В 1799 году она приобрела сельцо Аносино на живописном берегу реки Истры, где, несмотря на тяготы и нестроения, причиненные наполеоновской армией, тщанием княгини Мещерской была возведена церковь в честь Живоначальной Троицы с приделами Тихвинской иконы Божией Матери и святых страстотерпцев Бориса и Глеба (в память о почившем супруге). В 1821 году при церкви была открыта богадельня, преобразованная вскоре в женское общежитие, а затем – в монастырь. Устав для общежития был составлен лично святителем Филаретом (Дроздовым), который и впоследствии не оставлял Аносину пустынь своим милостивым вниманием, любил навещать ее и дорожил духовной дружбой с ее настоятельницами. Княгиня Евдокия Мещерская, давно желая принять монашество, ходатайствовала о своем вступлении в общежитие. Ее душа стремилась к смиренному пути простой инокини, но по настоянию святителя Филарета она приняла крест игуменства. Так в 1823 году княгиня Евдокия Мещерская стала первой настоятельницей Аносина монастыря – игуменией Евгенией. Дел предстояло много, но игумения не страшилась трудов. Имея целью воскресить дух древнего иноческого жития, которым так ярко сияли монастыри древней Руси, она испрашивает у святителя Филарета для Борисоглебской обители строгий устав, и владыка дает сестрам чин общежития Феодора Студита. Обитель в Аносино, удаленная от человеческого жилья и мирской суеты, была пустынью не только по названию. По территории монастыря никто из посторонних вообще не ходил (это правило строго соблюдалось вплоть до его закрытия в советское время). По уставу в обители не допускалось наемного труда. Все работы, вплоть до изготовления обуви, сестры выполняли самостоятельно. При этом запрещалось ходить в мир «за сбором» (то есть за милостыней на нужды монастыря). Труда в монастыре было много, но столько, чтобы он не препятствовал молитве. Уставные, долгие службы начинались глубокой ночью. Келейно же сестры упражнялись в молитве Иисусовой. Дабы ничто не отвлекало сестер от внутреннего делания, в кельях не было даже освещения (кроме лампадки перед иконами). Общежительный устав избавлял насельниц от излишних попечений и вместе с тем приучал к смирению и нестяжательности. По кельям не позволялось иметь ничего лишнего, только самое необходимое, никто ничего не мог получить от мира. При мудрой и деятельной начальнице монастырь быстро благоустраивался как внешне, так и внутренне.

http://sobory.ru/article/?object=00804

Поморцев Николай, родился около 1846 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Григорий Иванов, священник; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Раменье, Воскресенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 13 об.). Пономарев Петр, родился около 1847 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Павел Григорьев, священник; Московская губерния, Клинский уезд, село Зеленцыно, Богородице-рождественская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 17 об.). Попов Александр,упомянут в разрядном списке высшего отделения 1865/66 учебного года(ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1712, л. 21 об.). Попов Александр, родился около 1842 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Феодор Александров, диакон; Московская губерния, Дмитровский уезд, Дмитров, Спасская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 14 об.). Попов Григорий, родился около 1840 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Алексей Николаев, дьячок; Московская губерния, Звенигородский уезд, Борисоглебский Аносин девичий монастырь. (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 19 об.). Попов Николай, родился около 1843 г.; Вифанская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Павел Феодоров, пономарь; Московская губерния, Богородский уезд, село Фряново, Предтеченская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 33 об.). Попов Николай, родился около 1844 г.; Вифанская духовная семинария (1858–1866 гг.). Отец:Феодор Александров, диакон; Московская губерния, Дмитровский уезд, Дмитров, Спасская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 5 об.). Поспелов Алексей, родился около 1846 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Василий Николаев, священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Семерлино, Знаменская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 17 об.). Поспелов Василий, родился около 1846 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Иван Михайлов, дьячок; Московская губерния, Московский уезд, село Кусково, Спасская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 9 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10190238/

Лебедев Петр, родился около 1846 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Иван Дмитриев († до 1866 г.), дьячок; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Раменье, Воскресенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 14 об.). Лебедев Петр, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Иаков Николаев, священник; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Ивановское, Предтечевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 19 об.). Лебедев Сергей, родился около 1848 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Петр Васильев, священник; Московская губерния, Клинский уезд, село Борщево, Вознесенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 9 об.). Лебедев Феодорродился около 1842 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Алексей Иоаннов, протоиерей; Московская губерния, Дмитровский уезд, Покровский Хотьков девичий монастырь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 19 об.). Левитский Василий, родился около 1846 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Иван Николаев († до 1866 г.), пономарь; Московская губерния, Московский уезд, село Брехово, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 8 об.). Левитский Михаил, родился около 1841 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Иван Николаев († до 1860 г.), пономарь; Московская губерния, Московский уезд, село Покровское, Брехово тож, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 19 об.). Левитский Сергей, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Дмитрий Сергеев, священник; Московская губерния, Звенигородский уезд, Борисоглебский Аносин девичий монастырь. (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 27 об.). Леонардов Сергей, родился около 1842 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Иван Семенов, пономарь; Московская губерния, Дмитровский уезд, Покровский Хотьков девичий монастырь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 16 об.). Лихарев Алексей, родился около 1839 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Димитрий Яковлев, пономарь; Московская губерния, Богородский уезд, село Купавна, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 15 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10190238/

Князь был горденек и, должно быть, не очень смышлен. Он совершенно растерялся, видя пред собою равного себе, а не униженного слугу и пресмыкателя; стал извиняться и совершенно переменил тон. Батюшка посидел у него несколько минут, холодно и сухо с ним простился и после того никогда у него уже не бывал и о нем всегда говаривал: «Надутый пузырь и гордый глупец; моя нога никогда у него не будет». Впоследствии мой второй брат женился на дочери этого Долгорукова; это было уже после кончины батюшки, а при его жизни, конечно, бы он брака не дозволил. Отправляя моих двух братьев на службу, батюшка им сказал: «Помните слова вашего отца: будьте усердны к Богу, верны государыне, будьте честными людьми, ни на что не напрашивайтесь и ни от чего не отказывайтесь, и паче всего будьте осторожны в слове; я сам много пострадал чрез неумеренность моего языка, он мне много повредил». Братья давно были записаны в полк, а жили дома, как это тогда водилось, и, поступив капралами в Преображенский полк, скоро были произведены в офицеры. Старшему моему брату было шестнадцать лет, меньшому четырнадцать, когда они поехали в Петербург. Из числа матушкиных родных по Мещерским я помню, что к нам езжали Ергольские: один был по отчеству Тимофеевич, другой Гурыч; оба они были бабушки княгини Анны Ивановны двоюродные братья. Кроме того, были и Мещерские родные: князь Борис и князь Павел Ивановичи 64 Они доводились матушке внучатыми братьями. Князь Борис Иванович был женат на Евдокии Николаевне Тютчевой (впоследствии игуменья Евгения, после смерти мужа основавшая Аносин-Борисоглебский монастырь). Ее дочь была за Семеном Николаевичем Озеровым; вот почему нам Озеровы и родня. У Павла Ивановича было два сына: князь Алексей Павлович, умер холостым, и князь Андрей Павлович, был женат и оставил сколько-то детей, а сестра их, Софья Павловна, была за Александром Дмитриевичем Чертковым. Еще помню, что ездил к матушке троюродный дядя, князь Тюфякин 65 , а видала ли я его и как звали, не помню: с тех пор прошло ежели не восемьдесят пять лет, так уже, наверное, восемьдесят.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Улегшись спать на первую ночь своего пребывания в Страстном монастыре, новая настоятельница долго не могла уснуть, раздумывая о тех больших обязанностях, которые она приняла на себя, и о тех трудах, которые предстоять ей. Не спала и ее келейная Таисия, в душе, которой всякое душевное настроение ее любимой матушки находило родственной отклик, и также была погружена в тяжелые думы о предстоящей жизни. Около двух часов ночи игуменья Антония, слыша, что Таисия тоже не спит, спрашивает ее: «ты, Таисия, не спишь?». – «Нет», отвечает та. – «Как мы будем жить здесь с тобой, говорит игуменья Антония, жизни то мы с тобой совсем не знаем». Действительно, Таисия с детства жила в монастыре, а игуменья Антония почти прямо с пансионской скамьи поступила в монастырь, – знали разве они жизнь? Но Таисия и сама задававшаяся подобными вопросами, не захотела смущать еще более свою матушку и отвечала: «Будем, Бог даст, жить так, что еще люди будут завидовать». В первый же год настоятельства игуменьи Антонии в Страстном монастыре ею была вызвана из Бородина послушница Паисия, бывшая впоследствии после Таисии, в монашестве Валентины, назначенной игуменьей Зачатиевского монастыря, в продолжение 15 лет казначеей при матушке Антонии в Алексеевском монастыре, а в настоящее время состоящая игуменьей настоятельницей Московского Никитского монастыря. Послушница Паисия вскоре по поступлении своем в Бородинский монастырь – в марте 1855 г., обратила на себя внимание Антонии, пожелавшей по мере своих сил руководить новопоступившей. Антония приглашала к себе Паисию для беседы, и снабжала ее книгами, как вообще духовно-назидательными, так в особенности аскетического характера. Такие отношения сближали Антонию с Паисией все более и более, так что в последнее время жизни Антонии в Бородинском монастыре Паисия была почти ежедневной посетительницей ее кельи и кроме того, постоянной помощницей в ее частных делах. Живя в Аносине, Антония состояла с Паисией в переписке. Вызвавши Паисию в Страстной монастырь, игуменья Антония поселила ее в своих кельях, возложивши на нее исполнение многоразличных своих поручений преимущественно по хозяйственной части. Таким образом и устроилась игуменья Антония в Страстном монастыре с двумя верными помощницами, – послушницами Таисией и Паисией.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Аносино. Аносин Борисоглебский монастырь. Церковь Димитрия Ростовского. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1824 г. был освящён митрополитом Филаретом храм во имя святителя Димитрия Ростовского, построенный для отправления в нём разных треб мирских прихожан. Храм Димитрия Ростовского у Святых ворот представляет собой бесстолпную однокупольную выстроенную из кирпича в 1824 г. церковь, которая единственная из всех монастырских построек сохранила ампирную обработку. Небольшой двухсветсный четверик храма с объёмной алтарной частью перекрыт куполом с люкарнами. Из книги " Монастыри Подмосковья " . В.Г. Глушкова. Москва, " Вече " , 2008 г. В 1824 году на территории монастыря у Святых ворот был построен храм св. Димитрия Ростовского, небольшая бесстолпная церковь в стиле ампир с характерными для этого времени большими арочными окнами над северным и южным входами и угловыми рустованными пилонами. Церковь Димитрия Ростовского встроена в линию монастырской ограды и использовалась как приходская церковь, поскольку вход для мирян на остальную территорию монастыря был запрещён. Церковь сильно пострадала от времени и переделок, но сохранила ампирную обработку. В церкви Димитрия Ростовского у Святых ворот монастыря долгое время размещалась машинно-тракторная станция. В начале XXI века была завершена её реставрация. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/784922   Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=05885

 -Да-да-да. -Вот такого ажиотажа, как у нас сейчас - не знаю, как назвать - мода, что ли? Все стремятся в Дивеево. Дело-то не в этом. Святые, если мы их любим, молимся, они на любом месте имеют о нас попечение. Батюшка преподобный Серафим по жизни очень много помогает. Поэтому мне везде Дивеево. Где бы ни была, если имеешь молитвенную связь со святым, то на любом месте тебе будет все то, что с ним связано.  Ведь дело то не в месте, а в нашем внутреннем состоянии. -И, может быть, дело даже не в том, что вы решили, что будете монахиней, а может - и не будете. Но так случилось, что все-таки стали. В какой момент?  -Ну, вы знаете, когда скончалась матушка Никодима, то естественно все мои мысли были направлены к Дивеевской обители. -Все-таки… -Да. И я стремилась в эту обитель. Тем более, что я глубоко уважаю матушку Сергию и по жизни была знакома с ней. И даже с ее родителями. Очень дорога мне эта семья. И так вот Господь дал, что матушка стала игуменьей этой обители. А еще до того она работала врачом в Александрове. И Господь дал мне возможность еще тогда узнать эту семью. И матушку Сергию и сестру ее. И надо сказать, что я жила у матушки Никодимы и часто бывала в семье матушки Сергии. У нее были чудные родители, мама с папой. Они меня очень любили. И поэтому, конечно, матушка оказалась там, в Дивеево, и все мои мысли были тоже туда устремлены. Там для меня близкий человек был, игуменья. Но так получилось, что духовник меня туда не благословлял. И надо сказать, что у меня своего рода внутренняя духовная война была. И мне священники говорили: ну, что ты? Как теперь в Дивеево без тебя? Тебе обязательно нужно быть в Дивеево. -Так что к тем рассуждениям, которые сейчас предшествовали этим, все-таки предшествовало желание туда пойти, да? -Вы знаете, я себя мыслила только с этой обителью. Поскольку вся моя жизнь была с ней связана. Хотя матушка Анна мне про Аносин Борисоглебский монастырь рассказывала и эта обитель мне очень дорога. И последние подвижники аносинские - тоже их сердцем из ее рассказов воспринимала.

http://radonezh.ru/text/pamyati-igumenyi...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Дарья Аносинская (Зайцева), прмц. Описания иконы Дарья Аносинская (Зайцева), прмц. - житие Дарья Петровна Зайцева (1870, дер. Богослово Рязанского уезда, Рязанская губерния — 14 марта 1938, Бутовский полигон) — святая Русской православной церкви, причислена к лику святых как преподобномученица в 2003. Родилась в крестьянской семье в 1870 году. В возрасте девятнадцати лет поступила послушницей в Аносин Борисоглебский монастырь, где пробыла до его закрытия в 1928 году. После этого проживала и трудилась при Знаменской церкви села Холмы Истринского района Московской области. Избрана старостой этого храма в 1934 году. В тяжёлые годы гонений на церковь на женщину поступил донос. Содержание его сводилось к следующему: якобы насельница одного из закрытых монастырей продаёт лампадное масло и Богоявленскую воду. В 1938 году были допрошены свидетели, негодовавшие о том, что послушница ведёт божественные разговоры и недолюбливает советскую власть. 3 марта Дарью арестовали, 8 числа тройкой при УНКВД по Московской области по обвинению в «активной контрреволюционной агитации, высказывани[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-1614

– Черничка благодушно терпит. Добре! Помоги ей Господи и до конца протерпеть. – Все сие ей наука. – Добротолюбие я получил уже после вашего последнего присыла. – Теперь шлю вам 2 экземпляра. Нет. 3 экземпляра. Один – Беличке. – Алексея я поминаю. Буду поминать и Людмилу с Лидиею. Спаси их Господи! Благослови вас Господи всех. Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. Письмо 1403. Привет гостям Выши Милость Божия буди с вами! С приездом на Вышу! София, Вера, Надежда и Любовь! Ныне все им молятся. Разделите их, по жребию, кому какая достанется в покровительницы. Или лучше всем – все. Буди вам многоспасителен приезд сей! Благослови вас, Господи! Ваш доброхот Еп. Феофан. Письмо 1404. Радость о благоустройстве семейных дел Белички. Разумнице – свобода Милость Божия буди с вами! Да покрывает вас покровом Своим Владычица, всегда о нас молящаяся! Очень рад, что у Белички лицо посветлело, – Мировому же да поможет Бог в делах и в жизни. – Теперь уж поневоле будет воздержен. – Очень неудобно являться судить в ненастоящем виде. Благослови Господи всех их, – и Лизу. И слава Богу, что у Белички с Лизою начались лады. – Мир и лад – Божия благодать! Желаю всем вам всего хорошего. Матушка Черничка пусть не беспокоится когда некогда, или не о чем, или не хочется писать. Разрешается ей полная в сем свобода, во уважение ее рассудительности. Спасайтесь! Ваш доброхот Е. Феофан. 1 октября 88 г. Письмо 1405. Разные краткие заметки Милость Божия буди с вами! Поздравляю с причащением св. Таин! – Буди сие в укрепление и упокоение сердца вашего! В житейских делах ваших да благопоспешит вам Господь! Какая хорошая поговорка старца Амвросия. И – будем терпеть! – И у сестры погостить да устроит вам Господь. В Аносин будете ездить. Мне приходило на ум, – не лучше ли вам вместо Москвы поселиться при Аносине?! Ныне вы именинница. Поздравляю, – и всего хорошего и отрадного вам усердно желаю. Чашечка весьма мне нравится. Благодарствую. Буду употреблять и вас притом поминать. Черничке желаю с Господом быть. Малютке – быть послушною, и прилежно учиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В начале 1837 года просилась на жительство в Аносин монахиня Ладинского монастыря, полтавской епархии, Олимпиада, из дворян, впоследствии замечательная игуменья Коломенского монастыря. Придя в Аносин, она за болезнью матушки Евгении, бывшей княгини Мещерской, обратилась к казначее, но та, несмотря на неотступные просьбы молодой странницы, ни за что не соглашалась доложить о ней кому следовало, и сама не хотела принять ее. Одна из сестер, приближенных к игуменьи, именно Гликерия, сжалившись над ней, помимо казначеи доложила о ней начальнице; таким образом Олимпиада осталась в Аносине с согласия матушки Евгении, через три дня мирно скончавшейся (3 фев. 1837). Вакантную должность настоятельницы монастыря заняла казначея, монахиня Анастасия, а Гликерия, как ревностная и способная к послушаниям (она проходила послушание клирошанки и занималась в монастырской рукодельной), была определена в число сестер Аносина монастыря, указом консистории от 9 мая 1838 г., и облечена в рясофор 12 декабря того же года, на 28 году ее жизни. Вспоминая об этом обстоятельстве, она говаривала: «меня и в молодости считали старицей сестры обители и монахини, обращаясь ко мне за советами с уважением и доверием. Такое внимание было не мною приобретено, прибавляла она, – я не приписываю себе этой чести, но, бывши долгое время под мудрым водительством подвижницы игуменьи Евгении, мало по малу усвоила ее советы и рассуждения по отеческим писаниям, приучилась и в самом образе иноческой жизни подражать ей, напр. свято исполняла ее наставление, что инокам не должно снимать пояса и вообще одежды даже и ночью, для всегдашней готовности к молитве, трудам, или на страшный Божий суд. Насколько рассуждала Гликерия лучше других, можем заключать особенно из того, что она, не взирая на неприязненные к Олимпиаде отношения новой настоятельницы и некоторых сестер, оказывала этой гонимой монахине доброе внимание и, ценя в ней усердное желание работать Господеви, утешала ее своим искренним участием и духовными советами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009