Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Император Иоанн и регентство Бирона 1740 год 12 августа 1740 года Анна Иоанновна имела радость увидеть этого наследника: у принцессы Анны, которую после крещения называли Великой Княгиней Анной Леопольдовной, родился сын Иоанн. Императрица с нежностью матери приняла новорожденного в свои объятия и по какому-то предчувствию уже тогда так беспокоилась о его будущем, что посылала к одному из умнейших членов Академии наук, Вольфгангу Крафту, спросить о судьбе новорожденного, которую тогда считали возможным предсказать по звездам. Здесь кстати сказать моим читателям, что императрица Анна Иоанновна была несколько суеверна. Она верила предсказаниям и любила астрологов , особенно с тех пор, как один из них, по имени Бухнер, предсказал ей однажды, что она взойдет на престол. Хотя предсказания бывают, как правило, ложны, но случайно гадание Вольфганга Крафта сбылось, и несчастья, предсказанные Иоанну Антоновичу, впоследствии свершились. Это царственное дитя, названное императором при самом своем рождении, было точно несчастливо! Казалось даже, что оно принесло с собой несчастье и для всего царского семейства. Государыня вскоре занемогла, и 6 октября, раньше, чем малютке исполнилось два месяца, она упала в сильный обморок, садясь за обед, а 17 октября скончалась в ужасных страданиях от припадков подагры и каменной болезни. Такая смерть в 46-летнем возрасте императрицы не могла не считаться преждевременной, но она не была еще главным несчастьем маленького императора: главное заключалось в горестной судьбе его родителей, оставленных Анной Иоанновной в полной зависимости от Бирона. Этот коварный человек умел и после смерти государыни удержать у себя неограниченную власть, и вот каким образом. В тот самый день, как императрице сделалось дурно за обедом и когда она почти без чувств еще лежала, окруженная врачами, испуганный Бирон уже послал за важнейшими из вельмож: графом Минихом, двумя кабинет-министрами, князем Черкасским и Бестужевым, и обер-гофмаршалом, графом Левенвольдом. С притворным отчаянием и слезами описал он им свою горесть по поводу несчастного положения, в которое попадает Россия после кончины императрицы, оставляющей наследником трона двухмесячного младенца. Искусно представлял он, каких опасностей надо ждать и от Шведов, которые, наверное, воспользуются случаем, чтобы напасть на Россию, и от народа, уже не один раз показывавшего свою непокорность во время правления малолетних государей, и от влияния родителей и родственников маленького императора на государственные дела.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Санкт-Петербург. Троицкая Сергиева Приморская пустынь. Карта и ближайшие объекты Жемчужиной русской истории, архитектуры и духовной культуры называли пустынь историки Петербурга. Она была основана здесь в 19 верстах от Петербурга, на берегу Финского залива, на землях переданных императрицей Анной Иоанновной в 1734 году ее духовнику, настоятелю Троице-Сергиевой лавры архимандриту Варлааму (в миру Василию Высоцкому). В ноябре того же года императрица разрешила перевезти деревянную церковь Успения Божьей Матери из загородного дома царицы Параскевы Фёдоровны на Фонтанке и повелела освятить ее во имя Преподобного Сергия чудотворца Радонежского. Освящение состоялось 12 мая 1735 года. Для братии были выстроены деревянные келии, а для настоятеля – каменный флигель. В июне 1735 г. Анна Иоанновна посетила пустынь и пожаловала в новопостроенный храм богослужебные книги. В первое время пустынь не имела особого штата монахов. Для совершения богослужения сюда присылались лица из числа братии Троице-Сергиева монастыря. Управлял юной пустынью ее основатель архимандрит Варлаам. Архимандрит Варлаам скончался в июле 1737 года и был погребен в основанной им обители. Анна Иоанновна именным указом от 30 января 1738 года повелела описать пустынь. После этого церковь считалась приписанной Троице-Сергиевой Лавре. Новая обитель в первые годы своего существования называлась Приморской Троице-Сергиева монастыря дачей. Внешнее устройство пустыни производилось на средства Троице-Сергиевой Лавры. Жизнь и деятельность братии находилась также под наблюдением и руководством Лавры. В 1764 году в России были учреждены монастырские штаты, по которым Троице-Сергиева пустынь отделялась от Троице-Сергиевой Лавры и возводилась во 2-й класс. 4 мая 1764 года из конторы Св. Синода последовал указ, в котором говорилось: " Состоящую при С.-Петербурге, по Петергофской дороге недавно построенную пустыню, за неимением при С.-Петербурге монастырей, приписать к С.-Петербургской епархии " . Постепенно мужской монастырь стал застраиваться по планировочному проекту, разработанному П.

http://sobory.ru/article/?object=00734

Братовщина. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь Карта и ближайшие объекты Древнее государево дворцовое село Братовщина находится на старой Ярославской дороге по пути от Москвы до Сергиева Посада. История возникновения села теряется во глубине веков. Из летописных свидетельств известно, что в апреле 1613 г. из Москвы вышел торжественный крестный ход, которым представители высшего духовенства, бояре и простой люд встречали здесь «умоленного на царство» будущего царя Михаила Романова. Через село на богомолье к Троице «памяти чудотворцевой поклониться» с XIV по ХХ вв. прошествовали практически все высшие церковные иерархи и великие князья и цари Российской державы. Известно, что в 1653 г. патриарх Никон останавливался в Братовщине по пути «на богомолье в Дом Живоначальной Троицы». В 1923 г., на второй день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы, святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, совершил Божественную Литургию в Благовещенском храме села Братовщина. К началу XVIII века в селе было три храма: Благовещенский (деревянный до 1717 г.), Покрова Пресвятой Богородицы и дворцовая церковь – Святителя Николая Чудотворца с приделом свв. Флора и Лавра. Нынешний Благовещенский храм был воздвигнут в 1806-1808 гг. вместо обветшавшего храма, построенного императрицей Анной Иоанновной в 1731 г. При возведении храма был использован камень, заготовленный в 1775-1778 гг. по распоряжению императрицы Екатерины II для перестройки второго от Москвы путевого дворца, реконструкция которого была начата ещё при императрице Елизавете Петровне в 1749-1754 гг. Храм имеет три придела: главный, посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы, правый – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, левый – во имя Святителя Николая чудотворца. Престолы Благовещенского храма освящены в память церквей, которые стояли ранее в селе Братовщина. Храм построен в стиле позднего русского классицизма: восьмерик на четверике с окнами и купольной полусферой, завершающейся барабаном, на котором водружен крест. Центральный объем безстолпного храма с северной и южной стороны украшен треугольными фронтонами, поддерживаемыми четырьмя полуколоннами, между которыми расположены круглые окна. Вместе с притвором и двухъярусной колокольней храм имеет форму корабля.

http://sobory.ru/article/?object=05956

Синие с золотом купола собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка снова сияют над Петербургом – как и предполагалось ровно 175 лет тому назад императором Николаем Первым и архитектором Василием Стасовым. Это четвертая по высоте городская доминанта. Памятник федерального значения. Здесь в 1867-м венчались Федор Михайлович Достоевский и Анна Сниткина. А в 1894-м отпевали Антона Рубинштейна...Прекрасный храм, перед которым ХХ век остался в долгу, и возмещать его призвана уже следующая эпоха. Один из самых многострадальных соборов, оставшихся в живых, возрождается. – Отец Геннадий, что же происходило в Петербурге на Троицу в 1835-м? – 25 мая 1835 года состоялось освящение собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. Это был на то время самый большой православный храм страны, а может, и всего православного мира. Да и поныне он уступает только Исаакиевскому. Естественно, к этому моменту было приковано внимание царствующего дома, а также, выражаясь сегодняшним языком, общественности и Церкви. Чин освящения собора требует определенного времени; предполагалось совершить его за один день, поэтому колокол ударил в половине четвертого утра, возвестив Петербургу о начале действа. Сначала освятили придел Марии Магдалины, затем – Иоанна Воина и уже в десять часов утра – центральный; всякий раз освящение шло соборным чином. – Почему так важен был этот собор? – Измайловский полк – третий по старшинству в русской гвардии, он основан Анной Иоанновной (взошла на престол 19 января 1730 года) одновременно с полком Конным (указ от 22 сентября 1730 года) и сформирован в подмосковном селе Измайлово, старинной вотчине Романовых. По традиции, заложенной Петром, при формировании полку давался штандарт, знамена и походная церковь – попросту складной алтарь и палатка. Тогда армия и Церковь находились в едином духовном строю, невозможно было одно от другого отделить. В 1731 году Измайловский полк был дислоцирован в Петербург и вот здесь, за Фонтанкой, получил постоянное место пребывания. Болотистая равнина, поросшая лесами, разбойнички пошаливали. Солдаты начали осваивать территорию, прорубили первые перспективы, построили мост, брали плату за проезд по нему, средства шли на строительные нужды...

http://pravoslavie.ru/38317.html

Церковь во Имя Святой Живоначальной Троицы, что лейб-гвардии Измайловского полка в Санкт-Петербурге Местоположение церкви Церковь св. Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка, находится в Нарвской части, между первым и вторым кварталами, на площади, выходящей к востоку на Измайловский проспект, а к западу на Троицкий. История церкви До построения настоящего храма, на вышеозначенной местности в разное время существовали три деревянные церкви, история которых тесно связана с историей лейб-гвардии Измайловского полка. Лейб-Гвардии Измайловский полк, по старшинству третий пехотный полк Императорской Гвардии, основан Императрицей Анной Иоанновной и сформирован в Москве в 1730 году, именным указом Ее Величества в 22-ой день сентября того же года; название же получил от села Измайлова, около Москвы, издавна принадлежащего роду Романовых, где Императрица в том году имела свое пребывание. В 1731 году, первые два батальона, а в 1734 году и третий батальон, переведены были из Москвы в С.-Петербург, и расположены постоем по обывательским домам на Адмиралтейском и Петербургском островах; с 1743 года полк помещался уже нераздельно во вновь выстроенной полковой слободе, в деревянных светлицах, где ныне улицы, называемые ротами, от чего и вся местность получила название Измайловского полка, сохранившееся до настоящего времени. Так как полк, по сформировании, не имел постоянных квартир, то по примеру прочих полков, положено было устроить церковь подвижную или походную, и в 1731 году преступлено было к построению палатки или намета. Усердием гг. офицеров полка, заказаны были в Москве св. иконы для иконостаса московскому жителю, иконописцу Ивану Адольскому, который обязался написать их «На лазоревом атласе, из своих добрых немецких красок, также и золотые орнаменты золотить; на рамы дерево дубовое, а на винты железо сибирское ставить. " Построение церкви поручено было поручику Савелову, причем в данных ему ордерах упоминается, чтобы он «Приложил свое прилежное старание, дабы и оная церковь построена была лучшим материалом».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В 1561-1795 гг. Митава была столицей управлявшегося нем. династией Курляндского герцогства, в 1796-1920 гг. являлась центром Курляндской губ. в составе Российской империи; территория губернии включала юж. и юго-зап. части совр. Латвии. В 1710 г. курляндский герц. Фридрих Вильгельм вступил в брак с рус. царевной Анной Иоанновной, дочерью царя Иоанна V Алексеевича и царицы Прасковьи Феодоровны. По условиям брачного договора для герцогини и ее слуг в герцогском дворце была устроена домовая правосл. ц. в честь Преображения Господня - 1-й правосл. храм в городе. В 1726 г. в Митаве была построена деревянная ц. во имя праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны, существовавшая до 1750 г., когда здание было заменено новым, тоже деревянным; приход в сер. XVIII в. насчитывал до 275 чел. В 1774-1780 гг. на месте деревянного храма по проекту Б. Растрелли была возведена однокупольная каменная церковь с колокольней, храм был освящен 4 марта 1780 г. и состоял в ведении Святейшего Синода. В 1799 г., после вхождения Курляндии в состав России (1795), немногочисленные правосл. храмы Курляндской губ. были переданы Псковским архиереям, носившим до 1833 г. титул «архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский». В 1833 г. Курляндская губ. была отнесена к Минской епархии, в 1836 г. вернулась в состав Псковской епархии и стала частью образованного в том же году Рижского викариатства , включавшего помимо Курляндской Лифляндскую губ.; в Курляндской губ. тогда насчитывалось 4 прихода, составлявших Курляндское благочиние. В 1850 г. была учреждена Рижская епархия, ее архиереи до 1917 г. титуловались Рижскими и Митавскими. В сер. XIX в. в Курляндии было 14 приходов, губерния была разделена на 2 благочиния. Со временем число правосл. храмов в регионе возросло, в мест. Иллукст (ныне г. Илуксте) были устроены жен. епархиальное уч-ще и жен. мон-рь. В мест. Вольгунд (ныне Валгунде) в окрестностях Митавы в 90-х гг. XIX в. была основана Спасо-Преображенская пуст., скит рижского Сергиева во имя Святой Троицы женского монастыря . В 1890-1892 гг. в Митаве был перестроен и расширен храм святых Симеона и Анны, получивший статус соборного, освящен 14 нояб. 1892 г. Помимо собора в Митаве существовали 2 правосл. церкви: в честь Преображения Господня в спроектированном Растрелли герцогском дворце (ныне в этом здании располагается Латвийская сельскохозяйственная академия, храм упразднен) и кладбищенская в честь Успения Пресв. Богородицы (действующая).

http://pravenc.ru/text/189675.html

Архив Пн Члены Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству посетили монастыри Санкт-Петербургской митрополии 4 февраля 2023 г. 19:25 2 февраля 2023 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла члены Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы игумен Иоанн (Лудищев) и настоятельница Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря игумения Филарета (Калачева) посетили Свято-Троицкую Сергиеву Приморскую мужскую пустынь поселка Стрельна г. Санкт-Петербурга. Монастырь был основан настоятелем Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандритом Варлаамом (Высоцким). Строительство обители началось в 1734 году на участке рядом с побережьем Финского залива, который был подарен Лавре императрицей Анной Иоанновной. Расцвет пустыни связан со временем настоятельства архимандрита Игнатия (Брянчанинова), будущего святителя, который управлял обителью более 20 лет, начиная с 1834 года. Продолжателем его дела в последующие 40 лет стал бывший келейник владыки — архимандрит Игнатий (Малышев). Восстановление монастыря началось в 1993 году, первым его настоятелем после долгих лет запустения был архимандрит Николай (Парамонов), посвятивший обители более 20 лет своего служения. С 29 декабря 2022 года наместником обители стал ее насельник игумен Варлаам (Переверзев), бывший более 15 лет благочинным и трудившийся под началом отца Николая.  Знакомство с обителью началось с братского молебна, на котором были прочитаны утренние молитвы и служилась полунощница. После этого по монастырской традиции участники богослужения приложились к ракам архимандрита Варлаама (Высоцкого), схимонаха Михаила (Чихачева) — духовного друга и сподвижника святителя Игнатия (Брянчанинова), архимандрита Игнатия (Малышева), которые не прославлены, но благоговейно почитаются в монастыре. Затем игумен Варлаам (Переверзев) возглавил Божественную литургию. Далее члены Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству посетили храм преподобного Сергия Радонежского, сильно пострадавший в годы гонений, но все же уцелевший, с нижним храмом святой великомученицы Зинаиды, церковь святителя Григория Богослова, домовый храм мученика Валериана (в Зубовском корпусе), надвратный братский храм мученика Саввы Стратилата.

http://patriarchia.ru/db/text/6002197.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Этот день в Русской истории Сегодня, в день Рождества Христова, мы вспоминаем Императрицу Елизавету Петровну 06.01.2014 645 Время на чтение 3 минуты Сегодня, 7 января, мы вспоминаем Императрицу Елизавету Петровну , скончавшуюся в 1761 году, в день Рождества Христова. Елизавета Петровна родилась 18 декабря 1709 года и была дочерью Императора Петра I и Императрицы Екатерины I. Детство и юность Елизавета провела в подмосковных селах Преображенском и Измайловском. Объявленная в 1722 г. совершеннолетней, Елизавета стала центром разных дипломатических проектов Петр Великий думал выдать ее за Людовика XV; когда этот план не удался, царевну начали сватать за второстепенных немецких князей, пока не остановились на принце Голштинском Карле-Августе, который успел ей очень понравиться. Смерть жениха расстроила и этот брак, а за последовавшей вскоре после того кончиной Императрицей Екатерины I заботы о замужестве Елизаветы совершенно прекратились. С восшествием на престол Императрицы Анны Иоанновны Елизавета лишилась блестящего положения при Дворе и была принуждена почти безвыездно жить в своей вотчине, Александровской слободе, среди преданных ей людей, особое место среди которых с 1733 занимал Алексей Разумовский. Полное равнодушие к политике и неспособность к интригам, при существовании к тому же за границей внука Петра Великого, принца Голштинского, спасли Елизавету от пострижения в монастырь и от брака с герцогом Саксен-Кобург-Мейнингенским, но столкновения между ней и императрицей Анной Ивановной вспыхивали неоднократно. Москви тин " title="" width="" height="" align=""/> Различные дворцовые группировки всегда рассматривали Елизавету как реальную претендентку на царский трон. После смерти Анны Ивановны (1740) и прихода к власти Анны Леопольдовны отношение к Елизавете не изменилось. Цесаревну окружала атмосфера недоверия и подозрительности. Одновременно росли и ревность, и недовольство русского дворянства немецким засильем, особенно на ведущих государственных постах. Активным выразителем недовольства стала гвардия. 25 ноября 1741 года Елизавета Петровна решилась на переворот , чему способствовал приказ правительства о выводе гвардии из Санкт-Петербурга. Опираясь на заговор придворных кругов против Анны Леопольдовны и Ивана VI Антоновича и поддержку гвардии, Елизавета Петровна вступила на престол в результате дворцового переворота.

http://ruskline.ru/history/2014/01/07/et...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 12, 2010 год Три века непростого пути Вчера и сегодня Попадая сюда, испытываешь странное чувство, что ты здесь когда-то был. Прошлое приходит к тебе, вступая в диалог. Словно небеса открываются, и люди, судьба которых связана с этим местом, выстраиваются рядом... Может быть, потому что стены этого храма — подлинные свидетели жизни святых. Известно, что прихожанкой Андреевского собора была Ксения Петербургская. Ее муж, придворный певчий Андрей Федорович Петров, управлял соборным хором. Здесь молились святой Иоанн Кронштадтский и император Николай II. В старинном облике церкви Трех Святителей вселенских Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова угадывается XVIII bek. Она была возведена при императрице Анне Иоанновне и является редким памятником архитектуры петровского барокко. Строительство храма по проекту Джузеппе Трезини началось в 1740 году и велось в течение 20 лет. В сентябре 2010 года состоялось торжественное празднование 25-летия первого освящения Трехсвятительской церкви. Андреевский храм был построен еще раньше — в 1731 году. Чин освящения совершал архиепископ Новгородский и Великолукский Феофан (Прокопович) — сподвижник Nempa I, автор Духовного регламента. Утварь и облачения были пожертвованы императрицей Анной Иоанновной, а иконостас принесли из домовой церкви опального князя Александра Меншикова. Две иконы из меншиковского собрания сохранились в Андреевском соборе и до наших дней: святителя Николая Чудотворца и благоверного князя Александра Невского. В 1761 году в храм попала молния, и он сгорел до основания. Нынешнее здание Андреевского собора было заложено в 1764 году, а 21 марта 1780 года храм был освящен. После освящения собор продолжали расширять и украшать, поэтому в его облике органично сочетаются черты разных архитектурных стилей, но главным образом классицизма и барокко.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/12/8...

Патриарший наместник Московской епархии освятил Троицкий собор и храм Христа Спасителя Николо-Берлюковской пустыни 20 августа 2020 г. 15:46 19 августа 2020 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил чин великого освящения собора Живоначальной Троицы и храма Христа Спасителя Николо-Берлюковской пустыни и Божественную литургию в новоосвященном Троицком соборе. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Серпуховской Роман , епископ Луховицкий Петр , секретарь Московского областного епархиального управления протоиерей Михаил Егоров, благочинный монастырей Московской областной епархии , настоятель Николо-Берлюковской пустыни игумен Евмений (Лагутин), благочинный Щелковского округа протоиерей Андрей Ковальчук, благочинный Мытищинского округа протоиерей Димитрий Оловянников, благочинный Балашихинского округа протоиерей Димитрий Мурзюков, благочинный Богородского округа протоиерей Марк Ермолаев, благочинный Химкинского округа протоиерей Артемий Гранкин, благочинный Сергиево-Посадского округа протоиерей Игорь Завацкий, настоятель Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря, епархиальный древлехранитель игумен Серафим (Голованов), игумены монастырей Московской областной епархии. На богослужении присутствовали первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по энергетике Ю.А. Липатов, председатель Императорского православного палестинского общества (ИППО) С.В. Степашин, глава г.о. Лосино-Петровский И.Ю. Курданин, глава Звездного городка Е.В. Баришевский, генеральный директор ЗАО «Щелковохлеб» И.В. Ларин, благотворители и благоукрасители обители. По окончании Литургии архиерей совершил освящение плодов нового урожая. Игумен Евмений (Лагутин) поблагодарил владыку Ювеналия за освящение храмов обители: «Ваше Высокопреосвященство, Ваши Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! От имени братии нашей обители и прихожан я благодарю Вас за величайшее деяние, которое Вы сегодня с Божией помощью совершили. 15 лет мы шли к этому дню. По сути дела, это третье по счету освящение храмов Николо-Берлюковской обители. Первое было после польского нашествия, когда первый из рода Романовых, Михаил Федорович, подписал указ об открытии нашего монастыря; второе — после закрытия монастыря Анной Иоанновной и его обновления митрополитом Платоном (Левшиным); третье — после закрытия монастыря большевиками. Владыка, Вашими руками Господь наполнил Своею славой и благодатию эти два храма. Теперь у нас есть драгоценность, которую мы будем хранить и молитвенно приумножать. Позвольте в благодарность Вам и в память о сегодняшнем богослужении подарить Вам образ Успения Пресвятой Богородицы».

http://patriarchia.ru/db/text/5679695.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010