[Глава 38] Соборник двунадесяти месяцей Месяц септемврий 1 . [а] Начало индикта, сиречь новаго лета: И память преподобнаго отца нашего Симеона столпника и архимандрита: И матере его Марфы: И собор Пресвятыя Богородицы иже в Миасинех: И святаго мученика Аифала: И святых мучениц 40 жен: И святаго Аммуна диакона и учителя их: И святых мученик, Каллисты, Евода и Ермогена, самобратных. И память праведнаго Иисуса сына Навина. Праздник, и разрешение вина и елеа. 2 . [з] Святаго мученика Маманта: И преподобнаго отца нашего Иоанна постника, Патриарха Царяграда. 3 . [з] Святаго священномученика Анфима епископа Никомидийскаго: И преподобнаго отца нашего Феоктиста, спостника великаго Евфимиа. 4 . [е] Святаго священномученика Вавилы, епископа великия Антиохии: И святаго пророка и Боговидца Моисеа. В сей же день обретение честных мощей святаго Иоасафа, епископа Белоградскаго. 5 . [д] Святаго пророка Захарии, отца честнаго Иоанна Предтечи. 6 . [ г] Воспоминание бывшаго чудесе в Колоссаех, еже есть в Хонех, от архистратига Михаила. И святаго мученика Евдоксиа, и иже с ним пострадавших: И преподобнаго отца нашего Архиппа. Разрешение вина и елеа. 7 . [в] Предпразднство Рождества Пресвятыя Богородицы: И святаго мученика [Созонта]: И память иже во святых отца нашего [Иоанна] архиепископа, Новгородскаго чудотворца. 8 . [ а] Рождество Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, Приснодевы Марии. Праздник, и разрешение рыбы. [зри] День имать часов 12, и нощь часов 12. 9 . [з] Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны: Разрешение вина и елеа. И святаго мученика Севириана: И преподобнаго отца нашего Иосифа, Волоцкаго чудотворца: И обретение честных мощей святаго Феодосиа архиепископа, Черниговскаго чудотворца. 10 . [з] Святых мучениц, Минодоры, Митродоры и Нимфодоры. 11 . [е] Преподобныя матере нашея Феодоры, яже во Александрии:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМИТОВ В ЧЕСТЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ [греч. Αβραμιτν] , в К-поле, был основан, по преданию, имп. Константином Великим для некоего мон. Аврамия (Patria CP. III 143). Это сообщение нельзя считать достоверным, т. к. до посл. четв. IV в. мон-ри в К-поле неизвестны. В Житии св. Матроны , прославившейся во времена имп. Маркиана (450-457), упомянут игум. этой обители Акакий (впрочем, и этот источник позднего происхождения не внушает доверия исследователям). По сведениям Иоанна Мосха (Луг духовный. Гл. 97), подлинным основателем мон-ря следует считать прп. Авраама , еп. Эфесского (кон. V - сер. VI в.), также учредившего мон-рь Византийцев в Иерусалиме. В 766/67 г. иконоборец-патриарх Никита приказал снять или замазать иконы (Theoph. Contin. P. 443); впрочем, возможно, что это сообщение относится к мон-рю Авраамия, основанному в V в. Согласно житию св. Анны (Евфимиана), Патриарх Тарасий (784-806) восстановил находившийся в запущении мон-рь Авраамитов не позднее 787 г., поскольку на VII Всел. Соборе в Никее уже присутствовал игум. мон-ря «Богородицы Авраамитов» Симеон. Главной святыней А. Б. м. почитался Нерукотворный Образ Богоматери (Ахиропиитос). При императоре-иконоборце Феофиле (829-842) монахи-авраамиты защищали иконы и не раз обличали его в ереси, за что были подвергнуты бичеванию и изгнаны из К-поля, но нашли убежище в мон-ре Предтечи в Фовероне на берегу Боспора, где приняли мученический венец (Theoph. Contin. P. 101). В католич. Церкви память мучеников-авраамитов отмечается 8 июля. Лит.: Janin. Églises et monastères. P. 4-6. И. В. Тамаркина Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТЫ МОНАСТЫРЬ монастырь в Константинополе, основан императором Юстином I (518-527) и его супругой Августой Евфимией - см. Константинополь

http://pravenc.ru/text/62964.html

Пр. Павла το προαντονου т. е. фивойского. Син. 1. (15 янв.). Космы и Дамиана и 3 братьев. Готф. Сирм. Моск. (17 окт.). Домнина , муч. селунского. 1295. Сирм. (1 окт.). Св. патриарха Иосифа и Трофима . Деч. (30 и 31 МГр.). Св. Савы . Екл. (15 апр.). Васса . Екл. (31 окт. МГр.). Ап. Клеопы , брата Иосифа обручника. Нан. 3. (4 янв.). Афанасия , патр. константин. МГр. (24 окт.). Муч. Капетолины . Сев. 2. Ап. 346. (27 окт.). Преставление св. Димитрия , митрополита ростовского. Филар. (21 сент.). 29 I. Св. преподобномуч. Анастасии римлянины (и с нею Кирилла) при Декии и Валериане. Син. 1. Синод. 400. Петр. ЧГр. XI в. 175. Акад. 43. Мст. Коал. 2. Слепч. У. 1298. 1295 и др. МКр. М. 446. М. 424. Канон Иосифа. Служба (Клар. 29 сент. Копт. у Люд. и др. 28 сент. Вас. 12 окт. М. Р. 28 окт. Пролог втор. 30 октября). Преп. Аврамия затворника и блаженной Марии племянницы его в Месопотамии, ок. 360 г. Син. 1. Вас. Кал. Иер. Флор. 1. Нан. 1. Петр. Сир. Акад. Слепч. Зогр. Рум. Терн. и др. МКр. М. 11 и 12 в. Канон Иосифа. Служба. (Екл. Маз. и др. Авраамия 1 окт. Папебр. Филим. 25 окт. Ап. 346 окт. 27. У. XII в. 31 окт. Неап. Екл. еще 22 дек. М. Р. 16 марта). Пр. Анны , подвизавшейся под именем Евфимиана, дочери диакона Влахернские церкви, † 826. 1295. (ДоМак. Мак. 16 июня. 239. 1142 и др. 28 окт. Она же 13 июня с сыном Иоанном). Свв. мучч. Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы , † 285 в Егах киликийских. Вас. (42. Конст. Остр. 1295. Сирл. 30 окт. Син. 1 и 2 окт. 31. Флор. 1. 248. Нан. 1. Екл. 44 . МКр. со службою янв. 26. Петр. Сирм. 27 янв. М. 76 с каноном Иосифа янв. 30. М. Р. Иерон. Ф. У. авг. 23 †.) Пр. Авраамия , архимандрита Богоявленского, ростовского чудотворца, подвиз. ок. 1073–1077. 1610. 1625. 1639. Н. Подл. XVI в. М. XVI в. Белоз. М. 1558 г. Служба. (Св. 382 сент. 28. 51 сент. 29). Мощи в Богоявленском соборе обите-. II. Мучч. Кирилла, Мины и Минея мечем. 1295. Хлуд. 146. (См. об них еще 1 авг., где вместо Кирилла – Кирика). Муч. Мелитины мечем. 1295. (Сирл. 30 окт. По мнению Никодима отхична от Мелитины 16 сент.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Скачать epub pdf Глава 37. Месяцослов с Богом святым, всего лета Месяц септемврий 1 . [а] Начало индикта, сиречь новаго лета: И память преподобнаго отца нашего Симеона Столпника: И матере его Марфы: И собор Пресвятыя Богородицы, иже в Миасинех: И святаго мученика Аифала: И святых мучениц, 40 жен, и аммуна диакона и учителя их: И святых мученик, Каллисты, Евода и Ермогена, Самобратий: И память праведнаго Иисуса, сына Навина. Праздник, и разрешение вина и елеа. 2 . [з] Святаго мученика Маманта: И преподобнаго отца нашего Иоанна постника, патриарха Царяграда. 3 . [з] Святаго священномученика Анфима, епископа Никомидийскаго: И преподобнаго Феоктиста, спостника великаго Евфимиа. 4 . [е] Святаго священномученика Вавилы епископа великия Антиохии: И святаго пророка и боговидца Моисеа. 5 . [д] Святаго пророка захарии, отца честнаго Иоанна Предтечи: И святыя праведныя Елисаветы. 6 . [г] Воспоминание бывшаго чудесе в Колоссаех, еже есть в Хонех, от Архистратига Михаила: И святаго мученика Евдоксиа, и с ним пострадавших 1104 г.: И преподобнаго отца нашего Архиппа. Разрешение вина и елеа. 7 . [в] Предпразднство Рождества Пресвятыя Богородицы: И святаго мученика созонта: И память иже во святых отца нашего Иоанна архиепископа, новгородскаго чудотворца. 8 . [а] Рождество Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, и Приснодевы Марии. Праздник и разрешение рыбы. 9 . [з] Святых и праведных богоотец иоакима и анны: И святаго мученика севириана: Разрешение вина и елеа. В тойже день преподобнаго отца нашего Иосифа, волоцкаго чудотворца: И во святых отца нашего Феодосиа, архиепископа черниговскаго. 10 . [з] Святых мучениц, Минодоры, Митродоры и Нимфодоры. 11 . [е] Преподобныя матере нашея Феодоры Александрийския: И пренесение мощей преподобных отец, Сергиа и Германа валаамских чудотворцов из Новаграда обратно на валаам во обитель их.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

слав. пролога стишного).; 10. Мак. Мил. Синод. и Троицк. и Усп. собора страсть и мучение преславного муч. Еразма во граде Фирмиас: в антиохийском граде бысть смущение христианом от Диоклитиана царя.; 11. Мак. нет, а есть только слово похвально св. апп. Варфоломею и Вармаве: наста убо днесь о празднолюбцы священная память божественных апостол. Об Онуфрии Мак. 12 июня. Синод. согласно с Мак. Мил. по Волок. и Мак.; 12. Мак. об Онуфрии тоже, что в М. Акад., и о Петре афонском тоже, что 15. Об Онуфрии еще слово похв.: благословен Бог Отец Вседержитель, творец небу и земли. В Синод. по Макар. В Троицк. сборн. 685 и в 306 Общества Истории начало о Петре афонск.: иже убо святых боголюбезная жития написана полагати. В Мил. о пр. Онуфрии 12 числа по Мак. житие и слово; о пр. Петре 12 числа тоже и еще краткое сказание: Петр, иже во блаженней памяти, от воеводсва сана.; 13...; 14. Мак. Синод. Троицк. и Мил. житие св. Елисея пророка: Елисий Божий пророк; той бе от авелмуфь от земля рувимля.; 15. Мак. Синод. и Мил. и Усп. собора мучение блаженных мученик Вита, Модеста и Крестанция: во время Диоклитиана и Антония зловерныма царема на земли. В Троиц. еще прор. Амоса: славный пророк Амос сказуется в жидовсте речи терпелив.; 16. Мак. Мил. Синод. и Троиц. житие преп. Анны, нареченные Евфимиан: сия преп. Анна родися в Византии от благочестивого некоего диакона.; 17. Мак. Троицк. Мил. и Синод. пр. Михаила воина: т святой Божий Михаил бяше в лета благоч. царя Михаила.; 18. Мак. житие пр. о. н. Фомы дефуркина: сей священный Фома отечество имяше, иже к дальней стране лежимыя горы. Троицк. Мил. и Синод. тоже.; 19. Мак. слово похв. ап. Иуде: якоже состроение различных брашен тело питает..., и еще житие пр. о. н. Паисия великого, списанное о. н. Иоанном Коловым: якоже красная мира сего, иже суща и тлеина. Мил. Троицк и Синод. тоже.; 20. Мак. и Синод. Милия епископа: с св. отец наш Милий родися в единой веси прьстей.; 21. Мак. об Иулиане египет. другое проложное сказание же малое. Мил. по М. Акад.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Святой Алексей, человек Божий 30 марта (17 марта по церк.кал.) В 4-ом столетии жили в Риме богатые супруги Евфимиан и Аглаида, известные своим милосердием и сострадательностью. Они ежедневно принимали в своем доме и кормили бедных, сирот, вдов и странников. Если в какой день мало бедняков приходило к столу, то Евфимиан с грустью говорил: “Недостоин я ходить по земле Бога моего”. Все любили Евфимиана и его жену, но у них не было детей. Евфимиан и Аглаида сожалели об этом и ежедневно просили Господа, чтобы для утешения в старости послал им сына. Наконец Бог услышал их молитву, и у них родился сын, которого при крещении назвали Алексеем. Родители прилагали все старания, чтобы их сын вырос добрым и благочестивым. Направляемый благочестивыми родителями, Алексей с ранних лет возлюбил Господа. Он строго постился, одевался скромно, часто молился. Когда Алексей достиг совершеннолетнего возраста, родители нашли ему невесту и обвенчали его. В первый же день брака, когда юные супруги остались наедине, Алексей подошел к своей жене-девице, подал ей золотой перстень, драгоценный пояс и сказал: “Храни это, и Бог да будет между мной и тобой до той поры, пока благодать Его не устроит в нас нечто новое”. Сказав это, Алексей удалился. Сняв с себя богатую свадебную одежду, он надел одежду сельского жителя, взял немного денег и ушел из родительского дома. Алексея влекли слова Христовы: “Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли – ради имени Моего, тот получит во сто крат (больше) и наследует жизнь вечную” ( Мф. 19:29 ). Можно предполагать, что до ухода из отцовского дома святой Алексей согласился жениться, чтобы обеспечить будущее своей невесты. Скитаясь из страны в страну, Алексей наконец достиг города Эдессы. Здесь находился древний Нерукотворный Образ Спасителя. В Эдессе Алексей раздал бедным свои последние деньги и стал жить нищим около храма в честь Пресвятой Богородицы, питаясь подаяниями. День и ночь Алексей проводил в молитве, а по воскресеньям причащался Святых Тайн. Так 17-ть лет он прожил в нищете и в духовных подвигах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

— Что это значит? И очень удивилась, когда узнала о пришествии царя с папой и о причине их посещения. Невеста также недоумевала, видя из комнаты своей царя и папу, идущих со множеством народа, и старалась объяснить себе это зрелище. Когда папа, царь и вельможи сели, и наступила тишина, то раб, служивший святому Алексию, сказал Евфимиану: — Господин мой, нищий, которого ты поручил мне, не есть ли человек Божий? Я свидетель великих и дивных дел его: он постоянно постится, лишь по истечении дня принимая немного хлеба и воды; все ночи проводит на молитве и каждый день воскресный приобщается св. Христовых Таин; он кротко и с радостью переносит побои и оскорбления, наносимые ему некоторыми рабами. Услышав это, Евфимиан тотчас поспешил к жилищу нищего и, позвав его трижды чрез окошко, не получил ответа. Тогда он вошел в жилище, где нашел человека Божия, лежащего мертвым с покрытою головою и согнутой хартией в правой руке. Евфимиан открыл лицо его и увидел, что оно сияет как лице Ангела; когда же он хотел взять хартию и прочесть, то не мог этого сделать, потому что рука не выпускала ее. Быстро возвратившись к царю и папе, он сказал: — Нашли уже мёртвого того, кого искали; он держит в руке хартию и не отдает нам. Царь и патриарх, приказав приготовить драгоценный одр, покрыть его богатыми тканями, вынесли честное тело человека Божия и благоговейно положили его на том одре. Преклонив потом колена, они, лобызая священные останки, говорили к нему, как живому: — Умоляем тебя, раб Христов, дай нам сию хартию, чтобы по начертанному в ней мы могли узнать, кто ты. После этого папа и царь беспрепятственно взяли хартию из руки святого и передали хартуларию великой церкви Аетию, для прочтения; при великом молчании окружающих он начал читать ее. Когда же он дошел до места, где было написано о родителях и невесте, — о перстне и поясе, переданных ей, тогда узнал Евфимиан в почившем сына своего Алексия. Он упал ему на грудь и, обнимая и целуя его, говорил с плачем: — О горе мне, возлюбленный сын мой! Что ты сделал с нами? Зачем такую скорбь причинил нам? Увы мне, сын мой! Столько лет пребывая с нами и слыша плач родителей твоих, ты не открыл себя, не утешил нас, не смотря на старость нашу, в великой печали, вызванной тобою. О горе мне! Сын мой, любовь моя, утешение души моей, я не знаю, что мне теперь делать, — оплакивать ли смерть твою или радоваться обретению твоему.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

34 года, как мы видим из жития, продолжалось испытание сродников преподобного. И в продолжение всего этого времени не утихали в доме скорбь и стенания! Это нам дает повод подумать еще и о том, что любовь Евфимиана и Аглаиды – родителей Алексия – ко своему чаду, возможно, была чрезмерной. Может быть, они просто никак не могли смириться с этой скорбью, отпустить свое чадо на волю Божию, совершенно положиться на Его благой Промысл, как блаженный ветхозаветный Иов? Тот праведник в одночасье лишился и всех своих детей, и имения и, тем не менее, нашел в себе силы прославить Господа: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1: 21). Не это ли блаженное совершенство было целью столь долгого и мучительного испытания? Мы не можем знать наверняка судьбы Божии, но можем предположить, что, вероятно, так оно и было. Святой Алексий, человек Божий В наше время культ семьи приобрел поистине нездоровые формы. Пришло время ненормальной любви к детям. Во многих семьях совершаются десятками аборты , а когда наконец рожают одного единственного, не знают, как ему угодить. Высшей ценностью всё больше становится здоровье и благополучие. Любовь между людьми всё больше воспринимается как сюсюканье и человекоугодие. Что есть истинная духовная любовь к своим родственникам? И когда «враги человеку домашние его» (Мф. 10: 36)? Но Православие нам снова и снова дает возможность встряхнуться и рассеивает как дым наносные стереотипы современности. Что есть истинная духовная любовь к своим родственникам? Почему многие люди, бросившие ради Христа свою семью, воспринимаются Церковью как святые? Это не только преподобный Алексий, это еще: преподобный Симеон, Христа ради юродивый, и его спостник преподобный Иоанн (память 21 июня/3 июля), преподобный Феодосий Печерский, преподобная Мария Вифинская (память 12/25 февраля) и многие другие. Все они действовали согласно слову Писания: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19: 29). Эти слова и поведение очень сложно воспринять положительно в мейнстриме современного образа мыслей. А есть еще и другое слово: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю, не мир Я пришел принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его» (Мф. 10: 34–36).

http://pravoslavie.ru/78246.html

— Молю вас, любезные мои родители и честная невеста моя, не обижайтесь на меня, что я, покинув вас, причинил вам столь великую скорбь; я и сам скорбел сердцем о печали вашей; многократно молил я Господа, чтобы Он даровал вам терпение и сподобил вас Царства Небесного. Надеюсь, Он по благоутробию Своему исполнит молитву мою, ибо я из любви к Нему избрал столь многотрудное житие, не изменяя его ради ваших слёз, так как для каждого христианина лучше более повиноваться Творцу и Создателю своему, чем родителям своим. Верую, что насколько великую скорбь причинял вам, настолько большую радость получите вы в Царствии Небесном. Написав это, он молился до самой кончины своей. Однажды, когда папа [ 10 ] совершал в соборной церкви свв. Апп. Божественную литургию, при окончании её во всеуслышание из алтаря раздался чудесный голос: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28). Присутствовавшие в храме в великом ужасе пали на землю, взывая: — Господи, помилуй! Затем вторично послышался голос: — Поищите человека Божия, уже отходящего в другую жизнь; пусть он помолится о городе: молитва его для вас будет весьма благодетельна. По всему Риму искали такого человека и не знали, что делать, так как не находили его. Поэтому, снова собравшись вместе с папою и царем с вечера четверга на пятницу в соборную церковь, совершили в ней всенощное бдение, моля Христа указать им угодника Своего. Утром же в пяток святой Алексий отошел ко Господу. Между тем в церкви, подобно тому как и в первый раз, опять раздался во время богослужения голос из алтаря: — Ищите человека Божия в доме Евфимиана. После этого царь [ 11 ], обратившись к последнему, сказал: — Почему ты, имея в доме своем такое сокровище, не сообщил нам об этом? Евфимиан отвечал: — Господь свидетель, что я ничего не знаю. И, подозвав главного слугу, спросил его: — Не знаешь ли из сотоварищей своих человека добродетельного и угождающего Богу? — Не знаю, — сказал тот, — нет ни одного добродетельного; все живут небогоугодно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

И вечером Евфимиан говорит сыну своему: “Войди, дитя, взгляни на невестку мою и супругу твою”. И, вошед в брачный покой, юноша увидел ее сидящей в кресле. И он взял свой золотой перстень и поясную пряжку, завернутые в пурпурного цвета покров, и отдал ей, и сказал: “Прими это и береги, и Господь да будет между мною и тобой, пока на то воля Его”, и сказал ей и другие сокровенные слова. И, выйдя из брачного покоя, удалился в свою спальню. И, взяв долю от богатств своих, ночью покинул дом и, придя к пристани, увидел корабль, готовящийся плыть на восток. Он взошел на этот корабль и прибыл в Магналию, город Лаодикии сирийской. 406 Сойдя на берег и помолившись Господу, Алексий сказал: “Господь Бог, сотворивший небо, землю и море и спасавший меня от чрева матери моей, спаси и ныне от суетной жизни сей и удостой меня вкусить благ Твоих со всеми угодниками Твоими, ибо Ты милостивый, Спаситель, и мы славим Тебя во веки веков”. И, встав с молитвы, он в тот же час встретился с погонщиками ослов, и следовал за ними до тех пор, пока не пришел в Эдессу месопотамской Сирии. 407 Там находится нерукотворная икона святого и царственного образа Господа нашего Иисуса Христа, которую он дал Авгарю, 408 когда во плоти пребывал на земле. И, войдя в город, Алексий продал все, что у него было, и роздал деньги бедным. И, облекшись в нищенское рубище, сел, прося подаяния, в притворе 409 храма во имя владычицы нашей Пресвятой Богородицы. Он наблюдал строгий пост и еще более строгое бдение. Ибо от воскресенья до воскресенья причащался святых и чистых тайн Христовых. Ел же две унции хлеба, а две унции 410 воды были ему питьем, и всю неделю он жил в воздержании, а ночи проводил бодрствуя. Все, что ему подавали, Алексий раздавал нищим. И лицо свое преклонял к руке, а сердце пребывало постоянно с Господом. Мать его с самого дня свадьбы затворилась в спальне своей и, оставив открытым только одно оконце для света, постелила себе на полу вретище, посыпала его пеплом и, так лежа, говорила: “Я не встану отсюда, пока не узнаю, что сталось с моим единственным сыном”.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010