Юпитер Юпитер , или Зевс ( Дeяh. XIV, 12 ) – главное языческое божество древних греков и римлян. По мифологии языческой он сын Сатурна, или Хроноса, и Реи; он считался отцом богов и людей, повелителем неба и земли, грома и молнии, ветров и дождей. Он разделил Вселенную на три части: Нептуну дал воду, Плутону – подземное царство, а себе небо и землю. Главное его местопребывание – Олимп в Фессалии. Во многих местах ему посвящались храмы, алтари и жертвенники. В Греции в честь его отправлялись знаменитые Олимпийские игры. Царь сирийский Антиох Епифан, овладев Иерусалимом, чрез одного старца, афинянина, принуждал иудеев отступить от законов отеческих и не жить по законам Божиим и повелел осквернить храм Иерусалимский и наименовать его храмом Юпитера Олимпийского, а храм в Гаризине, так как обитатели того места пришельцы, храмом Юпитера странноприимного, и храмы наполнились мерзостями языческими, жертвенник наполнился непотребными, запрещенными законом вещами ( II Mak. VI, 1–6 ). Жители Ликаонии, увидев чудесное исцеление в Листре больного, не владевшего ногами, совершенное св. ап. Павлом, считали апостолов Варнаву и Павла за богов, сошедших на землю в образе человеческом, и называли Варнаву Зевесом, а Павла Ермием, и так как между ликаонийцами существовало древнее предание, что их земля была посещена некогда Юпитером и Меркурием, то они появление в Листре означенных апостолов и признали как бы за повторение божеской к ним милости. Жрец идола Зевеса, находившийся перед их городом, привел к воротам волов и принес венки, чтобы вместе с народом совершить жертвоприношение; но апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой. Ермий , или Меркурий, за которого был принят св. апостол в Листре, считался как бы вестником и спутником Юпитера. Зевс, или Юпитер, вообще изображается в виде царя, сидящего на престоле, с громовыми стрелами в руках. Священной птицей Юпитера считался орел. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

главы? Однако, Грип умер от преступной руки некоего вассала Героклеона 93 , Антиох IX-ый Кизикен был взят в плен и умерщвлен во время войны со своим племянником, Селевком, сыном Антиоха VIII-ro 94 . По словам Евсевия 95 , он сам убил себя, потому что во время сражения конь занес его в ряды врагов. Антиох Х-ый Евсевий, сын предшествующего Антиоха, погиб в битве с парфянами 96 ; по словам Евсевия 97 , он бежал к парфянам и умер после от болезни. Антиох Филадельф, сын Антиоха кончил жизнь в сражении c Антиохом Х-м 98 ; Евсевий говорит, что во время бегства он нашел смерть в волнах реки Оронта 99 . Антиох XII-ый Дионис, младший сын Антиоха VIII, кончил жизнь свою в отчаянной борьбе с арабами 100 . Антиох X III Азиатский тоже не может быть Антиохом 14-го стиха гл. 2-ой Макк. кн., так как в 65-м году до Рожд. Хр. он был навсегда свергнут с сирийского престола. Остается теперь единственный Антиох IV Епифан, о котором мы еще не говорили. Антиох IV Епифан умер от чрезвычайно мучительной болезни Макк. VI гл. и 2-ая Макк. IX гл.) на возвратном пути из областей по ту сторону Евфрата. Выше мы уже заметили, что Антиох второго письма непременно должен быть царем, а не военачальником или простым вождем. Выражение „ηγεμων” в ст. 13 и 16-м нисколько не мешает верности этого взгляда: напр., у Ев. Луки (III, 1) царствование императора Тиверия названо просто „ηγεμονια”; XLIII, 7 у LXX „οι ηγουμενοι αυτων” а также и во 2-ой Макк. IX , 19 „ βαδιλυς και στρατηγος Αντιοχος”. Кроме того, благодаря здесь же помещенному упоминани. о войске во 2-ой Макк. I, 13 весьма естественно было употребить выражение „ηγεμων”. Затем сказали мы, что под этим царем Антиохом должно подразумеваться лицо, хорошо известное всем. Но из всех царей этого имени никто, кажется, не оставил таких глубоких следов в жизни избранного народа, как прославленный заклятый враг иудеев, Антиох IV Епифан; он носил имя Антиоха и очень возможно, что описание письма относится, именно, к нему. Вот почему и Гримм 101 и Кейль 102 считали повествование письма за рассказ о смерти, именно, Антиоха Епифана. Правда, допуская такое отождествление личности Антиоха Епифана с Антиохом второго письма, мы, по-видимому, становимся в противоречие с Макк. VI гл. и 2-ой Макк. главой; так что выходит, что один и тот же Антиох Епифан будто умирает тремя способами; на это противоречие указывали и вышеупомянутые богословы Гримм 103 и Кейль 104 . Из дальнейшего нашего исследовавия 105 видно будет. что гл. 2-ой Макк. кн. говорит о том же Антиохе Епифане, что и Макк. VI гл., и что эти два места не только не противоречат друг другу, но, напротив, дополняют одно другое. Обстоятельства дела по данным Макк. VI-oй гл. и 2-ой Макк. IX-oй главы представляются в таком виде, что Антиох Епифан хотел ограбить храм в городе Персеполе в Елимаидской области. Историки Полибий и Иосиф Флавий 106 сообщают. что незадолго до своей кончины Антиох Епифан пытался ограбить храм Артемиды в Елимаиде; храм же Артемиды отождествляется с храмом Нанеи 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Автор упоминает даже титулы «мизарх» – начальник мизийцев (V, 24) и «киприарх» – военачальник корпуса армии, каковые титулы введены были только при Антиохе III-м. а также и при Епифане 213 . Кроме того, все обстоятельства болезни и смерти Антиоха Епифана во главе показывают, что автор 2 Макк. книги хорошо был знаком с историей Епифана и его времени. Падение с колесницы, которым начинается болезнь царя (IX, 8), кажется, находит себе подтверждение в заметке Грания Лициниана 214 , по которой царь был выброшен с колесницы в реку по дороге в Антиохию. Далее, во время болезни, Антиох, раскаявшись, обещает притесненным иудеям почести и удовлетворение: он хочет их считать наравне с афинянами. Это последнее известие для нас особенно важно: оно показывает, что автор книги хорошо знал Антиоха, его взгляды и настроение. Теперь хорошо известно, что Антиох Епифан был ярым эллинофилом и наибольшие его милости были обращены к афинянам. Он некоторое время жил среди афинян, был там стратегом. Полибий, с прочими историками, рассказывает о крупных благодеяниях, которые он оказал афинскому народу 215 . Антиох ввел в Антиохии афинское наречие для деловых документов. Очень возможно, что он переселил в Антиохию афинских колонистов и, кажется, даже желал перестроить город по афинскому образцу. Очевидно, Антиох был восторженным почитателем афинян. Эту-то историческую черту Антиоха и выразил автор 2 Макк. книги в письме его к иудеям. В нем Антиох обещает иудеям самое большее, что только возможно по его мнению, – хочет поравнять их с афинянами. Заслуживает нашего особенного внимания и самый адрес письма. Он гласит: „τοις χοησοις Ιουδαιοις τοις πολιτοις πολλα χαιρειν και υγιανειν και ευ πραττειν βασιλευς και στρατηγος Αντιοχος“. Иудеи, таким образом, делаются „πολιται“, их называет Антиох согражданами; очевидно, Иерусалим получил название Антиохии, a иудеи были названы антиохийцами, как и ранее автор уже сообщал (IV, 9). Данные нумизматики подтверждают известие, что некоторые города получили прозвание Антиохии в честь царя. Антиох в письме называет себя стратегом иудеев и это также вполне отвечает историческим известиям. Из Полибия 216 мы знаем, какь живо интересовался Антиох общественною жизнью городов; он был стратегом в Афинах, он и дома добивался городских должностей и искал популярности. Эту особенность его характера и выразил автор в разбираемом письме. Чтобы польстить иудеям, Антиох называет себя их стратегом; может быть и в самом деле он когда-либо был выбран стратегом Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Воспоминается победа над Антиохом Великим. «Царем Азии» называется Антиох, как обладатель Сирии и большей части Малой Азии. После битвы при Магнезии (189 г. до Р. Х.) – все его азиатские области по эту сторону Тавра отошли к римлянам, которые передали потом часть этих областей (а именно, Мизию, Лидию и Фригию) – пергамскому царю Евмению II (Лив. XXXVII, 55; XXXVIII, 39). Тем не менее и после этого сирийские цари Селевкидской династии не переставали именоваться «царями Азии» – вероятно, продолжая и свои притязания на потерянные провинции (ср. 1Mak XI:13, XII:39, XIII:32 ; 2Mak III:3 ). – Антиох выступает на войну против римлян со 120-ю слонами. Это число стоит не в безусловном противоречии с показанием Ливия – XXXVII, 39, что Антиох в битве при Магнезии имел лишь 54 слона. Известно, что этой битве уже предшествовало значительное поражение Антиоха, и значит – при показании что в последнем сражении (при Магнезии) царь имел 54 слона, может быть верным и то, что при начале войны он имел их в большем количестве. – Евмений – царь, которому римляне отдали лучшие из областей, отнятых у Антиоха, много содействовал поражению последнего, приведя его колесницы (в битве при Магнезии) в полное замешательство. Сообщение, что Антиох был при этом взят в плен ( κα λαβον ατον ζντα), стоит в противоречии с повествованиями всех других классических писателей-историков, и распространилось как преувеличение славы римлян. Дань, которую должен был платить Антиох после этого поражения, состояла – по Полив. XXI, 15, 4–6 (Лив. XXXVIII, 38) – из 15 000 эвбейских талантов, из коих 500 уплачивалось тотчас при заключении мира, 2 500 – при ратификации мирного договора, остальные 12 000 в течении 12 лет (по 1000 т. ежегодно); в действительности уплата затянулась на дольше, так что еще Антиох Епифан в 173 г. изыскивал средства для уплаты этой контрибуции (Лив. XLII, 6). – «Дать заложников и допустить раздел…», διδναι μηρα και διαστολν, слав. более точно: «даяти залог и уставление». Смысл подлинника не особенно ясен. Некоторые под διαστολ здесь разумеют изъятую из владений Антиоха часть, отданную Евмению – 8 ст., и, в таком случае, κα в начале этого стиха должно понимать в смысле «именно». – Поименование страны Индийской и Мидии – ( χρα Ινδικ κα Μδεια) в числе отчужденных от Антиоха – ошибочно. Индией Антиох никогда и не обладал, и Мидию он не обязывался отдать, а только провинции по сю сторону Тавра, большую часть коих (Фригию, Мизию и Лидию) получил потом Евмений. Эта неточность должна быть объяснена недостаточными сведениями тогдашних иудеев о народах и странах.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

263 Письма Антиоха и Римлян к Иудеям (11:22–38), по мнению митр. Филарета, странны и «непонятны» по своим хронологическим датам: они помечены 148 годом (эра Селевкидов) и месяцем ксанфиком (счет и название Македонское). 264 Пишет в 148 году (эры Селевкидов) Антиох Евпатор, по смерти отца – Антиоха Епифана (11:23), а, между тем, Антиох Епифан умер в 149 году ( 1Мак.6:16 ). Повествование рассматриваемой книги (14:25–28) о супружестве Иуды Маккавея «невероятно». 265 Несогласно с ветхозаветными воззрениями хвалебное и сочувственное описание автором самоубийства Разиса (14:37–46). 266 В заключение своих отдельных критических замечаний, митр. Филарет произносит общий нелестный суд об этой книге: «в заключение своего повествования писатель или лучше сократитель сей истории (т. е. сочинения Иасона Киренского) сам признается, что он в своей книге мешает вино с водою» (15:39). 267 Вероятно, Преосвященный здесь разумеет произвольное обращение с книгами Иасона и частое добавление фантастическими или народно-легендарными измышлениями исторических Иасоновых сказаний. К этим замечаниям можно добавить, что новые ученые признают совершенно «невозможною» гармонию в хронологии 2 Мак. книги с первою. 268 Одно из приведенных возражений имеет ответ у Вигуру: противоречивые повествования о смерти Антиоха ( 1Мак.6:11–16 ; 2Мак.1:3–17; 9:1–29 ) Вигуру примиряет тем соображением, что здесь разумеются два Антиоха: Аатиох III Великий, 269 умерший при разграблении храма Нанеи ( 2Мак.1:13–17 ), и Антиох IV Епифан, умерший после покушения ограбить храм, от внутренней желудочной болезни ( 1Мак.6:11–16 ; 2Мак.9 гл.). 270 Но при этом кажущемся разрешении, повторявшемся в католической литературе довольно давно (Шольц, Вельте и др. Grimm, 1. с. 413 s.), 271 все-таки остается недоумение: по 1 Мак. книге Антиох Епифан пытался ограбить храм в Еламаисе (6:1), а по 2 Мак. книге он хотел ограбить храм в Персеполе (9:2). Хотя и пытались некоторые смелые католические ученые (Серарий, Санктий, Корнелий и Ляпиде) отождествить Елимаис с Персеполем, но попытка, по общему мнению, довольно неудачна и ныне не повторяется и Вигуру умолчана.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Мы не без намерения пространно описали «мерзость запустения», бывшую в Иерусалиме и Иудее при Антиохе Епифане, и охарактеризовали личность виновника ее; потому что едва ли когда-нибудь она проявлялась с такой ужасающей гнусностью, как при Антиохе Епифане, и нигде нельзя найти более ярких подробностей в описании ее, как в книгах Маккавейских. Во время последней Иудейской войны при Тите, быть может, Иудеев погибло больше, страдания их были ужаснее, храм и Иерусалим подверглись несравненно большему разрушению, множество Иудеев было рассеяно и самое существование Иудейского царства прекратилось, т. е., сделано было то, что Антиох только домогался, но не успел сделать; но даже и тогда святыня едва ли подверглась столь злобному и гнусному поруганию, как при Антиохе Епифане. Кроме того, по кровожадности, «презренности» и гнусному сладострастию Антиох Епифан в своем собственном лице и в своей жизни был «мерзостью запустения», чего отнюдь нельзя сказать о Тите и Веспасиане. Вот почему, между тем как никто никогда не называл прообразами или предшественниками антихриста ни Веспасиана, ни Тита, несмотря на то, что ими был разрушен Иерусалим и осквернен храм Иерусалимский 1923 (Веспасиан участвовал в этом не непосредственно, а только как верховный повелитель Римских войск и Римской империи), Антиох Епифан у христианских богословов всегда признавался самым типическим прообразом антихриста, самым ярым из его предшественников. В этом отношении он превзошел даже Нерона, которого Златоуст и другие считали предшественником антихриста, а иные самим антихристом. Но Антиох Епифан был именно только прообразом и одним из предшественников антихриста 1924 , и постав- —421— ленная им в Иерусалимском храме и вообще в Иудее «мерзость запустения» есть только предъизображение и малый предначаток той «мерзости запустения», которая при антихристе водворится на всей земле. Вот почему и предсказание в 11-й и 12-й главах книги Даниила о «мерзости запустения» только отчасти относится к злодействам Антиоха Епифана.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во-вторых, к Антиоху III нельзя в полной мере отнести ключевые слова книги Иудифь о том, что он захотел «истребить всех богов той земли, чтобы все народы служили одному Навуходоносору и все языки и все племена их призывали его, как бога» ( Иудифь.3:8 ). С одной стороны, именно Антиох III в конце своего правления, в 193 году до Р.Х., ввел официальный царский культ 106 , который вскоре распространился по всей империи Селевкидов. Однако, сам Антиох III не требовал, чтобы этот культ был принят всеми его подданными, и наряду с официальным династическим культом в различных частях Сирийского царства имело место поклонение собственным богам. К тому же в те годы Антиох III был занят борьбой с Римом, которая окончилась для него катастрофой. Если бы автор книги Иудифь описывал события последних лет правления Антиоха III, то он, несомненно, должен был бы скорее упомянуть о неудачной войне против Рима, чем о событиях более чем десятилетней давности. В-третьих, Антиох III не мог быть преследователем иудейской религии еще и потому, что он, по свидетельству Плутарха, в своей внутренней политике строго «соблюдал греческий принцип муниципального самоуправления, известив города о том, что в случае, если его приказ противоречит законам, не следует обращать на него внимания, но должно считать, что он действовал, но неведению» 107 . Поэтому более правильно относить события основной части книги Иудифь ко времени правления Антиоха IV Епифана (175–164 годы до Р.Х.), младшего сына Антиоха III. Интересно, что именно начиная с этого царя, как пишет Э. Бикерман, «официальная титулатура большинства царей содержит культовые имена» 108 . В частности, титул Теос Епифан, который принял Антиох IV, дословно означает «тот, который является как бог» 109 . Этот царь, как считает В. Тарн, «был одним из наиболее замечательных представителей своей династии» 110 и в начале своего правления совершил два успешных похода в Египет. Однако в результате вмешательства Рима Антиох IV вынужден был отказаться от всех своих завоеваний 111 и в последние годы своего правления попытался укрепить свое государство и подготовиться к борьбе с Римом. Для этого он начал усиленную эллинизацию всех областей государства в целях создания единой политической системы и единой идеологии 112 , отказавшись, таким образом, от политики Антиоха III, поддерживавшего местные самоуправляющиеся организации. В частности, Антиох IV попытался искоренить все местные религиозные культы и сделать официальный династический культ, установленный Антиохом III, обязательным для всех народов империи. Скорее всего, именно об этом и идет речь в книге Иудифь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Власть Птолемеев над Израилем (270 г. до Р.Х.). 11 сыновья его. Селевк III Церавн, 226–223 гг. до Р.Х. и Антиох III Великий, 223–187 гг. до Р.Х. вооружатся. Антиох III воевал с Птолемеями с 219 по 187 г. до Р.Х. и даже на некоторое время присоединил к своим владениям Палестину и западную Сирию. до укреплений его. По всей вероятности, имеется в виду Рафия, построенная Птолемеями в южной Палестине крепость, у стен которой в 217 г. до Р.Х. разыгралось одно из важнейших сражений между армиями двух царств. 11 южный царь. Птолемей IV Филопатор, 221–203 гг. до Р.Х. с царем северным. В данном случае «северный царь» это Антиох III. В битве при Рафии (217 г. до Р.Х.) он потерпел сокрушительное поражение от армии Птолемеев, потеряв при этом более четырнадцати тысяч воинов. 11 царь северный возвратится. Заключив союз с Филиппом V Македонским, Антиох III выступил против царства Птолемеев с войском, значительно превышавшим по численности то, которое было у него в битве при Рафии. Именно в это время при загадочных обстоятельствах скончался Птолемей IV, и царство наследовал его сын Птолемей V Епифан (203–181 гг. до Р.Х.), которому тогда едва исполнилось четыре года. 11 придет царь северный, устроит вал и овладеет укрепленным городом. Эти слова относятся к победе Антиоха III над египетским полководцем Скопасом, одержанной им в битве при Сидоне в 198 г. до Р.Х. Этой битвой был положен конец господству Птолемеев над Палестиной. 11 на славной земле. Т.е. в Палестине (см. 8,9; 11,41.45). 11 дочь жен отдаст ему. Или: «отдаст ему дочь в жены». Клеопатра, дочь Антиоха III, была отдана в жены юному царю Птолемею V. замысел не состоится, и ему не будет пользы из того. Став женой Птолемея, Клеопатра взяла сторону египтян в их борьбе против своего отца. Благодаря ее усилиям римляне помогли египтянам отразить попытки Антиоха III захватить принадлежащие Птолемеям города на побережье Малой Азии. 11 некий вождь прекратит нанесенный им позор. Римский полководец Луций Корнелий Сципион, одержав ряд побед над Антиохом III, вынудил его уступить Малую Азию Риму (Апамейский мир, 188 г. до Р.Х.). По условиям мирного договора второй сын Антиоха III (будущий Антиох IV Епифан), был отправлен в Рим в качестве заложника.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Поэтому его сыновья Селевк Керавн и Антиох Великий подняли оружие против Эвергета, однако Селевк по коварству своих приближенных был убит. Антиох же, преуспев в войне, освободил Сирию; вместе с тем Эвергет был убит своим сыном Птолемеем Филопатором, откуда, как передают историки, этого Фиопатора и назвали так по антифразе 39 . При этом раздраженный Птолемей Филопатор собрал величайшие войска и сразился с Антиохом Епифаном при городе Рафия, который был при входе в Египет, и победил Антиоха. Однако из-за своей нерешительности Филопатор не сумел воспользоваться этой победой. Ибо Антиох Великий пришел в себя и собрал войско намного большее, нежели прежде. Но тогда уже мертв был Филопатор, у которого остался малолетний сын Птолемей Епифан 40 . Также Антиох попросил и получил от Филиппа, Царя Македонского, вспомогательные войска. Однако в то время и сами Иудеи были в брожении и одни склонились к Антиоху, другие – к Птолемею на великую свою беду. Когда при истоках Иордана состоялось сражение, Антиох рассеял Египетское войско и принудил к сдаче Сидон, где искал прибежища Скопас, побежденный полководец Птолемея. Занял он и саму Иудею. А чтобы захватить также Египет, он заключил, а лучше сказать, коварно притворился, что заключает союз с Птолемеем Епифаном и выдал ему свою дочь Клеопатру, которую вместе с тем подговорил, чтобы она обманула или погубила мужа. Но она была более расположена к мужу, нежели к отцу, и таким образом коварство не имело успеха. Итак, когда этот его замысел не удался, Антиох обратился к другому и захватил многие дружественные Римскому народу острова, однако был побежден Римлянами под предводительством Люция Сципиона, брата Сципиона Африканского, и вынужден был уступить им Малую Азию и каждый год выплачивать дань в тысячу талантов. А сверх того, он отдал в заложники и своего младшего сына Антиоха Епифана (старшего же по рождению звали Селевк Филопатор). И будучи так стеснен, он впредь был принужден оставаться в пределах своего царства, но немного позже, воюя против Идумеев, был уничтожен вместе со своим войском в сражении, или, как сообщают другие, он погиб, когда пытался разграбить богатейший храм Юпитера Додонского 41 , будучи поражен сбежавшимися окрестными жителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

492 «Есть предание, как говорит р. Иуда, что, когда наставники наши дозволили Свящ. Писание для перевода на речь Греков, то дозволили это только в отношении к книге закона, откуда затем и появился известный труд Птоломея царя». 493 М. Licinius Crassus Mucianus, поставленный в Сирии Клавдием, срв. περ λσ. XI, 4, 4; Тацит, Hist. I, 10; II, 5. 494 Похвалы, какие при сем щедро расточает Иосиф по адресу Веспасиана и Тита, понятно, много обязаны обычному ласкательству самого Иосифа, но все же приведенный факт не мог быть им сполна выдуман. 497 Об этом взаимодополнении источников Иосифа и Маккав. кн. и вообще источников об этом периоде, см. Grimm, XXVI и д. (XXX). 504 Мотивами для измены Феодота послужила, по словам Поливия, с одной стороны – беспечная распутная жизнь царя, а с другой – его неблагодарность к Феодоту, важные услуги которого при отражении нападения на Келе-Сирию со стороны Антиоха нисколько ранее – остались без всякого внимания. Полив. V, 40. 505 Первое занятие этих местностей Антиох приписывает Антигону (Кривому), который был царем Азии 318–301 до Р. Этот Антигон – первый из полководцев Александра присвоил себе царское звание в Сирии и тем подал повод к основанию и других династий. После сражения при Ипсе, с согласия прочих царей ему наследовал Селевк I, на что также ссылался Антиох Епифан (Полив. V, 67, срв. ΙΙ, 41, 71). 506 Легендарные сказания усвояют несчастные результаты этой затее царя; едва он вошел внутрь храма, как тотчас же пал и был вынесен оглушенным и разбитым. Впоследствии, он жестоко выместил на Иудеях свое фиаско. 508 Все это исчисляет Иосиф в форме письма, адресованного Антиохом на имя «Птоломея». Несколько выше этого замечается, что Антиох отправил своим военачальникам и приближенным послания, в которых свидетельствовал, как хорошо отнеслись к нему Иудеи, и указывал, какие награды он решил дать им за это. Затрудняясь признать уместность того, чтобы Антиох имел какие-то поводы писать такое письмо Птоломею, своему только что разбитому врагу, исследователи объясняют выражение Иосифа ошибкой или просто желанием привязать гуманность Антиоха к имени Птоломея Филадельфа, прославленного тою же гуманностью к Иудеям в эпоху LXX. Но нашему мнению, правдоподобным может служить также предположение, что в выражении письма «Царь Антиох посылает привет Птоломею " … нет надобности разуметь непременно Египетского Птоломея. И, странно прежде всего, почему бы в таком случае Антиох не назвал его «Царем». Если так, то здесь под Птоломеем можно, кажется, разуметь какого-либо из военачальников Антиоха, которые могли носить это имя, подобно как впоследствии с этим именем мы знаем зятя Симона Маккавея.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010