Господь Иисус Христос , стремясь вразумить иудеев, отвергавших Его как Мессию, Рассказал им притчу о злых виноградарях, нанятых хозяином виноградника, а затем не пожелавших отдать причитавшийся ему урожай, избивших и прогнавших (кого-то — убив) посланных слуг, а после — убивших даже и сына хозяина. Вникнув в содержание притчи, иудеи поняли, что речь идёт о них, ведь это их отцы гнали, били и убивали пророков; сами же они искали убить Сына Божьего, и в итоге убили. Правда, по жестокости сердец они, в массе своей, не одумались и продолжали враждовать против Христа ( Мф.21:33-46 ). Конечно, не стоит забывать и о том, что Библия содержит в себе поэтические строки. В этом отношении аллегории использованы авторами в качестве фигур поэтической речи. Подобные аллегории встречаем в псалмах и библейских песнях. Кроме того, многие предметы, события, лица времен Ветхого Завета прообразовывали собой предметы, события, лица времен Нового Завета. Эта связь раскрывается в формате аллегорического толкования Библии. Так, ковчег Завета прообразовал собой Богородицу , ветхозаветный жертвенник — Крест Христов, скиния — христианские храмы, Давид — Христа, Антиох Епифанантихриста. Каковы критерии признания того или иного фрагмента Библии аллегорией? Как известно, толкование содержания Священного Писания Ветхого и Нового Заветов подразумевает использование различных методов и подходов, среди которых можно выделить следующие: буквальный, исторический, аллегорический, нравственный, прообразовательный, филологический, лингвистический. Глубокое толкование ряда мест Библии требует применения сразу нескольких методов. Например, некоторые сюжеты, отражающие историю праотцов, историю Израильского народа, могут рассматриваться в нравственном отношении и в то же время — как прообразы грядущих событий. Скажем, повествование о всемирном потопе и спасшемся Ное рассматривается Церковю как историческое событие. Вместе с тем Ноев ковчег имел и прообразовательное значение, служа прообразом Церкви. Антиох Епифан — личность историческая, однако в святоотеческой литературе он часто воспринимается и как прообраз антихриста .

http://azbyka.ru/allegoriya

Георг Христиан Диффенбах (родился в 1822 году в Гессенском герцогстве), богослов и церковный песнописец, под отступлением разумеет великое отпадение от веры и нравственности, о чём Апостол Павел, кроме Второго Послания к Фессалоникийцам, говорит ещё в обоих Посланиях к Тимофею ( 1Тим. 4:1–2 ; 2Тим. 3:1–9 ). Об антихристе Священное Писание совершенно ясно свидетельствует, что он будет одно определённое лицо, а не одно только безбожное, противохристианское направление последних времён. Особенно ясно об этом пишет Апостол Павел во Втором Послании к Фессалоникийцам. Мысль, что папа – антихрист, неверна. Антихрист придёт только в будущем, и именно, в последние времена 1157 . В. Энгельгардт утверждает, что человек греха есть не исторический Антиох Епифан, который должен был бы воскреснуть из мёртвых, а Антиох Епифан, предвозвещённый в пророчестве, который в Сирийском царе имел своё первое явление, а в последнем, злейшем и жесточайшем враге Божием будет иметь своё полное явление. Что папство есть антихрист, это подтверждается примерами и из новейшей истории, например, провозглашением догмата непогрешимости папы. Тайна беззакония есть, может быть, иезуитизм. Беззаконие уже в действии, но только ещё как тайна. Но после того как осуществятся некоторые условия, оно обнаружится, и притом в одном лице беззаконника. Не достаёт только ещё того, чтобы был устранён тот, который ещё задерживает его, а тогда он должен будет обнаружиться, как безбожник, как личная вершина всякого беззакония. Задерживаемый и есть человек греха, а задерживающий его есть Христос и Его второе пришествие. – Храм Божий означает христианство 1158 . Об этом толковании Борнеман говорит: „как искусственно и невероятно!”. В этом толковании не выяснено отношение последнего антихриста, как одного лица, к папам: будет ли он из числа пап, или нет. Отношение антихриста к Антиоху, очевидно, объяснено по Лютардту. Достойно замечания, что догматическое направление в учении об антихристе особенно распространено среди английских богословов, тогда как вероисповедное протестантское учение об антихристе у англичан не пользуется сочувствием и мало распространено.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Но посланный Селевком Филопатром Илиодор был поражен в церкви чудесным всадником и спасся только благодаря священнику Онии. Это явление Ангела Божия, который поразил его. Кроме священника Онии, восстал брат его Иассон, который в начале царствования Антиоха Епифана, успел добиться первосвященства богатыми дарами царю. Иасон оказался отступником от веры отцов, он стал официально вводить среди иудеев языческое образование и обычаи. До этого вводилось только насильно, а он делал это официально. Иасон построил в Иерусалиме греческое училище, где стали получать образование юноши знатных иудейских фамилий, а так же устроил цирк, т.е. арену, куда стали ходить иудеи для времяпровождения и зрелищ. Между тем Менелай, брат Симона, который был послан первосвященником к Епифану, купил у царя первосвященство и изгнал Иасона из храма и из Иерусалима. После чего со своим братом Лисимахом обокрал храм и подкупил одного человека убить обличившего его первосвященника Онию III. Здесь — сплошное коварство, вероломство и борьба за обладание сокровищами и т.д. В то время, как Антиох IV Епифан совершал поход на Египет, согласно описанию, «небесные знамения предвозвещали иудеям великие бедствия». В это время изгнанный первосвященник Иасон внезапно напал на Иерусалим и произвел им сильные кровопролития, потом был " вынужден бежать. Антиох Епифан воспользовался волнением в Иудее и на обратном пути из Египта взял Иерусалим. Три дня он разрешал своему войску грабить город. Было убито более 80 тысяч жителей, а 40 тысяч было уведено в плен. Город был разграблен и разрушен. После этого им насильно стали насаждать греческую культуру. А Иерусалимский храм был в это время обращен в капище Юпитера Олимпийского. Вторая святыня израильтян — гора Гаризим, где раньше стоял Ковчег завета, там был тоже построен храм, его тоже сделали храмом в честь Юпитера-странноприимца. Запрещено было и иудеям, и самарянам исполнять закон иудейский. Кто царских повелений не исполнял, тех убивали. Так двух женщин, которые обрезали своих детей, свергли со стены, привязав к ним обрезанных младенцев. В другой день, в субботний, за то, что иудеи соблюдали субботу, они были во множестве сожжены. Их обматывали соломой и сжигали.

http://sedmitza.ru/lib/text/432144/

Но посланный Селевком Филопатром Илиодор был поражен в церкви чудесным всадником и спасся только благодаря священнику Онии. Это явление Ангела Божия, который поразил его. Кроме священника Онии, восстал брат его Иассон, который в начале царствования Антиоха Епифана, успел добиться первосвященства богатыми дарами царю. Иасон оказался отступником от веры отцов, он стал официально вводить среди иудеев языческое образование и обычаи. До этого вводилось только насильно, а он делал это официально. Иасон построил в Иерусалиме греческое училище, где стали получать образование юноши знатных иудейских фамилий, а так же устроил цирк, т.е. арену, куда стали ходить иудеи для времяпровождения и зрелищ. Между тем Менелай, брат Симона, который был послан первосвященником к Епифану, купил у царя первосвященство и изгнал Иасона из храма и из Иерусалима. После чего со своим братом Лисимахом обокрал храм и подкупил одного человека убить обличившего его первосвященника Онию III. Здесь – сплошное коварство, вероломство и борьба за обладание сокровищами и т.д. В то время, как Антиох IV Епифан совершал поход на Египет, согласно описанию, «небесные знамения предвозвещали иудеям великие бедствия». В это время изгнанный первосвященник Иасон внезапно напал на Иерусалим и произвел им сильные кровопролития, потом был» вынужден бежать. Антиох Епифан воспользовался волнением в Иудее и на обратном пути из Египта взял Иерусалим. Три дня он разрешал своему войску грабить город. Было убито более 80 тысяч жителей, а 40 тысяч было уведено в плен. Город был разграблен и разрушен. После этого им насильно стали насаждать греческую культуру. А Иерусалимский храм был в это время обращен в капище Юпитера Олимпийского. Вторая святыня израильтян – гора Гаризим, где раньше стоял Ковчег завета, там был тоже построен храм, его тоже сделали храмом в честь Юпитера-странноприимца. Запрещено было и иудеям, и самарянам исполнять закон иудейский. Кто царских повелений не исполнял, тех убивали. Так двух женщин, которые обрезали своих детей, свергли со стены, привязав к ним обрезанных младенцев. В другой день, в субботний, за то, что иудеи соблюдали субботу, они были во множестве сожжены. Их обматывали соломой и сжигали.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

II Apol., 12; Athenag., Suppl., 31. 34; Tert., Apolog., 7–9); наконец в том, будто они во время тех же своих собраний предаются объедению, пьянству и противоестественным порокам (Iust., II Apolog., 12; Athenag., ibid. 31, 34; Min. Fel., 9; Tert., Apolog., 7–9). Думаем, не лишнее будет сказать о вероятном происхождении таких страшных и позорных клевет. Исследователи этого вопроса полагают, что эти клеветы враждебным христианству обществом языческим перенесены с иудеев на христиан. В самом деле, несомненно в древности во всех вышеперечисленных пороках, преступлениях и суевериях обвиняемы были иудеи. Историки и писатели – Анион, Посидоний апамейский, Диодор сицилийский, Тацит рассказывали не мало такого об иудеях, что выставляло их в самом неприглядном свете. Об иудеях рассказывалось, что будто они имели в иерусалимском храме золотое изображение ослиной головы, которой и воздавали религиозное поклонение, и что будто это открылось, когда Антиох Епифан ограбил храм иерусалимский. Существовал и другой рассказ в этом же роде, именно будто Помпей нашел в Святая Святых того же храма осла, помещавшегося под золотою виноградною лозою. Существовали легенды и о том, что иудеи употребляли с религиозною целью в пищу человеческое мясо. Так носились слухи, что будто Антиох Епифан, когда насильственно вошел в храм иерусалимский, то нашел там одного грека, заключенного в уединенной комнате за столом, уставленным лакомыми блюдами; оказалось будто бы, что этот грек, тучно откармливаемый, назначался сделаться жертвою религиозного иудейского преступления: его прекрасно кормили в течение года с тем, чтобы потом вести его в лес, убить в качестве жертвы, причем внутренности будто бы жадно пожирались присутствовавшими; и это будто бы повторялось ежегодно. Существовали и другие рассказы в подобном же роде. В половом отношении иудеи считались также невоздержными и способными на все пороки. Тацит описывает иудеев, как самый сладострастный народ, и замечает, что, хотя они и не вступали в связи с иностранками, но в своей среде они все считали позволительным (inter se nihil illicitum).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Птоломей, по прозванию Лаг, после смерти Александровой получил Египет и царствовал в нем лет: Русс.– 42, Рим.– 40. Другие указывают 44 года От этого Птоломея и прочие египетские цари стали называться Птоломеями, как в древности именовались Фараонами. Птоломей Филадельф, то есть братолюбивый, царствовал лет: Русс.–38, Рим.–38. По другим 47 лет. Он просил Елиазара, иерусалимского архиерея, прислать к нему премудрых мужей и принял 72 старцев, которые перевели ему Святое Писание с еврейских Библий на греческий язык. Птоломей Евергет: Русс.–25, Рим.– 26. Птоломей Филопатор: Русс. – 29, Рим.– 17. Птоломей Епифан царствовал шесть месяцев и лет: Русс.– 17, Рим.– 23. Птоломей Филометр лет: Русс.– 10, Рим.– 35. Птоломей Фискон, брат Филометра: Русс.– 8, Рим.– 26. Далее в русских хронографах следуют цари якобы египетские, но в действительности не египетские, а сирийские, царствовавшие в великой Антиохии, которые отняли от египетской области Иерусалим и подчинили его своей власти. Иерусалим, находясь посредине между Египтом и Сириею, был причиною частых войн между Царями египетскими и сирийскими. Ибо каждый из них желал обладать Иерусалимом; и иногда египетские, а иногда сирийские цари Иерусалимом владели, войной его отнимая один у другого. После вышеупомянутых египетских Птоломеев в Русских хронографах указываются следующие сирийские цари, владевшие Иерусалимом и смешанные с египетскими: Селевк, сын Антиоха Великого ( 2Мак.3,3 ) обладал Иерусалимом лет: Русс.– 20, Рим.– 12. Этот царь послал Илиодора ограбить иерусалимский храм; грабитель был бит ангелами. Антиох, по прозванию Епифан, то есть светлый, брат Селевка ( 2Мак. 4, 7 ), обладал лет: Русс.– 15, Рим.– 12. Он замучил старца Елеазара и Соломию с ее детьми ( 2Мак. 6, 18 – 7, 41 ). Антиох, его сын, обладал лет: Русс.– 23, Рим.– 2. Три сих сирийских царя, обладавших Иерусалимом, в римских хронографах указываются не между египетскими, но между сирийскими царями в особом перечне. После этого опять наступает владычество египетских царей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вследствие этого иудеи распространялись все более и более, строили себе молитвенные дома или синагоги, в которые допускались и язычники, и чрез это распространяли и между ними познание истинного Бога. Еврейский язык все более позабывался ими и вытеснялся греческим, который и усвоен был всеми жившими вне Палестины, и особенно в Египте, иудеями. Вследствие этого для них стал необходим даже перевод св. Писания на греческий язык, и этот перевод совершен был в царствование египетского царя Птоломея II Филадельфа. Царь вошел с этой целью всношение с первосвященником Елеазаром, который и прислал ему как подлинник св. Писания, так и переводчиков в числе 72 человек (по шести от каждого колена). Перевод был сделан ими успешно и по одобрении его особым собранием ученейших мужей вошел во всеобщее употребление. Он известен под названием перевода семидесяти толковников (или просто перевода 70) и доселе употребляется в греческой церкви. В 203 году до Р.Х. Египет, однако же, потерял свою власть над Иудеей, она отошла под владычество сирийских царей, и с этого времени началось тяжелое время для иудейского народа. Сирийские цари, встречая в иудеях сопротивление для своих замыслов о введении греческой религии и культуры в своем государстве, стали всячески угнетать их. Царь Селевк Филопатор велел ограбить храм в пользу своей государственной казны, а преемник его Антиох IV Епифан (175–164) порешил окончательно уничтожить религию Иеговы и на место ее водворить греческое язычество. В пользу своего безумного замысла он склонил даже брата первосвященника Онии, Иисуса, который добился низложения своего брата и под греческим именем Иасона сам сделался первосвященником. Он стал во главе образовавшейся в Иерусалиме греко-иудейской партии, начал вытеснять старую религию и на место ее вводил языческие обычаи и обряды. Сам Антиох Епифан («Славный», но переименованный впоследствии в Епимана – «Безумного») по возвращении из египетского похода, вступив в Иерусалим, ограбил и осквернил храм и предал беспощадному избиению всех, кто только противился нововведениям раболепствующих перед ним, но в то же время смертельно враждовавших между собою Иасона и Менелая, поочередно осквернявших и позоривших своею личностью высокое достоинство первосвященства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Глава 3. 1101 Поражение Иудой Маккавеем Сирийских вождей а) Общая характеристика Иуды Маккавея и похвала доблестям его на защиту веры и отечества (ст. 1–9). б) Поражение Иудой сирийского вождя Аполлония , который вышел против него с антиохийским и самарийским войском (ст. 10–12). в)Поражение, нанесенное с малым числом воинов, изнуренных постом, другому сирийскому вождю – Сирону на возвышенностях Вефоронских (ст. 13–25). г) Разгневанный Антиох Епифан поручает военачальнику Лисию отомстить Иудеям, а сам отправляется в Персию, с целью наполнить свою истощенную казну военными добычами (ст. 26–37). д) Вторжение Лисия в Иудею с сорокатысячным войском и с тремя помощниками: Птоломеем, Никанором и Горгием. Вооружение Иудеев после поста и молитвы в Массифе (ст. 38–53). е) Приготовление к сражению и речь Иуды Маккавея к воинам (ст. 54–60). Ст. 31. Антиох Епифан …решился идти в Персию и взять подати со стран и собрать побольше серебра... Цари Армении и Персии, бывшие данниками Сирии, прекратили взнос податей за религиозные гонения, воздвигнутые Антиохом Епифаном. Посему, сей фанатик решился вооруженной рукой собрать свои подати и, кроме того, имел в мыслях ограбить персидские храмы, знаменитые своим богатством. Ст. 38. …Лисий…, военачальник Антиохов, собравшись вторгнуться в Иудею по повелению своего царя, …избрал себе в помощники Птоломея, сына Дорименова, и Никанора, и Горгия, мужей сильных из друзей царя... Доримен, италиец по происхождению, сражался в качестве египетского военачальника против Антиоха Великого. Сын его, Птоломей, по прозванию – Махрон, будучи правителем острова Крита, принадлежащего Египту, предал его Антиоху Епифану, – за что и сделался его любимцем 1102 . Впавши потом в немилость сына его, Антиоха Евпатора, он отравился. Насчет Горгия и Никанора – см. 2Мак. 10:14; 12:32 и след.; 1Мак. 7:26 и след.; 2Мак. 7:9–10; 14:12 и след. Ст. 40. Воины Лисия …расположились на равнине близ Еммаума... Эго был городок, или местечко, в двух часах пути к северо-западу от Иерусалима, и, притом, отличное от подобнозвучного города Эммауса, о котором говорится в Евангелии 1103 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Глл. 3 – 7. Религиозно-нравственное состояние иудеев во время языческой эллинизации и гонение Антиоха IV. Эта часть начинается более подробным, чем в 1 Маккавейской книге, описанием событий, происходивших в период языческой эллинизации иудеев, предшествовавший восстанию Маккавеев. Автор описывает внутренние беспорядки в конце первосвященства благочестивого Онии III (со 177 г. до Р. Х.) и позднее, как следствие влияния языческого эллинского образования и деятельности недостойных первосвященников, которые фактически захватывали первосвященническую власть, покупая ее у антиохийских царей. Так, некий Симон из колена Вениаминова, «попечитель храма», добивался, хотя и безуспешно, власти в городе Иерусалиме и враждовал против первосвященника Онии Ш: он возбудил Селевка IV Филопатора, предшественника Антиоха IV Епифана, конфисковать якобы несметные сокровища, хранящиеся в Иерусалимском храме. Но посланный Селевком IV Филопатором Илиодор чудесно был поражен в сокровищнице храма явившимся небесным всадником и был спасен от смерти, только по молитве первосвященника Онии III (гл. 3). Кроме Симона против первосвященника Онии III восстал брат его Иасон, который в начале царствования Антиоха IV Епифана преподнес этому царю богатые дары, за что получил должность первосвященника. После этого он стал официально вводить среди иудеев языческое эллинистическое образование и обычаи (ср. 1 Макк. 1, 11–15): построил в Иерусалиме греческое училище, где стали получать языческое образование юноши знатных иудейских фамилий, а также устроил цирк, куда вместо храма устремлялись даже священники и левиты. Между тем Менелай, брат упомянутого выше Симона, посланный первосвященником Иасоном с дарами к Антиоху Епифану, предложил царю на 300 талантов серебра больше Иасона и, таким образом, купил у царя первосвященство для себя и изгнал Иасона из Иерусалима, после чего вместе с другим братом своим Лисимахом обокрал храм и подкупил убить обличившего его бывшего первосвященника Онию III (4 гл.). В то время как Антиох IV Епифан делал второй поход на Египет, изгнанный первосвященник Иасон внезапно напал на Иерусалим и произвел в нем сильное кровопролитие, но вскоре он был вынужден бежать. Антиох Епифан воспользовался этими волнениями в Иудее и на обратном пути из Египта взял Иерусалим. Его войска, грабившие город в продолжение трех дней, избили 80.000 жителей и 40.000 увели в плен; город и храм были опустошены. На другой год по приказу Антиоха военачальник Аполлоний произвел подобное же избиение в Иерусалиме и Иудее (гл. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

Самаряне пользовались покровительством египетских царей и, как сообщает И. Флавий, „гордясь своим благополучием, причиняли иудеям многие обиды, опустошали их поля и, похищая людей, продавали их в рабство» 534 . В свою очередь и самаряне, как видно, заботились об интересах Птоломеев 535 . Со вступлением на Сирский престол Антиоха IV Епифана (175–164), самаряне опять перешли под власть Селевкидов 536 . Областеначальником Самарии был поставлен Аполлоний 537 , а кроме того, на Гаризиме был оставлен особый наместник царя Андроник ( 2Мак. 15:23 ) и были предоставлены большие полномочия Никанору и Менелаю 538 . Задумавший эллинизовать иудеев, Антиох Епифан не оставил в покое и самарян, причем и в Самарии царские правители идею эллинизации стали, по-видимому, осуществлять путем таких же жестокостей, как и в Иудее 539 . Трудно сказать определенно, как переносили самаряне эти жестокости и на сколько твердо отстаивали свою религию и обычаи. И. Флавий сообщает, что самаряне, устрашенные жестокостями сирских правителей, решились избавиться от них путем отречения от всякой связи с иудеями и иудейством и путем, добровольного подчинения царским требованиям. Они, будто бы, отправили к Антиоху послание, в котором писали: „Послание царю Антиоху, богу Епифану, от сидонцев из Сихема. На основании некоего суеверия наши предки, побуждаемые к тому различными постигшими страну бедствиями, установили обычай почитать тот день, который иудеев носит название субботнего. Вместе с этим они воздвигли на горе Гаризим святилище без определенного назначения и приносили тут разные жертвы. И вот, так-как ты воздаешь теперь иудеям должное возмездие за все их гнусности, царские чиновники, полагая, что мы родственны евреям и потому следуем их примеру, подвергают и нас подобным же наказаниям, тогда как мы по происхождению своему сидоняне. Последнее, впрочем, видно и по государственным записям. В виду всего этого, умоляем тебя, нашего благодетеля и спасителя, повелеть своему наместнику Апполонию и уполномоченному своему Никанору не обижать нас применением тех карательных мер, которые установлены для иудеев; ведь мы, как по своему происхождению, так и по своим обычаям, не имеем ничего общего с последними. Вместе с тем пусть будет никому не посвященное святилище наше предназначено греческому Зевсу. Если это будет сделано, то преследования наши само собою прекратятся, и мы сможем безбоязненно посвятить себя делам своим, от чего увеличатся лишь твои собственные доходы». На это послание, по свидетельству того же И. Флавия, Антиох ответил следующим письмом на имя Никанора: „Царь Антиох Никанору. Сихемские сидоняне препроводили ко мне прилагаемую записку. Так-как в совещании, которое я устроил по этому поводу с приближенными моими, посланные самаряне подтвердили, что взводимые на иудеев обвинения совершенно не применимы к ним, самарянам, и что последние готовы жить по греческим обычаям, мы освобождаем их от преследований и посвящаем, сообразно их просьбе, их храм Зевсу греческому» 540 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010