Основная часть владений, указанных в этом документе, располагалась в Радонеже. Переписчик XVI в. не учел и того факта, что Радонеж в конце XIV в. входил в состав Серпуховского удела, а следовательно, «подавать» обители находившиеся в Радонеже села при жизни преподобного мог только князь Владимир Андреевич Серпуховской. Это указывает на то, что «подложная грамота» была составлена много позже середины XIV в., когда Радонеж перешел от серпуховских князей в великокняжескую собственность и память об этом уже стерлась. Тем не менее, у нас имеется возможность проверить время приобретения обителью и этих владений. Сделать это возможно благодаря тому, что вклады в монастыри делались не «вообще», а по душам конкретных лиц. Для этого вновь вернемся к записи Троицкой вкладной книги, сообщающей: «Дал вклад князь Андрей под монастырем село Княже, да село Офонасьево, да село Клемянтьево, да на их же земле стоит монастырь. Писан в старой кормовой книге» 1043 . В указанном источнике действительно находим соответствующую запись: «Род князя Ондрея Радонежского. Князя Владимира. Князя Ондрея. Княгиню Марью. Княжну Анну. Афанасия. Дал князь Андрей село Княже под монастырем, да село Офонасьево, да село Клемянтиево, а на их земле монастырь стоит и кормы кормити середние» 1044 . Кем являлись указанные лица? М. С. Черкасова, вслед за Арсением предлагает следующую идентификацию: «Под Владимиром, скорее всего следует понимать кн. В. А. Серпуховского-Храброго. Под Андреем – его сына кн. А. В. Радонежского. Под Марией – вторую жену кн. Ярослава Владимировича М. Ф. Голтяеву-Кошкину, либо «инокиню Марию» – жену кн. Семена Владимировича Боровского. Под Анной – первую жену кн. Ярослава-Афанасия, урожд. княгиню Новленскую» 1045 . Но если принять эту точку зрения и под именем князя Андрея Радонежского подразумевать сына князя Владимира Андреевича Серпуховского – князя Андрея Владимировича Радонежского, скончавшегося в 1426 г., возникает определенный парадокс – оказывается, что земля непосредственно под Троицким монастырем всю первую четверть XV в. находилась в княжеской собственности, тогда как достоверно известно, что в это время обитель вела активную политику по расширению своих земельных владений.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Митрополит, ставя в пример Василию Дмитриевичу византийских императоров и русских князей из числа его предков, довольно резко упрекал великого князя в том, что он «Церковь Божию уничижил, насилствуя, взимая Но несмотря на указанные обстоятельства, равно, как и на то, что Фотий начал свою деятельность на Руси с контактов с Витовтом, он, вероятно, произвел на великого князя Василия и других князей Московского дома после прибытия в Москву вполне благоприятное впечатление. Подтверждением этому может служить следующий факт: 14 мая 1410 г. скончался знаменитый герой Куликовской битвы удельный князь Серпуховской и Боровский Владимир Андреевич Храбрый, по завещанию которого во владение митрополиту Фотию было передано подмосковное село Кудринское с прилежащими Вскоре между великим князем Василием и свт. Фотием установились не просто дружественные отношения: московский государь стал духовным чадом митрополита, о чем свидетельствует тот факт, что в своих посланиях Фотий именует Василия «сыном», наставляет и поучает О благожелательном отношении Василия Дмитриевича к Фотию говорят и обширные пожалования митрополичьей кафедре, сделанные московским государем: ростовская слобода митрополичьи села Андреевское и Мартемьяновское во Владимирском уезде. Митрополичьему нижегородскому Благовещенскому монастырю были пожалованы земли в Лыскове, Курмыше, Мещерске и Василий Дмитриевич и впоследствии всячески поддерживал Фотия. Скорее всего, именно при содействии митрополита Фотия Московский государь породнился с византийским императорским домом Палеологов: в 1414 г. в Константинополе был заключен брак между дочерью Василия Дмитриевича великой княжной Анной Васильевной и наследником императорского престола Иоанном Палеологом, который стал предпоследним императором ромеев под именем Иоанна Вскоре после своего приезда в Москву, в начале лета 1410 г., свт. Фотий совершил хиротонии новых епископов для епархий Северо-Восточной Руси. Архимандрит московского Спасского монастыря Сергий (Азаков) был поставлен епископом Рязанским и Муромским, а игумен ярославского Спасского монастыря Иоанн стал епископом Продолжением активного администрирования Фотия в церковной жизни Северо-Восточной Руси стала отправка им послания к светским и церковным властям Пскова, датированного 22 июня 1410 Послание содержит наставления по исправлению жизни духовенства и мирян.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591481/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛЬГА Александровна Масленникова (10.07.1874, Калуга - 1941), мц. (пам. 10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Окончила церковноприходскую школу. Была прихожанкой ц. вмч. Георгия Победоносца, в к-рой в 1934-1937 гг. служил Калужский и Боровский архиеп. сщмч. Августин (Беляев), помогала в храме. 29 окт. 1937 г. О. вместе с архиеп. Августином, архим. прмч. Иоанникием (Дмитриевым), прот. сщмч. Иоанном Сперанским, псаломщиками мучениками Алексием Горбачёвым, Николаем Смирновым, Аполлоном Бабичевым , членом церковного совета мч. Михаилом Арефьевым, мученицами Феоктистой Ченцовой и Анной Остроглазовой была арестована по обвинению в участии в контрреволюционной церковно-монархической орг-ции. На допросе О. не признала себя виновной и никого не оговорила. 19 нояб. 1937 г. Особая тройка УНКВД по Калужской обл. приговорила О. к 8 годам ИТЛ. Скончалась в заключении (точное место смерти неизвестно). Прославлена Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ РФ по Калужской обл. Д. П-14013. Лит.: Дамаскин. Кн. 5. С. 414. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Иванович Блохин (1879-1937), мч. (пам. 4 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Антонович Медем (1870–1931), мч. (пам. 10 нояб., в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (1874-1937), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Потаповна Устюхина (1882– 1937), мц. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2578369.html

Козельск (Оптино). Оптина Пустынь. Церковь Марии Египетской и Анны Праведной. Карта и ближайшие объекты Храм в честь Марии Египетской и Анны Праведной в обители Оптина пустынь, как и все постройки монастыря, имеет свою историю. Вначале в этом здании была братская трапезная. Построена на средства благотворительницы – местной помещицы Анны Ртищевой. Трапезная была необычная – ее стены были расписаны иконной живописью. В 50-х годах 19 века трапезную перенесли в новый корпус, в ее здании обустроили домовую церковь в честь преподобной Марии Египетской и святой праведной Анны – матери Богородицы. Под храмом в склепе была захоронена благотворительница и храмоздательница – Анна Ртищева. В 80-х годах 19 века храм был перестроен. Кроме основного придела, добавился еще один – в честь святителя Амвросия Медиоланского и князя Александра Невского. Оба придела были освящены Калужским Епископом Владимиром в 1885 году. После революции храм закрыли. Здание очень сильно постарадало во времена советской власти. Сейчас идут восстановительные работы. Освящение первого восстановленного придела состоялось в 2011 году. Для посетителей эта церковь не доступна. Часть здания занимает иконописная мастерская. Первоначально это здание было построено как братская трапезная на средства, завещанные благотворительницей Анной Сергеевной Ртищевой. Постройка была окончена в 1824 году при игумене Данииле. Братская трапезная располагалась на нижнем этаже и в 1827 году была расписана иконной живописью. В 1850-х годах трапезная была перенесена в новый корпус, а в этом здании была устроена церковь в честь преподобной Марии Египетской и св. праведной Анны. Храм освящен 8 июня 1858 года епископом Калужским и Боровским Григорием. Под храмом в склепе была похоронена храмоздательница А.С. Ртищева. В 1880-х годах преподобный старец Амвросий по согласию с настоятелем о. Исаакием на средства благотворителей перестроил храм. Теперь в нем стало два придела. Один — в честь преп. Марии Египетской и св. прав. Анны. Второй — в честь святителя Амвросия Медиоланского и благоверного князя Александра Невского. Святитель Амвросий — святой покровитель старца в монашеском постриге, а благоверный князь Александр — покровитель его во святом крещении. Оба придела храма освящены были Калужским епископом Владимиром 1-го и 2-го декабря 1885 года.

http://sobory.ru/article/?object=05224

На северной стороне монастыря, по левую сторону собора, в симметрии с Казанской церковью, возвышается каменное, двухэтажное здание квадратной формы. По четыре колонны с каждой стороны поддерживают выступы с фронтонами, а над крышею возвышается круглая башня, увенчанная куполом и крестом, через что, в целом, здание имеет вид стройный и величественный. Постройка его начата в 1822 году, на сумму, завещанную г-жой Анной Сергеевной Ртищевой, урожденной Богдановой, а окончена, вчерне, с помощью сбора от доброхотных деятелей, в 1824 году, при игумене Данииле. В нижнем этаже этого здания, прежде помещалась братская трапеза, которая была отделана и покрыта внутри иконной живописью, в 1827 году, при настоятеле о. Моисее. В 1858 же году, согласно завещанию благочестивой здательницы, устроена в нем церковь во имя Пр. Марии Египетской и св. Праведной Анны (матери Пресвятой Девы Богородицы), совместно. Церковь сия освящена 8-го июня 1858 г. преосвященным Григорием, епископом Калужским и Боровским. В склепе под сей церковью положено тело ее здательницы Анны Сергеевны Ртищевой; против гробницы, на наружной стене здания, прибита чугунная доска с надписью: «Упокой, Господи, душу рабы Своея! Под сим храмом покоится тело супруги, гвардии прапорщика и кавалера, Михаила Львовича Ртищева, Анны Сергеевны Ртищевой, урожденной Богдановой, которая родилась 2 сентября 1783 года, а скончалась 1 генваря 1823 года. Усердием ее сооружен храм сей с братскою трапезою и, принадлежащими к оной, выходами». 5. Церковь кладбищенская, во имя всех Святых За оградой монастырской, на южной стороне, на новом кладбище, построена небольшая церковь во имя всех Святых, каменная, со сводами, одноглавая, покрыта листовым железом; пол из лещади. Иконостас одноярусный; иконы живописные, без окладов. Церковь эта построена иждивением девицы из дворян, дочери полковника, Екатерины Александровны Поливановой, скончавшейся 20 августа 1859 г., и других благодетелей. Начала строиться при настоятеле о. архимандрите Моисее в 1861 г., а окончена при настоятеле о. игумене Исаакие; освящена 1864 г., сентября 9, преосвященным Григорием, епископом Калужским. Колокольня

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Чувствовалось, что эта помощь и забота послана нам владыкой Антонием. Прошло много лет. Мы живем в Лондоне. И в праздники, и в будни приходим в храм, исповедаться, помолиться, испросить благословения, и всегда для нас здесь незримо присутствует наш мудрый и любимый Учитель – владыка Антоний. 11 января 2014 г. Благодарности Автор-составитель благодарит Дмитрия Розова и Виктора Васильева за предоставленные фото и видеоматериалы, использованные в книге. Интервью митрополита Антония, взятое Виктором Васильевым по заказу телеканала «Культура» в 1999 году, в полном виде было предоставлено в распоряжение Дмитрия Розова, который сделал его стержнем своего документального фильма «Как они любят друг друга» (2014). Комментарием к рассказу владыки стали интервью с митрополитом Каллистом (Уэром) , протоиереями Иоанном Ли, Максимом Никольским, Стефаном Платтом, Милуном Костичем, а также с Николаем Сергеевичем Матвеевым, Джоном Филлипсом, Ксенией Павловной Боулби, Анной Карпшитска. Отснятый материал значительно превышал формат фильма, а потому был отдан соавтору фильма Евгению Тугаринову, расшифрован и стал, таким образом, самостоятельными статьями-главами книги. Кроме этого, составителем специально для данного издания были взяты интервью у архиепископа Марка (Арндта) и архимандрита Иеронима (Тестина). В книгу также вошла подборка воспоминаний, написанных по просьбе Евгения Тугаринова. Их авторами стали: Лидия Григорьева, Анна Платт, Александр Некрасов , Анна Стоунлейк, Татьяна Бондаренко, англиканский священник Леон Карберри, Николас Кэй и Василий Боровский. Всем им составитель выражает свою горячую благодарность. Именной указатель фотографов Derek Voller (СС Attribution-ShareAlike 2.0 Generic License) 48 Fr. Joseph Skinner 90 James Hyndman 207, 210–211, 222 Бусулаев Павел 245 Горский Николай 308–309 Кулешов Николай (ИТАР-ТАСС) 120–121 Мартов Евгений 28–29 Носов Лев (МИА «Россия сегодня») 102–103 Розов Дмитрий 129, 154,169, 283, 291, 295, 303 Смирнова Александра Ивановна 36, 41, 57, 70,139, 160–161, 229, 238, 261, 270, 324

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Глава XVI. Вена. Польша. Германия В первых числах декабря неожиданно прибыл в Вену из г. Плоцка (Польша) мой младший брат о. Алексий, бывший до войны 1939 года преподавателем Духовной Семинарии в Варшаве. Идейный, горевший желанием послужить пострадавшей от Ватикана Православной Лемковщине, будучи студентом, он выезжал на летние месяцы на Лемковщину для организации хоров из местной молодежи и миссионерских поездок с хором по приходам. Возмущенный и оскорбленный заявлением матери любимой им девушки – «рука моей дочери может принадлежать офицеру, но не священнику» – брат направился к девице, о которой шла молва как о красавице с прекрасным сильным альтом. – Отвергшая протянутую руку девятерых мою руку не отвергнет, – гордо ответил брат на мои увещания успокоиться, не спешить с поездкой к неведомой красавице. Не послушался, поехал... Протянутая рука десятого была принята, назначена свадьба. На свадебное торжество отбыли папа с Олей и братом Георгием. Несмотря на настойчивые уговоры отца, я на свадьбу Алеши не поехал. Вернувшись со свадьбы домой, папа сказал: – Тесть Алеши простой, с золотым сердцем человек, но если жена Алексея в свою мать пошла, тяжелой будетжизнь твоего брата. Так и вышло. Отец Алексей появился у меня в Вене со слезной просьбой провести у него в его семье праздник Рождества Христова: – Твое присутствие обеспечит нам мир и радость праздника. И, по любви к младшему брату, мы с нашими детками, с сестрой Олей и бабушкой Анной Павловной со слезами покинули уютную Вену. Только в Плоцке узнали мы о том, что в квартире брата ютится сестра его жены с мужем-доктором. С нашим приездом создалась сложная обстановка: три семьи в одной квартире. Пришлось на третий день, захватив чемодан с полным комплектом богослужебной утвари и чемодан с моими рясами и облачением, отвезти Анну Павловну к ее старшей дочери Елизавете в Калиш. Благо, на мой рапорт об отъезде из Вены в Плоцк Митрополит Берлинский Серафим (Лядэ) ответил Указом от 6 декабря 1944 года о причислении меня сверх штата к Петро-Павловской церкви г. Калиша.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Затем состоялся крестный ход с чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Высоцкий мужской монастырь был основан в 1374 г. Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, двоюродным братом и соратником великого московского князя Дмитрия Ивановича Донского. Со своим благочестивым желанием об устроении монашеской обители он обратился к преподобному Сергию Радонежскому. Они избрали красивое место для будущей обители, находившееся в версте от города на левом берегу Нары, недалеко от впадения ее в Оку, на возвышении, называемым в народе «Высокое». Монастырь воздвигли «во имя Божией Матери в честь Ее зачатия и дабы славилось имя Божие и Пресвятыя Богородицы». А по месту расположения монастырь стали называть Высоцким. Первые три настоятели Высоцкого монастыря преподобные Афанасий Старший, Афанасий Младший и Никита причислены к лику святых. В 1380 г. русское воинство одержало победу на Куликовом поле. Во время битвы Владимир Андреевич командовал Засадным полком, который и решил исход сражения. Возвратившись с Куликова поля, по преданию, захоронил в стенах Высоцкой обители своих дружинников воинов-серпуховичей. И над их братской могилой, как память о великой победе русского воинства в Куликовской битве, воздвиг прекрасный белокаменный собор в честь Зачатия Пресвятой Богородицы святой праведной Анной, который в 1381 г. был освящен митрополитом Киприаном. Одновременно была построена теплая каменная трапезная церковь в честь Покрова Божией Матери. Вторым настоятелем монастыря был преподобный Афанасий Высоцкий Младший, который уже при жизни прославился как чудотворец. Его мощи почивают в Покровском храме монастыря. При нем из Византии преподобным Афанасием Старшим были присланы семь икон деисусного чина, получившего название «Высоцкий чин». Эти иконы и поныне существуют: шесть из них находятся в Третьяковской галерее, а одна — в Русском музее Петербурга. Третьим настоятелем был преподобный Никита, сродник преподобного Сергия, духовник преподобного Пафнутия Боровского, основатель Костромского Богоявленского монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/4083724.ht...

Интервью архиепископа Астраханского и Енотаевского Ионы [Ihmepb " ю] 15 сентября 2009 года на 72-м году жизни после продолжительной болезни скончался заслуженный профессор Московской духовной академии, старший регент Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Матфей (Мормыль). Об отце Матфее вспоминает его близкий друг и коллега по преподавательской деятельности архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона. 11 вересня 2010 р. 09:05 Епископ Зарайский Меркурий: «Мы стоим в начале большого пути» [Ihmepb " ю] Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Меркурий в интервью «Журналу Московской Патриархии» рассказал о промежуточных итогах преподавания в школах «Основ религиозных культур и светской этики». 6 вересня 2010 р. 12:00 " ю ректора православного святого Богослова порталу «Православ " я та [Ihmepb " ю] В " ю порталу «Православ " я та ректор православного святого Богослова Петро про напрямки розвитку вузу. (рос.) 2 вересня 2010 р. 10:45 Интервью митрополита Калужского и Боровского Климента по итогам экспедиции «Аляска-2010» [Ihmepb " ю] Митрополит Калужский и Боровский Климент прокомментировал итоги научной экспедиции «Аляска-2010». По благословению владыки в проекте приняли участие клирики Калужской епархии священник Роман Глыбовский и протодиакон Сергий Комаров. 25 серпня 2010 р. 17:46 Ректор Российского Православного института игумен Петр (Еремеев): «Главное предназначение истинного лидера — отдавать и служить» [Ihmepb " ю] О природе и перспективе лидерства в Церкви в беседе с главным редактором портала «Православие и мир» Анной Даниловой рассуждает игумен Петр (Еремеев), ректор Российского Православного института святого Иоанна Богослова. 18 серпня 2010 р. 14:00 " ю голови Церкви, [Ihmepb " ю] В " ю першого етапу експерименту введення курсу «Основи культур етики». 11 серпня 2010 р. 13:15 Ректор Гатчинський: випускники служитимуть в складному [Ihmepb " ю] Ректор Санкт-Петербурзьких духовних Гатчинський в " ю кореспонденту «Град Петров» про до Владика про прийому в та про у новому навчальному " ю вийшло в 10 серпня 2010 року.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/36...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛИСАВЕТА Григорьевна Румянцева (1873, дер. Ильинская Костромской губ.- 40-е гг. ХХ в., Казахстан), исп. (пам. 31 июля, в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Российских). Жила в дер. Вандышки Кинешемского р-на Ивановской промышленной обл. 20 февр. 1936 г. арестована вместе со свящ. сщмч. Константином Разумовым , свящ. сщмч. Иоанном Румянцевым и мц. Анной Серовой по обвинению в «антисоветской агитации», а также в том, что принимала у себя дома священнослужителей и паломников, заключена в тюрьму г. Кинешмы. Виновной себя не признала. 15 июля 1937 г. приговорена к 5 годам ссылки в Казахстан. В 40-х гг. писала жалобу на «неправое осуждение» и просила разрешения вернуться на родину, но НКВД ей в этом отказал. Умерла в ссылке, погребена в безвестной могиле. Прославлена Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ РФ по Ивановской обл. Д. 9974-П, 7601-П. Лит.: Дамаскин. Т. 2. С. 246-253. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН Михайлович Блинов (1874-1932), исп. (пам. 19 марта, в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 1894-1936), мон., исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Иванович Крылов (1892 – 1938), прот., сщмч. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе святых Ивановской митрополии) АЛЕКСАНДР (Орудов (Уродов) Георгий Андреевич; 1876-1961), архим., посл. наместн. Седмиозерной пуст., исп. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Вятских святых)

http://pravenc.ru/text/189841.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010