3 февраля 1924 года в 6:30 утра была вновь арестована " за активную церковную деятельность в приходе " . Предварительное заключение отбывала в ДПЗ " по I категории " . В тот же день по тому же групповому " делу Спасского братства " было арестовано около 35 человек - члены приходского совета, в т. ч. мученица Анна Лыкошина , священники - бывший духовник Натальи Модестовны протоиерей Павел Виноградов , священномученик протоиерей Александр Сахаров , епископ Мануил (Лемешевский) . Наталия Модестовна Фредерикс. Фото из следственного дела. Петроград, февраль 1924 г. Из показаний на допросах 1924 года: " Со мной проживает Будовская Мария Сергеевна, 57 л[ет], она на моём иждивении. Родственников близких никаких не имею. Елизавета Карловна Фредерикс, жена троюродного брата моего отца, умерла лет 20 тому назад. Знакомых, с кот[орыми] бы постоянно виделась, не имею. Я очень занята делами по Сергиевскому собору и поэтому никуда не хожу и ко мне никто не ходит. В соборе я заведую регистрацией прихожан, принимаю от них добров[ольные] членские взносы и передаю деньги казначею - Сос[...]ову, или старосте - Шатихину. Там же занимаюсь продажей в соборе просфор. Я член двадцатки. К Совет[ской] вл[асти] отношусь безразлично. К Революции же с благодарностью, т. к. она освободила меня от имуществ[енны]х и светских пут, от которых самой трудно было бы отказаться. Теперь я всецело отдалась церкви. Церковь, по-моему, должна быть вне всякой политики и не должна реагировать абсолютно, на какие бы то ни было обществ[енны]е и полит[ические] события. Поэтому я отношусь к новой (т. е. обновленческой. - Ред.) церкви отрицательно. Из духовных лиц близких знакомых не имею. Моего бывшего духовника Виноградова давно не видала. Еп[ископа] Мануила видела 1 раз, когда пришла к нему по делам собора. Когда наш собор был в руках обновленцев, я ходила в собор Спасо-Преображения и Косьмы и Дамиана. Со служившим в первом соборе о. Михаилом Тихомировым знакома. Он иногда служит у нас заказные обедни. Он меня знает ли про фамилии - не могу сказать. Больше ни с кем не знакома " .

http://drevo-info.ru/articles/13676629.h...

Поименный список собора святых Санкт-Петербургской митрополии мая 2023 На  заседании  Священного Синода 16 мая 2023 года ( журнал 31 ) были утверждены  поименные списки местных соборов святых, почитаемых в самоуправляемых Церквах, экзархатах, митрополичьих округах, митрополиях и епархиях. Поименные списки местных соборов святых, почитаемых в Самоуправляемых Церквах, Экзархатах, Митрополичьих округах, митрополиях и епархиях Собор святых Санкт-Петербургской митрополии (3-я Неделя по Пятидесятнице) Александр Волков, иерей, сщмч. (1918); Александр Невский, в схиме Алексий, блгв. вел. кн. (1263); Александр Саульский, иерей, сщмч. (1938); Александр Свирский, прп. (1533); Александра Феодоровна, императрица Российская, страст. (1918); Алексий Николаевич, царевич, страст. (1918); Алексий Ставровский, прот., сщмч. (1918); Анастасия Николаевна, великая княжна, страст. (1918); Андроник (Никольский), архиеп. Пермский. сщмч. (1918); Анна Лыкошина, мц. (1925); Антоний Дымский, прп. (ок. 1224); Арефа (Митренин), иером., исп. (1932); Арсений (Дмитриев), игумен, прмч. (1937); Арсений Коневский, прп. (1447); Борис Орнатский, мч. (1918); Василий Канделябров, иерей, сщмч. (1937); Василиск Сибирский, прп. (1824); Вениамин (Казанский), митр. Петроградский, сщмч. (1922); Викторин Добронравов, иерей, сщмч. (1937); Владимир Лозина-Лозинский, прот., сщмч. (1937); Владимир Пищулин, иерей, сщмч. (1938); Григорий (Лебедев), еп. Шлиссельбургский, сщмч. (1937); Григорий Поспелов, прот., сщмч. (1921); Григорий Сербаринов, прот., сщмч. (1938); Димитрий Чистосердов, прот., сщмч. (1919); Екатерина Арская, мц. (1937); Елисавета Феодоровна, великая кн., прмц. (1918); Емилиан Панасевич, иерей, сщмч. (1937); Зосима (Верховский), прп. (1833); Иаков Омучский, прп. (ок. 1412); Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский, свт. (1867); Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий, Афанасий,  Островские, Новгородские, прпп. (XVI); Иларион (Троицкий), архиеп. Верейский, сщмч. (1929); Иоанн Ковшаров, мч. (1922);

http://mitropolia.spb.ru/docs/poimennyy-...

Привожу это письмо в подлиннике. «Любезнейший братец! Спешу сообщить вам существеннейшее событие в жизни нашей. Какие чудотворения милосердия Божия явлены нам! Какой явной благодати удостоены добродетельные Соколовские! У них в селе Преображенском было сие святое событие. Дочь Василия Азанчевского воспитывалась в Смольном монастыре и десять лет была одержима ужаснейшими болезнями: у нее были припадки беснования; была слепота на один глаз, и имела ногу изболевшую. Обе монархини — покойная и нынешняя — приложили о ней многомилостивейшие попечения, но все искусство докторов было бессильно и для нее бесполезно, и она оставалась в лазарете безнадежных. Там удостоилась она видеть во сне три раза Святителя Митрофана, который, явившись в последний раз, исцелил ей ногу. Она проснулась, попробовала булавкой онемевшее место, с восторгом почувствовала боль и могла, с помощью ленты, ступить на ногу и ходить. Но она не решилась тогда исполнить приказание Угодника объявить сие чудотворение, боясь неверия своих подруг. Год, как она отпущена из монастыря. Не имея матери, она в Москве просила родственницу свою свозить ее в Воронеж, но болезнь этой родственницы (ее уже нет ныне в живых), воспрепятствовала сему. Болящая Азанчевская крайне сему огорчилась и непременно пожелала, чтобы отвезли ее в Преображенское к Соколовским. Добрая сестра, Анна Андреевна Соколовская, не щадя своего здоровья, берегла ее дни и ночи, но припадки ее становились так сильны, что во время их самые сильные мужчины не могли ее удерживать. II 10 августа было начало чудотворений. Дочь Соколовского, Елена Павловна Лыкошина, везла малолетнего сына в Смоленск к доктору и заночевала в своем имении в шестидесяти верстах от Преображенского. Там она нашла одного своего слугу умершим; и в ту же ночь видит во сне, что он воскрес и говорит ей: — Не удивляйся! Это ничего против тех чудес, какие ты увидишь в доме твоего отца. Спеши туда, как можно, к ночи. Проснувшись в сильном волнении, она тотчас уехала к отцу, куда уже, оказалось, съехались и много родных, сами не зная почему.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Прадед м. Сарры, Александр Иванович Потемкин, служил в полку Смоленской шляхты и за верную службу Отечеству был пожалован чином полковника. В 1762 году он построил храм в своем имении Беломир Вяземского уезда, около этой церкви и был похоронен. При генеральном межевании Вяземского уезда Смоленской губернии в 1779 году владелицей села Беломир значилась его вдова Анна Семеновна. Село Беломир с деревнями Асташевой и Савиной (1375 с половиной десятин земли) расположены по берегам реки Осмы, недалеко от села Семлево. Мимо прошла дорога, соединяющая Смоленск и Дорогобуж (на западе) с Вязьмой (на востоке) и далее – с Москвой (так называемая «Старая Смоленская дорога»). Согласно старинному документу, «в том селе церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, каменная, дом господский деревянный, мучная мельница о двух поставах, земля иловатая, крестьяне на пашне, хлеб родится средственно» 631 . Дед м. Сарры, Иван Александрович Потемкин, секунд-майор, в 1782– 1784 годах был предводителем дворянства Вяземского уезда. Отец м. Сарры, Александр Иванович Потемкин, родился в 1780 году, был женат на Анне Михайловне Лыкошиной, имел пятерых детей, сыновей Михаила, Ивана (род. 26 сентября 1809 года) и дочерей Варвару (в замужестве за Успенским), Елизавету (род. ок. 1811 года), Надежду (род. 6 августа 1812 года) 632 . С отцом матушки Сарры была связана большая семейная трагедия, отголоски которой слышны на страницах жития подвижницы. Эти драматические события, может быть, не стоило и оглашать... Но кто знает, как и когда Господь укрепляет тех, кого призвал Себе на служение? И какая земная скорбь убедила смиренную праведницу в суетности земных благ и «помогла» выбрать путь Христовой невесты? В рассказе о схимонахине Сарре последуем примеру священника С. Смирнова , старавшегося «не потерять ни одной мельчайшей жемчужны из того сокровища, которое представляет жизнь старицы Сарры». Александр Иванович Потемкин (1780–1838) начал службу 3 января 1797 года кавалергардом в Кавалергардских эскадронах, где был произведен в унтер-офицеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Соловецкие новомчч. - житие Собор Соловецких новомученников Евгений (Зернов), митрополит Нижегородский +1937; Александр (Щукин), архиепископ Семипалатинский +1937; Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский +1937; Захария (Лобов), архиепископ Воронежский +1937; Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский +1929; Иувеналий (Масловский), архиепископ Рязанский +1937; Петр (Зверев), архиепископ Воронежский +1929; Прокопий (Титов), архиепископ Херсонский +1937; Серафим (Самойлович), архиепископ Угличский +1937; Амфилохий (Скворцов), епископ Красноярский +1937; Антоний (Панкеев), епископ Белгородский +1937; Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий +1937; Василий (Зеленцов), епископ Прилукский +1930; Дамаскин (Цедрик), епископ Стародубский +1937; Игнатий (Садковский), епископ Скопинский +1938; Иоасаф (Жевахов), епископ Могилевский +1937; Никодим (Кононов), епископ Белгородский +1918; Онисим (Пылаев), епископ Тульский +1937; Александр Сахаров, протоиерей +1927; Владимир Лозина-Лозинский, протоиерей +1937; Владимир Медведюк, протоиерей +1937; Александр Орлов, иерей +1937; Иоанн Стеблин-Каменский, иерей +1930; Николай Правдолюбов, иерей +1941; Николай Восторгов, иерей +1930; Священноисповедники Амвросий (Полянский), епископ Каменец-Подольский +1932; Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский +1962; Виктор (Островидов), епископ Глазовский +1934; Роман Медведь, протоиерей +1937; Сергий Голощапов, протоиерей +1937; Сергий Правдолюбов, протоиерей +1950; Николай Лебедев, иерей +1933; Пётр Чельцов, иерей +1972; Преподобномученики Вениамин (Кононов), архимандрит +1928; Иннокентий (Беда), архимандрит +1928; Никифор (Кучин), иеромонах +1928; Преподобноисповедник Никон (Беляев), иеромонах +1931; Мученики Владимир Правдолюбов +1937; Стефан Наливайко +1945; Анна Лыкошина 1925; Вера Самсонова +1940 Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Соловецкие новомученики " .

http://pravicon.com/info-3414

Арх.: Архив УФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-89305. Лит.: Польский. Ч. 1. С. 38, 42, 43, 55; «Дело» митр. Вениамина: (Петроград, 1922 г.). М., 1991; Цыпин. История РЦ. С. 72, 86, 87, 89, 90, 159; Патерик новоканонизированных святых//АиО. 1998. 2(16). С. 205; Синодик СПб епархии. С. 16; Николина Д. Да светит свет ваш пред людьми//Православный С.-Петербург. 2009. 3(207). Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСИЙ Николаевич (1904–1918), цесаревич и вел. кн., наследник престола Российской империи, мч. (пам. 4 июля, В соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе С.-Петербургских святых) АНАСТАСИЯ Николаевна (1901-1918), мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Санкт-Петербургских святых), великая княжна, младшая дочь святых мучеников имп. Николая II и императрицы Александры Феодоровны АННА Петровна Лыкошина (1884-1925), мц. Соловецкая (пам. 28 сент., в Соборе Новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) БОРИС Философович Орнатский (1887 - 1918), мч. (пам. 31 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ЕКАТЕРИНА Андреевна Арская (1875-1937), мц. (пам. 4 дек., в Соборе С.-Петербургских святых и Соборе новомучеников и исповедников Российских) НИКОЛАЙ Философович Орнатский (1886-1918), мч. (пам. 31 мая, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ II АЛЕКСАНДРОВИЧ (1868 - 1918), имп. Всероссийский (20 окт. 1894 - 2 марта 1917), мч., страстотерпец (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе святых С.-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/469328.html

Спустя три месяца начальница санчасти заметила на руках и шее баронессы зловещую тифозную сыпь. " - Баронесса, идите и ложитесь в особой палате… Разве вы не видите сами? - К чему? Вы же знаете, что в мои годы от тифа не выздоравливают. Господь призывает меня к Себе, но два-три дня я ещё смогу служить Ему " . " Прошло три месяца, но эпидемия в лагере не утихла, больше того, она распространялась всё дальше и дальше. Однажды утром, в середине марта, баронесса Ф. не смогла встать с кровати. В полном бреду она никого не узнавала. Два дня спустя на её теле появились жуткие красные пятна. Я помню только первый день её болезни, потому что на второй заболела сама. ...Ночью к нам пришёл епископ Агапит, который причастил нас. Буквально через несколько часов после этого баронесса умерла " . Мемориальная доска Н. М. Фредерикс в с. Петровка-2 Слева: имена Наталии Ф[редерикс] и Анны Лык[ошиной] среди мирян на полях первой иконы Собора новомучеников и исповедников Российских, написанной к прославлению в РПЦЗ (1981 г., автор архим. Киприан (Пыжов); Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, США). Справа: свв. Наталия [Фредерикс] (вторая справа) и Анна [Лыкошина] (первая справа) на иконе Собора новомучеников и исповедников Российских (2002 г., автор Н. Масюкова; Тихоновский храм, пос. Московский Видненского р-на Московской обл.). Благороднаго корене отрасле благочестивая,/измлада убогим и сирым споспешествующи,/во время брани не во граде стольнем пребыла еси,/но яко сестра милосердная недужным воином прилежала еси:/от богоборцев же неправедно в каторгу заключена,/тамо делом веру явила еси:/волею от мора страждущих во узилищи призирающи,/с ними купно душу Господеви предала еси./Егоже моли о нас, святая Наталие, исповеднице Соловецкая,//живот свой за други своя положшая. Кондак, глас 4 : Во обители Соловецтей от богоборцев разоренней,/юже в пустыню духовную претворити тщашася,/явилася еси, Наталие исповеднице, яко луча Света во тьме,/почтение от всякаго звания людскаго стяжавши,/увенчала еси подвиг свой, положши душу за други своя/и делом слово Христа Бога нашего исполньши,//Иже увенча тя красотою славы нетленныя.

http://drevo-info.ru/articles/13676629.h...

Живописец, педагог, заслуженный художник России, заслуженный деятель искусств Приднестровской Молдавской Республики, лауреат премии губернатора Пензенской области Алексей Шалаев ушел от нас на 69-м году жизни. Художника не стало в день, когда родное для него художественное училище отмечает 125-летний юбилей. Алексей Васильевич Шалаев родился в 1954 году в селе Селищи Краснослободского района Мордовской АССР. В 1975-1979 годах учился на живописно-педагогическом отделении Пензенского художественного училища им. К.А. Савицкого у ученика И.С. Горюшкина-Сорокопудова Адольфа Сиверина. С 1979 по 1990 годы, а затем с 1992 по 2001 годы Алексей Шалаев преподавал в художественном училище специальные дисциплины. Ушел в Небесные чертоги к своему Отцу Небесному, к своим друзьям и учителям, сотоварищам и родителям большой Русский Художник Алексей Шалаев. Служить и дальше Господу нашему. Скорбим. Царствие Небесное. Марина Ганичева, Татьяна Петрова, Галина Кострова, Галина Бушуева, Татьяна Максимова, монахиня Иннокентия, игумен Венедикт (Кулешов), Ушёл русский богатырь Владимир Толкачев, Сергей Котькало, Валерий Мельников, Борис Виленский, Анна Лыкошина, Александр Сегень, Иван Чуркин Ниже приводим очерк Валерия Ганичева, посвящённый А. Шалаеву. Ожидание и вера Уж каких только запретов не накладывало время, печать, власть, «общественное мнение» на чистый, открытый взгляд художника, на целомудрие и святость, на Веру и Отечестволюбие. Посильнее бульдозеров было навязывание заёмного взгляда, разрушение устойчивой формы, чужеродное учение, вырывающее родные корни, отравляющее истоки вечного вдохновения русских художников. Однако вновь и вновь рождаются они, любящие свою Родину, генно-близкие степным её просторам, лесным долам, разливам рек, натруженным рукам земледельца, трепету берёзового листа, прорезающего нагромождение туч луча, стоящей на отлёте старой баньке, осенней дороге, волжскому плёсу, возносящемуся ввысь Храму. Великая эпопея Павла Корина «Русь Уходящая» была скорбным мемориалом миру Святой Руси, уходящему в прошлое после социального разлома и духовного распада начала века. Но тогда уходило в небытие многое: задумчивые храмы, уютные усадьбы, блистающие огнями дворцы, вагоны первого класса, цыганские хоры, рассеянная профессура и гимназистки румяные. Они растворились в прошлом, в тумане истории. Но наряду с блистательным прошлым растворялось и обыденное, бытовое окружение русского человека.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/15/ta...

В статье А. Колышкина явно ощущается принижение роли женщины не только в семье, но и в церковной жизни. К сожалению, в этих взглядах он не одинок. Между тем еще Великий Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 гг., ставший заметным явлением общехристианской истории, принял определение об активизации участия женщин в церковной жизни; очень активно на этом Соборе обсуждался и вопрос о возрождении существовавшего в первые века Христианства института диаконис. Беспрецедентные со времен преследования христиан в первые века нашей эры гонения на христианство в советской России стали причиной появления целого сонма новомучеников и исповедников, значительную (а, скорее всего, большую) часть которых составляли женщины. Между тем их имена до сих пор в подавляющем большинстве остаются неизвестными. Так из тридцати тысяч биографий новомучеников содержащихся в настоящий момент в базе данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета лишь около трех с половиной тысяч составляют женские биографии: 83 игумений, 3200 монахинь и послушниц и немногим более двухсот мирянок. Между тем именно подвиг женщин во многом позволил Русской Православной Церкви выстоять в эпоху жестоких гонений. Они не только составляли большую часть паствы, но и преобладали среди членов приходских советов, особенно в конце 1930-х гг., когда значительная часть этих членов подвергалась репрессиям. Кроме того, тысячи жен, невест, духовных дочерей добровольно последовали за сосланными или арестованными священнослужителями в места отбытия наказаний и зачастую спасали их там (для сравнения, за декабристами в Сибирь последовали лишь девять жен и две невесты). Подвиг этих женщин, за редкими исключениями остается неизученным. Очень мало женщин и среди 1650 прославленных в лике святых новомучеников Русской Православной Церкви. Так, например, в Санкт-Петербургской епархии из 120 канонизированных новомучеников, не считая членов императорской семьи, имеется всего лишь пять женщин: великая княгиня Елизавета Федоровна, схимонахиня Мария Гатчинская (Лелянова), члены Александро-Невского братства Екатерина Арская и Кира Оболенская, прихожанка Сергиевского всей артиллерии собора Анна Лыкошина. Однако в епархии было очень много достойных канонизации монахинь и мирянок. Достаточно значительна и роль женщин в современной церковной жизни.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-03-24/6...

Вместе со священниками были сосланы и прихожане: чтец Николай Киселев, Андрей Лемешевский (брат епископа Мануила), прихожанки храма преподобного Сергия Радонежского мученица Анна Лыкошина и Наталья Фредерикс. Пребыванию в лагере баронессы Фредерикс Борис Ширяев посвятил в «Неугасимой лампаде» отдельную главу «Фрейлина трех императриц» 76 . За составление списка епископата в декабре 1924 г. были арестованы профессор Московской Духовной академии, участник Поместного Собора 1917–1918 гг. мученик Иван Васильевич Попов и его ученик и помощник преподобномученик Серафим, тогда еще мирянин – Антоний Максимович Тьевар. Список составлялся по благословению Святейшего Патриарха Тихона и включал в себя как православных архиереев, так и обновленческих, кроме того, в нем были указаны те, кто к тому времени оказался в ссылках и лагерях и, следовательно, не мог занять ту или иную пустующую кафедру. Помимо этого Попов и Тьевар собирали сведения и богословские суждения об имябожниках. На Поместном соборе вопрос, связанный с почитанием имени Божия, не был разрешен, и Патриарх Тихон ожидал, что он будет вынесен на ожидавшийся весной 1925 г. VIII Вселенский Собор. Следствие по их делу завершилось в мае 1925 г., арестованным было предъявлено обвинение «в сношениях с представителями иностранных государств с целью вызова со стороны последних интервенции по отношению к советской власти, для каковой цели Поповым давалась последним явно ложная и неправильная информация о гонениях ... Церкви и епископата». 19 июня 1925 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Ивана Васильевича Попова и Антония Тьевара к трем годам заключения, и они были отправлены в Соловецкий лагерь 77 . За составление списков архиереев был арестован и иподиакон архиепископа Илариона (Троицкого) Николай Борисович Кирьянов. При его аресте 10 декабря 1924 г. было обнаружено несколько вариантов списка епископата на август 1924 г., на одном из которых имелась правка самого Святейшего Патриарха Тихона. Николай Кирьянов был обвинен в том, что собирал сведения о репрессиях церковников для распространения в церковной среде и осужден на три года заключения в лагерях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010