Вот он  и написал о Божественном мраке: «О пресущественная, пребожественная, прелюбезная Троице, таинственного знания Начальнице, вознеси мой ум на невдомую, неизреченную, неизглаголанную высоту священнотайного Писания, где прекращаются и мысли, и образы, и представления, где обитаешь Ты. Таковы да будут всегда мои молитвы». Вот как молится Дионисий. А у нас молитвы-то в основном состоят из одних прошений: прагматисты, прагматизм. Одни прошения: подай того, насыти нас земных Своих благ и не лиши Небесного Царства. Я наелся, едва дышу, и в то же время не лиши меня Небесного Царствия. Так ведь, это что? Вам кажется, как это? Итак, мы с вами смотрели последний раз суд с Каиафой. И вот после какого слова Иисус ответил : Заклинаю Тебя Богом Живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Благословенного. В ответ: Ты сказал, то есть Да. Отныне увидите небо отверстое. Смотрите теперь книгу Даниила, 7-ю главу. Даниила-пророка. Вот книга Даниила – что Апокалипсис от Иоанна. Это такая < глубокая > – не просто пророческая книга, а апокалиптическая. Лучше их и не толковать. Потому что, что написано? Горы написаны. Вы взяли в библиотеке профессора Четыркина «Апокалипсис Иоанна Богослова» 42 ? Он подвёл итог всем трудам святотеческим и богословским об Апокалипсисе. На один вопрос, кто же написал Апокалипсис: Апостол Иоанн или какой-то пресвитер по имени Иоанн? – так горы написаны. Даниила 7-я глава. Смотрите, что в этой главе есть, какого он удостоился видения. 9-й стих. «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, – ибо сел Ветхий Днями [вот единственное указание – Ветхий Днями. Кто Это? Бог-Отец. Он изображается поэтому вот в таком виде]. Одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; Престол Его – как пламя огня, колеса у этого Престола – пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним. Тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем [а тьма – это десять тысяч. «Тьмы тем» – это значит миллионы] предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги. Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог , – [вот под Рогом разумеется какой-то нечестивый богохульник. Думают, что это Антиох IV-й Епифан, ну а если это Антиох Епифан, то книга написана не в V–VI веке, а во Вот об авторстве не знаю]. И у прочих зверей отнята власть Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий дошел до Ветхого Днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. Вострепетал дух мой во мне, Данииле, в теле моем, и видения головы моей смутили меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Конец обоих правителей отложен до времени, которое определил Бог. Все эти предсказания происходили за 400 лет до этих событий. Будущие события описываются очень подробно. Бог отложил конец обоих царей до времени. Почему? А причина та же самая, что с фараоном в книге «Исход». Там описывается, что Бог говорит фараону, что Я тебя давно бы уничтожил, но оставил, чтоб явить над тобой могущество свое и чтобы имя мое прославилось между всеми народами: «Чтобы явить между ними сии знамения Мои» ( Исх.10:1 ). Т.е. по делам ты заслуживаешь смерти, потому что ты бунтовщик и богохульник, но я тебя пока оставляю, как некую наглядную агитацию для других народов, чтобы показать, что бывает с теми, кто идет против Бога. Бог отложил конец обоих царей, хотя они коварны, предатели, лживые, грабят святыню, потому что не закончился срок, отведенный для них Богом. И потому что они не совершили еще всех тех дел, которые они должны были совершить по промыслу Божию. Антиох Епифан послан, для того чтобы наказать объязычившихся евреев. Евреи начали, как мы помним с вами, уже ходить в гимнастии, поклоняться Дионису, участвовать в греческих мистериях. Вот чтобы вырвать их из этого язычества, Бог посылает им эллиниста, который будет их заставлять кланяться греческим богам. По принципу: хотели греческого – получите, чтобы было чрезмерно. «И отправится он в землю свою с великим богатством и враждебным намерением против святого завета, и он исполнит его, и возвратится в свою землю» ( Дан.11:28 ). После того как ему не удастся до конца разгромить Египет, Антиох Епифан придет в землю Святого Завета – в Израиль, чтобы там отыграться. Он вошел в Иерусалим, усилил свое войско, проливал много невинной крови, повсюду грабил. Он переосвятил Иерусалимский Храм, который был посвящен вместо Бога – Зевсу Олимпийскому. И в Святое Святых Храма был поставлен идол Юпитера, которого никто раньше не почитал. «В назначенное время опять пойдет он на юг; но последний [поход] не такой будет, как прежний, ибо в одно время с ним придут корабли Киттимски. И он упадет духом, и возвратится, и озлобится на святый завет, и исполнит свое намерение, и опять войдет в соглашение с отступниками от святаго завета. И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения» ( Дан. 11:29–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

«Этот метод часто позволяет датировать апокалипсисы: момент, в который описание истории теряет точность и аккуратность, и есть момент написания» . Откр. написано около 95–100-го года (в эпоху гонений при Домициане), но как бы из ситуации 60-х годов (в эпоху гонений при Нероне) . Псевдонимия Многие апокалипсисы являются псевдонимными произведениями — они надписаны великими именами древних праведников: Еноха, Даниила, Моисея, Варуха, Ездры, Авраама и др. (в том числе по только что указанным причинам). «Все было открыто особым мудрецам, но они молчали... И сами они долго не понимали (см. Дан. 8, 27), так как все должно было произойти намного позже» . В этом отношении Откр. является исключением. Автор не скрывается под псевдонимом — он именует себя Иоанном и представляется как свидетель живого Христа. Другой вопрос, что не все библеисты соглашаются с отождествлением Иоанна — автора Откр. с ап. Иоанном Богословом. Однако не только церковное Предание, но и последние открытия в области литературной структуры Откр. говорят о том, что автор Четвертого Евангелия, трех Соборных посланий и книги Откровения — одно и то же лицо. Видения и символизм их описаний Апокалиптический язык — загадочный и сложный язык, с помощью которого пересказываются странные, «неописуемые» видения. Это язык символов, которые нужно правильно понять и истолковать. Многие символы получили общепринятое специально-апокалиптическое значение, выработанное в процессе развития традиции. Например, четвертый, самый страшный зверь в Дан. 7, 7-8 описан так: 7 После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него. 8 Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно. Этот зверь символизирует греческую империю, образовавшуюся после завоеваний Александра Македонского. Десять рогов — десять правителей греческой династии на Востоке ко временам написания Дан. (первый рог — сам Александр; второй — Александр Эгус или Филипп Архидеус; третий — Селевк I Никатор и т. д.; десятый рог — Антиох IV Епифан). В 8-м стихе на эту символику накладывается несколько иная: небольшой рог, исторгнувший первые три — это все тот же Антиох IV Епифан, трое предшественников которого умерли насильственной смертью, хотя он и не был причастен к этому .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Антиох рассчитывал отыграться на своих подданных, которые восстали против него, но он падет внезапно, когда будет казаться, что сейчас как раз сможет добиться всего. Это обычная картина, человек в гордыне поднимается и в момент взлета его крылышки подрезают, и он очень больно падает. Антиох погиб во время народного бунта. Описываемые здесь события происходили, начиная с 280 года и до 145 года до Рождества Христова. Деятельность Антиоха Епифана «На место его восстанет некий, который пошлет сборщика податей, пройти по царству славы; но и он после немногих дней погибнет, и не от возмущения и не в сражении» ( Дан.11:20 ). После Антиоха стал царем Селевк Филопатор IV, u oh прислал сборщика (этого сборщика звали Леодор), который решил ограбить Иерусалимский Храм. Он вошел в Святое Святых, чтобы вынести оттуда золото, но кончилось для него это печально, потому что он увидел сияющего светом юношу (Ангела-хранителя Святыни), который избивал его огненными кнутами. Он выбежал из Храма в ужасе, весь избитый, и вскоре умер, и пославший его царь вскоре тоже погиб. Как и предсказывал Даниил. «И восстанет на место его презренный, и не воздадут ему царских почестей, но он придет без шума и лестью овладеет царством. И всепотопляющие полчища будут потоплены и сокрушены им, даже и сам вождь завета» ( Дан. 11:21–22 ). Это описание, которое дает здесь пророк Даниил, относится к Антиоху Епифану, правившему с 175 года по 164 год до Рождества Христова. «Презренный», потому что он отличался крайне низким нравственным уровнем: развратник, убийца и т.д. И при этом ему не воздавали царские почести, потому что он был незаконным царем. Законным царем был его старший сын – Дмитрий, находящийся заложником в Риме. А он сначала приобрел временную власть, а потом ее полностью узурпировал. Антиох Епифан разгромил всех египтян и даже разгромил вождя Завета, т.е. первосвященника Иерусалима. «Ибо после того, как он вступит в союз с ним, он будет действовать обманом, и взойдет, и одержит верх с малым народом. Он войдет в мирные и плодоносные страны, и совершит то, чего не делали отцы его и отцы отцов его; добычу, награбленное имущество и богатство будет расточать своим и на крепости будет иметь замыслы свои, но только до времени. Потом возбудит силы свои и дух свой с многочисленным войском против царя южного, и южный царь выступит на войну с великим и еще более сильным войском, но не устоит, потому что будет против него коварство. Даже участники трапезы его погубят его, и войско его разольется, и падет много убитых. У обоих царей сих на сердце будет коварство, и за одним столом будут говорить ложь, но успеха не будет, потому что конец еще отложен до времени» ( Дан. 11:23–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Во время гонения, которое воздвиг на иудеев Сирийский царь Антиох Епифан, прославился своей твердостью в вере и мужеством один из первых учителей закона Божия, старец Елеазар. Его принуждали есть свиное мясо, принесенное в жертву идолу, но он отказался с презрением от этого, предпочел славную смерть опозоренной жизни и добровольно шел на мучение 529 . Некоторые из его друзей убеждали его принести дозволенного законом мяса и притвориться, будто ест идоложертвенное свиное мясо. Святой старец отвечал: «В мои лета не следует лицемерить. Многие молодые люди подумают, что Елеазар, девяностолетний старец, перешел в язычество, и сами впадут в заблуждение, чрез что я положу бесчестие и пятно на мою старость». Сказав это, он пошел на мучение и умер под ударами бичевания. Еще более удивила в это время своею твердостью в вере одна мать (Соломония) с семью сыновьями своими. Ее с детьми привели к самому Антиоху Епифану. Принуждая к идолослужению и ядению свиного мяса по очереди шестерых старших сыновей ее, Антиох приказал на глазах матери отрезать у них язык, содрать кожу, отсечь руки и ноги, и сжечь их на раскаленных сковородах. Видя страдание сыновей своих, мать укрепляла их терпение своими убеждениями. Когда остался один младший сын ее, Антиох хотел соблазнить юношу к идолопоклонству убеждением, ласками, обещаниями. Когда это не помогло, он обратился к матери, чтобы она уговорила сына покориться ему. Но бесстрашная мать, наклонившись к своему сыну, сказала: «Сын мой! Пожалей свою матерь; посмотри на небо и землю, – и познай, что все сотворил Бог из ничего, и что так произошел и род человеческой. Не бойся этого убийцы, прими смерть, чтобы нам вместе жить по смерти». Когда она еще говорила, юноша сказал: «Чего вы ждете? Я не слушаю повеления царя, а повинуюсь закону Божию». Разгневанный такими словами царь поступил с ним еще более жестоко, чем со старшими братьями, и замучил. После сыновей скончалась мученически и мать ( 2Мак. 6:18–31, 7 ). Восстание Маттафии и сыновей его против гонителей (5341 год от сотворения мира, 168 год до Рождества Христова)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Он непохож был на прочих зверей, которых я видел прежде (вульг. прежде него). Ибо в прочих зверях отдельные признаки были страшными, а в этом – все. И имел он десять рогов. Порфирий двух последних зверей, [относящихся к царствам] македонян и римлян, относит к одному македонскому царству, и разделяет их, утверждая, что под барсом разумеется сам Александр, а под зверем, непохожим на прочих зверей, четыре преемника Александра, и затем перечисляет до Антиоха, называемого Епифаном, десять царей, бывших наиболее жестокими; но самых царей не берет из одного царства, например из Македонии, Сирии, Азии или Египта, а из различных царств составляет один ряд царей, так что слова: «уста, говорящия высокомерно» признаются сказанными не относительно антихриста, а относительно Антиоха. Дан. 7:8 . Я смотрел на рога, и вот вышел из средины их еще небольшой рог, и три из первых рогов были исторгнуты им. И вот в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно. Порфирий не основательно полагает, что небольшой рог, вышедший после десяти рогов, есть Антиох Епифан, и что три рога, исторгнутые из десяти рогов, это шестой [царь] Птоломей, по прозванию Филометор, седьмой – Птоломей Евергет и Артарксия, царь армянский, из которых первые умерли гораздо ранее, нежели родился Антиох, а Артарксия остался на прежнем царстве, хотя, как мы знаем, против него и воевал Антиох. Поэтому мы должны сказать то, что предали все церковные писатели, – что при конце мира, когда будет разрушено царство римское, будет десять царей, которые разделят между собою мир римский, и восстанет одиннадцатый царь, небольшой, который победит трех из десяти царей, то есть царя египетского, африканского и эфиопского, как мы далее скажем об этом яснее. По умерщвлении их также и семь других царей подчинятся победителю. «И вот, – говорит, – в этом роге были глаза, как глаза человеческие». Поэтому мы не должны считать его, как полагают некоторые, за диавола или демона, но за одного из людей, в котором весь сатана будет жить телесно. «И уста, говорящие высокомерно». Ибо это человек греха, сын погибели, так что он дерзнет сидеть в храме Божием, выдавая себя за Сына Божия ( 2Сол. 2:3, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

«После поражения Египта Антиох возвратился в 143 году (Царства Еллинскаго) и пошел против Израиля» ( 1Мак.1:20 ). С 143 года началось бедствие иудеев. В 15-й день Хаслева 145 года на жертвеннике была устроена мерзость запустения ( 1Мак.1:54 ). В 148 году священники «очистили святилище» и 25-й день Хаслева 148 года принесли жертву по закону на новоустроенном жертвеннике всесожжений ( 1Мак.4:43 ; 1Мак.4:52–53 ). Царь Антиох умер в 149-м году ( 1Мак.6:16 ). Всевидящий Господь Бог Израилев поразил его невидимым и неизцельным ударом, схватила его нестерпимая болезнь живота и жестокие внутренние муки. После того, «случилось, что он упал с колесницы, которая неслась быстро, и тяжким падением повредил все члены тела». «И того, который незадолго пред тем мечтал касаться звезд небесных, никто не мог носить»... «Теперь то будучи сокрушен, начал он оставлять свое великое высокомерие»... «Так этот человекоубийца и богохульник... кончил жизнь» ( 2Мак.9:5–29 ). Период бедствий согласно историческим свидетельствам Маккавейских книг имел место в исторической жизни Израиля с 143 года по 149-й. Продолжительность бедствий, причиненных Антиохом, соответствует 2300-м дням. 2300 дней (считая год за 365 дней и месяц за 30) равны 6 годам 3 месяцам и 20 дням 29 . Считая временем начала бедствий Израиля нападение Антиоха в 143 году, присчитывая протекшее время этого года, и, прибавив 2300 дней, мы получим год смерти Антиоха – 149-й. Осквернение святилища и очищение его падает на промежуток этого времени. Окончательное очищение храма соединяет со смертью Антиоха в последовательную связь и 2-я книга Маккавейская ( 2Мак.10:5–9 ). Антиох Епифан умер по выражению 8-й главы книги Даниила, будучи сокрушен – «не рукою» (ст. 26). Таков непосредственный библейский смысл 8-й главы книги пророка Даниила. Какое отношение «малый рог» 8-й главы книги Даниила имеет к «малому рогу» 7-й главы? Иностранные комментаторы книги Даниила отмечают, что она не чужда повторений; это нисколько не умаляет ее богодохновенное значение, ибо Бог открывая волю Свою чрез пророка, не уничтожает личных свойств в душе провозвестника Его святой воли.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Беседа 26. О кончине века Сегодня на радио «Радонеж» мы рассмотрим, как мы планировали, заново текст из Евангелия от Матфея – 24-я глава, с 15-го по 22-й стихи, – в применении к последним временам. То, что один и тот же текст может описывать события, близкие к моменту его произнесения, и в то же время относится к последним временам, – такая виртуализация текста обычна для всех пророческих текстов, которые никогда не теряют своей актуальности. Сказано: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр.4:12 ). «Живо и действенно» – то есть для каждого, читающего Писание, вне зависимости от времени прочтения текста; «острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа» – то есть не теряет своей «остроты» и актуальности ни в каком периоде существования исторического христианства. И мы читаем 15-й стих 24-й главы Евангелия от Матфея: Мф.24:15 . «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет» . Прежде всего надо обратить внимание на то, что пророк Даниил три раза упоминает в своей Книге « мерзость запустения » ( Дан.9:27; 11, 31; 12, 11 ). Имеются в виду три осквернения Иерусалимского Храма: во дни Антиоха Епифана, во дни Тита Флавия и во дни «последнего» антихриста. Первое разрушение Храма здесь не обозначено, ибо известно, что пророчества Даниила обращены в будущее, но не в прошлое. Сказано: «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение» ( Дан.12:4 ). С 175-го по 165 гг. до Р.Х. Палестиной управлял Антиох IV, который именовал себя «Теос Эпифан» («бог светлый»). Для своего времени Антиох Епифан был предтечей антихриста, которых, как известно, было немало ( 1Ин.2:18 ). Он сам объявил себя «богом» («Теос») и воздвиг лютое гонение против Ветхозаветной Церкви. Поставил идола в Иерусалимском Храме и потребовал от иудеев поклоняться ему (идолу).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Далее пророк Даниил предсказывает о неизбежном разделении царства Александра на четыре части ( Дан. 8:8 ) и чрезвычайном расширении и умножении одного из них, расположенного «к югу и к востоку и к прекрасной стране» ( Дан. 8:9 ). Так Даниил указывает на победу царя Антиоха Епифана. Не довольствуясь истреблением евреев, Антиох Епифан вознесся на вождя воинства небесного, что проявил в отнятии у Него ежедневной жертвы и поругании места святыни Его. Выражая желание, чтобы все его подданные были одним народом и оставили прежний закон (религиозный), он, как говорится в первой книге Маккавейской (1, 41–53), предъявил подобные требования и к евреям, запретив им приносить всесожжения и жертвы, совершать возлияния Иегове и праздновать субботу. Иудеи исполнили его требования. «В пятнадцатый день Хаслева, сто сорок пятого года, устроили на жертвеннике мерзость запустения, и в городах Иудейских вокруг построили жертвенники» ( 1 Макк. 1, 54). Это нечестие, согласно пророчеству Даниила, должно было простираться на «две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» ( Дан. 8:14 ) или, как сказано в Библии на славянском языке, что ближе к греческому оригиналу, «даже до вечера и утра дней две тысячи и триста» ( Дан. 8:14 ). «Вечер, – пишет блаженный Феодорит, – у пророка назван началом бедствий, а утром – конец их, потому что скорбное уподобляется ночи и тьме. Вот сколько времени, – говорит святой, – от настоящего начала зла и до конца. Дни же сии, вычисленные по еврейскому календарю, составляют шесть лет и шесть месяцев, ибо столько времени продолжалось бедствие иудеев» 202 . Царь Антиох умер в 164 г. В книгах Маккавейских говорится, что со 169[п] по 164 г. (до Р.Х.) 203  Израиль претерпел великие бедствия, причиненные царем Антиохом, продолжались они 2300 дней, или шесть с лишним лет. Если от начала этих бедствий – нападение Антиоха в 169 г. (до Р.Х.) на иудеев – прибавить к этому году шесть лет, то получится дата смерти Антиоха – 164 г. (до Р.Х.). А теперь попробуем понять, что есть общего между историей развития свидетелей Иеговы в Соединенных Штатах и пророчеством восьмой главы книги Даниила. Даниил пишет: «отнята была у Него ежедневная жертва и поругано место святыни Его» ( Дан. 8:11 ). В 1918 г. руководителей свидетелей Иеговы, подозревая в шпионаже, посадили в тюрьму (есть и другие версии). Книга пророка Даниила, по мнению свидетелей Иеговы, ясно пророчествует об этом. Ну не абсурд ли данная аналогия?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

Захария ( Зах. 14:14 ). Подобным образом объясняют – Вульгата 190 и Халдейский парафраст 191 . Ст. 3. И будет в день оный, положу Иерусалима камень попираемый всеми языки: всяк попираяй его ругаяся поругается, и соберутся нань вси языцы земли. С евр.: И будет в тот день, сделаю Иерусалим тяжелым камнем для всех племен; все, которые будут поднимать его, надорвут себя; а соберутся против него все народы земли. Пророк продолжает свою речь о том, что враги, хотя и будут нападать на Иерусалим, но во вред себе. Я сделаю, говорит Господь, Иерусалим камнем тяжести, т. е., столь тяжелым, что те, которые будут поднимать его, истощат и надорвут свои силы, изнемогут и погибнут. Сравнение взято, как поясняет бл. Иероним, от обычая упражнять и показывать свои силы на камнях, поднимая их, или перебрасывая через голову: одни поднимали, насколько позволяли силы, а другие роняли камень на себя, и терпели поражение. Так будет, говорит Господь, и при осаде Иерусалима, враги которого, сами потерпят вред, как, например, потерпели – Илиодор, Иасон, Антиох Епифан, Аполлоний , Лисий, Алким, Антиох Седет и другие. (См. 2Мак. 2–9 ), также, соседственные народы Аммонитяне, Моавитяне, Филистимляне, Идумеи, Сирияне. Все эти и другие народы, враждовавшие против Иерусалима, потерпели поражение, или от Маккавеев, или от Римлян; но и сами Римляне, в свое время, были наказаны Богом. По св. Ефрему Сирину , слова: всяк попираяй его (Иерусалим), ругаяся, поругается, значат: всякий, оскорбляющий Иерусалим, «будет наказан, почувствует удар». И соберутся нань вси языцы земли. Т. е. все, нападающие на Иерусалим, будут наказаны, хотя бы собрались осаждать и опустошать все народы земли. Ст. 4. В день он, глаголет Господь Вседержитель, поражу всякого коня во ужас, и всадника его в безумие: и на дом Иудов отверзу очи Мои, и вся кони людей поражу во ослепление. С евр.: В тот день, говорит Господь, Я поражу всякого коня бешенством, и всадника его – безумием, а на дом Иудин отверзу очи Мои; всякого же коня у народов поражу слепотою. Пророк продолжает доказывать, что все враги Иерусалима будут наказаны Богом; поскольку Бог сжалится над Иудеями, помилует их, Сам будет охранять их. В день он, т. е. в то время, когда будут осаждать и озлоблять Иерусалим враги, «Я сделаю (говорит Господь) бесполезными все уготовления на брань (св. Ефрем Сирин ), таинственной силой поражу ужасом коней и всадников, отниму у всадников разум, лишу возможности защищаться и нападать. По бл. Феодориту, Бог «изрекает обетование, что, при нашествии на Иудею Македонских народов, и коней лишит естественной смелости, и вместе с всадниками приведет в безумие и боязнь, а Иуду сподобит Своего, о нем, промышления». (Под. Втор. 11:12 ; Пс. 32:18; 33:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010