.

http://azbyka.ru/fiction/kolesnica-gelio...

ВИД ТЕРЕМА : ко бразъ И138 1В (соотносимое в Срезн с по сп2, по Увар параллельно И174 10 =Б246 23 , где в Тр т p мъ ). В греч. ντρδες И188 15 (ντρον «пещера»). См. И174 10 . КАК РАССКАЗЫВАЕТ ИОСИФ – [Иосф Древ 7.15.3]. Извлечение начинается словами «когда он умер». Феодорит (На 3Цар. Вопр. 6), упомянув Иосифа, пересказывает его от себя. Рассказ о гробнице Давида оканчивается у Феодорита легендой об оруженосцах Ирода (по [Иосф Древ 16.7.1]). У де Боора отсылки к Феодориту и к Иосф Древ 16.7.1. здесь нет. Упоминание о Гиркане, вскрывшем гробницу Давида, есть также в [Иосф Древ 13.8.4]. ГИРКАН – Иоханан, прозванный Гирканом, стал первосвященником после убийства его отца Симона в 135 до н. э. [Иосф Войн 1.2.3]. СЫНОМ ДЕМЕТРИЯ – Антиох VII Сидет (138–129), брат Деметрия II Никатора (145–125), замещавший последнего в период его пленения. И139 В ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ НИСАН – так у Амартола и в пер. В Септ ν μην τ δευτρ 3Цар. 6:1 ; в Острож въ м с ць вторыи; в синод. пер. «в месяц зиф... второй месяц» СТРОИТЕЛЬСТВО. Описание Соломоновых построек в этом абзаце соотносится с рассказами из 3Цар. 5–8 и 2Пар 3–5 и представляет собой переложение и цитаты из Толк. Феодорита на эти библ. Книги. Феодорит при этом опирается и ссылается на Иосф Древ. В передаче фактов и цифр множество несоответствий, идущих от источников Феодорита и им добавленных; комментарии к ним – предмет отдельного исследования. НЕОТЕСАННЫЕ: И139 8 в соот. с πελεκτους вин. Б189 16 «не обтесанных топором»; в 3Цар. 5:17–18 : «камни большие, камни дорогие, для основания дома, камни обделанные. Обтесывали же их работники Соломоновы... " В Септ и Острож этих строк нет. По 3Цар. 6:7 , , в синод. пер. и здесь «обтесанные». Вопрос обсуждается Феодоритом (На 3Цар Вопр. 23): если Соломон строил храм из камней неотесанных ( 3Цар. 5:17 ), то зачем столько каменосечцев? ДЕВЯТИ ЛОКТЕЙ: локотъ ·· – в греч. πχεις ι′ «пехиев 10». ХРАМ ГОСПОДЕНЬ – во Врем νας – всегда црквь , и это слово сохранено везде в совр. тексте, кроме данного рассказа о построении храма Соломона, в котором уместнее передать библ., а не славянорусский стиль.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дор или Дора , некогда столичный хананейский город, покоренный Иисусом Навином ( Нав.12:23 ). Он находился при Средиземном море; в этом городе Антиох Сидет осадил Трифона ( 1Мак.15:11 ). В окрестностях Дора находилась область Нафаф-Дор, которой управлял Бен-Авинадав, зять Соломона ( 3Цар.4:11 ). По разделу, Дор был отдан западному полуколену Манассиину ( Нав.17:11 ). § 23. Замечательные города в уделе колена Иссахарова Тарихеес , на западном берегу Геннисаретского озера. Он был взят Титом в 67 г. На другой день после взятия его, Веспасиан приказал построить барки и нагнать бежавших из города на лодках в озеро. Беглецы были все до одного пойманы и изрублены, так что все озеро покрылось кровью. Оставшимся в городе Веспасиан дал кажущуюся свободу, очистив от войск дорогу в Тивериаду. Но когда они прибыли в Тивериаду, он приказал запереть их в ристалище; там старики и дети были убиты, а 600 молодых людей были отосланы к Нерону, остальные же были проданы. Давраф ( Нав.21:28 ; 1Пар.6:72 ), город, отданный левитам из семейства Гирсона. Наин , город в северо-восточной части равнины Ездрелонской, при потоке Киссон. У ворот этого города Иисус Христос воскресил юношу, сына одной вдовы ( Лк.7:11–15 ). Сонам , город при юго-западной подошве малого Ермона. Здесь Филистимляне стояли лагерем пред Гелвуйским сражением ( 1Цар.28:4 ). Сонам был отечеством девицы Ависаги, на которой Давид женился в старости ( 3Цар.1:3 ). Здесь жила женщина, сына которой воскресил из мертвых пророк Елисей ( 4Цар.4 ). Ен-Ганним , город, отданный левитам из семейства Гирсона ( Нав.21:29 ). Изреель , город в равнине этого же имени, местопребывание Ахаава; в этом городе был виноградник Навуфея, который был отнят у него Ахаавом ( 3Цар.21:1–24 ). Афек , в равнине Ездрелонской; близ него Ахаав одержал победу над Венададом, царем Сирийским: «Сыны Израилевы поразили сто тысяч пеших Сириян в один день. Остальные убежали в Афек. Там упала стена на остальных двадцать семь тысяч человек» ( 3Цар.20:29–30 ). Кишион и Иармуф , города, отданные левитам из семейства Гирсона ( Нав.21:28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Слова ст. 5-го – „пусть явит Себя в слове Господь, и мы посмотрим на веселие ваше», – по Думу, принадлежат самарянам и являются выражением их насмешливого отношения к иудеям 12 . Кроме последнего отдела кн. Исайи, Дум находит указания на самарян и в гл. 25–26 той же книги. Глава 25-я, по Думу, есть псалом, составленный в 111–107 г. До Р. Хр. по поводу разрушения Иоанном Гирканом Самарии, к которой и относится выражение ст. 2-го: „город, превращенный в груду камней». К тому же событию Дум считает возможным приурочит и гл. 26-ю. Здесь Иерусалим представляется укрепленным стенами (ст. 1); какой-то другой город, стоявший на высоте, разрушенным до основания (5); народ умножился и границы его расширены (15), а господствовавшие доселе чуждые властители уничтожены. (13–14). „Эти пункты», рассуждает Дум, „указывают нам на то время, когда Иоанн Гиркан укрепил вновь Иерусалим и разрушил Самарию, когда властитель Антиох Сидет исчез в Парфянской войне, и его возвращения нельзя было бояться, когда иудеям были подчинены Самария, Едом 13 и т. д. Предложенное Думом толкование последних глав кн. Исайи о самарянах в настоящее время принимают и многие другие авторы, каковы Мейер, Киттель, Грессман, Литтман, Чейн, Селлин, Гельшер, Крамер и др. 14 „Я», говорит Гельшер по поводу указанных мест, „действительно, не знаю в истории ничего, к чему бы это подходило лучше, чем к самарянским схизматикам 15 . Мнение Дума относительно Ис. гл. 25–26 принимает также Марти, который, кроме того, полагает, что к самарянам относится и гл. 27-я и что в 27:7–11 содержится возбуждение к совершенному разрушению Самарии как последнему условию наступления дня спасения 16 . Многочисленные указания на самарян в последнее время стали находит и в Псалтири. Так, по мнению Дума, пс. 59-й (евр. 60-й) или составлен самим завоевателем Самарии Иоанном Гирканом или же, по крайней мере, неизвестным автором вложен ему в уста. По поводу слов ст. 8-го Бог сказал в святилище Своем, восторжествую, разолью Сихем Дум рассуждает следующим образом: „намерение разделить Сихем, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Афинагор и его сочинения Об Афинагоре и его сочинениях В надписании к апологии, принадлежащем по мнению ученых, самому Афинагору, он называег себя афинянином, философом христианским. Дальнейших подробностей жизни этого апологета история не сохранила нам. Два только писателя говорят об Афинагоре: святой Мефодий и Филипп Сидет. Первый приводит одно место из апологии Афинагора 79 ; другой сказал только несколько слов, и то подлежащих большому сомнению; Евсевий и Иероним хранят глубокое молчание об этом писателе 80 . Вот что говорит Сидет: «Начальником александрийской школы быль Афинагор. Он жил во времена Адриана и Антонина, и представил им свою апологию в защиту христиан. Он исповедовал христианскую веру уже и в то время, когда ходил еще в тоге философа, и быль начальником в школе академиков. Намереваясь писать против христианства, для вернейшего достижения своей цели приступил к чтению свящ. книг, и плененный благодатью Св. Духа, подобно великому Павлу, сделался проповедником того самого учения, против которого восставал. Учеником его был Климент александрийский , у которого обучался Пантен». (См. Dodvel. Dissert, in Irenaenm, ad calcem). Ho и это почти единственное свидетельство много оспаривают, потому что оно в частных своих показаниях прямо расходится с свидетельством церковного историка Евсевия, который и жил прежде Филиппа и сочинениями своими (историческими) далеко превосходит жалкую, по отзывам Сократа (Церк. Ист. кн. 17 гл. 27) и патр. Фопя, (Cod. XXXV). Компиляцию Филиппову, с громким названием истории христианства. Так, напр., неверно Сидет утверждает будто Афинагор был начальником александрийской школы: ибо в таком случае непонятно, каким образом могли бы оставаться в неизвестности творения столь знаменитого лица даже для Евсевия? Далее, Климент александрийский был не учителем, а учеником Пантена: об этом ясно свидетельствуют Евсевий (Ц. Ист. кн. 5. гл. 10) и Фотий (Cod. cix). Сам апологет в начале своего сочинения о воскресении мертвых свидетельствует, что он написал не мало сочинений, доставивших ему почетное имя философа; но из всех них до нас дошли только два: апология и трактат о воскресении мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/soc...

Характер правдоподобия носят сообщения Филиппа Сидета о способе обращения Афинагора в христианство и об его учительствовании в Александрии. Нет ничего удивительного, если Афинагор обратился в христианство после знакомства с книгами Св. Писания, как это известно и относительно других апологетов. Равным образом, можно допустить, что он имел богословскую школу в Александрии. Философы, и по обращении в христианство, имели обыкновение собирать около себя учеников и составлять нечто в роде школы. Такая школа была у Аристида в Афинах, а у св. Иустина в Риме. Ошибка Филиппа Сидета заключается в том, что он частную школу Афинагора смешал с «училищем святых словес» и приписал Афинагору наставничество в этом последнем. Также смешал он и порядок мнимого основателя главной александрийской богословской школы, во главе ее, а Климента раньше Пантена. Возможность подобных ошибок у Филиппа Сидета объясняется, с одной стороны, некритическим отношением к собранным сведениям, за что его укоряет Сократ, а главное, тем, что он черпал их из источника, который имеет свойство, сохранивши общий факт, не сохранять или видоизменять частности. Сведения об Афинагоре Филипп Сидет заимствовал, очевидно, не из письменных документов, так как иначе о них знал бы Евсевий, собиратель и знаток церковной письменности, или другие писатели, продолжавшие и восполнявшие его труд, а из устного предания. Скорее всего, это было предание церквей малоазиатских или тесно связанной с ними церкви галльской. Так как в этих церквах гонение на христиан сильнее всего разразилось в царствовании Марка Аврелия, то, естественно, они преимущественно перед другими сохранили память об Афинагоре, который явился их защитником перед этим императором. С таким предположением согласно и то, что более раннее свидетельство об Афинагоре, находящееся у свт. Мефодия Патарского, также исходит из Малой Азии. Наконец, Филипп Сидет, как уроженец малоазиатского города Сиды (в Памфилии), мог быть хорошо осведомлен о предании своей родной страны и сообщил в своей «Истории» те сведения об Афинагоре, которые оно в течение веков собирало и сохраняло, как благодарную память о дорогом человеке.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Во второй книге Папий, между прочим, сообщал, что Апостолы Иаков и Иоанн были убиты иудеями, согласно с тем, как и предсказал Господь, говоря, что они будут пить чашу Его ( Мф. 20:23 ; Мк. 10:38–39 ). Тутже, вероятно, сообщалось со слов дочерей Апостола Филиппа о чуде с Иустом-Варсавой, который, по предложению неверных, выпил яд ехидны и остался невредимым (ср.: Мф. 18:3; 19:14 ); сообщалось также о воскрешении матери Манаима и о том, что воскрешённые Христом дожили до времён Адриана (ср.: Мк. 16:18 ) – (Филипп Сидет). В четвёртой книге сообщалось, что Иуда не повесился, а погиб (задохнулся) от необычайной своей полноты (Аполлинарий). Здесь же Папий раскрыл и своё хилиастическое учение. Он передаёт слова Господа, что в будущее царство Христово на земле проявится необычайное плодородие: тогда будут расти виноградные деревья, и на каждом будет по 10 000 веток, на каждой ветке по 10 000 прутьев, на каждом пруте по 10 000 ягод, каждая в 25 мер вина. И когда кто-либо из святых возьмётся за кисть, то другая возопиет: «я лучше, возьми меня; чрез меня благослови Господа». Необычайно много будет родить и пшеница и все деревья плодовые и т. п. Иуда предатель усумнился в этом, но Господь сказал: «это увидят те, которые достигнут тех времен» (Iren. Adv. haer. V, 33, 4//PG. T. 7. Col. 1214A; р. п.: С. 519).Το же приблизительно находится в иудейском апокрифе «Апокалипсис Варуха» (гл. 29:5 – 8). Неизвестно к какой книге сочинения Папия относятся фрагменты, в которых он удостоверял подлинность Апокалипсиса (фрагмент 5) и предлагал толкование райского состояния первых людей в отношении к Христу и Церкви (фрагмент 6). Кроме этих фрагментов в сочинении св. Иринея «Против ересей» сохранились ещё изречения «пресвитеров», без имени авторов. Некоторые из них, как видно из содержания, заимствованы из какого-то антигностического труда, может быть, у св. Иустина, другие почерпнуты из устного источника (см.: Iren. Adv. haer. IV, 27, 1//PG.T. 7. Col. 1056–1058; р.п.: C. 390), но остальные (V, 5, 1; V, 30–31; V, 33, 1–4), по-видимому, приведены из письменного источника, в котором были сведены в одно свидетельства разных «пресвитеров», причём ниоткуда не видно, чтобы Ириней мог быть знакомым с ними лично, или знал их имена; в Adv. haer. V, 33, 3–4 сам Ириней эти изречения относит к книге Папия. Отсюда возможно предположение (Гарнака), что изречения «пресвитеров» заимствованы Иринеем у Папия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010