Особенной ревностью в благотворительном подвиге отличались женские обители, число которых в 19 в. значительно выросло. В первой половине столетия религиозное одушевление захватило немалую часть дворянского общества, что привело к умножению постригов среди девушек и вдов дворян. После реформ 60-х гг. перед одинокими крестьянками, освобожденными от крепостной зависимости, открылись почти беспрепятственные возможности для поступления в монастыри. В монастыре крестьянская девушка или вдова находила обстановку, близкую ее сердцу: монастырские послушания были похожи на ее домашние хозяйственные работы. Женские обители, как правило, были беднее мужских. Даже штатные монастыри получали скудную помощь из государственной казны, а большинство женских монастырей числилось за штатом. Почти все новые женские обители создавались по личному почину их первоначальниц. Многие из них выросли из сестрических общин. Эти общины начинались с собраний верующих девушек за каким-нибудь рукоделием, которое начиналось и заканчивалось молитвой. Грамотные читали вслух жития святых и другие душеполезные писания. Со временем из этих благочестивых «посиделок» складывалась община с совместным проживанием сестер, а общая молитва разрасталась в уставное богослужение, на которое приглашались священники из близлежащих приходов. Наконец, сестры-чернички, как их называли в народе, обращались к архиерею с прошением о преобразовании общины в монастырь. Начинались долгие хлопоты: весьма часто у духовной власти возникали подозрения, не заражена ли община сектантскими настроениями. Когда эти подозрения рассеивались и хлопоты увенчивались успехом, то одних сестер постригали в мантию или рясофор, а другие оставались послушницами. Первоначальными средствами для новоучрежденного монастыря служили пожертвования богатых дарительниц или самих основательниц. Так в 1823 г. в деревне Аносине под Москвой возник Борисоглебский монастырь. Его основательницей была княгиня Евдокия Мещерская, которая, овдовев через два месяца после замужества, собрала вокруг себя благочестивых крестьянок для общих трудов и молитв. В рукодельном труде княгиня не отставала от своих крепостных. После многолетних хлопот она достигла преобразования общины в монастырь, игуменьей которой московский святитель Филарет назначил саму княгиню, несмотря на ее отказ, дав ей при постриге имя Евгении. Мать Евгения скончалась в 1837 г. в возрасте 63 лет. Под ее началом Аносин Борисоглебский монастырь прославился высокой аскетической жизнью сестер и широким размахом благотворительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Игуменья Евгения руководила Аносиным монастырем 14 лет. В 1837 году она умерла и была похоронена с северной стороны собора у придела Бориса и Глеба. Позже монахиней Аносиной обители стала родная внучка княгини Евдокия Озерова. В монашестве она тоже получила имя Евгения, став во всем преемницей бабушки. Евгения Озерова руководила монастырем 20 лет. Ее могила также находится рядом с приделом святых Бориса и Глеба. Второе название монастыряБорисоглебский. Оно указывает, что обитель строилась в память о князе Борисе Мещерском. Страстотерпцы Борис и Глеб – это первые русские святые, вошедшие в церковные святцы после принятия христианства на Руси. Они были сыновьями киевского князя Владимира. После смерти отца старший брат Святополк, прозванный в народе Окаянным, послал к Борису и Глебу слуг для расправы над соперниками. Братья знали о предательстве Святополка, но не стали сопротивляться, чтобы избежать междоусобицы. Почитание Бориса и Глеба как святых началось на Руси почти сразу после их трагической кончины. Святитель Дмитрий Ростовский – это еще один почитаемый в монастыре святой. Автор жизнеописания игуменьи Евгении Мещерской писал в 1876 году: «Не у французских мыслителей XVIII века, сочинения которых читала с таким увлечением в молодости, заимствовала она силу и мужество…Святитель Дмитрий Ростовский был тот духовный писатель, которого сочинения особенно благотворно подействовали на ее дух». Княгиня называла святого своим целителем и приписывала ему свое обращение «от безумного мудрования» к христианской вере. Будущий святитель родился недалеко от Киева в семье сотника Саввы Туптало в 1651 году. Дмитрий учился в Киево-Братской коллегии, стал монахом и прославился проповедями. В 1701 году он переехал в Москву, а чуть позже Петр I назначил его митрополитом Ростовским. Святитель Дмитрий известен составлением «Четьи-Минеи» – собрания житий православных святых. Это и сегодня популярная книга о жизни древних святых. Основательница монастыря игуменья Евгения Мещерская чтила Тихвинскую икону Божией Матери. Она писала в дневнике: «положу освящение храма во имя Тихвинской Божией Матери в память чудесного избавления меня с дочерью и другом моим Елисаветою Алексеевною Ельчаниновой от потопления в Ладожском канале в проезд наш из Петербурга к Тихвину в 1798 году». На сайте обители говорится, что в 1995 году одна женщина из Москвы вернула в монастырь список Тихвинской иконы, который хранился в обители до закрытия. В 2013 году в монастырь был передан еще один старинный список Тихвинской иконы, созданный в конце XVIII века.

http://sobory.ru/article/?object=00804

Возрождение В 1992 году по ее просьбе Святейший Патриарх Алексий II благословил взять обитель на восстановление, сперва – в качестве патриаршего подворья, а в 1999 году она получает статус самостоятельного ставропигиального монастыря. Современное состояние [ править править код ] Святые покровители обители Современность Среди святынь монастыря – мощевики с частицами мощей многих святых: покровителей монастыря благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, святителей Димитрия Ростовского , Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, Спиридона Тримифунтского, Луки (Войно-Ясенецкого), Киево-Печерских подвижников... Настоятельница монастыря игумения Мария (Солодовникова) Духовенство иеромонах Адриан (Чаликов) протоиерей Владислав Сысолятин иерей Георгий Кириндас Храмы [ править править код ] Храм вмч. Анастасии Узорешительницы Вдоль южной ограды Аносина Борисоглебского монастыря протянулся так называемый больничный корпус с церковью св. великомуч. Анастасии Узорешительницы. Эта церковь – воплощение горячей материнской молитвы о счастье своей дочери. Храм был заложен 6 мая 1828 года, 1 сентября 1829 года – освящен в честь ангела дочери иг. Евгении (Мещерской), Анастасии Борисовны Озеровой. В больничном здании находилась больница на шесть кроватей, келлии игумении, некоторых монахинь и послушниц. Исключительное удобство для больных и немощных сестер представляло то, что корпус был соединен с храмом крытым переходом, так что они получили возможность присутствовать за богослужением, не выходя из помещения. Церковь свт. Димитрия Ростовского При входе в Аносинскую обитель по левую руку от Святых врат встречает богомольцев нарядная церковь святителя Димитрия Ростовского, выстроенная в стиле «ампир». Эта небольшая церковка не только радует глаз соразмерными пропорциями и нарядным убранством, но и согревает боголюбивую душу благочестивыми воспоминаниями. Храм вмц. Анастасии Узорешительницы Собор Святой Живоначальной Троицы Соборный храм Святой Живоначальной Троицы (по имени северного придела – Борисоглебский собор) – древнейшее по времени сооружения здание в архитектурном ансамбле Аносина Борисоглебского монастыря. Он был построен тщанием княгини Авдотьи Николаевны Мещерской (впоследствии – игумения Евгения) изначально как приходской храм. В октябре 1809 года Авдотья Николаевна обратилась с прошением к митрополиту Платону (Левшину) о разрешении построить за свой счет церковь в Аносине с условием, что она обеспечит содержание священника и причта. Разрешение последовало незамедлительно, и уже в мае 1810 года был заложен каменный храм во имя Живоначальной Троицы с двумя приделами в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба (в память о почившем супруге князе Борисе). Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Борисоглебский...

Евлампия , 1846 и 47. Магдалина , 1848 и 49, перев. в Хотьков. Олимпиада , 1849–67. 39 Хотьков Покровский, от Троицкой Лавры в 10 верстах, упом. в 1422 г.; грамотой 2 авг. 1544 отдан в ведение Троицкой Лавры; в 1764 от неё отписан и возведён в третий класс. [VI, 600.] Игуменьи Иулия , в авг. 1689. Феодосия Куличкина определена 9 сент. 1692. Анфиса , в 1717–20. Иринарха Латышева определена 17 апр. 1723; упом. 1727 и 28. Макодония , в 1764–80. Евпраксия Коротаева , 1809–48, † в окт. Магдалина 1849 перев. из Брусенского; до 1855. Вера Головина , в 1856–58 перев. в Московский Никитский. Антония , 1859–66; † … Филарета , 1867–69; жива на покое. 40 Аносин Борисоглебский, В Звенигородском уезде, основан княгиней Евд. Ник. Мещерской, в 1822 г.; третьего класса. Игуменьи Евгения Мещерская определена в сент. 1823; † 2 февр. 1836. Анастасия определена 1836; в 1854 перев. во Владычен. Евгения Озерова , в 1855–67. 41 Ивановский (Усекновения Иоанна Предтечи), девичий, в Москве, основан в исх. XVI века; по штатам второклассный; в 1812 г. сгорел и потому упразднён. [IV, 307.] Игуменьи Анисия , в янв. 1626. Анна Годунова , 26 дек. 1640. Евфимия Вельяминова , 1654–56. Фекла , в авг. 1690. Марфа Григорова , 1701–11. Мария Цимерманова , 1712–33; † … Елена Протопопова определена 22 нояб. 1733; † 8 дек. 1761. Назарета Иванова , 1762–72. Измарагда , 1773–79. Елисавета , 1779–81 (в 1794 перев. в Новодевич?). Мария Арсеньова † 29 нояб. 1805. Елпидифора (последняя, до 1812 г.). 42 Георгиевский, девичий, в Москве, на Дмитровке, упом. в исх. XV столетия 55 ; по штатам третьеклассный; в 1812 г. сгорел и потому упразднён. [III, 690.] Игуменьи Иулиания , 1613–23. Анна , 1651. Парамона , 1655. Пелагия , 1690, 1705, 10. Александра , 1710–13. Олимпиада , 1714–17. София , 1718–22. Пелагрия Теплицкая определена 7 янв. 1723; упом. до 1729. Александра Лазарева , 1732–58, окт. Венедикта Соколова , 1761–72. Евлампия Дурново , 1772–76. Маврикия , 1777–82. Филарета † в окт. 1803. Елисавета , 1792. Митрополия (последняя) до 1812, 7 мар. 1818 определена в Зачатейский. 43

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Простота обращения митрополита, не стеснявшая отца Пимена, дававшая ему возможность вполне высказываться без принуждения, без натяжки и без постоянного и тяжелого напряжения, которое ощущается, когда приходится взвешивать каждое слово из опасения сказать что-нибудь излишнее или невпопад, – все это давало отцу Пимену возможность предстать владыке тем, кем он действительно был, и поэтому взаимное общение весьма скоро до того их сблизило, что между ними установились самые искренние отношения и настолько дружественные, насколько это возможно между высшим начальствующим лицом и его подчиненным. В октябре 1868 года в первый раз происходил в Угрешском народном училище экзамен в присутствии преосвященного Леонида и тогдашнего ректора Московской Духокной семинарии архимандрита Никодима, впоследствии викария Московского. Это первое испытание, происходившее в училище в присутствии преосвященного, ректора, отца архимандрита и некоторых из старших братии доказало всю пользу, которую принесло училище со времени своего учреждения, то есть с небольшим в три года. Отец Пимен был вполне удовлетворен. Он увидел, что доброе семя падает на добрую почву и начинает приносить хорошие плоды. Впоследствии он стал еще усерднее заботиться об училище и не жалел никаких затрат на содержание учащихся и на приобретение всевозможных учебных книг и пособий. В 1869 году архимандрит Пимен был назначен благочинным общежительных монастырей Московской епархии. К нему под начало поступили следующие мужские монастыри: Троицкий Коломенский Ново-Голутвин, Николо-Угрешский, Николо-Пешношский, Старо-Голутвин Коломенский, Бобренев, Белопесоцкий, Николо-Берлюковский, Спасо-Гуслицкий, Давыдовская пустынь, Екатерининская пустынь и женские: Бородинский, Аносин-Борисоглебский, Спасо-Влахернский, Крестовоздвиженский-Лукинский и Одигитриевская-Зосимова пустынь. Сделавшись благочинным монастырей архимандрит Пимен весьма ясно понял значение и обязанности своей новой должности и тотчас же сумел стать в уровень своего нового положения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Киясово находилось относительно недалеко от личного имения Андрея Тимофеевича Болотова – села Дворянинова Тульской губернии. Предки Болотова были выходцами из Каширы, которая в те времена относилась к Тульской губернии. В Кашире помнят о происхождении А. Т. Болотова и о нескольких визитах в подмосковный город. Недалеко от краеведческого музея и Успенского собора установлена мемориальная доска, посвященная А.Т. Болотову. Ее повесили на стене детского экологического центра. Казанская церковь в Киясове была возведена в начале XVIII века, поэтому ко времени приезда в село А. Т. Болотова храм уже стоял. «Пошли мы осматривать каменную церковь на площади пред домом, и между им и самим селом стоящую. Сию нашли мы в состоянии довольно хорошем и не требующем никакой поправки», – кратко записал Болотов. В Киясове Андрей Тимофеевич готовил к изданию «Детскую философию». Однажды он решил прочитать главы из сочинения у себя в кабинете в кругу друзей и соседей. Эта лекция настолько понравилась киясовскому священнику, что отец Никита стал посещать и другие чтения и беседы в доме Болотова. «Итак, были у нас по вечерам действительно маленькие лекции, и по важности разговоров наших с отцом Никитою можно было назвать их прямо философическими», – вспоминал Андрей Тимофеевич. Почти все правнуки Андрея Тимофеевича Болотова избрали иноческий путь, многие связали жизнь с Оптиной пустынью и Шамординской обителью. Правнучка Мария Михайловна Болотова в 1877 году поступила в Аносин Борисоглебский монастырь в Подмосковье, приняла монашеский постриг с именем Макария. В 1892 году она перешла в Шамордино. Ее брат Евгений Михайлович Болотов стал иноком Свято-Троицкого Лютикова монастыря. Сестра Елена Михайловна Болотова вышла замуж за тульского дворянина, но две ее дочери Марфа и Мария стали монахинями в Шамордино. Они пострадали за веру в 1930-е годы. Еще один член этой семьи Дмитрий Михайлович Болотов был талантливым художником, обучался в Петербургской академии художеств, писал портреты. Познакомившись со старцем Амвросием Гренковым, избрал иночество.

http://sobory.ru/article/?object=09259

в Спасо-Бородинском монастыре; Антония имела в то время 37 лет отроду. Факт пострижения Антонии в монашество должен быть признан заключительным пунктом в разрушении близких отношений между игуменьей Сергией и Антонией. С этого момента порвались последние нити, связывавшие их и они чувствовали себя уже совершенно чужими друг другу. По внешности это явно ничем особенно не выражалось и посторонним трудно было это видеть. Но для чистой и любвеобильной души Антонии, имевшей в прежней настоятельнице дорогую для себя мать, которой она была предана всем своим существом, такие отношения к новой настоятельнице были источником тяжелых нравственных страданий. Как естественный выход из такого ненормального положения представлялся переход из Бородинского монастыря в какой либо другой. Но посещая ежедневно место упокоения своей дорогой матери и с горькими слезами вопрошая ее: что мне делать? монахиня Антония содрогалась при одной мысли о том, что ей придется расстаться с теми местами, где она возродилась в новую жизнь, где воспиталась духовным млеком своей матери, где каждое место, каждая вещь напоминают ей о наисчастливейших минутах ее жизни, о драгоценнейшем для нее существе, – придется расстаться с так дорогой для нее могилой. За окончательным решением вопроса о том, как выйти из такого затруднительная положения, она обратилась, по своему обыкновению, к своему неизменному покровителю – митрополиту Филарету. Прибывши в Москву и предварительно помолившись многочисленным святыням Московским, монахиня Антония явилась к митрополиту. Она откровенно, как отцу духовному, рассказала владыке о своих отношениях к игуменьи Сергии и о тех нравственных мучениях, которые ей приходится переживать. Выслушавши ее, митрополит Филарет решительно сказал: «тебе надо уйти из Бородинского монастыря». – «Тяжело это для меня, Владыка святый, – говорила со слезами монахиня Антония, я так горячо люблю Бородинскую обитель, а главное у меня нет сил расстаться с местом, где покоится прах моей дорогой матушки».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Настоятельница Аносина Борисо-Глебского монастыря игуменья Евгения, которой митрополит Филарет сказал, чтобы она успокоила монахиню Антонию и не равняла ее с другими, приняла ее очень ласково и внимательно заботилась о ней. Пелагея Николаевна Прохорова и здесь устроила для своей сестры хорошую келью, в которой монахиня Антония и прожила около двух лет вместе с переехавшей с ней из Бородина Таисией, не принимая близкого участия в общей жизни монастыря. Только за несколько дней до выхода ее из Аносина монастыря она была назначена, – именно 15 октября,, 1861 г. ризничей. Время ее проходило в неуклонном посещении служб церковных, молитвах, духовно-нравственном чтении и в любимом ею труде – вышивании, преимущественно вещей, употреблявшихся при церковном обиходе. В начале второй половины октября 1861 г., когда скончалась настоятельница Московского Страстного монастыря игуменья Паисия, митрополит Филарет вызвал монахиню Антонию из Аносина монастыря в Москву и объявил, что желает назначить ее настоятельницей Страстного монастыря. Пораженная таким неожиданным для нее назначением, монахиня Антония, кроткая и смиренная, залилась слезами и, упавши архипастырю в ноги, начала умолять его: «увольте меня, святый Владыко, от такого великого послушания, я сама собою не умею, как должно, управлять, а Вы хотите поставить меня к управлению обителью; кроме того, телесные мои силы слабы и здоровье плохое». – «А здесь в Москве искусных врачей много, говорил с улыбкой митрополит Филарет, они поправят твои силы и здоровье». – «Мой характер не подходит к такому послушанию, продолжала отговариваться скромная монахиня, я не имею надлежащей твердости для управления другими». – «Судить о том, сказал решительно Владыка, способны ли вы к назначенному для вас послушанию, принадлежит власти; ваше дело повиноваться, а наше усматривать; готовьтесь к посвящению в сан игуменьи». Расстроенная обеспокоенная тяжелыми думами возвратилась с подворья Антония в дом своей сестры Пелагеи Николаевны и больная три дня после того пролежала в постели. Но нужно было исполнять волю Божию, выраженную устами архипастыря. 22 октября 1861 года монахиня Антония на 41 году своей жизни была произведена митрополитом Филаретом на Троицком митрополичьем подворье в сан игуменьи и назначена была настоятельницей Московского Страстного монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Тотчас же по переезде в страстной монастырь игуменья Антония занялась приведением в порядок игуменских келий. Пелагеею Николаевной Прохоровой были присланы мастера для исправления всех ветхостей, приобретена была также и нужная мебель. Затем уже с февраля 1862 года начались хлопоты игуменьи Антонии об исправлении нижней церкви. Митрополит Филарет, назначая Антонию игуменьею, приказал ей немедленно озаботиться приведением в порядок нижней церкви; «это не церковь , а кузня», сказал Владыка – так она поражала своим неприглядным видом. В прошении своем от 8 февраля 1861 г., игуменья Антония так описывала «крайнее неблагоустройство и неблаговидность» нижней церкви: «иконостас совершенно пришел в ветхость: в некоторых местах резьба на нем уже обвалилась, а в некоторых готова отпасть, боковые и кругом столбов киоты обветшали, позолота на всем иконостасе вся слиняла; в двух боковых приделах иконостасы также утратили по местам много позолоты и требуют поправок; живопись внутри главного алтаря совершенно потемнела и местами облупилась, уничтожив изображения святых; окраска стен и в особенности сводов от сырости потемнела; пол устланный плитами из белого камня сделался неровен даже до опасности хождения по нем – более трех третей плит в нем вытерлось от времени, отчего образовались в некоторых глубокие впадины, а некоторые плиты треснули и углубились в грунт» 15 . Сумма, потребная на исправление нижней церкви была исчислена архитектором в 8200 рублей. Хотя монастырской неокладной суммы и имелось в то время на лицо около девяти тысяч, однако игуменья Антония, имея в виду текущие расходы по монастырю и предстоящий еще ремонт, как церквей, так и келий, испросила у епархиального начальства книгу для записи могущих поступать пожертвований, но книгу не обычную сборную, но такую, которая могла быть предлагаема желающим жертвовать только в монастыре, как это и обозначено было в консисторской надписи на сей книге. Таким образом частью на средства, уже имевшиеся в монастыре, а частью на собранные от благотворителей в течение одного 1862 года в нижней церкви были для уничтожения сырости переделаны печи и расширены окна, затем главный иконостас переделан вновь, а боковые исправлены, стены вновь оштукатурены и окрашены, живопись возобновлена и пол перестлан.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

В следующие годы настоятельства игуменьи Антонии в Страстном монастыре выстроен был новой жилой корпус и устроены были: богадельня для престарелых и немощных сестер обители и трапеза на тридцать сестер-певчих, как более других занятых выполнением возложенного на них послушания. Богадельня была открыта по благословенно митрополита Филарета в конце сентября 1863 года, причем Владыкою на открытие была прислана икона святого Николая Чудотворца, поставленная в богадельне. Открытие же трапезы для певчих состоялось в ноябре 1864 г. 16 В течение 1868 и 1869 годов, игуменьею Антониею произведен был капитальный ремонт верхней церкви во имя Страстной иконы Божией Матери. Иконостас в ней был переделан вновь, устроены в окнах новые колоды и рамы, стены оштукатурены, окрашены и расписаны, пол перестлан. Ремонт этот произведен был отчасти на сбереженные Антониею монастырские суммы, а отчасти на пожертвования, для записи которых была выдана ей такая же книга, как и при ремонте нижней церкви 17 . Описанные труды и заботы игуменьи Антонии по благоустройству Страстного монастыря не оставлены были без внимания начальством. 12 апреля 1870 г. игуменья Антония «за особо усердное попечение о благоустройстве Страстного монастыря и заведенный в оном примерный порядок вследствие представления епархиального начальства Всемилостивейше была награждена наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым». Но недолго судил Бог игуменьи Антонии потрудиться на пользу Страстного монастыря. 17 декабря 1870 г. скончалась игуменья Московского Алексеевского монастыря Илария. В непродолжительном времени после этой кончины к игуменьи Антонии приезжает игуменья Митрофания, известная устроительница Московской Покровской общины, и заводит речь о том, кто-то будет назначен в Алексеевский монастырь. Игуменья Антония не пожелала рассуждать на эту тему. «Дело назначения есть дело Божие, сказала она, и начальства, исполняющего божественные предначертания». Через несколько времени игуменья Антония видит во сне митрополита Филарета, который спрашивает ее: «Антония, что ты думаешь об Алексеевском монастыре»? – «Это дело начальства, святый Владыко», ответила она. – «Без тебя, Антония, дело не обойдется», сказал ей святитель. Когда на другой день утром Антония рассказывала этот сон послушницы Таисии, является посланный от преосвященного викария Леонида с письмом, в котором тот приглашал Антонию явиться к нему «по делам службы». Когда игуменья Антония явилась к преосвященному, то он объявил ей, что владыка-митрополит Иннокентий желает ее перевести в Алексеевский монастырь. Перевод этот и состоялся 4-го Февраля 1871 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009