Существенная деталь, на которую почему-то не принято обращать внимание: оба они - и «Билык», и «Мирный» - были государственными служащими. То есть, вступая на эту стезю, каждый них принимал присягу. «С древнейших времен и до настоящего времени при поступлении на службу существовал обычай давать клятву верности, смысл которой заключался, прежде всего, в установлении определенных отношений между тем, кто принимал к себе на службу (военную, государственную) и вступавшим на эту службу, ...что понималось как гарантия преданности и верности Государю и Отечеству». Присягавший обязывался «к пользе Его Величества и его Государства, чинить по доброй христианской совести, без обману и лукавства, как доброму, честному человеку надлежит, как должен ответ держать в день Судный... Присяга принималась в присутствии священника. После принесения присяги..., присягающие подписывали индивидуальные клятвенные обещания - „присяжные листы " ». Афанасий Рудченко, более полувека неуклонно двигавшийся по чиновничьей стезе, присягал аж трём государям (Александру II, Александру III и Николаю II). Обязывался служить верно и нелицемерно. А выходя «с присяги», тут же забывал о ней, и «превращался в Панаса Мирного, под покровом своего псевдонима тайно боровшегося с самодержавием», о чём смачно повествуют его житьесказатели. За этот религиозно-нравственный дуализм, беспрецедентное умение входить в сделку с собственной совестью, Панаса Мирного очень не уважал другой известный полтавец - Владимир Короленко. Рудченко только посмеивался в ответ на его упрёки. И продолжал: днём - ходить на службу, изображая верного подданного, а вечером - сочинять свои лживые страшилки про «ужасы царизма». Протоптанной дорожкой брата Ивана, в 1867 году перешедшего в систему Госконтроля, и уехавшего в Житомир, Афанасий в 1871 году переезжает из Гадяча в Полтаву и поступает как бы на его место в Казённой палате (губернское учреждение по налогам). На этом поприще Афанасий Рудченко оставался долгих 47 лет, постепенно вырастая из офисного планктона в достаточно крупную рыбу. Он дослужился до чина статского советника (т.е. штатского генерала), собрав положенный урожай наград за выслугу лет: ордена святого Станислава, святой Анны (вплоть до II степени), святого Владимира IV степени. Отчего такая честь? На данный вопрос, обладая известной долей юмора, сам награждаемый мог бы ответить словами Пушкина: «Потому что есть». Но Рудченко, увы, данным свойством характера не обладал, и воспринимал поощрения, как должное: «Дають - бери, б " ють - В свой знаменитый сундук с салом Рудченко складывал и произведения своего alter ego Панаса Мирного (писанные частью на заимствованных по месту службы, в «налоговой», бланках бухгалтерских книг), и премии, и ордена.

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/23/...

Орденом награждались преимущественно чиновники. В рассказе Тургенева «Собака» статскому советнику Антону Степановичу « по выражению его завистников, влепили Станислашку ». В стихотворении в прозе «Довольный человек» Тургенев размышляет: почему в таком подъеме духа герой? « Уж не возложили ли на его шею твой красивый осьмиугольный крест, о польский король Станислав! » Речь идет об ордене Святого Станислава 2й степени (на самом деле Станислав, в честь которого назван орден, был не королем, а краковским епископом). Нелли в «Униженных и оскорбленных» Достоевского замечает у немца-врача « огромный Станислав, качавшийся у него на шее ». Нелли кажется, что этот орден « чрезвычайных размеров ». Ограниченный, простодушный гимназический учитель Кулыгин в «Трех сестрах» Чехова говорит: «А мне вот всю мою жизнь везет, я счастлив, вот имею даже Станислава второй степени ». Станислав 3й степени изображен на известной картине П. Федотова «Свежий кавалер». Наутро после попойки, желая похвастаться перед кухаркой, чиновник гордо прикладывает к халату полученный накануне орден. « Свежий кавалер » означает здесь «новоиспеченный носитель ордена». Чиновники малого ранга очень гордились орденом Станислава 3й степени как началом своего служебного признания. « Маска на время карнавала, — писал Герцен, — становится для женщин то, чем был Станислав для станционного смотрителя », то есть чем-то очень желанным. ОРДЕН СВЯТОЙ АННЫ вошел в состав российских орденов в 1797 году, при Павле I. Им награждали за государственную и военную службу, а с 1847 года — « за беспорочную 12-летнюю службу в одной должности, но не ниже 8го класса », то есть начиная с коллежского асессора и майора (с 1884 года — капитана). Орден имел с 1797 по 1815 год три степени. Орденом 4й степени, учрежденной в 1815 году, награждались только военные. В этом случае знак ордена (крест) прикреплялся на эфесе оружия — сабли или шпаги. Орденская лента была красного цвета с желтой каймой. Орден 1й степени — золотой крест с красной эмалью (до 1815 года — красным стеклом) — носился на ленте через левое плечо, другим его знаком служила восьмиконечная звезда на правой стороне груди.

http://azbyka.ru/fiction/chto-neponyatno...

Анны 3-й степени; если же не получили, то за выслугу 35 лет, им, вместо ордена Св. Владимира, полагается орден Св. Анны 3-й степени с надписью «35 лет». Пожалованным орденами, предоставлено право на определение своих дочерей в женские учебные заведения на счет капитула орденов. Все вышеозначенные преимущества нового положения, взятые вместе, неоспоримо представляют значительное улучшение служебного и материального положения военного духовенства. При том же Главном священнике деятельно обсуждался вопрос о присоединении военного духовенства к общей военной эмеритуре. В состав комиссии, образованной при Военном Министерстве для решения этого вопроса под представительством генерала от инфантерии Резвого, назначены были со стороны Главного священника гвардии и гренадер протоиерей кавалергардского полка А. А. Желобовский и от Главного священника армии и флота настоятель С.-Петербургского Адмиралтейского собора протоиерей Левитский. Положения, выработанные комиссией, получили ВЫСОЧАЙШЕЕ утверждение 18 сентября 1874 года. Православные священнослужители военно-сухопутного ведомства допущены были с 1 января 1875 года к участию в эмеритальной кассе военного ведомства на основании правил, ВЫСОЧАЙШЕ утвержденных 22 мая 1871 года. Полные эмеритальные пенсии были следующие: священнослужителям военного ведомства за 35 лет службы, при 35 платных годах в эмеритальную кассу, назначаются из окладов для Главного священника наравне с генерал-лейтенантом для протоиереев, занимающих должности благочинных не менее пяти лет, и для настоятелей неподвижных соборов с полковником, получающим столовые деньги для личного протоиерея наравне с полковником, не получающим столовых денег для священников наравне с майором для диаконов наравне с поручиком. Выслуженные священнослужителями пенсии из эмеритальной кассы ассигнуются к производству только в случае совершенного оставления ими службы. Присоединение флотского духовенства к общей эмеритуре морского ведомства состоялось в 1879 году. К началу XIX века сформировалась структура военно-духовного ведомства. В русской армии схематично это выглядело так: Протопресвитер армии и флота Главные священники округов Главные священники армий и флотов Дивизионные, бригадные, гарнизонные благочинные Полковые, госпитальные и тюремные священники. Таким образом, институт военного духовенства обретал все более четкую структуру, свою иерархию, обусловленную спецификой деятельности. Военные священники являлись одними из самых надежных и преданных Государству, Церкви и армии религиозными и нравственными воспитателями солдат и офицеров, были носители славных традиций Русской армии и православия . 43

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9) Указываемых в п. 1, 5, 6 и 8 отдела 2-го правил держаться в точности и при представлении лиц духовного звания к награде за труды по народному образованию установленною на основании Высочайше утвержденная 26 июня 1864 года положения комитета Министров серебряною медалью, с надписью «за усердие», для ношения на груди на Александровской ленте. Впрочем представления о пожаловании сей медали должны делаться, хотя и в одни сроки с представлениями о других наградах за неслужебные отличия, т. е. по истечении каждой трети года, но особо от таковых представлений, и при том с наблюдением, сверх изложенных выше правил, следующих условий: а) к таковой медали представлять из трудящихся по народному образованию лиц духовная звания, только диаконов, причетников и состоящих в качестве учителей, при сельских церковно-приходских школах воспитанников духовно-учебных заведений, а священников представлять, вместо сей медали, к другим, установленным для них знакам отличия, на изложенных в указе Святейшего Синода от 28 августа 1864 года основаниях и б) представлять из лиц этого рода к означенной медали лишь тех, которые усердно-полезными, в течении 10-ти лет, трудами своими по этой части, при безукоризненном поведении, приобрели законное на таковую награду право. При сем предварить епархиальные и прочие духовные начальства, что те о наградах представления, в которых, и по объявлении настоящих правил, будут снова встречаться такие или иные упущения или отступления от предписанного на сей предмет порядка, будут оставляемы Святейшим Синодом без последствий. 195. О лицах духовного сана, имеющих право на сопричисление к ордену Св. Анны, 3-й ст. по статуту сего ордена 23 декабря 1872 года. Свят. Синод слушали предложение Синодальная Обер-Прокурора от 16 ноября 1872 г., с приложением копии с Высочайшего повеления 31 октября 1872 г., об исполнении последовавшего в Государственном Совете мнения о лицах духовного звания имеющих право на сопричисление к ордену Св. Анны 3-й ст. В означенном мнении Государственного Совета изъяснено: Государственный Совет г в соединенных департаментах законов и государственной экономии и в общем собрании, рассмотрев представление Высочайше утвержденного присутствия по делам православного духовенства о лицах духовного звания, имеющих право на сопричисление к ордену Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так 1845 году (6 июля) он был определён членом комитета, учреждённого в С.-Петербурге, для рассмотрения конспектов преподавания учебных предметов в семинариях. 1848 г. (8 сентября) возведён в сан архимандрита. 1849 г. (24 января) определён членом С. Петербургского комитета для цензуры духовных книг. 1850 г. (8 июня) назначен для занятий по предмету переводов богослужебных книг на татарский язык. В том же году (7 июня) назначен членом особого комитета для рассмотрения программы философских и богословских наук для высших заведений министерства народного просвещения. 1851 г. (8 января) утверждён в должности инспектора академии. В том же году (2 апреля) Всемилостивейше сопричислен к ордену св. Анны 2 ст. С 23 июня по 13 августа того же года обозревал Архангельскую семинарию с училищами по всем частям управления. Того же года (26 сентября) он возведён был в звание экстраординарного профессора, а 1852 г. (26 сентября) сделан ординарным профессором академии. В 1853 г. (8 октября) за изданное им сочинение «Опыт курса церковного законоведения» возведён на степень доктора Богословия. 1854 г. (18 апреля) Всемилостивейше пожалован знаками ордена св. Анны 2 степени, Императорскою короною украшенными. В 1855 году (16 января) Назначен ректором и профессором С. Петербургской духовной семинарии. В том же году (1 февраля) определён членом 2-й экспедиции С. Петербургской духовной консистории и помощником главного наблюдателя за преподаванием закона Божия, Логики и Психологи в Императорском С. Петербургском университете, главном педагогическом институте и училище правоведения. В том же году (10 мая) назначен помощником Синодальному члену, Архиепископу казанскому Григорию, в исполнении возложенного на него поручения «избрать сочинения духовно-нравственные, доступные для простого народа и могущие утвердить его в добрых правилах и в любви к православию, Государю и порядку.» С 4 июня по 27 июля он обозревал Тверскую семинарию по всем частям управления. В 1857 году (17 марта) назначен ректором и профессором богословских наук в казанскую духовную академию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Скуфьи и камилавки, жалуемые духовным лицам, изготовляются по установленным от Св. Синода образцам самими награждаемыми лицами (Опред. Св. Синода 1877 г. 3–22 марта). Наперсные кресты, жалуемые от Св. Синода (изготовляются хозяйственным управлением при Св. Синоде) выдаются безмездно и в полную собственность награждаемых лиц (Опред. Св. Син. 1877 г. 3–22 марта). Наперсные кресты с драгоценными украшениями, подносимые священнослужителям прихожанами или обществом офицеров и других лиц, дозволяется носить с разрешения епархиального начальства – без испрашивания разрешения Св. Синода и высочайшего соизволения, но лишь только в том случае, если эти священнослужители имеют уже пожалованный им наперсный крест от Св. Син. (Ук. Св. Сан. 1881 г. 25 февраля в Церк. Вест. 15 1881 г.). Так как наперсные кресты, жалуемые прихожанами или обществом офицеров, имеют значение частных подарков, то получение их не отмечается в формулярных списках священнослужителей (Опр. Св. Синода 1881 г. 25 февраля), а ношение таковых крестов, не могущих заменять наперсного креста, выдаваемого от Св. Синода, необязательно и зависит от воли получивших; согласно с этим и одновременное же ношение наперсного синодского креста с поднесенным дозволяется с тем условием, чтобы имеющие два и более поднесенных крестов не возлагали на себя более одного из них (Опр. Св. Син. 1882 г. за 67 янв. 13–февраля 16) 17 . К высочайше жалуемым наградам для лиц духовного звания за служебные и иные заслуги относятся существующие в Российской империи ордена (Св. Зак. т. I. Учрежд. орд. изд. 1876 г.), за изъятием лишь некоторых, медали, а также золотые наперсные кресты, выдаваемые из кабинета его величества. Представления о награждении духовных лиц орденами и прочими высшими наградами представляются на высочайшее утверждение, а именно: об орденах до св. Анны 2 степени чрез Комитет Министров, а о высших орденах и знаках отличия непосредственно по всеподданнейшему докладу синодального обер-прокурора. Ордена даются духовенству или по статуту или за отличие по службе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

(Ук. Св. Син. от 11 Февраля 1870 г. по Высочайше утв. 31 Декабря 1869 г. жур. присут. по дел. прав. дух. II. С. 3. 47860.) Примечание. При представлении лиц светского звания к ордену Св. Анны за заслуги, в статуте сего ордена определенные, соблюдаются правила, изложенные в § 37, отдел I, а при представлении к наградам за пожертвования в пользу церквей или духовных учреждена и за другие не служебные (кроме исчисленных в орденских статутах) отличия или заслуги по духовному ведомству надлежит руководствоваться правилами, изложенными в § 37, отдел II, и в § 39, а также и дополнительными правилами о наградах 1892 г., отдел III, помещенными в ХУ главе сего сборника. Глава VI. О наградах лиц, служащих в духовно-учебных заведениях 69. Епархиальный Преосвященный ходатайствует: 1) награждены должностных лиц Академы (§18 Уст. Дух. Акад.); 2) Семинарии, по представлению Ректора сей последней (§ 21 Уст. Сем.); 3) награждает в пределах собственной власти или ходатайствует о награждены должностных лиц училищ – Духовного (§15 Уст. Дух. Уч.) и Епархиального женского (§12 Уст. Епар. жен. уч.) 70. Ректору Духовной Академии предоставляется ходатайствовать пред епархиальным Преосвященным о награждены преподавателей и других лиц, служащих при Академии (§ 29 Уст. Дух. Акад.) 71. Ректор Духовной Семинары входит с представлениями к Преосвященному о награждены должностных лиц Семинары, по его усмотрит» заслуживающих особого внимания начальства (§ 36 Уст. Дух. Сем.) 72. Смотритель Духовного Училища ходатайствует пред епархиальным Архиеереем о награждении учителей, отличающихся особенною способностью и ревности в исполнении своих обязанностей 52 (§ 51 Уст. Дух. Учил.) 73. Лица былого духовенства, избираемая в члены семинарских и училищных правлений, за полезную свою службу для духовно-учебных заведений поощряются епархиальным Архиереем. (Опр. Св. Син. 1–18 Нояб. 1878 г. 1873. Ц. В. 47). Подробнее см. § 10. 74. Протоиерей или священник, исправлявший с особенным усердием двенадцать лет сряду должность Члена Правления Семинарии или Духовного Училища от епархиального ведомства, приобретает право на получение третьей степени ордена Св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

поверх их... Если же орден высший, а иногда и два, надеваются сверх омофора, то тем паче, следовало бы надевать сверх омофора и сверх орденов и панагию и крест, у которых недаром и цепочки всегда делаются весьма длинные. А как последнее не делается, то значит, нет никакого основания и навешивать ленты орденские сверх омофора, который собственно и составляет самую существенную принадлежность и выражает всё значение высшего сана Святительского. К тому же, что особенно бросается в глаза всякому, когда перед чтением Апостола снимается с Архиерея омофор, тогда и бывши распущенная на нём во всю длину орденская лента подтягивается на шее же в уровень с панагиею и крестом. Да, что ни говорить, а это представляется просто напросто вычурою и больно-больно нестатною... Справедливее допустить то, что вы – было указание на меня и Наместника – Архимандриты и ты Иван Михайлыч, имеющие ордена Анны 2-й ст. и Владимира 3-й ст., имеете право надевать их, равно как и кресты наперсные, распуская ленты и цепочки поверх ризы, так как и Архиереи надевают поверх саккоса, который есть тоже самое по значению своему, как и риза священническая, называемая по церковному – фелонь; все древние Архиереи, как и наши Русские облачались в фелони же, что и видит всякий на св. Иконах. Да и ныне всякий Архиерей не сделал бы никакого преступления ни против канонических правил, ни против государственного законоположения, если бы он облачился в фелонь, вместо саккоса, и на фелонь же возложил омофор. О Митрополите Платоне Московском есть верное сказание, что он служивал иногда Литургию в домовой церкви именно в фелони с омофором 441 , а также достоверно и то, что он служивал даже один просто по священнически в фелони, но только не надевал уже при этом омофора. А наконец, уж если говорить, так лучше договаривать всё, – а именно. Некоторые из нашей братии – Святителей уж больно чересчур любят носить ордена, так что не совершают без них ни одного Богослужения, не исключая даже и великих последних дней страстной седмицы – как напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИТОВТ (в 1-м Крещении Виганд, во 2-м и 3-м - Александр; 50-е гг. XIV в., Ст. Троки? - 27.10.1430, Троки (ныне Тракай, Литва)), вел. кн. литовский, сын Кейстута , правителя Трок, брата и соправителя вел. кн. Ольгерда , и Бируты, по преданию похищенной Кейстутом языческой жрицы из Паланги. В 1368 г. вместе с др. литов. князьями В. участвовал в походе Ольгерда на Москву. От отца В. получил в удел часть его владений с центром в Гродно. По свидетельству «Летописца великих князей литовских», с молодости В. связывали дружеские отношения с буд. польск. кор. Владиславом-Ягайло , сыном Ольгерда. Когда после смерти отца (1377), согласно его завещанию, Ягайло занял великокняжеский трон, В. выступил посредником между ним и Кейстутом в момент резкого обострения отношений между 2 главными правителями Литовского великого княжества (ВКЛ). По свидетельству источника, В. не участвовал в перевороте 1381 г., в результате к-рого Кейстут отстранил племянника и сам занял великокняжеский трон. Самостоятельная политическая деятельность В. началась после событий лета 1382 г., когда его отец Кейстут был свергнут Ягайло с трона и убит в тюрьме. В., также заключенному в тюрьму, удалось бежать с помощью жены Анны. Он нашел приют во владениях одного из главных противников Литвы - Тевтонского ордена . Здесь В. принял Крещение с именем Виганд. Князь дал обязательство, что если орден поможет ему вернуть вотчину - Трокское княжество, то он примет эти владения от ордена в лен. У В. нашлись многочисленные сторонники в Литве. Желая избежать междоусобной войны с В., Ягайло стал искать примирения. В 1384 г. между братьями состоялось соглашение. В. получил часть бывш. владений своего отца - Гродно и Подляшье, но должен был принять Православие. Он снова крестился, приняв имя Александр. В 1386 г. В. участвовал в заключении брака Ягайло с принцессой Ядвигой и в церемонии вступления Ягайло на польск. трон с именем Владислав. Во время последовавшего затем Крещения литовцев В. в 3-й раз сменил конфессию, вновь присоединившись к католичеству. Заключение Кревской унии означало соединение ВКЛ с Польским королевством. В связи с этим представители правившего в Литве рода Гедиминовичей должны были принести присягу на верность не только Ягайло и Ядвиге, но и «Короне королевства Польского». Вместе с другими такую присягу принес и В.

http://pravenc.ru/text/158862.html

В рассуждениях преосвященных и комитетов о правах духовенства по службе прежде всего обращает на себя внимание предлагаемое некоторыми из них оригинальное разделение духовенства на классы и чины, соответственно тем, какие существуют в военном и гражданском ведомствах. Так преосвященный Вятский предлагал ввести следующее разделение: 1) священника при городских соборах (кроме кафедрального), всех прочих церквах и протодиакона при кафедральном соборе считать в IX классе, 2) протоиерея кафедрального собора в VI; 3) ключаря собора в VII, диаконов в XII, 4) дьячков и пономарей в XIV 134 . Многими преосвященными и комитетами при этом высказывалась мысль о необходимости установить особые знаки отличия, выдаваемые за беспорочную службу и примерное выполнение обязанностей. В пользу этой мысли настойчиво высказывался преосвященный херсонский, предлагавший давать духовным лицам знаки отличия на следующих основаниях: 1) предоставить право на получение ордена св. Анны 3 степени за 12 лет службы членам духовных консисторий, попечительств, депутатам и проч., 2) предоставить всем лицам духовного звания право на получение ордена св. Владимира 4-й степени за 30 летнюю беспорочную службу, 3) предоставить право на награды за заботу о народном образовании 135 . В соображениях преосвященных и комитетов об увеличении прав духовенства семейных, по торговле и обязательствам следует отметить выраженное некоторыми из них желание, чтобы 1) кандидатам на духовные должности предоставлено было право выбирать невест из всех сословий без ограничения кругом девиц духовного происхождения, а доступ к церковным должностям был открыт и неженатым, лишь бы они имели от роду 35 лет и известны беспорочною жизнью 136 ; ‘2) чтобы духовным лицам дозволено было заниматься торговлей и промыслами на следующих основаниях: а) штатным священно-церковнослужителям позволить продажу произведений хозяйства, б) священнослужителям заштатным дозволить торговлю вещами, имеющими употребление в церкви напр.: иконами, крестами и пр., в) церковнослужителям заштатным и их семействам, равно детям штатного духовенства необучающимся в школах и всем членам заштатного духовенства дозволить все виды торговли и промышленности 137 ; 3) чтобы усилить значение духовенства в обществе, необходимо сообщить духовным лицам права: 1) ходатайства и заступничества за невинных перед начальством, 2) доносить о злоупотреблениях властей, не подвергаясь укоризне за вмешательство, 3) требовать от светского начальства удаления из их приходов людей подозрительных, распространяющих противорелигиозные и противонравственные понятия 138 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010