Канонизация святых была в России довольно частым явлением, но редко она превращалась в церковное и государственное торжество. Особенно много святых было канонизировано при митрополите Макарии, старавшемся сделать почитание многих местных русских святых общенациональным. Если от начала христианства до 1549 года в России был только 61 случай канонизации, то с 1549 года по 1707 уже насчитывается 145 канонизаций русских Царствование царя Алексея Михайловича ознаменовалось открытием мощей князя Георгия Всеволодовича (в 1645 г.), но благоверный князь еще не был канонизирован, и патриарх ограничился только посылкой новой серебряной ризы на гроб князя. В 1648 году довольно скромно прошла канонизация преп. Кирилла Новгородского (ум. в 1532 г.), но зато значительно более торжественно была проведена канонизация и прославление кн. Анны Кашинской, доставившая через двадцать лет много затруднений и забот Большому собору 1667 года. В 1649 году епископ Тверской Иона по поручению патриарха произвел расследование по поводу объявления мощей княгини, а в 1650 году сам царь поехал в Кашин и лично помогал перенесению мощей в В 1652 году церковные прославления открылись перенесением мощей св. Саввы Сторожевского (ум. в 1407 г.), которые прошли еще более торжественно с участием царя, патриарха Никона — бывшего тогда митрополитом Новгородским — и многих епископов двора при стечении очень большого числа Перенесение состоялось 19 января и в тот же вечер царь, умиленный праздничным духовным настроением торжества, решил перенести останки патриархов и митрополитов Московских, которые были похоронены не в обычной усыпальнице глав русской церкви в Успенском соборе, а в провинции или даже в Польше. Выло намечено перевезти из Соловков тело митрополита Филиппа, убитого по приказу царя Ивана IV, патриарха Иова (умершего во время Смуты), который был лишен русского престола по приказу Лжедмитрия, и тело патриарха Гермогена, замученного поляками во время польской оккупации Москвы в 1612 Мысль перенести тела усопших глав русской церкви принадлежала Никону, считавшему, что этим мученикам за веру должны быть возданы должные Боголюбцы и патриарх поддержали инициативу Никона: особенно важным казалось перенесение тела Филиппа, митрополита Московского, ставшего так же, как и Иоанн Златоуст, жертвой своего государя. Никон поведал царю, что император Феодосий Младший прославился в православной церкви перенесением тела св. Иоанна Златоуста из Команы в Константинополь и этим заслужил от церкви прощение своей матери, ответственной за смерть праведника.

http://sedmitza.ru/lib/text/439511/

Кашин. Кафедральный собор Вознесения Господня. Вознесенский собор Собор. Действует.   Престолы: Вознесения Господня , Воздвижения Креста Господня , Параскевы Иконийской Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1799 и 1870. Колокольня - 1849. Архитектор: Н.А. Львов (колокольня) Ссылки:   Адрес: Россия, Тверская область, Кашинский городской округ, г. Кашин, пл. Единения, д. 1 Координаты: 57.356911, 37.611877 Проезд: Из Москвы: на автомобиле по шоссе М 8, в Сергиевом Посаде - поворот на Новоугличское шоссе (по указателю " Калязин " ). Не доезжая Калязина - левый поворот на Кашин. Всего 200 км от МКАД. Автобусы ходят несколько раз в сутки от станции метро " Тушинская " ; ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Москвы: на автомобиле по шоссе М 8, в Сергиевом Посаде - поворот на Новоугличское шоссе (по указателю " Калязин " ). Не доезжая Калязина - левый поворот на Кашин. Всего 200 км от МКАД. Автобусы ходят несколько раз в сутки от станции метро " Тушинская " ; Из Твери: автобусы на Калязин, Кашин, Кесову Гору. На автомобиле - выезд из города по Бежецкому шоссе, у Кушалино - правый поворот на Горцы, Кашин. В Горицах - левый поворот. Всего 150 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Второй по величине собор Кашина. Строительство начато в 1799 г. В 1849 г. по проекту И.Ф. Львова возведена колокольня. Собор перестроен и расширен в 1857-60 гг. на средства кашинского купца Терликова. В 1867-70 гг. получил настоящий вид. В советское время был закрыт, но пострадал не очень сильно. В 1988 г. в собор перенесены мощи св. Анны Кашинской. В XVII веке Михаил Федорович — первый государь из династии Романовых пожертвовал земли под строительство в Кашине Вознесенской церкви. Каменный храм был построен в 1799 г. На его месте раньше была деревянная Вознесенская церковь, уничтоженная в 1709 г. Это второе после Воскресенского собора крупномасштабное сооружение в городе. Собор располагается на другом берегу реки Кашинки в центральной части города и хорошо просматривается от Воскресенского собора.

http://sobory.ru/article/?object=00483

Клязьма. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты Спасская церковь. Построена в 1916 г. (архитектор - С. Вашков, ученик Васнецова), расписать и освятить перед 1917 г. не успели. Сейчас передана общине, действует. Храм Спаса Нерукотворного был построен в 1913-1916 гг. в честь 300-летия празднования дома Романовых. Не было только внутренней росписи. В связи с грозными событиями, постигшими нашу страну, богослужения в храме не состоялись. Здание пошло под жилье. На трех этажах устроили коммуналки, затем там обосновался пионерлагерь. Последним хозяином был Московский театр им. Островского. В церкви был склад театральных декораций. Постепенно здание церкви разрушалось. Ремонты не проводились. На крыше выросли березы. В 1989 г. здание церкви было передано общине верующих. Церковь была освящена малым иерейским чином. Начались молебны, а с 1990 г. - богослужения. 10 лет ушло на восстановление храма. Было проведено газовое отопление, церковь снаружи и изнутри оштукатурена, расписаны алтарь, трапезная, притвор. Создается резной, позолоченный иконостас. В храме изготовлены красивые деревянные, резные киоты для икон. Приобретена церковная утварь. Заказаны в иконостас иконы. Имеется звонница на 15 колоколов. Настоятелем храмов с 1991 г. является игумен Сергий (Амуницин). Службы проводятся постоянно по субботним и воскресным дням, большим праздникам, а также чтимым иконам Божией Матери и Святым. Ежедневно проходят службы на Страстной, Светлой и Первой седмицах Великого Поста. В храмах особо почитаются иконы свт. Николая, архиепископа Мирликийского, икона свт. Феодосия Черниговского, Оптинских старцев, блгв. кн. Анны Кашинской, Божией Матери «Феодоровской». При храме существует воскресная школа и молодежный хор, а также кружки рукоделия. Собрана прекрасная библиотека, аудио- и видеотека. 12 ноября 2006 г. в жизни храма Спаса Нерукотворного произошло знаменательное событие - празднование 90-летия со дня его построения. К этому событию было приурочено Великое освящение храма, которое совершил Высокопреосвященнейший Григорий, архиепископ Можайский.

http://sobory.ru/article/?object=00461

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви С монахиней Иоанной (Егоровой), настоятельницей Введено-Оятского женского монастыря, мы познакомились два года назад, когда с группой молодежи приезжали к ним потрудиться. До сих пор помню чудесное впечатление от этой поездки и от самой матушки. И казалось бы, чего хорошего: «удобства» на улице, ледяная вода из колодца, грязь по колено - но так хочется возвращаться туда снова и снова… Влюбляешься в эти края, в тишину монастырского быта, в дружелюбие монахинь и, конечно, в саму нестрогую «начальницу». Анна Ершова корреспондент Матушка Иоанна - энергичная, трудолюбивая, один день торопится в город по делам, другой - уже рядом с нами на послушаниях, работает так, что не угнаться. Радостная, ровная в общении. Пили чай вместе, ребята на бумажках писали ей вопросы, она спокойно и искренне отвечала на любые. «Почему вы стали монахиней?», «Влюбляются ли монашки?», - и еще сто вопросов от любопытных подростков. Тогда и возникла у меня идея записать такую беседу. Мы встретились с матушкой на подворье монастыря, в храме св. кн. Анны Кашинской. - У монастырских настоятельниц во владении судьбы людей. Не страшно ли ошибиться? Бывает ли, что настоятельница дает кому-то послушание не по силам, а потом понимает, что надо было сделать по-другому? - Бывают и такие ситуации… Мы все несовершенны, нет человека без греха. Только Бог без греха. Но надо учитывать, что если матушку поставили на эту должность, то она не сама пришла, а ее призвали. Ведь Бог ведет каждого человека и испытания сверх меры не даст. Тем не менее обольщаться тем, что все будет идеально, не следует. Это постоянная работа над собой, размышления, переживания, сомнения. Ответственность огромна, и дров наломать можно много. Но разве в семье такого не бывает? И родители могут ошибиться, создать детям такие условия, что у них на всю жизнь будет отпечаток. Но время все расставляет на свои места…

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/7/16...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНИД (Скобеев Евгений Дмитриевич; 19.02.1851, с. Спасское Рузского у. Московской обл.- 19.01.1932, Москва), еп. бывш. Верненский, один из руководителей обновленчества , обновленческий «митрополит» Орловский. Сын священника. После 4-го класса Московской ДС поступил в Александровское военное училище в Москве, откуда был выпущен в 1874 г. прапорщиком. Участвовал в русско-тур. войне 1877-1878 гг., отличился при осаде Плевны, переходе через Балканы и в сражении под Филиппополем. Награжден орденами св. Анны 4-й и 3-й степени, св. Станислава 3-й степени. В 1887 г. вышел в отставку в чине штабс-капитана. В 1892 г. поступил вольнослушателем в СПбДА. Во время учебы в академии, 29 июня 1893 г., принял монашеский постриг с именем Леонид. 4 июля того же года рукоположен во диакона, 11 дек. 1894 г.- во иерея. В 1896 г. окончил академию со званием кандидата богословия. 25 сент. того же года назначен смотрителем Тульчинского ДУ (Подольской епархии), с 8 апр. 1901 г. ректор Литовской ДС и настоятель виленского во имя Св. Троицы муж. мон-ря , 23 апр. того же года возведен в сан архимандрита. С 5 сент. 1903 г. настоятель пензенского в честь Преображения Господня муж. мон-ря , с 9 июня 1906 г.- новгород-северского в честь Преображения Господня муж. мон-ря , с 24 февр. 1909 г.- Пустынского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (Могилёвской епархии), с 28 мая 1910 г.- Авраамиева смоленского в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне муж. мон-ря , с 30 сент. 1914 г.- кашинского димитриевского мон-ря, с 22 сент. 1916 г.- астраханского в честь Покрова Пресв. Богородицы муж. мон-ря. С марта 1918 г. был настоятелем коломенского Старо-Голутвина в честь Богоявления муж. мон-ря . 8 февр. 1919 г. назначен управляющим московским в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мужским монастырем (до июля того же года). По замечанию современников, будучи настоятелем мн. обителей, Л. «нигде не мог установить спокойного течения монастырской жизни».

http://pravenc.ru/text/2463447.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 25 июня 2024 года 12. Вторник Пятидесятницы. Апп. Варфоломея и Варнавы (с 11 июня) . Иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» (с 11 июня) . Прп. Онуфрия Великого. Прп. Петра Афонского. Блгв. вел. кн. Анны Кашинской. Прп. Арсения Коневского. Обретение мощей блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Московского (службу зри 3 июля) . Прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких (службу зри 5 июня) . Прпп. Онуфрия и Авксентия Вологодских. На этот день переносится с понедельника, 11 июня, полиелейная служба в честь апп. Варфоломея и Варнавы (см.: Типикон, 25 мая, 3е «зри»), которая совершается в соединении со службой попразднства Пятидесятницы (Триоди) (А) . Также на этот день с понедельника, 11 июня, может быть перенесена полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» (ср.: Типикон, 25 мая, 3е «зри»), совершаемая вместе со службой попразднства Пятидесятницы (Триоди) (Б) . Примечание. Рядовая служба Минеи может быть перенесена на повечерие. А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8 : Триоди, глас 1й – 3, и ап. Варфоломея, глас 4й – 3, и ап. Варнавы, глас тот же – 2. «Слава» – ап. Варнавы, глас 6й: «Варнаво прехвальне…», «И ныне» – Триоди, глас 1й: «Пятдесятницу празднуим…». Вход. Прокимен дня. Паримии апостолов – 3 . На стиховне стихиры Триоди, глас 2й (со своими припевами) , или стихиры апостолов, глас 1й (со своими припевами) . «Слава» – ап. Варнавы, глас 8й: «Апостоле Спасов, Варнаво…», «И ныне» Триоди, глас 1й: «Языками инородных…». По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 8й. Отпуст: «Иже в видении огненных язык…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8й (дважды). «Слава» – тропарь апостолов, глас 3й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 8й. Кафизмы 7я и 8я. Малые ектении. По 1м стихословии – седален апостолов, глас 1й: «Лик духовный…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас тот же: «Счиняю, своспеваю…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Святаго священномученика Киприана и святыя мученицы Иустины На Господи, воззвах: стихиры глас 4. Подобен: Яко добля: Священническим помазанием и мученическою кровию/Богу приближился еси,/совершеннейше Киприане всеславне,/цвете естества, доброто словес,/мудрости верховниче,/правости догматов мерило,/канонов всесличная правота/и Церквей благолепие. Страждущим благославие, мучеником венец подписуя,/уверил еси Богомудрыя дерзати доблественнейше/на различныя муки и узы,/и темницы, и телес обнажения,/и вязания, и студени лютейшия,/и на раны, и смерть послежде,/Киприане всечестне. На чарования демонская/песньми Духа и Креста знамением противльшися,/девство соблюла еси/и мученица непобедимая привелася еси Христу,/священнейшее заколение./Тем получила еси венцы победныя, Иустино,/девам и мучеником украшеная светлость. Слава, глас 2: Учения прелесть и знание идолов отвергл еси истинно/и Креста одеялся еси оружием на спасение,/Киприане всеблаженне,/поверг книги волшебныя,/человека отложил еси ветхаго,/и вселися в тя Богознание Троицы Единосущныя:/Сию моли, иерарше, со Ангелы, еже спастися нам. И ныне, Богородичен или Крестобогородичен. Подобен: Егда от Древа: Древу Крестному Тя, Иисусе, пригвождена зрящи,/Неискусобрачная, плачущи, глаголаше:/Чадо Сладчайшее,/почто оставил еси Мене, Рождшую Тя, Едину,/Свете неприступный Пребезначальнаго Отца,/потщися и прославися,/яко да славу получат Божественную/Божественныя Страсти Твоя славящии. На стиховне Октоиха. Слава, глас 2: Светильника Богосияннаго,/Павлова собеседника и делом сопричастника,/Киприана восхвалим:/со Ангелы бо веселится,/приим венец нетления от Единаго Бога,/и молится спастися душам нашим. И ныне, Богородичен или Крестобогородичен: Подобен: Егда от Древа: Егда Нескверная Агница/виде Своего Агнца,/на заколение, яко человека, волею влекома,/плачущи, глаголаше:/безчадствовати Мя ныне тщишися, Христе, Рождшую Тя,/что сие сотворил еси, Избавителю всяческих,/обаче воспеваю и славлю Твою, юже паче ума же и слова,/крайнюю благость, Человеколюбче.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

священник Михаил Слуцкий IX. Торжественное шествие с мощами Все церковные торжества в Белгороде достигли своего высшего завершения, красоты, умиления, торжественности и величия в воскресенье, 4 сентября. К 9 часам утра Белгород с его центром – собором представлял нечто прямо сказочное. По словам очевидцев, такого зрелища не было даже в Сарове и при перенесении мощей св. Анны Кашинской. Украшенный бесчисленным множеством флагов, арок, переполненный морем богомольцев, Белгород приготовился с подобающим достоинством узреть святые останки того, кто 150 лет тому назад ходил по этой земле, творя добрые дела. С 9 часов началась божественная литургия. Во время малого хода мощи святого угодника торжественно были перенесены в алтарь и поставлены на горнем месте. Трогательно было смотреть на это священнодействие. Почивший угодник Божий, обращенный лицом к сонму священнослужителей, являлся как бы живым совершителем литургии, возглавляя собою великий сонм архипастырей. Не только своим вечно живым духом, но и своим телесным храмом святой души, он присутствовал ныне за трапезой Христовой. Высокопреосвященнейший митрополит Владимир с глубоким умилением посвящает свое архипастырское слово памяти угодника Божия, указывая на важное значение для нас, немощных и грешных, св. мощей великого подвижника духа. Вдохновенная речь владыки, льющаяся от полноты духовного восторга, дышащая искренностью святых переживаний души, до слез трогает молящихся. Наступает самая торжественная минута. От дверей храма на большое пространство растянулся крестный ход. Наконец, из храма архипастыри медленно несут на своих раменах святые мощи великого угодника. Звон колоколов, оркестры духовой музыки, пение священнослужителей и певчих производит потрясающее душу впечатление. Когда перед взорами народных громад показался гроб и в нем тихо почивающий, нетленный святитель- нищелюбец, благодетель сирот и вдов, аскет и подвижник духа, непрестанный молитвенник и ходатай, – зарыдала вся эта живая народная душа. Среди тихих рыданий слез, раздаются громкие вопли нежных душ, бессильных удержать крик страдальческого сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Хиротонисан: 18.09.1821, еп. Орловский и Севский; с 22.05.1828 еп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический; с 31.12.1832 архиепископ; с 9.05.1837 архиеп. Херсонской и Таврический; с 1.03.1848 архиеп. Тверской и Кашинский; с 15.02.1857 на покое; умер: 8.09.1858. Гавриил (в миру Василий Феодорович Розанов) – архиепископ, бывший Тверской; сын сельского священника Костромской епархии, родился 26 января 1781 г. После обучения сначала в Костромской, а потом в Троице-Лаврской семинариях Розанов был назначен учителем пиитики в Костромскую семинарию, где скоро занял место префекта. В 1811 г. Розанов приехал в Петербург, где ректором Академии был товарищ его по семинарии архимандрит Филарет Дроздов , и представился митрополиту Амвросию «с поднесением слабых своих опытов труда на поприще наук». Митрополит предложил Розанову постричься и предназначал его в бакалавры по кафедре философии в Академии, но оставил это намерение вследствие противодействия своего постоянного антагониста, архиепископа Феофилакта Русанова . Постриженный 15 октября 1811 г. в монашество с именем Гавриила, Розанов был назначен префектом Вологодской семинарии и архимандритом Спасо-Каменного монастыря. Назначенный в 1814 г. ректором семинарии и настоятелем Спасо-Прилуцкого монастыря, Гавриил в 1819 г. был вызван «на чреду» в Петербург и определен законоучителем 1-го Кадетского Корпуса. Получив в 1820 г. настоятельство в первоклассном Ярославском Толгском монастыре, с исправлением должности ректора семинарии, Гавриил 18 сентября 1821 г. в Москве был посвящен во епископа Орловского. 22 мая 1828 г. был переведен в Екатеринославскую епархию, обнимавшую в то время, кроме Екатеринославской губернии, губернию Таврическую и восточную часть Херсонской. В 1829 г. он получил орден Анны 1-й степени, а 31 декабря 1832 г. был возведен в сан архиепископа. В 1837 г. Екатеринославская епархия была разделена на Екатеринославскую и Херсонскую, и Гавриил, «как пастырь опытный», был 9 мая 1837 г. назначен архиепископом Херсонским и Таврическим, причем к его епархии были присоединены и уезды Одесский, Ананьевский и Тираспольский, принадлежавшие к Кишиневской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Rozano...

Т.Р. Руди Святость в эпоху Петра Первого Α.Ε. Наумов Феномены и процессы, которые мы привычно связываем с личностью и эпохой Петра Алексеевича, как правило, имеют своё начало и мотивировку в поведении его отца, Алексея Михайловича. Именно в его время мы сталкиваемся с довольно необычным для Восточной церкви допущением в церковную жизнь деканонизации, идущей вслед за изменением церковной политики. Ярким примером этого является преп. Анна Кашинская, которая была прославлена в 1650 г., а её деканонизация была проведена патриархом Иоакимом в 1677 г. и утверждена Собором 1 января 1678 г. – гроб святой был запечатан, молебны запрещены, церкви её имени были переименованы в честь Всех святых 1887 . Но деканонизация преп. Анны Кашинской была лишь наиболее известным случаем. Патриарх Иоаким исключил имя преп. Евфросина Псковского, прославленного Собором 1549 г., из Устава 1682 г., и тем самым перевёл его из общецерковно почитаемых святых в местночтимые. Основанием к этому послужило житие преп. Евфросина, в котором содержалась защита двоения «аллилуйя», принятого у старообрядцев 1888 . И преп. Максим Грек 1889 , местное прославление которого совершилось по благословению патриарха Иова в 1591 г., был деканонизирован, вероятно, устным запрещением, по таким же причинам. Подобным образом по распоряжению Синода и епархиальных архиереев при Петре Первом прекращено празднование некоторым местночтимым святым: преп. Корнилию Переяславскому 1890 , блаж. Симону, Христа ради юродивому, Юрьевецкому 1891 и др. Местное почитание святого до XVIII в., как правило, не запечатлевалось особыми грамотами правящего архиерея, а сохранялось через ежегодное празднование памяти святого и посвящённые ему агиографические памятники. Прекращение местных канонизаций было связано с тенденцией к «общему» как выражению сути централизованного государства, но нельзя не заметить и влияния протестантизма. В перспективе такой подход довёл до пресловутого предложения в 1767 г. оберпрокурором Синода И.П. Мелиссино 1892 законодательным путём ослабить в России почитание святых мощей и икон, и в силу такого взгляда в XVIII в. оказались деканонизированы десятки подвижников 1893 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010