Незаметная жизнь Дарии Зайцевой Настоящей борьбой с большевизмом была простая смиренная христианская жизнь, а также готовность жить по совести и отвечать за свои слова. Именно это продемонстрировала своей жизнью и своей смертью послушница Дария. 14 марта, 2013 Настоящей борьбой с большевизмом была простая смиренная христианская жизнь, а также готовность жить по совести и отвечать за свои слова. Именно это продемонстрировала своей жизнью и своей смертью послушница Дария. 14 марта (1 марта ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память мученицы Дарии Зайцевой. В 1938 году ее расстреляли на Бутовском полигоне. На допросе она не отрицала, что отрицательно относится к советской власти из-за гонений на Церковь. Незаметная жизнь Это была простая русская женщина, дочь крестьянина Петра Зайцева, Дарья. Она родилась в 1870 году в селе Богослово Рязанского уезда Рязанской губернии. В возрасте 19 лет поступила послушницей в Борисоглебский Аносин монастырь Звенигородского уезда Московской губернии. В 1938-м, на момент расстрела, ей было 68 лет. Аносин Борисоглебский женский монастырь, где была послушницей Дарья Петровна Зайцева, современный вид. Фото: mgreport.narod.ru Она не была сколь-нибудь выдающейся женщиной не только по светским, но и по внутрицерковным меркам. Никаких, казалось бы, чудес в ее жизни не было. Ни ярких аскетических подвигов, ни пророческого дара. Она даже не была монахиней — просто послушница. То есть, в известном смысле, для монастыря она была «никто»… Послушник, в отличие от монаха, в монастыре не имеет вообще никаких прав. Только служить другим. И она служила — в основном носила воду с реки Истры на высокий монастырский холм. Жизнь ее прошла как будто бы незаметно. В 1928 году монастырь, где жила Дарья Петровна, был закрыт большевиками. Тогда она переехала в село Холмы Истринского района Московской области, где в то время жило много монахинь из закрытых советской властью монастырей. В Холмах Дарья Петровна поселилась в сторожке при Знаменской церкви. Помогала в храме, в 1934 году была избрана старостой прихода. Узелок с бельем

http://pravmir.ru/novomuchenica-dariya-z...

37) Троицкое, погост близ реки Истры, в 8 вер. от Воскресенска, с деревянною церковью во имя Св. Троицы, построенною во второй половине XVII столетия, при усадьбе боярина Р. О. Бобарыкина. В 1681 г. царь Феодор Алексеевич купил оное село с деревнями у Бобарыкина и приписал к Воскресенскому монастырю. 38) Филатово, на реке Мологоще (Малгуше), в 12 вер. от Воскресенска, с каменною церковью во имя Рождества Христова, построенною в 1750 г., которая до 1820-х годов была домовой гг. Домашневых. Близ этого села, в урочище называемом «Морозова гора», был погост Рождественский, с церковью Рождества Христова, сгоревшею около 1821 года. 39) Холмы, на реке Песочне, в 8 вер. от Воскресенска, с каменною церковью во имя Знамения Пр. Богородицы, построенною в 1696 году. В 1585 г. значится сельцом, за Д. В. Салтыковым. 40) Хованское-Космодемьянское, на речке Самаринке, в 12 вер. от Воскресенска, с деревянною церковью во имя Знамения Пр. Богородицы, построенною в 1785 г., приписною к селу Никольскому- Надовражному (см. 27). В начала XVII столетия упоминается как деревня, за Сабуровым. . 41) Аносино-Борисоглебское. При этом селе находится женский общежительный монастырь (Аносин-Борисоглебский), устроенный трудами и иждивением бывшей владелицы села Аносина, княгини Евдокии Николаевны Мещерской (в монашестве Евгения – первая настоятельница сего монастыря). Церковь в оном соборная каменная во имя Живоначальныя Троицы, с 2-мя приделами: Тихвинской Божией Матери и свв. Бориса и Глеба, построена в 1811 году, но по случаю неприятельского нашествия 1812 г., главный престол остался неосвященным до 1822 года (Тихвинский придел освящен в 1813 г., Борисоглебский в 1814 г.), и тогда же открыто при сей церкви общежитие. В 1823 г. Борисоглебское общежитие обращено в Борисоглебский Аносинский общежительный девичий монастырь, первою настоятельницею которого была назначена его основательница мать Евгения, в сане игуменьи. В 1824 г. устроена в Аносином монастыре небольшая церковь во имя св. Димитрия Ростовского , для отправления треб приходским жителям села Аносина и освящена преосвящ. Филаретом митрополитом Московским.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

С первого же года управления М. е. архиеп. Филарет совершал объезды епархии. 4 мая 1822 г. он освятил Троицкий храм в Борисоглебской жен. общине, вскоре получившей статус мон-ря (см. Аносин Борисоглебский женский монастырь ). При свт. Филарете в М. е. было устроено неск. мон-рей: Бородинский во имя Нерукотворного образа Спасителя женский монастырь , Влахернской иконы Божией Матери и Нерукотворного образа Спасителя женский монастырь , Зосимова во имя Святой Троицы и в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» женская пустынь . Близ Троице-Сергиевой лавры в 1844 г. свт. Филарет создал Гефсиманский в честь Черниговской иконы Божией Матери мужской скит , тогда же был освящен скитский храм с престолами в честь Вознесения Божией Матери на небо и в память Гефсиманского моления Спасителя. К скиту были приписаны Боголюбивая киновия, устроенная для погребения лаврской братии в 1852 г., и пустынь Параклита с богадельней им. свт. Филарета и больницей, основанная в 1861 г. Большое значение в борьбе с распространением старообрядчества приобрели новые мон-ри: Гуслицкий в честь Преображения Господня мужской монастырь , предназначенный для воссоединившихся с правосл. Церковью старообрядцев, в к-ром находился чтимый список Нерукотворного образа Спасителя, единоверческий муж. мон-рь во имя свт. Николы близ Преображенской заставы в Москве, где хранилось собрание древних икон, действовали школа и Хлудовская б-ка древних рукописей и старопечатных книг, и единоверческий жен. мон-рь во имя Всех святых за Рогожской заставой в Москве. Единоверческий в честь Всех святых жен. мон-рь за Рогожской заставой. Фотография. 1883 г. Единоверческий в честь Всех святых жен. мон-рь за Рогожской заставой. Фотография. 1883 г. Обширной была программа строительства храмов: за годы управления М. е. митр. Филаретом было построено 63 церкви в Москве, в уездных городах Московской губ.- 14 храмов, в селах - 216 церквей. В 1866 г. в М. е. действовала 1251 церковь, число прихожан в наиболее многолюдных храмах превышало 4 тыс. чел. Церкви, как правило, создавались в стиле ампир и русском стиле: храм Христа Спасителя, собор во имя Живоначальной Троицы в Даниловом мон-ре, Троицкий собор в Подольске, ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке и др. В Москве открылись подворья Поместных Церквей - Иерусалимской при ц. св. ап. Филиппа (1818), Антиохийской при ц. сщмч. Ипатия, еп. Гангрского (1848), Александрийской при ц. свт. Николая в Подкопаях (1855).

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Отправляясь на железную дорогу, я заехал проститься с семейством почтенного Петра Ивановича Соломона и, позавтракавши у него, поехал на Московскую станцию железной дороги. Тут были: сын нашего владыки, протоиерей Гавриил Иванович, архимандрит из Алтайской миссии Владимир и Семен Григорьевич Котов, приехавшие проводить меня. В июне того же года владыке благоугодно было избрать меня в благочинные над монастырями на место отца Иакова, архимандрита Даниловского, вызванного в Санкт-Петербург для присутствования в консистории и более года там находившегося. При этом сделано преобразование: прежде было четыре благочинных: 1) архимандрит Богоявленский отец Никодим, 2) наместник Лаврский отец Антоний, 3) архимандрит Даниловский отец Иаков и 4) архимандрит Иосифо-Волоколамский отец Гедеон. Из числа упомянутых отец-наместник Антоний и отец Гедеон отказались от благочиния, но им предоставлено было право остаться благочинными над своими монастырями. Тогда владыка разделил все монастыри Московской епархии между двумя благочинными. Штатные монастыри поступили в ведение отца Никодима, а общежительные мне. У отца Никодима в благочинии находились штатные монастыри, мужские II класса: 1) Андроньевский, 2) Богоявленский, 3) Лужицкий близ Можайска; III класса: 4) Знаменский, 5) Златоустовский, 6) Данилов, 7) Покровский, 8) Перервинский, 9) Сретенский, 10) Борисоглебский (в г. Дмитрове) и 11) Высоцкий (в г. Серпухове). Женские I класса: 1) Вознесенский, 2) Новодевичий; II класса: 3) Алексеевский, 4) Рождественский и 5) Брусенский (в г. Коломне); III класса: 6) Никитский, 7) Страстной, 8) Зачатьевский и 9) Владычный (в г.Серпухове), а всего в его благочинии 20. У меня монастыри общежительные: II класса 1) Троицкий Новоголутвин (в г. Коломне), III класса 2) Угрешский, и пустынные: 3) Николаевский-Пешношский, 4) Старо-Голутвин (в г. Коломне), 5) Бобренев (в г. Коломне), 6) Белопесоцкий (близ Каширы), 7) Берлюковская пустынь, 8) Давыдовская пустынь, 9) Екатерининская пустынь и 10) Гуслицкий. Женские II класса: 1) Бородинский, и пустынные: 2) Аносин Борисоглебский, 3) Зосимова пустынь, 4) Спасо-Влахернский и 5) Крестовоздвиженский в селе Лукине. У Лаврского наместника остались в ведении: мужские II класса: 1) Спасо-Вифанский, и пустынные монастыри: 2) Гефсиманский скит, 3) Параклит, 4) Пещеры, 5) Филиппова Киновия и 6) Махра. Женский II класса – Хотьков монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Предстоятель Русской Церкви освятил храм-часовню в Аносином Борисо-Глебском монастыре 16 июня 2006 г. 15:42 16 июня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение храма-часовни во имя св. Тамары в Аносином Борисо-Глебском женском монастыре. В богослужении приняли участие президент Международного фонда единства православных народов профессор В.А. Алексеев, президент ХК «Интеррос» В.О. Потанин, заведующая отделом Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Центральном Федеральном округе М.Н. Белогубова, помощник Полномочного представителя Президента РФ в Центральном Федеральном округе К.В. Голощапов, заместитель Председателя Государственного комитета по культуре и кинематографии В.С. Малышев, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ, представитель губернатора Московской области в Совете Федерации Н.П. Чуркин, первый заместитель Председателя Правительства Московской области С.Н. Кошман, глава Истринского района Московской области А.Н. Щерба. Справка: Аносин-Борисоглебский монастырь создан в 1820 г. на основе женской общины по инициативе княжны Евдокии Николаевны Мещерской, родной тетки Федора Тютчева, в память о своем муже. Сначала монастырь существовал в виде богадельни, которая вскоре стала общиной, а в 1823 году была возведена в монастырь. Первой игуменией монастыря была княгиня Евдокия, постриженная в иночество с именем Евгении. Всего в монастыре в дореволюционные годы было три храма: соборный храм в честь Живоначальной Троицы, храм во имя св. Дмитрия, Ростовского митрополита, и в честь св. Анастасии Узорешительницы, ныне объединенной с больницей. Территорию окружала кирпичная ограда с четырьмя угловыми башнями. Обитель была столь знаменита своим укладом и духовными подвигами, что её называли «Женской Оптиной пустынью». В 1927 году монастырь был закрыт и вновь открыт в августе 1992 года как Патриаршее подворье, а в 1999 постановлением Св. Синода Патриаршее подворье преобразовано в женский монастырь со статусом ставропигиального.

http://patriarchia.ru/db/text/120074.htm...

Сёстры монастыря с трудом привыкали к новому месту жительства, которое по сравнению с городом казалось почти безлюдным. Им пришлось испытать немало трудностей и лишений, так как средства для существования были поначалу очень ограничены. Однако окрестные жители, привлекаемые благолепием монастырского богослужения, всё чаще и чаще посещали обитель. В 1840 году митрополит Московский Филарет, не оставлявший монастырь своим попечением, благословил открыть на его территории кладбище. С этого времени материальное положение монастыря стало постепенно поправляться. Уже в 1841 году игумения Клавдия расширяет Крестовоздвиженский храм, имевший два престола – в честь Воздвижения Креста Господня и Тихвинской иконы Божией Матери – пристройкой к нему придела во имя святого Алексия, человека Божия. В 1853 году стало возможным воздвигнуть в монастыре новую каменную церковь во имя святого покровителя обители – преподобного Алексия, человека Божия, с двумя приделами – в честь Грузинской иконы Божией Матери и святого Павла Латрийского. Труды по его постройке были предприняты следующей настоятельницей Алексеевской обители игуменией Иларией. Храм был построен по проекту архитектора М. Д. Быковского и освящён митрополитом Московским Филаретом 12 ноября 1853 года. Придел же святого Алексия, человека Божия, в Крестовоздвиженском храме было разрешено переименовать во имя святого Симеона Персидского, в соответствии с желанием благочестивого вкладчика, завещавшего устроить придел во имя своего ангела. В 1857 году Крестовоздвиженский храм был перестроен и расширен. Дальнейшее строительство в монастыре продолжила игумения Антония (в миру – Александра Троилина) (1871-1897). Под мудрым руководством этой настоятельницы, её неустанными трудами и молитвами обитель достигла вершины своего расцвета. Родом из богатой купеческой семьи, Александра получила образование в одном из лучших московских пансионов и в 1841 году, девятнадцати лет от рождения, поступила в Спасо-Бородинский общежительный монастырь. Здесь, наставляемая игуменией монастыря Марией (Тучковой), она начала свою иноческую жизнь. В 1858 году приняла пострижение с именем Антонии. В 1859 году, уже после кончины игумении Марии, монахиня Антония была переведена ризничей в Аносин Борисоглебский монастырь.

http://azbyka.ru/palomnik/Алексеевский_ж...

После закрытия Зосимовой пустыни в 1923 году отец Досифей вынужден был переместиться с берега реки Молохчи на истринские берега, в Борисоглебский Аносин женский монастырь, что невдалеке от станции Снегири. Там он служит исповедником. Выбор был не случаен: игумения женской обители, матушка Иоанна, была духовной дочерью схиигумена Германа и часто посещала Зосимову пустынь. У нее отец Досифей жил при богадельне в отдельной келии, служил каждый день. В особенности все ночные службы: повечерия, вечерни. Насельницы пустыни, живщие по строгому византийскому уставу преподобного Феодора Студита , зосимовского старца полюбили. Добрейшая мать Алипия, милые юные послушницы: Татьяна, дочь профессора-медика Фомина, в дальнейшем монахиня Магдалина, Любочка, Любовь Леонидовна Нечуй-Левицкая, в последствии схимонахиня Леонтия и все насельницы монастыря – умилялись от общения с батюшкой, напоминавшего блаженного и по временам юродствовавшего. По рассказам монахинь известно, что Алексей Лосев и его жена продолжали окормляться у старца Досифея и часто приезжали в Аносину пустынь. «Бог простит», – говорил старец в ответ на сокрушения Валентины Михайловны. В последствии, сосланные в разные места супруги, в переписке вспоминали Зосимовского подвижника, его философию, науку и мудрость: «стиль жизни, не понятный, может быть, никому из нашей современности, и русской и западной», – писал философ (в письме от 30.04.1932) про старца Досифея, в частности, и русское старчество вообще в ответ на утешения супруги. Он принимает путь страдания и мученичества, по которому они идут вместе с женой. Несмотря на доброе отношение в монастыре, старец тоскует по родной обители и братиям. Отец Симон (Кожухов) после закрытия Пустыни «буквально подобранный на улице боголюбивыми девицами Барановыми», и оставшийся у них жить вблизи зосимовских стен, писал в одном из писем своим родственникам Четверухиным (от 12.07.1923): «...Хотя, повторяю, мне здесь и хорошо, но я все же нахожусь выбитым из колеи. К тому же мне не достает храма, недостает старца и духовника. Хотя и приезжает к нам иногда отец Досифей, но бывает слишком редко, а чаще бывать не может, слишком дорого обходится проезд.»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Патриарх Кирилл: Когда мы осуждаем друг друга, любовь разрушается А почему люди осуждают один другого? Происходит это оттого, что человек чаще всего пребывает в состоянии гордыни. Гордость — это порок, который особым образом обнажает саму сущность греха. 21 марта, 2013 А почему люди осуждают один другого? Происходит это оттого, что человек чаще всего пребывает в состоянии гордыни. Гордость — это порок, который особым образом обнажает саму сущность греха. 21 марта 2013 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Борисоглебский Аносин женский монастырь в Истринском районе Московской области, где молился за уставными богослужениями, сообщает Патриархия.ru . В заключение Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В течение первой седмицы Великого поста мы, внимая глубоко назидательным богослужебным текстам, размышляем о духовной жизни. Каждый человек, вслушиваясь в эти тексты, невольно обращает мысль свою на самого себя, и в этом заключается одно из самых важных измерений постного поприща, когда, взирая вглубь своей собственной души, мы подвергаем себя суду — суду своей совести, выявляя собственные недостатки, пороки и каясь пред Господом в содеянном. Одним из очень распространенных пороков является осуждение ближнего. Иногда, встречаясь со знакомыми и друзьями, мы, просто для того чтобы заполнить время, осуждаем других. Святой Григорий Богослов замечательно сказал по этому поводу: «Если кто, желая позабавиться, выставляет напоказ осуждение ближнего, то воображай, что предметом смеха становишься ты сам, и тогда слова его более всего огорчат тебя». Это мудрое наставления святого Григория мы должны иметь в памяти тогда, когда кто-то в шутку или всерьез, желая рассмешить нас или занять наше внимание, или просто от безделья, начинает осуждать другого человека. Помни, что в этот момент ты сам становишься предметом для смеха, потому что тот же человек, который с легкостью говорит о другом плохо, желая тебе понравиться или, как сказал святитель, просто позабавиться, в другой обстановке непременно скажет то же самое про тебя. О, как бы ты огорчился, если бы услышал это! Так вот, огорчаться мы должны всякий раз, когда слышим осуждение наших ближних.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-kogda-...

Филарету, что «при монастыре вновь устрояются св. врата и возле них удобно было бы соорудить малую церковь во имя св. Димитрия Ростовского для отправления в ней разных треб для мирских прихожан». 12 сент. 1824 г. храм был освящен свт. Филаретом, реконструирован в 1881 г. В 1828-1829 гг. в юж. части мон-ря был сооружен небольшой больничный корпус с приютом и деревянной (с 1854 каменной) ц. во имя вмц. Анастасии Узорешительницы, покровительницы дочери кнг. Мещерской Анастасии Озеровой. В 20-х - нач. 30-х гг. XIX в. выстроены кельи, трапезная, мастерская, хлебные амбары, прачечная и др. жилые и хозяйственные постройки, вырыты 2 пруда для разведения рыбы. Почти все первые насельницы А. Б. м. (12 чел.) происходили из крестьянских семей и из дворовых людей. С окт. 1832 по 1863 г. обитель вопреки желанию аносинских игумений была местом для покаяния и исправления женщин, осужденных за пьянство и прелюбодеяние, присылались в мон-рь и женщины-старообрядки «для увещания к возвращению из раскола к Православию». При игум. Анастасии (Комаровой; 1837-1854) указом Московской консистории на 20 лет возобновилась аренда монастырских земель, в 1842 г. мон-рь был наделен лесными угодьями. Заботами игум. Евгении (Озеровой; 1854-1875), внучки основательницы мон-ря, в 1855 г. были построены каменный келейный корпус, настоятельские кельи, деревянные гостиничный корпус и дома для священнослужителей. Благодаря пожертвованиям купца П. Г. Цурикова сооружен странноприимный дом, а также реконструирован Троицкий храм, Тихвинский придел к-рого 23 июля 1867 г. был переосвящен в честь Успения Божией Матери. Согласно описи 1876 г., при игум. Рафаиле (Ровинской; 1875-1879) в А. Б. м. проживало 180 насельниц. Доходы обители во 2-й пол. XIX в. составляли 5-6 тыс. р. серебром в год и складывались из пожертвований, денежных вкладов, рукоделия сестер и доходов от хозяйственных угодий. К 1900 г., при игум. Иоанне (Макаровой; 1879-1918 (1919?)), обитель владела 307 дес. земли, в т. ч. пахотной - 33 дес., луговой - 6, лесной - 260, неудобной земли - 8 дес.

http://pravenc.ru/text/115668.html

С одной стороны, налицо была необходимость оказания на общественном уровне широкой финансовой поддержки миссионерскому деланию Русской Православной Церкви, особенно в условиях, когда миссионеры различных толков, в значительном количестве прибывающие из-за рубежа, вооружены далеко не одним словом и имеют весьма широкую материальную базу. Не тайна, что именно эта база, дающая возможность и для проповеди, и для заметных благотворительных акций, стала одной из причин относительного успеха деятельности инославных миссионеров в ряде регионов России и стран Содружества. С другой стороны, мы вынуждены были принять во внимание и тот неоспоримый факт, что общецерковный бюджет при современных экономических трудностях в России и при тех стесненных финансовых обстоятельствах, в которых оказалась Церковь, явно не мог бы принять на себя дополнительные расходы на развитие миссионерской деятельности в полном объеме. Именно поэтому летом 1995 года было принято решение о создании Православного миссионерского фонда Русской Православной Церкви. Как мы и надеялись, нашлись люди, памятующие, что, трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: " блаженнее давать, нежели принимать " (Деян. 20, 35). Помимо Московской Патриархии учредителями Фонда стали РАО " Газпром " , финская фирма " Крудэкс " , ЗАО " Сэлдом-Петербург " , другие общественные и финансовые структуры. Жизнь показала, что это решение было вполне оправданным: финансовая поддержка Фонда дала возможность осуществить вышеупомянутые программы Отдела. Фонд также финансирует программу " Храмоздание " , цель которой заключается в разработке типовых проектов и организации сооружения модульных быстровозводимых храмов - деревянных и металлических. Первый такой храм практически закончен в одном из самых густонаселенных районов Москвы - Чертанове. А несколько дней тому назад, посещая Борисоглебский Аносин женский монастырь, я ознакомился с палаточным храмом, установка которого требует лишь нескольких часов. Важное значение имеет издательская программа Фонда. Средства, мобилизованные Фондом в первый год его существования, - а это более 1,3 миллиарда рублей - израсходованы с пользой для развития православной миссии. Надеюсь, что в дальнейшем деятельность Фонда будет расширяться.

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009