Глава 18 1–11. Взятие Иисуса Христа воинами. – 12–27. Христос пред Анной и Каиафой. – 28–40. Христос пред Пилатом. Ин.18:1 .  Сказав сие, Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его. Историю взятия Христа стражей и суд над Ним евангелист изображает отчасти сокращено по сравнению с синоптическими Евангелиями, а в других случаях более обстоятельно, указывая на некоторые опущенные у первых евангелистов подробности этих событий. Так, он сообщает, что по окончании Своей прощальной беседы с учениками Господь вышел (из горницы, где происходила беседа) «за поток Кедрон», о чем не упоминают синоптики. Кедрон был небольшой поток, протекавший по долине, находившейся между Иерусалимом и Масличной горой. Имя его в переводе с еврейского значит «черный, мутный». Евангелист называет его потоком зимним ( χεμαρρος), т.е. имевшим в себе воду только тогда, когда (зимой) шли дожди. Место, куда пошел Христос, евангелист называет садом, не приводя названия этого сада (у синоптиков – «Гефсимания»). Ин.18:2 .  Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими. Евангелист отмечает, что этот сад как место, где Христос обычно останавливался раньше при посещениях Иерусалима, был хорошо известен Иуде. Таким образом, Господь явно не хочет принять никаких мер к ограждению от возможного нападения на Него врагов, руководимых Иудой: Он сознательно и добровольно дает Себя захватить врагам. Ин.18:3 .  Итак Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием. Члены синедриона, очевидно, успели убедить Пилата в особой опасности, которую представляло движение, поднятое Христом, и прокуратор (см. комментарии к Мф.27:2 ) дал им отряд ( σπερα) солдат (часть когорты), к которому присоединились служители синедриона. Хотя было светло от луны, которая сияла тогда в полном виде, однако солдаты взяли с собой светильники для того, чтобы высмотреть весь сад, все уголки его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

– Господи! К кому нам идти? Ведь Ты имеешь глаголы вечной жизни. Да, он несомненно любил своего Учителя и Господа, любил со всей пылкостью своей чистой души и чувствовал себя готовым на любую жертву, на любое испытание ради Христа. Но вот наступили дни, когда диавол, некогда посрамленный Господом в пустыне и отшедший от Него «до времени», вновь приступил к Нему и настойчиво просил, нет, лучше сказать, дерзко требовал, чтобы Господь позволил ему «сеять учеников яко пшеницу». Пришел час, когда, совершив незабвенную Тайную Вечерю, Христос оставил тихую и уютную горницу и в сопровождении апостолов направился к горе Елеонской, посвящая их на пути в великую тайну предстоящих Ему страданий. – Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, – говорит Он им, – ибо написано: " поражу Пастыря, и рассеются овцы стада». И понял тогда Симон, и ощутил всем своим любящим сердцем, что надвигается на них что-то страшное, неотвратимое, что очень скоро настанет великая скорбь предсказанной разлуки со Христом. И воспылало сердце его состраданием и ревностью, и уста произнесли слова обещания: – Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Много неразумного было в этом обращении. Здесь была и самоуверенность, и уничижение других апостолов, и противление Слову Божию. Господь видел, что Симон говорит неправду, обманывает самого себя и делает это потому, что сатана начал уже свою разрушительную работу в душе апостолов и «сеет их, яко пшеницу». Но не стал Он ни обличать, ни упрекать Симона, а только возвестил ему кротко о том. что все в эту ночь будет происходить совсем не так, как думает Симон. – Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, (ты) трижды отречешься от Меня. Но не вместило сердце Симона этих слов Христовых. Он настаивает на своем и произносит новое, еще более решительное обещание: – Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное этому, как замечает евангелист, говорили и все ученики. И вот Христос, оставленный всеми, стоит перед первосвященниками Анной и Каиафой, оскорбляемый, заушаемый, уничиженный.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Да и самая последовательность рассказа ев. Иоанна, собственно об отречении Петра, так близко совпадает с рассказами трех евангелистов о том же, что без немалой натяжки можно отнести это отречение, даже начало отречения, ко времени пребывания Иисуса у Анны. «Между тем рабы и служители, разведши огонь, стояли и грелись. Петр также стоял с ними и грелся» ( Ин.18:18 ). Анна послал Иисуса, связанного, к первосвященнику Каиафе. «Симон же Петр стоял и грелся. Тут сказали ему и т. д.» ( Ин.18:24–25 ). Где ж все это было? Слишком очевидно – «на дворе первосвященника Каиафы». Значит, сюда следовали за Иисусом ап. Петр и Иоанн, потому что здесь должно было производиться судьбище; сюда ввел Иоанн Петра, который «войдя внутрь, сел со служителями видеть конец». Что до Анны, то не было им никакого повода, никакой нужды заходить к нему на двор: не могли же они не знать, где должен был собраться синедрион и последовать «конец». Что до знакомства ап. Иоанна с первосвященником (не названным в Евангелии), то оно ровно столько же было возможно с Каиафой, сколько и с Анной. Иисуса отвели к первосвященнику Каиафе, где не замедлили собраться члены синедриона. К следствию, так сказать, приступили сейчас же, но свидетели, которых представляли против Него, должно быть, говорили такие вещи маловажные или явно ложные, что на их показания не обратили никакого внимания даже жаждавшие погибели Иисуса. Наконец, некоторые припомнили Его слова: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его», – сказал Он, когда в первый раз выгнал из храма торговцев, и это захотели употребить к Его обвинению. Но и тут свидетели разноречили между собой, и поэтому их свидетельство не значило ничего. Иисус молчал. И что ж было говорить против слишком нелепостей. Первая попытка Каиафы вынудить у Него ответ, хотя и сопровождалась некоторою торжественностью со стороны первосвященника, не повела ни к чему: Иисус не удостоил его и ответом. Затеянное ими дело, таким образом, разрушалось само собой, потому что с полным сознанием его беззакония, они, что слишком очевидно, желали придать ему вид законности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Для удобства чтения, после имени автора (или иного источника), в скобках представлен основной смысл цитируемого высказывания. Следует отметить, что разделение цитат по тематическим группам является условным. При этом анализ мнений, представленных в указанных группах, приведен в других главах. 32 Цит. по электронной версии, со ссылкой на 15:647. Адрес сайта: 33 «Беседа на XIX на 1 Кор., с. 325, 326. Нужно заметить, что в христианских семьях IV в. причиной супружеских несогласий и даже разрыва брачного союза нередко служило воздержание одного супруга без согласия другого» (6:146). 34 Прот. Николай Погребняк отмечает, что: «наиболее известными сюжетами, иллюстрирующим чистоту и целомудрие супружеских отношений, являются сцены, связанные с зачатием праведной Анной Пресвятой Богородицы. Это не только клейма икон Рождества Богородицы, но и самостоятельные изображения, посвященные этому отмеченному в церковном календаре событию (9 декабря), когда “зачатся палата Царева, двери неплодные отверзаются, Божия бо дверь благочадие добродетелей вводит”» (4:214). 35 О «разбрасывании семени» в Библии пишется: И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал на землю, чтобы не дать семени брату своему. Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил его ( Быт. 38:8–10 ). Однако необходимо отметить, что здесь не говорится о греховности собственно супружеской близости без непосредственной при этом цели зачатия ребенка. Данный текст повествует о нарушении закона о принудительном браке (18:397), или о нарушении обычая левирата, по которому бездетная вдова обязана выйти замуж за деверя (брата умершего мужа). В Новом Завете об этом сказано так: «…Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему…» ( Мф. 22:24 ).     По вопросу левирата в православном богословском словаре говорится: «Левират – описываемый во Второзаконии Моисея древний институт обычного права, который гласит: “если два брата живут вместе и один из них умрет, не имея сына, то жена умершего должна выйти замуж за своего деверя (левиря, откуда и получило название) и первенец, которого она родит, должен получить имя умершего брата”» (77:1514).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

Дух Божий и святые Ангелы охраняли Божественную Отроковицу. Когда Деве Марии исполнилось четырнадцать лет, – время наступления совершеннолетия, – Ей уже по закону нельзя было оставаться при храме. Воспитателям нужно было или возвратить Ее родителям, или выдать замуж. Так как праведные Иоаким и Анна к этому времени уже умерли и Св. Мария осталась сиротой, то священники хотели выдать Ее замуж, но юная Дева объявила им о Своем обещании Богу – остаться навсегда Девою. Тогда первосвященник и священники храма, не желая оставить Деву Марию без покровительства, по внушению Божию, обручили Ее восьмидесятилетнему праведному старцу Иосифу, который был дальним родственником Марии и происходил так же, как и Она, из рода царя Давида. Иосиф был бедным плотником, жил в Назарете. Находясь в доме праведного старца Иосифа, Пресвятая Дева вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме. Работой, чтением Св. Писания, размышлением над ним и горячей постоянной молитвенной обращенностью к Богу были наполнены дни пребывания Пречистой Девы под покровительством Ее обручника. Благовестие Захарии. Лк. 1:5–25 В то время как в Назарете зрело всемирное событие, Бог подготавливал явление в мир великого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, о рождении которого за четыре века предсказал пророк Малахия ( Мал. 3:1 ). Его благочестивые родители священник Захария и Елисавета хотя были уже в преклонном возрасте, но еще не имели детей. Они находились в родственных связях с праведными Иоакимом и Анной и имели непосредственное участие в жизни Пресвятой Девы Марии, особенно после смерти Ее родителей. Праведные Захария и Елисавета сокрушались о своем бесплодстве и усердно молили Бога избавить их от такого несчастья. Господь услышал молитвы праведников и в глубокой старости даровал им сына. Евангелист Лука подробно рассказывает об этом событии следующим образом. Однажды в порядке своей священнической очереди Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме. В один из дней своей службы Захария вошел в Святилище для каждения. Вдруг по правую сторону кадильного жертвенника явился ему Ангел Господень. Захария испугался, но небесный посланник успокоил его и сказал: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются…». ( Лк. 1:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

И горе было не в том одном, что она не имела детей, а та имела, но и в том, что та была соперницей, и не только была соперницей, но и оскорбляла ее своим презрением. Однако же, Бог, и видя все это, медлил: и не даде ей Господь , говорит Писание, чада по скорби ея, и по сетованию души ея [русск. перевод: Соперница ее сильно огорчала ее, побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее] (1Цар.1:6). Что значит: " по скорби ея? Не то, чтобы Бог, видя, как она великодушно переносит несчастие, останавливал ее деторождение, а то, что хотя Он и видел ее мучение, скорбь, обиды, однако не прекращал ее сетования, намереваясь устроить нечто другое, гораздо более важное. Не будем слушать этого праздно, но и отсюда извлечем урок высокого благоразумия. И когда подвергнемся какому-нибудь бедствию, то, хотя будем сетовать, скорбеть и считать бедствие невыносимым для себя, не станем, однако, спешить и не упадем духом, но будем выжидать промысла Божьего. Он хорошо знает, когда нужно прекратить то, что причиняет нам скорбь, как это случилось и с Анной. Бог не по ненависти и не по отвращению к ней заключил ее утробу, но для того, чтобы перед нами открылась мудрость этой жены, чтобы мы увидели богатство ее веры и узнали, как через это Он сделал ее более славной. Но послушай, что дальше. " Так бывало " , говорит Писание, " каждый год " довольно времени, " когда ходила она в дом Господень; та огорчала ее, а эта плакала и не ела " (1Цар.1:7). Сильная скорбь, продолжительная печаль! Не два-три дня, не двадцать или сто, и не тысячу или вдвое столько же дней, но довольно времени, говорится, т. е. в продолжение многих годов, скорбела и сетовала эта жена: таков смысл слова " довольно времени " . И, однако, она не возроптала: ни продолжительность времени, ни насмешки и оскорбления соперницы не поколебали ее любомудрия; она постоянно молилась и просила; а что важнее всего и в особенности показывает любовь ее к Богу, (было то), что не просто она желала это самое дитя, но желала посвятить плод свой Богу, принести (Ему) начаток от собственного чрева и получить награду за этот добрый обет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Исследователи отмечают особую зависимость сцены, где описаны диалог между неплодной Анной и ее служанкой Иудифью . В этом диалоге есть фраза «Господь затворил твое чрево» , которую Иудифь бросает в качестве упрека своей хозяйке. Более того, в 4-ой главе, где рассказывается о явлении Анне ангела, автор апокрифа использует еще ряд либо цитат, либо аллюзий на повествование об Анне, матери пророка Самуила, а также из сцен видения ангела Захарии, отцу Иоанна Крестителя, и Пресвятой Марии, Матери Христа. Так, в первом стихе в словах ангельской вести «…Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь…» можно видеть парафраз слов ангела «…услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына…» , а также слов ангела, обращенных к Марии, «…и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына…» . Практически же прямые цитаты из Первой книги Царств обнаруживаются в словах обещания Анны посвятить свою дочь Господу. «Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь» , - это явно составлено из слов Анны, матери Самуила, в 1 Цар 1:11 («…Если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу [в дар] на все дни жизни его»), а также ее же слов в 1 Цар 1:28 («…И я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу»). Несмотря на все выявленные здесь параллели между текстом апокрифа и библейскими текстами, нельзя, конечно, ничего категорично утверждать относительно историчности указанных сцен. Известно ведь, что и евангелист Лука, описывая события, предшествующие рождению, и сами обстоятельства рождения Иоанна Крестителя и Иисуса Христа в первых двух главах своего Еванглелия, обильно использовал отдельные элементы и аллюзии на 1 Цар 1-2 и ряд других текстов Ветхого Завета; однако у исследователей в основном не возникает сомнений относительно правдоподобности описанных там событий. Другое дело, что к означенному использованию Ветхого Завета в «Протоевангелии Иакова» прибавляется еще и ряд исторических несуразностей.

http://bogoslov.ru/article/1105892

Как хорошо я чувствую себя сегодня вследствие воз­держания за вечерним чаем! Сегодня мы совещали с сестрой Анной Константи­новной завести хор певчих в Соборе и украсить самый Собор, если Господь благословит жребием выигрыша в 35 тысяч. Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного [ Мф. 18, 19 ]. Я с уверенностию в душе сказал Анне Константиновне, что Господь исполнит желание наше. Марта 13 дня 1865 года. Радосте моя, Господи! Имя Твое святое и дивно могу­щественное славлю и благодарю Тебя за спасение мое от врагов моих нечистых. Обносил я в уме имя Твое, наде­ялся на него – и не постыдился. Ни на йоту не уступай врагу в чтении слова Божия и церковных молитв: чрез пропуск одного слова, звука диавол может вселиться в тебя и одолеть тебя. Читай ровно, спокойно, твердо. Бог есть Сый, или Единый всё во всех и во всем, и свят Господь Бог наш, и святы Его разумные создания (суть и [должны быть]), и вся тварь добра зело. А диавол на всё клевещет и на всех, всё в нечистом виде усиливается тебе представить, сам будучи нечист и мерзок. Но мечта, ложь все его козни. Благодарю Тебя, Господи, яко по молитве моей помиловал еси мя, позавидевшего брату протоиерею Павлу, что он при обилии своих средств к воспитанию дочери своей выпросил у купцов согласие воспитывать ее на их счет. Пусть это с его стороны неладно, но это его немощь, болезнь, заблуждение, лесть сердца – привязанность к деньгам; надо жалеть об нем, молиться об нем, а не завидовать; успехам, довольству, благополучию ближнего надо радоваться как своему; я же ведь имею всё необходимое для жизни, и слава Богу, а избытки в имуществе – избытки или усугубление грехов. Ей, так. Имеюще пищу и одеяние, сими доволни будем [ 1Тим. 6, 8 ]. Самая зависть внешнему благополучию ближ­него есть преобладание в нас плотского, ветхого, надеюще­гося на вещество человека, а не на Бога. То-то мы, грешные, гоняемся все за вещами мира сего, а не за Богом, к вещам и наслаждениям прилеп­ляемся, а не к Богу, не к ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Конечно, мы не дерзаем сравнивать себя с Анной, которая носит во чреве «избавление мира». Но все же наши дети, как и все мы, призваны стать наследниками Царства Небесного. Мы носим малыша – и надеемся, что, может быть (Господи, дай!!!), виновник двух полосок теста на беременность – наследник Царства Небесного, сонаследник Христов. Это – великая, бесценная драгоценность. Кем бы он ни вырос, кем бы ни стал, сколько бы лет ему ни отмеряно жить на земле – но Господь уже видит каждый день, который этот человек проживет на свете. По словам Златоуста, Бог «Сам образует и животворит плод во чреве матери» . Царь Давид говорит, воспевает невероятные вещи: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138: 13–16). Никакая наука еще не может сказать, мальчик будет или девочка, – а каждый день этого человека уже известен Богу! Загружает мама стиральную машину, объясняет старшему ребенку, что такое однородные члены предложения, – а внутри нее Бог устраивает живого человека. Его рождение уже вплетено в историю мира. Какой будет эта роль? Может быть – эта будет роль невероятно тихая. Но это будет капелька, которую Господь благословил зачем-то быть в океане человеческой жизни. Мы не знаем зачем, не знаем как – но Он-то знает. Мы точно знаем, что Он – знает. Посвящение детей Богу как принцип воспитания Не только удивительно, но может показаться даже странным, даже безумным: так долго, так горячо молиться о даровании ребенка, а потом – отдать его, пусть даже и в храм. А ведь обе Анны не только отдали своих детей, они и просили-то о зачатии, сразу «вступая в договор с Богом» о том, что, родив, они посвятят малыша Ему. Они обе с самого начала приняли малыша, вынашивали его, рожали – не как своего, а как Божиего. И Богоотцы Иоаким и Анна, и пророчица Анна не для своего удовольствия, не для своей обеспеченной старости просили малышей, вынашивали малышей. Эти святые воспринимали себя всего лишь Божиими служителями. Они не считали ребенка, ими вымоленного, ими зачатого, в муках рожденного, молоком выкормленного, своей собственностью.

http://pravoslavie.ru/118056.html

Но когда таким образом над домом престарелого первосвященника готовился суд Божий, при Скинии рос благоговейный отрок, которому промысл Божий определил передать руководство судьбами народа. Это был Самуил. Рождение, воспитание и призвание к пророческому служению Самуила 1 Цар. 1–3 У подножия гор Ефремовых раскинулся городок Рама. Там жил благочестивый левит по имени Елкана с двумя женами: Анной и Феннаной. У Феннаны были дети, и она постоянно унижала бездетную Анну. Анна сильно горевала о том, что она не имеет детей, и терпеливо сносила укоры Феннаны. Раз в год это семейство отправлялось в Силом для жертвоприношения у храма Господня. И вот однажды, после жертвоприношения, Анна пришла в Скинию Собрания и стала пламенно молить Господа, чтобы Он даровал ей дитя. Скорбящая Анна дала обещание Богу, что если у нее родится сын, то она посвятит его Господу; он не будет пить вина, и бритва не коснется головы его. В это время на возвышенном месте у входа в храм сидел первосвященник Илий. Видя, как женщина долго молится, беззвучно шевеля губами, он посчитал ее пьяной и стал выговаривать ей за это. Анна смиренно ответила первосвященнику: «Нет, господин мой; я — жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом…» Илия тронула скорбь женщины, он отослал ее домой со словами: «Иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое …» (1 Цар. 1:15:17). Спустя некоторое время у Анны родился сын, которого она назвала Самуилом, что значит «испрошенный у Господа». Когда Самуил подрос, Анна привела его в Силом и отдала первосвященнику Илию для служения Господу. Самуил остался жить при Скинии и воспитывался здесь под руководством первосвященника. Он был добрым и благочестивым отроком. Безнравственные примеры сыновей Илия не только не испортили нрав Самуила, но, напротив, воспламенили в нем большую ревность и искреннюю любовь к Богу. Паломники любили Самуила и разносили славу о его добродетелях по всей стране. Сам Илий, хотя и продолжал любить своих распутных сыновей, все надежды возлагал на Самуила и в глубине души считал его своим преемником.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010