Так, на заседании общего собрания Высочайше учрежденного особого Присутствия 18 мая 1906 г. По делу о духовно-учебной реформе член предсоборной Комиссии проф. А.И. Алмазов , говоря о реорганизации нашей духовной школы, коснулся вопроса, что представляет теперь наше духовенство в отношении к пастырскому служению, и здесь на основании фактов и слов, ставших достоянием печати из самого духовенства, между прочим, заявил, что при С.-Петербургской духовной академии издается журнал «Церковный Вестник», почти в каждом номере которого даются ответы на так называемые «недоуменные вопросы» пастырей. Пересматривая этот журнал за 15 лет издания, он насчитал таких недоуменных вопросов до 10–12 тысяч, а во внушительной массе их ярко просвечивает совершенно праздный интерес, которым с порывами, достойными лучшего примечания, увлекаются не только пастыри, но и низшие члены причта. Это пламенное желание быть украшенным орденом или каким-либо знаком отличия. Красною нитью, например, через бесконечный ряд вопросов проходит стремление духовенства получить орден Анны 3-ей степени. Кто не имеет надежды на этот орден, тот по крайней мере стремится хоть к какой-либо медали. Кто и ее не рассчитывает получить, тот по крайней мере желает украситься хотя бы знаком какого-либо общества. Только из-за ордена, оказывается, порою предпринимаются пастырские заботы. Только из-за какого-либо внешнего знака становятся членами благотворительных и просветительных обществ 1 . Как видите, довольно яркая картина из наблюдений профессора, картина, свидетельствующая, куда направлены заботы духовенства в его пастырском служении. Еще более решительно высказались члены Присутствия Ф.Д. Самарин и Н.О. Кузнецов в особых мнениях по вопросу об отношении высшего правительства православной Российской церкви к Верховной государственной власти по протоколу I отдела Присутствия от 7 июня 1906 года. Ф.Д. Самарин заявил, что «не менее ярким выражением подчиненного положения, занимаемого нашей церковью по отношению к государству, являются знаки отличия, которые государственная власть жалует епископам, священникам и диаконам в награду за их службу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Romans...

Николай Михайлович Карамзин родился в Симбирской губернии в 1766 году. Получил образование в Москве, и ходил слушать лекции в университете; в молодости своей служил он недолгое время в гвардии, потом вышел в отставку и отправился путешествовать по разным странам Европы. Возвратясь оттуда, он жил в Москве и занимался литературою. В 1803 году пожалован императорским историографом, а в 1810 году, в знак благодарности за поднесённые им Государю Императору Александру Павловичу первых восьми томов Истории государства Российского, награждён чином статского советника и кавалером ордена Св. Анны 1-й степени. Кончина Государя благодетеля так сильно поразила Карамзина, что он занемог и через несколько времени умер в 1826 году. Одно из важнейших произведений его есть: История государства Российского, над которым он трудился 22 года, и посредством которого, Карамзин воздвиг незыблемый памятник героям и подвигам древности Русской, и своему трудолюбию, уму и таланту. – Все писатели Ломоносовской и Державинской школы употребляли длинные периоды, соответственные Латинской и Немецкой речи; но Карамзин был, бесспорно, одним из писателей, который почерпнул жизнь и материал из языка разговорного, и этим старался сообщить языку Русскому то, чего ему до него не доставало, то есть: изящество и мысль; а потому, заменив длинные периоды предложениями соразмерными, он первым правилом поставил: «писать, как говорят». Стараясь последовать Английской и Французской литературе, он совершенно преобразовал строение речи через сближение отечественного языка с теми Европейскими языками, которые, в строении своей речи, следуют простому и естественному порядку, а потому русская речь вышла лёгкою и ясною. Речь, которую преобразовал Карамзин, была только средством, чтобы дать другой оборот мысли, а не главною целью, и для этого нужно было изменить характер нашей литературы, в чём труды его были не напрасны; это мы видим из сочинений его, которые доставили публике лёгкое и приятное чтение. Что касается до писем Русского путешественника, то польза их очевидна: они познакомили нас с состоянием заграничной жизни. Карамзин сообщил в них много любопытных сведений о современных и учёных литераторах, возбудил внимание к их сочинениям и важнейшим умственным вопросам; описал природу посещённых им стран, и везде обнаруживал сочувствие к наукам и просвещённой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

По сему признаю Преосвященного Леонида достойным Всемилостивейшего внимания Его Императорского Величества. К ордену Св. Анны во 2-й ст. сопричислен он в 1856 г. По прежнему обычаю, он ныне может быть представлен к первой степени того же ордена…» [ 2132 ]. Преосвященный Леонид отличался и другим качеством: «необыкновенною наклонностию жертвовать собою для других». Он не умел отказывать в просьбах и даже «из своего обширного знакомства с лицами высшего круга старался извлекать помощь для других». Чрезмерная загрузка стала причиной его болезненности: «Он чаще и чаще начал страдать от разных недугов: от боли в ногах, от расстройства нервов и от сильных приливов крови к голове». Летом 1857 г. отец Леонид перенес тяжелую болезнь. Затем тяжелым ударом стала для него кончина (23 сентября) его матушки. На этом фоне произошла новая встреча его со святителем Игнатием. 27 октября 1857 г. архимандрит Игнатий Брянчанинов был хиротонисан во Епископа Кавказского и Черноморского, 25 ноября он выехал к месту своей новой службы. По пути он несколько дней пробыл в Москве. Отец Леонид предложил ему остановиться у него. 22 ноября 1857 г. он записывает в своем дневнике: «Преосвященный Игнатий благодарит за приглашение, но говорит, что остановиться у меня в монастыре не может, ибо — продолжаю его словами: " не умею беречь денег и потому постоянно нуждался и нуждаюсь в пособии ближних. Промысл Божий постоянно давал мне благодетелей, так, что я находился постоянно в нужде и постоянно в изобилии. Такое положение сопровождало меня и при посвящении моем в Епископа. Выехал я из Обители с 50-ю рублями, и то заемными, а добрые люди всем снабдили. Один из них взял на себя отправку моей библиотеки в Ставрополь, равно как и всего имущества моего, также взял на себя отправление меня собственно из Петербурга до Москвы; этот человек желает, чтоб я остановился в Москве в его доме " . В конце письма: " Надеюсь в Москве часто видеться с Вами. Мне хотелось бы провести там 1-е декабря. Не знаю, что ожидает меня на Кавказе, но из Петербурга уезжаю с радостию " ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

утверждён в таковом же достоинстве бакалавр иеромонах Афанасий. В том же году 29 апреля ректор академии Иеремия был сопричислен к ордену св. Владимира 3 ст. a 28 мая, согласно удостоению св. Синода, инспектор архимандрит Димитрий Высочайше пожалован был золотым наперстным крестом; того же года профессор Граников, по Высочайше утверждённому 23 декабря докладу кавалерской думы, удостоен ордена св. Анны 3 степ. Это был первый пример, когда Киевская академия на одном из светских своих наставников увидела знак монаршего благоволения. Киевская академия, уже отпустившая двух отличных своих преподавателей философии в светские училища, в настоящую пору едва не рассталась и с третьим, служившим ей с честью и великою пользою. В 1840 году профессор Авсенев изъявил согласие поступить в Московский университет на кафедру философии: но несогласие министра народного просвещения на определение его прямо в экстраординарные профессоры избавило академию от такой потери. Чтоб получить право на означенное звание, Авсеневу предложено было держать испытание на доктора философии. Не отказываясь от этого на будущее время, достойный питомец древнейшего училища отвечал между прочим в отзыве своём, что он «оказал бы неуважение к академии, если б, имея уже при ней звание экстраординарного профессора, стал бы особенным трудом искать того же самого звания при университете». Не то ожидало благородного подвижника науки; не та была цель его жизни, которую суждено было кончить ему вдали от родины и от любимого своего училища... Благодаря заботливости и попечению правительства, служащие по духовно-училищному ведомству около этого времени увидели уравнение прав своих с правами чиновников светского звания. В предложении обер-прокурора от 30 декабря 1839 года изображено было следующее: «Высочайше утверждёнными 27 мая и 18 ноября, 1836 года правилами о производстве в чины наставников и учителей учебных заведений, по ведомствам военному и народного просвещения, предоставлено для них исключение из общего положения о гражданском чинопроизводстве в том отношении, что разрешено производить их не одним, но тремя чинами выше класса, присвоенного занимаемой ими должности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благочинные, не ограничиваясь краткими ежегодными свидетельствами о поведении священно- и церковнослужителей в мировых ведомостях, обязываются о тех, которые замечаются в поступках, противных должности, благочинию и благонравию, каждый раз особо доносить Епархиальному Архиерею немедленно, с изъяснением обстоятельств и указанием свидетелей происшествия, под опасением в противном случае ответственности. (Указ. 17 Мар. 1828 г. П. С. 3. 2470 п. 2.) Благочинные, в наблюдении ими над поведением священно и церковнослужителей, не должны встречать никакого со стороны духовной или светской препятствия. (Указ. 6 Мая 1797 г. П. С. 3. 17958 п. 8.) Полный круг обязанностей благочинного над приходскими церквами подробно излагается в особой, здесь прилагаемой инструкции 84 . (Указ. 10 Сентября 1857 г.) Благочинные, за исправное исполнение своей должности, поощряются приличными по распоряжению их Преосвященных наградами; за упущение же и послабление должны бить подвергаемы строгим взысканиям, которым подлежат сами виновные, от потачки их впадающие в порок. (Указ. 5 Августа 1800 г. п. 1. П. С. 3. 28373.) Примечание. Протоиерей или священник, исправлявший с особенным усердием двенадцать лет сряду одну и туже должность благочинного, пользуется правом на получение третьей степени ордена Св. Анны. (Ст. 560 п. 17 Учрежд. Орд. изд. 1876 г.) Ассигнуемые по смете Святейшего Синода на разъезды и канцелярские расходы благочинным Холмско-Варшавской епархии 2220 руб. 85 2) распределяются согласно составленному расписанию благочиннических округов в означенной епархии; при чем четыреста двадцать рублей ассигнуется на разъезды и канцелярские расходы двум благочинным варшавского округа. (4 – 12 Июля 1880 г. 1210 по Высоч. утв. 22 Мая мн. Госуд. Сов. Ц. В. 29.) Отпускаемая из государственного казначейства на содержание благочинных в прибалтийском крае сумма распределяется между благочинными не по равной части, но сообразно пространству благочиний, числу церквей, расстоянию их одной от другой и от места жительства благочинного, с тем, чтобы разъездные деньги выдавались в распоряжение благочинных вместе с жалованьем. (23 Июня 1866 г. Выс. утв. докл. Обер-прокур. по опред. Св. Синод.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

(всего 2924 руб.); – штатному протоиерею и протоиерею-благочинному по чину полковника – жалов. 687 руб., стол. 546 руб. (всего 1233 руб.); – протоиерею нештатному и священнику-благочинному по чину подполковника – жалов. 531 руб., стол. 420 руб. (всего 951 руб.); – священнику по чину капитана, ротного командира – жалов. 366 руб., стол. 366 руб. (всего 732 руб.); – дикону штатному по чину поручика – жалов. 312 руб., стол. 183 руб. (всего 495 руб.); – диакону нештатному по тому же чину, но без столовых – жалов. 312 руб. (всего 312 руб.); – псаломщику – жалов. 240 руб. (всего 240 руб.). 3) Квартирные деньги, путевые, суточные и другие денежные довольствия производить по тем же рангам. Что касается псаломщиков, то им производить квартирные, смотря по разряду, местности, от 180 до 48 руб. в год. 4) Право на получение эмеритальной пенсии распространить на нештатных диаконов, состоящих при местных церквах на псаломщицкой вакансии. 5) Священнослужителям военного ведомства европейских и Кавказского округов предоставить право на получение периодических прибавок к жалованию на следующих основаниях: прибавок назначить две, из которых первую – за выслугу 10 лет, вторую – за выслугу 20 лет. Прибавки эти назначить в размере одной четверти оклада штатного жалования и производить их за первое десятилетие по тому окладу, который производится в день выслуги. По выслуге второго десятилетия назначить взамен первой прибавки две (половину оклада) из оклада, который выслуживший таковые получал при выслуге 20 лет. На священников военного ведомства распространено право на пожалование орденом Св. Владимира 4-й степени за выслугу 25 лет при участии в военных кампаниях и 35 лет согласно ст. 247 кн. II, ч. II Свода военных постановлений наравне с офицерскими чинами. Эта новая привилегия, которой военное духовенство до того времени не имело, последующими узаконениями 1890 г. распространена на диаконов штатных и нештатных, если они до выслуги 35 лет в священном сане удостоились получить орден Св. Анны 3-й степени; если же не получили, то за выслугу 35 лет им вместо ордена Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

– Расскажите. – В свое время моя кузина, которая давно живет за границей, хотела увезти вещи деда в Англию – в Оксфорде есть музей почетных докторов. Это было после того, как директор Пушкинского Дома сказал, что не может принять дедушкины вещи, так как нет места, а библиотека вообще неинтересна. Тогда кузина и предложила английский вариант. Я убедила ее в том, что это неправильно, я тогда была уверена – медали и мантии деда, его пишущая машинка, его стол должны остаться в России, в Петербурге. С правнучкой Верой. 1998 г. Фото из личного архива Зинаиды Курбатовой Библиотеку мы отдали дедушкиным ученикам. Теперь дедушкины книги по специальности стоят там, куда их не брали. Если честно, это очень обидно, тем более что примерно в то же время Пушкинский Дом на спонсорские деньги приобрел библиотеку одного фольклориста. Ничего не могу сказать, он – достойный ученый, но все-таки не Дмитрий Сергеевич! Я уж не говорю о том, что Пушкинский Дом обязан дедушке весьма многим. К примеру, когда приехал принц Чарльз и предложил дать деньги на факсимильное издание пушкинских рукописей, он это сделал лишь потому, что знал дедушку. Сейчас, после того, как прошло 5 лет после смерти деда и два с половиной года после того, как его вещи отдали в Музей истории города, я не уверена в том, что поступила правильно... – А что случилось? – Сначала все было очень мило. Пришли сотрудники музея, все осмотрели, сказали, что очень заинтересованы и что чем больше мы им передадим, тем лучше. Вещи отдавала я и отдала все: ордена, мантии (оксфордская мантия дедушки была в Петербурге единственной. Ахматовская мантия куда-то делась, и для музея Анны Андреевны шили мантию по мантии моего дедушки), коллекцию дипломов, обстановку кабинета, начиная от ковра и кончая пишущей машинкой, подарки, которые дедушка получал со всего света. Сначала нам обещали сделать специальную экспозицию, позже мне объяснили, что никто ничего не обещал, а затем я из третьих рук узнала, что часть вещей оказалась в одном народном музее. Видимо, их сочли лишними. Я бросилась туда, все подтвердилось. Им безо всякой описи передали две коробки с вещами Дмитрия Сергеевича, в том числе с частью его дипломов, которыми дедушка очень дорожил.

http://religare.ru/2_83894.html

«Заразился глупостью Лефорта». — Ф. Я. Лефорт (1656–1699) — известный сподвижник Петра I. Пользуясь большим влиянием при дворе, Лефорт не вмешивался, однако, в дела управления и своим бескорыстием выгодно отличался от А. Д. Меншикова, M. П. Гагарина и других приближенных царя. 5 Бирон, Эрнст Иоганн (1690–1772) — временщик, фаворит императрицы Анны Ивановны (1730–1740). Установил засилье немецких дворян в управлении страной и режим жесточайшего террора к недовольным его политикой. 6 Он в случае не был…— то есть не был в милости у начальства, в силе, любимцем или наперсником. 7 Мария Федоровна (1759–1828) — императрица, жена Павла I. 8 …ни с графом Валерианом, ни с князем Платоном домами знаком не был…— Братья В. А. Зубов (1771–1804) и П. А. Зубов (1767–1822) — последние фавориты Екатерины II, сменившие Потемкина. Они занимали высокие военные и государственные должности, бесконтрольно распоряжались казенными суммами. Зубовы отличались крайне низкими моральными качествами, были властолюбивы и высокомерны. При дворе все перед ними раболепствовали и пресмыкались. 9 Куртаг (от франц. cour — двор, и нем. Tag — день) — приемный день при дворе. 10 Регалии — знаки отличия, ордена. 11 Авантажна (от франц. avantageuse) красива, видна собой. 12 …портрет, работы известного Лампи. — И. Б. Лампи-старший (1751–1830) — известный австрийский портретист, любимец венского двора и знати. В 1792–1798 годах работал в Петербурге. 13 …майорат и… земли из старых отписных имений…— Майорат — имение, а также право старшего в роде быть единым наследником недвижимого имения. Отписные имения — имения, отобранные в казну по указу, по приговору, за долги и т. д. 14 …возвращенный морем перстень. — Как передает греческий историк Геродот (V век до н. э.), Поликрат, тиран Самосский, желая принести дар богам, бросил в море перстень. Его проглотила рыба, которою выловили рыбаки, и с нею перстень был возвращен владельцу. Вскоре за этим событием последовала смерть Поликрата: он был предательски захвачен персидским царем и предан жестокой казни. Этот рассказ лег в основу баллады Шиллера «Перстень Поликрата», переведенной В. А. Жуковским. 15

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Избран членом Эллинского Археологического Общества. 1854, 30 апр. По представлению императорского Министерства иностранных дел, «в воздаяние отличной ревности и во внимание к особым трудам, понесенным по устройству посольской церкви в Афинах», сопричислен к ордену св. Анны 2-й степени. 1855, 23 июля. Удостоен «за старание и труды в совершении столь богоугодного дела» (устройства посольской Свято-Троицкой Церкви) благословения Святейшего Синода. 1856, 18 февр. Избран членом-корреспондентом Русского Императорского Археологического общества. 1856, 31 мая. Получил бронзовый крест на Владимирской ленте и таковую же медаль на Андреевской ленте в память войны 1853–1856 годов, 1857, 15 мая. Избран в действительные члены Одесского Общества истории и древностей. 1858, 15 дек. Определением Святейшего Синода, по поводу возникшего болгарского движения, перемещен из Афин в Константинополь на тот же пост настоятеля тамошней российско-посольской церкви. Его Величеством, королем эллинов Офоном (Оттоном) I пожалован командорским крестом греческого ордена Спасителя «за христианские добродетели, ученость и филеллинские чувства». 1860, 10 сент. Прибыл к месту нового служения своего, в Константинополь. 1860, 18 сент. По ходатайству императорской миссии в Афинах, удостоен Высочайшего соизволения на передачу, пожалованного ему в 1850 г., золотого миссионерского креста его родителю, заштатному священнику, для ношения по установлению. 1861, 31 января. Определением Святейшего Синода утвержден членом-корреспондентом конференции С.-Петербургской Д. Академии. 1862, 29 мая. По поручению Св. Синода, отправлялся на Св. Гору Афонскую по делу о Синайском кодексе Библии, в опровержение ложных показаний фальсификатора некоего грека К. Симонида. 1863, 14–21 марта. Избран константинопольским «Музыкальным Силлогом (Обществом)» в члены его. 1863, 30 ноября. Возведен конференцией Киевской Д. Академии в почетные члены ее 1865, 21 января. Командирован Святейшим Синодом в Иерусалим в качестве следователя и временно заведовающего делами тамошней Духовной Миссии. 1865, 16 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Второй макияж был произведён, когда тело находилось в Союзе писателей на Фонтанке, где снимали маску. А третий - в Москве, перед прощанием в Доме печати. Интересно, что маски имеются две. Обе представлены в книге комиссии Всероссийского Есенинского комитета по расследованию обстоятельств смерти поэта " Смерть Сергея Есенина " , изданной в 1996 году. На одной из них, находящейся ныне в частной коллекции, видно, что лоб поэта проломлен, что глаз запал. Эта маска покрыта лаком - чтобы никто не нарушил её целостности. А вторая маска - " официальная " , которая много раз публиковалась. По ней видно, что она тщательно " отредактирована " , хотя на ней тоже имеется, но не такая отчетливая, впадина на лбу. Эта маска лаком не покрыта. - Николай Николаевич, а как вы думаете, может, эту " отредактированную " маску не покрывали лаком именно потому, что ее использовали в качестве модели для отливки из воска, которую могли наложить на лицо поэта перед тем, как его тело выставили в Доме литераторов? Ведь создание восковых отпечатков высочайшего качества известно со времен мадам Тюссо. Кто мешал злоумышленникам сделать с официальной маски тонкую отливку, раскрасить ее и поместить на лицо мертвого Есенина, выставленного в гробе для прощания? На трупе воск не тает. Вот люди и видели перед собой " нарумяненную куклу " - восковую. И маску не покрыли лаком, чтобы на отливке не было мелких пузырьков, которые бы возникли, если бы поры гипса, через которые обыкновенно выходят микропузырьки воздуха, были залиты лаком! - Может быть, но такая версия для меня является слишком новой, я не думал об этом. Вообще же, версии как таковые возникли в конце 80-х - начале 90-х. В нашей семье никаких версий не могло быть. И узкий круг писателей знал, что поэт был убит. Однозначно, что такие увечья не могли быть нанесены даже в предсмертной борьбе, на которую Есенин был способен, а только в том случае, если поэта пытали. А что могли искать пытавшие? Рукописи, личные бумаги, компрометирующие близких и знакомых поэта. Все, что можно было связать с делом так называемого " Ордена русских фашистов " , сфабрикованным московским ОГПУ. И это находит свое подтверждение - все последние рукописи поэта исчезли, даже стихи, которые он читал знакомым незадолго перед смертью. Многое говорит за то, что у Есенина с применением пыток искали не что иное как " тезисы " Ганина: " Мир и свободный труд - народам " . Но не смогли найти: перед тем как уехать в Питер, Есенин сжёг все бумаги, которые могли скомпрометировать его или кого-то из близких и друзей - в печке у его первой жены Анны Изрядновой. Он знал, что за ним установлена слежка, что круг " черных человеков " вокруг него, после арестов и казней друзей во главе с Ганиным, сужается.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010