662 Овдовев (9 января 1711 года) после 70-дневной брачной жизни с Фридрихом-Вильгельмом, герцогом курляндским, Анна Иоанновна имела многих женихов, но брачные переговоры, по разным политическим обстоятельствам, не оканчивались ничем. Так в 1717 году к вдовствовавшей герцогине курляндской сватался Иоанн-Адольф, герцог вейсенфельдский, а вскоре после того Фридрих-Вильгельм, маркграф бранденбург-шведский. В 1726 году чуть-чуть не женился на герцогине курляндской граф Мориц-саксонский, побочный сын польского короля Августа II, единственный жених, нравившийся самой невесте: но этой свадьбе и избранию Морица в герцоги курляндские помешал сильный тогда Меншиков. После избрания Анны Иоанновны на русский престол, являлся еще один претендент на ее руку – Эммануил, инфант португальский. Этот был последний и, отказав ему, императрица положила не выходить в замужество. (Деяния Петра Великого, Голикова, изд. 2, T. VII и IX. – Mémoires du règne de Catherine, La, Haye, 1728 r. – Anecd. intéress. Londres, 1794 r.). 663 Анна Леопольдовна, по другим и, преимущественно иностранным, писателям – Карловна, дочь царевны Екатерины Иоанновны, сестры императрицы Анны и герцога Мекленбургского Карла-Леопольда, родилась 7 декабря 1718 года, в Ростоке, названа Елизаветой-Екатериной-Христиной, и в 1722 году вывезена матерью в Россию. Здесь дочь Екатерины Иоанновны, не пользовавшаяся никакой известностью до самого избрания тетки своей на престол, начала с того времени упоминаться в официальной печати, но глухо, под именем «принцессы мекленбургской» и только в декабре 1731 года впервые, явилось в СПб. Вед. имя «принцессы Анны». Императрица приняла племянницу к своему двору, избрала ее воспитательницей вдову французского генерала Адеркас, поручила Феофану Прокоповичу наставлять принцессу в учении православной веры, и 12 мая 1733 года принцесса была миропомазана, наречена Анной, получила екатерининский орден. Месяц спустя Анна Леопольдовна потеряла мать (см. прим. 9), и на этом-то событии иностранные писатели основывают небывалое усыновление племянницы теткой, опровергаемое тем, что Анна Леопольдовна до самой кончины императрицы называлась не иначе как принцессой мекленбургской, и нося титул высочества, пользовалась прибавлением к нему императорское только в тех случаях, когда упоминалось о ней вместе с цесаревной Елизаветой Петровной.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Тотчас он приказал позвать к себе певчих для пения им самим сочиненных духовных песней, как то: «Иисусе мой прелюбезный», «Надежду мою в бозе полагаю», «Ты мой Бог Иисусе, Ты моя радость». Пение это услаждало его душу словами, вылившимися из нее самой, и он слушал певчих, греясь подле печи. По окончании пения, отпустив певчих, святитель удержал одного из них, Савву Яковлева, любимого им, усердного переписчика его сочинений. Святой Димитрий начал рассказывать ему о своей жизни, как он проводил ее в юности и в совершеннолетнем возрасте, как молился Богу и Пречистой Его Матери и всем угодникам, и сказал: «И вы, дети, молитесь так же». Потом благословил певчего и, провожая его из келии, поклонился ему едва не до земли и благодарил его за усердие в переписке. Видя, что архипастырь так смиренно и необычно провожает его и так ему низко кланяется, певчий содрогнулся и с благоговением сказал: — Мне ли, владыка святой, последнейшему рабу твоему, ты так кланяешься? На это святитель с тою же кротостью отвечал: — Благодарю тебя, чадо! Певчий горько заплакал и удалился. После этого святой Димитрий приказал служителям разойтись по своим местам, а сам заключился в особенную комнату, как бы желая отдохнуть, и наедине предался усердной молитве к Богу. Утром служители вошли в эту комнату и нашли святителя скончавшимся на коленях, в положении молящегося. Так молитва, услаждавшая жизнь святителя, сопровождала его и к смерти. Честное тело почившего святителя было облечено в архиерейские одежды, им самим приготовленные 48 , и в тот же день перенесено в домовую церковь. Во гробе под голову и под все тело были постланы, по завещанию святого Димитрия, его черновые бумаги. Немедленно весть о преставлении святителя разнеслась по всему Ростову. К гробу его стеклось множество народа, искренно плакавшего о неоценимой потере своего возлюбленного пастыря и учителя. В тот же день прибыла в Ростов царица Параскева Феодоровна с дочерьми своими, царевнами Екатериною, Параскевою и Анной (будущей царицею) Иоанновнами. Не застав в живых святителя, какой сам то предсказывал, она много плакала, что не удостоилась принять от него благословение, и повелела отслужить соборно панихиду.

http://pravmir.ru/zhitie-svyatitelya-dim...

Все присягнули ему и по нем «по Высочайшей его воле избираемым и определяемым Наследником». Сделавшись Императором, Петр III продолжал вести образ жизни, совершенно не соответствующий Монарху. Однако, что оскорбляло русских людей – это полное презрение ко всему русскому и предпочтение всего немецкого. Прусского короля, только что побежденного русскими войсками, Петр III слушал, словно был его вассалом. К Православной вере он проявлял полное пренебрежение и в душе, и в своих поступках оставаясь настоящим лютеранином. Супруга его, Екатерина Алексеевна, наоборот, сделалась совершенно православною и русскою по духу. Петр III не скрывал своего намерения развестись с ней и жениться на одной из придворных, графине Воронцовой. Екатерина решила взять в свои руки бразды правления. 28 июня 1762 года она прибыла в Петербург и была провозглашена Самодержицей, а Цесаревич Павел – Наследником. В манифесте о ее воцарении говорилось, что Императрица принимает на себя власть ввиду угрожающей Российскому Государству опасности перемены Православной веры на иноверную, а также начавшегося порабощения России только что побежденным врагом и полного расстройства внутреннего управления. Правительственные учреждения, войска и народ с радостью приветствовали Царицу, так как в самом деле видели в ее воцарении избавление от большой опасности. Некоторые лишь пытались помешать перевороту и остались верными Петру. Увидев, что большинство перешло на сторону его супруги, Петр III отрекся от престола и через несколько дней скончался насильственной смертью. Воцарение Екатерины приветствовалось громадным большинством населения как спасение государства от гибели. Однако как ни привыкла Россия к дворцовым переворотам в несчастный XVIII век – век действования указа 1722 года, в народе не угасло чувство о необходимости законного Царя. Вельможи и гвардия привыкли распоряжаться троном по своей воле. Право сановников избирать Государя даже отчасти было подтверждено Анной Иоанновной. В ее завещании говорилось, что в случае смерти Иоанна Антоновича и его братьев без законных наследников или если наследство будет ненадежно, то регент Бирон с кабинет-министрами, Сенатом, генерал-фельдмаршалами и прочим генералитетом должны благовременно избрать и утвердить преемника, и постановление это должно иметь такую же силу, как бы исходило от самой Государыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Только иногда появлялись самозванцы, выдававшие себя за законных Царей Алексея или Петра Петровичей; народ их с радостью встречал, но обыкновенно обман вскоре обнаруживался. Императрица Анна Иоанновна объявила, что после смерти ее престол должен перейти в мужское потомство племянницы ее, дочери ее старшей сестры Екатерины Ивановны и герцога Мекленбургского, при принятии Православия нареченной Анной Леопольдовной. Бирон пытался женить на ней своего сына, но принцесса, чтобы избежать этого брака, согласилась выйти замуж за Брауншвейг-Бевернского принца Антона Ульриха. В 1740 году у них родился первый сын Иоанн, а вскоре затем предсмертною болезнью заболела Императрица. Вельможи, преданные или просто желавшие угодить Бирону, подали Императрице прошение о назначении Бирона регентом на время малолетства Иоанна, объявленного Наследником. Императрица сначала колебалась, но перед смертью подписала это назначение. После смерти ее было прочитано духовное завещание, и маленький Иван Антонович сделался Императором, а герцог Бирон – регентом. С первых же дней своего регентства Бирон стал преследовать всех недовольных его назначением в правители государства. Сама Царица Елисавета Петровна тайно обвенчалась с малороссийским казаком Алексеем Григорьевичем Разумовским. К великому огорчению Императрицы и всех русских, однако, оказалось, что наследник Петр Феодорович остается таким же немцем в душе, каким был. Даже совершенная немка по происхождению, его супруга быстрее приблизилась к своему новому Отечеству и народу. В связи с недовольством на несоответственное поведение Наследника возникла мысль выслать Петра Феодоровича из России, назначив Наследником его сына Павла и поручив опеку над ним его матери. Однако и тут опасались осложнений, ввиду того что в России уже привыкли смотреть на Петра Феодоровича как на законного Наследника престола. Так как в 1761 году скончалась Царица Елисавета Петровна, Петр III Феодорович вступил на «престол, ему как сущему Наследнику по правам, преимуществам и узаконением принадлежащий», как об этом возвещалось в манифесте.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

На престол вступила герцогиня курляндская Анна Иоанновна. Вслед за Анной Иоанновной приехал в Россию ее камергер 63 , ловкий и честолюбивый курляндец Бирон. Он был человек жестокий и необразованный. Предвидя, каким несчастьем для всего народа будет его приезд в Россию, Долгорукие в числе условий, предложенных царице, поставили, чтобы она отнюдь не позволяла ему въезжать к ним. Понятно, какую злобу он должен был питать к Долгоруким, и недаром говорил публично: «Дома той фамилии не оставлю». Приехав в Москву и захватив в свои руки всю власть, он, простой конюх по происхождению, видеть не мог равнодушно верных слуг прежних государей. В самое короткое время он стал в такое высокое положение, что все целовали ему руки и чествовали, как великого князя. Не зная, к чему ему придраться, чтобы скорее сослать Долгоруких, он стал призывать к себе прежних их друзей, ласкал их, выспрашивал, как князья жили, не брали ли взяток. Но никто не мог сказать про них ничего дурного. Тогда он велел объявить, чтобы всякий, кто кем недоволен, подавал государыне просьбы. Пошли доносы, наговоры, и положение Долгоруких с каждым днем становилось опаснее. Так шло время до апреля. Невесело было графине. То жених приедет – вместе плачут, то всякие недобрые вести доходят. Кто говорит; в ссылку сошлют, кто – чины да ордена отберут, то неприятности дома. Брат и родные беспрестанно упрекали ее, что не отказывает жениху, которому грозили бедствия. Надобно было на что-нибудь решиться. Как ни откладывали дня свадьбы, но наконец, видя упорную решимость невесты идти на все, что ни будет впереди, должны были его назначить. Пришел этот день. Проводить даже в церковь некому: никто из родных не едет, да и звать то кто будет? Только две старушки, дальние ее родственницы, согласились поехать в церковь . Надо было ехать венчаться верст за пятнадцать от Москвы, в родовое село Долгоруких Горенки. Там жили отец жениха, его братья и сестры, недружелюбно расположенные к невесте, и без того расстроенные ожиданием близких бед. Стала прощаться графиня со своими домашними и братьями, которые отпустили ее с горькими слезами, оплакивая, как покойницу. Поехала она со своими двумя старушками венчаться и, заплаканная, вошла из-под венца в дом свекра одна-одинешенька с мужем, потому что и старушки уехали домой. И хоть много было наприглашено гостей с жениховой стороны, но свадьба походила скорее на похороны, чем на веселый пир молодых.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

– 6 мая 1727 г.), избранная «правительствующими персонами» и гвардией 267 . Она и ее окружение, очевидно, уже понимали необходимость решительно рассеять сомнения относительно принадлежности царя к православной Церкви, которые возникли в народе в первую очередь под впечатлением сочинений Феофана. В своем завещании 1727 г. Екатерина I повелела: «Никто никогда российским престолом владеть не может, который не греческаго закона» 268 . Петр II (7 мая 1727 г. – 18 января 1730 г.), сын несчастного царевича Алексея, равно как и его приближенные, был так тесно связан с консервативной церковно-оппозиционной «старорусской партией», что в его православности не могло быть и тени сомнения. Совсем иначе обстояло дело с императрицей Анной Иоанновной (19 января 1730 г. – 17 октября 1740 г.). Она была выдана замуж за протестанта, герцога курляндского, и провела почти двадцать лет в немецко-протестантском окружении. Неудивительно поэтому, что уже в первых параграфах так называемых кондиций 1730 г. Анне предъявлялось требование исповедовать («содержать») православную веру и распространять православие 269 . После объявления 25 февраля 1730 г. о своем «самодержавии» Анна постоянно была обеспокоена настроением духовенства, и не раз в своих указах требовала от Церкви ежегодных молебнов о своем «богоугодном правлении». Ее Тайная канцелярия жестоко преследовала всех духовных лиц, которые не совершали таких молебнов. Кроме того, все духовенство обязано было в письменном виде клятвенно подтвердить свою верность императрице 270 . В манифестах императрицы Екатерины II (28 июня 1762 г. – 6 ноября 1796 г.) упоминания о ее «православии» и ее усердии в делах православной веры занимают большое место 272 . На то у нее были веские причины. Во-первых, она хотела подчеркнуть различие между религиозной индифферентностью Петра III, его склонностью к протестантизму и пренебрежительным отношением к жизни Русской Церкви, с одной стороны, и своим правоверием – с другой 273 . Во-вторых, умная императрица полагала, что важно напоминать о своей принадлежности к православию и с психологической точки зрения для большего влияния на народное сознание 274 .

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Кроме прикащичества и отбывания военной службы государству, слуги еще нужны были в монастырях для письмоводства, и так как в Троицком монастыре по причине чрезвычайной обширности его хозяйства письмоводство было огромное, то и слуг для письменной части в качестве заведующих ею и в качестве на самом деле ведущих ее требовалось очень большое количество (в 1752 году всех их, или тех и других, было 96 человек). Слуги разделялись в монастырях на три класса, именно: конных слуг, подразделявшихся на три статьи – большую, середнюю и меньшую, которые, имев боевых коней и все воинское снаряжение, чтобы нести военную службу государеву, и быв, таким образом, слугами добрыми, или справными, посылались в вотчины на приказы или в их прикащики, управители (в 1752 году слуг, сидевших на вотчинных приказах, не считая управлявших вотчинами приписных монастырей, было до 65-ти) и в самом монастыре занимали места «приказных», заведывавших его канцеляриями и конторами (в 1752 году, по числу канцелярий и контор, их было 8), и «канцеляристов», то есть, по старому словоупотреблению, повытчиков, или столоначальников, заведывавших в канцеляриях и конторах повытьями, или столами (в 1752 году их было 18); подьячих, или писцов, канцелярских чиновников (в 1752 году их было 61) и пеших служек, которые употреблялись для выполнения разных поручений и для разных посылок или были, так сказать, на побегушках. Для хождения в Москве по приказам или по судам и потом в Петербурге, по коллегиям у Троицкого монастыря, как и у других больших монастырей, жил в Москве, а потом в Петербурге выбиравшийся из слуг постоянный стряпчий. Мы сказали выше, что в 1738 году было предписано императрицей Анной Иоанновной ввести в Троицком монастыре, по подобию Киево-Печерской лавры, управление соборное. В принципе, у нас всегда признавалась обязательность соборного управления монастырей, почему в монастырях были и соборные старцы, но эти соборные старцы не представляли собой необходимой административной коллегии, без которой не могло быть совершаемо дело управления, а представляли собой людей, с которыми настоятелям монастырей вменялось в обязанность советоваться (так это и в предписаниях преп.

http://sedmitza.ru/lib/text/438567/

Мы позволим себе осветить дело с иной стороны. Мы видели, что некоторые, благоволительные к Арсению распоряжения государыни делались по словесному его ей докладу в Зимнем дворце и сообщались Св. Синоду изустным указом, т. е., уповательно, через самого же докладчика. В данном же случае дело обстояло так. Государыня через своего духовника, протоиерея Дубянского, повелела, чтобы Арсений „за болезнию успокоил себя от занятий в Синоде, по епархии и от домовых дел на 6 месяцев“. Отдых Арсения продолжался с мая по декабрь 1751 года. В конце сего года он снова принялся за дела; но весною 1752 года государыня совсем уже уволила и архиепископа Арсения и архимандрита Троицкой лавры, по его прошению, за болезнию, от присутствия в св. Синоде и управления епархией и лаврой и определила ему для пребывания Новгород-Северский монастырь, причем кроме сего монастыря, Арсению предписано было не вмешиваться ни в какия сторонния дела. По мнению о. Шпачинского отъезд Арсения Могилянского из Троицкой лавры был обставлен очень почетно. Ему дозволено было взять архиерейскую ризницу и все потребное для поездки (на сумму до 6000 руб.), подарено около 3000 рублей денег, взятых Арсением в прежние годы из монастырских сумм, и т. п. Все это так; но главное, обращающее на себя внимание при означенном отъезде, заключается в том, что знаменитую панагию, подаренную Елизаветою Петровною лично Арсению Могилянскому, он должен был оставит в лавре. Отец Шпачинский, основываясь на официальном документе, видит в этом подарок лавре со стороны Арсения: он просил государыню дозволить ему отдать в лавру на вечные времена панагию и получил на это разрешение. Но иное в документах (подобно тому, как и в Св. Писании) может быть понимаемо буквально, а иное нуждается в комментариях. Последние не излишни и в данном случае. Отец Шпачинский пишет, что Арсений при отбытии из Троицкой лавры взял с собою из ее ризницы две панагии – одну алмазную, звездой, на золотой цепи, пожалованную императрицей Анной Иоанновной архимандриту Варлааму, и другую, тоже алмазную, с образом Спасителя в терновом венце. Относительно этих панагий дано им письменное обязательство, что они будут находиться во временном пользовании и после его смерти непременно будут возвращены в лавру.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

При этом они вручили преподобным самые мощи и образ, дарованные им Царицей Небесной. После сего, преподобные начали молиться Богу, чтобы Господь Сам благоволил указать место, угодное Ему, для созидания храма во славу Имени Его Святого и в честь Пречистой Его Матери. Три дня молились они, потом Антоний воздел руки свои к небу и начал, подобно пророку Илии взывать к Богу: «послушай меня Господи, да разумеют место, угодное Тебе, для создания храма». В это время вдруг спал с неба огонь и попалил землю, и сделался ров. Все бывшие свидетелями сего чудесного явления, в благоговейном страхе пали на землю и вознесли благодарственные моления к Богу за столь великое и чудесное к ним благоволение Божие и указание места для созидания храма. Так положено было начало Киево-Печерской церкви Успения Божией Матери. Это было в 1073 году, при великом князе Киевском Святославе Ярославиче, который сам трудился при создании этой церкви. Когда основана была Киево-Печерская церковь и начали украшать её стенной иконописью, то во время трудов иконописцев, в алтаре Божия матерь чудесным образом Сама Собою изобразилась на стене, и в вслед за сим, этот образ озарился Божественным светом, так что иконописцы пали ниц, не могши вынести ослепительного света, происходившего от явленного образа. Божия Матерь изобразилась с Предвечным Младенцем, сидящею на Престоле, с предстоящими подле Неё – Антонием и Феодосием. Эта чудотворная икона Богоматери и другая – Её Успения, дарованная Киеву Самой Царицей Небесной, составляют главную святыню Киево-Печерской обители. И с благоговением чтутся нашим отечеством. Празднование Печерской иконе Богоматери совершается мая 3 дня 64 . Церкви в Кремлёвском Дворце Церковь Святой Екатерины Великомученицы (что на Царицыных сенях, на восточном конце фрейлинского коридора) Екатерининская церковь построена была царём Михаилом Феодоровичем в 1627 году. Она была возобновлена императрицей Анной Иоанновной, а императрицы Елизавета и Екатерина II обогатили её церковной утварью и облачениями. В этой церкви замечательна по древности икона Великомученицы Екатерины. На этой иконе находится драгоценный венец – дар, как полагают, императрицы Екатерины II.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

В Настоящее время в монастыре сем находятся следующие здания: I) ЦЕРКВИ 1) Вознесения Господня СОБОРНАЯ, заложена в 6915/1407 году, в коей мощи основательницы оного Благоверной Великой Княгини, под спудом, и 35 гробниц, погребённых в оном в Бозе почивающих Государынь, Цариц и Великих Княгинь, Царевен и Других Высокого Царского рода женских лиц с надписями. Об этом смотри ниже. Также два придела: а) во имя Божьей Матери Всех скорбящих радость как на иконостасе из надписи значит, построен в 1732 году, Апреля в 1 день при Императрице Анне Иоанновне в поминовение Великой Княжны Параскевы Иоанновны; б) во имя Успения Пресвятой Богородицы, построен Боярином Салтыковым в 1731 году; 2) церковь во имя Великомученицы Екатерины, освящена в 7195/1686 году, Ноября 24, Святейшим Патриархом Иоакимом; 3) во имя великомученика Георгия с приделом великомученика Дмитрия Солунского; 4) во имя Афанасия и Кирилла; 5) Преподобного Михаила Малеина с приделом святого Феодора: иже в Пергии; 6) Казанской Пресвятой Богородицы, построенная по Указу Святейшего Правительствующего Синода монахиней Княжной Анной Борятинской в 1729 году, при Государе Императоре ПЕТРЕ II; II) КОЛОКОЛЬНЯ; III) КЕЛЬИ Настоятельницкие и монахиньские в 8 флигелях кругом всего монастыря двухэтажные. Из достопамятных происшествий, случившихся в монастыре сем, первым почитается то, что в оном Великая Инокиня Марфа Иоанновна, мать Государя Царя Михаила Феодоровича, препроводила последние дни жизни своей; 2) что многие погребены Особы Царской и Княжеской Фамилии, а именно: п.п. Когда скончались Кто именно Где погребены 1407 года, Июля 7 Св. Великая Княгиня Евдокия Дмитриевна, в инокинях Евфросиния, Супруга Димитрия Иоанновича Донского Подле Царицы Агафьи Симеоновны. 25. Около1410 года Великая Княгиня инокиня София Витовтовна урождённая Княжна Литовская, Супруга Василия Дмитриевича В головах В. Княгини Евдокии. 1 1467 года, Апреля 22, а по другим – Сентября 7 В. Княгиня Мария Борисовна, дочь Бориса Александровича Тверского, первая супруга В. Князя Uoahha III Васильевича. См. Зерцало Российских Государей стр. 368 и Путеводитель к древностям Московским, т. I. стр. 241.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010