Перенсесение святых мощей прп. Серафима Его Императорским Величеством Государем Императором и их Императорскими Высочествами Великими Князьями из церкви свв. Зосимы и Савватия в Саровский Успенский собор 18 июля 1903 года. Хромолитография Е.И. Фесенко 4 октября 2013 г. 10:00 Прославления святых в царствование последнего российского императора Романовский юбилей в Православном просветительском центре «Усово-Спасское» отметили оригинальной выставкой В подмосковном Усове юбилей последней династии всероссийских самодержцев отметили не совсем обычным культурным событием. При содействии Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества в зале местного Православного просветительского центра развернули выставку «В память вечную будет праведник: великие прославления русских святых в царствование императора Николая II». Она полностью войдет в экспозицию XII Церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь» , запланированной в столичном Манеже с 4 по 8 ноября. «Мы хотим воздать должное церковно-исторической памяти последней венценосной семьи Российской Империи, - говорит руководитель просветительских программ «Усова-Спасского» Андрей Миланович. – Ведь за весь предшествовавший Николаю II отрезок Синодального периода (без малого два столетия) канонизовано было лишь пятеро святых Русской Церкви. А c 1896 по 1916 годы прославлено семь общецерковных и несколько местночтимых святых. По инициативе императора и с его Высочайшего согласия в 1909 году Святейший Синод официально восстановил общецерковное почитание святой благоверной Анны Кашинской (+1368). Годом позднее мощи преподобной Евфросинии Полоцкой (+1173) были принесены из Киева и захоронены в родном городе княгини. Евфросиния, первая русская преподобная, к тому же первой из святых русских жен воплотила и раскрыла для других наших женщин путь святости преподобных как главный в делании Святой Руси. Всем этим событиям сопутствовали зафиксировавшие мощный духовный подъем в народе масштабные многолюдные крестные ходы. К примеру, на прославлении свт. Иоасафа Белгородского (+1754) в Белгороде в 1911 году собралось 300 тысяч человек».

http://e-vestnik.ru/reports/usovo-prosla...

Пятница. 2. Пятница. Сщмч. Киприана и мц. Иустины. Блж. Андрея, Христа ради юродивого. Прп. Кассиана Угличского. Блгв. кн. Анны Кашинской (службу зри 12 июня). Мчч. Иоанна, Стефана, Петра, Бориса, Иакова, Феодора, Сильвана, Феодора, Василия, Феодора, Димитрия, Михаила, Иоанна и Василия Казанских. Служба сщмч. Киприана и мц. Иустины шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры святых, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – священномученика, глас 2-й: «Учения прелесть и знание…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Древу Крестному...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава» – священномученика, глас 2-й: «Светильника Богосияннаго…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Егда Нескверная Агница...». По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная...». Кафизмы 19-я и 20-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и святых на 6. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален священномученика, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос святых, глас 1-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен священномученика, «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й. «Слава» – святых, глас 8-й: «Иже злобы прежде…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Что зримое видение...». По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя величаем, Богородице, вопиюще: Ты еси гора...».

http://patriarchia.ru/bu/2021-10-15/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 15 октября 2024 года 2. Вторник. Сщмч. Киприана и мц. Иустины. Блж. Андрея, Христа ради юродивого. Прп. Кассиана Угличского. Блгв. кн. Анны Кашинской (службу зри 12 июня) . Мчч. Иоанна, Стефана, Петра, Бориса, Иакова, Феодора, Сильвана, Феодора, Василия, Феодора, Димитрия, Михаила, Иоанна и Василия Казанских. Служба сщмч. Киприана и мц. Иустины шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры святых, глас 4й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – священномученика, глас 2й: «Учения прелесть и знание…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Непроходимая врата…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 7й. «Слава» – священномученика, глас 2й: «Светильника Богосияннаго…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Непроходимая врата…». По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «К Богородице прилежно…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика, глас 4й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «К Богородице прилежно…». Кафизмы 7я, 8я и 9я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50й. Каноны: Октоиха 1й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2й на 4 и святых на 6. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3й песни – седален священномученика, глас 8й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6й песни – кондак и икос святых, глас 1й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен священномученика, «И ныне» – Богородичен Минеи. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 7й. «Слава» – святых, глас 8й: «Иже злобы прежде…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Кров Твой…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 3 августа 2024 года 21. Суббота. Прпп. Симеона, Христа ради юродивого, и Иоанна, спостника его. Пророка Иезекииля. Блгв. кн. Анны Кашинской. Прпп. Онуфрия молчаливого и Онисима затворника, Печерских, в Ближних пещерах. Служба прпп. Симеона и Иоанна и прор. Иезекииля не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха. На вечерне кафизмы нет. Примечание. Если под пятницу (20 июля) не совершалось всенощное бдение (вариант Б ), то кафизма 18я. На «Господи, воззвах» стихиры Минеи на 6: преподобных, глас 4й – 3, и пророка, глас 8й – 3. «Слава, и ныне» – догматик, глас 4й: «Иже Тебе ради…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 4й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2й: «Жертвы одушевленныя…», 3й: «Честна смерть святых Твоих, Господи…», 4й: «Имуще дерзновение…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Свеще неугасимая…» (см. в стихирах на стиховне). По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 4й. «Слава» – тропарь пророка , глас 2й: «Пророка Твоего Иезекииля память…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 4й: «Еже от века…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобных, глас 4й (дважды). «Слава» – тропарь пророка, глас 2й: «Пророка Твоего Иезекииля память…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…». Кафизмы 16я и 17я . Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50й. Каноны: В храме Господском, Богородицы и святого – канон преподобных со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), пророка на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что данное мнение В. Розанова не находит подтверждения в богослужебных книгах (в т. ч. и в старопечатной традиции) .

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Архиепископ Элистинский Юстиниан освятил храм благоверных князя Михаила Тверского и княгини Анны Кашинской в селе Красномихайловка в Калмыкии 6 июня 2022 г. 17:56 4 июня 2022 года архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан совершил чин великого освящения храма благоверных князя Михаила Тверского и княгини Анны Кашинской в селе Красномихайловка Яшалтинского района Республики Калмыкия и Божественную литургию в новоосвященном храме. Храм построен на месте церкви святого князя Михаила Тверского, разрушенной в 30-е годы XX века. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Элистинской епархии протоирей Алексий Грищенко, ответственный за строительство храма иеромонах Кирилл (Горбачев), клирики епархии. По благословению митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла в богослужении участвовали уроженцы села Красномихайловское — благочинный церквей Светлоградского округа Ставропольской епархии митрофорный протоиерей Иоанн Лещина и клирик храма святителя Николая Мирликийского г. Светлограда Ставропольского края митрофорный протоиерей Михаил Лещина. В храме присутствовали заместитель руководителя администрации главы Республики Калмыкия Кирилл Попов, уполномоченный по правам человека Республики Калмыкия Валерий Чуб, заместитель главы администрации Яшалтинского района Баатр Манжиев, благотворители и жертвователи из Москвы, Ставропольского края, Ростовской области, Краснодарского края, паломники из Элисты и близлежащих сел и поселков. Литургия завершилась крестным ходом. Вечную память провозгласили основателю Князе-Михайловского миссионерского стана архиепископу Владимиру (Петрову; +1897) и всем усопшим священнослужителям и прихожанам бывшего в селении храма. Архиепископ Юстиниан поздравил верующих с освящением храма святых князя Михаила Тверского и княгини Анны Кашинской. Владыка отметил важность восстановления исторической преемственности и, вместе с тем, развития церковной жизни: храм возрожден с новым названием — к имени благоверного князя Михаила добавилось имя его супруги — святой Анны Кашинской: «Нынешнее торжество великого освящения храма в честь святого благоверного князя Михаила Тверского и преподобной матери Анны Кашинской объединило и жителей села Красномихайловки, и тех, кто живет в настоящее время не здесь, но не забыл свою малую родину и приехал на нынешний праздник. Напоминаю, что церковь — это, в первую очередь, собрание верующих во Христа, поэтому я надеюсь на то, что местные жители с радостью будут спешить в этот уютный храм на богослужения».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

При поддержке правительства Тверской области вышла в свет книга, посвященная благоверной княгине Анне Кашинской 24 июня 2023 г. 23:21 При поддержке правительства Тверской области вышла в свет книга «Святая благоверная княгиня-инокиня Анна Кашинская». Издание приурочено к 655-летию преставления благоверной княгини Анны Кашинской и 75-летию возвращения ее святых мощей Русской Православной Церкви. Книга содержит житие святой княгини — текст писателя и исследователя древнерусской литературы В.З. Исакова. В издании используются авторские иллюстрации народного художника России Л.Г. Юга. Со страниц издания к читателям обратился митрополит Тверской и Кашинский Амвросий : «2023 год подарил нам две знаменательные даты из богатейшей истории нашей Тверской епархии: 75 лет со дня возвращения Церкви мощей святой благоверной княгини и инокини Анны Кашинской и 655 лет со дня ее преставления. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская — небесная покровительница нашей Тверской земли. Она не только исторический символ нашей области, но и ориентир для современной праведной жизни. Она — покровительница семьи, брака, любви и верности и наш образец для подражания. Нынешний год — особое время, когда мы все вспоминаем и отмечаем подвиги и благословенный пример жизни святых Михаила Тверского и Анны Кашинской. Их любовь и верность должны служить нам примером и напоминанием об истинной сущности семьи, христианского брака и любви мужчины и женщины, благословленной Христом. Жизнь святой Анны была полна испытаний. Она потеряла мужа, четырех детей и внука, потеряла все, что у нее было. На ее женскую долю выпали тяжкие страдания при жизни, которые нисколько не озлобили ее, но, наоборот, лишь больше укрепили в любви к Богу. И даже после смерти, когда она была признана святой, ее почитание прекратилось из-за церковного раскола и человеческой немощи. Но, несмотря на эти испытания, правда Божия восторжествовала. Мощи святой Анны были вновь обретены, и она снова стала почитаемой святой Церкви Христовой. Святая Анна Кашинская напоминает нам о том, что истинная любовь и верность к близким людям являются продолжением любви и верности человека к Богу. Да поможет нам Господь усвоить уроки, которые мы можем извлечь из ее святой жизни, и применить их в наших собственных жизнях. Да будет так».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Святая благоверная великая княгиня — инокиня Анна Кашинская В тревожные годы войны и революции образ благоверной княгини Анны стал русским людям ближе и понятнее. Вспоминалось, что благоверная Анна тоже провожав мужа и сыновей в ту опасную неизвестность, откуда часто не возвращаются, хоронила и оплакивала их, тоже принуждена была бежать и скрываться, в то время как враги громили и жгли ее землю. 25 июня, 2007 В тревожные годы войны и революции образ благоверной княгини Анны стал русским людям ближе и понятнее. Вспоминалось, что благоверная Анна тоже провожав мужа и сыновей в ту опасную неизвестность, откуда часто не возвращаются, хоронила и оплакивала их, тоже принуждена была бежать и скрываться, в то время как враги громили и жгли ее землю. Святая благоверная великая княгиня Анна — дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского, принявшее мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере. Побратимом деда благоверной Анны был святой Петр, царевич Ордынский, крещеный татарин, канонизированный Русской Православной Церковью. В 1294 году благоверная княжна Анна вступила в брак с князем Михаилом Тверским. Святая благоверная великая княгиня — инокиня Анна Кашинская Много скорбей выпало на долю святой Анны. В 1294 году скончался ее отец. В 1296 году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом. Вскоре после этого сильно заболел молодой князь. Во младенчестве умер первенец великокняжеской четы — дочь Феодора. В 1317 году началась трагическая борьба с князем Юрием Московским. В 1318 году благоверная княгиня прощается навечно со своим супругом, уезжающим в Орду, где он был зверски замучен. В 1325 году старший сын ее, Димитрий Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского — виновника смерти отца, убил его, за что был казнен ханом. Год спустя жители Твери перебили всех татар во главе с двоюродным братом хана Узбека. После этого стихийного восстания вся тверская земля была опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома Тверское княжество не испытывало никогда. В 1339 году в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела их разняли по суставам.

http://pravmir.ru/svyataya-blagovernaya-...

Елизавета Федоровна и Анна Кашинская — встреча двух княгинь В жизни земной встречаются две княгини, претерпевшие за свою жизнь тяжелые скорби и мучения, отдавшие себя служению простому люду и Господу, чтобы потом встретиться в жизни небесной, прославленные в лике святых … 25 июня, 2012 В жизни земной встречаются две княгини, претерпевшие за свою жизнь тяжелые скорби и мучения, отдавшие себя служению простому люду и Господу, чтобы потом встретиться в жизни небесной, прославленные в лике святых … Великая княгиня Елизавета Федоровна на торжестве прославления великой княгини Анны Кашинской. 12 (25) июня 1909 г . Великая княгиня Елизавета Федоровна Дивны дела Твои, Господи, когда взираешь на переплетения судеб человеческих, где каждое событие имеет глубочайшее значение. Когда в жизни земной встречаются две княгини, претерпевшие за свою жизнь тяжелые скорби и мучения, отдавшие себя служению простому люду и Господу, чтобы потом встретиться в жизни небесной, прославленные в лике святых. Удивительна и промыслительна встреча двух княгинь – святой Анны Кашинской и Елизаветы Федоровны в далеком 1909 году в городе Кашине, где прошли торжества в честь второго прославления в лике святых княгини Анны. Так начинают рассказ об этом радостном событии «Тверские епархиальные ведомости» в 1909 г .: « 10-го июня утром прибыла по железной дороге на поклонение многоскорбной Княгине Ея Высочество Великая Княгиня Елисавета Федоровна ». К ее прибытию вокзал красиво убрали флагами, гирляндами зелени, небольшими арками с коронами наверху. « С чувством сердечной радости имеем счастье встречать Тебя, Благоверная Княгиня. Ты пришла разделить с православным русским народом уготованный здесь пир нашей веры, по случаю восстановления церковного почитания во святых Благоверной Княгини преподобной Анны Кашинской». На вокзале Елизавету Федоровну встретили губернатор, представители городского и земского управления, власти, а у Воскресенского собора ее с нетерпением ожидали местные и много приезжих представителей духовенства. Архиепископ Алексий в полном облачении, с посохом и крестом в руках приветствовал Ее Высочество прекрасной речью, причем высокую паломницу, супругу князя-мученика, назвал «близкой по судьбе и родной по духу» благоверной княгине Анне. «Настоящее торжество в честь многострадальной Благоверной Княгини Анны, изволением Промысла Божия, суждено разделить с нами именно лично Тебе, многострадальная возлюбленная Благоверная Великая Княгиня, Тебе – как близкой с нею по судьбе и родной по духу …»

http://pravmir.ru/knyagini-promyslitelna...

Церковь благоверной Анны Кашинской (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь благоверной Анны Кашинской в городе Санкт-Петербург двухэтажная, в неорусском стиле, построена на подворье Кашинского Сретенского монастыря в память рождения Наследника Цесаревича Алексея по проекту епархиального архитектора А. П. Аплаксина. Содержание История [ править править код ] Строительство подворья Кашинского Сретенского монастыря началось в 1907 году на месте, где стояла построенная в 1894 году в память чудесного спасения будущего императора Николая II в Японии часовня Николая Чудотворца. Составление проекта подворья поручили епархиальному архитектору А. П. Аплаксину. Проект включал в себя двухэтажную церковь с пристроенной к ней часовней и жилые корпуса подворья. В ноябре 1907 года была освящена новая часовня святителя Николая Чудотворца. В феврале 1908 года в нижнем храме был освящён боковой придел Спаса Нерукотворного. Главный придел был освящён во имя Анны Кашинской в 1909 году. В 1917 году подворье было упразднено, а церковь стала приходской. В начале 1930-х годов была закрыта и церковь, некоторые иконы были переданы в Сампсониевский собор. В 1934 году церковь была подготовлена к взрыву, который однако не состоялся. В 1939 году в церкви разместились художественные мастерские. После двух лет запустения в 1994 году весь комплекс подворья был отдан Введено-Оятскому женскому монастырю . Церковь находилась в аварийном состоянии — с обветшавшей кирпичной кладкой, снесёнными куполами, выбитыми стёклами, затопленным подвалом, вышедшими из строя инженерными системами. В 1995 года началось проведение восстановительных работ. Современное состояние [ править править код ] В 2009 году храм отметил своё столетие. В настоящее время храм св. Анны Кашинской отреставрирован и украшен уникальной работы иконостасом. Архитектура и внутреннее убранство [ править править код ] Храм 2-этажный увенчан шлемовидным куполом на высоком барабане. Фасады были украшены майоликами (разновидность керамики), выполненными в мастерской «Гельд-вейн- Ваулин» в деревне Кикерино под Петербургом по проекту Сергея Васильевича Чехонина, и росписями в арочных нишах, но ныне декор утрачен.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_блгв._...

100 лет храму Серафима в Донском: церковь — крематорий — церковь О храме, который пережил на своём веку чудовищные перестройки, и вновь стал храмом 17 июня, 2014 О храме, который пережил на своём веку чудовищные перестройки, и вновь стал храмом 15 июня в Донском монастыре в Москве торжественно отметили столетие храма святых Серафима Саровского и Анны Кашинской на Новом Донском кладбище. Историей храма заинтересовался корреспондент «Правмира». В начале XX века Решение об устройстве на землях Донского монастыря кладбища с храмом-усыпальницей было принято по указу Николая II. Одобренный в начале XX века проект предполагал строительство ограды вокруг новой территории монастыря, а также устройство здесь особого храма-усыпальницы. Проект храма был разработан архитектором Иваном Сергеевичем Кузнецовым и предполагал строительство двухуровневого здания. Под верхним храмом, имевшим центральный неф и два боковых притвора, и состоявшим из алтарной части, трапезной и колокольни, был ещё один – подземный, в котором располагались склепы-усыпальницы. Храм святых Серафима Саровского и Анны Кашинской. Современный вид Верхний храм с самого начала работ предполагалось возвести в честь святого Серафима Саровского; это была первая церковь в Москве, посвящённая этому святому, канонизированному в 1903 году. Решение о посвящении нижнего храма пришло по ходу строительства. Когда в 1909 году произошло восстановление почитания Анны Кашинской, некогда деканонизированной в ходе полемики со старообрядцами, нижний храм-усыпальницу решено было посвятить ей. Чертежи строящегося храма. 1903 год Строительство храма велось долго. Известно, что первые материалы для него монастырь закупал ещё в 1903 году, однако потом дело затормозилось сначала болезнью архитектора, после – нехваткой средств. В итоге готовый, отделанный храм со всем внутренним убранством был освящён лишь 26 мая 1914 года. Из внутреннего убранства того времени не сохранилось ничего, однако известно, что в нижнем храме были установлены три фарфоровых иконостаса, специально изготовленных товариществом М.С.Кузнецова, а иконы для них писались здесь же – в иконописной мастерской монастыря.

http://pravmir.ru/istoriya-hrama-istoriy...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010