Ф. А-чу оставалось только искать успокоения и утешения в трудах и молитве. С этих пор он стал гораздо больше отводить времени размышлению о смерти, о загробной участи людей, чтению книг говорящих о том, что ожидает нас по ту сторону гроба. Жизнь уже не давала ему больше радостей. Награды, которые он получил. едва ли доставляли ему утешение (ордена св. Анны 3-й в 1846 и 2-й степени в 49 годах), а смерть одного за другим отнимала у него близких людей. Осенью 1843 г. Ф. А-ч поселился с своей семьёй на казённой квартире (за лаврой на казённом дворе). Здесь просторно бы было жить и большой семье, но семья Ф. А. здесь всё убывала. В 1847 г. он выдал свою дочь Марью Феодоровну за преподавателя Вифанской семинарии Димитрия Васильевича Разумовского (впоследствии протоиерея и профессора церковного пения в московской консерватории). В свиданиях с этим зятем и дочерью Ф. А-ч находил заметное утешение в тех скорбях, которые затем одна за другой стали поражать его. Пешком иногда он из своей квартиры отправлялся в Вифанию и здесь —449— в счастливой молодой семье находил отдых от дел и утешение в горе (счастливая жизнь четы Разумовских продолжалась, однако, не долго: Марья Феодоровна пережила своего родителя только четырьмя годами, она скончалась в 1858 г. 30 лет от роду). В 1849 г. в квартире Ф. А-ча скончался его брат Пётр А-ч, служивший губернским почтмейстером у донских казаков. Как и Ф. А-ч, он сначала учился в семинарии, но оставил её ради военной карьеры и молодость провёл в военной службе. Ф. А. посвятил ему следующую эпитафию. Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. (Мф.2:28). Усталый странник бремя жизни В святую землю здесь сложил. Он кровью жертвовал отчизне, В трудах все силы истощил. Правдивый, искренний, усердный Любил он бедным помогать И счастье сирых устроять. Прими его в Свой кров Спаситель милосердый? Вскоре у старшего сына Ф. А-ча Сергея (студента академии) обнаружились признаки чахотки. Он долго болел и умер 29 января 1852 г. При его погребении простудился младший сын О. А-ча – Пётр (ученик вифанской семинарии), и скарлатина в три дня унесла его в могилу. Он скончался 21 февраля. На его намогильном памятнике О. А-ч поместил такое двустишие:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— Ладно. — Петр кивнул. Раздвинув локтями оловянные блюда, морщась улыбкой, поглядывал на щечки подвыпившей Анхен. Весь обед он шутил, подсмеивался над хозяйской скупостью Анны Ивановны, подмигивал ей на Кенигсека: «Не из его ли голубей соус на столе, коих на ваш Венеркин алтарь приносит?..» Нельзя было разобрать, точно ли он хочет слушать крайней важности сообщения, ради которых Иоганн Паткуль и Карлович спешно прибыли в Москву. До нынешнего дня видели они его всего раз — у вице-адмирала. Петр был приветлив, но от разговора уклонился. Сегодня сам позвал их сюда, к фаворитке, на тайный обед. Паткуль почтительно-холодным взором наблюдал за этим азиатом. Говорить с ним было неотложно. Посольство молодого шведского короля Карла Двенадцатого давно сидело в Москве, переговариваясь со Львом Кирилловичем и боярами о вечном со Швецией мире, — шведы тоже еще не видали царя, но на днях ожидался в Кремле прием и вручение верительных грамот. — Господин Карлович и господин посланник подтвердят, что мои слова — в полном согласии с сердечным желанием его величества короля Августа. Говорю истинно от скорби сердца. Все лифляндское рыцарство и все именитое купечество Риги молят, государь, преклонить к нам слух. Большой лоб Паткуля собрался морщинами. Говорил медленно, порою сдерживая гнев: — Государь, вы изволили слышать о законе, сказанном в шведском сенате и утвержденном покойным шведским королем Карлом Одиннадцатым: о редукции. Тому минуло двадцать лет. Шведские сенаторы, — бюргеры, злобные торгаши, — не знаю уж чем опоили короля, внушив ему неслыханное злодейство: отобрать у дворянства все земли, жалованные прежними королями. Эрлы и бароны принуждены были покинуть замки, и смерд стал пахать земли высокородных. Нам, лифляндскому рыцарству, дано было клятвенное обещание о нераспространении редукции. Но через восемь лет король все же повелел редукционной комиссии брать в казну наши земли, жалованные прежними государями. Право на исконные земли рыцарей, гроссмейстеров ордена и епископов нужно было доказывать древними грамотами, а буде грамот не окажется, в казну отходили и эти земли… Со времен Иоанна Грозного и Стефана Батория Лифляндия опустошается войной, грамоты наши утеряны, мы не можем доказать исконных прав… Я написал челобитную о злодействах редукционной комиссии и от всего лифляндского рыцарства подал ее шведскому королю… Но добился лишь того, что сенат приговорил меня к отсечению правой руки, написавшей сию челобитную, и к отсечению головы (Паткуль повысил голос, уши его поджались, тонкие губы побелели)… к отсечению головы, не пожелавшей униженно склониться перед злодеянием.

http://azbyka.ru/fiction/petr-pervyj-tol...

Члены Духовного Собора представляли собой в некотором роде монашескую элиту, имевшую некоторые привилегии в сравнении с прочей братией в отношении «сребра-почестей», выпадавших иногда на их долю 72 . Вторым лицом после наместника был казначей, который отвечал за финансовое состояние Лавры. Это был, без сомнения, весьма ответственный пост, особенно ввиду тех «капиталистических» отношений, которыми были пронизаны все материально-финансовые взаимоотношения Лавры с окружавшим миром и ввиду того, что у Лавры было немало процентных бумаг в банках, а также недвижимость (земля, здания, лесные участки, которые сдавались ею в аренду и приносили изрядный доход). Было выгодно обеим сторонам – и собственникам и арендаторам. Последние получали готовые жилые или торговые помещения за весьма необременительные суммы, не имея средств купить их в свою собственность. У Лавры были десятки доходных и расходных статей с оборотом в год до 700–800 тысяч рублей в 1917–1918 гг., и все это надо было учитывать по ежемесячным и годовым рапортам и отчетам. Около 20 лет на посту казначея 73 (с 1904 до 1922 года, по крайней мере) стоял архимандрит Досифей (Андреев) 74 , которому в 1919 году было 72 года. Надо еще добавить, что о. Досифей на «общественных началах» возглавлял Сергиево-Посадское Общество спасания на водах (больших келарских прудов, трех прудов в районе Гефсимании и Вифании), где без надзора спасателей гибло бы очень много людей. За эту свою деятельность 12 марта 1907 года он был удостоен ордена святой Анны II степени. Третьим лицом в Духовном Соборе Лавры был архимандрит Аполлос (Беляев) 75 , бывший на 8 лет старше о. Досифея, по должности своей – экклесиарх 76 , т. е. он отвечал за порядок в алтарях во время богослужения. Аполлос до 1906 г. был ризничим Лавры. Рапортом Духовного Собора Святителю Патриарху Тихону 24 декабря 1920 г. (по н.ст. – 6 января 1921 г., а по справке врача А. Радкевича – 7 января) за печатью «Гефсиманской Земледельческой Артели» сообщалось, что «от старческой дряхлости» этот старец скончался 82 лет от роду – «в своей келлии в Гефсиманском скиту, в корпусе, в котором помещены были на жительство лаврские монашествующие по выселении их из Черниговского отделения Скита». На этом рапорте Патриарх Тихон своей рукой, очень неровным и трудно разборчивым почерком (как и на других реляциях) надписал: «Вечная память, Царство Небесное в Бозе почившему Старцу о. Архимандриту Аполлосу. 28 дек. 1920» (=10 янв. 1921 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ассунционисты прежде всего попытались возбудить против францисканцев общественное мнение Франции, публикуя в своём парижском журнале la Croix статьи о враждебном отношении представителей этого ордена в Палестине к французским национальным интересам на Востоке. Не достигнув однако никаких результатов этими булавочными уколами, они приняли другие меры. Так как им не удалось ни через Святой Престол, ни через французское правительство достигнуть того, чтобы итальянские францисканцы были изгнаны из своих святилищ, а принадлежащие им святые места были переданы французским монахам, как более деятельным, более интеллигентным и более энергичным, то они прибегли к другому средству, обещавшему им хотя частную победу. Они возбудили в публике сомнение относительно подлинности святых мест, находящихся в обладании францисканцев, чтобы отнять у них приходящие с запада толпы латинских паломников. Благодаря такой тактике, францисканцы, обезоруженные и бессильные в борьбе со своими противниками, должны бы были сами уступить им свой пост и искать мест, где им легче было бы дышать. Чтобы офранцузить Палестину, путеводитель ассунционистов помещает самые важные евангельские эпизоды и воспоминания во французских святилищах: доминиканцев св. Стефана, Белых отцов св. Анны, Сионских сестёр Ессе Homo, —632— в пресловутый сад ассунционистов и наконец в сомнительный участок, принадлежащий бенедиктинцам Абонгоша. Одной надписи, относящейся к расположению в этой местности десятого римского Мессинского легиона, было достаточно, чтобы отождествить с этой деревней евангельский Эммаус. И, конечно, если бы святилища, находящиеся теперь во владении францисканцев, были уступлены доминиканцам или ассунционистам, то и те, и другие начали бы производить новые раскопки, нашли бы новые пещеры, цистерны, или камни с надписями и составили бы новый путеводитель, чтобы объявить, что святилища, перешедшие в их владение, подлинны и что доказательство их подлинности дано Францией, нацией крестовых походов. Но не одни национальные столкновения создали эти топографические споры.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вплоть до самого конца войны Дорохов поражал современников своими замечательными подвигами. В сражении под Малоярославцем, он был ранен в пятку левой ноги. Рана оказалась настолько тяжелой, что в строй он больше не вернулся. В начале 1815 года Дорохов скончался в Туле и, по его завещанию, был похоронен в Рождественском соборе г. Верее, на площади которой ему поставлен памятник. " Суровой наружностью, с густыми длинными курчавыми усами и бакенбардами, храбрый в бою, страстный к военному ремеслу, добрый семьянин, честный товарищ в ратной жизни " – таким запомнился генерал-лейтенант Иван Семенович Дорохов тем, кто знал его по ратным и мирским делам. Александр Никитич Сеславин родился в 1780 г. в семье небогатого дворянина в Ржевском уезде Тверской губернии. Военное образование, как и четверо его братьев, получил в Артиллерийском и инженерном Шляхетном кадетском корпусе, откуда в 1798 г. он был выпущен подпоручиком в гвардейский артиллерийский батальон. Дослужившись до чина поручика, Сеславин в январе 1805 г. вышел в отставку, однако разразившаяся вскоре война с Наполеоном заставила его вернуться в строй. Боевое крещение он получил 29 мая 1807 г. в сражении под Гейльсбергом в Восточной Пруссии, в ходе которого Сеславин был ранен в грудь. За храбрость и умелое управление огнем батареи он был награжден орденом св. Владимира 4-й степени. Из-за тяжелой раны, Сеславин вновь покинул армию, но как оказалось ненадолго. В 1810 г. он вернулся в лейб-гвардии конную артиллерийскую роту, чтобы принять с нею участие в походе за Дунай. Он прекрасно проявил себя во время осады крепости Силистрия, несколькими днями позже – при отражении атак турецких янычар. За отличие " при разбитии турецкого корпуса и взятии крепости Разград " Сеславин удостоился ордена св. Анны 2-й степени, а десять дней спустя – благоволения Государя Императора и производства в следующие чины – за Шумлу и сражение под Рущуком (в ходе которого Сеславин был ранен пулей в правое плечо). После длительного лечения офицер был определен адъютантом к Военному министру М.Б.Барклаю-де-Толли.

http://ruskline.ru/history/2015/05/08/et...

Деятельность профессора в Академии не ограничивалась лишь чтением лекций и написанием статей. После введения в 1869 году нового устава православных Духовных Академий, устанавливавшего выборный орган управления – Совет Академии, Святейший Синод утвердил В. Ф. Певницкого в должности помощника ректора по церковно-практическому отделению. Одновременно ему было поручено вместе с гомилетикой преподавать в Академии пастырское богословие. Лекции по этому курсу позже были переработаны и изданы в виде отдельных книг («Священник. Приготовление к священству и жизнь священника», «Служение священника в качестве духовного руководителя прихожан», «Священство. Основные пункты в учении о пастырском служении»), которые не утратили своей актуальности и в наши дни. Книги выдержали несколько изданий, будучи в то время по своему уровню вне конкуренции. В. Ф. Певницкий занимал должность помощника ректора по церковно-практическому отделению и преподавал пастырское богословие до введения Устава Академий 1884 года. По этому уставу эта должность была упразднена. Однако почти до конца своей жизни В. Ф. Певницкий состоял членом академического правления. Реформа 1869 г. значительно повысила уровень богословской науки в Академии. 23 Один из студентов Киевской Академии 1880–1884 гг. вспоминает: «Совершенно иное впечатление произвела на меня духовная академия, в которую, благодарение Богу, мне посчастливилось поступить в 1880 году. В ней я увидел свет и отраду после всех прожитых мною горьких дней, в ней я увидел живых людей с умом, сердцем и благородным чувством, и стало на душе легко и отрадно. Здесь я почувствовал интерес к науке и благородному добровольному труду... Большая часть из преподавателей и профессоров искренно любила свое дело, трудилась и любила нас, как свое живое поле, которое им хотелось так возделать, чтобы оно было плодоносно и растимо» 24 .28 сентября 1869 года, по случаю 50-летия обновленной Киевской Духовной Академии, В.Ф. Певницкий был удостоен ордена святой Анны 2 степени « с императорской короной». На торжественный акт В. Ф. Певницкий подготовил юбилейную речь «О судьбах богословской науки в нашем Отечестве», которая вызвала широкий резонанс в академическом обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Произведение довершается в другом.  Тереза Маленькая писала, что она чувствует себя кисточкой в руках Бога, а рисует Он этой кисточкой для других. Художник, поэт тоже нечто вроде кисточки, и пишут этой кисточкой не для него. Его работа, его вдохновение довершается в другом человеке и совсем в другом месте. Фотографии Анны Гальпериной и из открытых источников Ольга Александровна Седакова Ольга Александровна Седакова родилась в Москве 26 декабря 1949 года в семье военного инженера. В 1967 году Ольга Седакова поступает на филологический факультет МГУ и в 1973 году заканчивает его с дипломной работой по славянским древностям. Не только стихи, но и критика, филологические работы Ольги Седаковой практически не публиковались в СССР до 1989 года и оценивались как «заумные», «религиозные», «книжные». У отверженной «второй культуры» тем не менее был свой читатель, и достаточно широкий. Тексты Ольги Седаковой распространялись в машинописных копиях, публиковались в зарубежной и эмигрантской периодике. В 1986 году вышла первая книга в издательстве YMCA-Press. Вскоре после этого стихи и эссеистика стали переводиться на европейские языки, публиковаться в различных журналах и антологиях и выходить в виде книг. На родине первая книга («Китайское путешествие») выходит в 1990 году. К настоящему времени издано 27 книг стихов, прозы, переводов и филологических исследований (на русском, английском, итальянском, французском, немецком, иврите, датском языках; готовится шведское издания). С 1991 года сотрудник Института мировой культуры (философский факультет МГУ). Кандидат филологических наук (диссертация: «Погребальная обрядность восточных и южных славян», 1983). Доктор богословия honoris causa (Минский Европейский Гуманитарный Университет, факультет богословия, 2003). Автор «Словаря трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы» (Москва, 2008). Офицер Ордена Искусств и словесности Французской Республики (Officier d’ Ordre des Arts et des Lettres de la République Française, 2012).

http://pravmir.ru/olga-sedakova-ne-xochu...

Пока дела Московского епархиального управления состоят во власти вашего преосвященства, позвольте воспользоваться мне вашим полномочием. В прошедшем году, с благословения и разрешения покойного владыки, из Московской консистории было выслано мне несколько разного рода решенных дел, для рассмотрения и изучения делопроизводству моих почтенных, но мало сведущих членов консистории: но, во 1-х, то были дела только 1-й экспедиции Моск. консистории, а во 2-х, с недавнего времени, в мою консисторию вступили два новых члена, которые не видали тех дел. Посему, не благоволите ли разрешить г. секретарю 2 экспедиции отобрать несколько разнородных дел, более важных и обстоятельнее рассмотренных, и препроводить ко мне на непродолжительное время, для той же надобности, как и в минувшем году? Беспорядки по консистории до сих пор служат для меня источником ежедневных огорчений». День пасхи (31-го марта 1868) ознаменован был для нас обоих монаршими наградами: преосвященному Леониду пожалован был знак ордена св. Владимира 2-й степени, а я удостоен был сопричисления к ордену св. Анны 1-й ст. 13-го апреля я поздравлял преосвященного с монаршею наградою и вместе со днем его ангела (16-го числа). При этом я писал ему: «Суждено я мне наконец бить звездоносцем: но, признаюсь откровенно, при моих настоящих служебных обстоятельствах, как ни дорога пожалованная мне награда, но она не доставила моему духу и сердцу полного утешения и успокоения. Для меня требуются иного рода награды и поощрения: мне нужны не вещи, а люди. Не прошло еще двух лет моего пребывания на новой кафедре, как уже сменилось у меня три секретаря консистории. Последний секретарь, явившийся ко мне из Петербурга в конце прошедшего января, с явными признаками неисцельной болезни, 10-го сего апреля скончался, оставив дела консистории в том же положении, в каком и нашел их. Жду четвертого секретаря и теряю всякую почти надежду на приведение в должный порядок епархиальных дел. Среди тягостного моего положения мне послано было однако ж от Господа и некое утешение. В последних днях светлой недели меня посетили три добрых купца из Москвы. Эти почтенные гости надолго оставили в Витебске добрую о себе память; все они приняли на себя звание почетных блюстителей в здешних духовных училищах. Посещение их произвело в городе необыкновенное впечатление: они были предметом общего любопытства и разговоров; не только православные, но и евреи интересовались видеть их; и один из богатых евреев пригласил их даже к себе в гости».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Т. XIV. Уст. о пред. и прес. прест. ст. 58. Вразумленного в истинной вере и желающего от раскола присоединиться к православию приходский священник присоединяет по правилам церковным, берет с него подписку о пребывании в православии, записывает присоединение в метрическую книгу и доносит Преосвященному. В сомнительных случаях священник испрашивает от Преосвященного разрешение предварительно присоединения. Т. I. ч. II ст. 458, п. 14. Право на получение третьей степени ордена св. Анны, исключая лиц бывшего податного состояния, приобретает обративший к господствующей церкви не менее ста человек не христиан или раскольников. Т. X, ч. I, Св. Зак. Гражд. ст. 33, изд. 1887 г. Брак правоверных с раскольниками допускается не иначе, как по принятии сими последними Церкви святой соединения с присягою. Если же раскольники, вступая в брак, пожелают венчаться в православной церкви, то пред венчанием надлежит обязывать брачующихся, присягою же, быть в православии твердыми и с раскольниками согласия не иметь. 11 Ст. 78. Браки раскольников приобретают в гражданском отношении, чрез записание в установленные для сего особые метрические книги, силу и последствия законного брака. Воспрещается и не подлежат записи в метрические книги такие браки раскольников, кои возбранены законами гражданскими (ст. 3–5, 12, 20, 21 и 23). Существование брака раскольников считается доказанным со дня записи в метрической книге. Но если, по обжаловании в установленном порядке определения Полицейского Управления о препятствиях к записи, определение сие признано будет неправильным, то брак, по просьбе о том одного или обоих супругов, считается имеющим законную силу не со дня внесения оного в метрическую книгу, а со времени первоначального о нем заявления. О сем делается особая отметка в метрической книге. Брак, записанный в метрической книге, может быть расторгнут только по суду в случаях, определенных в статье 45. Браки, воспрещенные законом или же заключенные между лицами, которые не принадлежат к расколу от рождения, или состоят в браке, совершенном по правилам православной Церкви, или по обрядам другого, признаваемого в государстве вероисповедания, считаются незаконными и недействительными, хотя бы и были записаны в метрической книге. Несоблюдение при записи брака в метрическую книгу установленных правил подвергает виновных законной ответственности, но не разрушает самого брака.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Между тем, сменивший А.М. Голицына на посту главнокомандующего Первой армией П.А. Румянцев, также высоко оценивал способности и боевые качества генерала Г.А. Потемкина, предоставив ему возможность проявить себя в наиболее значимых сражениях. Уже 3 – 4 января 1770 года Потемкин со своим кавалерийским отрядом успешно действовал при Фокшанах, 18 января – при Браилове. Вместе с корпусом генерала Х.Ф. Штофельна совершил поиск (быстрый конный рейд) к Бухаресту и 4 февраля овладел городом Журжей32. В конце января 1770 года главнокомандующий 1-ой армией П.А. Румянцев в рапорте императрице отметил заслуги генерал-майора Потемкина, «который, усердствуя службе Вашего Величества и Отечеству, сам просился у меня, чтоб я его отпустил в корпус генерал-поручика фон Штофельна, где самым делом и при первых случаях отличил уже себя в храбрости и искусстве»33. В рапорте было изложено представление к награде Г.А. Потемкина, и 3 февраля 1770 года он был удостоен своего первого ордена – Святой Анны. Весну 1770 года генерал-майор Г.А.Потемкин встретил командиром бригады. Солдаты любили своего командира и были готовы идти за ним «в огонь и в воду». Его личное мужество и бесстрашие захватывало и воодушевляло их. Бригада генерала Г.А. Потемкина участвовала во всех наиболее значимых сражениях Первой армии. 17-го июня 1770 года в районе кургана Рябая Могила34 Первая армия под командованием генерала П.А. Румянцева окружила 22-тысячную турецкую армию, подкрепленную 50 тысячами татарских всадников на южном берегу Прута. При этом армия П.А. Румянцева составляла лишь 38 тысяч человек. Таким образом, наступление осуществлялось на более чем в два раза превосходящего противника. Форсирование Прута осуществлялось 17 июля 1770 года тремя колоннами. 1-ую колонну возглавлял сам П.А. Румянцев, 2-ую (тремя милями ниже по течению) с задачей обойти турок с тыла – генерал Г.А. Потемкин. Операция была исполнена блестяще. Турецкие войска, попавшие в клещи, охватила паника, вызвавшая их беспорядочное бегство. В реляции Румянцева Екатерине II 20 июня 1770 года отмечалось, что «отбито у неприятеля войсками помянутого генерала-майора Потемкина одно знамя»35.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/22/u_nego...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010