В 1737 году принц служил волонтером в армии Миниха, и за отличие при взятии Очакова, произведен в генерал-майоры. За участие в походе 1738 года пожалован премьер-майором семеновского полка и орденами: святого Александра Невского (8 ноября) и святого Андрея Первозванного (28 ноября). В 1739 году 3 июля принц обвенчан с Анной Леопольдовной, произведен 14 февраля 1746 года в подполковники семеновского полка, с чином генерал-лейтенанта, и 12 августа был обрадован рождением сына – принца Иоанна, который 6 октября был признан наследником всероссийского престола, а 17 декабря, по случаю кончины императрицы Анны Иоанновны, провозглашен императором. Это обстоятельство не спасло принца Антона от разных притеснений и оскорблений, которым подвергся он со стороны Бирена, в трехнедельное регентство герцога, 9 ноября 1740 года Бирен был арестован и низложен, и на другой же день принц Антон объявлен генералиссимусом, с титулом императорского высочества. Новый государственный переворот, произведенный 25 ноября 1741 года в пользу цесаревны Елизаветы, лишил младенца Иоанна короны, а отца его – свободы. Арестованный со всем семейством, принц Антон был отправлен в Ригу, и там заключен; последовательно перевозился оттуда в Динаминд, Раниенбург и Холмогоры, потерял здесь жену (умершую в 1746 году), оплакал сына, бывшего императора, давно уже разлученного с отцом и погибшего в 1764 году в Шлиссельбурге; потом ослеп, и скончался в 1774 году 4 мая. Останки несчастного узника погребены в Холмогорах, у алтаря успенской церкви, но на могиле его нет памятника. Дети Антона-Ульриха, принцы Петр и Алексей и принцессы Екатерина и Елизавета освобождены не ранее 1780 года и отпущены в город Горзенс, в Ютландии, с пенсией на всех около 32000 рублей в год. Принцесса Екатерина жила долее всех своих братьев и сестер, и умерла в 1807 году в Горзенсе 66 лет. Принц Антон-Ульрих имел доброе сердце, был храбр на ратном поле, но в совете робок и застенчив; заключение свое переносил сначала нетерпеливо и беспрестанно укорял жену в постигшем их несчастии; но овдовев, вооружился мужеством, посвятил себя детям и не хотел расстаться с ними, когда в 1762 году императрица Екатерина II предлагала свободный выезд из России ему одному.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Из стен И. м. вышло неск. архиереев. Буд. архиеп. Казанский Вассиан, возглавлявший обитель в 1558-1569 (1550-1569 ?) гг., присутствовал в янв. 1565 г. при кончине прп. Геннадия Костромского. Преподобный адресовал ипатиевскому настоятелю свои предсмертные «Наказания и поучения». В 1572 г. игум. Вассиан принял участие в Соборе, одобрившем 4-й брак царя Иоанна IV с Анной Колтовской (в монашестве Дария ). В XVIII-XIX вв. И. м. возглавляли буд. архиереи: в 1721-1722 гг. Гавриил (Бужинский; впосл. епископ Рязанский), в 1731 (1730?) г. Платон (Малиновский ; впосл. архиепископ Московский), в 1734-1736 гг. Никодим (Сребницкий ; впосл. епископ Переяславский, викарий Киевской епархии), в 1736-1740 гг. Пимен (Савёлов ; впосл. епископ Вологодский), в 1740-1743 гг. Феофилакт (Губанов; впосл. епископ Воронежский; † 30 нояб. 1757), в 1743-1745 гг. Симон (Тодорский; впосл. архиепископ Псковский). В 1738 г. архим. Пимен (Савёлов) сообщал в Синод, что при описи монастырской ризницы обнаружены рипиды, с к-рыми служили его предшественники Гавриил и Серапион. Архим. Пимен испрашивал благословение на служение с рипидами «ради знатности» обители, но получил отказ «в виду неимения указов и определений синодальных» о служении архимандритов И. м. с рипидами; архим. Гавриил служил с рипидами, вероятно по личному дозволению имп. Петра I (ОДДС. Т. 18. С. 664-665). В 1741 г. член Синода архим. Феофилакт вместе с архим. Чудова монастыря Варлаамом (Скамницким) подал в Синод ходатайство о разрешении носить наперсный крест «в подобие архиереев и в отмену прочих архимандритов», но имп. Анна Иоанновна отклонила это прошение (Там же. Т. 21. С. 262-263). Среди известных настоятелей И. м.- архим. Тихон II, который в июне 1656 г. присутствовал на созванном патриархом Никоном Соборе по исправлению богослужебных книг. Архим. Кирилл II участвовал в работе Соборов 60-х гг. XVII в., рассматривавших вопрос об исправлениях церковных книг. Настоятель (1722-1730) архим. Серапион в 1725-1726 гг. был асессором Святейшего Синода, в февр. 1728 г. участвовал в коронации имп. Петра II . Братия

http://pravenc.ru/text/673737.html

Феодора Студита его преемнику, см. нашей «Истории Русской церкви» т. I, 2-я половина, с. 683, п. 24 по 1-му изд. и с. 790 по 2-му изд.). При такой постановке дела соборность управления монастырей, признававшаяся у нас в теории, более или менее отсутствовала на практике, как дает об этом знать царь Иван Васильевич в своих представлениях собору 1551 Что касается, в частности, Троицкого монастыря, то в древнейшее время как будто существовала в нем большая или меньшая соборность управления. В меновой вотчинной грамоте, написанной при игумене Вассиане Рыло (1455–1466), говорится, что игумен с келарем променяли свою вотчину на вотчину одного князя, «поговоря с попы и дьяконы и крилошаны и со всеми старци Митрополит Филипп 1-й, ходатайствуя в 1472 году пред игуменом монастыря Спиридоном за одного допустившего какие-то большие проступки монаха монастыря, пишет игумену, чтобы он простил виновного «и с своею братьею, с В записях на двух монастырских рукописях, написанных в 1524 году, говорится, что они написаны «по благословению и замышлению Троицкаго Сергиева монастыря игумена Порфирия и (на одной рукописи) съборных старцев» (на другой рукописи: «честнаго собора его великих старцов»); в записи на рукописи, написанной в 1528 году, говорится, что она написана повелением игумена Александра «и честнаго собора его великих Но что в половине XVII века не было в Троицком монастыре соборного управления – это дает знать опись 1641–1643 годов. О монастырском присутственном месте в ней говорится: «палаты соборные, а в них сидят архиморит Ондреян, да келарь старец Аврамей и казначей старец Симон для росправы всяких монастырских дел», и вместе с архимандритом, келарем и казначеем вовсе не называются соборные старцы. Что не было соборного управления в лавре перед Анной Иоанновной – это ясно дает знать она в своем указе о введении этого управления. Ввиду крайних злоупотреблений со стороны монастырских властей, отзыв о которых мы привели выше, императрица предписывает учредить в лавре такое соборное управление, которое бы представляло собой настоящую и возможно прочную коллегию, устроенную так, чтобы она не только была необходимым присутственным местом, но имела действительную силу обуздывать произвол архимандрита, келаря и казначея.

http://sedmitza.ru/lib/text/438567/

В кон. XVII в. вместо разобранной звонницы с юго-запада к собору была пристроена шатровая колокольня (ее основание обнаружено при исследовании памятника). Никольский придел из собора был перенесен в храм свт. Иоанна Златоуста. Одновременно пристройку с юга удлинили вдоль всего юж. фасада собора, а сев. фасад по всей длине закрыли пристройкой. В 1-й четв. XIX в. в этих пристройках освящены приделы: в 1814 г. «усердием генерал-майорши Анастасии Федоровны Салтыковой» - придел в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, в 1820 г. на пожертвование купца С. Л. Лепёшкина - придел во имя свт. Димитрия Ростовского. В 1859 г. приделы перестраивали. Во время перестройки в стенах собора были пробиты 4 арки и расширены 3 портала. В усыпальнице Лобановых-Ростовских, надстроенной 2-м этажом, разместили соборную ризницу. В самом нач. ХХ в. по проекту Ф. О. Шехтеля с запада от собора была возведена в стиле древнерус. архитектуры пристройка, существующая и ныне. Т. о., окруженный многочисленными пристройками с кон. XVII до нач. ХХ в. древний собор, особенно его нижняя часть, в значительной мере утратил свой первоначальный вид. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. 1501–1505 гг., перестроен в 1547–1550 гг. Фотография. 2017 г. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. 1501–1505 гг., перестроен в 1547–1550 гг. Фотография. 2017 г. По свидетельству И. Ф. Токмакова, в соборе находились серебряный с мелким жемчугом крест 1661 г., Евангелие в серебряно-вызолоченном окладе, украшенном жемчугом и драгоценными камнями - вклад стольника Ф. Я. Собакина; серебряное кадило - вклад Ивана и Александра Ивановичей Лобановых-Ростовских по своим родителям; парчовые ризы, по преданию присланные в 1740 г. имп. Анной Иоанновной по случаю рождения имп. Иоанна VI Антоновича . В ризнице хранились несколько документов XVII в., относящихся к хозяйственной жизни мон-ря. В трапезной пристройке собора сохранялось неск. надгробных плит, 2 из них - над могилами Долгоруковых (обе сохр.). В 1923 г. Богородице-Рождественский собор был закрыт, в нем с кон.

http://pravenc.ru/text/2564212.html

В склепе храма, где находился небольшой Владимирский придел, были погребены два полковых командира – кн. А. Ф. Орлов и кн. В. Д. Голицын. Богато убранный храм, пострадавший при изъятии церковных ценностей, закрыт в октябре 1928, и весной-летом следующего года безжалостно снесен, так как якобы „стеснял трамвайное движение“. В Успенье 1994 на месте храма поставлен временный деревянный крест (позже убран). После завершившейся в 2000 реконструкции площади на ее восточной стороне выделено место, где по результатам намеченного конкурса будет выстроена памятная Благовещенская часовня. Настоящая каменная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы существует с 1849 г. До сего времени, в течение 100 лет, богослужение для воинских чинов отправлялось в церкви, расположенной по месту нахождения полка, сначала в частном доме, потом в здании, принадлежащем полку, и наконец в казармах. Лейб-гвардейский полк, основанный императрицею Анной Иоанновной в 1733 г., по прибытии в С.-Петербург из Риги, места образования полка, по распоряжению ее величества от 5 мая 1733 г., занять казармы кирасирского минихова полка, выведенного на постоянные квартиры в Эстляндию. Указав место для постоянных квартир, государыня пожелала, чтобы полк имел свою постоянную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Сделано было распоряжение о сооружении храма, но это не состоялось, вероятно, по огромности издержек. До 1743 г. богослужение совершалось во временной церкви во имя св. Иоанна Предтечи, находившейся в доме, принадлежавшем архиерейскому подворью, а потом генерал-лейтенанту Василию Федоровичу Салтыкову. Вскоре эта церковь была приобретена полком за 50 руб. Находясь вне расположения полка, церковь по отдаленности представляла много неудобства для военных чинов. Неудобство это было несколько устранено заказанным в 1741 г. в Москве церковным наметом, который ставился или на лугу, за каменным строением, или в роще, за парадным местом. В 1743 г. конная гвардия была обрадована созданием постоянного храма во имя Благовещения Божией Матери в верхнем этаже каменного дома, составлявшего почти центр полковых строений. Для этого по воле императрицы Елизаветы Петровны взята была сперва комната от госпиталя; расходы покрыты добровольными пожертвованиями гг. офицеров.

http://sobory.ru/article/?object=34117

3 . Два саккоса, жалованные Императрицей Анной Иоанновной митрополиту Рафаилу, один не жёлтом бархате серебро-цветной парчи, украшенный по кустодии жемчугом и драгоценными камнями, другой по золотому глазету (по описи 22). 4 . Саккос, сделанный при Митрополите Самуиле из драгоценной мантии, бывшей на одной Венецианской Богородичной статуе. Материя Саккоса украшена по серебряному полю разными ткаными цветами и между прочим, ткаными же символическими изображениями, преобразующими Богоматерь 89 . 5 . Омофор, присланный в Москву Грузинским Царём Арчилом и супругой его Катаканой. Он состоит весь из тканых по золотому полю изображений 12 праздников, имеет надписи на Персидском и Греческом языках, а на концах Грузинскую надпись, в которой выражается посвящение омофора Московскому Собору Богородичному и молитва к Богоматери 90 . Кроме сего замечательны следующие облачения по именам вкладчиков. Саккос парчовый и по краям шитый золотом, митр. Стефана Яворского 28). Две золотой парчи 30) и один шитый золотом и серебром по атласу 34) – приношение Гетмана Ивана Скоропадского и жены его. Саккос г. Обадовского 51). Омофор 12) – дар Параскевы Феодоровны княгини, Шаховской. Омофор 10) – Екатерины Михайловны, княгини Салтыковой. Две палицы 9 и 21) – Анны Егоровны, княгини Грузинской. Омофор Евдокии Чернышевой, вдовы Генерального судьи 19). Омофор 23) – губернаторши Татианы Васильевны Шереметевой. Омофор 24) – бригадира кн. Константина Степановича Кантакузена. Омофор 16) и Епитрахиль 9) бригадира Феодора Ив. Кочановского. Бархатное архиерейское облачение с золотым шитьём – бригадирши Дарьи Николаевны Лопухиной 91 . Из прочих св. служительских облачений известны по именам благотворительниц: 5 Священнических парчовых облачений и 3 диаконские, палица, набедренник, три воздуха, одежды на престол, жертвенник и аналогий – пожалованные Императрицей Екатериной II в 1788. Ризы из жёлтого бархата с оплечьем красного бархата, на коем вышиты изображения Царей Константина и Елены и Св. Князей Бориса и Глеба с надписью 1746 г., имени Елены Игуменьи К. Вознесенского монастыря 41).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

В настоящее время в Лавре находится 14 церквей. В соборном храме Живоначальныя Троицы, построенном пр. Никоном из белого камня на том самом месте, где была могила пр. Сергия, почивают открыто его мощи в серебряной позолоченной раке, устроенной царем Иоанном Васильевичем. Императрицей Анной Иоанновной сделана около сей раки другая, также серебряная, с сению на 4 столпах; серебра в ней более 25 пудов. В 1838 году деревянная доска, покрывавшая раку пр. Сергия, заменена серебряною чеканной работы; на ней изображен святой угодник во весь рост. Против раки хранятся за стеклом: фелонь пр. Сергия, его епитрахиль и поручи из крашенины (окрашенного толстого холста), деревянный посох, аналав от схимы, нож с влагалищем и деревянная ложка. Здесь же находятся иконы его «моления» или бывшие его келейные — Богородицы Одигитрии и святого Николая чудотворца. Иконостас в соборе — пятиярусный, до сводов обложенный серебром. В нижнем ярусе иконы особенно отличаются выдержанностью древнего письма и ценностью золотых и серебряных окладов. Первое место занимает храмовой чудотворный образ Живоначальной Троицы, стоящий по правую сторону царских ворот. По преданию, этот образ написан иноком Андреем Рублевым (см. выше, о Спасо-Андрон. монастыре). Он обложен золотом и драгоценными камнями в 1600 году усердием царя Бориса Федоровича. На большом изумруде высечено изображение Святой Троицы. Другой образ Святой Троицы находится по левую сторону царских ворот, также древнего письма, украшенный золотом и драгоценными камнями от царя Иоанна Васильевича. В юго-западном притворе собора на том месте, где, по преданию, была келья преподобного, находится чудотворный небольшой образ «Явления Богоматери пр. Сергию», написанный на части гробовой крышки преподобного. Он представляет собою складень, на средней части которого изображено видение преподобными Сергием и Михеем Богоматери с двумя апостолами, а на боковых частях изображены преподобные Сергий и Никон. Царь Алексей Михайлович брал с собою этот образ в Польский поход 1654 года; и после того он был посылаем в армию: в шведскую войну 1703 году при Петре Великом, в 1812 году, (был при Московском ополчении), в Крымскую войну 1855 года и в Турецкую войну 1877 году. В соборе есть две иконы архангела Михаила и святого Николая чудотворца, получившие раны во время осады монастыря поляками.

http://sobory.ru/article/?object=00497

Кремля: К 500-летию уникального памятника рус. худож. культуры. М., 1990. Ил. 257, 258; Орлова. 1997. С. 152-153). Подобные панагии предназначались для «богородичного» хлеба ( Варлаам (Денисов). 1859. С. 50); ажурная резьба с орнаментальным узором, в нижней части окружности панагии орнаментальный «лепесток» и его форма позволили исследователям отнести их к особой группе панагий, созданных в Москве на рубеже XIV и XV вв. или нач. XV в. под влиянием золотоордынской торевтики (1000-летие рус. худож. культуры. 1988. Кат. 294. С. 212, 390; об орнаменте и типологии см.: Орлова. 1997). В описи 1601 г. перечисляются служебные сосуды из серебра, блюда и чаши, служившие для «чаши» Пречистой Богородицы «по вся дни», или «по празником», или для «Предотечевой доры» ( Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 155-156); а также специальная утварь, связанная с почитанием чудотворных икон и гроба чудотворца - 2 блюда, одно с подписью: «Блюдо Пречистыя Богородицы и Преподобного отца нашего Кирилла Чудотворца», с резной композицией «Крещение» и тропарем празднику (см.: Варлаам (Денисов). 1859. С. 38-39). Из последующих пожертвований архим. Варлаам отметил литургический набор, подаренный имп. Анной Иоанновной в 1732 г., от которого сохранились потир и дискос (КБМЗ), ковчеги для Св. даров, дароносицу и кадило, вложенные в 1678 г. слугой кн. И. Воротынского Никитой Недликовым, круглую чарку - вклад дьяка Никифора Шипулина (Там же. С. 32-37; публикации см.: Петрова Л. Л., Петрова Н. В., Никанорова. 2003. С. 84-85). Вложенные в мон-рь драгоценные предметы получали, как это часто бывало, новую функцию, напр. серебряная чарка с золоченым орлом в медальоне на дне и чеканными надписями поучительного свойства (об истинной любви как золотом сосуде), подаренная женой стольника И. В. Олферьева, Вассой, в 1680 г. (КБМЗ), служила ковшичком для теплоты ( Варлаам (Денисов). 1859. С. 33; Петрова Л. Л., Петрова Н. В., Никанорова. 2003. С. 84). Зачастую от одного семейства или вкладчика поступали неск. разнообразных предметов.

http://pravenc.ru/text/Кириллов ...

20 коп. и 2702 чтв. 5 1/2 чк. хлеба, потому что о жалованьи новым служащим (К.С.Э.П.) будет новое рассмотрение, т.е. всего по 25129 руб. 4 коп. в год и хлеба по 1437 чтв. Да, кроме того, в Ивановский и Страстной девичьи монастыри по 405 руб. 79 коп. и 749 1/2 чтв., т.к. доходы их вотчин собираются в К.С.Э.П. На остальные же расходы, хотя доходов со временем может быть и больше прежнего, на которые потребно в год по 29125 руб. 62 1/4 коп., да в Спасский училищный монастырь по 4450 руб., итого по 33575 руб. 62 1/4 коп. больше отпускаться из сумм К.С.Э.П. не будет и пусть «оная сумма отколь заблагорассуждено будет от Прав. Сената в непродолжительном времени определена» будет, дабы без жалованья никто нужды не терпел. 19 сентября 1745 г. доношением Сенату Штатс-Контора заявила, что все, возложенные на нее промеморией К.С.Э.П. от 22 января 1745 г. в силу указа 15 июля 1744 г. и Сенатских, расходы она платить будет. Ведомость окладного расхода по Ведомости Счетной Экспедиции 1763 г., составленной по ведомостям К.С.Э.П. (М.А.М.Ю. л. 93–109) По табелю 1710 г. На ладан в соборы Богаделенным нищим На строение богаделен Канцелярские и мелочные расходы В Главный Коммисариат на госпиталь Палестинским духовным персонам по резолюции Петра Великого на доклад Иностранной Коллегии 22 декабря 1724 г. Георгию, епископу Белорусскому жалованье с подчиненными и на семинарию по Выс. ук. 25 января 1758 г. на докладе Св. Синода 684 По присланному 28 октября 1758 г. из Св. Синода Выс. указу 21 июня 1758 г. в Камер-Коллегию для пересылки на дачу Мефодию, епископу Астраханскому, прибавочного к производимому в тот дом жалованью в 506 руб. 25 коп. из Синодальных доходов По Выс. указу 2 января 1760 г. генерал-майору и синодальному обер-прокурору кн. Козловскому жалованье, за деньщиков и за рационы По указу Св. Синода 1748 и 1760 г. присутствующим в К.С.Э.П. По указу Св. Синода 16 марта 1760 г. архитектору сек.-м. Ивану Яковлеву жалованье По утвержденному Анной Иоанновною в 1739 г. штату секретарям и канцелярским служителям бывшей К.С.Э.П. Состоящим при К.С.Э.П. для караула вахмистру, капралам, солдатам и сторожам Житного двора коммисару и при нем копиисту Ему же хлеба всякого 27 чтв., сена 216 п. Состоящему для раздачи богаделенным мужского и женского пола нищим жалованья и присмотру над оными коммисару хлеба всякого 27 чтв., сена 216 пуд. По определению б. К.С.Э.П. 26 марта 1756 г. синод. дома дворецкому Хлеба всякого 20121/2 чтв., сена 216 пудов 21121/2 В ружные монастыри по ружной книге 207 г. и по указам конторы Сената в быв. К.Э. в 1734 г. в: Андреевский, что в Пленницах, на церковные потребы и игумену с братией Хлеба всякого 219 чтв. и на покупку сена деньгами Ивановский девический в жалованье половинного оклада Хлеба всякого 525 чтв. 6 чк. 16121/2 В Страстной девический монастырь жалованья половинного оклада Хлеба всякого 398 чтв. 62121/2 В Новинский девический монастырь на церковные потребы и жалованье Хлеба всякого 425 чтв.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Его облачения могут отличаться: на чудотворной иконе он представлен в святительском одеянии - в шапке, фелони, омофоре; он стоит рядом со стенами основанного им Спасо-Мирожского мон-ря. В таком же облачении - в красной фелони с белым омофором и святительской шапке - он написан на иконе из бывш. часовни Владычного Креста. На иконе 1762 г. он облачен в черные клобук и мантию, светлый подризник и алую епитрахиль; явление представлено в углу псковского окольного города, близ стены, проходящей неподалеку от храмов в честь Рождества и Покрова на Полонище. Псково-Покровская чудотворная икона Божией Матери в 1-й пол. XVIII в. почиталась как покровительница в борьбе с внешними врагами не только в Пскове. В описях московского Успенского собора посл. трети XVIII - 1-й трети XIX в. (Опись 1771-1773 гг., Опись выбывшим вещам 1774 г., Описная книга 1853-1854 гг.: ОР ПГФ ММК. Ф. 4. Д. 89. Л. 7 об.; Оп. 1. Д. 90. Л. 5; Д. 98. Л. 28 об. 5)) упоминается икона-список «изображение и мера чудотворныя иконы Псково-Покровская обители, зовомыя во угле» над юж. дверями иконостаса в золотом чеканном окладе и с бриллиантами в венцах. Икона была украшена имп. Анной Иоанновной в память взятия Данцига (польск. Гданьск) в июне 1734 г.; после смерти государыни в 1740 г. икона была вложена в Успенский собор, к 1774 г. был утрачен драгоценный оклад, после сер. XIX в. судьба иконы неизвестна. Хотя точная композиция этой утраченной святыни в источниках не указана, образ Н. вместе с др. Псковскими святыми почитался как покровитель рус. воинства, действующего на сев.-зап. военном направлении. На иконах сходного извода с образами всех рус. святых Киевской земли, включая святых Киево-Печерского мон-ря, где ряды фигур размещены под сидящей на облачном престоле Новозаветной Троицей (Сопрестолие), Н. может быть размещен с краю, напр. на иконе нач. XIX в. (НКПИКЗ; см.: Schätze aus dem Höhlenkloster in Kiev: Eine Ausstellung im Bischöflichen Dom und Diözesanmuseum. Trier, 1995. Kat. 9. S. 42). В иллюстрациях в виде гравюр, сопровождающих печатные тексты Киево-Печерского патерика, Н.

http://pravenc.ru/text/2577705.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010