Пренебрегающие божественной заповедью о запрещении процента должны быть наказаны, по Николаю Кавасиле , теми карами, которые применяются к вероотступникам. Слова «идите от меня, проклятые, в огонь вечный» 24 звучат в трактате рефреном (732 Д, 733 Д). Геенна огненная не раз обещана Кавасилой ростовщикам: «Ты, имеющий проценты, неужели ты думаешь избежать геенны?» (733 А; также 732 Д, 736 А, 745 А, 745 С). Нарушение божественной заповеди есть, по Кавасиле, одновременно и отклонение от принятой нравственной нормы. В силу этого автор трактата, обращаясь к своим противникам, взывает к их человеческим чувствам – совести, долгу, справедливости. Моральные аргументы против ростовщичества составляют содержание многих пассажей сочинения 25 . Несомненно, трактат написан не столько для усовествления кредиторов, берущих большие проценты с должников, сколько для обличения ростовщичества как общественного зла, наносящего удар городской экономике («ты большим бедствием опутываешь города» – 748 С). Следует заметить, что гневная проповедь Николая Кавасилы против ростовщиков заканчивается не обычным для подобных сочинений «аминь», а утверждением ответственности ростовщика перед людьми (...to koino ton anthropon pollon hupeuthunos on). Второе сочинение Николая Кавасилы , посвященное проблеме ростовщичества, представляет собой письмо, адресацию которого мы и считаем его названием. Сочинение «Благочестивейшей Августе о проценте» по характеру аргументов существенным образом отличается от рассмотренного нами «Слова против ростовщиков». Это не столько псогос ростовщичеству, сколько деловая записка, прошение, направленное Анне Савойской, вдове прежнего императора Андроника III и матери царствующего императора Иоанна V Палеолога. Письмо, несмотря на его более деловой и конкретный по сравнению с трактатом характер, не лишено, разумеется, риторического словесного орнамента, определяемого законом жанра. Витиевато построенные похвалы в адрес Анны и императора соответствуют привычным славословиям энкомистов: здесь упоминаются и доброта правителей, и благоразумие, и человечность, и склонность к справедливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasi...

Византия еще была способна при благоприятных обстоятельствах, умном государственном руководстве и ловкой политике союзов достигать определенных успехов, однако она более не была в состоянии прочно удерживать приобретенное в течение длительного времени. Едва Империя пришла в себя после гражданских войн двадцатых годов настолько, чтобы вновь приступить к решению важных государственных задач, одерживая верх если не над османами и сербами, то, по крайней мере, над более слабыми противниками, как все рухнуло окончательно. Правление Андроника III оказалось лишь паузой между периодами внутренних смут. После его смерти разразилась новая гражданская война, которая была намного более ужасной и кровавой, чем смуты двадцатых годов, и имела более тяжелые последствия. От этой гражданской войны Империи уже не суждено было оправиться. Когда 15 июня 1341 г. Андроник III умер, его сыну Иоанну V было всего лишь девять лет 1181 . Великий доместик Иоанн Кантакузин , который уже при жизни Андроника III фактически правил государством, как ближайший соратник императора претендовал на руководство регентством. Однако против него составилась сильная оппозиция, которая концентрировалась вокруг матери императора Анны Савойской и патриарха Иоанна Калеки. Наиболее опасным противником великого доместика стал его бывший сподвижник хитроумный Алексей Апокавк, который во время последних гражданских войн отличился как сторонник Андроника III, а затем благодаря Кантакузину достиг почестей и богатства. Придворные интриги и партийная борьба наполнили жизнь византийской столицы. Между тем внешние опасности не заставили себя ждать: турки грабили фракийское побережье, сербы вновь продвинулись до Фессалоники, угрожали войной и болгары. Против врагов Империи Кантакузин выступил во главе армии, которую он собрал на собственные средства, и вскоре ему удалось восстановить мир и даже укрепить положение византийцев в Греции. Феодалы Ахайи через своих представителей донесли великому доместику, что они готовы признать сюзеренитет императора, поскольку в стране царил беспорядок, и потому французские бароны предпочли бы подчиниться византийскому императору, чем представителям флорентийского банковского дома Аччаюоли, которые с недавнего времени управляли княжеством в качестве представителей титулярной императрицы Екатерины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В связи заявлениями Акиндина в июле 1341 года был собран Собор . На Соборе уклонились от богословской дискуссии, партия паламитов шумно требовала смерти Григория Акиндина. Двое монахов из окружения Григория Акиндина едва избежали насилия, а сам он сообщает о наемном убийце, монахе Мине, который якобы раскаялся и рассказал о замысле паламитов . Впрочем, рассказ о подосланном убийце кажется маловероятным. Хотя Григорий Акиндин и был формально осужден, об этом не было упомянуто в соборном томосе . Началось преследование сторонников Григория Акиндина, которых с этого момента стали именовать варлаамитами, чтобы подвести под синодальное осуждение. Противостояние паламитов и их противников переплелось с политическими интригами, которые привели к гражданской войне, начавшейся 26 октября 1341 года. В сентябре 1342 - начале 1343 года Акиндин по поручению патриарха написал два сочинения - " Большое " и " Малое опровержение Диалога православного с варлаамитом " (диалога Григория Паламы). " Большое опровержение " состоит из четырех трактатов, в которых систематически опровергается соответствующий диалог Паламы; " Малое опровержение " представляет собой построчные комментарии к этому диалогу. В марте-апреле 1343 года Акиндин составил свою " Речь к Иоанну Калеке " , в которой была представлена антипаламитская версия споров вокруг учения Паламы и которая могла послужить оправданием антипаламитской политики Калеки. На Соборе в марте-апреле 1343 года Григорий Акиндин прочитал " Донесение " , которое явилось своеобразным исповеданием веры и знаком того, что патриарх разрешил ему публиковать трактаты против паламитов. В 1344 году свт. Григорий Палама был отлучен от Церкви, предпринимались попытки подорвать его авторитет среди монахов. Однако нельзя утверждать с уверенностью, что Григорий Акиндин помогал в этом патриарху. Иоанн Калека сам писал письма и сочинения, в угодном для себя смысле толкуя томос 1341 года. В ноябре 1344 года Акиндин был рукоположен в диаконы ; в будущем патриарх намеревался сделать его епископом. Рукоположение Акиндина вызвало большое недовольство у императрицы Анны Савойской . Акиндин был арестован, но освободился, и был рукоположен во священника .

http://drevo-info.ru/articles/13679559.h...

Григории Паламе; в самом деле, разве допустимо осуждать реакцию Восточной Церкви на философию Варлаама, если, конечно, не считать, что тайна христианства адекватно выражается в терминах номинализма Оккама? . Только политические обстоятельства помешали окончательному триумфу св. Григория в 1341 г. Преследования учителя безмолвия и его арест, в сущности, были вызваны желанием патриарха Иоанна Калеки отделаться от политического противника; попытки этого иерарха в 1342 г. почестями купить поддержку св. Григория Паламы, его очень позднее обращение к Акиндину и предательство им Акиндина в 1346 г. доказывают полное отсутствие у него догматических убеждений. Обвинение в ереси и соборное осуждение, которым подвергся св. Григорий в 1344 г., имели целью скомпрометировать выдающегося сторонника Кантакузина; эти непопулярные меры очень недолго пользовались поддержкой двора Анны Савойской и способствовали, в общем, падению Калеки… Краткое торжество противников св. Григория Паламы было бы невозможно без присутствия в Константинополе его вероучительных противников. Эта весьма разнородная оппозиция состояла из трех основных групп: 1. епископы, как обычно заботящиеся о том, чтобы сохранить свой авторитет среди монашества и материальные выгоды, обеспечивавшиеся строгим контролем над монастырями; 2. представители, так сказать, «повторительного богословия», для которых решения предшествовавших соборов являлись окончательными формулировками, не допускающими никакого, даже согласного с Преданием развития; враждебная любой «новизне» и агрессивно антилатинская, эта группа не допускала, что по отношению к латинянам можно занять творческую позицию; ее представители выступали в XIII в. против Григория Кипрского, а в XIV — npomub св. Григория Паламы; 3. гуманисты, более или менее открыто разделявшие агностицизм Варлаама. В первой группе, как показывают оппортунистические вариации Матфея Эфесского, Иакова Кукунариса и многих других, момент вероучения был сведен к минимуму. Что касается остальных групп, то, несмотря на кажущиеся различия вероучительных позиций, их объединяло отсутствие живого богословия, опирающегося на духовную жизнь и способного удовлетворить запросы Нового Времени; можно было без конца повторять постановления Вселенских соборов, посвящая свои духовные и интеллектуальные силы светской философии, в которой и искали окончательный ответ на основные проблемы бытия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2446...

Оценки поведения И. К. в династической гражданской войне в Византии (1341-1347) между Палеологами и Кантакузинами противоречивы. 10 июня 1341 г. К-польский Собор в присутствии И. К. и имп. Андроника III должен был рассмотреть обвинения Варлаама Калабрийского против монахов-исихастов (см. Исихазм ) и свт. Григория Паламы . Политическая ситуация осложнялась тем, что и Варлаам, и И. К., и лидер исихастов Григорий Акиндин фактически входили в одну «партию» сторонников Иоанна Кантакузина. Все участники Собора согласились решить спор на основе принципа «ойкономии» - погасить остроту конфликта частичными уступками с обеих сторон и любой ценой предотвратить его дальнейшее развитие. Варлааму запретили выдвигать обвинения против Паламы, а также обязали стороны отказаться в будущем от обсуждения догматических вопросов. Варлааму не грозила анафема, но предлагалось полное прощение при условии отказа от своих обвинений. Два спорных вопроса: о божественности Фаворского света и об Иисусовой молитве (см. Молитва Иисусова ) - разрешались в пользу монахов. Г. Вайс замечает, что изданный Собором томос не утверждал характерных паламитских идей вроде разделения божественной сущности и энергии, хотя подборка цитат из творений св. отцов Церкви тенденциозна в пользу Паламы. Церковно-правовая аргументация томоса, несомненно, составлена И. К., а богословская скорее всего принадлежит Григорию Акиндину, к-рый в этот момент становится наиболее авторитетным богословом Византии вместо Никифора Григоры, уклонившегося от участия в Соборе. После внезапной кончины имп. Андроника III (15.06.1341) по причине малолетства его наследника Иоанна V Палеолога политическая обстановка обострилась. Патриарх собрал верных членов Свящ. Синода и синклитиков и перенес резиденцию в имп. дворец Влахерны, став опекуном Иоанна V и имп. Анны Савойской. Визант. историки оценивали этот поступок И. К. по-разному: Кантакузин в своей «Истории» обвинил И. К. в подготовке гос. переворота (с ним согласен Мейендорф); Никифор Григора считал, что силы, поддерживавшие И. К., были весьма незначительны и патриарх стал «игрушкой» борющихся политиков (того же мнения придерживается Вайс).

http://pravenc.ru/text/469604.html

Монастырь Пресв. Богородицы Ахиропиитос (монастырь Авраамитов) (13) - см. Авраамитов в честь Пресвятой Богородицы монастырь . Монастырь Пресв. Богородицы Вевея-Элпис (14) (τς Βεβαας Ελπδος - Твердого упования) ( Janin. 1969. P. 172-173), основан в 1-й пол. XIV в. Феодорой Синадиной, племянницей имп. Михаила VIII Палеолога, к-рая, овдовев, приняла здесь монашество с именем Феодула и составила для обители Типикон (изд.: Delehaye H. Deux typica byzantins de l " époque des Paléologues. Brux., 1920. P. 18-105). Ее дочь Евфросиния продолжила благоустройство мон-ря и добавила к Типикону неск. глав. В кон. XIV - нач. XV в. восстановительные работы проводили в мон-ре Ксения Филантропина и ее дочь Евгения Кантакузина. Согласно Типикону, мон-рь был полностью автономным и не подчинялся даже патриарху, имел собственность в К. и его окрестностях, а также во Фракии. Престольным праздником было Успение Пресв. Богородицы. Надпись «Вевея-Элпис» значится на иконе Пресв. Богородицы в начале Типикона и употребляется в качестве наименования мон-ря условно. Жанен, опираясь на описание ограды, которое дает Типикон, локализует мон-рь на склоне 3-го холма, обращенном в сторону Пропонтиды; согласно одной из совр. теорий, обитель отождествляется с Килисе-джами ( Иванов. 2011. С. 311-312). Церковь Пресв. Богородицы во Влахернах (15) - см. ст. Влахерны . Монастырь Пресв. Богородицы Горгоэпикоос (16) (Скоропослушницы; τς Γοργοεπηκου) ( Janin. 1969. P. 172-173), локализация его неясна. С. Манго предположил, что Пресв. Богородице Горгоэпикоос был посвящен комплекс Килисе-джами, его атрибуция в визант. время остается предметом споров ( Mango C. Studies in Constantinople. Great Yarmouth, 1997. P. 421-429). В любом случае мон-рь находился недалеко от мон-ря Пресв. Богородицы Кириотиссы (Календерхане-джами). Мон-рь был основан Никифором Хумном († 1327) или, вероятнее, восстановлен им, поскольку церковь с этим редким посвящением уже существовала в К. в 1-й пол. XI в. Обитель упомянута в Типиконе мон-ря Пресв. Богородицы Вевея-Элпис как соседствующая с ним. В 1340 г. здесь проходил церковный Собор. В ходе гражданской войны 40-х гг. XIV в. мать Иоанна Кантакузина поместила рядом с мон-рем припасы, к-рые вскоре расхитили люди имп. Анны Савойской. Сохранилось неск. рукописей, происходящих из монастырской б-ки (подробнее см.: Laurent V. Une fondation monastique de Nicéphore Choumnos: La Néa Moni de la Théotokos Gorgoépikoos//REB. 1954. Vol. 12. P. 32-44).

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Томос Собора После июльского Собора 1341 года в том же месяце был составлен томос . События июньского Собора 1341 года известны лишь по июльскому изложению. Подписан томос был только в августе . Текст документа, включенный в патриарший регистр в июле, идентичен копиям, составленным в августе, за исключением подписей, которые сохранились только в копиях документа, причем все подписи различаются между собой - одна лишь подпись патриарха Иоанна Калеки фигурирует во всех копиях. Имп. подписи (Иоанна V и Анны Савойской) томос не имел. Официальный статус документа был подтвержден лишь томосом 1347 года (23 октября 1346 несколькими архиереями было принято заявление в поддержку томоса 1341 года, расценивавшееся как приложение к нему ). Сопоставление между собой разных свидетельств о событиях, имевших место в июле 1341 года, позволяет прийти к выводу, что июльские решения, прежде всего осуждение Акиндина, не были сформулированы письменно, но произнесены устно без голосования и официального провозглашения, что дало повод сторонникам свт. Григория Паламы и его противникам для разной интерпретации событий. Содержание томоса 1341 года Вначале излагается предыстория нападок на афонских монахов со стороны Варлаама, заключавшихся в том, что монахи получают божественные озарения и приобщаются божественной сущности. Когда же те отвечают, что приобщаются не сущности, но нетварной и боготворящей благодати, Варлаам обвиняет их и особенно Григория Паламу в двоебожии и требует соборного разбирательства . После призвания монахов Варлаам уклонился от разбирательства под предлогом отсутствия императора. Наконец был созван Собор в присутствии императора, сената, архимандритов, игуменов и других лиц и Варлааму была предоставлена возможность выступить с обвинениями против монахов. Варлаам потребовал сначала ответить на ряд предварительных вопросов, в чем ему было отказано патриархом со ссылкой на каноны (Трул. 19), запрещающие лицам, не имеющим архиерейского сана, обсуждать догматы . Затем были попеременно прочитаны жалобы (ναφορα) Варлаама против монахов и ответы свт.

http://drevo-info.ru/articles/13679490.h...

Зимой 1341/42 г. с позволения патриарха Иоанна Калеки Г. А. устно полемизировал со свт. Григорием Паламой. В 1342 г. против Г. А. выступили также Иосиф Калофет и Давид Дисипат. Видимо, уже осенью того же года он письменно ответил оппонентам. На его антипаламитские ямбы Дисипат сочинил ямбы в защиту Паламы. На Соборе в марте-апр. 1343 г. Г. А. прочитал «Донесение» ( Успенский. 1892), к-рое явилось своеобразным исповеданием веры и знаком того, что патриарх разрешил ему публиковать трактаты против паламитов. До 1344 г. Г. А. напечатал неск. сочинений против Григория Паламы, опровергнутых святителем в 7 трактатах против Г. А. В это же время к противникам Г. А. примкнул Филофей Коккин, а также мон. Марк, писатель и исихаст. Мн. друзья Г. А. стали его врагами, в т. ч. Максим Ласкарь. В 1344 г. свт. Григорий Палама был отлучен от Церкви, предпринимались попытки подорвать его авторитет среди монахов. Однако нельзя утверждать с уверенностью, что Г. А. помогал в этом патриарху. Иоанн Калека сам писал письма и сочинения, в угодном для себя смысле толкуя томос 1341 г. В нояб.-дек. 1344 г. Г. А. был рукоположен во диакона и иерея при поддержке патриарха и синода, но, как утверждали его враги, против воли имп. Анны Савойской и регента Иоанна Апокавка, с к-рым Г. А. вскоре примирился. Возможно, Иоанн Калека намеревался ввести Г. А. в епископат. Как богослов Г. А. стоял на стороне патриарха и с 1344-1346 гг. продвигал антипаламитов на епископские кафедры. В частности, он содействовал избранию митрополитами Иакова Кукунария в Монемвасии, Иакинфа в Фессалонике (на место смещенного митр. Макария). Среди приверженцев Г. А. следует упомянуть Георгия Лапифа , кипрского ученого, богача и мецената, пользовавшегося покровительством кор. Гуго IV Лузиньяна; возможно, антипаламиты надеялись найти поддержку в правосл. диаспорах за рубежами империи. Так, в письме, написанном осенью 1345 г., Г. А. предлагал Никифору Григоре возглавить полемику против свт. Григория Паламы и сообщал, что последний уже послал свои сочинения в Галату и на о-в Родос вел. магистру ордена госпитальеров ( Greg. Acind. Ep. 44).

http://pravenc.ru/text/166796.html

Византийские портреты Книга французского искусствоведа, археолога, византиниста впервые вышла в Париже в 1906 году и вскоре была переведена на многие языки народов мира. Приветствуя ее появление, немецкий рецензент К. Крумбахер отмечал удачную попытку «охвата византийской культурной жизни через призму вечной женственности». И действительно, перед читателями проходит череда ярчайших представительниц Византийской империи: императрицы Евдокия и Афинаида, Феодора и Ирина; благочестивые иконопочитательницы Феоктиста и Феодора. Здесь же — жестокосердая красавица Феофано, порфирородная Зоя, властолюбивая Анна Далассина. Запоминаются и образы западных принцесс при византийском дворе: Берты Зульцбахской, Агнессы Французской, Иоланты Монферратской, Анны Савойской. Русский перевод был выполнен в 1911 году, а уже в 1914-м книга вышла в Москве. Приводим отрывок из книги. Предисловие Шарль Диль. Византийские портреты/Пер. с фр. М. В. Безобразовой. - М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2011. - 744 с. Исторические повествования, как известно, возникли в Древней Греции как литературный жанр, обращенный к широкому кругу читателей и призванный доставить ему наряду с пользой от познания опыта древних и эстетическое удовольствие. Заботиться об этом была призвана особая муза Клио, изображавшаяся со свитком в руке. В течение веков исторические сочинения рассматривались их авторами прежде всего с этой, литературной точки зрения, что особенно заметно в византийской традиции, уходящей корнями в древнегреческую. Но по мере превращения истории в научную дисциплину художественные качества исторических трудов ценились всё меньше и меньше и даже стали рассматриваться как помеха строгому фактологическому изложению, для чего, признаемся, есть определенные основания. Нередко приходится видеть в древних (да и не только) исторических текстах то, как автор, заявив вначале о своем стремлении писать sine jura et studio (без гнева и пристрастия), впоследствии, увлеченный творческим порывом, вполне дает волю и гневу, и пристрастию, и на долю будущих поколений выпадает кропотливо разбираться в объективной ценности его свидетельств.

http://pravoslavie.ru/48160.html

Иоанн III Дука Ватац (годы правления 12221254) – император Никейской империи. Он расширил границы государства, захватив обширные области Македонии и Фракии, входившие в состав Болгарского и Эпирского царств; ослабил оппозиционно настроенных представителей никейской знати, так как предоставлял им высокие военные и гражданские должности, поощрял заключение брачных союзов между своими родственниками и придворной аристократией, награждал их прониями и вотчинами; вел интенсивное строительство в Никее, Сардах, Смирне, Филадельфии. Иоанн III построил крепость в Магнезии с нижними и верхними поясами укреплений; основал недалеко от Магнезии Сосандрский монастырь (ок. 1225 г.), а его жена – Кузинский монастырь Богоматери; построил Нимфейский императорский дворец на холме в верхней цитадели города, напоминавший дворец Мануила Комнина во Влахернах; жертвовал большие суммы на укрепление монастырей в Никейской империи, в Греции, в Константинополе, на Афоне и в Палестине; открыл философскую школу в Никее. В царствование Uoahha III при дворе существовал кружок истинных любителей науки и литературы, устраивались диспуты, на которых присутствовал император. Он привлек Никифора Влеммида к преподавательской деятельности, и тот стал воспитателем сына императора – Феодора. При императорском дворе находился Георгий Акрополит, сопровождавший Uoahha III в болгарском походе (1246 г.). Он восхищался полководческим и дипломатическим талантом императора, царствование которого историк правдиво описал в «Хронике». В «Надгробном слове Иоанну Ватацу Дуке» Георгий Акрополит выразил свою скорбь по поводу кончины этого, по его словам, высокообразованного полководца, философа и дипломата. Иоанн V Палеолог (годы правления 13411391, фактически с 1351 г.) – византийский император, сын Андроника III Палеолога и Анны Савойской. Регентом при нем был Иоанн Кантакузин , дочь которого Елена стала женой будущего императора. В своей внешней политике Иоанн V возлагал все надежды на Запад и первым из византийских императоров поехал ко дворам европейских правителей в 1369 г., чтобы заключить унию. Он побывал в Риме и Венеции (13691371 гг.), но его миссия не имела успеха, хотя при содействии римского папы Урбана V император принял католичество в октябре 1369 г. В 1371 г. турки разбили македонское ополчение, и Сербия признала себя вассалом османов. Византия также стала данником Османской империи, выплачивая ежегодно султану 30 тыс. золотых монет и поставляя вспомогательное войско в 12 тыс. человек. В своих хрисовулах Иоанн V утверждал идею божественности императорской власти – источнике божественных законов, используемых при управлении людьми. Но ни идеологические ухищрения, ни попытки заручиться помощью Запада не спасли Византию от глубокого политического кризиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010