Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Император Иоанн и регентство Бирона 1740 год 12 августа 1740 года Анна Иоанновна имела радость увидеть этого наследника: у принцессы Анны, которую после крещения называли Великой Княгиней Анной Леопольдовной, родился сын Иоанн. Императрица с нежностью матери приняла новорожденного в свои объятия и по какому-то предчувствию уже тогда так беспокоилась о его будущем, что посылала к одному из умнейших членов Академии наук, Вольфгангу Крафту, спросить о судьбе новорожденного, которую тогда считали возможным предсказать по звездам. Здесь кстати сказать моим читателям, что императрица Анна Иоанновна была несколько суеверна. Она верила предсказаниям и любила астрологов , особенно с тех пор, как один из них, по имени Бухнер, предсказал ей однажды, что она взойдет на престол. Хотя предсказания бывают, как правило, ложны, но случайно гадание Вольфганга Крафта сбылось, и несчастья, предсказанные Иоанну Антоновичу, впоследствии свершились. Это царственное дитя, названное императором при самом своем рождении, было точно несчастливо! Казалось даже, что оно принесло с собой несчастье и для всего царского семейства. Государыня вскоре занемогла, и 6 октября, раньше, чем малютке исполнилось два месяца, она упала в сильный обморок, садясь за обед, а 17 октября скончалась в ужасных страданиях от припадков подагры и каменной болезни. Такая смерть в 46-летнем возрасте императрицы не могла не считаться преждевременной, но она не была еще главным несчастьем маленького императора: главное заключалось в горестной судьбе его родителей, оставленных Анной Иоанновной в полной зависимости от Бирона. Этот коварный человек умел и после смерти государыни удержать у себя неограниченную власть, и вот каким образом. В тот самый день, как императрице сделалось дурно за обедом и когда она почти без чувств еще лежала, окруженная врачами, испуганный Бирон уже послал за важнейшими из вельмож: графом Минихом, двумя кабинет-министрами, князем Черкасским и Бестужевым, и обер-гофмаршалом, графом Левенвольдом. С притворным отчаянием и слезами описал он им свою горесть по поводу несчастного положения, в которое попадает Россия после кончины императрицы, оставляющей наследником трона двухмесячного младенца. Искусно представлял он, каких опасностей надо ждать и от Шведов, которые, наверное, воспользуются случаем, чтобы напасть на Россию, и от народа, уже не один раз показывавшего свою непокорность во время правления малолетних государей, и от влияния родителей и родственников маленького императора на государственные дела.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

В татищевском рассказе о «бабе папе», при всей его краткости, имеется несколько явных отсылок к «особной книге». Таково, например, имя Анна, которое дано «папессе» в «Истории Российской». В Merckwürdige Historie под этим именем упомянута фаворитка папы Иоанна XII , чье влияние на понтифика вошло в историю под названием «порнократии» и стало, по некоторым версиям, поводом для появления легенд о женщине-папе. Правда, «француз Леенфат» оспаривал тождество «конкубины» с «папессой»; однако он же подчеркивал, что «папесса» фигурирует в источниках под разными именами (Агнесса, Гильберта, Изабелла, Маргарита, Доротея, Юта, Анжелика и др.) и что вообще в исторических сочинениях с именами женщин часто возникает путаница: например, мать Александра Македонского известна не только как Олимпиада, но и как Поликсена, Миртала и Стратоника . Почему из всех предложенных имен Татищев остановился на Анне, сыграли ли тут роль ассоциации с Анной Тайшиной, Анной Иоанновной или Анной Леопольдовной или же имя Анна показалось ему схожим с именем Яна из «Послания до латин» — это вопрос чисто психологический, т. е. решения не имеющий. Далее, Татищев упоминает, что «римляне» оспаривают реальность «папессы», ссылаясь на отсутствие сведений о ней в византийских синхронных источниках («молчанием греческих тогда писателей в басню хотят вменить»). Мертвенному молчанию греческих источников уделено заметное место в Merckwürdige Historie , что и понятно: если Stillschweigen католических авторов IX–XII вв. можно хотя бы с натяжкой объяснить цензурными и политическими соображениями, то к византийским источникам такую уловку применить не получится. Это обстоятельство способно прояснить вопрос о мотиве, побудившем Татищева внести в текст известие о событии, не имеющем никакого отношения к русской истории. Утверждая, будто в аутентичном древнерусском источнике говорилось о письме Константинопольского Патриарха конца X в., в котором упоминалась женщина-папа, Татищев тем самым прерывал молчание греческих писателей и придавал больше достоверности истории о женском понтификате.

http://bogoslov.ru/article/6194555

Утром 28 дня октября три отдельные удара в двухтысячепудовой колокол Ростовскаго соборнаго храма передали всем жителям осиротелаго Ростова горестную весть о кончине мудраго и добродетельнаго архипастыря. Сразу все поняли, что значили эти три необычные удара и поспешили в митрополитский дом. Мужчины, женщины, старцы, дети всех званий и состояний, будто званные на великое зрелище, стремились, перестигая друг друга, к покоям святителя, и здесь горьким и неутешным плачем выражали свою глубокую скорбь о кончине любимаго архипастыря. Всеобщее смятение увеличилось от другаго особеннаго обстоятельства. К половине того дня жители города ожидали прибытия к ним царицы Параскевы Федоровны с ея тремя Августейшими дочерьми 4 С царевнами Екатериною Иоанновною, Параскевою Иоанновною и Анной Иоанновною, впоследствии бывшею Императрицею Русскою, Рукоп. житие, лист 221.; со смертию митрополита некому было торжественно встретить и с подобающею честию принять высоких путешественниц. Вдовая государыня желала поклониться Толгскому чудотворному образу Божией матери. Но как осень 1709 года была непостоянная и сырая и дороги от долговременнаго ненастья испортились до невозможности; то государыня приказала перенести образ Богоматери в Ростов и здесь решилась ожидать принесения желаемой святыни. При стечении стечении столь важных нечаянных событий глубокая скорбь Ростовцев казалась им тем более тяжкою. В самом деле высокая путешественница с тремя своими дочерьми прибыла в Ростов того же 28 дня октября по окончании поздней литургии. Узнавши печальную весть, царица не менее Ростовцев скорбела и сокрушалась о великой утрате не Ростова только, а всей церкви Русской. Немедленно распорядилась она отслужить по усопшем панихиду собором собравшагося духовенства, потом отправилась с дочерьми на сретение Царицы небесной, шествовавшей к Ростову в лике своего благодатнаго образа, сретила оный, лобызала и поклонилась пред ним и, поставивши его в Ростовском Успенском соборе, туда же приказала вынести гроб святителя. Здесь она отправила вторичную панихиду собором священнослужителей о упокоении души усопшаго и на третий день после своего прибытия благополучно отправилась в обратный путь к Москве, постоянному месту своего пребывания.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Собор построен для солдат и офицеров лейб-гвардии Измайловского полка, одного из старейших в России, наряду с Преображенским и Семеновским. Полк основан императрицей Анной Иоанновной в 1730 году и назван по подмосковному селу Измайловское, участвовал во многих судьбоносных для Российской империи сражениях. В 1836 году в стены собора были вмонтированы белые мраморные доски с именами офицеров полка, погибших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородино и Кульме. В витринах хранились ключи от взятых крепостей и городов, а также мундиры шефов Измайловского полка — российских императоров. В знак одержанных русским воинством побед на стенах собора были размещены трофейные знамена и знамена полка. В память о Русско-турецкой войне 1877-1878 годов на площади перед собором в 1886 году был воздвигнут памятник «Колонна воинской славы», сложенный из трофейных турецких пушек. В 1930 году колонна была разобрана и переплавлена. Памятник по инициативе прихода Троице-Измайловского собора был восстановлен в 2005 года. Расположенный вблизи казарм и являясь полковым храмом, Троице-Измайловский собор был популярен среди петербуржцев. В 1867 году здесь состоялось венчание Федора Михайловича Достоевского с Анной Григорьевной Сниткиной. Осенью 1894 года в соборе отпевали композитора и пианиста Антона Рубинштейна. Прихожанами храма в разное время были Иван Крылов, Гавриил Державин, Федор Достоевский, Сергей Прокофьев и другие известные люди культуры. При соборе действовали приют для детей-сирот военных с лазаретом и общество помощи бедным, в состав которого входили причт собора, офицеры полка и состоятельные прихожане. После революции 1917 года в связи с ликвидацией Измайловского полка Троице-Измайловский собор стал приходским. В 1933-1938 годах был кафедральным собором Ленинградской епархии. После окончательного закрытия в 1938 году храм предполагался к сносу или перестройке его в городской крематорий. В годы Великой Отечественной войны собор значительно пострадал от артобстрелов. После войны храм использовался как неотапливаемый склад, вследствие чего здание постепенно пришло в упадок.

http://patriarchia.ru/db/text/5194657.ht...

Царь Федор Алексеевич проводил в Измайлове лето. После его смерти в 1682 году Измайлово становится любимой резиденцией царевны Софьи, обожавшей сады. Однако она не продолжила в нем отцовское дело, а страстно увлеклась городскими садами, зато в 1683 году построила в Измайлово каменную церковь святого Иоасафа, которую считают первым образцом московского или «нарышкинского» барокко. Однако религиозный характер Измайлова все более уступал место светскому. Кроме царевны Софьи, здесь жил ее брат царь Иван Алексеевич, соправитель юного Петра, но главные станицы истории Измайлова связаны с именем самого Петра I. Как считается, после смерти отца он здесь никогда не жил, но часто гостил у брата. Здесь он бывал в детстве, читал и пел на клиросе Покровского собора, здесь проходили маневры и баталии петровских потешных полков. Здесь же, в Измайлово, на льняном дворе молодой Петр нашел английский ботик боярина Никиты Ивановича. Починить его взялся голландский корабельный мастер Брандт, участвовавший еще в строительстве первого русского корабля «Орел», сожженного по приказу Стеньки Разина. И Петр с восторгом плавал на ботике по Яузе и Измайловским прудам, потому что сей ботик, в отличие от русских судов того времени, мог плавать против ветра. Кстати, когда в Измайлове Петру стало тесно, он перенес свои плавания на озера села Косино и, по преданию, в память о том подарил местной церкви чудотворную Моденскую икону. Здесь же, в Измайлово, в 1689 году поймали сторонника Софьи, начальника Стрелецкого приказа Федора Шакловитого, участвовавшего в заговоре против Петра. После опалы Софьи Петр подарил Измайлово своему брату Ивану, где расположилась его загородная резиденция. По другой версии, он сперва ненадолго заточил здесь Софью, потом перевел ее в Новодевичий монастырь, и тогда только предоставил Измайлово Ивану Алексеевичу. А после смерти брата в 1696 году отдал владение вдове Прасковье Федоровне, которая поселилась тут с дочерьми Екатериной (матерью Анны Леопольдовны, будущей регентши престола при малолетнем Иоанне Антоновиче), Прасковьей и Анной – будущей императрицей Анной Иоанновной, которая провела в Измайлове свое детство и полюбила его на всю жизнь.

http://pravoslavie.ru/3688.html

Санкт-Петербург. Троицкая Сергиева Приморская пустынь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1734. Ссылки:     Адрес: Санкт-Петербург, Стрельна, Петербургское шоссе, д. 15 Координаты: 59.85406, 30.089198 Проезд:от ст. метро " Автово " - трамвай 36, комм. автобус 224-К до монастыря. Месторасположение Троице-Сергиевой пустыни - на выезде из С.-Петербурга в сторону Стрельны-Петергофа на шоссе Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Жемчужиной русской истории, архитектуры и духовной культуры называли пустынь историки Петербурга. Она была основана здесь в 19 верстах от Петербурга, на берегу Финского залива, на землях переданных императрицей Анной Иоанновной в 1734 году ее духовнику, настоятелю Троице-Сергиевой лавры архимандриту Варлааму (в миру Василию Высоцкому). В ноябре того же года императрица разрешила перевезти деревянную церковь Успения Божьей Матери из загородного дома царицы Параскевы Фёдоровны на Фонтанке и повелела освятить ее во имя Преподобного Сергия чудотворца Радонежского. Освящение состоялось 12 мая 1735 года. Для братии были выстроены деревянные келии, а для настоятеля – каменный флигель. В июне 1735 г. Анна Иоанновна посетила пустынь и пожаловала в новопостроенный храм богослужебные книги. В первое время пустынь не имела особого штата монахов. Для совершения богослужения сюда присылались лица из числа братии Троице-Сергиева монастыря. Управлял юной пустынью ее основатель архимандрит Варлаам. Архимандрит Варлаам скончался в июле 1737 года и был погребен в основанной им обители. Анна Иоанновна именным указом от 30 января 1738 года повелела описать пустынь. После этого церковь считалась приписанной Троице-Сергиевой Лавре. Новая обитель в первые годы своего существования называлась Приморской Троице-Сергиева монастыря дачей. Внешнее устройство пустыни производилось на средства Троице-Сергиевой Лавры. Жизнь и деятельность братии находилась также под наблюдением и руководством Лавры. В 1764 году в России были учреждены монастырские штаты, по которым Троице-Сергиева пустынь отделялась от Троице-Сергиевой Лавры и возводилась во 2-й класс. 4 мая 1764 года из конторы Св. Синода последовал указ, в котором говорилось: " Состоящую при С.-Петербурге, по Петергофской дороге недавно построенную пустыню, за неимением при С.-Петербурге монастырей, приписать к С.-Петербургской епархии " .

http://sobory.ru/article/?object=00734

А случится смесной суд тем их монастырским людем и крестьяном с городскими или с волостными или с Становыми людьми, ино Наместником Псковским и их Тиунам судить с монастырским прикащиком. 6) А кто будет искать на самой Игуменье или на их прикащике и на монастырских людех и на крестьянех; ино искать им в судных делах и отвечати в году на три срока: на Рождество Христово, да на Троицын день, да на Семен день летопроводца (Сентября 1); 7) Князьям, Боярам и Воеводам и всяким ездокам у их людей и у крестьян сильно (на квартиру) не ставиться и кормов своих и конских сильно у них не брать, а покупать; также никому из Наместничьих и Боярских людей на пиры и братчины к монастырским людям и крестьянам незваным не ездить» и проч. Сия грамота за Государственной красного воска большой печатью на красном шелковом шнуре сохраняется доныне подлинником в Монастыре. На обороте оной заделаны подтвердительные надписи Царем Алексеем Михайловичем в 7154 (1646) Генваря 13, и Царями Иоанном и Петром Алексеевичами в 7193 (1685) году Генваря 1. В 1716 году Государыня Царица Параскева Федоровна, вдовствующая супруга Царя Иоанна Алексеевич а с дщерьми своими Царевнами, Анной Иоанновной, бывшей после Императрицей и Параскевой Иоанновной, проезжая через Псков летом в дворцовую свою волость, лежащую вниз по реке Великой на левом берегу ниже Кусвы в двух верстах (где находился и подъезжий ее дворец, по коему доныне волость сия называется Дворец) посещали дважды по пути туда и обратно Иоанно-Предтечевский Монастырь, и Октября 12 Игуменье Евстолие Ладыгиной с сестрами пожаловала на устроение иконостаса 50 рублей, да два драгоценные золотые покрова, бархатный и штофный с гасами, сетками и шитьем на гробницы погребенных здесь Княгинь. В 1720 году в бытность упомянутой Игуменьи Евстолии Ладыгиной в С. Петербурге, Государыня Императрица Екатерина Алексеевна I и упомянутая вдовствующая Царица Параскева Федоровна Марта 4 пожаловали ей лично каждая еще по 50 рублей на устроение нового иконостаса. В ризнице монастырской есть крест серебряный золоченый с вложением части ризы Божьей Матери, пожалованный в 1708 году Царицей Параскевой Федоровной Подъяческой жене Параскеве Ивановой.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Храмов каменных четыре: заложенный великим князем Святополком Изяславичем в 1108 г. соборный семикупольный храм во имя архистратига Михаила, имеющий приделы в честь Входа Господня в Иерусалим, во имя Св. вмчц. Варвары, построенный в половине XVII в. и перестроенный в начале XVIII в., и во имя Св. вмчц. Екатерины, воздвигнутый в начале XVIII века; храм трапезный во имя Св. ап. и ев. Иоанна Богослова; церковь в честь Смоленской иконы Богоматери, находящаяся при монастырской гостинице и построенная в 1858 году, и, наконец, четвертый храм во имя святителя Николая Чудотворца, находящийся при настоятельском корпусе и построенный в 1857 году. В главном алтаре соборного храма до сих пор еще уцелели древние мозаические изображения Тайной Вечери и св. апостолов. В иконостасе его помещается икона св. архистратига Михаила, написанная на доске из чистого золота и украшенная бриллиантами и другими драгоценными камнями. Она подарена императором Александром I в 1817 году. В соборном храме находится также и гробница основателя монастыря – князя Святополка-Михаила, скончавшегося в 1113г. В его Екатерининском приделе погребены чигиринские епископы Ириней Фальковский (ум. в 1823 г.), Аполлинарий Вигилянский (ум. в 1858 г.) и Иоанн Жданов (сконч. в 1883 г.). В Варваринском приделе находится гробница севского епископа Кирилла Флоринского, который жил в обители Михайловской на покое и скончался в 1795 году. В этом же приделе покоятся и св. мощи вмчц. Варвары, перенесенные в Киев в первой половине XIII века из Константинополя. Находятся они в серебряной раке, под серебряной сенью. Рака, весящая 24 п., 16 ф. и 18 зол., устроена в 1847 г. графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской и стоит среди придела на большом амвоне, огражденном чугунной решеткой. Из числа замечательных предметов, хранящихся в монастырской ризнице, упомянем здесь о даре императрицы Екатерины II – золотой лампаде с кистью из жемчуга и бриллиантов, и об иконе, изображающей усекновение главы Св. вмчц. Варвары. Она украшена звездами, фермуарами и тремя бриллиантовыми перстнями, пожертвованными императрицами Анной Иоанновной и Елизаветой Петровной и киевским комендантом генерал-майором Петром Андреевичем Аркачеевым.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

О службе Федора Ивановича (ум. 1767) свидетельствуют два находящихся в архиве Герольдии его патента. Первый -от Петра II: 13 ноября 1727 года лейб-гвардии капрал Федор Брянчанинов переводился в прапорщики; второй — от Анны Иоанновны: 5 сентября 1736 г. он назначался в полковые квартирмейстеры. Дослужился он до чина коллежского асессора. Женат Федор Иванович был на Настасье Ивановне. Их дети: Матвей, Александр, Изосим и Ирина. От двух старших сыновей пошли две ветви Брянчаниновых, младший скончался молодым, а дочь вышла замуж за Александра Федоровича Хвостова. На имени Матвея Федоровича Брянчанинова (ск. 1770) лежит темное пятно. Во всех родословных росписях о нем говорится лишь косвенно. Например, в раздельном акте его имения от 1767 г. записаны: его брат Александр Федорович «с невесткою своею, Анной Васильевой дочерью (иногда Власьевой дочерью), женой бывшего Обер-секретаря Правительствующего Сената Матвея Федорова сына, и племянниками своими лейб-гвардии Семеновского полку сержантом Афанасием и недорослем Федором Матвеевыми детьми…» Почему Матвей Федорович писался как бывший Обер-секретарь Сената, об этом можно узнать из следующей выписки из дела, хранившегося в Архиве древних актов: «Бывший в Сенате обер-секретарь Матвей Брянчанинов по делу покойного графа Алексея Петровича Бестужева-Рюмина. В 1762 г. утайка вещей. Определено: Брянчанинова лишить чинов, вывести на площадь перед Сенатом с надписью на груди: «преступник и мздоимец» и поставить у столба на четверть часа, потом заключить в тюрьму на полгода и впредь ни к каким государственным делам и службе, ни к делу народному, ни к партикулярному не допускать. Имение Брянчанинова разделить по закону между женой и детьми» [ 1236 ]. Таким образом, дело, по-видимому, было связано с имуществом канцлера, графа Алексея Петровича Бестужева-Рюмина, осужденного в результате политических интриг при Елизавете Петровне в 1757 г. и восстановленного во всех правах Екатериной II в 1762 году. Если осуждение Матвея Федоровича было справедливым, то на его сыновьях Афанасии, от первого брака, и Федоре, от второго брака с Анной Васильевной, это никак не отразилось.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Позже, в 1688 г., был отлит большой колокол в 2000 пудов, получивший имя «Сысой» в память об отце митрополита Ионы. 705 ...в архиерейския келлии... – Помещения, в которых жил Димитрий Ростовский . Они находились в «Доме на погребах·, строительство которого началось в 70–80-е гг. XVII в. при митрополите Ионе Сысоевиче. Конфигурация здания, входящего в комплекс Ростовского архиерейского дома, следующая: подвальный каменный этаж, каменный первый этаж и деревянный второй этаж. Уже предшественник Димитрия, митрополит Иоасаф Лазаревич (1690–1701), верхнюю часть этого здания превратил в жилое помещение. Сейчас там находится гостиница. 706 ...а под главу вместо возглавия и под все тело по завещанию его положены разныя вчерне писанныя его рукою сочинения... – Черновые списки сочинений Димитрия Ростовского были положены в гроб при его погребении, о чем свидетельствуют записи в рукописях, например: «По повелению в раке тело ево послали черными ево руки книгами в тетратех, а смерти себе всегда ожидал около своих имянин и с другими о том говаривал». К 1752 г. эти рукописи истлели, в доношении Святейшему Правительствующему Синоду от 17 октября 1752 г. сказано: «Да под главою оного покойного преосвященнаго Димитрия митрополита положенные трудов его писания, писанныя на бумаге, истлели». 708 ...государыня царица Параскева Феодоровна со дщерьми своими благоверными царевнами... – Прасковья Федоровна в 32 года осталась вдовой с тремя дочерьми – Екатериной, Анной и Прасковьей, в это время все три дочери жили еще при матери в селе Измайлово, их называли «измайловскими царевнами». 709 Екатерина Иоанновна (29.10.1691–14.06.1733) – царевна, старшая дочь царя Иоанна V Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны (Салтыковой), в замужестве герцогиня Макленбург-Шверинская, ее дочь Анна Леопольдовна была регентшей при малолетнем сыне – царе Иоанне VI Антоновиче (1740–1741). 710 Прасковья Иоанновна (24.09.1694–08.10.1731) – царевна, младшая дочь царя Иоанна V Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны (Салтыковой).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010