Тогда царь Гонорий и папа Иннокентий решили лично посетить дом Евфимиана и познакомиться с человеком Божиим. Придя в его имение, они узнали от слуг, что в маленьком домике живет нищий, который все время проводит в молитвах и в строгом посте. Войдя в хижину, они увидели изможденного человека, бездыханно лежащего на полу. Его лицо сияло, а тело благоухало. Царь, увидев хартию в руке Алексея, взял ее и прочитал вслух. Тогда-то, наконец, Евфимиан и все присутствующие узнали, что нищий, который жил здесь много лет и был пропавшим сыном Евфимиана. Сильно скорбели родители, что поздно узнали о своем любимом сыне, но одновременно и утешались тем, что он достиг такой великой святости. Тропарь: Возвысився на добродетель и ум очистив, к желанному и крайнему достигл еси: бесстрастием же украсив житие твое, и пощение изрядное восприим совестью чистою, в молитвах яко бесполотный пребывая воссиял еси яко солнце в мире, преблаженне Алексие. Мученики Хрисанф и Дария 1 апреля (19 марта по церк.кал.) Святые Хрисанф и Дария (и с ними Клавдия, Илария, Ясон и Мавр) пострадали в Риме в 283-ем году. Святой Хрисанф был сыном знатного сенатора, получил блестящее образование и с юных лет полюбил книги. Купив Евангелие и Апостольские послания, он с интересом прочел их. Его пленяла высота Евангельского учения, но многое в этих книгах он не мог понять. Промыслом Божиим Хрисанф познакомился с одним священником, который обстоятельно разъяснил ему христианскую веру. Глубже изучив Евангелие и проникнувшись идеалом христианской нравственности, Хрисанф отказался от языческих заблуждений своей семьи и принял святое крещение. Хрисанф горел желанием и других язычников приобщить к Христовой вере, и поэтому он начал усердно и безбоязненно проповедовать Евангелие. Отец его, убежденный язычник, узнав о крещении сына и желая отвратить его от христианства, посадил его в темницу и начал морить его голодом и холодом. Но страдания только укрепляли веру Хрисанфа. Тогда отец, надеясь этим вернуть сына к язычеству, освободил Хрисанфа из тюрьмы и повенчал его на девице Дарии – жрице при языческом капище в честь богини Афины. Но вместо этого Хрисанф в скором времени обратил Дарию в христианство, и она крестилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

– Мне разрешат ещё бывать в прошлом? – За это отвечаю не я, – сказал Парадин. – Пока вопрос остаётся открытым. Завтра с тобой побеседует Психотерапевт. Во время психотерапевтического сеанса Эльвейсом овладела странная апатия. Работать совершенно не хотелось. Ему понадобилось гигантское усилие воли, чтобы возбудить в себе чувство открытости и доверия к сидящему перед ним человеку. А ведь раньше это давалось ему без всякого труда… – И каковы же мотивы твоего аморального поведения, как ты думаешь? – спросил Психотерапевт, когда Эль подробно рассказал ему о своих посещениях дома Евфимиана. – Что в поступке того юноши тебя так сильно впечатлило, что ты противопоставил свою волю воле общества и отправился в прошлое без разрешения? – Наверное, дело тут в сходстве жизненных ситуаций, – ответил Эльвейс. – Вся его жизнь была предопределена точно так же, как и моя. Супругу ему подбирали родители. Место при дворе и карьера тоже были обеспечены. Отец и мать всё решали за него, не интересуясь его мнением. И он решил, что лучше быть свободным нищим, чем рабом чужих желаний. Я хотел знать, сделало ли это его счастливым. – Любопытная версия! А почему ты просто не попросил Инструктора показать тебе окончание истории? Он бы мог получить на это санкцию, если бы Совет пришёл к выводу, что тебе это полезно. – Я был уверен, что мне не разрешат узнать то, что я хочу. – То есть ты перестал нам доверять? Так же, как этот юноша своим родителям? Глядя на его своевольный поступок, ты подумал, что в непослушании родителям заключается его свобода, и тоже решил поступить своевольно? Друг мой, свобода – это субъективная иллюзия, люди поняли это ещё в варварскую эпоху. Кто-то из древних философов сказал, что свобода есть осознанная необходимость. Очень здравое суждение. Твоя свобода заключается в том, чтобы с благодарностью, а не с ропотом принять ту цель, которую поставил перед тобой социум. Нет свободы поступать, есть свобода чувствовать, свобода любить свою судьбу или не любить. Поведение же любого живого существа детерминировано его прошлым опытом и внешними условиями среды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=119...

Возвратясь из дальнего путешествия — а был я даже в Понте и по церковным нуждам, и для посещения родственников, — пришел я и с разбитым телом, и с душою довольно огорченною; но вдруг забыл все это, когда взял в руки письмо твоего благоговения и увидел сии знаки твоего наиприятнейшего для меня голоса и твоей любезнейшей руки. Поэтому, если так обрадован я письмом, должен ты заключить из сего, как высоко ценю свидание с тобою, которое да устроит Святый, где будет сие удобно и куда сам пригласишь меня. Ибо, если прибудешь в дом, который в Евфимиаде, то нетрудно быть там и мне, избегающему внешних беспокойств и поспешающему к твоей нелицемерной любви. А может быть, и кроме сего сделает для меня необходимым путешествие до Назианза внезапное удаление боголюбивейшего епископа Григория, по какой причине случившееся, и доселе мне неизвестно. Изволь же знать, что тот человек, о котором и я говорил ему твоему совершенству, и сам ты понадеялся теперь, что будет готов, впал в продолжительный недуг, в опасности уже потерять самое зрение, и по давней немощи и по приключившейся ему вновь болезни сделался совершенно неспособным к каким бы то ни было должностям. Другого же нет у меня. Почему, хотя и мне предоставили дело, но лучше им самим представить кого–нибудь Ибо надобно думать, что слово сие дано ими по нужде, душевно же хотят они того, о чем домогались сначала, то есть чтобы у них настоятелем был свой. А ежели есть кто из новопросвещенных, то угодно ли сие Македонию или нет, пусть и будет он представлен, ты же при помощи Господа, во всем тебе споспешествующего и в сем деле подающего благодать Свою, наставишь его к прохождению должности. Правило 51. Что касается до состоящих в причте, правила положены без разграничения, повелевая определять падшим одно наказание — отрешение от службы, были ли они возведены в какую степень или проходили служение, не требующее рукоположения. Правило 52. Вознерадевшая о рожденном ею на пути, если имела возможность спасти и пренебрегла, или думая скрыть тем грех свой, или с мыслию совершенно зверскою и бесчеловечною, пусть будет предана суду за убийство. Если же не могла ничем защитить и рожденное ею погибло от безлюдности места и по недостатку необходимого, то мать заслуживает извинения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Слава, святаго, аще имать: аще ли ни, Слава, и ныне, праздника. На хвалитех стихиры воскресны, 4: И святаго, аще имать, подобны, 3. И самогласен иже на Славу, поем с припевы его. Аще ли не имать святый хвалитных: И поем стихиры воскресны, 4, и праздника 4, того дне стиховныя утренния, с припевы праздника. Слава, стихира евангельская. И ныне, Преблагословенна еси: Славословие великое. И по трисвятом, тропарь воскресн точию. ектении, и отпуст. И оглашение. И обычное исхождение в притвор. Таже час 1-й. На 1-м часе тропарь воскресн. Слава, праздника: И ныне, богородичен часов. По Отче наш, кондак праздника. Такожде и на прочих часех, кондак праздника и воскресн глаголем пременяюще: Аще полиелей, и святаго. На Литургии, блаженна гласа на 6, и праздника песнь рядовая на 4. Аще ли имать святый песнь: И блаженна воскресна на 4: И праздника песнь рядовая на 4: И святаго песнь 6-я, на 4. По входе тропарь воскресн, и праздника. Таже храма: и святаго, аще имать. Слава, кондак святаго: И ныне, праздника. Аще ли не имать святый тропаря и кондака: И глаголем кондак воскресн: Слава, храма: И ныне, праздника. Прокимен, апостол, Аллилуиа, и евангелие недели по воздвижении: таже святаго, аще имать: аще ли ни, ряд. А прокимен гласа оставляется. Причастен: Хвалите Господа с небес: Другий святаго, аще имать, аще ли ни, праздника.     16. (:. святыя великомученцы евфимии всехвальныя.    На Господи воззвах, стихиры праздника, 3: И святыя 3, глас 4: Подобен: яко добля: Слава, святыя, глас 6: Процветшая добродетельми: И ныне, праздника, глас тойже: Четвероконечный мир: На стиховне праздника, Слава, святыя, глас 8: Всяк язык, И ныне, праздника, глас тойже: егоже древле моисей: Тропарь святыя, глас 4: Агница твоя, Иисусе, евфимиа, зовет велиим гласом: тебе женише мой люблю, и тебе ищущи страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся крещению твоему, и стражду тебе ради, яко да царствую в тебе, и умираю за тя, да и живу с тобою: но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся тебе. тоя молитвами, яко милостив спаси души наша.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Анне, прозвавшейся Евфимианом, отец которой был диаконом Влахернской церкви, а дядя с отцовской стороны подвизался на г. Олимпе 1339 , и о пр. Стефане, который, подобно своему отцу, был сделан клириком Великой Церкви 1340 . Обозрев существеннейшие данные агиографии, относящиеся к составу и пополнению класса духовенства, переходим к известиям, касающимся военного сословия Византии, особенно тех его элементов, которые не являются, определённо, служилыми крестьянами и помещиками, уже охарактеризованными в предыдущей главе. Так, житие муч. Евсигния, выводит перед нами в лице святого заслуженного антиохийского инвалида, пользующегося большим авторитетом и уважением среди горожан 1341 . В лице пр. Авксентия, мы встречаемся с сирийцем, служащими в четвёртой «схоле» придворной гвардии, и привлечённым в Константинополь примером его дяди, который тоже служил здесь в качестве воина 1342 . Житие патр. Евтихия знакомит нас с отцом преподобного, который выдвинулся службой в качестве схолярия под командой Велизария, был женат на дочери августопольского пресвитера, и жил в соседней с этим городом, фригийской деревне на покое 1343 . Любопытные подробности содержит рассказ о первых годах жизни пр. Феодора Сикеота, который был незаконным сыном одного, проехавшего через Сикеон, константинопольского придворного, и мать которого, очевидно, рассчитывая на протекцию бывшего любовника, готовит мальчику золотой пояс и дорогие одежды, намереваясь везти его в столицу, чтобы зачислить в придворную гвардию 1344 . Переходя к более позднему времени, мы опять-таки, наталкиваемся на агиографические примеры наследственности военного ремесла в определённом классе, и, не говоря уже о типичных воинах-помещиках вроде пр. Луки Столпника и Евфимия Нового, читаем в житии пр. Марии Новой, как её муж, боевой фракийский друнгарий, заботится о зачислении ες στρατιτας одного из своих сыновей 1345 . Византийские стратиоты были обеспечены как земельной собственностью, так и денежным жалованьем (ψνιον или σιτηρσιον) со стороны правительства. Однако нередко более зажиточные из воинов, отказывались от этого жалованья, очевидно в виду незначительности суммы, в то же время, вероятно, всё же налагавшей какие-нибудь стеснения. Так, жития пр. Луки Столпника 1346 и Никона Метаноите 1347 сообщают нам о стратиотах в М. Азии и Спарте, которые экипировались на собственный счёт, причём во втором случае следует, кажется, видеть богатого добровольца, ополчившегося на защиту Пелопоннеса от болгарских нашествий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

180.  К нему же (70) Укрепляет своими советами в подвиге терпения, из просимых книг посылая одну — Димосфена, отказывает в другой Илиаде, потому что не нашел у себя. Что прискорбно для тебя, то, конечно, прискорбно и для меня, потому что, как и устав дружбы требует, делаем общим все, что ни есть у друзей, хорошо ли оно или худо. Впрочем, если полюбомудрствовать об этом несколько и побеседовать с тобой как должно, что, конечно, внушает и самый закон дружбы, то не желаю и не признаю хорошим, чтобы ты, будучи Филагрием и отлично изучив божественное, потерпел в этом то же, что и многие терпят, то есть изнемог вместе с телом и стал оплакивать свое злострадание, как безутешное. Напротив того, желаю, чтобы ты и в самом страдании любомудрствовал, теперь–то особенно очистил свою мысль, показал, что ты выше уз и почитаешь болезнь наставлением в полезном, а это значит, что презираешь тело и все телесное, все, что скоротечно, непостоянно и скорогиблюще, всецело предаешься горнему, вместо настоящего живешь будущим, обращая здешнюю жизнь, как говорит Платон, в помышление о смерти, и по мере сил отрешая душу от тела, или, говоря по–платонову, от гроба. Если так любомудрствуешь и такое имеешь расположение духа, превосходный мой, то и сам себе окажешь весьма великую пользу, и у нас отнимешь причину скорбеть о тебе, и многих научишь любомудрствовать в страданиях, а сверх того не малую получишь выгоду (если об этом заботишься сколько–нибудь), заставив всех удивляться тебе. Из книг, которых просил ты, одну нашел я и охотно послал к тебе, именно же сочинения Димосфеновы, а другой, тобою требуемой, т. е. Илиады, не мог послать, не имея у себя. Ибо будь уверен, что тем только и могу услаждаться и то одно почитаю для себя прекрасной собственностью, в чем и ты можешь участвовать и пользоваться этим, как своей собственностью. 181.  Лоллиану (195) Со всем тщанием поспешившего к вам и достигшего уже Евфимиады, задержало меня собрание, которое совершаете в это время в честь святых мучеников, потому что как участвовать в нем не мог я по болезни, так не хотел быть и вам в тягость неблаговременным прибытием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

180. К нему же (70) Укрепляет своими советами в подвиге терпения, из двух просимых книг посылая одну – Димосфена, отказывает в другой – Илиаде, потому что не нашел у себя Что прискорбно для тебя, то, конечно, прискорбно и для меня, потому что как устав дружбы и требует, делаем общим все, что ни есть у друзей, хорошо ли оно, или худо. Впрочем, если полюбомудрствовать об этом несколько и побеседовать с тобой как должно, что, конечно, внушает и самый закон дружбы, то не желаю и не признаю хорошим, чтобы ты, будучи Филагрием и отлично изучив Божественное, потерпел в этом то же, что и многие терпят, то есть изнемог вместе с телом и стал оплакивать свое злострадание как безутешное. Напротив, желаю, чтобы ты и в самом страдании любомудрствовал, теперь-то особенно очистил свою мысль, показал, что ты выше уз и почитаешь болезнь наставлением в полезном, а это значит, что презираешь тело и все телесное, все, что скоротечно, непостоянно и скорогибнуще, всецело предаешься высшему, вместо настоящего живешь будущим, обращая здешнюю жизнь, как говорит Платон, в помышление о смерти, и по мере сил отрешая душу от тела, или, говоря по Платону, от гроба. Если так любомудрствуешь и такое имеешь расположение духа, превосходный мой, то и сам себе окажешь весьма великую пользу, и у нас отнимешь причину скорбеть о тебе, и многих научишь любомудрствовать в страданиях, а сверх того получишь немалую выгоду (если об этом заботишься сколько-нибудь), заставив всех удивляться тебе. Из книг, которых просил ты, одну нашел я и охотно послал тебе; именно же сочинения Демосфенова, а другой, тобой требуемой, то есть «Илиады», не мог послать, не имея у себя. Ибо будь уверен, что тем только и могу услаждаться, и то одно почитаю для себя прекрасной собственностью, в чем и ты можешь участвовать и пользоваться этим как своею собственностью. 181. К Лоллиану (195) Со всем тщанием поспешавшего к вам и достигшего уже Евфимиады задержало меня собрание, которое совершаете в это время в честь святых мучеников; потому что как участвовать в нем не мог я по болезни, так не хотел и вам быть в тягость благовременным прибытием.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Основы устава К. были намечены на капитуле в Альбачине в 1529 г. В 1536 г. в римском монастыре св. Евфимии был составлен 1-й устав К., т. н. Евфимианские конституции, определявшие жизнь ордена до 1552 г. и отличавшиеся крайней строгостью. Призыв к пустынножительству и нищенствующему образу жизни дополнялся необходимостью для членов ордена проповедовать беднейшим слоям населения. Новый устав, принятый в 1552 г. под влиянием идей католич. Контрреформации , смягчил нек-рые требования Евфимианских конституций. Тогда же было предусмотрено создание орденских школ для повышения уровня образования монахов. К. уделяли особое внимание медитации: ее главными темами были Страсти Христовы, конец света, Страшный Суд и спасение человека. Из аскетических упражнений К. практиковали самобичевание и строгие посты. Внешним проявлением строгого образа жизни были отказ от брадобрития, ношение крестообразного одеяния и сандалий. В первые годы существования К. были в оппозиции к францисканцам-обсервантам, к-рые пытались добиться ареста М. да Башо и запрета на его проповедь в Анконской марке. Однако при поддержке папы Климента VII новая община продолжила свою деятельность, хотя на нее были наложены ограничения, касавшиеся прежде всего распространения идей К. Буллой «In suprema» от 16 нояб. 1532 г. обсервантам был запрещен переход в общину К. С 1537 по 1574 г. действовал запрет на создание общин К. за пределами Италии. Несмотря на это, число К. быстро росло. В 1535 г. в Италии было ок. 700 членов общин К. (основную их часть составляли бывш. обсерванты). К 1571 г. численность К. достигала 3300, а к 1587 г.- ок. 6 тыс. чел. После отмены запрета на деятельность К. к северу от Альп новые общины возникли во Франции (1574), в Испании (1577-1578), в Швейцарии (1581), в Тироле (1593), в Богемии (1599), в Юж. и Зап. Германии (нач. XVII в.), в Ирландии (1615). В XVII в. общины К. были образованы в Вост. Европе. В 1-й пол.- сер. XVII в. миссии К. появились на территории совр. Канады (1632) и совр. амер. шт. Виргиния (1650). Широкое распространение орденских обителей способствовало укреплению позиций К. в иерархии францисканцев. Быстрый численный рост ордена поставил вопрос об изменении и о приведении в соответствие с новым статусом ордена его устава. Генеральный капитул 1643 г. принял новую редакцию монашеских конституций К. (действовали по 1908) и уравнял в правах предальпийские и заальпийские провинции ордена. В 1626 г. был издан 1-й сборник литургических текстов К.

http://pravenc.ru/text/1470367.html

И описав всё житиё своё, Он стал творить последнюю молитву; И, помолившись долго и усердно, Возлёг на одр, взял хартию в десницу И, возведя с любовью очи к небу, Преставился. В то время патриарх Пред кесарем, при множестве народа Сам совершал в соборной литургию. И вдруг среди молитвенного пенья Над алтарём вознесся некий глас И возвестил всем, кто стоял в соборе, Что в этот миг в сём царствующем граде Отходит праведник великий в лоно Божье. И всех объял благоговейный страх И с плачем все молились: да откроет Всевышний им, где праведник почил. И снова глас над алтарём пронёсся И указал на дом Евфимиана. Тогда сам царь державный, и народ, И патриарх и сонмы иереев – Все в полном облачении церковном: С кадилами, с горящими свечами И с пением и колокольным звоном, Вдоль улиц Рима шествие свершая, Пришли во двор палат Евфимиана. Завидев и царя, и патриарха, Евфимиан их встретить поспешил И, вестию чудесной изумлён, Созвал он всех рабов и домочадцев И вопросил, не знают ли они Кого-то, кто, прожив высокой жизнью, В его дому преставился сегодня? И долго все молчали. Наконец, Старейший раб, об Алексии вспомнив, Всё рассказал, что знал он о пришельце, Который жил в гнилой и ветхой клети, Как он постился строго и молился И как сносил побои и обиды. И вот и царь, и патриарх пошли Вслед за рабом в обитель Алексия. Открыли дверь, и разлилось далече От праведных мощей благоуханье. И повелел владыка-патриарх Одр отыскать в дому Евфимиана Роскошный самый, самый драгоценный, Покрыть его парчой, во двор поставить И возложить на нём святые мощи. Исполнили веленье патриарха. Тогда уж, трижды осенясь крестом, Взял хартию из длани Алексия Святой отец и прочитал пред всеми Безвестного пришельца бытиё. И возрыдал Евфимиан несчастный, Уразумев, кто был почивший странник. И пал пред ним и горько возопил: – О горе мне несчастному, о горе! Когда б я знал, что ты – мой сын любезный, Не жил бы ты в хлевине мрачной, смрадной, Ты б не терпел обид и поруганий! Так говорил Евфимиан, когда Вдруг вопль отчаянья раздался из толпы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Все ночи проводит он без сна на молитве, каждую неделю причащается Божественных тайн. Ты посылаешь ему яства от стола своего, но он отдает их нищим, сам же питается хлебом с водою и то весьма мало. Ты запретил нам делать ему оскорбления, но рабы твои обижают его: обливают его помоями, рвут его волосы, бьют по щекам и разные творят ему поругания. И все это переносит он с кротостью и незлобием“. Слыша эти слова, Евфимиан поспешил из палат в привратную хижину, но увидел праведника уже бездыханным. Лице его сияло благодатью Божией, и правая рука его держала сложенную бумагу. Евфимиан хотел было взять ее; но рука не отдавала. Он в страхе возвратился в палаты и все, что видел, рассказал. Тогда император и папа пришли к усопшему, благоговейно вынесли его из хижины, честно положили на одр, и с умилением преклонив колена, лобызали его и со слезами взывали к нему: „умоляем тебя, рабе Божий, дай нам твою грамоту, да познаем тебя, да уведаем житие твое“. Рука усопшего, как рука живого, отдала ее. Когда чтец развернул грамоту и стал читать, то открылось ясно, что писал ее Алексий, сын Евфимиана. Пораженный Евфимиан пал на перси бездыханного сына своего, безутешно рыдал и терзал свои поседевшие волосы. „Увы мне, чадо мое, с рыданием взывал он, что ныне сотворю? О смерти ли твоей восплачу, или о твоем обретении восторжествую?- Аглаида выбежала из затвора своего и неутешно рыдала о сыне своем. Супруга Алексия, 34 года не видавши мужа своего, как непорочная горлица, кротко приникла к груди бездыханного супруга и горько плакала. Все жители Рима стеклись воздать поклонение праведнику и облобызать честное тело его. От прикосновения к нему больные получали исцеление, слепые прозрение, прокаженные очищение, бесноватые освобождались от демонского одержания. Блаженная кончина преп. отца нашего Алексия, человека Божия, была в 17й день марта, 411 года по Р. Хр. По истечении семи дней, совершено было славное погребение честного тела его во славу дивного во святых своих Бога. Бр. христиане! Мы видели дивное житие празднуемого нами ныне преп.

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010