Так и сам он вспоминал на литургии, по принятии Св. Даров в царских дверях. С того дня и в прочие дни воспоминание во всех церковнослужениях производимо было так же. Пашков 18 числа послал к нему (...) с требованием объявить манифест по обычаю и назначить, когда этому быть. Епископ объявил, что «церковного поминовения о государе-императоре и молебного торжества о ее императорском величестве, без присланного к нему о том особливого точного указа из Синода, собою чинить опасен, рассуждая то, что, может быть, не сделается вперед другой какой отмены». Пашков донес об этом в Москву». За это ослушание Льва сочли государственным преступником и объявили приговор: «...лишить его всего священнического и монашеского чина и предать на суд гражданский», и в конце концов было решено сослать его «в Крестный монастырь и содержать за караулом в келье неисходно и никого к нему не допускать, и чернил и бумаги для письма не давать» (см.: Чистович, с. 283–289). 100 Еще во время пребывания в Троице-Сергиевом монастыре Лев «пользовался ближайшим руководством монастырского духовника, иеромонаха Георгия Дашкова», – пишет Чистович. Когда Дашков стал ростовским епископом, Лев поселился у него. Во время «объяснений» Льва в Синоде по его делу Дашков заступился за него и приостановил было его процесс. Льва решено было «переместить» в Астрахань «на высшую степень» (см.: Чистович, с. 285). 101 Ф. Прокопович, воспользовавшись заступничеством Георгия Дашкова за Льва, оговорил первого перед Анной Иоанновной, и следствием этого было сначала издание указа, по которому Дашков увольнялся из Синода, и вскоре против него было возбуждено судебное преследование. Поначалу наказание было очень мягким: за ним сохранялся сан епископа, и он определен был в харьковский монастырь. Ho, по словам И. Чистовича , Феофан продолжил преследование своего врага, организовав новое разбирательство, обвинение по которому гласило: «Георгия, лиша сана, сослать немедленно под крепкое смотрение в Каменный вологодский монастырь. Письма, какие будет писать или получать, отбирать у него и присылать в правительствующий Сенат» (Чистович, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

383 Деревянные сосуды в XVII веке были отбираемы от церквей. В новг. Консист. архиве старых дел хранится 1677 года челобитье Ильинского священника Деревской пятины о взятке деревянных сосудов и о высылке трёх оловянных блюдец. 384 Кроме оловянных принадлежностей в Антониевом монастыре есть два ковшичка для теплоты из красной меди и две железные звездицы. 385 На этом потире надпись без указания года: «дала сей потиръ етинья Фелатова дочь къ Николы чудотворцу на Сутоки при строители Илинархи». Николо-Сутоцкий монастырь был приписным к Клопскому. 386 Прибор к греческому сосуду: лжица из агата с серебряным стеблем; серебряная звезда с греческой надписью задостойника великой субботы и блюдце из празеленой яшмы, оправленное в золоте; в средине оного между четырьмя четырёхконечными крестами мусийное изображение Агнца на дискосе под звездой. В Древн. Росс. Госуд. Отд. I, стр. 98 сказано об украшении сосудов, что гранёные камни и золотая нарезка, равно как и плащи с финифтью находятся впоследствии на потире. 387 Описание Антониевых сосудов в Памятн. Москов. Древн. Снегирёва, – Успенский собор, стр. 35 и 36. Здесь же приложены и рисунки сосудов. Ср. Древн. Росс. Госуд. I. 68. О сосудах Антониевых известно, что они из новг. Антониева монастыря взяты в Москву царём Иоанном Васильевичем IV. 389 В Новг. I. летоп. под 1442 год. об устроении св. Евфимием старорусской Спасской церкви сказано: «и добре ю украси, и иконы на злате добрым писанием устрой, и ины потребныя места добре сверши, якоже подобает церкви на красоту, и церковныя служебныя съсуды сребряныя сътвори и иныя съсуды серебряныя устрой на потребу монастырю». 390 Из златых сосудов есть ещё одни в Хутынском монастыре, пожалованные в 1739 году Императрицей Анной Иоанновной. 393 Лисицкий монастырь находился в 7 вёрстах от Новгорода, а в трёх от Хутынского монастыря. Следы оного монастыря и особенно церкви, недавно разобранной, весьма явственны. Ист. Русс. Иерарх. Ч. V, стр. 16. 396 От начала XVIII века остались во Власиевской церкви сребропозлащенные сосуды, приложенные в 1720 году дворянином Семёном Петровым Скобельцыным для поминовения родителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

206 Когда в 1717 году Великая Княжна вышла замуж, дача перестала посещаться Царской фамилией и постепенно стала разрушаться. В 1732 году (14 сентября) эта «Приморская дача» была всемилостивейше пожалована Императрицей Анной Иоанновной духовнику её, Архимандриту Сергиевой Лавры о. Варлааму, а в 1734 году ему же была отдана Государственная деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, которая находилась на Фонтанке, при загородном доме её покойной матери, царицы Параскевы Феодоровны. Архимандрит Варлаам перевез пожертвованную ему церковь на Приморскую дачу и, по благословению Св. Синода, устроил здесь храм во имя преподобного Сергия 207 основание пустыни было положено. Находящаяся на берегу Балтийского моря новооткрытая пустынь в продолжение многих лет именовалась «Приморской» и, кроме того, «Сергиевской» – по созданному в ней первому храму. Когда же во второй половине 18-го века в ней на подобие Троице-Сергиевой Лавры был построен собор во имя Св. Троицы; то и пустынь, в соответствие Лавре, стала именоваться Троице-Сергиевой. Основатель этой Приморской Сергиевой пустыни о. Варлаам за три года своего управления обителью, «любя монашество, устроил в ней необходимые здания 208 и обеспечил благотворно монастырское хозяйство пашенными, сенокосными и лесопоросшими землями, который тщился приобретать от соседственных владельцев. 209 Когда в 1737 году основатель пустыни умер, Императрица повелела сделать опись Троице-Сергиева монастыря и сообщить её в ведомость кабинета Её Величества, 210 а заведывание монастырским имуществом поручила Ивану Черкесову – стряпчему Троице-Сергиева монастыря. С этого времени церковь на приморском месте считалась приписной к Сергиевой Лавре, откуда и присылались для управления ею строители. 211 Так было до учреждения монастырских штатов, т. е. до 1764 года, когда поступившая в Петербургское епархиальное ведомство и возведенная во второй класс пустынь стала управляться архимандритами, что продолжалось до 1819 года. Начиная с этого времени и до 1884 года, Сергиевой пустынью управляли викарные Епископы при Петербургском Митрополите, которые, взамен содержания от духовной администрации пользовались её доходами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В свите почетных гостей находился А. Н. Муравьев, исполнявший в те годы должность “секретаря за обер-прокурорским столом” в Святейшем Синоде (1833–1846). В своей книге “Путешествие по святым местам русским” он рассказывает и об этом августейшем визите, и о святынях Успенского собора. В его записках подчеркивается общность судеб ризы Господней и обретшего ее в XVII веке Патриарха Московского Филарета. “У ног святых митрополитов Киприана и Фотия, и возле медного шатра, сооруженного им для Ризы Господней, возлег Филарет Никитич и первым обновил своим прахом усыпальницу Патриаршую в Успенском соборе”, — пишет А. Н. Муравьев 54 . Под сводами Успенского собора наследник российского престола пости­гал историю чтимых святынь, обретенных родоначальником династии Романовых. “Под сенью медного, искусно изваянного шатра Филаретова расска­зывал митрополит великому князю, как принесена была в дар царю Миха­илу Феодоровичу и патриарху, отцу его, честная Риза Господня, кото­рую Шах-Аббас Персидский взял из Мцхетского собора в завоеванной им Грузии, и что ныне часть ее хранится в алтаре вместе со святым гвоздем и иными святыми мощами, часть же в петербургском придворном соборе”, — повествует А. Н. Муравьев, добавляя при этом: “Его высочест­во вспомнил, что при крещении каждого императорского младенца пола­гают ему в крест малую частицу от Ризы Господней; так простирается благословение патриаршее на все его потомство” 55 . Это замечание подтверждается сведениями, содержащимися в ризничной описи церкви Зимнего дворца в Петербурге. Под номером 415 в этом перечне упомянут «Образ Божией Матери Тихвинской, в золотой ризе, с крестиком, в котором частицы риз Спасителя и Божией Матери. На обороте образа надпись: “Этим образом государыня императрица Мария Феодоровна благословила государя императора Александра Павловича в день его крещения 20 декабря 1777 года. А крестик возложен тогда же на него”» 56 . Отсюда следует, что риза Господня находилась в ведении царской семьи и российские правители могли распоряжаться святыней по своему благоусмотрению. Так, императрица Елизавета Петровна, вернув в 1743 году из ссылки своего фаворита — Алексея Яковлевича Шубина (бывший прапорщик лейб-гвардии Семеновского полка был сослан на Камчатку Анной Иоанновной), пожаловала ему село Работки в Макарьевском уезде Нижегородской губернии. Выйдя в отставку в чине гене­рал-майора, А. Я. Шубин поселился в пожалованных ему Работках, где и умер. На прощанье Елизавета подарила ему драгоценный образ Спасителя и часть ризы Господней. Эти святыни сохранялись в церкви села Работки еще в 1880-х годах 57 .

http://pravmir.ru/riza-gospodnya-i-rossi...

Братовщина. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь Карта и ближайшие объекты Древнее государево дворцовое село Братовщина находится на старой Ярославской дороге по пути от Москвы до Сергиева Посада. История возникновения села теряется во глубине веков. Из летописных свидетельств известно, что в апреле 1613 г. из Москвы вышел торжественный крестный ход, которым представители высшего духовенства, бояре и простой люд встречали здесь «умоленного на царство» будущего царя Михаила Романова. Через село на богомолье к Троице «памяти чудотворцевой поклониться» с XIV по ХХ вв. прошествовали практически все высшие церковные иерархи и великие князья и цари Российской державы. Известно, что в 1653 г. патриарх Никон останавливался в Братовщине по пути «на богомолье в Дом Живоначальной Троицы». В 1923 г., на второй день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы, святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, совершил Божественную Литургию в Благовещенском храме села Братовщина. К началу XVIII века в селе было три храма: Благовещенский (деревянный до 1717 г.), Покрова Пресвятой Богородицы и дворцовая церковь – Святителя Николая Чудотворца с приделом свв. Флора и Лавра. Нынешний Благовещенский храм был воздвигнут в 1806-1808 гг. вместо обветшавшего храма, построенного императрицей Анной Иоанновной в 1731 г. При возведении храма был использован камень, заготовленный в 1775-1778 гг. по распоряжению императрицы Екатерины II для перестройки второго от Москвы путевого дворца, реконструкция которого была начата ещё при императрице Елизавете Петровне в 1749-1754 гг. Храм имеет три придела: главный, посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы, правый – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, левый – во имя Святителя Николая чудотворца. Престолы Благовещенского храма освящены в память церквей, которые стояли ранее в селе Братовщина. Храм построен в стиле позднего русского классицизма: восьмерик на четверике с окнами и купольной полусферой, завершающейся барабаном, на котором водружен крест. Центральный объем безстолпного храма с северной и южной стороны украшен треугольными фронтонами, поддерживаемыми четырьмя полуколоннами, между которыми расположены круглые окна. Вместе с притвором и двухъярусной колокольней храм имеет форму корабля.

http://sobory.ru/article/?object=05956

3 Федотов не случайно упоминает 1619 год, поскольку именно в этом году было заключено между русскими и поляками Деулинское перемирие, по которому Польша хотя и удержала за собою Смоленск и Северскую землю с Черниговом, но польский король Владислав отказался от своих притязаний на русский престол и возвратил из плена отца царя, патриарха Филарета Никитича Романова. В 1830 году в Польше вспыхнуло восстание против России, поскольку Польша тогда входила в состав Российской империи. Восстание было жестоко подавлено царскими войсками. В связи с этими событиями Пушкин написал известное стихотворение «Клеветникам России.» 4 верховники – члены Верховного тайного совета – высшего правящего органа России в 1726–30 годах. В первый состав совета входили А. Д. Ментиков, П. А. Толстой, Ф. М. Апраксин, Г. И. Головкин, А. И. Остерман, Д. М. Голицын и зять Екатерины I герцог Голштинский Карл-Фридрих. Большинство членов Верховного тайного совета поддерживали императрицу Екатерину I, в то время как многие сенаторы стояли за внука Петра I, малолетнего Петра. Сенат был оттеснен на второй план и нити управления страной оказались в руках верховников. После смерти Петра II (1730) в состав Верховного тайного совета вошли М. М. Голицын, В. В. и В. М. Долгорукие. Верховники добивались ограничения власти будущей императрицы Анны Иоанновны, что должно было привести к установлению власти титулованной знати. Однако замысел верховников не удался: их «кондиции» были отвергнуты Анной Иоанновной. Вскоре многие верховники оказались в опале: Долгорукие были казнены, Д. Голицын кончил жизнь в казематах Шлиссельбурга. Читать далее Источник: Собрание сочинений : в 12 томах/Г. П. Федотов ; [сост., примеч., вступ. ст.: С. С. Бычков]. - Москва : Мартис : SAM and SAM, 1996-./Т. 7: Статьи из журналов " Новая Россия " , " Новый Град " , " Современные записки " , " Православное дело " , из альманаха " Круг " , " Владимирского сборника " . - 2014. - 486 с./Польша и мы. 299-303 с. ISBN 978-5-905999-43-7 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

А вскоре рядом с церковью появился и Английский двор (дом - одно из древнейших гражданских сооружений Москвы, дожившее до наших дней. Установив в 1552 году торговые отношения с Англией, Иван Грозный пожаловал эти старинные палаты английским купцам. Через сто лет, по указу Алексея Михайловича, возмущенного казнью английского короля Карла I во время Английской революции ( " короля своего Карла до смерти убили " ), купцы покинули Россию, и Петр I открыл здесь " цифирную " (математическую школу). Около церкви в старину располагался еще судебный приказ, где учиняли дознание. Отсюда сложилась поговорка " Идти к Варваре на расправу " . В конце XVIII века алевизовская церковь св. Варвары была разобрана, потому что митрополит Платон (Левшин) считал ее недостаточно красивой и " нимало благолепию на таком особливо месте не соответствующей " . К тому же в 1730-х годах в ней случился пожар, хотя она после этого была возобновлена императрицей Анной Иоанновной и вновь освящена. О строительстве новой красивой церкви еще просили майор артиллерии И. Барышников и московский купец 1 гильдии Н. Самгин - их тяжелобольные жены чудесно исцелились от мощей св. Варвары. Они же и дали средства на ее постройку. И тогда архитектор Родион Казаков, однофамилец и ученик прославленного московского мастера, возвел прекрасное здание Варварской церкви в стиле классицизма, сохранившееся до нашего времени. (Среди работ Родиона Казакова, много строившего в Москве, можно еще назвать дивную церковь Мартина Исповедника в Таганке и усадьбу Баташовых на Яузской улице, где сейчас находится 23-я городская больница.) Новая церковь вышла настолько изящной, что этому храму стали подражать в других постройках. Так, один помещик построил в своем селе Михалеве точную копию Варварской церкви. Тогда же, на рубеже XVIII - XIX столетий, был перестроен в современном виде и Гостиный двор. Архитектор Джакомо Кваренги, строивший Гостиный Двор на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, получил заказ на постройку в Москве точь-в-точь такого же здания, по образцу столичного.

http://pravoslavie.ru/75.html

В 1839 году малороссиянином Кузьмой Сафоновым производилось „поновление двух иконостасов и всех икон церкви“. В 1847 и 1848 годах освящены теплые приделы - во имя Сретения Господня и во имя иконы Пресвятой Богородицы, именуемой " Знамение " , - устроенные в трапезной купцом С. П. Евфимовым и " тщанием прихожан " . В архитектурном отношении интересен дом священников, построенный рядом с храмом по " образцовому " (типовому) проекту в начале XIX столетия. В храмовой ограде располагалось небольшое кладбище, где были погребены священники - Григорий Григорьев, протоиерей Иоанн Авсенев (1804-1892), прослуживший в храме почти полвека, и Николай Егоров (1860-1904). Здесь же покоились многолетние церковные старосты Лонгин Кириллович Шашков (1779-1858) и Василий Онуфриевич Ухин, благотворитель купец Сергей Петрович Евфимов (1784-1850), купчиха Татьяна Родионовна Панина. При очередном ремонте в 1872 году " усилиями церковного старосты В.О. Ухина " возобновлены в трапезной оба придела, а иконостасы главного храма и приделов были покрыты червонным золотом. В последний раз церковь была освящена после очередного ремонта 25 сентября 1893 года викарным епископом Владимиром (Соколовским) . В 1904 году Покровский храм насчитывал в своем приходе 1282 человека. Штат церкви состоял из двух священников, одного диакона, двух псаломщиков. В дореволюционном описании собора из ценных в художественном или историческом плане вещей упоминался лишь серебряный ковш, пожалованный в свое время императрицей Анной Иоанновной кому-то из донских казаков. В 1921 году из Покровской церкви были изъяты ценности в фонд голодающего Поволжья (акты об изъятии подписали священники Иоанн Путилин и Павел Смирнский . Церковь была закрыта и превращена новой властью в конюшню. В 1923 году в Покровской церкви утвердились обновленцы . Вновь зарегистрированную общину возглавил протоиерей Василий Ижогин . В 1926 году священники Петр Новосельцев (1883 - 1937), Павел Пашин и Павел Смирнский (1873-1937) активно поддержали архиепископа Петра (Зверева) в его борьбе с церковным расколом.

http://drevo-info.ru/articles/13679518.h...

Теннер, иконы в них принадлежали кисти В.Л. Боровиковского, который написал также образ свв. Константина и Елены. Известный бронзовщик П. Ажи изготовил символы Веры, Надежды и Любови, укрепленные под куполом, а Ж. Герен - огромное, в 180 свечей, паникадило. Ко дню освящения чудотворный образ Казанской Божией Матери был украшен богатейшей ризой из чистого золота с драгоценными камнями и жемчугом. После изгнания французов из России донской атаман гр. М.И. Платов прислал собору 40 пудов отнятого у них трофейного серебра. Архитектор К. А. Тон использовал это серебро в 1834 для облицовки главного иконостаса (через сорок лет то же сделали в приделах). В том же году Император Николай I заказал академикам Ф. А. Бруни, П. В. Басину и К. П. Брюллову большие запрестольные образа в резных золоченых рамах. В 1884 по эскизу арх. Н. В. Набокова ювелир О. Я. Соколов из 11 пудов серебра сделал для соборной плащаницы великолепную гробницу, а шесть лет спустя - чеканные серебряные хоругви. В 1903 прихожане задумали воздвигнуть у собора огромную колокольню, но осуществить этот проект не удалось из-за возражений Академии художеств. К столетию храма был проведен большой реста врационный ремонт, которым руководили епархиальный зодчий А. П. Аплаксин, А. А. Парланд и художник Э. К. Липгарт. Живопись подновили М. С. Судковский и Н. А. Бруни. Кроме чудотворного образа, стоявшего в особом киоте слева от царских врат, почитанием у верующих пользовались и некоторые старинные иконы: Спасителя в иконостасе, свт. Николая и Ченстоховской Божией Матери, подаренной Кутузовым. По проему Н. Н. Никонова в 1891 в соборе была устроена, по примеру других храмов, Голгофа с частицей Живоносного Гроба. Другая частица находилась в иконе Воскресения, которую прислал в 1906 иерусалимский патриарх Дамиан. В соборе было много превосходных изделий из серебра: ризы на иконах, предалтарная балюстрада, кадило 1644 года, подаренная Анной Иоанновной дарохранительница, венцы, в которых венчался с супругой вел. кн. Павел Петрович, священные сосуды, сделанные в Париже по заказу Александра I, оклад напрестольного Евангелия, изготовленный в 1787 по рисунку И.

http://sobory.ru/article/?object=01954

«Казанская икона будет покровом града и всего народа твоего. До тех пор, пока икона Казанская будет в столице, и перед Ней будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога». Все слова святителя сбылись. В 1709 году Петр со всем воинством всю ночь молился перед Полтавской битвой о даровании победы у Казанской иконы Божией Матери, так называемой Каплуновской, а икона была обретена в 1689 году в селе Каплуновка Харьковской губернии. Эту икону он подарил фельдмаршалу графу Шереметьеву, и она сейчас хранится в Париже у наследников графа, как великая фамильная реликвия рода Шереметьевых. Была с Петром на поле битвы еще одна чудотворная икона. Образ Спаса Нерукотворенного. Ныне он хранится в Спасо-Преображенском соборе в Петербурге. Русское войско разбило врага – более сильного и обученного, более опытного и закаленного. Петр сам участвовал в сражении и поразил множество шведов – он верил в слова святителя. Потом он строил Петербург и не сомневался, когда перед ним вставали великие трудности. Он знал, что делал дело, благословленное Богом. Он верил словам святителя Митрофана. Скончался святитель Митрофан в 1703 году в день памяти св. благоверного князя Александра Невского. Петр приехал на похороны, сам нес гроб святителя от собора до усыпальницы. Он сказал тогда: «Не осталось у меня больше такого старца. Ему же буди вечная память». В 1710 году по повелению императора Петра Первого список с Казанской иконы был перенесен из Москвы в Санкт-Петербург и поставлен в центре новой столицы – на Петербургской стороне, на Посадской улице старого Гостиного двора в деревянной часовне. В 1721 г. чудотворный образ переносится в Троицкий собор Александро-Невской лавры. В 1737 г. в день освящения нового храма Рождества Богородицы на Невском проспекте, на месте, где ныне Казанский собор, икона была перенесена в новый храм и украшена золотой ризой с драгоценными камнями императрицей Анной Иоанновной. В 1800 г. архитектору Воронихину было поручено сооружение Казанского собора на Невском проспекте с тем, чтобы чудотворный образ обрел свое постоянное местоприбывание. Казанская-Державная, четыре удела

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010