Слава, тойже: И ныне, Вся паче смысла: И абие, псалом 50. и кадит священник коливо, и настоятеля, и лики, по чину. Таже глаголем канон на 4, без ирмосов, глас 8. Припев: святый великомучениче феодоре, моли бога о нас. По 6-й песни,    Кондак, глас 8: Веру христову яко щит внутрь приим в сердце твоем, противныя силы попрал еси многострадальче: и венцем небесным венчался еси вечно феодоре, яко непобедимый.    По 9-й песни, ирмос: Тя неискусобрачную матерь: И абие трисвятое. Тропарь святаго: Велия веры: Слава, кондак: Веру христову: И ныне, богородичен, глас тойже: якоже предстательство вси: И бывает молитва на благословение колив. Таже, Буди имя господне: и благословлю Господа: и дается преломление от иереа: и отпуст.    [Смотри] А идеже не быти преждесвященной, кончаем часы сице: По ослави, остави: и по конечных поклонех, глаголем трисвятое: И Отче наш: Господи помилуй, 12. и молитва: Всесвятая Троице: И начинаем вечерню: Приидите поклонимся, трижды. псалом 103. кафисма 18. И поем на Господи воззвах, стихиры на 6: мученичны 3, во октоихе гласа, иже на ряду: и святаго феодора 3: Слава, феодора: Сосуда употребив: И ныне, богородичен гласа рядоваго. Свете тихий: без входа, и чтение. На стиховне триоди самогласен дне дважды: и мученичен, глас 5: благословено воинство: Слава, феодора, глас 2: божественных даров: писана в стихирах. И ныне: Все упование мое: Ныне отпущаеши: Трисвятое. По Отче наш, тропарь: Велия веры: Слава, и ныне: Вся паче смысла: Таже ектениа Помилуй нас Боже: и поклоны 3. и по поклонех глаголем псалом 102: Господи, услыши молитву мою: и прочее, якоже указано прежде, и до отпуста. И входим в трапезу, вкушаем же вина и елеа, ради святаго. Сие прияхом в лавре преподобнаго отца нашего саввы, и киновии преподобнаго великаго евфимиа: но не творим сего ныне за честность дне, обаче ядим варение с сливами без елеа, и армеа: произволяющии же ядят сухоядение, якоже и в среду.    [Смотри] Вестно буди, яко в сей 1-й седмице песни, 6-я, 6-я, 8-я и 9-я, глаголются прежде в пяток. Во 2-й же, 3-й, и 4-й, седмицах глаголются на ряду.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Долгими просьбами женщина уговаривает их согласиться, и они берут кувшин. По свершении первого дня пути — и это чудо, о верный слуга Господень и надежный заступник в опасности, сотворил ты,— представ во сне одному из странников, Николай велит бросить кувшин в море. Встав на рассвете, эти мужи сделали так и бросили сосуд с елеем в море. И тотчас высоко в небо поднялось пламя, показался зловонный дым, а воды расступились и, вскипев из глубины, громко взревели и обратились в огненные струи. Корабль, подхваченный таким водоворотом, начал тонуть, и плывшие на нем, устрашенные невиданной опасностью, смотрели друг на друга с отчаянием и ужасом и были в совершенном смятении. Но тот, кто,  находясь вдали, заботился об их спасении и повелел выбросить кувшин в море, предстал тогда странникам и чудесно избавил их от страшной беды и опасности. Ибо корабль покинул это место, и люди перестали страшиться, и подул сладкий и благовонный ветер, и все обрадовались этому дуновению и веселились душой. Таковы были, Николай, дары Божий, таковы воздаяния за твои труды, таковы награды за подвиги в сей жизни. Что же касается грядущих воздаяний — “не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его”.   Насколько мы знаем о твоих деяниях, я без колебаний могу назвать тебя славным мучеником, венчанным бескровным венцом, ибо единственно с помощью молитвы ты оборол силу нечестия, и, благовоззванный из изгнания, вернулся к христианам блистательным победителем, и вторично восприял прежнюю честь во Господе нашем Иисусе Христе, которому вместе с Отцом и Святым Духом слава, сила и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь. Житие и деяния Человека Божия Алексия БЛАГОСЛОВИ, ОТЕЦ (Текст переведен по изданию: Margarete Rosler. Die Fassungen d. Alexius=Legende. Wien — Leipzig, 1905=Beitraege z. Englischen Philologie, XXI.) (XI в.?) Во времена те жил в городе Риме благочестивый муж по имени Евфимиан, синклитик.   У него было три тысячи рабов, опоясанных золотыми поясами и одетых в шелк.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

Как отмечает о. Георгий Флоровский: «Здесь вскрывается противоречие: дух стяжания привязывает к вещам, а Бог научает презирать их и отрекаться . «Не только попечение о снискании богатства вредно, но и излишняя заботливость о вещах самых нужных» , - напоминает Златоуст. «Христос, показав всяческий вред от пристрастия к богатству, простирает свое повеление и дальше. И не только повелевает презирать богатство, но запрещает заботиться и о лучшей пище: не пецытеся душею вашею, что ясти» ... Этим не исчерпывается вопрос: «Не достаточно презирать богатства, - говорит Златоуст, - а нужно и напитать нищих, а главное - последовать за Христом»... О.Георгий замечает далее: «Так вскрывается новое противоречие: мирскому пафосу стяжания, накопления, пафосу хранения вещественных благ противостоит евангельская заповедь: раздай нищим... В таком плане с особой яркостью открывается неправда мира, неправда социального неравенства: пред лицем нищеты и горя всякое богатство неправедно и мертво, как свидетельство о косности сердца, о нелюбви» . Преп. Симеон не требует отмены законов, оправдывающих социальное неравенство. Он делает больше: вынимает из-под них их духовную, нравственную основу, по сути дела делегитимизирует их. Для него право собственности, священная корова современного мира - не более чем бесстыдница и узурпатор, тиран, беззаконно захвативший общее имущество. По сути дела, преп. Симеон объявляет безнравственным любое богатство, даже то, которым пользуются разумно и умеренно и часть его уделяют на нищих и даже считает богатых благотворителей преступниками, потому что они столько времени скрывали то, что давно должны были раздать. В связи с этим вспоминается житие Алексия человека Божия, который неузнанным нищим вернулся в дом своих богатых и благочестивых родителей и претерпел полуголодное существование на подачки своего отца Евфимиана, а от своих прежних слуг - поношения и уничижения. Эта история показывает, что даже благочестивый богач не в силах преодолеть зловредные последствия богатства, в т.ч.

http://ruskline.ru/analitika/2011/02/24/...

«Называясь ритором, скорее по всему годен ты в риторы, только не по нравам... Не останавливайся в любомудрии на том, что уже приобрёл, и быть вторым в деле второстепенном не предпочитай первенству в важнейшем... Прейдем отсюда, станем мужами, бросим грёзы, не будем останавливаться в тенях»... 564 . Оморфонию выражает радость по поводу его любомудренной жизни. «Слышу, что живешь отшельнически; о, если бы ты стал у нас Иоанном Крестителем или Ильёй Кармилитом» 565 . Но ободряя ли, или утешая, св. Григорий всегда имеет в виду духовно-нравственную сторону дела и всегда присовокупляет назидание. Болящего Филагрия он утешает в несении недуга ссылкой на своё примерное терпение, на учение о терпении классиков – Анаксарха, Епиктета, Сократа – и на их личные примеры, ободряет дух его напоминанием о совместном толковании в Матазе псалмов, посылает ему книги, примиряет его со своим положением 566 . Св. Григория Нисского , лишившегося супруги Феосвии, он спешит лично навестить, чтобы умиротворить душу его, взволнованную потерей, но, задержанный в Евфимиаде, шлёт ему письмо 567 . Немессия, правителя Каппадокии, рядом писем убеждает в превосходстве христианской веры, в чём и успевает, склонив учёного адвоката к крещению. Но перемещение его из Каппадокии не дало св. Григорию возможности докончить начатое дело. Тогда он посылает ему целое стихотворение, посвящённое вопросам веры, укрепляя посеянное в его душе 568 . Богатого юношу Аделфия поощряет к духовной жизни и укрепляет его в правилах нравственности. Когда же он соблазняется обращением с девами, обличает и наставляет его 569 . По случаю брака дочери Диокла, высказывает свой взгляд на порядок празднования браков 570 . Не имея возможности быть на браке дочери Прокопия – Олимпиады, извиняется, шлёт благожелания и советы Олимпиаде об обязанности жены-христианки 571 . В письмах к Феодору развивает учение о клятве 572 . Вот несколько черт из пастырской попечительности, св. Григория. Много он заботился и о материальном благоденствии всех, кто обращался к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Легенда об Алексии, суровость которой так часто представляется современному читателю бессмысленной и бесчеловечной, отвечала очень глубоким душевным потребностям огромной эпохи и как раз у простых людей разных стран получила неимоверный успех. Этот успех длился более тысячелетия – вплоть до описанных Радищевым благодарных слушателей нищего старика, поющего им старую песнь русских слепцов: Как было во городе во Риме, там жил да был Евфимиан князь… 239 Порядок космоса и порядок истории И для древнегреческой, и для византийской культуры представление о мировом бытии в пространстве и времени было связано прежде всего с идеей порядка. Само слово «космос» означает «порядок». Изначально оно прилагалось либо к воинскому строю, либо к государственному устройству, либо к убранству «приведшей себя в порядок» женщины и было перенесено на мироздание Пифагором, искателем музыкально-математической гармонии сфер 240 . В философской литературе слово это выступает в контексте целого синонимического ряда – «диакосмесис», «таксис» и т. д., – объединенного идеей стройности и законосообразности 241 . Представление о мировом порядке можно было связывать с представлением о Божественном начале. Для античной культуры в этом не было ничего нового. Но язычество в его мифологических, а затем философских проявлениях обожествляло самый космос: по характерному выражению Платона, космос есть «чувственно воспринимаемый бог» 242 . Древнегреческий идеализм мог отделить источник мирового порядка от материи, но не от мирового бытия в самом широком смысле. Не идя слишком далеко в социологических параллелях, скажем, что как закон полиса был имманентным полису, так закон космоса мыслился имманентным космосу. Он был свойством самозамкнутого, самодовлеющего, «сферически» завершенного в себе и равного себе мира. Средневековое сознание усвоило идею всеобъемлющей и осмысленной упорядоченности вещей и пережило ее, если это возможно, с еще большей остротой, чем она была пережита в древности. Но в составе христианского учения идея эта переосмыслялась. Теперь порядок приходит от абсолютно трансцендентного, абсолютно внемирного Бога, стоящего не только по ту сторону материальных пределов космоса, но и по ту сторону его идеальных пределов. К этому личному Богу космос может иметь только личное отношение – а именно отношение покорности. Законосообразность мировых процессов понята как послушание небесных сфер и четырех стихий, как их монашеское смирение, их отказ от своеволия, их аскеза.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Это единственный, нежно любимый сын богатой супружеской четы, который в ночь своей свадьбы бежит от мирского счастья, добирается кораблем до Малой Азии, откуда пешим странником идет в святой сирийский город Эдессу, где ведет жизнь нищего, – а затем, изменившись до полной неузнаваемости, возвращается на родину и живет при отеческом доме как подкармливаемый из милости бродяга, в лохмотьях и язвах. Особенно прочувствованно легенда рисует, как над грязным попрошайкой глумятся слуги, между тем как родители и нетронутая молодая жена томятся по нему, воображая, будто он далеко. Только после его смерти благодаря чуду обнаруживается, кем он был, словно для того, чтобы сердечная растрава его близких могла достигнуть окончательной полноты. Семья святого (надо сказать, изображенная с полным сочувствием) наделяется всеми атрибутами знатности и богатства, да еще в сказочном гиперболизированном виде: но эта роскошь оказывается ненужной, над ней можно разве что горько посмеяться и покачать головой, и в этом вся суть. Изобильный дом – полная чаша, почет и знатность, вообще благополучие хотя бы и праведных богачей неистинны; и только бедный странник, терзая близких и себя же самого, живя в скудости и поругании, тем самым живет в истине, погружен в стихию истины, как рыба в воду. Легенда об Алексии, жестокость которой так часто представляется современному сознанию бессмысленной и бесчеловечной, отвечала глубоким душевным потребностям всего средневекового тысячелетия, которое тогда только начиналось. Вспомним, например, что один из самых ранних шедевров французской поэзии – принадлежащее XI в. стихотворное переложение этой легенды, отрывок из которого перевел О. Мандельштам: …Нежна была твоя плоть, Алексей, теплой жизнью согрета, – Для чего же ты посвятил скорбям молодые лета?.. Но и позднее легенда эта очень много значила для воображения совсем простых молодых людей – вплоть до описанных Радищевым благодарных слушателей нищего странника, поющего им старую песнь русских слепцов: Как было во городе во Риме, там жил да был Евфимиан князь… «Сколь сладко неязвительное чувствование скорби! – восклицает Радищев, в лице которого культура эпохи сентиментализма неожиданно открывает для себя сбереженную народом древнюю «слезность».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

На момент провозглашения церковного общения с РПЦЗ «флоринитский» Синод состоял из следующих иерархов: 1 . Авксентий (Пастрас), архиепископ Афинский и всей Греции; 2 . Геронтий (Маргиолис), митрополит Пирейский и Саламинский; 3 . Акакий (Паппас-младший), митрополит Диавлейский и Аттикийский; 4 . Хризостом (Наслимис), митрополит Магнезийский; 5 . Петр (Астифидис), митрополит Асторийский, Экзарх «флоринитского» Синода в Америке. Первые совместные богослужения представителей двух юрисдикций совершались с 20 по 26 августа 1970 г. во время посещения Греции епископом Манхеттенским Лавром (Шкурло) 376 . Ответный визит иерархов «флоринитского» Синода проходил с 20 июля по 20 августа 1971 г. Прибывшие в Соединенные Штаты Америки архиепископ Авксентий (Пастрас) и митрополит Пирейский Геронтий (Маргиолис) были радушно встречены митрополитом Филаретом (Вознесенским)  и членами Синода РПЦЗ. Во время этой поездки архиепископом Авксентием, митрополитом Геронтием и митрополитом Асторийским Петром (Астифидисом) были рукоположены следующие старостильнические архиереи: 1 . Паисий (Евфимиадис), митрополит Эврипийский и Эувийский; 2 . Хризостом (Киюсис), митрополит Фессалоникийский; 3 . Каллиник (Ханиотис), митрополит Фавмакийский; 4 . Акакий (Дускос), митрополит Монреальский и Канадский 377 . Уведомление церковной общественности о поставлении вышеназванных архиереев состоялось после возвращения архиепископа Авксентия и митрополита Геронтия в Грецию на Церковно-Народном Собрании, проходившем 12/25 августа 1971 г 378 . Образование на территории уже существовавшей Монреальской и Канадской епархии РПЦЗ новой старостильнической епископской кафедры, предполагавшее к тому же дублирование титулатуры правящего епископа, породило первое недовольство церковной политикой «флоринитского» Синода со стороны русских иерархов. Численность паствы архиепископа Монреальского Виталия (Устинова) заметно сократилась, поскольку большинство входивших в ее состав этнических греков перешло под омофор митрополита Канадского Акакия (Дускоса) 379 . Кроме того, не вполне продуманным было наделение Хризостома (Киюсиса) титулом митрополита Фессалоникийского, поскольку уже более двадцати лет этот титул носил «матфеевский» епископ Димитрий (Псарофеодоропулос). Как показала дальнейшая история, означенное деяние сыграло негативную роль в вопросе объединения «матфеевской» и «флоринитской» группировок 380 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Через три дня я пробурил скважину точно в том месте на которое указал монах, около телеграфного столба. На глубине 60 метров обнаружили чистейшую воду. Она была хороша как по качеству, так и достаточна по объёму. И в другом случае монах оказался прав, но я продолжал ещё верить своим снам. Хотел наладить розлив воды на продажу и для этого даже получил соответствующее разрешение. Но ничего не вышло по двум причинам. Во-первых, расходы оказались слишком велики, а во-вторых, по правилам необходимо было закрыть бензоколонку, с которой я имел основной доход. Мы также отложили продажу дома, который так потом и не был продан, как и предупреждал тот монах. Мало-помалу мы стали узнавать от посетителей о старце Порфирии, который переехал поближе, в Милеси. До его кельи было десять минут на машине и мы многим указывали путь туда, но сами из-за перегруженности на работе не находили время посетить его. Да у нас и не было особых причин посещать этот новостроящийся тогда монастырёк. Из тех кого мы спрашивали о посетившем нас монахе, никто про него не знал. Говорили, что у ст. Порфирия нет похожего послушника. Исчезла раковая опухоль В октябре 1990 года один врач из Пирея взял у меня биопсию на анализ, т.к. в последнее время у меня появилась кровь в выделениях организма. Потом, после обследования в больнице Сизманоглио (близ Афин), проф. Евфимиадис диагностировал рак толстой кишки со скоротечным развитием 19 . Хотя я и не чувствовал боли, но рак внутри быстро развивался и меня сразу отправили в хирургию и прооперировали. Спустя месяц я начал курс химиотерапии сроком на шесть месяцев. Каждый раз по килограмму холодного лекарства вливалось в кровь, а я чувствовал себя так, словно опускаюсь в могилу. После каждого сеанса было ощущение будто я постарел на год. За этот период я много раз проходил рентгеновские магнитные исследования; после каждого сеанса сдавал кровь на биохимию на предмет наличия антител. К сожалению, анализы показывали, что рак начинал развиваться заново. После шести сеансов химиотерапии и мучительных страданий положение мое было безнадежным. Я был полностью истощен, как физически, так и душевно, никакой надежды на выздоровление не оставалось. Однажды утром в лавку зашел г-н Петр, и когда увидел моё жалкое состояние и выслушал мой рассказ, то выразил желание помочь. «Почему же Вы не обратились к Старцу?! Давайте быстрей, раз Вы болеете, приходите за благословением. Поспешите, т. к. он скоро собирается на Афон» – сказал он и быстро ушёл, даже не успев прихватить свой кефир, за которым приходил.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

Прошло семнадцать лет, и стали жители Едессы почитать Алексия как мужа Богу угодного. Тяжело это показалось смиренному человеку Божию; он ушел из города, сел на корабль, чтобы отплыть в город Тарс, на родину Апостола Павла. Но Провидению угодно было направить корабль к его родному городу Риму, и Алексий вышел на знакомый берег и на улице родного города встретил своего отца... Как изменился почтенный вельможа, как постарел он от горя за эти семнадцать лет!.. Но и самого Алексия узнать было трудно. Увидев отца, он поклонился ему до земли и смиренно сказал: «Раб Божий, сжалься надо мной, бедным странником, дай мне уголок где-нибудь у себя; позволь питаться крохами от трапезы твоей, за это Господь благословит тебя, и если кто-нибудь из твоих близких странствует, Бог возвратит его к тебе в добром здравии». И вспомнился Евфимиану при этих словах его милый сын, слезы показались на глазах доброго вельможи, и он с радостью исполнил просьбу странника. И стал Алексий жить в хижине, у дверей родительских палат. Каждый день ему приносили пищу с отцовского стола, а он все отдавал нищим, питаясь только хлебом и водой. Много скорбей нес человек Божий, хотя и жил теперь под родительским кровом. Рабы Евфимиана всячески издевались над ним: ради грубой потехи они обливали его помоями, били по щекам, таскали за волосы, а он все терпел, все переносил с радостью и за них же молился Богу. Но и этого мало. Напротив его хижины было окно той палаты, где жила покинутая им жена, и часто приходилось ему слышать, как приходила к ней мать его и как горько обе они оплакивали его: одна – своего милого сына, другая – дорогого супруга... Жалостью сокрушалось его доброе сердце, но любовь к Богу побеждала в нем чувство родственной любви. Так прошло еще семнадцать лет. Никто не узнавал его, и все считали Алексия нищим странником. Приблизилось, наконец, время отойти человеку Божию к Господу, и Бог открыл ему день и час его кончины. Алексий выпросил себе бумагу и чернила, описал всю свою скитальческую жизнь и попросил у своих родителей прощения в том, что причинил им скорбь своим удалением из дома. Написав письмо, он тихо скончался. Так великий человек Божий предпочел девство супружеству, памятуя слова Писания: «Не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви, а оженивыйся печется о мирских, како угодити жене».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Л.И. Денисов I. Жизнь и подвиги св. Алексия, человека Божия 2 (Память 17 марта) В половине четвертого века по Р. X. жил в Риме сенатор Евфимиан. Он принадлежал к знатному роду и обладал неисчислимым богатством. Живя в миру, он вел жизнь благочестивую и воздержанную: так, он ежедневно не вкушал пищи до девятого часа. Соблюдая заповеди Божии, он на деле проявлял свою любовь к ближним и сострадание к их нуждам, приготовляя в своем доме каждый день три стола, предназначаемые им для сирот, вдов, нищих, странников» и больных. Случались дни, когда на раздаваемые Евфиманом обеды приходило менее обыкновенного числа посетителей, и, стало быть, меньше приходилось ему издерживать на дело милосердия. В те дни, падая ниц, восклицал Евфиман: Не достоин я пребывать на земле Бога моего. Супруга Евфимиана, Аглаида, была женщина благочестивая и богобоязненная и, подобно мужу, щедрая на благодеяние бедным. Но у этой добродетельной четы долгое время не родилось детей. И вот Аглаида не раз обращалась к Господу с пламенной молитвой о разрешении ее бесчадия. Господи, разреши мое бесплодие, – молилась она: – Дай нам с мужем сына, который был бы отрадой нашей жизни и опорой старости нашей!.. И не оставил Бог молитвы ее тщетною: вскоре (около 360 года) родила она сына, которому при крещении дано было имя Алексий. Когда мальчику было шесть лет, родители отдали его учиться. Способный и даровитый, Алексий быстро развивался и скоро знал грамматику (словесность) и риторику. Потом он хорошо изучил Священное Писание и церковные правила. Алексий был чудным юношей; он погружался в созерцание жизни, проникал мысленным взором в смысл бытия, и, рассмотрев суету мира, он понял и сознал сущность жизни, основной смысл существования, начало, стимул и цель жизни, находящееся в Боге. Тогда он решил оставить радости земные и отречься от настоящих житейских благ, чтобы получить вечные. «Хороши сокровища Мира, – думал Алексий, – но они временны, они немного пробудут и пройдут, пройдут, как тень перед лучами солнца...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010