Между тем Антиох Епифан нашел возможность приступить к исполнению своего давно лелеянного плана – сделать нападение на самый Египет, чтобы присоединить его к своим владениям и воспользоваться его богатствами. Поводы к войне всегда можно найти, и в них не было недостатка и для хитрого Антиоха. Его сестра, Клеопатра, бывшая замужем за Птоломеем V, которому его отец, в качестве подарка, отдал доходы с Кили-Сирии, умерла и оставила двух несовершеннолетних сыновей: Филометора и Фискона, из которых первый назначен был царем, а вместо него правили евнух Евлей и второй опекун Леней. Воспользовавшись малолетством египетского царя и выставляя на вид честолюбие опекунов, как бы желавших совершенно отнять у него Кили-Сирию, Антиох собрал войско и двинулся на Египет, хотя и довольно долго медлил с нападением из боязни римлян. Но так как эти последние все более запутывались в новой войне с Персеем, царем македонским, и римские войска терпели поражение за поражением, то он наконец и осмелился переступить египетскую границу (осенью 170 года), хотя и не преминул послать послов к всемогущему римскому сенату, чтобы оправдать этот свой шаг. При Пелузие Антиох разбил египетское войско и двигался все далее в страну. Оба опекуна убежали с молодым царем Филометором в Само-Фракию. Антиох овладел всем северным Египтом и двинулся к Александрии чтобы осадить ее. Жители между тем провозгласили царем младшего брата Птоломея Фискона и защищали город с такою стойкостью, что сирийский царь отчаялся в его завоевании. Поэтому он завязал сношение с старшим братом, позволил ему возвратиться в Египет, заключил с ним договор и предложил продолжать войну только в его пользу. Но Антиох был вынужден заключить мир и войти в соглашение с Филометором. Рим, который, по его мнению, был занят своей собственной войной и не мог вмешиваться в его дела, однако же следил за ним шаг за шагом, и не двусмысленно дал ему понять, что он неблагосклонно смотрит на его нападение на Египет. Поэтому Антиох не мог особенно радоваться своей кажущейся победе, тем более, что он не в состоянии был взять Александрии, главного города и ключа ко всей стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Ст. 28. …Так этот человекоубийца и богохульник (т. е. Антиох) ... кончил жизнь на чужой стороне в горах самою жалкою смертью… По известию историков, Антиох Епифан умер в городе Тавесе, в пределах Паретацены, области персидской, на дороге к Вавилону. Регентом царства сирийского он назначил Филиппа и ему же поручил воспитание сына своего, Антиоха Евпатора 1181 . Поливий рассказывает, что перед кончиной своей, Антиох пришел в какое-то неистовство, как бы, под влиянием злого духа. Это, конечно, были сильные угрызения совести, мучимой сознанием множества совершенных злодеяний и святотатств 1182 . Глава 10 1183 . Праздник обновления храма и поражение сирийских вождей Горгия и Тимофея а) Очищение города и храма Иудой Маккавейским и учреждение восьмидневного праздника обновления храма, по подобию праздника кущей (ст. 1–8). б) Регентство Лисия и самоубийство Птоломея Макрона (ст. 10–13). в) Нападение на Иудеев Горгия, при содействии Идумеев (ст. 14–15). г) Поражение Идумеев и бегство их в укрепленные башни (ст. 16–18). д) Взятие их башен Иудой и казнь некоторых изменников (ст. 19–23). е) Поражение полчищ Тимофеевых, при содействии пяти чудесных всадников и заключение Тимофея в Газаре (ст. 24–32). ж) Взятие Газары и погибель Тимофея (ст. 33–38). Ст. 3. ... разжегши камни и взявши из них огонь…, Иудеи …принесли жертву после двухгодичного промежутка... Устроивши жертвенник в обновленном храме, Иудеи не хотели воспламенять жертв огнем, взятым уже от готового огня и бывшего в употреблении, как бы, от нечистого: но сочли более приличным добыть огня посредством высекания из самых камней жертвенника, этим оии хотели, до некоторой степени, заменить утраченный священный огонь первого храма. Двухгодичный промежуток, очевидно, берется здесь с того времени, как Иуда вступил в управление делами отечественной страны; ибо от осквернения храма языческими жертвами до его обновления, ири Иуде, протекло не два, а три года 1184 . Ст. 11. …Принявши царство…, сын Антиоха Епифана …вручил управление некоему Лисию, главному военачальнику Келе-Сирии и Финикии... Регентом царства Антиох Епифан назначил, было, после себя своего совоспитанника Филиппа 1185 . Но Лисий своими интригами отстранил его от двора и лишил власти при преемнике Епифана. Подобными же интригами он достиг перед этим должности правителя Финикии и Келе-Сирии, ибо эта должность принадлежала прежде Птоломею 1186 . Лисий был рода царского 1187 , и на этом, конечно, основании называется – то родственником царя, то братом царя 1188 . Глава 11. Мир с царем Антиохом Евпатором и мирное посольство римское

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Несогласно с ветхозаветными воззрениями хвалебное и сочувственное описание автором самоубийства Разиса (2Мак.14:37—46). В заключение своих отдельных критических замечаний, митр. Филарет произносит общий нелестный суд об этой книге: «в заключение своего повествования писатель или лучше сократитель сей истории (т. е. сочинения Иасона Киренского) сам признается, что он в своей книге мешает вино с водою» (15, 39). Вероятно, Преосвященный здесь разумеет произвольное обращение с книгами Иасона и частое добавление фантастическими или народно-легендарными измышлениями исторических Иасоновых сказаний. К этим замечаниям можно добавить, что новые ученые признают совершенно «невозможною» гармонию в хронологии 2 Маккавейской книги с первою. Одно из приведенных возражений имеет ответ у Вигуру: противоречивые повествования о смерти Антиоха (1Мак.6:11—16; 2Мак.1:3—17; 9:1—29) Вигуру примиряет тем соображением, что здесь разумеются два Антиоха: Антиох III Великий, умерший при разграблении храма Нанеи (2Мак.1:13—17), и Антиох IV Епифан, умерший после покушения ограбить храм, от внутренней желудочной болезни (1Мак.6:11—16; 2Мак.9 гл.). Но при этом кажущемся разрешении, повторявшемся в католической литературе довольно давно (Шольц, Вельте и др. Grimm. 1. с. 413 s.), все-таки остается недоумение: по 1 Мак. книге Антиох Епифан пытался ограбить храм в Еламаисе (6:1), а по 2 Мак. книге он хотел ограбить храм в Персеполе (9:2). Хотя и пытались некоторые смелые католические ученые (Серарий, Санктий, Корнелий а Ляпиде) отождествить Елимаис с Персеполем, но попытка, по общему мнению, довольно неудачна и ныне не повторяется и Вигуру умолчана. И другие обстоятельства в том же повествовании противоречивы: по 1 Мак. книге Антиох огорчился, услышав о поражении Лисия, и помер (1Мак.6:5—16), а по 2 Мак. книге он услышал о поражении Никанора и Тимофея (2Мак.9:3), а Лисий был назначен уже по смерти его Антиохом Евпатором (10:11). Так, и вообще, если подробно сличать текст 1Мак.6 гл. и 2Мак.9 гл., то найдем и тут массу противоречий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Преемником его был сын его Селевк Филопатор, бесславный царь, окончивший жизнь свою без войн и сражений. Он успел только опозорить себя попыткой ограбить сокровища иерусалимского храма, для чего под благовидным предлогом послал туда одного из сановников своего царства – Илиодора; но Господь чудесным знамением защитил Свое святилище от рук нечестивца (см. 2Мак. 3:7–29 . – Дан. 11:20 ). 1474 Приемником Селевка Филопатора, царя сирийского, был брат его, сын Антиоха Великого, Антиох Епифан (175–164), жестокий враг и гонитель избранного народа, действительно «презренный», коварный, недостойный государь, которому сначала, не хотели воздавать в Сирии царских почестей, но который коварною «лестью», притворной добротой успел овладеть царством ( Дан. 11:21 ). С племянником своим, египетским царем Птоломеем Филометором, сыном Птолемея Епифана и сестры своей Клеопатры, он начал было войну, в которой «всепотопляюшие полчища» египетские были им разбиты ( 1Мак. 1:17–19 ); а в Иудее первосвященник Ония III, при котором случилось чудесное знамение с Илиодором, пришедшим, по приказанию Селевка Филопатора, ограбить сокровища иерусалимского храма, был коварно изгнан (ср. 2Мак. 4:7 ). Заключив временно союз с Филометором, коварный Антиох, прикрываясь родством, вошел в Мемфис и здесь под предлогом, что он берет на себя заботы о малолетнем племяннике-царе и о делах его правления, стал полновластно распоряжаться египетским царством: вступил в «мирные и плодоносные страны» Египта и сильно разграбил их; думал о том, чтобы разрушать крепости египетские и обессилить страну, с целью окончательно овладеть «южным» царством, с хитростью мешая в тоже время планам сановников египетских ( Дан. 11:22–24 ). В самой войне с «южным царем» Антиох действовал больше хитростью и коварством, чем военного силою, так что гораздо более значительные войска египетские не могли устоять против отрядов сирийских. Заключив мир с Филометором, Антиох стал в родственные к нему отношения, обедал вместе с ним, но под этою видимою близостью скрывалась взаимная ложь, ненависть и коварство: оба царя, сидя за одним столом, злоумышляли друг против друга, и Антиох в частности строил планы для окончательного покорения Египта, чтобы самому «царствовать над двумя царствами» ( 1Мак. 1:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

( Иер.17:5 ). Ибо никто не спасет того, кто подвергся гневу божественному: руку высокую кто отвратит? по написанному. И когда пострадавшие возвратились во святой город, они решились построить стены его и сделали это и воздвигли свой божественный храм. Но, несмотря на то, что они столько пострадали и перенесли наказание за прежние свои грехи, соседние народы из зависти опять нападали на них: ибо они не желали, чтоб Иерусалим приобрел значение; в особенности же теснили их злобные Сирияне и жители Дамаска: но при помощи спасающего и содействующего возвратившимся из плена Бога они были побеждены; (Иудеи) взяли верх над врагами (своими). Потом, по прошествии некоторого времени, Антиох, по прозванию Епифан, царствовавший в Азии, прогневался на Птолемея, царствовавшего в то время в земле египетской; начавши войну, был побежден и едва спасся. Но чтоб не возвратиться домой совершенно без всякой добычи, не принеся воспоминания о победе, пошел войною против Иудеи, взял Иерусалим и, подчинивши его себе и расхитивши все священные сосуды, оставил в Иудее некоего военачальника Лисия, приказавши ему управлять страною. Когда же названный Антиох возвратился в свое царство, Иудеи восстали против военачальника Лисия и победили его. Узнав об этом, Антиох умер от печали. Итак, Бог всяческих обещает свою помощь осажденным Навуходоносором и едва избежавшим плена говорит: и разрушит Бог возстающия на гору Сион. Слышишь, как поражающий и врачует. Кто же эти восстающие? Сирия от востока солнца и Еллины от запада солнца. Ибо Антиох был родом Еллин и вторгся из Македонии, которая находится на западе, потому что страна Македонян есть часть запада, особенно когда представляется как бы по сравнению относительно местоположения со странами, находящимися на восток солнца. А таковы Сирийцы и жители Дамаска. Когда же говорит о Еллинах, поядающих Израиля всеми усты, то надобно знать, что Антиох напал на Иудеев жестоко и бесчеловечно и избил бесчисленное множество их жалости достойным образом, когда сражались Маккавеи и торжествуемы были славные победы этих мужей. Об этом рассказывает Иосиф (Флавий) в книге о них. Поедают так же сыны Еллинов Израиля и иным образом, и необходимо сказать, как именно. Их поэты и ораторы, достигшие высшего искусства в красноречии и совершенства в слове, и сделавшись увлекательными и мудрыми, как бы похищают духовного Израиля, то есть ум, созерцающий Бога, и обольщают тех, которые уже уверовали во Христа, увлекая их вместе с ними поклоняться твари вместо Творца. Вот они-то поедают Израиля всеми усты и против них нельзя уберечься. Если бы блеск красноречия находился в согласии с добрыми делами, то он был бы приятен и угоден Богу; но один пустой блеск слова мог ли быть чем-нибудь иным, как медью звенящей и кимвалом звяцающим, по слову премудрого Павла ( 1Кор.13:1 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

11:21. Антиох IV Епифан (174–164 гг. до н. э.). Антиох IV, брат Селевка, был политическим заложником в Риме и вернулся домой (из Афин), когда произошло убийство его брата. Он ставил перед собой цель превратить Иерусалим в центр греческой культуры и привить иудеям греческий образ мыслей и привычки, чтобы они стали настоящими греческими гражданами. Он был вовлечен в многочисленные интриги, но главную его заботу в Иерусалиме составляло высшее священство (см. ниже). В данном тексте он назван презренным, что и соответствует действительности. Присвоенное им сакральное имя «Епифан» по-гречески означает «явленный бог», но люди предпочитали называть его за глаза «Епиман», т. е. «сумасшедший». Хотя он, несомненно, принадлежал к царской династии, его престол должен был перейти к сыну Селевка, Деметрию (который, однако, был политическим заложником в Риме вместо Антиоха). Еще одна интрига была связана с престолом. Он был соправителем своего малолетнего племянника, который был убит через несколько лет. 11:22. Вождь завета. Антиох арестовал первосвященника Онию III, а между тем брат Онии Иасон организовал заговор, чтобы занять его место. Он заплатил Антиоху крупную сумму и предложил свое сотрудничество в эллинизации Иудеи (внедрение греческой культуры ценой отречения от иудейских религиозных обычаев). Три года спустя Менелай, вероятно, при поддержке клана Товии, предложил более крупную взятку и, поскольку прецедент уже существовал, получил эту должность через голову Иасона. Согласно 2 Мак., Ония был убит около 171 г. до н. э. Многие отождествляют его с «вождем завета», но ряд исследователей приписывают этот титул Птолемею VI (см. ниже). Под «всепотопляющими полчищами», вероятно, подразумеваются противники Антиоха. К таковым относились и внутренние политические противники, и враждебно настроенные иудеи, и внешние враги, среди которых наибольшую опасность представлял Египет. 11:25. Первая египетская война, 169 г. до н. э. Мечты Антиоха о присоединении Египта к своему царству стали обретать реальные очертания в 169 г. до н. э. Его вторжению в Египет способствовала растущая враждебность со стороны Египта, хотя, возможно, это был ответ на египетскую военную акцию, поскольку первое столкновение (в ноябре 170 г. до н. э.) произошло в период между битвами при Пелусии и Газе. Тем не менее Антиоху удалось захватить город Мемфис и заставить Птолемея VI сдаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Programm des städtischen Gymnasiums zu Stolp. 1879. s. 3. 136 Это подтверждает и священное предание. Климент Александрийский знал эти письма; он намекает на 2-ю Макк. книгу I, 10 ст. в следующих словах (Stromata, V, 14. Migne. Patrologiae series graeca. IX, 145): „Αριστοβουλω ου μεμνηται δ συνταξομενος την των Μακκαβαιοκων επιτομην”. 137 Из нашего исследования видно, что под Антиохом во 2-ой Макк. кннге 1 гл. 13 ст; разумеется Антиох Епифан. стр. 71–82. 140 Kautsch. Die Apokryphen und Pseudepigraphen des Alten Testaments. Freiburgi B. und Leipzig. 1900. s. 82–83. 141 Мы не можем согласиться с мнением Эйхгорна (Einleitung, s. 251), будто автор присоединил их к своему труду только для того, чтобы сохранить их от опасности совершенного уничтожения. Мы настанваем на мнении, высказанном нами уже выше, что письма подали автору книги как первую мысль к извлечению из исторического труда Иасона, так и самую идею, сообразно с которой он переделал труд Иасона. 142 Lehrbuch d. histor-kritisch. Einleit. in d. kanonisch, und apokryphisch. Bücher des Alt. lestam. Berlin. 1869. s. 571. 144 Опровержение рационалистического догмата «отрицания возможности чуда» – дело апологетики и в задачу нашего исследования не входит. 145 Непременное желание некоторых исследователей избежать признания чудесной стороны рассказа приводит их к произвольному извращению ясного смысла рассказа. Так, Kasten в „Der historische Werth des zweiten Buches der Makkabäer im Vergleich zum ersten Buche“. (Stolp. 1879. s. 3) объясняет чудо с Илиодором в том смысле, что Илиодор был остановлен в своем предприятии угрожающим настроением народа. 148 Непосредственно после ограбления храма, Антиох возвратился в Антиохию (1 Макк. I, 24; 2 Макк. V, 21 ); затем, приказ об эллинизировании иудеев он посылал издалека (1 Макк. I, 44; 2 Макк. VI, 1). На этом основании, а также и на том, что о возвращении его в Иерусалим не сказано ни слова, Гримм и утверждает, что Антиох Епифан не был в указанное время в Иерусалим (Kurzgef. ex. Handb.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

книги такой прием изложения именно и практикуется: например, в главе автор говорит о присутствии Антиоха при смерти семи братьев и, не сказав в VIII-oй главе ни слова о нем, в гл. вдруг говорит о возвращении его (Антиоха) из Персии (VII, 1–42; VIII, 1–86; IX, 1). Таким образом, возражение Гримма и согласных с ним, в этом пункте, критиков против достоверности факта присутствия Антиоха при казнях семи мучеников, не имеет под собою ни одного солидного основания. К разобранному только что возражению Гримма некоторые противники добавляют, что Антиох не был так жесток, как говорит рассказ книги. Однако 1-ая Маккавейская книга, свидетельство которой, как мы выше заметили, уважается почти всеми, сообщает нам, что Антиох Епифан издал указ о смертной казни для всякого, кто будет соблюдать еврейский закон (1 Макк. I, 52); его ненависть против иудеев выразилась в приказаниях, которые он дал Лисию при отезде в Персию: всячески теснить и истреблять израильтян, пока не уничтожится имя их (1 Макк. III, 8436). Приведенных фактов достаточно, чтобы видеть, что автор 2 Мак. книги не клевещет на Антиоха и не преувеличивает казни семи мучеников. А что в натуре Антиоха Епифана было природное добродушие, этого не отрицает и 2-ая Макк. книга. По словам ее, он плакал при известии об убийстве первосвященника Онии (IV, 87), а во время своей тяжелой болезни он выказал себя кротким и благодушно расположенным, хотя бы и в силу крайних страданий (IX , 11). Однако при всем природном благодушии, Антиох Епифан отличался крайним легкомыслием и непостоянством. Эвальд 150 говорит: «Продолжительное пребывание Антиоха в Риме и вся несоразмерность такого порядка вещей лишили равновесия его живую натуру и еще раньше царствования приучили его к тревожной, беспокойной жизни, внушающей опасения». Кроме того, в Антиохе развилось крайнее недоверие к иудеям, которое заронила в его душе партия тиранов вроде Иасона и Менелая (2 Макк. IV , 7, сравн. 1 Макк. I, 46, 52) своими вечными подозрениями против своих братьев по вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Затем автор 2 Мак. кн. приписывает Неемии восстановление храма, сделанное в действительности Зоровавелем, цитирует апокрифические сочинения (II, 1, 4) и приводит легенды, из которых одна – о святынях храма, противоречит книге пророка Иеремии (III, 16); другая же – о священном огне, кажется, просто передает в поэтической форме открытие и утилизацию нефти (греч. I, 86). Умолчим про заметку о библиотеке священных книг, которая здесь приписана Неемии (II, l3, 14), тогда как, по каноническим источникам она – дело Ездры. Итак, заключает Андре, достаточно примеров, подрывающих доверие к нашему писателю». Одним из наиболее серьезных возражений против подлинности второго письма является неверное, будто бы, сообщение (I, 18) о смерти Антиоха. В указанном месте палестинские иудеи передают как новость египетским собратьям, что Антиох но время своего похода в Персию был убит в храме «через обман, употребленный жрецами Нанеи» ( 2Mak. I, 13 ), и что, благодаря этому, иудеи избавились от великих, грозивших им, опасностей. Большинство исследователей склонны видеть здесь Антиоха Епифана. На сем основании, принимая во внимание известие 2-ой же Маккавейской книги главы 1-го стиха и указания других несомненных исторических свидетельств, которые все сходятся в том, что Антиох Епифан умер естественной, а не насильственной смертью , они отрицают принадлежность второго письма палестинским старейшинам. Вся трудность этого места, очевидно, заключается в вопросе, кого, именно, следует понимать под Антиохом, упомянутым в стихе 14-м, и если здесь разумеется Антиох Епифан, то в каком отношении должно стоять известие этого места о его смерти к известию IX-oй гл. 1-го стиха той же книги и к другим историческим свидетельствам о том же предмете. Слуис обходит это трудное место, просто признавая его позднейшею вставкою. «Ибо, говорит он, наш автор, где бы ни выводил Антиоха, всегда прибавляет и прозвище, – так он ясно называет Антиоха Епифаном во II, 29; IV, 7-м стихе и даже в Х-ой гл., 9-м ст.; ясно также отличаег Антиоха Евпатора в Х-ой гл., 10-м ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Тем не менее многие иудеи сопротивлялись программе эллинизации. В отличие от большинства других покоренных народов, иудейская нация содержала консервативный элемент, который страстно держался за обычаи предков. Это было движение хаси-деев (евр. «хасидим», т. е. «благочестивые»). Хасидеи были недовольны введением греческого языка и всем, что оно означало. Им не нравилось, например, что у еврейских денди возникла мода носить широкополые шляпы: такими щеголяли язычники, подражая богу Гермесу, каким он выглядел на многих изображениях. Они были против возведения в Иерусалиме гимназия с дорожкой для бегов. Религиозная ситуация становилась все хуже и хуже: на скачки регулярно захаживали даже священники, – а ведь скачки открывались призыванием языческих божеств. В этих утонченных иудеях, воспринявших чужеземные обычаи, ортодоксальные хасидеи видели предателей древних обычаев предков. Неладно было дело и в политике. В 175 году до н. э. на сирийский престол взошел Антиох IV Епифан. Титул «Епифан» означает «Славный». Однако жертвы Антиоха впоследствии прозвали его Епиманом («Помешанным»). Сколь удачным было это прозвище, можно видеть на примере такого случая. В 169 году до н. э., после неудачной попытки завоевать Египет, Антиох возвращался обратно через Палестину. Находясь в дурном расположении духа, он решил отыграться на Иерусалиме. Предательским образом захватив город, он ограбил и сжег его, расхитил храмовую сокровищницу, а многих жителей убил. Что касается почитателей Закона Моисеева, которых Антиох подозревал в неверности Сирии, то он решил покончить с ними раз и навсегда: либо заставить отречься от веры отцов, либо убить. Особенной его мишенью стали хасидеи. Соблюдение субботы, ритуал обрезания и даже хранение свитков с Еврейскими Писаниями – все это он объявил преступлениями, караемыми смертью . Иудейское богослужение было запрещено, а во многих городах Иудеи были воздвигнуты языческие алтари. Царские указы проводились в жизнь с чрезвычайной жестокостью. Впервые в истории мы видим надежные и подробные рассказы о широких и тяжелых религиозных гонениях. Кощунства достигли своей кульминации в 167 году до н. э., когда на великом храмовом жертвеннике для всесожжении была принесена в жертву свинья. 1. Маккавейское восстание 1

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010