Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла в четверг первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Борисоглебском Аносином женском монастыре 21 марта 2013 г. 14:30 21 марта 2013 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  посетил Борисоглебский Аносин женский монастырь в Истринском районе Московской области, где молился за уставными богослужениями. В заключение Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В течение первой седмицы Великого поста мы, внимая глубоко назидательным богослужебным текстам, размышляем о духовной жизни. Каждый человек, вслушиваясь в эти тексты, невольно обращает мысль свою на самого себя, и в этом заключается одно из самых важных измерений постного поприща, когда, взирая вглубь своей собственной души, мы подвергаем себя суду — суду своей совести, выявляя собственные недостатки, пороки и каясь пред Господом в содеянном. Одним из очень распространенных пороков является осуждение ближнего. Иногда, встречаясь со знакомыми и друзьями, мы, просто для того чтобы заполнить время, осуждаем других. Святой Григорий Богослов замечательно сказал по этому поводу: «Если кто, желая позабавиться, выставляет напоказ осуждение ближнего, то воображай, что предметом смеха становишься ты сам, и тогда слова его более всего огорчат тебя». Это мудрое наставления святого Григория мы должны иметь в памяти тогда, когда кто-то в шутку или всерьез, желая рассмешить нас или занять наше внимание, или просто от безделья, начинает осуждать другого человека. Помни, что в этот момент ты сам становишься предметом для смеха, потому что тот же человек, который с легкостью говорит о другом плохо, желая тебе понравиться или, как сказал святитель, просто позабавиться, в другой обстановке непременно скажет то же самое про тебя. О, как бы ты огорчился, если бы услышал это! Так вот, огорчаться мы должны всякий раз, когда слышим осуждение наших ближних.

http://patriarchia.ru/db/text/2861415.ht...

Сперанский Михаил Михайлович (1772–1839) — советник императора Александра I. Руководил кодификацией законов Российской Империи. Будучи сыном сельского священника, в конце жизни получил титул графа. 87 Примечания составлены авторами записи «Бесед» 88 Митрополит Трифон (в миру князь Борис Петрович Туркестанов; 1861–1934) в 1887 г., после университета, поступил послушником в Оптину к преп. Амвросию. В 1890 г. стал иеромонахом, а в 1901 г. — епископом. 89 Община «Отрада и утешение» была основана в 1898 г. в селе Щеглятьеве Серпуховского уезда, Московской губернии М.В. Орловой-Давыдовой, в собственном имении. Сама графиня (в иночестве Магдалина) была настоятельницей. 90 Казанский-Головинский монастырь основан в 1867 г. купцом Н.И. Доровым в селе Головине (неподалеку от Ховрино). 91 Борисоглебский Аносин монастырь основан в 1820 г. кн. Е.Н. Мещерской, ставшей игуменией Евгенией. Ныне обитель вновь открыта. 92 Блаженная Моника — мать Блаженного Августина, епископа Иппонского († 430; пам. 15 июня), автора «Исповеди». 93 Тихонова пустынь (в 30 км от Калуги) была основана в XV в. преп. Тихоном Калужским (и там доныне пребывают его мощи). Обитель славилась строгим уставом. Ее посещала св. прпмц. Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. 94 Имеются в виду старшие отцы Оптиной пустыни. 95 По-видимому, имелся в виду Иверский женский монастырь в г. Выкса Рязанской губернии. Обитель была основана с благословения преп. Варнавы Гефсиманского и им окормлялась. 96 При жизни преп. Варсонофий печатал свои стихотворения под псевдонимом Странник. 97 Преп. Иоанн Лествичник говорит: «Бей супостатов именем Иисусовым, ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле» (Лествица. С. 28, гл. 7). Учение святых отцов о молитве Иисусовой изложено особенно подробно епископом Игнатием (Брянчаниновым), а также епископом Феофаном Затворником (Письма о духовной жизни. М., 1882 г.) и старцем Оптиной пустыни, иеросхимонахом Амвросием. Упомянутые современные нам великие подвижники опытно проходили путь молитвы Иисусовой; поэтому мысли их об этом предмете изумляют читателей своей силой и глубиной. Особенно творения епископа Игнатия возбуждают в читателе спасительную ревность к прохождению молитвенного пути, заповеданного святыми отцами не только инокам, но и мирянам,— пути тесного и прискорбного в начале, но в конце радостотворного.— Прим. автора. 98

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

Архив Пн В Борисоглебском Аносине ставропигиальном монастыре отметил 250-летие со дня рождения основательницы обители игумении Евгении (Мещерской) 4 марта 2024 г. 17:42 2 марта 2024 года Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь торжественно отметил 250-летие со дня рождения основательницы монастыря княгини Евдокии Мещерской (в монашестве Евгении), родной тети поэта Ф.И. Тютчева. Божественную литургию возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност . По окончании богослужения архиерей совершил литию на могиле первоосновательницы обители игумении Евгении. Сестры и прихожане монастыря подготовили ко дню рождения основательницы литературно-музыкальную композицию «Нам не дано предугадать», в сюжете которой переплелись рассказ о жизненном пути игумении Евгении, стихотворные строки Ф.И. Тютчева, музыкальные произведения композиторов-современников игумении Евгении и песни об Аносином монастыре, авторства нынешних его прихожан. «Не забывайте свои корни. Если корни забудем — дерево засохнет», — сказала настоятельница Аносина монастыря игумения Мария (Солодовникова). Старший священник обители иеромонах Адриан (Чаликов) напомнил, что монастырь — место борьбы: здесь побывали французы, немцы подходили, эпоху гонений обитель пережила, но все вернулось — и как и прежде, здесь борются за добродетели. А место, где творилась любовь, пустынным не будет. После торжественных мероприятий для гостей обители была проведена экскурсия по монастырскому музею. Память игумении Евгении почтили в этот день не только в созданной ею обители, но и в других местах, связанных с ее жизнью. На родине игумении Евгении, в селе Гореново под Рославлем, была совершена Божественная литургия и панихида. Поминальные богослужения прошли в Тютчевском музее-заповеднике «Овстуг» на Брянщине. В Рековичской поселенческой библиотеке прошла информационная минутка для читателей, в ходе которой был продемонстрирован видеоролик о бывшей владелице этого родового имения князей Мещерских.

http://patriarchia.ru/db/text/6108239.ht...

Архив Пн В канун Великого Четверга Святейший Патриарх Кирилл принял участие в вечернем богослужении в Борисоглебском Аносином ставропигиальном монастыре 8 апреля 2015 г. 21:03 Вечером 8 апреля 2015 года, в канун четверга Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь в Истринском районе Московской области. Предстоятель Русской Церкви принял участие в вечернем богослужении в Троицком соборе обители. На утрене Великого четверга Святейший Владыка прочитал Евангелие. Среди молившихся были настоятельница монастыря игумения Мария (Солодовникова), руководитель администрации Истринского муниципального района Московской области А.Г. Дунаев, глава сельского поселения Обушковское Н.В. Михарева, насельницы обители, воспитанницы монастырского приюта для девочек. Богослужебные песнопения исполнил хор сестер Борисоглебского Аносина монастыря под управлением инокини Нонны (Пушкиной). По окончании череды богослужений матушка Мария приветствовала Святейшего Патриарха Кирилла и преподнесла в дар Его Святейшеству икону Небесных покровителей Аносина монастыря — святых благоверных князей Бориса и Глеба. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом: «Досточтимая матушка! Дорогие отцы, братья и сестры! С большой радостью я посетил в этот святой вечер Борисоглебскую Аносину пустынь — замечательный наш монастырь, который за последние годы до неузнаваемости изменился трудами матушки, сестер, благочестивых мирян, помогавших его возрождению. Вспоминаю, как еще в прошлый раз мы молились в приделе, а сегодня уже и главный престол полностью отреставрирован, и храм сей являет свою первозданную красоту. В этом году мы празднуем 1000-летие со дня страстотерпческой кончины первых русских святых — святых благоверных князей Бориса и Глеба, в честь которых и названа эта пустынь; и я рад, что в юбилейный год имею возможность посетить сию святую обитель и помолиться вместе с вами.

http://patriarchia.ru/db/text/4025249.ht...

Сестры трудились в иконописной и золотошвейной мастерских, занимались шитьем одежды и белья, вязанием, вышиванием по канве шелком. На Всемирной Парижской выставке в 1900 г. за золотошвейную работу с жемчугом мон-рь получил Гран-при. По приглашению Сидорова с 23 янв. 1883 г. богослужения в Казанской ц. совершал заштатный клирик Коломенского у. Московской губ. свящ. Василий Иоаннович Раевский, с 14 апр. 1883 г. (по др. сведениям, 1884) в общине служил также диак. П. Ф. Троицкий на вакансии псаломщика. Нек-рое время духовником сестер был старец московского во имя святителя Иоанна Златоуста монастыря иеросхим. Иоанн (иером. Исихий; 17 окт. 1888). Оптинские старцы прп. Варсонофий (Плиханков) и прп. Анатолий (Потапов) в беседах советовали женщинам, собиравшимся посвятить себя монашеской жизни, поступать в К. м. или в Аносин Борисоглебский монастырь . К. м. посещали митр. Московский Иоанникий, Дмитровские викарные епископы Леонид (Краснопевков) и Амвросий (Ключарёв) , Трифон (Туркестанов), иеросхим. Аристоклий Афонский (Амвросиев), старец Захария (Минаев; 1850-1936), отстраненный от управления Сербской митрополией и проживавший в России митр. Михаил (Йованович (9 февр. 1887)), обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев с супругой (30 мая, по др. сведениям, 30 марта 1883) и др. Постройки К 1880 г. первоначальная домовая Спасская ц. (1872) не вмещала всех насельниц, поэтому в К. м. на средства купца Сидорова была построена отдельная деревянная на каменном фундаменте ц. в честь Казанской иконы Божией Матери с деревянной колокольней над папертью. В храме был установлен 3-ярусный резной иконостас. На колокольне висело 8 колоколов, самый крупный весил 32 пуда. 19 окт. 1882 г. митр. Московский Иоанникий в сослужении настоятеля Данилова московского мон-ря архим. Амфилохия (Сергиевского-Казанцева) , ризничего Чудова мон-ря иером. Сергия, благочинного прот. Никанора Румянцева и свящ. Василия Успенского совершил освящение церкви. Это был первый храм, освященный митр. Иоанникием в Московской епархии, в к-рую он прибыл 27 авг. того же года. Одновременно с 1882 г. в Спасской ц. служили только ранние литургии и молебны для немощных сестер.

http://pravenc.ru/text/1319830.html

Марта 1 (14) Преподобномученица Дария (Зайцева) Составитель священник Максим Максимов Преподобномученица Дария родилась в 1870 году в селе Богослово Рязанской губернии в семье крестьянина Петра Зайцева. В 19 лет она ушла в Аносин Борисоглебский женский монастырь, располагавшийся в 15 верстах от города Звенигорода, на берегу реки Истры. Здесь послушница Дария подвизалась до 1928 года, когда обитель была ликвидирована советской властью. После закрытия монастыря послушница Дария поселилась в Истринском районе в селе Холмы и стала прислуживать в Знаменской церкви. Жила она в церковном доме. В 1934 году ее избрали церковной старостой. 2 марта 1938 года послушница Дария была арестована Истринским отделением милиции и заключена в камеру предварительного заключения. 3 марта состоялся допрос. -Дайте показания о вашей контрреволюционной агитации, проводимой вами среди населения села Холмы? – После прихода к власти коммунистов нам, православным, жить стало хуже, стали нас притеснять, закрывать церкви. Пересажали в тюрьму всех священников, диаконов, монашествующих. Вот я приготовила себе вещи и ожидала, когда меня посадят… В 1937 году зимою приходили ко мне в сторожку женщины деревни Холмы, где я вела разговор без всякой на то злобы, что нужно больше молиться Богу и просить, чтобы Бог помог изба-виться нам от власти и послал нам другую. При этой власти стало жить очень тяжело крестьянам, и к нам крестьяне в церковь не ходят, забыли Бога, вот нам и послана такая власть… Власть сейчас делает гонения на крестьян и православных, и я умру за веру и батюшку царя. -Почему вы недовольны существующим строем и проводите контрреволюционную деятельность? – Недовольна существующим строем лишь потому, что закрывают церкви и делают гонения на религию и православных, и поэтому смириться с существующим строем не могу. 8 марта 1938 года тройка НКВД приговорила послушницу Дарию к расстрелу. Послушница Дария (Зайцева) была расстреляна 14 марта 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребена в безвестной общей могиле. ИСТОЧНИКИ: ГАРФ. Ф. 10035, д. 23869. Читать далее Источник: Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии/[Игумен Дамаскин (Орловский) и др.]; Под общ. ред. Митрополита Крутицкого Коломенского Ювеналия. - Тверь : Булат, 2002-2006, в 8-и томах./Январь-май. - 2002. – 285 с.; Июнь-август. - 2003. – 285 с.; Сентябрь-Октябрь. - 2003. – 235 с.; Ноябрь. - 2004. - 334 с.; Декабрь. – 2004. – 174 с.; 1: Доп. том. - 2005. - 287 с.; 2: Доп. том. - 2005. - 268 с.; 3: Доп. том. - 2005. - 284 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архив Пн Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в канун Великой Среды в Борисоглебском Аносине ставропигиальном монастыре 11 апреля 2017 г. 23:47 Вечером 11 апреля 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь в Истринском районе Московской области, где принял участие в вечернем богослужении в канун Великой Среды. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Мы совершили богослужение, которое называется утреней Великой Среды. По традиции, установившейся в нашей Церкви, торжественные утренние богослужения совершаются накануне вечером, чтобы дать верующим возможность принять в них участие, помолиться. Вот и сегодня, во вторник вечером, совершена утреня Великой Среды. Великая Среда посвящена очень важному событию, которое предшествовало страданиям, смерти и Воскресению Господа. Речь идет о том, как в Вифании, в доме Симона некая грешная женщина, блудница возлила на главу Спасителя драгоценное миро. В этой истории многое требует прояснения. Во-первых, как в дом, где принимали Спасителя, могла прийти падшая женщина? Как ее туда пустили? Евангелисты отмечают, что Симон был прокаженным, а мы знаем, что прокаженные были вне общества, они были изгоями. Конечно, получив исцеление, Симон перестал быть изгоем и жил среди людей. Но скорее всего, Симон, памятуя о своей былой отверженности, открыл двери для этой женщины-изгоя. И вот она пришла и совершила нечто, что выходит за пределы человеческого разумения. Она возлила на главу Спасителя драгоценное миро — жидкость, составленную из разного рода благоуханий, стоимость которых была очень велика. Миром помазывались на царство; трудно даже представить, как эта женщина купила такую драгоценность — наверняка это стоило ей всех денег, которые у нее были. История с помазанием Христа Спасителя блудницей, в которой так много непонятного и необъяснимого, может быть понята и объяснена через смысл служения, которое Господь совершил ради всего мира. Для Господа нет изгоев, для Него нет ни богатых, ни бедных, ни знатных, ни простолюдинов. Все наши человеческие условности Господь отметает и принимает всех, в том числе грешников, — более того, грешников в первую очередь. Именно Господу принадлежат слова: «Я пришел призвать не праведников, но грешников» (Мф. 9:13). Поэтому первое, что обращает на себя внимание, — это искренняя, истинная любовь Спасителя ко всем, в том числе к грешникам.

http://patriarchia.ru/db/text/4858816.ht...

Архив Пн В канун Великой Среды Святейший Патриарх Кирилл принял участие в вечернем богослужении в Борисоглебском Аносине ставропигиальном монастыре 11 апреля 2017 г. 21:24 Вечером 11 апреля 2017 года, в канун среды Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь в Истринском районе Московской области. В Троицком соборе обители Предстоятель Русской Православной Церкви принял участие в вечернем богослужении в канун Великой Среды. На великом повечерии Святейший Патриарх Кирилл читал канон Триоди, а на утрене — Евангелие. Тропарь «Се Жених» и светилен «Чертог Твой» исполнили протодиакон Константин Барган, иеродиакон Афанасий (Гелич) и иеродиакон Андрей (Данилов). В числе молившихся за богослужением были настоятельница монастыря игумения Мария (Солодовникова), руководитель администрации городского округа Истра А.Г. Дунаев, глава городского округа Истра А.Г. Скворцов, глава сельского поселения Обушковское Н.В. Михарева, насельницы обители, воспитанницы монастырского приюта для девочек, паломники. Богослужебные песнопения исполнил хор сестер Борисоглебского Аносина монастыря под управлением инокини Нонны (Пушкиной). По окончании череды богослужений матушка Мария приветствовала Святейшего Владыку и преподнесла в дар Его Святейшеству икону с изображениями новомучеников, чьи жития связаны с Аносиной обителью  преподобномученицы Дарии (Зайцевой), священномученика Серафима (Звездинского), преподобномученика Евфросина (Антонова), преподобномученицы Татианы (Фомичевой), сосуд для омовения рук, созданный прихожанами монастыря, и книгу клирика обители иерея Георгия Кириндаса «Аносинские беседы». Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом . В дар обители Святейший Патриарх Кирилл передал образ Спасителя, каждой насельнице подарочное издание правила ко Святому Причащению. Завтра, 12 апреля, в Великую Среду, Святейший Патриарх Кирилл совершит Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4858811.ht...

«Почти каждый из нас, анализируя свою собственную жизнь, может сказать, что у него в душе – рай или ад, преумножены или загублены данные от Бога таланты, во имя Божие или на пагубу людей совершается преумножение талантов. На все эти вопросы каждый из нас способен дать ответ», – отметил Святейший Владыка. «Евангельское повествование о Втором, страшном пришествии Господа, о великом суде Божием имеет непосредственное отношение к каждому из нас, и не только в связи с общей кончиной мира, но и в связи с нашей собственной кончиной, – продолжил Святейший Патриарх Кирилл. – Скоротечна жизнь человека: семьдесят лет, аще же в силах, восемьдесят лет (Пс. 89. 10) – это мгновение перед лицом вечности. Будучи вовлеченными в каждодневные заботы, напрягая свои силы для того, чтобы обладать какими-то материальными благами, хорошим положением в обществе, мы забываем о главной цели своего бытия, она как бы уходит от нас, заслоняется многими и многими задачами и проблемами, которые мы в суете своей все время решаем. Но время Великого поста, особенно же в дни святой и спасительной Страстной седмицы, даются нам именно для того, чтобы мы могли остановить свой жизненный бег, посмотреть внимательно на то, что происходит с нами, проанализировать состояние своей души, подвергнуть беспристрастному экзамену свое внутреннее состояние, чтобы, употребляя духовные силы, молитву, пост, покаяние, постараться изменить свою жизнь к лучшему». В заключение Святейший Владыка призвал провести оставшиеся до Светлого Христова Воскресения дни в молитве и в размышлениях о своей собственной жизни, дабы с радостью встретить Святую Пасху. Затем Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовала настоятельница Борисоглебского Аносина женского монастыря. Она особо подчеркнула, что сей день стал особым – обитель впервые посетил Святейший Патриарх Кирилл. Настоятельница монастыря монахиня Мария (Солодовникова) познакомила Его Святейшество с историей обители, рассказала о первой настоятельнице игумении Евгении (Мещерской).

http://pravoslavie.ru/30073.html

Архив Пн В четверг первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением в Борисоглебском Аносином женском монастыре в Подмосковье 21 марта 2013 г. 13:37 21 марта 2013 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Борисоглебский Аносин женский монастырь в Истринском районе Московской области. Предстоятель Русской Православной Церкви молился за уставными богослужениями — утреней, часами, изобразительными и вечерней, которые были совершены в приделе святых страстотерпцев Бориса и Глеба Троицкого собора обители. Среди молившихся были настоятельница монастыря игумения Мария (Солодовникова), насельницы и многочисленнные прихожане. По окончании череды богослужений матушка Мария приветствовала Святейшего Патриарха Кирилла и преподнесла в дар Его Святейшеству Курскую-Коренную икону Пресвятой Богородицы. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с проповедью . В соответствии с решением Архиерейского Собора 2011 года и определением Священного Синода от 22 марта 2011 года ( журнал 29 ) Святейший Владыка вручил настоятельнице монастыря игуменский посох. В дар обители Святейший Патриарх Кирилл передал икону святой праведной Матроны Московской. Сегодня вечером Предстоятель Русской Православной Церкви совершит великое повечерие с чтением заключительной части Великого канона прп. Андрея Критского в Новоспасском ставропигиальном монастыре  г. Москвы. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/2861376.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009