В то время, как Антиох Епифан проливал кровь невинных иудеев, священник Маттафия, из семейства Маккавеев, с пятью сыновьями собрал небольшое войско, нападал на неприятелей, разрушал идолов и, мало по малу, начал восстановлять свободу и законы своего народа. Перед смертью Маттавия поручил управлять народом сыну своему Симону, а Иуде поручил начальство над войском. Иуда одержал много побед, над сирийскими войсками, избавил свое отечество от власти Антиоха, очистил храм от идолослужения. Иудеи под властью Римлян. Ожидание Спасителя Около ста лет правителями в Иудеи были Маккавеи. Но наконец римляне взяли Иерусалим и заставили иудеев платить им дань. Правителем Иудеи поставлен был Ирод, которому римляне позволили называться царем иудейским. Между тем время пришествия Спасителя приближалось, и иудеи, так много терпевшие от властвующих над ними язычников, утешали себя надеждою, что Мессия (Христос) спасет их от врагов и устроит сильное царство. Пророки в своих предсказаниях о Мессии Спасителе часто называли Его Царем всемогущим и обладателем всех народов. Но они говорили о духовном царстве Иисуса Христа, потому что они же описывали не только Его божественную славу, но и униженное Его состояние на земле, Его страдания и смерть на кресте. Священная История Нового Завета Явление ангела Захарии В Иудейской земле, во дни Ирода царя, был священник, которого звали Захариего, а жене его имя было Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, исполняли все заповеди и законы Господа. У них не было детей, и оба они были уже в летах преклонных. Один раз Захарии пришла очередь служить в храме, и он вошел в ту часть иерусалимского храма, которая называлась святилищем, для каждения. Здесь явился ему ангел Господень. Захария, увидев его, испугался; но ангел сказал ему: «не бойся, Захария, потому, что услышана молитва твоя; жена твоя Елисавета родить тебе сына, и дашь ему имя Иоанн. Будет тебе радость и веселие, и многие возрадуются его рождению, потому что он будет велик пред Господом. Он не будет пить ни вина, ни других крепких напитков, и Дух Святый будет в нем еще до рождения. И многих израильтян обратит он к Господу Богу и представит Господу народ приготовленный. Захария не поверил словам ангела, потому что оба они с женою были стары, и спросил: «почему я узнаю, что это сбудется?» Ангел отвечал ему: «я – Гавриил, посланный Богом сказать тебе эту радостную весть. И вот ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что не поверил словам моим, которые исполнятся в свое время. Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он так долго не выходит из храма. Он же, вышедши, не мог говорить и знаками показывал, что он видел видение в храме, и остался нем. А когда окончились дни службы его, то он возвратился в дом свой. Рождество Пресвятой Девы Марии. Введение ее во храм

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Дан.8:11 . и даже воз­несся на Вождя во­ин­ства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и по­ругано было место святыни Его. Не довольствуясь истреблением евреев, Антиох Епифан вознесся на Вождя воинства небесного, что проявил в отнятии у него ежедневной жертвы и поругании места святыни Его. Выражая желание, чтобы все его подданные были одним народом и оставили свой прежний закон (религиозный), он, как говорится в 1 Маккавейской книге, предъявил подобное требование и евреям: запретил им приносить всесожжения и жертвы, совершать возлияния Иегове и праздновать субботы ( 1Мак.1:45 ), на месте разрушенных жертвенников строил капища и жертвенники идолам, заставляя израильтян приносить на них жертвы языческим богам ( 1Мак.1:47–49 ). И приказание Антиоха было исполнено: в пятнадцатый день Хаслева устроил на жертвеннике мерзость запустения, и в городах Иудейских построили жертвенники ( 1Мак.1:54 ; ср. 2Мак.6 и д.). Дан.8:12 . И во­ин­ство пред­ано вместе с ежедневною жертвою за нечестие, и он, по­вергая истину на землю, дей­с­т­во­вал и успевал. Причина подобного успеха лежала не в силе Антиоха ( Дан.8:24 ), а в «нечестии воинства». Палестина была предана в его руки отступниками от святого завета; они «соединились с язычниками и продались, чтобы делать зло» ( 1Мак.1:15 ; ср. Дан.8:11–13 ). Дан.8:13 . И услы­шал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то, вопрошав­шему: «на сколько време­ни про­стирает­ся это виде­ние о ежедневной жертве и об опустоши­тель­ном нечестии, когда святыня и во­ин­ство будут по­пираемы?» Дан.8:14 . И сказал мне: «на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистит­ся». Продолжительность предания Антиоху на попрание и святилища и народа равняется, по словам Ангела, 2 300 вечеров и утр. И так как по библейскому словоупотребление, выражение «вечер и... утро» обозначает особый, отдельный день ( Быт.1:5, 8, 13 и д.), то и в настоящем случае «2 300 вечеров и утр» должны быть понимаемы в смысле 2 300 полных дней, – суток. Конечным пунктом этого периода является время очищения святилища – «тогда святилище очистится», т. е. восстановление истинного богослужения в храме в двадцать пятый день месяца Хаслева 148 г. ( 1Мак.4:52–53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Диксон смело окрещивает «поездкой в Модин» свой путь до Латруна... Но кто знаком с историей Модина, никогда не поверит чтобы эта основная твердыня Иудейского патриотизма, так славно боровшаяся против Сирийских и всяких других царей, могла быть тем ничтожным холмом, который мы только что посетили. Шатобриану указывали на «замок Маккавеев», уже проехавши долину Уади-Али, на один из тех высоких горных конусов, которые во множестве господствуют над этою горною страною и на которых стоят развалины всех сколько-нибудь известных древних крепостей Иудеи. «Замок Маккавеев» Шатобриана был, конечно, ничто иное как поднятый к облакам Соба, отлично видный нам с дороги, в котором еще в XVI-м столетии были найдены древние гробницы и который долго считался за Модин. Но теперь открыт, по-видимому, истинный Модин в селении Ель-Медие, недалеко от Лидды. Та или другая горная вершина скрывает в своих недрах прах Иудейских героев, все-таки несомненно, что мы теперь в стране их жизни, их подвигов Маккавеи, вожди Евреев, – кажется, в этом воспоминании не должно быть ничего особенно близкого русскому сердцу. А между тем и Англичанин, и Русский, и Араб через целых 2000 лет переполняются сочувственным волнением при воспоминании об этих чуждых им подвигах, как будто подвиги эти составляют их общее драгоценное наследие. Такова сила человеческой доблести. Она принадлежит всем, она роднит, как узы крови, самые далекие века и самые противоположные народы. В то время Антиох Епифан покорил и рассорил Израиля. «Вострепетала земля за обитающих на ней и весь дом Иакова облекся стыдом». «Святилище его запустело как пустыня, праздники его обратились в плачь, суббота его – в поношение». Царь приказал обращать всех силою в язычество. Везде ставились жертвенники идолам. У кого находили книги древнего еврейского закона, тех казнили смертью . Матерей, обрезывавших своих детей, убивали. «В те дни восстал Маттафия, священник из сынов Иоарива из Иерусалима. Жил он в Модине». «Для чего нам еще жить?» сказал он. «И разодрал Маттафия и сыновья его одежды свои, и облеклись во вретище и горько плакали». Пришли посланные от царя Антиоха в Модин принуждать к отступничеству Иудеев. И многие из Израиля пристали к ним, подходили к идолам и приносили жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Его власть окажется непреоборимой. Мы из «Апокалипсиса» знаем, что не будет ни одного уголка на Земле, где бы не было власти Антихриста. Все народы, племена и языки будут служить ему. Когда говорят, что русский народ не поклонится Антихристу, говорят ложь, причем это ложь сознательная, и крайне опасна она тем, что расслабляет людей. Слово Божие говорит, что ему не поклонятся только те, «которые написаны у Агнца в книге жизни» ( Откр.21:27 ), кто живет по законам Бога, кто кланяется Богу, и любит его. Боголюбцы не поклонятся ему. «Успевать и действовать» – это значит, что у него будет все получаться и он «будет губить сильных», т.е. уничтожит три царства, которые вырастут из остатков Римской империи. И он будет губить «народ святых», это значит, Антихрист устроит потом гонения на христиан. «И при уме его и коварство будет иметь успех в руке его»: он будет обладать колоссальным умом – он будет гениальный человек. Сказано, что на коротких этапах именно коварство бывает сильнее правды. Коварство бывает сильнее, чем добро, но оно сильнее на коротком этапе. Когда люди говорят, что всегда добро слабее зла, это неправда. Просто у таких людей слишком узкая перспектива, они смотрят на слишком маленький отрезок времени. «И сердцем своим он превознесется, и среди мира погубит многих». Когда наступит на земле мир и благоденствие, тогда он наведет пагубу на многих, как и сказал апостол Павел: «Когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами [постигает] имеющую во чреве, и не избегнут» ( 1Фес.5:3 ). Также и Антихрист во время, когда будет казаться, что везде мир, начнет губить многих людей – и не только христиан. Известно, что последний враг будет губить всех – и рабов своих. Антихрист будет губить всех людей: и тех, которые поклонились ему, приняли его печать на руку и на лоб, и тех, кто не принял ее. Ефрем Сирин говорит, что придут тогда люди к Антихристу и будут просить его, чтобы дал он еды им, на что Антихрист рассмеется им в лицо и скажет: как же я вам дам есть, если земля не родит. «И против Владыки владык восстанет», это значит, что Антихрист восстанет против самого Бога. «Увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте» ( Мф.24:15 ): он восстановит третий храм, который будет посвящен Творцу, но сядет в нем сам и выдаст там себя за Творца-Бога. Антихрист будет сокрушен дуновением уст Божьих. Христос явится, дунет – и власть Антихриста закончится. Как сам Антиох Епифан, прообраз Антихриста, был сокрушен не рукою, а невидимой силой Бога, которая лишила его жизни так, что он сгнил заживо, как проклятый. Он на земле уже почувствовал адские муки, когда черви съедали его. Так же и Антихрист будет уничтожен дуновением Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

.И он подошел к тому месту, где я стоял, и когда он пришел, я ужаснулся и пал на лице мое, и сказал он мне: «знай, сын человеческий, ben adam (обращение, указывающее на бренность человеческой природы, в противоположность природе ангела 571 , что видение относится к концу определенного времени» ( Дан. 8:17 ). Далее, Гавриил дает пророку объяснение ( Дан. 8:19–26 ) смысла видения. Народу Божию, по этому объяснению, предстоит быть в подчинении сначала у царей мидийских и персидских, а затем у греческих ( Дан. 8:20–21 ), из которых выделяется, по особенной вражде к теократии, один царь (вероятнее всего – Антиох Епифан, Дан. 8:23–25 ; ср. 11:21–39). Тот же ангел, по Дан. 9:21 , является Даниилу снова в качестве истолкователя прежнего видения (8 гл.), а вместе – и пророчества Иеремии ( Иер. 25:12; 29:10  ср. Дан. 9:2 ); только в последнем случае толкование делается не столько в отношении к близкому будущему народа, сколько в приложении ко времени Мессии, обстоятельства пришествия Которого начертывает Гавриил в виде пророчества о седьминах ( Дан. 9:24–27 ). Самое явление Гавриила в этот второй раз пророк изображает так: «когда я еще продолжал молитву (ср. Дан. 3–20 ) 572 , муж Гавриил, vehaisch Gabriel которого я видел прежде в видении (т.е. Дан. 8:16  и след.), быстро прилетел, muaph bíaph 573 , коснулся меня около времени вечерней жертвы, и вразумлял меня, говорил со мною и сказал: «Даниил, теперь я пришел, attah iazati, чтобы научить тебя разумению», ст. Дан. 9:21–22 . Утверждая здесь тожество ангела Гавриил в обоих случаях, 9:21, ср. 8:16, пророк в изображении образа его явления вводит новую подробность: при втором своем явлении Гавриил имел не только образ человека (isch, ср. geber, 8:15), но, видимо, имел особый атрибут – крылья, как символ быстроты его движения. Последние вместе с тем выражают сверхчеловеческую природу ангела и свободу его от условий материи и пространства 574 . По своей миссии, Гавриил является, в сущности, тем же angelus interpres, который действует в последнем видении Иезекииля ( Иез. 40  и след.) и в первом видении самого Даниила ( Дан. 7: 16  и след.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Изъяснение псалма 114-го. «Аллилуия». Сын Селевков Антиох, по прозванию Епифан, обременил Иудеев многими всякаго рода бедствиями, и проводивших жизнь разсеянную привел к тому, что преступили они Божий закон; а любители благочестия, ревностно подвизавшиеся за оный, восприяли добропобедные венцы. Сие-то мужество их предсказывается в настоящем сладкопении, а вместе описываются приразившияся к ним бедствия и поданная им помощь Богом всяческих. Пс.114:1 .   Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое. Пс.114:2 .   Приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во все дни мои. «Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего». «Яко приклони ухо Свое мне». Пророчество научает их говорить следующее: всего приятнее для меня Божественное, всего инаго достолюбезнее служить Богу; потому что приемлет моления мои, и удостоивает Своей помощи. «И во дни моя призову». Посему-то во всю жизнь мою буду Его песнословить, и просить у Него споборничества. После сего Пророк описывает множество горестей. Пс.114:3 .   Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь. «Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя». Под «болезнями» в собственном смысле разумеются болезни раждающей при рождении. Посему в переносном смысле болезнями адовыми называются бедствия, которыя доводят до близости к самой смерти. Поэтому Пророк сказует, что окружены многими всякаго рода опасностями, как бы находясь близ самой смерти, и достигнув до самых врат адовых. «Скорбь и болезнь обретох: и имя Господне призвах.» Но, подпав сим опасностям, не покою и разсеянности предался я, и не другия утешения в жизни избрал для себя; но сетуя проливал слезы, и непрестанно молясь, взыскал Божией помощи. Сие всякий точнее может дознать из истории Маккавеев; потому что питомцы благочестия, удалившись в пустыню, томимые голодом и жаждою, умоляли Бога, и получили от Него помощь. Пс.114:4 .   Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою. «О, Господи, избави душу мою». Слезно молясь, говорил я следующее: защити, Владыка, и избавь души наши от облежащих зол. Впрочем, дознав опытом великое Его человеколюбие, знал я моляся, что получу просимое. Ибо и сие присовокупил Пророк.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Кого в лицо люди не могли почитать по отдаленности жительства, того отдаленное лицо они изображали: делали видимый образ почитаемого царя, дабы этим усердием польстить отсутствующему, как бы присутствующему. К усилению же почитания и от незнающих поощряло тщание художника, ибо он, желая, может быть, угодить властителю, постарался искусством сделать подобие покрасивее; а народ, увлеченный красотою отделки, незадолго пред тем почитаемого как человека, признал теперь божеством. И это было соблазном для людей, потому что они, покоряясь или несчастью, или тиранству, несообщимое Имя прилагали к камням и деревам. Потом не довольно было для них заблуждаться в познании о Боге, но они, живя в великой борьбе невежества, такое великое зло называют миром. В этих словах можно усмотреть обличение римского государственного культа, особенно актуальное для евреев эпохи Калигулы, когда угроза внесения в Храм статуи кесаря и неизбежных народных волнений в связи с этим нависла над Иерусалимом (см.: Филон. Посольство). Упоминание «тирании», действующей под прикрытием «мира» который она якобы несет народам, тоже указывает на римский контекст. Птолемеи никогда не воздвигали себе статуй, хотя, как специально отмечает Филон, «они считались, и писались, и звались богами» (Филон. Посольство). По всей видимости, этого не делал даже Антиох Епифан, принуждавший евреев отказаться от веры отцов в пользу язычества, специально унифицированного им для всех его подданных: несмотря на то что прозвище Антиоха трактуется как «Явленный бог», все статуи в его торжественных процессиях строго соответствовали мифической истории либо явлениям природы (см.: Аф. Пир. V. 195а). Учреждение царского культа с поклонением статуе как «лицу» характерно именно для Рима с его более утилитарным отношением к религии 299 . Нельзя исключать, однако, возможности длительного формирования книги Премудрости, которая, как и другие произведения ее корпуса, не носит подчеркнуто авторского характера, – это видно уже из того, что древний канонический документ приписывал ее создание «друзьям Соломона». Стоит отметить, что понятие «друзья такого-то» было употребительно в иудейском предании для обозначения того, что теперь мы скорее назвали бы «кругом такого-то», и во всяком случае отражает представление о коллективном авторстве, которое может быть растянуто во времени 300 . Благодаря своему предположительно неоднородному происхождению книга Премудрости в целом датируется очень широко: между 200 и 50 гг. до н.э. 301

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Маккавейское время должно было усилить еще более и сознание этого единства, и изучение кетубим наряду с первыми двумя частями Канона. Антиох Епифан думал уничтожить все списки Священного Писания, и вот «книги Закона, какие находили, разрывали, и сожигали огнем; у кого находили книгу завета, и кто держался закона, того по повелению царя предавали смерти» (1 Макк. I, 56–7). Вероятно, истребление книг Закона сопровождалось уничтожением и прочих древних, заботливо хранимых Писаний: все сколько-нибудь похожее на списки Закона обрекалось на гибель от рук солдат Антиоха. Но это самое преследование Антиоха увеличило в глазах иудейских патриотов цену сокровища, которым они владели в своих Писаниях; оно, подобно гонению Диоклетиана 303 г. по Р. Хр., только содействовало обнаружению пред обладателями Писания бесценного характера их наследия. Благодаря гонению и победам первых Асмонеев, палестинская община еще решительнее замкнулась в себя и свою досточтимую древность. Исторически осуществлявшиеся видения пророка Даниила должны были также повлиять на усиление благоговейного уважения к тому собранию свящ. книг, к которому принадлежала и книга Даниила. Собрание книг Иудою Маккавейским, о котором говорит 2 Макк. II, 14 – «Подобным образом и Иуда затерянное, по случаю бывшей у нас войны, все собрал, и оно есть у нас», вопреки мнению рационалистов 229 , конечно, в количественном отношении не привнесло ничего нового в Канон; но оно характерно обрисовывает положение иудейства, пережившего страшную бурю гонений, по отношению к своему единственно ценному сокровищу – собранию Свящ. Писаний. «Все собрал и оно есть у нас»: Канон уже не простое достояние архивной библиотеки, но неотъемлемая принадлежность, без которой палестинская община не мыслит своего существования, как и существования ей подобной общины александрийской: «если вы имеете в этом надобность (т. е. если у вас недостает списков с некоторых книг), пришлите людей, которые вам доставят». В жизни начинают играть важную роль собрания мужей – знатоков Писания: «К Алкиму-же и Вакхиду сошлось собрание книжников искать справедливости» (1 Макк. VII, 12). Неизвестно с определенностью, когда вошло в обычай в ночь бодрствования накануне дня Очищения чтение Первосвященником исключительно кетубим – Иова, Ездры, Неемии, Паралипоменон, Даниила, Притчей и т. д. 230 Неизвестно также, с какого времени по понедельникам, вторникам и за вечерним субботним богослужением начали читаться отделения – сидры не из Пророков, но Агиографов 231 : во всяком случае, думается, начала этих явлений нужно искать после Маккавейского времени, в связи с усилившимся изучением Писаний книжниками 232 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

«Малый рог» 8-й главы книги имеет отношение к «малому рогу» 8-й главы. Оно заключается в типологическом свойстве пророчества. Так же, как в эсхатологической беседе Господа Спасителя, изложенной в 24 главе евангелия от Матфея и у синоптиков, бедствия Иерусалима в 70 г. по P. X. являются прообразом бедствий, имеющих быть при конце мира, так и в книге Даниила. Жестокий враг Израиля, явившийся в конце ветхозаветного времени (сравните Дан.8:17 ; Дан.8:19 . и Гал.4:4 ), Антиох Епифан есть прототип, или прообраз последнего жесточайшего врага новозаветной Церкви – антихриста. Поэтому, многое, что пророк говорит об этом нечестивом и жестоком царе, можно в типологическом, прообразовательном смысле понимать и в отношении к антихристу. По учению адвентистов Христос вошел в небесную скинию и «очистил небесное святилище от грехов детей Божиих» – не раньше не позже, – как в 1844 году – по их счету,– в конце 2300 лет от начала седьмин 9 главы Даниила. Церковь Христова никогда не знала и не знает подобного учения. Не то благовествовали верующим во Христа Его апостолы. Св. Апостол Павел благовествует нам следующее: Христос «не имеет нужды ежедневно, как те первосвященникй (ветхозаветные), приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого» ( Евр.7:27 ). «Он – однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» ( Евр.9:12 ); Он «вошел не в рукотворенное святилище, по образу истиннаго устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира, Он же однажды к концу веков явился для уничтожения греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подять грехи многих, во вторый раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» ( Евр.9:24–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Молодые люди, узнав, что девяностолетний Елеазар перешел в язычество, могут последовать моему недоброму примеру и впасть в заблуждение». За стойкость в вере Елеазар был убит, но его образ — образ бесстрашного исповедника истинной веры — остался в сердцах многих евреев. Однажды к самому царю привели женщину Соломию с семью сыновьями. Царь принуждал их съесть свиного мяса, но они смело ответили царю: «Мы готовы лучше умереть, нежели преступить отеческие законы» (2 Мак. 7:2). Когда никакие уговоры не Помогли, царь предал братьев вместе с их матерью жестоким мучениям и всех умертвил. Это семейство мучеников известно под именем мучеников Макавеев. Гонение евреев за истинную веру распространилось по всей Иудее. Но своими преследованиями Антиох Епифан не добился никаких положительных результатов. Гонения на верующих только порождали среди евреев ненависть к гонителям и желание избавиться от сирийского господства. Вскоре в Иудее вспыхнуло восстание против сирийских захватчиков под предводительством священника Маттафии. Освободительная война под предводительством Маккавеев В городе Модине жил ревностный священник Маттафия, у которого было пять взрослых сыновей: Иоанн, Симон, Иуда, Елеазар и Ионафан. В 168 году в этот город прибыл сирийский чиновник с целью склонить его жителей к идолослужению. Когда все жители городка были собраны к языческому жертвеннику, чиновник обратился к священнику Маттафии с просьбой, чтобы он первый принес жертву греческому богу. Но ревностный священник наотрез отказался. Тогда среди жителей города нашелся один еврей, который, соблазнившись обещаниями чиновника, подошел к жертвеннику, чтобы принести жертву идолу. «Увидев это, Маттафия возревновал, и затрепетала внутренность его, и воспламенилась ярость его по законе, и он, подбежав, убил его при жертвеннике. И в то же время убил мужа царского, принуждавшего приносить жертву, и разрушил жертвенник». Затем, обращаясь к жителям города, он воскликнул: «Всякий, кто ревнует по законе и стоит в завете, да идет вслед за мною !» (1 Мак.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010