Однако же некоторые из представителей рассматриваемого воззрения, не останавливаясь пред множеством встречающихся затруднений, старались переложить аллегорическую, загадочную речь автора книги Иудифь на ясный, общепонятный язык истории и определить, какие именно исторические события лежат в основе этой книги. Первую попытку подобного рода можно видеть ещё у Г. Гроция. Указав на невозможность полного соглашения книги Иудифь с достоверною историей, он говорит: «я думаю, ближе к истине признать, что всё, что говорится в этой книге, изложено ανιγματδη, – тёмными намёками. Книга написана с целью укрепить иудеев надеждою на божественное избавление, когда Антиох Епифан в первый раз пришёл в Иудею, но, когда храм ещё не был осквернён идолом. Ибо никто не будет отрицать, что Иудифь означает иудейский народ; Ветулия (дом Господа Бога) – храм; меч, исходящий оттуда, – молитвы святых. Навуходоносор, у евреев часто означает диавола, а Ассирия – надменную гордость, как замечено и Иеронимом. Антиох, орудие диавола, называемый здесь именем Олоферна ( ликтор змея, т. е. служитель диавола), хотел подчинить себе Иудею, – прекрасную (потому что она у Даниила 109 называется , т. е. красотою) но вдовствующую, т. е. лишённую всякой помощи. Благочестивые надеялись, что Бог накажет его, как и наказал. Иоаким, как в греческом тексте, или Елиаким, как в латинском, называемый здесь первосвященником, означает Бога, имеющего восстать (на защиту) 110 . Эта надежда приводит людей к Богу, а это – дело первосвященника, см. ( 1Мак.7:14 ). Прочее – πεισοδιδη, прибавлено для украшения, что часто бывает в параболах 111 . Таким образом, историческою основою книги Иудифь Гроций признаёт нападение Антиоха Епифана на Иудею и неудачную попытку этого государя уничтожить культ Иеговы. – Но предположение Гроция не находит надлежащего исторического подтверждения и оставляет многие черты нашей книги совершенно необъяснимыми. Что означает эпизод о войне Арфаксада, против царя мидийского, и притом тогда, когда уже не было мидийских царей? К чему автором выводится на сцену Ахиор, предводитель всех сынов Аммона? Что нужно сказать о многих продолжительных походах Олоферна, когда они не имеют никакого основания в истории войн, которые вёл Антиох Епифан? Да и самый поход его против Иудеи окончился, вопреки повествованию нашей книги, не в выгоду иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

Антиох Епифан возымел мысль, обратившуюся у него в любимую мечту, ввести во всех своих областях, в числе которых была Палестина, культ Юпитера олимпийского и, объединяя себя самого с этим богом, хотел, в заключение всего, чтоб ему самому воздавалась всюду божеская почесть (ср. 1Макк.1:41 и след.; 2Макк.6:7). Он старался истребить всякое другое богопочитание и обнаружил при этом такой горячий фанатизм, что казался нередко сумасшедшим и был прозван в насмешку: Епиман (безумный), вместо: Епифан (славный). Он отменил в Иерусалиме поклонение Иегове и заменил его идолопоклонством. Это тем более было тяжело, что в самом Израиле была греческая партия, склонная к идолопоклонству (1Макк.1:12 и сл.; 2Макк.4:9 и сл., ср. Дан.11:30–32 ). Святому народу и откровенной религии, а следовательно и существованию самого царства Божия на земле, грозила опасность. Во всем том, что Израиль вынес от язычников до времен Христа, не было еще ничего похожего на преследования Антиоха, потому что царства, в зависимости от которых находился до сих пор народ израильский, никогда так не стесняли его в вере и часто даже, как видно из книги Даниила, Ездры и Неемии, покровительствовали вере Израиля и чтили ее. Для предостережения народа от нападений и замыслов Антиоха, действительно нужны были ему частные пророчества. Эти предостережения и не остались без пользы, как это видно из славного восстания Маккавеев, которое во всем том, что имело оно чистого и святого, может быть признано за плод книги Даниила (Ср. 1Мак.2:59 и слав.). Антиох, со своею гордостью, обоготворяющею саму себя, и со своею фанатическою ненавистью к Богу и к Его закону, есть прообраз антихриста. Все учители церкви усматривали также в этом Антиохе прообраз антихриста. Ветхозаветный антихрист то же в отношении к новозаветному антихристу, что суд над падшим ветхозаветным народом в отношении к суду над падшим новозаветным народом. Прообразование есть общее свойство пророчества. Антиох есть прообраз великого и последнего противника, был уже для народа израильского полным предсказанием. Он был предуведомлен этим фактом о великой грозящей ему опасности, возбуждался к бдению и был ободряем известностью, что тот, кто преследует, не избегнет скорого суда Божия. И если портрет антихриста, начертанный в 7 главе, был нужен Израилю для того, чтобы получше понять Антиоха, который был его прообразом, то мы, ожидающие только его последнего противника, имеем право объяснить и дополнить его портрет по портрету Антиоха. Прежде нас еще сделал это ап. Павел, изображая человека греха ( 2Сол. 2:4 ) чертами, заимствованными из 11-й главы Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

В истолковании видения ангелом Даниилу об этом хульном роге говорится далее, что он возмечтал переменить у них (святых Всевышнего) времена и закон, и они отданы будут в руку его даже до времени, времен и полувремени. Если весь указанный период времени считать в 3 года с половиною, а это понимание правильное, так как оно согласно с другими параллельными местами, и подтверждается бл. Феодоритом и Св. Ипполитом, то и в этой черте пророчества найдем строгое и точное исполнение в действительности того, что совершено только Антиохом Епифаном. Правда, в Сирии было много других, более могущественных его государей: Антиох не составил никакой эпохи в истории, да и сами гонения его отнюдь не были новы для иудеев, уже столь много потерпевших среди беспрерывных войн Птолемеев и Селевкидов, но в царствование Антиоха самое существование народа Божия подлежало вопросу, чего прежде не было, и вот этот период находит для себя видное место в пророчестве. Из книг Маккавейских известно, что Антиох Епифан поставил в храме Иерусалимском изображение Юпитера Олимпийского. Храм был в осквернении и стояла мерзость запустения во храме ровно три года. Начало осквернения было осенью 168 года до Р. X. Или, по Селевкидовой эре, 145 года, в двадцать пятый день месяца Хаслева (декабря), а очищение от осквернения Иерусалимского храма идольской жертвой совершено было Иудою Маккавеем в 165 г. до Р. X., или в 148 г. Селевкидовой эры тоже в 25 день месяца Хаслева ( 1Мак. 4:37–53; 1:54–59 ср.; 2Мак.10:5 ; Иосиф Фл. Иуд. др. 12, 7, § 6). Половина года, можно думать, прошла в предварительных мерах жестокости и кознях от обнародования указа Антиохова, до открытия в храме языческого служения. Как точно, поразительно верно и согласно с действительностью изображен Антиох Епифан, выдающийся рог из ряда других рогов этого поистине страшного и сильного 4-го символического зверя, вообще враждебного к царству Божию, но свою боговраждебность обнаружившего до крайней степени в этом малом 11-м роге! При таком исполнении пророчества на царстве Сиро-Египетском, не остается места к допущению мнения толкователей о Римской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Вместо мира, для иудейского народа скоро наступили времена смятения и гнета, и, вследствие козней и развращенности различных поклонников греческого культа, народ одно время стоял даже на краю полной гибели. Глава 63. Гонение на иудеев со стороны Антиоха Епифана Пока Иудея находилась под властью Египта, народ иудейский пользовался полною свободой своей религиозной совести, и мог преуспевать на поприще просвещения и религиозно-нравственного развития, если бы только он, в некоторых своих классах, не слишком поддавался греческому влиянию, в его худших сторонах. Но вот, как бы в наказание за это последнее подобострастие к грекам, в судьбе иудеи совершился новый поворот, поведший к весьма важным последствиям. Она отошла под владычество сирийских царей, и с этого времени началось тяжелое время для иудейского народа. Сирийские цари, встречая в преданных своей вере и закону иудеях сопротивление для своих замыслов о введении греческой религии и культуры в своем государстве, стали всячески угнетать их; первым угнетателем их явился царь Селевк Филопатор, который велел ограбить сокровищницу храма, с сохранявшимися в ней денежными, общественными и частными вкладами, в пользу своей государственной казны, а преемник его, Антиох Епифан, пошел еще дальше, и решился окончательно уничтожить религию Иеговы, и на место ее водворить греческое язычество. Это быль один из тех характеров, в которых эксцентричность, граничащая с безумием, и гений, сочетающийся с неограниченною властью и беззаконною страстью, производят чудовищный результат, благодаря которому в истории за ним утвердились два имени: Епифан «славный» и Епифан «безумный». С одной стороны, даже страшная картина, нарисованная иудейскими историками, выдает в нем некоторые черты благородства и даже доброты. В его великолепных зданиях, в расширении и почти новом создании им Антюхии в качестве великолепной столицы, в его планах соединить столицу с заливом Скандеронским и таким образом сделать ее морским портом, в его славе по всему греческому миру, в его решимости, хотя и столь несчастной по своим последствиям, сплотить Восточную монархию против наступательного движения нововозникавшей империи Запада, – во всем этом есть своего рода величие, соответствующее древним пророческим изображениям царя, «который будет поступать по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Селевк IV, восшедший после него на сирийский престол, получил в наследство огромную империю, которая была, однако, истощена длительными войнами. Он стремился пополнить казну путем сбора податей (20), но потерпел неудачу, а вскоре на смену ему пришел презренный (21): его брат Антиох IV (Епифан). Антиох IV вступил на престол в 175 г. до н. э. в результате двух переворотов. Всеми средствами, включая интриги, подкуп и обман (21, 23), он проводил политику эллинизации и вступил в конфликт с благочестивыми иудеями. И снова подчеркивается, что чувство уверенности в своих силах (24; ср.: 8:25) опасно и что Бог устанавливает предел действию враждебных сил (только до времени, 24). Антиох предотвратил нашествие египтян в Палестину тем, что сам захватил Египет, где царем был теперь Птолемей VI, хитростью и интригами захвативший престол (см.: ст. 24–25). Но успех не до конца сопутствовал ему (27), и когда в Палестине начались беспорядки, он вернулся в Сирию. И снова показано, как Бог контролирует историю (27), при этом подчеркивается противостояние сил зла народу Божьему (28). В 168 г. до н. э. Антиох снова вошел в Египет, когда с Птолемеем было заключено соглашение о совместном правлении. В это время он получил унизительный для себя ультиматум от Рима покинуть Египет (ср.: ст. 30), после чего излил свою ярость на Бога и Его народ (30–32), одновременно заручившись поддержкой иудеев–отступников, сторонников эллинизации страны (30–32). Вскоре началось массовое избиение жителей Иерусалима, опустошение и разграбление города. Святилище подверглось осквернению, была отменена ежедневная жертва в Храме и в алтаре поставлена статуя Зевса, на жертвеннике всесожжения приносились святотатственные языческие жертвы (поставит мерзость запустения, 31; ср.: Мф. 24:15 ). Наряду с отступниками в среде евреев (описанными в ст. 30, 32) были и люди, верные Богу до смерти (33). Восстание Маккавеев относится именно к этому периоду. Как и во всех случаях сопротивления злу, духовного или политического, верные люди получают поддержку, без которой они не смогли бы ничего сделать (34).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Антиох III – восьмой царственный рог, – как нельзя лучше воспользовался этим миром: он залечил раны, нанесенные Сирии беспрерывными войнами с Египтом и своими победами на востоке заслужил имя Великого. После, при Птолемее V Епифане, сыне Филопатора, в детстве вступившем на престол после отца своего (204–181 г. до Р. X.), который есть девятый рог лютого зверя, Антиох Великий, царь Сирийский, чтобы вознаградить потери, понесенные в сражении при Рафии, решился воспользоваться теперь малолетством Птолемея, и, хотя Римляне и не допустили его завладеть Египтом, он занял своим войском Иудею. Желая удержать ее за собою, Птолемей отправил против него войско под начальством Скопы, своего военачальника, но Скопа был разбит Антиохом при источниках Иордана; иудеи добровольно приняли победителя и покорились его власти, и он, со своей стороны, оказал им великое благоволение. Впрочем, по причине опасности со стороны римлян, Антиох заключил мир с Птолемеем и выдал за него дочь свою Клеопатру. Предоставляя вместо вена Сирию, Финикию и Палестину (Иосиф Флавий Иудейские древности XII. 4 § 1), выдает в намерении чрез нее погубить его; но она предпочла любовь супруга незаконным умыслам отца (ср. с Дан.11:17 ). Потом Антиох завладел некоторыми греческими островами, принадлежащими к Римскому союзу. Отсюда возгорелась война между ним и римлянами. Разбитый, наконец, римлянами при Магнезии, он должен был заключить с ними самый невыгодный мир. Желая завладеть, в 187 году до Р. X., сокровищами богатого храма Бела в Елимаисе, он был убит здесь местными жителями (Srtab. XVI, 744; Iust. 32:2). Так «он споткнулся, упал и не стало его» ( Дан.11:19 ). Птолемей Епифан не упоминается в Св. книгах, но о нем пишет Иосиф Флавий (Иуд. др., кн. 12. гл. 3:4). На события этого времени указывается у пр. Даниила ( Дан.11:13–19 ) (см. Keil и Del. на Дан.р. 372–373). Антиоху III наследовал сын его Селевк IV Филопатор (187–176 г. до Р. X.), который успел удержать в зависимости своей Иудею, несмотря на то что она должна была, по брачному договору, поступить к Птолемею.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

1) Иерусалим – главный город древней Палестины. 2) 1 мая. 3) 21 июля. 4) Антиох IV Епифан, царь сирийский 176–164 гг. до Р. Хр., захвативший престол после смерти своего брата, отличался непомерной гордостью (2Мак.5:21, 9:8); он называл себя Богом и принял прозвание Олимпийского Зевса; он повелел, чтобы все его подданные поклонялись одному только богу – Олимпийскому Зевсу, с которым он отождествлял себя; т. е. Антиох в действительности приказал поклоняться себе как Богу (2Мак.6:7). Среди иудеев находились люди, склонные к язычеству в греческой форме; они представляли из себя особую партию в Иерусалиме, которая находила поддержку у Антиоха (1Мак.1:11–15). В 175 г. благочестивого первосвященника Онию низвергнул брат его Иисус, переменивший свое имя на греческое Иасон, купивший у Антиоха сан первосвященника и получивший позволение ввести греческие игры, что еще более увеличило число изменников истинной религии. Спустя три года, Иасона низвергнул Менелай, предложивший большую цену за должность первосвященника, которую он удерживал самыми низкими способами: так Менелай убил Онию (2Мак.4:23–50). – Антиох предпринял поход на Египет и уже рассчитывал всецело покорить его, но был остановлен слухами о нападении римлян (в 168 г.). Между первым и вторым походами на Египет Антиох ограбил храм Иерусалимский (1Мак.1:21), а при окончательном возвращении из Египта он приказал отменить поклонение Иегове, обрезание, почитание субботы и различие между чистым и нечистым; священные книги он велел сжечь; велел воздвигнуть алтари, на которых, под угрозой смерти, всякий должен был приносить жертвы Олимпийскому Зевсу (1Мак.1:41; 2Мак.5:24);15 Кислева в 168 г. в храме был поставлен жертвенник Олимпийскому Зевсу (2Мак.6:2; 1Мак.1:54) и 25 Кислева совершено было первое жертвоприношение, на горе Гаризим установлено было установлено было поклонение Зевсу Ксению (2Мак.6:2). Но многие оставались преданными своей вере, не взирая на ужасные пытки (1Мак.52:64; 2Мак.6:7). Во главе верных стал священник Маттафия.

http://pravicon.com/info-2291

Первая из этих монархий есть монархия вавилонская, основанная Навуходоносором (2:37–38). Царство вавилонское переходит к Дарию Мидянину (6:1, 9:1), которому в управлении наследует Перс Кир ( Дан.6:28 ), таким образом переходит к мидянам и персам. Это мидо-персидское владычество или царство, в 7 гл. представленное под образом медведя, в 8 гл. Даниил созерцает под образом овна двурогого, поражаемого козлом, который шёл по лицу всей земли, не касаясь земли и имел между глазами один большой рог. Когда этот козел, по сокрушении овна и обоих рогов его, чрезвычайно возвеличился; то большой рог его сломился и на его место вышли четыре, обращённые на четыре ветра небесные, и от одного из них вырос небольшой рог, который чрезвычайно разросся.., так что вознёсся даже до Вождя воинства, прекратил ежедневную жертву и проч. ( Дан.8:3–13 ). По объяснению ангела под бараном двурогим должны быть разумеемы цари мидийский и персидский, козёл – это царь Иован, т. е. греко-македонское царство, большой рог между глазами – это первый царь царства (Алексанр. Македон.), четыре рога, выросшие на место сокрушившегося рога, – это четыре царства, имевшие возникнуть из александровой монархии и в конце их существования имел восстать беззаконный царь (Антиох Епифан – малый рог), который будет губить народ святых... и пр. ( Дан.8:20–25 ). Таким образом по объяснению ангела враждебный народу Господню малый рог – Антиох Епифан – принадлежит третьей монархии, и именно одному из тех царств, на которые имела распасться эта монархия; между тем как по указанию видения 7 гл. и 2-й мессианское царство долженствовало возникнуть с погибелью четвёртой монархии и имеет окончательно утвердиться в торжестве славы по умерщвлении последнего врага Церкви, имеющего выступить из этой монархии. Поэтому утверждение, что в книге пр. Даниила наступление мессианского царства ставится в непосредственную связь с погибелью Антиоха Епифана, стоит в противоречии с главными, основными откровениями книги; и это противоречие нисколько не устраняется тем, что страшный, с десятью рогами зверь, изображавший собой четвёртую монархию (7:7), отождествляется с совершенно иначе описанным козлом 8 гл., имевшим сначала один рог, а потом четыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Но недолго евреи достаточно хорошо жили под властью сирийцев. Страшное бедствие обрушилось на Иудею, когда сирийский престол занял Антиох IV Епифан (175–164 гг.). Стараясь укрепить свое царство, Антиох Епифан начал проводить политику эллинизации народов, входящих в его монархию. С этой целью он издал указ, повелевающий, чтобы все народы его царства говорили на греческом языке, одевались по-гречески и поклонялись греческим богам. Противников этого указа царь повелевал предавать смерти. Царский указ был разослан всем народам, в том числе и иудеям. Никогда за все время своего существования евреи не были в таком несчастном положении, как теперь. У них отнимали все, чем они всегда дорожили: и язык, и обычаи, и веру. Вместе с указом в Иерусалим прибыл большой отряд сирийских солдат, которым повелевалось привести царский приказ в исполнение. По приказанию Антиоха IV Иерусалим переименовали в Антиохию, а Иерусалимский храм был посвящен греческому богу Зевсу. В храме, превращенном в капище, была поставлена статуя Зевса, перед которой приносились языческие жертвы. Евреев силой заставляли присутствовать во время этих жертвоприношений, а затем под страхом смерти принуждали их есть идоложертвенное мясо. Тех, кто отказывался это исполнять, предавали смерти. Надо сказать, что многие евреи, боясь преследований и мучений, изменили своей вере и стали идолопоклонниками, но были и такие, которые предпочитали смерть измене. В то время между верными иудеями особенно отличался своим благочестием старец Елеазар. Будучи ученым человеком, книжником, он был уважаем всеми за свою справедливость. Склонить Елеазара к идолопоклонству было очень важно для греков, ибо тогда многие иудеи последовали бы его примеру. Старца подвели к языческому жертвеннику и предложили ему съесть идоложертвенное свиное мясо. Елеазар отказался нарушить закон Моисеев. Тогда его стали уговаривать, чтобы он показал только вид, будто исполняет повеление царя. Но Елеазар и на это не согласился: «Недостойно, сказал он, в мои лета лицемерить.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

7–8 ст. Четвертый зверь был самым ужасным из всех зверей. По объяснению небесного собеседника, своею лютостью он знаменует чрезвычайную жестокость четвертого царства, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее. Какое под этим всепожирающим разумеется в истории человечества царство, мнения толковников расходятся. Как в сновидении Навуходоносора, которому четвертое царство было открыто под образом глиняных и железных частей истукана, одни толкователи видят здесь изображение Сиро-Египетского царства, другие же предпочитают относить видение образа четвертого царства к Римской империи. Десять рогов зверя, по объяснению первых, означают десять царей Сирийского и Египетского царств, т.е. Селевкидов, управлявших Сирийским царством и Птолемеев, утвердивших свое господство над Египтом 162 . Но в это число десяти входят не все цари, бывшее в том и другом царстве, а только десять из них, имевших в каком-либо отношении более или менее важное значение в исторических, судьбах еврейского народа. Под хульным рогом, появившимся на месте исторгнутых им прежних рогов на голове зверя, разумеется жестокий Сирийский царь Антиох Епифан. Этот царь действительно проявил страшную злобу к евреям. Вторгнувшись в Палестину со своими войсками, он подвергнул жителей ее ужасным преследованиям, продавал их в рабство, предавал их разным мучительным пыткам. Чрез такие жестокие действия злочестивый мучитель хотел уничтожить черты еврейской национальности и религии. С этой целью он святотатственно ограбил храм в Иерусалиме, отменил служение Иегове и заменил его идолопоклонством. Наконец, в своем яром неистовстве и глумлении над избранным народом Божиим нечестивый языческий царь дошел до обоготворения самого себя. Поставив в Иерусалимском храме изображение Юпитера Олимпийского, как бога с которым он объединял самого себя, Антиох Епифан потребовал, чтобы все евреи воздавали поставленному идолу божеские почести. Тех из иудеев, которые оставались стойкими в своей истинной вере и преданными отечественным, законам, он подвергал всякого рода мучениям (1 Маккав. I, 20–24, 41; 2 Маккав. V, 11–21: VI, 7). Богохульная деятельность Антиоха Епифана и его жестокости были прекращены лютою смертью, от которой по правосудию Божию часто умирают великие грешники (1 Маккав. VI, 1 –16; 2 Маккав. XI). Вместе с царем Антиохом и царство его, Сирия, соответственно с убийством и с сожжением четвертого зверя в видении, было обречено судом Божиим на конечную гибель, так что и следа не осталось от его существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010