(† 9.07.1652, Москва), митр. Ростовский и Ярославский. В Синодике ростовского Успенского собора (XVII в.) приведен род В., названы 33 имени, большинство из них - иноки и схимонахи, указаны имена родителей В.: иером. Карп и инокиня Евфимия. На Ростовскую кафедру В. был хиротонисан в 1619 г. из архимандритов угличского Николо-Улейминского монастыря. В. приложил много усилий для восстановления разрушенного в Смутное время кафедрального Успенского собора. Митрополит сделал богатые вклады в собор по своим родителям и брату, схим. Иоасафу (в миру Иоанну): 3 серебряных кадила (1629, 1632, 1635), 2 водосвятные чаши (1633, 1641), плащаницу, фелонь, 2 епитрахили, ткани на облачения - изделия высокого художественного уровня, выполненные в Москве (хранятся в Ростовском музее). Вскоре после привоза в Москву списка с афонской Иверской иконы Божией Матери по благословению В. для ростовского собора 1 февр. 1649 г. был сделан список с новой московской святыни (Ростовский музей. Инв. И-558). В 1632 г. по повелению царя Михаила Феодоровича в Ростове была построена земляная крепость, которую освятил митрополит. В 1645 г. по благословению В. была написана икона Нерукотворного образа Спасителя с избранными святыми, поставленная над въездными Петровскими воротами крепости (Ростовский музей. Инв. И-861). В Ярославле в 1644 г. В. освятил новопостроенный Успенский собор. В 1650 г. в присутствии царя Алексея Михайловича и царской семьи В. участвовал в переносе мощей блгв. кнг. Анны Кашинской в каменный Воскресенский собор Кашина. В 1652 г. В. переносил из Старицы мощи Патриарха Иова; в Житии прп. Дионисия (Зобниновского) , составленном Симоном (Азарьиным) , помещен рассказ иерарха о явлении ему в Старице прп. Дионисия. В. упоминается в достаточно поздних сказаниях, посвященных событиям ярославской истории. Сказание о чудотворной Владимирской иконе Богоматери в Нерехте (XVIII в.) повествует о том, что в 1635 г. в Ярославле была написана Владимирская икона, к-рая должна была быть отправлена в Нерехту, однако ярославцы не хотели отпускать чудотворный образ из города, и В. даже распорядился поместить его в Успенском соборе; лишь после получения грамоты с соответствующим повелением от Патриарха Иоасафа II митрополит разрешил отправить икону в Нерехту. В рукописи XIX в. рассказывается об участии митрополита в обретении чудотворного Нерукотворного образа Спасителя во время эпидемии в городе ( Каган. С. 155-156).

http://pravenc.ru/text/154225.html

Архитектор Андрей Петрович Аплаксин (10 июня 1879, Санкт-Петербург — 21 декабря 1931, Ленинград) — русский архитектор, гражданский инженер, художник, археолог, реставратор, историк русской архитектуры, литератор. Список храмов, которые построил Андрей Петрович Аплаксин (или с его участием) Ленинградская область Церковь Спаса Преображения Гатчинский район, Старосиверская Архитектор: А.П. Аплаксин Год постройки: Между 1912 и 1913 Архитектурный стиль: Неоклассицизм Церковь Иверской иконы Божией Матери при подворье Николаевского Илецкого монастыря (утрачена) Кингисеппский район, Ивангород Архитектор: А.П. Аплаксин Год постройки: Между 1913 и 1934 Архитектурный стиль: Неорусский стиль Введено-Оятский женский монастырь. Церковь Богоявления Господня (утрачена) Лодейнопольский район, Оять Архитектор: А.П. Аплаксин Год постройки: Между 1908 и 1910 Архитектурный стиль: Модерн , Неорусский стиль Новгородская область Церковь Сошествия Святого Духа Батецкий район, Батецкий Архитектор: А.П. Аплаксин Год постройки: Между 1911 и 1913. восстановлена в 2007 Архитектурный стиль: Неорусский стиль Прочие страны Церковь Николая Чудотворца Армения, Амракиц Архитектор: А.П. Аплаксин (?) Год постройки: приблизительно 1914 - 1916 Архитектурный стиль: Неорусский стиль Псковская область Церковь Космы и Дамиана Гдовский район, Гвоздно (Наумовщина) Архитектор: А.П. Аплаксин Год постройки: Между 1909 и 1912 Архитектурный стиль: Неорусский стиль г. Санкт-Петербург Церковь Николая Чудотворца на бывшем подворье Бежецкого Благовещенского монастыря Санкт-Петербург, Адмиралтейский район Архитектор: А.П. Аплаксин Год постройки: Между 1913 и 1918 Архитектурный стиль: Неоклассицизм Церковь Анны Кашинской при подворье Введено-Оятского женского монастыря Санкт-Петербург, Выборгский район Архитектор: А.П. Аплаксин Год постройки: Между 1907 и 1911 Архитектурный стиль: Модерн , Неорусский стиль Часовня Спаса Нерукотворного Образа Санкт-Петербург, Выборгский район Архитектор: Н.Е. Лансере (эскизный проект), А.П. Аплаксин (проект)

http://sobory.ru/architect/apaplaksin

В Твери отметят знаковую дату памяти подвига святого князя Михаила Тверского 1 декабря 2018 г. 16:19 26 ноября 2018 года губернатор Тверской области Игорь Руденя провел заседание оргкомитета по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 700-летию подвига святого благоверного князя Михаила Тверского и 650-летию со дня преставления святой благоверной княгини Анны Кашинской. «Это событие является очень важным и масштабным не только для Тверской области, но и всей России», — отметил глава региона. Как подчеркнул митрополит Тверской и Кашинский Савва , Михаил Тверской является самым почитаемым святым на тверской земле, а 700-летие его подвига — дата, объединяющая православных верующих и всех жителей региона. К знаковой дате подготовлена большая программа мероприятий, которая позволит жителям региона и всей России лучше узнать богатое историческое и духовное наследие Михаила Тверского. 3 декабря в Москве в Российском историческом обществе состоится открытие выставки заслуженного художника России Людмилы Юга, а также моноспектакль «Михаил Тверской» с участием заслуженного артиста России Георгия Пономарева. 4 декабря делегация Тверской области в составе около 300 человек примет участие в Божественной литургии, которую в Успенском соборе Московского Кремля проведет Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.  5 декабря, в День памяти князя Михаила Тверского, основные события будут проходить в Твери. В восстанавливаемом Спасо-Преображенском кафедральном соборе, который был основан Михаилом Тверским, будет отслужена первая Литургия. Жители и гости региона смогут услышать перезвон колоколов всех храмов области, стать свидетелями торжественной церемонии переименования Советской площади Твери в площадь Михаила Тверского, а также церемонии гашения почтовой марки «Святой благоверный князь Михаил Тверской». На базе исторического факультета ТвГУ состоится открытие международной научной конференции «Великий князь Михаил Тверской: эпоха, личность, наследие». Одним из почетных участников научной части программы дня станет известный российский историк, автор многочисленных исследований по истории средневековой Руси, древнерусской литературы Владимир Кучкин. Именно благодаря работам этого ученого современники многое смогли узнать о судьбе Михаила Тверского. 

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Вышел июньский номер журнала " Вода живая " мая 2019 Открывает его беседа митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия " Язык, который объединяет " , посвященная празднику Троицы . Темой раздела " Подробно " стало 30-летие возвращения мощей святого Александра Невского в Александро-Невскую лавру . В 1932 году они были изъяты из Свято-Троицкого собора и переданы Музею истории религии и атеизма, который находился в Казанском соборе. В передаче мощей, которое произошло 3 июня 1989 года, участвовал нынешний насельник лавры архимандрит Нектарий (Головкин) , в те времена - настоятель храма святого Александра Невского в Шувалове иерей Николай. Об этом он рассказывает в материале Татьяны Кириллиной " Передача мощей: как это было " . В 1750 году для святыни изготовили уникальную серебряную раку, которая хранится в Эрмитаже. Идет процесс ее реставрации с применением новейших технологий: об этом - в материале Евгения Перевалова " Серебро для святого " . Темой раздела " Образы и смыслы " стало 220-летие со дня рождения Александра Пушкина. Поэт - яркий представитель дворянской культуры своего времени. Что она представляла собой? Об этом - беседа Тимура Сунайта с автором книги " Как воспитывали русского дворянина " Ольгой Муравьевой: интервью озаглавлено " Поэт из русских европейцев " . Какие выводы о религиозных убеждениях Пушкина можно сделать на основании текстов его произведений, рассуждает Татьяна Кириллина в эссе " Душа - алтарь без божества? " В очерке Владимира Иванова " Пушкин - прихожанин " рассказано о храмах Санкт-Петербурга и окрестностей, которые посещал великий поэт. Раздел " Люди в Церкви " открывает материал Марины Ланской " В пространстве света, тепла и тишины " о храме святой благоверной княгини Анны Кашинской - подворье Введено-Оятского монастыря. Тот же автор беседует с настоятелем храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади протоиереем Константином Смирновым . Материал озаглавлен " Со сцены на солею через " высокие горы " . В материале Евгения Перевалова " Под крышей " образцовой клиники " речь идет о приходе храма иконы Божией Матери " Утоли моя печали " при клинике душевных болезней ВМА. Как сохранить брак? Это одна из серьезнейших проблем. Анна Ершова в очерке " Чтобы пряное вино любви не превратилось в воду " рассказывает о программах " Супружеские встречи " комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства и " Добро пожаловать в Кану " Феодоровского собора и о собственном опыте их прохождения.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Гедеон I, епископ Смоленский и Дорогобужский (Вишневский) Родился на Украине в дворянской семье. Обучался в Киевской духовной академии до философского класса, затем уехал за границу и учился в Вильне, Ковне и Львове, где от иезуитов получил степень доктора философии. Вернувшись на родину, был учителем риторики и пиитики в Киевской духовной академии. В 1712 году преподавал риторику в частном доме. С 1714 года – преподаватель философии в Московской духовной академии. С 1718 года – префект академии. В 1723 году назначен ректором Московской духовной академии и архимандритом Заиконоспасского монастыря. 19 июня 1723 года хиротонисан во епископа Смоленского. В Смоленске он открыл духовную семинарию. Скончался 2 февраля 1761 года. Погребен в Смоленском Успенском соборе. Жизнь преосвященного Гедеона ознаменовалась борьбой и полемикой с архиепископом Феофаном (Прокоповичем) , которая чуть не привела к гибели Гедеона. Архиепископ Феофан (Прокопович) , в царствование императрицы Анны Иоанновны будучи вершителем церковных дел, сумел низложить всех своих противников. Он предложил и епископу Гедеону оставить епархию, но получил смелый ответ: «Пою Богу моему дóндеже есмь». Преосвященный Гедеон отличался энергией, справедливостью и стойкостью в защите интересов духовенства, хотя был очень строг и взыскателен как к духовенству, так и к пастве. За пьянство он наказывал плетьми. Епископ Гедеон был хороший администратор. Он заботился об обучении детей и строил новые школы в разных городах своей епархии. При строгости келейной жизни преосвященный Гедеон имел обыкновение во внешности показывать свое превосходство и важность. Архиепископ Тверской и Кашинский Феофилакт (Лопатинский), не менее авторитетный, чем архиепископ Феофан (Прокопович) , в оценке богословской учености признавал преосвященного Гедеона «совершенным философом и богословом». Литература: Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. – СПб., 1868. – С. 33–43, 705. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 4. – С. 1102–1103.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Дедовичи. Церковь Вознесения Господня на погосте Высокое. Вознесенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты На месте погоста, согласно писцовой книге 1501 года, находился Никольский погост на Шелони с церковью Святителя Николая. В 1539 году он назывался Никольским Высоцким погостом. Известно, что в XVIII веке здесь была деревянная церковь Святителя и Чудотворца Николая с приделом Покрова Пресвятой Богородицы. По некоторым сведениям, церковь была построена в 1789 году. В документах конца XVII - начала XIX века она характеризуется как «ветхая». Кирпичная церковь построена в 1820 году помещицей, супругой генерал-майора Натальей Ивановной Лихачевой. Колокольня также кирпичная, построена в связи с церковью. В церкви было четыре престола: главный престол - Вознесения Господня, правый придел - Покрова Пресвятой Богородицы, левый - Святителя и Чудотворца Николая, и вверху - Знамения Божией Матери. В 1875 году из-за трещины в каменной колокольне предполагалось рядом построить деревянную, но трещина со временем не увеличивалась, от постройки новой колокольни отказались. На колокольне находилось пять колоколов. Самый большой колокол имел изображения херувимов, Святого Николая, Преподобного Нила Столобенского и Казанской иконы Божией Матери. Надпись на нем была следующей: «1821 года генваря 15 дня слит от усердия Порховского купца Игнатия Дробина з братьями его», ниже по краю: «Слил в Валдае колокольных дел мастер Николай Иванов Смирнов». Этот колокол весил 67 п. 21 ф. На втором колоколе было изображение Казанской иконы Божией Матери, весил 16 п. 14 ф. На других колоколах изображений и надписей не было, весили они: 8 п. 20 ф., 1 п. 39 ф., 1 п. 25 ф. Рядом с церковью находились два кладбища, старое и новое. 23 августа 1909 года прихожане погоста Высокое, Княжьи Горки, Пожеревицы, Болчино и Ясски торжественно встречали икону Святой Благоверной Великой княгини Анны Кашинской, пожертвованной купцом Ив.Ф. Тихомировым. Икона крестным ходом была принесена в погост от станции Дедовичи. Вознесенская церковь стала первой, установившей икону недавно вновь прославленной святой.

http://sobory.ru/article/?object=54209

Игнатий, митрополит Сибирский и Тобольский (Римский-Корсаков) Родился около 1630–1635 года. Происходил из дворянского рода Римских-Корсаковых, был стольником царя Алексея Михайловича. Пострижен в монашество в Соловецком монастыре и с 1677 года был в данном монастыре экклесиархом (ключарем, уставщиком – прим. ред.). В 1680 году назначен управляющим Моргулевской пустынью. Пребывал на Соловецком подворье в Москве. С 1683 года – архимандрит Спасского Ярославского монастыря. В 1685 году переведен архимандритом Московского Новоспасского монастыря. В 1687 году по поручению патриарха Иоакима увещевал раскольников в Костроме и Кинешме. В 1689 году участвовал в увещевании Сильвестра Медведева. 3 апреля 1692 года патриархом Адрианом хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан митрополита. В 1700 году по болезни (сошел с ума) уволен на покой в Чудов монастырь, а затем переведен в Симонов монастырь, где и скончался 13 мая 1701 года. Митрополит Игнатий принадлежал к старорусской партии, преследовавшей нововведения Nempa I и боровшейся против возрастающего влияния иностранцев во всех вопросах жизни русского народа. Митрополиту Игнатию пришлось усиленно бороться против сибирских раскольников, и особенно против известного протопопа Аввакума и казанского чернеца Иосифа Истомина. При митрополите Игнатии были обретены мощи праведного Симеона Верхотурского († 1694, память 12/25 сентября и 18/31 декабря). Труды: Житие праведной Анны Кашинской. Житие праведного Симеона Верхотурского, тропарь на обретение его мощей и рассказы о чудесах от них. Житие и завещание праведного Иоакима//Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся. – М.. 1774. Т. 6. – С.111–139. Толкование образа Софии Премудрости Божией. Возобличение на лютеранский катехизис. Слова латинов и лютеров//Чтения в Обществе любителей истории и древностей российских. – 1884, 3. Окружные пастырские послания в обличение сибирских еретиков и раскольников. – Казань, 1855.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Карамышево. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Преображенская церковь построена в 1831 г., имеет престолы Преображения Господня, Казанской иконы Божьей Матери, Святителя Николая. Сохранились остатки росписи 1874 г. Под колокольней уцелели фигуры Макария Калязинского и Анны Кашинской. Приход церкви включал деревни: Лысцево, Нефедьево, Черная, Сулоиха, Раменец, Крылово, Полозницы. В приходе находились пять часовен: в деревне Нефедьеве, каменная, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, построена в 1865 году; в деревне Сулоихе, каменная, Казанской и Смоленской иконы Божией Матери, построена в 1888 году; в пустоше Бочихе, деревянная, Петра и Павла, построена в 1857 году; в деревне Крылове, деревянная, 12-ти Апостолов, построена в 1877 году; на приходском кладбище, деревянная, построена в 1863 году. В 1901 году служили: Священник Василий Иоаннович Введенский 44-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1878 года, священником с 1895 года. Псаломщик Павел Никольский 25-ти лет, в должности с 1900 года. Церковный староста - крестьянин Иван Флоров в должности с 1899 года. В 1914 г. служили: Священник Иоанн Смирнов 39 лет, окончил духовную семинарию, на службе 11 лет. Псаломщик Иоанн Федотов 34 лет, окончил земское училище, на службе 3 года. Каменная церковь Спаса Преображения с приделами Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери возведена в 1831 году. Объемная храмовая композиция, ядром которой является четверик, несущий световую ротонду, завершенную куполом и главкой, выполнена в традиционном для тех времен архитектурном стиле - ампир. К четверику, фасады которого акцентированы пилястрами и треугольным фронтоном, примыкают алтарная апсида, прямоугольная в плане трапезная и трехъярусная колокольня. В конце XIX столетия расширялась трапезная, а в 1874 году в храме выполнена роспись внутренних стен, уцелевшая частично и до наших дней. Хуже сохранилась штукатурка наружных стен сооружения, видимо, причиной тому послужил состав раствора. С приходом советской власти храм был закрыт и разграблен.

http://sobory.ru/article/?object=19186

Кашин. Церковь Петра и Павла. Церковь Петра и Павла в Кашине. Церковь. Действует.   Престолы: Петра и Павла , Василия Великого Год постройки:Между 1780 и 1782. Ссылки:   Адрес: 171640, Тверская область, г. Кашин, ул. Крестьянская (на углу Калязинской и Крестьянской улиц). Координаты: 57.35527, 37.62505 Проезд:Поездом с Белорусского вокзала или электропоезом с Савёловского вокзала и из Савёлово местным пригородным поездом. На автобусе: по маршруту Москва - Сергиев Посад (или Дмитров) - Калязин - Кашин. Из Твери рейсовым автобусом до ст. Кашин Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Петра и Павла впервые упоминается в писцовых книгах 1621 года. В летописи 1709 года о ней сообщается как о деревянной церкви. Первоначально деревянная церковь Петра и Павла стояла на берегу реки Кашинки, где неоднократно подтапливалась в половодье. Поэтому в 1780-1782 гг. храм перенесли на тогдашнюю базарную площадь, где построили его уже из камня. Церковь очень простая, сохранившая в своих общих очертаниях тип «восьмерика на четверике», не изменившаяся с XVII века, но уже классическая по пропорциям и форме окон. Пятигранная апсида равна по высоте нижнему свету четверика и трапезной. Двухъярусная колокольня со шпилем возвышается над папертью. Силуэт этой церкви компактен, собран и заканчивается стремительно вознесенным шпилем-иглой. Цельность композиции здания несколько нарушена пристройками. Однако, внутри, после тесных передних помещений, сильный эффект производит вертикальное столпообразное главное пространство храма. Совмещение разностильных архитектурных элементов только подчеркивает своеобразие местных мастеров, их колоритные вкусы и независимый нрав. Поставлено здание очень эффектно, и уже издалека притягивает взгляд. В 1934 г. сняты колокола и разобран иконостас. В 1940 г. было начато восстановление внутреннего убранства церкви и возобновились богослужения. В 1986 г. при грозе разрушена колокольня. В советское время, когда все остальные кашинские церкви были закрыты, храм Петра и Павла оставался единственным действующим в Кашине, этом некогда крупном православном паломническом центре. Однако избежавшую закрытия церковь подстерегала другая беда. Те, кто возводил ее, конечно же, не рассчитывали, что в нескольких метрах от церковных стен будет проходить дорога, по которой будут грохотать тяжелые машины. Постоянная вибрация повредила фундамент, а стены дали многочисленные трещины. И в восьмидесятых годах храм Петра и Павла закрывается ввиду его аварийного состояния, а мощи святой Анны и все имеющееся церковное имущество перенесли в Кашинский Вознесенский кафедральный собор. Храм был закрыт для службы в 1986-1987 гг.

http://sobory.ru/article/?object=06045

Михаило-Архангельский монастырь в городе -Юрьев-Польский — это одновременно и обитель, и крупный историко-архитектурный комплекс, и художественный музей. Такое соседство не мешает ни музейщикам, ни монашествующим. Здесь туристы охотно участвуют в церковных службах, паломники с интересом разглядывают музейные экспозиции, а директор музея поет на клиросе. PDF-bepcuя Елена Алексеева 9 января 2019 г. 16:06 Когда в XX веке русские люди оказывались рассеянными по Франции и другим европейским странам, они узнавали для себя древних святых, чьи имена не были включены в святцы Русской Православной Церкви, но тем не менее почитались православными верующими. Примеры такого почитания — мученица Женевьева (Геновефа) во Франции, мученик Альбан (Олбан) в Британии, святитель Патрик (Патрикий) в Ирландии. PDF-bepcuя.     протоиерей Андрей Кордочкин 14 декабря 2018 г. 14:01 Тема взаимоотношений «Церкви-Матери» и «Церкви-Дочери» —  Константинопольской и Русской Православных Церквей в минувшем столетии чрезвычайно болезненна. Откровенный разговор об этом в сборнике «Из истории взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в XX веке» поднимают доктор церковной истории священник Александр Мазырин и доктор исторических наук Андрей Кострюков. Издание состоит из двух очерков: «Фанар и обновленчество против Русской Православной Церкви» отца Александра Мазырина и «Русское церковное зарубежье и Вселенский престол», написанного А. Кострюковым. PDF-bepcuя 12 декабря 2018 г. 11:36 Уникальный проект перевода текста Святого Благовествования на русский жестовый язык в виде программы для мобильных устройств увенчался успехом. В Международный день глухих, 30 сентября, Институт перевода Библии представил новое Android-npuлoжehue для российских пользователей смартфонов, доступное для скачивания на ресурсе GooglePlay. Оно содержит полный комментированный перевод Евангелия от Марка на русский жестовый язык. PDF-bepcuя Дмитрий Анохин 30 ноября 2018 г. 13:50 Тверская земля в октябре и в начале декабря отмечает сразу две значимые даты в своей истории — 700 лет со дня мученического подвига святого благоверного князя Михаила Тверского и 650 лет преставления его супруги — святой благоверной княгини Анны Кашинской. Муж и жена и после смерти остались неразрывно связаными в восприятии потомков. К ним обращаются (как и к святым благоверным Петру и Февронии) за помощью в устроении семьи. Они являются небесными покровителями Твери и Кашина. В городе, где княгиня Анна Кашинская провела последний год своей жизни, побывал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-bepcuя.

http://e-vestnik.ru/jmp/2018/10/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010