Используя продолжающуюся борьбу за престол и волнения в империи Селевкидов, Ионафан завоевал различные города в приморской равнине и на юге Иудеи и усилил обороноспособность Иерусалима, изолировав засевший в крепости сирийский гарнизон от города вновь построенной высокой стеной. В поисках союзников Ионафан возобновил мирные отношения о Римом .и Спартой. Это уверенное движение к полной независимости было приостановлено предательским захватом Ионафана союзным ему полководцем Трифоном, опекуном юного Антиоха VI, который намеревался сам узурпировать престол и опасался, что Ионафан воспрепятствует ему (гл. 12). Глл. 13 – 16. Правление Симона Маккавея (143 – 135 гг.). Симон, последний из оставшихся в живых братьев Маккавеев, признанный вождем народа, вступил в борьбу с Трифоном, намеревавшимся захватить врасплох страну. Хитрый Трифон потребовал от Симона сто талантов серебра и двух сыновей Ионафана, обещая отпустить последнего. Симон исполнил это требование, но Трифон не исполнил своего обещания и, не сумев завоевать Иудеи, предал смерти Ионафана и возвратился в свою страну, где объявил себя царем вместо убитого Антиоха VI. Тогда Симон, используя благоприятную для него обстановку борьбы за царский престол в Антиохии, вошел в сношение с царем Димитрием II Никатором, вторично восшедшим на престол, и на условиях союзничества с ним в 170 г. эры Селевкидов (143 г. до Р. Х.) получил от него грамоту, освобождающую иудеев от дани царям Антиохи. Так, в 143 г. до Р. Х. Симон стал самостоятельным правителем страны. В тот же год Симон завоевал Газу, а в следующий изгнал из Сионской крепости языческий гарнизон. На «великом собрании священников и народа и князей народных и старейшин страны» в мае 140 г. до Р. Х. Симон был избран первосвященником, военным и гражданским правителем страны «на век, доколе восстанет Пророк верный» (14, 28, 41–42). С этого времени первосвященство стало наследственным в семье Симона (глл. 13 – 14). Антиох VII Сидет (138 – 129), сын Димитрия II Никатора, признал полную независимость иудеев, предоставив им право чеканить монету в своей стране. Следуя политике своих братьев-предшественников, Симон восстановил союз с Римом, хотя и оказался вовлеченным в напряженную войну с Сирией. Антиох VII предъявил Симону претензии на города Иоппию и Газар, но посланные им войска под предводительством Кендевея были разбиты Иоанном и Иудой, сыновьями Симона. В 135 году Симон был убит своим зятем Птоломеем, пытавшимся узурпировать власть. Но место Симона как правителя и первосвященника занял его сын Иоанн Гиркан (135 – 105 до Р. Х.). (Глл. 15 – 16). 2. Оригинальный язык книги, время ее происхождения и автор.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

Между тем как Иудея благоденствовала под мудрым правлением Симона, в Сирийском царстве быстро, одна за другою, следовали перемены, колебавшие престол его. Законный государь Сирии, Димитрий Никатор, после того как Трифон овладел его столицею, держался в верхней Азии, откуда писал и грамоту Симону, утверждавшую независимость Иудеи. Чтобы отклонять от себя нарекание в праздности, из-за которой многие города отложились от него 224 , и приобрести себе больше средств для борьбы с Трифоном, он пошел войною на Парфян. В это время Трифон подкупил врачей, чтоб они избавили его от воспитанника, которому было не более восьми лет. Распущен был слух, что Антиох умирает от каменной болезни; неискусная операция довершила преднамеренное злодейство 225 . Трифон возложил на себя корону и произвел большие убийства. Между тем поход Димитрия имел несчастный конец. Парфянский царь Арсак VI Митридат I, владевший в то время и Персией, и Мидиею, дал поручение одному из своих начальников схватить его живого. Парфеянин искусно заманил его в засаду и привел пленником к Арсаву. Тогда мать умерщвленного Антиоха и супруга Димитриева, Клеопатра, укрывшаяся с двумя сыновьями своими от Димитрия в Селевкию, писала в Крит 226 к деверю своему Антиоху, младшему сыну Димитрия Сотера, чтоб он пришел спасти ее от Трифона, и предложила ему занять престол Сирийский и быть ее супругом. Антиох, известный под именем Сидета, принял предложение. Прежде чем овладеть престолом, он писал к Симону послание, подтверждая все данные ему преимущества, дозволяя ему чеканить собственную монету и вполне признавая независимость Иудеи; но когда, по вступлении в Сирию, начал брать верх над Трифоном; тогда потребовал от Симона пятьсот талантов за Иоппию, Газары и крепость Иерусалимскую, и еще пять сот 227 за разорения, причиненные другим городам. Симон признал требование несправедливым и отказал в уплате. Потому Сидет, погнавшись за Трифоном, который бежал из осажденной крепости, поручил Кендевею, военачальнику приморских мест, тревожить Иудеев. Симов выслал против Кендевея войско под предводительством двух старших сыновей: Иуды и Иоанна. Кендевей был разбит и прогнан. Иудея снова успокоилась под защитою Симона.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

После Дора снова перешла к евреям и продолжала оставаться в значении сильно укрепленного города. Когда возгорелась война между Птоломеями и Селевкидами, то Антиох напрасно пытался осадить Дору: город оказывал необыкновенно сильное и храброе сопротивление 571 . Когда Трифон, убивший сторонника Димитрия Никатора, вождя иудейского народа, Иоанафана 572 , был преследуем братом Димитрия, Антиохом Сидетом в 139 г. до Р. X., то убежал в Дору, как наиболее укрепленное место. Когда сюда явился Антиох Сидет, то несмотря на 120000 войска и 8000 пехоты, не мог взять Дору, но только окружил город, а корабли подошли с моря, и не давал никому ни выйти, ни войти; при вторичной осаде он также мог только обложить Дору, нападая, на нее со всех сторон и устраивая машины, так что Трифон все-таки, севши на корабль, убежал в Орфосиаду 573 . Когда, в 179 олимпиаду 574 , т.е. в 64 г. до Р. X., Помпей завоевал Иерусалим и Иудею, то вместе с некоторыми другими городами Дора сделана была вольным городом и приписана к Сирийской области 575 . Несколько позже, при том же Помпее, его полководец А. Габиний 576 , победив возмутившихся под начальством Александра иудеев, между другими отстроил вновь разрушенный, очевидно, во время римского завоевания город Дору 577 , и в ней стали жить безопасно иудеи 578 . Ко времени описываемого посещения св. Павлом Дора была potentissima urbs 579 , расположенным на высоком холме 580 и обнесенным крепкими стенами римской постройки, фундамент которых сохранился еще и до настоящего времени. К северо-западному углу города примыкала набережная и хорошо устроенная гавань с обычными портовыми постройками 581 . Население, несомненно, состояло и из финикиян, и из евреев, и из римлян. Порт и добывание пурпурной краски делали жителей богатыми. Ни откуда не видно, чтобы доряне отличались роскошью, скорее их можно представлять трудолюбивыми, расчетливыми промышленниками-купцами, умевшими мирно уживаться с римским владычеством. На основании вышеупомянутой надписи на саркофаге Эшмунацара можно полагать, что финикийские граждане Доры имели там свой культ в честь Дагона.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

С того времени первосвященство стало наследственным в семье Симона (главы 13–14). Антиох Сидет (138–129), сын Димитрия II Никанора, признал полную независимость иудеев, предоставив им право чеканить монеты в своей стране. Следуя политике своих братьев – предшественников, Симон восстановил союз с Римом, хотя и оказался вовлеченным в напряженную войну с Сирией. Антиох VII предъявил Сирии претензии на города Иоппию и Газар, но посланные им войска под предводительством Кендевея были разбиты Иоанном и Иудой, сыновьями Симона. В 135 г. Симон был коварно умерщвлен своим родственником Птоломеем, пытавшемся узурпировать власть. Но место Симона как правителя и первосвященника занял его сын Иоанн Гиркан – 104 до Р.Х. (главы 15–16). Оригинальный язык книги, время её составления и автор По свидетельствам Оригена и блаженного Иеронима , Первая маккавейская книга в оригинале была написана на еврейском языке. До нашего времени она сохранилась только в греческом и сирийском переводах. Время происхождения книги можно определить из её последних стихов (16:23–24), содержащих замечание о правлении Иоанна Гиркана (135–105 гг. до Р.Х.), о смерти которого ничего не говорится. Книга, следовательно, написана ранее года смерти Иоанна, т.е. в 105 г. до Р.Х. Писателем книги был палестинский иудей, о личности которого не сохранилось известий. Подражая методу написания древних священных хроник, он не просто излагал исторические события, но своей главной целью считал религиозную интерпретацию их. Бедствия своего народа он рассматривал как наказания за грехи, а успехи объяснял помощью Божией. Это был человек, ревнующий о вере в истинного Бога, в полной мере сознававший, что борьба между языческими влияниями и отеческими обычаями ведется за торжество истинного богопочитания. Поэтому он выступает как решительный противник эллинизации и восхищается героями, боровшимися за Закон и за Храм, отвоевавшими народу религиозную свободу, и затем – национальную независимость. Он – летописец борьбы, спасшей от поглощения язычеством Ветхозаветный Закон, который должен был быть хранителем богооткровенной истины до пришествия Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Гораздо лучшее впечатление оставляет история Симона. Если его главным стремлением было основать и укрепить наследственную власть в своей династии, то он сумел, однако, почти всецело слить эту мысль с освобождением и возвеличением своего народа. Достойный священник, мудрый и проницательный государственный деятель, отец своей страны, радеющий об экономическом и нравственном благополучии подданных, Симон достиг отчасти того идеала, который в позднейшие века носился пред умственным взором столь многих католических духовных князей. 3. Иоанн Гиркан Сын Симона Иоанн, прозванный Гирканом, получив известие о смерти своего отца и братьев, поспешил из Газары в Иерусалим. Там он встретил дружественный прием со стороны граждан, между тем как они затворили ворота города перед убийцей Симона Птоломеем. Иоанн Гиркан принял на себя первосвященническое достоинство, причем были совершены торжественные жертвоприношения, и вслед затем выступил в поход для того, чтобы отомстить убийцам своего отца. Прежде всего, он осадил горную крепость Док, где Симон был убит. Но осада эта не увенчалась успехом. Мать Иоанна Гиркана также попала в руки Птоломея, и осажденные грозили сбросить несчастную женщину со стены, если не будет снята с крепости осада. Пока Иоанн Гиркан медлил, наступил субботний год, и Птоломей воспользовался этим периодом, когда военные действия у иудеев прекращались, чтобы ускользнуть из Дока за Иордан в древний Раббат Аммон (Филадельфию), где некто Котил основал небольшое государство, давшее убежище Птоломею. Последний еще до своего бегства из Дока приказал убить мать Иоанна Гиркана. В том же субботнем году (155–4 до P. X.) Гиркану пришлось выдержать другую, гораздо более значительную борьбу. Антиох Сидет подступил с большим войском к Иерусалиму, опустошил страну, через которую прошел и запер со всех сторон доступ к городу, вокруг которого разбил лагери в семи местах. Но крепкие стены Иерусалима и мужество защитников служили достаточным оплотом против всякого нападения. Осажденным грозил уже недостаток в воде, когда вдруг наступила дождливая погода и все водоемы наполнились водою.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, почти всегда при сношениях с иностранными государствами сохранялись греческие имена, к которым достаточно привыкли во времена Птоломеев, и ничего нет удивительного, если посольство Иоанна Гиркана, судя по именам, почти все состояло и эллинов. Итак, после указания времени, перечисления присутствовавших римских властей и членов иудейского посольства, передается подробно содержание всех его требований. „Они говорили о существующей между иудеями и римлянами дружбе и союзе, и о том, чтобы город Иоппе с гаванью, и Газара с источниками, равно как и другие города и области, отнятые у них в войне Антиохом, вопреки постановлению сената, были им снова возвращены; чтобы солдаты сирийского царя не проходили по их стране и по стране их подданных; чтобы все нововведения, сделанные во время этой войны Антиохом, потеряли свою силу. Кроме того, они выразили желание, чтобы римляне потребовали через посольство возвращения всех завоеванных Антиохом земель, чтобы они оценили убытки, причиненные стране разорением, и, наконец, выдали посольству пропускное письмо к царям и свободным народам для беспрепятственного возвращения. Bce эти пункты приведены здесь только как предмет переговоров с иудейским посольством. Иоанн Гиркан определенно и ясно выразил свои желания, исполнения которых он надеялся достигнуть на основании прежнего союзного договора с Римом. Антиох Сидет очевиднейшим образом нарушил торжественно признанную постановлением сената неприкосновенность Иудейской территории. Но Гай Гракх не мог тогда начать внешней войны, будучи всецело поглощен идеей излечить раны римского государства внутренними переворотами. Составители протокола заседания римского сената рассчитывали, очевидно, ввести в заблуждение посольство, перечисляя с такой подробностью его желания и этим как бы соглашаясь на их принятие, чего на самом деле вовсе не было. Самая резолюция выражена в следующей коротенькой фразе: „Относительно этого было решено так: возобновить снова дружеские отношения с благородными мужами, посланными от благородного и дружественного народа.» Когда же послы подробнее осведомились об удовлетворении заявленных отдельных желаний, то им в очень вежливой форме ответили, что сенат, как только обстоятельства позволят, обсудит привезенное ими послание, а пока будет только заботиться том, чтобы иудеи на будущее время не терпели притеснений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Клеопатра, мать убитого Антиоха VI, прижитого ею с Балисом, и жена Никатора, укрывшаяся с двумя детьми своими от сего последнего в Селевкию, написала письмо к деверю своему Антиоху VII Сидету, брату Никатора, чтобы он пришел спасти ее от Трифона, и предложила ему занять престол Сирийский и быть ее мужем. Антиох VII Сидет принял предложение Клеопатры, оставил город Сиду в Памфилии, где он жил и от коего получил прозвание Сидета и отправился в Сирию. Прежде чем овладеть престолом Сидет послал грамоту к Симону, в которой дозволил ему чеканить монету и признавал независимость Иудеи; но когда вступить в Сирию и начал одерживать верх над Трифоном, то потребовал дани за присоединенные к Иудее города. Симон отказал в уплате. Погнавшись потом за Трифоном, побежавшим из крепости, Сидет поручил Киндевею тревожить Иудею, но Киндевей был разбит и прогнан сыновьями Симона. Антиох VII Сидет, сын Дмитрия Сотера, заняв место Трифона, царствовал 9 лет (139–130=9 л.) Симон, как и его брат Ионафан, умер от измены. Во время пира он удушен с двумя своими сыновьями зятем Птоломеем, который надеялся, отдавши Иудею Сидету, сделаться ее правителем. Иоанн Гиркан I, т.е. разоритель врагов, сын Симона, принял верховную власть и сан первосвященника. Сидет вновь двинулся на Иудею, осадил Гиркана I в Иерусалиме, заставил заключить мир, по коему Гиркан I обязался платить дань Сирийцам за Яффу и другие города, присоединенные к Иудее. Сидет идет войною на Парфян, чтобы освободить из плена брата своего Дмитрия II Никатора; но в момент свобождения брата едва сам не попадается в плен и умерщвляет сам себя. Дмитрий II Никатор, сын Дмитрия I Сотера, освобожденный Сидетом из плена, царствует во второй раз 4 года (130–126=4 г.) Гиркан I не только перестал платить дань Сирийцам, но даже разорил Самарийский храм на горе Гаразине. Он же принудил Идумеев к обрезанию. Два года спустя, Дмитрий II, ненавидимый своим народом и войском, побежден Александром Зебиною, который выдавал себя за сына Сидетова и был выставлен теперь против Дмитрия II Египетским двором, не принят своею супругою Клеопатрою в Птолемаиде, и убит, по ее приказанию, в Тире из ревности к Родогоне, на которой он женился, бывши еще в плену у Парфян.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Но если даже допустим письмо написанным в 188-м году, то и тогда очень много данных против вышеупомянутой гипотезы Низе и с ним согласных богословов. Прежде всего тогда нужно указать, что, во-первых, Антиох VII умер задолго до 188-го года эры Селевкидов. Царсгвование Антиоха VII Сидета, по свидетельству Евсевия 90 , началось в 174-м году эры Селевкидов и продолжалось около девяти лет, так что иудеи не могли в своем письме, даже, допустим, написанном уже в 188-м году, т. е, спустя почти 6 лет после его смерти, говорить о последней, как о какой-то новости. Во-вторых, из приведенного нами рассказа Низе о смерти Антиоха Сидета видно, что описанная в письме мнимая смерть Антиоха VII имеет только весьма отдаленное сходство с прочими сведениями о конце его жизни. Наше повествование сходится с рассказами прочих писателей только в том, что смерть Антиоха была насильственная. По отзывам большей части историков, он погиб в войне с парфянами. Иосиф Флавий и Евсевий 91 свидетельствуют, что, побежденный парфянами, он кончил жизнь самоубийством. Но нигде нет и намека, чтобы Антиох VII был убит при ограблении храма; мало того, относительно всей его жизни нет сведений, чтобы он когда-либо покушался на грабеж святилища. Вигуру 92 , делая заметки нумизматическим данным об Антиохе VII, так говорит о нем: «Антиох VII Сидет, второй сын Димитрия 1-го, царь сирийский, с 188–129 год до Р. Хр. (174–188 г. эры Селевкидов) (см. Макк. XV–XVI гл.). Эти заметки Вигуру заключает следующими словами: «По мнению некоторых толкователей, во 2-ой Макк. кн. гл. 10–17 ст. также идет речь об Антиохе VII; но никакой историк не говорит нам, чтобы этот государь пытался когда-нибудь ограбить храм Нанеи». По всем доводам очевидно, что во 2-ой Макк. I, 14 ст. никак не может быть подразумеваем Антиох VII-oй Сидет. Теперь, если хронологическую дату 188 отнести к первому письму, как мы и поступили в нашем исследовании, и если допустить, что в ст. 18-м разумеется не праздник первого освящения храма, а праздник вообще в память освящения храма, то нельзя ли кого-либо из позднейших Антиохов счесть за того Антиоха, о котором говорится в 14-м ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Ст. 1. …И прислал Антиох, сын царя Димитрия, письма с островов морских к Симону... Сей Антиох, по числу VII-й, а по прозванию Сидет, был младший сын Димитрия I-ro Сотера. Во время войны отца своего с Александром Валою 1152 , он отослан был в Крит вместе со старшим братом своим, Димитрием II-м Никатором 1153 . Когда сей последний восшел на престол сирийский, Антиох все еще медлил идти в Сирию. Но, когда услышал он, что брат его Димитрий взят в плен Парфянами, и когда супруга пленника Клеопатра написала к нему (из Селевкии) письмо с просьбой защитить ее от Трифона, и с предложением жениться на ней, а также и занять престол сирийский; тогда Антиох двинулся в Сирию. Сначала он утвердился в Радосе и отсюда-то послал свое нижеследующее заискивающее письмо к Симону Маккавею. Ст. 10. …В сто семьдесят четвертом году (в 138 г. до Р. X.) вступил Антиох в землю отцов своих... Сначала он прибыл в Родос, где и вступил в брак с невесткой своей, Клеопатрой, которая вознегодовала на своего первого мужа Димитрия Никатора (брата Антиоха) за то, что он женился на дочери царя Парфянского Родогуме. Войска, до этих пор приверженные Трифону, толпами устремились к Антиоху, и, таким образом, составилась около него огромная армия в 120000 пехоты и 8000 конницы, с которой он устремился на Трифона, выгнал его из Сирии и осадил в Доре 1154 . Дора была крепость приморская, в нескольких милях на юг от горы Кармила. Ст. 16. … Левкий, консул Римский, царю Птоломею – радоваться… – так начиналось письмо Римлян. По мнению многих толкователей, Левкий – это Люций Калпурний Пизон; Птоломей же – царь Египетский Птоломей III-й Евергет, или Фискон. Ст. 22–23. Вот сведения о лицах, а также о провинциях и городах Малой Азии и островов Архипелага, Греции, Финикии и северной Африки, о которых упоминается в этих стихах. Димитрий – есть Димитрий II-й Никатор. Римляне, очевидно, еще не знали о его пленении. Аттал – царь Пергамский, по числу II-й. Ариараф – царь каппадокийский. Арсак – царь парфянский. Сампасам или Лампсак – город в Мизии. Делос – остров на Эгейском море. Минд – город в Карии. Сикион – город в Пелопонесе. Кария – юго-западная провинция Малой Азии. Самос – остров в Архипелаге. Памфилия и Ликия – две провинции Малой Азии. Галикарнас – древний город Карии. Родос – остров на Эгейском море. Фасилида – приморский город на границах Ликии и Памфилии. Кос – остров моря Эгейского. Сида – приморский город на границах Ликии и Памфилии. Арад – остров финикийский. Гортина – тогдашний главный город острова Крита. Книда – город и мыс в Карии. Кипр – остров Средиземного моря. Кириния – город в Ливии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

1652 ...разсыпа им орехи... – В «Театре» иначе: сами бросаются к зрительнице, которая лакомилась орехами (а в «Саде» еще и приводят в непристойный беспорядок её платье, изрядно потешив окружающих). 1655 ...яко же выше сего рекохом... (а именно – в прилоге басни 83), – отсылка, свидетельствующая об отношении Виниуса к тексту «Зрелища» как целому. 1658 ...брата своего единороднаго... – В «Театре» (и в «Саде»): seinen Bruder Gelam. Гета (189–212) – младший брат и соправитель Каракаллы, по приказу Каракаллы убитый на глазах матери. 1659 Свидий – Свида, так традиция именует составителя византийского энциклопедического «Лексикона» конца X в., а равно и самый лексикон, отчасти восполняющий сведения об античности. См.: Свида. Лексикон. Статья «Антонин». 1670 АнтиохАнтиох VII Эвергет Сидет (154–129 до н. э.), царь Сирии в 138–129 гг., третий муж Клеопатры Теи (см. коммент. к басне 6). Погиб в Мидии в бою с парфянами. 1671 Трифон – Диодот Трифон (cep. II в. до н. э.), сирийский полководец. Поддерживал династические права малолетнего Антиоха VI Эпифана Диониса (147–139), но в 142 г. сам узурпировал сирийский престол. Потерпев в 139 г. поражение от Антиоха Сидета, кончил жизнь самоубийством. 1675 ...в великой обиде сущу и печали живущу... – В «Театре» и в «Саде» участь рябчика означена конкретнее: петухи его «всюду гоняли» (hin ubd wider treiben) – у Саделера и «непрестанно клевали» (verpickten) – у Вондела. 1677 Ромул – мифический основатель и первый царь Рима. Легенды о рождении, возвышении и правлении Ромула – у Ливия и Плутарха. 1681 Виргилий – Публий Вергилий Марон (70–19 до н. э.), крупнейший римский поэт, а втор «Энеиды», в которой есть несколько стихов о капитолийской волчице и похищении сабинянок (VIII. 630–641). Но в «Театре» – «комментаторы Вергилия», – возможно, Сервий, римский грамматик кон. IV–haч. V в., составивший подробнейший, позднее расширенный, комментарий к произведениям Вергилия. 1682 93. О ловце и журавлях. – В «Театре» и «Саде» – аист (Storch, Oijevaer), как у Эзопа и Бабрия. Решение Виниуса разрушает конфликтный стержень, ибо журавли действительно кормятся и побегами злаковых, тогда как аисты – только мелкой живностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010