На Страстной седмице у семинаристов каникулы. И наш герой с ружьишком стоит на тяге. Это когда вальдшнеп идет, он обтягивает территорию, то есть издает звук, помечая свою территорию. Стоять на тяге на вальдшнепов было популярной дворянской забавой, которая требовала много сопутствующих аксессуаров: хорошее ружье, желательно ловкого спаниеля. Словом, нашему студенту хорошо, весело, настроение прекрасное. И погода стоит прекрасная. Выстрел раскатисто и громко звучит, радостно. Все хорошо. Но вот солнце зашло за тучку, начал моросить мелкий дождик, стало ветрено, прохладно, противно. И все – настроение нашего студента ушло. Он тут же вспоминает, что он всего лишь сын бедного дьячка… Бывает, что человек свое состояние транслирует на весь окружающий мир. Если ему хорошо, то во всем мире все хорошо и всем хорошо. А как стало плохо, то тут же плохо и здесь, и в Питере, и в Нью-Йорке, и в Париже, плохо было и во время Ивана Грозного, и Петра Первого. Именно это проговаривает, продумывает про себя герой рассказа. И всегда плохо, и везде плохо, и всегда было мрачно, и лютая бедность, и нищета, и невежество, и тоска, и мрак. И тысяча лет пройдет, а лучше не станет. В таком подавленном настроении он возвращается в свой нелюбимый деревенский дом, где простуженный папа-пономарь на печке греется, а босая мать чистит самовар, сидя на полу. По дороге юноша выходит на «вдовьи огороды». Они так назывались, потому что их содержали две вдовы. Видит двух женщин – не поймешь, кто из них мать, кто дочь, обе старухи, Василиса и Лукерья. Они греются у костра. Студент подходит к ним, смотрит на этих забитых и безрадостных женщин, и вдруг что-то у него щелкает. Он вспоминает, как в Страстную Пятницу Петр в претории, где люди грелись у огня, отрекся от Христа. У студента возникает ассоциация. Он смотрит на женщин, понимает, что ведь и за них пострадал Христос, и за него, который получасом ранее в каком-то смысле отрекся от Радости. Тогда он начинает женщинам рассказывать последовательно о событиях Страстной Пятницы. Он же не просто студент семинарии, он студент академии, как сейчас бы мы сказали, магистрант. Излагает происходившее в ту страшную ночь красочно, страстно. А женщины стоят перед ним и рыдают. Они рыдают над историей Христа. У юноши внезапно перед глазами выстраивается связь времен. Все для него смыкается в одном моменте. Много позже этой удивительной мысли Чехова дал философскую жизнь Анри Бергсон: есть время механическое, пустое, исчисляемое в минутах, часах, годах, которое как Хронос поедает своих детей (часы, минуты, секунды и есть его дети), а есть событийное. Механическое время проходит, и не понятно сколько его было. Но оно может вырасти в событие, и тогда Хронос сменяется Кайросом, то есть временем событийным.

http://pravmir.ru/a-myi-to-dumali-tyi-ve...

Покупка собственного автомобиля (тогда собственные автомобили были редкостью) радовала его сердце. Он начал полнеть и сразу заметно постарел. Лишь музыка и литургийная молитва , искренняя и пламенная, – были единственными светлыми просветами в его жизни. Между тем, на Западе в 1939 году уже слышались грозные раскаты. В конце 1939 года грянула кровопролитная и жестокая финская война. Надвигался 1941 год – год великой войны, великого Суда! Суд ”О, сколько тайной муки В искусстве палача! Не брать бы вовсе в руки Тяжелого меча”. Ф. Сологуб Перо историка – меч. Перо мемуариста – секира палача. И самое ужасное, когда эта секира направлена против любимых и близких, против самого себя. Ибо историк и мемуарист – оба слуги истории – и в качестве судебных исполнителей им часто приходится выполнять палаческие функции. Война 1941–1945 годов – это суд над народами и над правительствами, над партиями и над церквями. Обновленчество предстало в эти годы перед судом истории и услышало грозный приговор: ”Да погибнет!” А.И. Введенский любил вспоминать, как в неделю ”Всех Святых в Земле Российской просиявших” – 22 июня 1941 года, после литургии, благословляя молящихся, он узнал от иподиакона о начале войны. А.И. Введенский в первые же дни войны выступил с рядом патриотических деклараций. Искренни ли они были? Безусловно, да. Старый интеллигент, воспитанный в либерально-демократических традициях, Александр И. Введенский питал прямо физиологическое отвращение ко всем человеконенавистническим теориям и партиям. И гримаса отвращения передергивала его гладко выбритое лицо (незадолго до войны он сбрил усы), когда он произносил такие слова, как «черносотенцы”, «Союз Русского Народа», «фашизм». Глубокий интернационалист (пожалуй, в известном смысле, его можно назвать космополитом), для которого одинаково были дороги Анри Бергсон и Достоевский, Шопен и Рахманинов. Введенский не переносил какого бы то ни было шовинизма. Всякие национальные предрассудки ему были чужды. «Я имел двух великих современников, – говаривал он часто, – Альберта Эйнштейна и Рабиндраната Тагора» (конечно, за «Гитаджали»).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dela-i-d...

С точки зрения рефлексологии Павлова и Бехтерева вся «высшая нервная деятельность» представляется, как надстройка над этим биопсихическим механизмом. Появление инстинктов свидетельствует о неблагополучии человеческого духа, о его неуверенности в измененных условиях среды, его глубоком внедрении в плоть и материю, связанности с измененным телом, как объектом комо- и эгофилии. О начале борьбы за существование говорится: «В поте лица твоего будешь есть хлеб твой» ( Быт. 3, 19 ). О начале войны говорится: «И вражду положу между тобой и женой и между семенем твоим и семенем жены» ( Быт. 3, 15 ). Эта вражда перешла в общую вражду между человеком и животными, между человеком и природой. Инстинкт связан так тесно с эмоцией и аффектом, что строгое разграничение их невозможно. David Katz 805 расширяет сферу влияния инстинкта и утверждает, что следует говорить не об инстинктивной реакции, но об инстинктивной акции (Instinktaktion). Fr. Boden 806 отмечает огромную роль инстинктивного фактора в опыте, миросозерцании, противополагая инстинкту мышление. До появления мышления история человечества обусловлена инстинктом, – говорит Катц. Инстинкт есть исторически предшествовавшее, есть консервативный элемент, в то время как мышление есть вновь явившееся, есть прогрессивный элемент. И именно инстинкту обязано человечество своим развитием, в то время как мышление, без инстинктивной основы, есть «порыв во мрак». Мышление расширяет инстинкт и освобождает от ограничений. Мышление и инстинкт у человека – антиподы. Инстинктивность выражена у животных сильнее, чем у человека, так как рефлексия у животных отсутствует. Особенно ясно проявляется у животных ясновидение инстинкта, животные более ясновидящи, чем человек. Эту сторону инстинкта отметил в наше время Анри Бергсон. Инстинкт часто безошибочен и более целостен, чем мышление (рефлексия). Нельзя представить себе жизнь на земле без инстинкта. Самоутверждение жизни находит свое наивысшее проявление в инстинкте, это – жизнеутверждающий фактор.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

В современной науке и философии мы встречаемся с понятием " творческой причинности " , противополагаемым механической причинности. Так, один из наиболее популярных современных философов Европы Анри Бергсон написал книгу о " Творческой эволюции " , в которой говорит о невозможности эволюции организмов без их активного действия как об идее современной европейской биологии. (У нас эти идеи развиваются и доказываются Бергсом в его работе по теории эволюции). В области психологической В. Вундтом со всей ясностью сформулирован закон " творческой психической причинности " , согласно которому в области психики взаимодействие психических элементов всегда дает нечто новое - цельное, не разлагающееся просто на сумму восприятий отдельных предметов или частей, ее составляющих, и не разложимое на них. Так, восприятие цельного музыкального аккорда есть нечто большее, чем сумма отдельных звуковых тонов, отлично от этой суммы, представляет собой нечто целое, обладающее особым качеством. Психика творчески перерабатывает отдельные восприятия, создает из них новое целое, которое всегда больше суммы своих частей. То, что называется " следствием " , здесь всегда больше своих причин. В связи с понятием " творческой причинности " оказалась поколебленной и сама вера в безусловную, неизменную механическую необходимость, господствующую во всяком бытии, подчиненность всего неизменным, всюду автоматически действующим, неумолимым, общим для всех законам природы, исключающим значение индивидуальной воли, индивидуального действия. Возникает и развивается понятие об индивидуальных, своеобразных в каждом отдельном случае причинах, не покрывающихся общими законами, или так наз. " постоянными причинами " . Закономерность индивидуальных причин, закономерная связь многообразных явлений при сохранении их многообразия определяется в новейшей науке статистическим методом. Предмет статистики определяется в настоящее время как измерение или определение характеристики массовых явлений, " совокупностей " , внешне обособленных и не тождественных, но внутренне связанных по какому-либо признаку, называемому " сводным " . Он в неодинаковом количестве и неодинаковым образом дан в каждой единице этой массы, которая не есть сплошная, и та общая характеристика ее, которая дается в статистике каждой единице, не устраняет " возможности " , но имеет их в виду. Статистическая характеристика указывает лишь на численные отношения случаев, дает их как математическую равнодействующую, отмечает закономерность в численных отношениях.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Кроме трех ипостасных сил, или способностей, духа человек обладает еще особым «духовным ощущением» или «духовным чувством», которое находится обычно в латентном состоянии. Оно пробуждается и активируется в религиозной аскезе, в молитвенной концентрации. Исаак Сирин говорит, что духовное чувство сопутствует духовному, углубленному знанию (ведению, гнозису) и есть «ощущение тайн Божьих» 103 . Созерцание, по Исааку, сопровождается духовным ощущением, которое рождается в сердце, и Истина есть «ощущение Бога» 104 . О духовном чувстве Исаак говорит: «Чувство духовное такого качества, что принимает в себе созерцательную силу, подобно зенице телесных очей, имеющих в себе чувственный свет» 105 . Григорий Синайский говорит: «Без духовного чувства невозможно вкусить сладости божественных вещей. Страстями умертвивший естественые силы душевные соделывает их к действию и причастию таинств Духа» 106 . Учение о духовном чувстве ( ασθησις πνευματικ) получило дальнейшее развитие в древнецерковной аскетической литературе и носит также название «умного чувства» ( νοερ ασθησις), так как деятельность его тесно связана с созерцательной функцией духовного ума, нус. Один только ум сам по себе, даже духовный ум, созерцать без духовного или умного чувства не может. Углубленное религиозное созерцание, как созерцание тайн и Бога, осуществляется при совместной деятельности духовного ума и духовного (умного) чувства. Рационалистическое познание, одним только разумом, есть односторонний акт. Поэтому «чистый разум» Канта так бессилен в своей познавательной функции, он бесчувственен в духовном смысле. Односторонность дискурсивного познания корригируется в интуиции, которая не есть простая рациоцинация, но и одновременное «вчувствование» в предмет. Чтобы подчеркнуть эту сторону интуиции, отец современного интуитивизма Анри Бергсон говорит об участии инстинкта в интуитивном акте, что неправильно. Дело здесь не в инстинкте, а во внутреннем чувстве, аналоге духовного чувства. Внутреннее чувство менее латентно, чем чувство духовное, и принимает участие в интуитивном процессе.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

     Разительным подтверждением этого является тот великий факт, что в животном мире половая любовь или, вернее, половое притяжение находятся в обратном отношении с размножением: чем сильнее одно, тем слабее другое. В низших организмах огромная сила размножения при полном отсутствии полового притяжения за отсутствием самого деления на полы. Далее, у более совершенных организмов появляется половая дифференциация и соответственно ей некоторое половое притяжение — сначала крайне слабое, затем оно постепенно усиливается на дальнейших ступенях органического развития, по мере того, как убывает сила размножения (то есть в прямом отношении к совершенству организации и в обратном отношении к силе размножения), пока, наконец, на самом верху, у человека, является возможной сильнейшая половая любовь даже с полным исключением размножения. Но если, таким образом, на двух концах животной жизни мы находим, с одной стороны, размножение без всякой половой любви, а с другой стороны, половую любовь без всякого размножения, то совершенно ясно, что оба эти явления не могут быть поставлены в неразрывную связь друг с другом; ясно, что каждая из них имеет свое самостоятельное значение и что, в конце концов, даже с точки зрения естественно-научной, размножение не является основной целью половой жизни.      Сходные мысли мы встречаем у французского философа Анри Бергсона в его «Творческой Эволюции».      Ссылаясь на работы новейших естествоиспытателей Мебиуса и Гартога , Бергсон высказывает мысль, что для всего растительного мира, являющегося типом роста и размножения, разделение на полы является «по меньшей мере роскошью, без которой природа могла бы обойтись». И самое стремление к возрастающей сложности, к более полному и совершенному бытию, проявлением которого служит деление организма на полы, по мысли Бергсона, существенно только для животного царства в силу потребности в действиях более широких и сильных, но не для растений, обреченных на нечувствительность и неподвижность. И стремление к совершенствованию и связанное с ним половое деление существует в растительном мире лишь в силу связи его с лучше выражающим основное направление развития жизни миром животных, в силу того, что основное первоначальное стремление, приведшее к половому размножению, существовало в органическом мире раньше разделения его на два царства . Короче говоря, для растений половая жизнь — это только пережиток.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=906...

Барт Карл (1886–1968), швейцарский протестантский теолог, один из основоположников диалектической теологии. Бебель Август (1840–1913), один из руководителей германской социал-демократии и II Интернационала. Бейлинзон M., автор книги «Идеология нового еврейства». Беленсон E., автор книги «Тайный Христос у евреев». Белинский Виссарион Григорьевич (1811–1848). Беме Якоб (1575–1624), немецкий философ-мистик. Бергсон Анри (1859–1941), французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. Бердяев Николай Александрович (1874–1948), русский религиозный философ. Блуа Леон (1846–1917), французский философ. Бобринский П. A., автор книги «Старчик Григорий Сковорода: Жизнь и учение» (Париж, 1929). Бодуэн Шарль (1893–1963), французский психолог. Бонавентура (1221–1274), средневековый теолог и философ, глава францисканского ордена. Борис Годунов (ок. 1552–1605), русский царь с 1598 г.. Брентано Луйо (1844–1931), немецкий экономист, представитель «исторической школы», катедер-социалист, один из основателей «Союза социальной политики» (1872). Бруннер Эмиль (1889–1966), швейцарский теолог, представитель «диалектической теологии». Бруно Джордано (1548–1600), итальянский философ и поэт, сожженный на костре по приговору инквизиции. Брюнсвик (Бруншвиг) Леон (1869–1944), французский философ, представитель критического рационализма. Бубер Мартин (1878–1965), еврейский религиозный философ и писатель. Будда (623–544 до н. э.), основатель мировой религии, царевич из рода Сакьев (Северная Индия) Сиддхартха Гаутама, в возрасте 29 лет ушедший в отшельники, чтобы найти путь к спасению. Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944), русский экономист, религиозный философ и богослов, с 1918 г. – священник. Бутру Эмиль (1845–1921), французский философ. Бюхнер Людвиг (1824–1899), немецкий врач, естествоиспытатель и философ, представитель «вульгарного материализма». Вагнер Рихард (1813–1883), немецкий композитор, писатель и театральный деятель. Вакх (миф.), одно из имен Диониса. Валери Поль (1871–1945), французский поэт-символист.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

1094 Впервые: Богословский вестник. 1913. Т. III (Декабрь). С. 844– 851. Печатается по первой публикации. 1095 Бергсон (Bergson) Анри (1859–1941) – французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. Подлинная и первоначальная реальность, по Бергсону, – жизнь как метафизически-космиче- ский процесс, «жизненный порыв», творческая эволюция; структура ее – длительность, постигаемая только посредством интуиции, противоположной интеллекту; различные аспекты длительности – материя, сознание, память, дух («Творческая эволюция», русский перевод 1914). Нобелевская премия по литературе как блестящему стилисту (1927). 1096 Богданов Александр Александрович – о нем см. комментарий к статье Богданова «Новое Средневековье». 1097 Опыт построения философской системы на понятии хозяйства//Вопросы филос и псих . 1912. Ноябрь–декабрь. 1098 Впервые отдельным изданием: изд. журнала «Искусство», 1913. С. 180–203. Печатается по первому изданию. 1099 Сергеев-Ценский (Сергеев) Сергей Николаевич (1875–1958) – русский писатель, академик АН СССР (1943). Автор историко-революционной эпопеи «Преображение России» (12 романов и 3 повести, 1914–1958), в том числе романа о Крымской войне 1853–1856 гг. «Севастопольская страда» (1937–1939; Государственная премия СССР, 1941). 1101 Тан (литературный псевдоним Владимира Германовича Богораза) (1864–?) – писатель, исследователь быта северных народов. Учился на юридическом факультете С.-Петербургского университета, но в 1882 г. был исключен из университета за участие в беспорядках. В 1889–1899 гг. был в ссылке в одном из самых северных округов Якутской области (Колымском). Долгие годы совместной жизни с северными народами дали Тану материал для стихотворений и беллетристических очерков. Стихотворения Тана примыкали к так называемой «гражданской» поэзии. Скиталец (Петров) Степан Гаврилович (1869–1941) – русский писатель. Повесть «Огарки» (1906), автобиографическая трилогия «Дом Черновых» (1935), «Кандалы» (1940), «Этапы» (1908, новая редакция 1937) – о талантливых выходцах из народа, о предреволюционной деревне.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Но самое интересное было дальше. Сергей, выйдя на работу, напомнил товарищам, как они праздновали первое мая и о чём говорили, чему те крайне удивились и стали допытываться, кто ему об этом рассказал (поскольку разговоры были крамольные). А девушка, когда он сообщил ей о подробностях её общения с другим молодым человеком, вообще пришла в полное замешательство. Это ли не прямое доказательство существования разумной души – главной составляющей человека? А вот факт из жизни родного брата игумена Никона (Воробьёва) 13 , Владимира Николаевича. Когда ему было лет семь, во время игры в лапту его нечаянно так сильно ударили палкой по голове, что он упал замертво. И он рассказывал, как увидел себя высоко над этим местом, видел растерявшихся мальчишек около своего тела, и как один из них побежал к нему домой, и как с криком и слезами бежала к нему из дома мать, схватила его, стала теребить. А там было такое прекрасное солнце и так хорошо, радостно, что когда он пришёл в себя, то заревел изо всей мочи, но не от боли, как все подумали, а оттого, что вокруг всё было очень уныло и мрачно – как в каком-то подземелье, хотя день был солнечный. Об этом случае рассказывали и все братья Владимира Николаевича. Подобных фактов неисчислимое множество. Они с полной достоверностью свидетельствуют о наличии души в человеке и о её жизни, продолжающейся по смерти тела. И важно подчеркнуть – не тело, а именно душа является источником мыслей, чувств, переживаний. Ум, сердце (как орган чувств), воля – всё это в душе, а не в теле. Это всегда и утверждала религия. Анри Бергсон, известный французский философ конца XIX века, говорил, что мозг человека – это всего лишь телефонная станция, которая только передаёт информацию, но не является её источником. Информация в мозг приходит откуда-то, а восприниматься и передаваться им может по-разному. Он может и хорошо работать, и барахлить, и совсем отключаться. Но он только передаточный механизм, а не генератор сознания человека. Сегодня огромнейшее число научно достоверных фактов полностью подтверждает эту мысль Бергсона.

http://azbyka.ru/posmertnaya-zhizn-dushi...

Соловьев В.С. Чтение о Богочеловечестве. Чтение 10-е. Ср.: «Когда всякое семя достигнет совершенства, тогда, говорят, Ахамоф, матерь их, перейдет из среднего места, войдет внутрь Плиромы, и получит себе жениха, — от всех происшедшего Спасителя, чтобы таким образом образовалось сочетание Спасителя и Премудрости Ахамофы; А Демиург, говорят, ничего этого не знал до пришествия Спасителя» (свщм. Ириней Лионский. Против ересей. Кн.1, rл.VII,1). Ср.: «…утверждать, что они [гностики] духовны, на том основании, что в их душу вложена частица Отца вселенной, — так как их души, по их словам, образованы из той же субстанции, как и Демиург; а Демиург, который зараз воспринял от Матери все семя и имел его в себе, остался душевным и не имел ни малейшего понятие о горнем, чего познанием хвалятся они, еще живя на земле, — не есть ли это верх возможной нелепости? Ибо думать, что то же самое семя принесло их душам познание и совершенство, а Богу, их создавшему, принесло неведение — по истине свойственно безумным и лишенным всякого смысла» (свщм. Ириней Лионский. Против ересей. Кн.2, гл. XIX, §3). Ср.: «…я все-таки либеральнее вас [господин либерал] Я принадлежу частию не столько к убеждениям славянофильским, вернее, к православным, то есть к убеждениям крестьянским, то есть к христианским. Я не разделяю их вполне – их предрассудков и невежества не люблю, но люблю сердце их…» (Записная тетрадь 1875-1876гг./Д.,XXIV,107). Ср.: «Для Григорьева " человечество " – понятие фантомное, не имеющее реального аналога в действительности, где существуют уникальные, не сводимые друг к другу народные (национальные) организмы. Каждый из них носит в себе следы принадлежности к исходному единству человеческого рода. Единство человечества в этом случае выступает как момент не отвлечённый, но исторический и существовавший необходимо. Видоизменяясь и развиваясь во времени, этнокультурный организм вносит свой органический принцип в мировую жизнь. Известное множество таких " однородных " организмов, то есть организмов, связанных сходством в однородности принципов, образуют циклы древнего, среднего и нового мира. " Ни один из этих организмов " не обязан служить переходною формою для другого " . Напротив, любой из них " сам в себе замкнут, сам по себе необходим и в силу этого полномочен жить по собственным законам. Единство же в этом разбросе культурно-исторических типов-организмов – в единой и не подлежащей развитию вечной (христи анской) правде человеческой души ”. Этот эскиз культурологической концепции набросан Григорьевым под вдохновляющим воздействием позитивной философии Шеллинга с учётом его " классического " органицизма» (Кривушина В.Ф. Аполлон Григорьев и Анри Бергсон/Григорьев А.А. Искусство и нравственность. М., 1986. С. 50).

http://bogoslov.ru/article/4305206

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010