поиск:   разделы   рассылка Предстоятель Русской Православной Церкви направил соболезнование в связи с гибелью настоятеля Свято-Троицкого храма села Прямухино Тверской епархии священника Андрея Николаева и его семьи В послании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архиепископу Тверскому и Кашинскому Виктору выражается соболезнование в связи с трагической гибелью клирика Тверской епархии священника Андрея Николаева, его супруги и детей. Текст Патриаршего послания приводится ниже. Ваше Высокопреосвященство! Болью в сердце отозвалась страшная весть о гибели в огне пожара настоятеля Свято-Троицкого храма села Прямухино Тверской епархии священника Андрея Николаева и его семьи. Выражаю глубокое соболезнование Вам, клиру и пастве Тверской епархии, прихожанам, родным и близким семьи отца Андрея. Погиб православный священнослужитель – человек, которому Богом было поручено " полагать душу свою за други своя " , который исполнял свои пастырские обязанности добросовестно и ревностно. Погибли супруга отца Андрея матушка Ксения и их малолетние дети: Давид, Анна и Анастасия. Всех нас посетило тяжелейшее испытание. В такие минуты невольно задумываешься о хрупкости человеческой жизни. Задумываешься о том, что наша жизнь – бесценный Дар Божий, но его очень легко лишиться, этот дар легко отнять. Отнять по неосторожности или злому умыслу. И если гибель отца Андрея Николаева и его семьи стала результатом злодеяния и было совершено преднамеренное убийство, выражаю надежду на то, что правоохранительные органы проявят профессионализм и настойчивость в расследовании причин этого страшного преступления, а виновные получат заслуженное воздаяние. Будем молиться о упокоении душ погибших отца Андрея и членов его семьи в Селениях праведных. Пусть Господь дарует всем нам силы с христианским достоинством пережить боль постигшей нас тяжелой утраты. Вечная им память! +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 24.03.2024 17.03.2024 14.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_35727.html

Но и в монашеской жизни далеко не всегда святой Анне удавалось достигнуть покоя. Когда в Тверь пришел другой ее сын, Василий, началась расправа над старыми соратниками мужа, а затем и литовская интервенция на помощь людям покойного Михаила Тверского. Василий уговорил мать бежать с ним в Кашин, где выстроил монастырь специально для Анны. Здесь-то 2 октября 1368 года пожилая инокиня мирно почила в Боге. Покорная воле Создателя, кроткая и смиренная, стойко переносившая испытания женщина, верная супруга и любящая мать, княгиня до конца своих дней безропотно несла тяжелую долю. Согласно преданию, на смертном одре святая Анна напутствовала сына Василия и его бояр вести жизнь по вере и быть милосердными к людям. Скорби за гробом Хотя Анна Кашинская и прославлена в лике благоверных, наблюдая за ее жизнью и событиями вокруг нее после успения, хочется наградить святую княгиню венцом мученичества. Перенесшая тяжелые испытания при жизни, потеряв супруга и детей, постоянно пребывая под угрозой гибели либо от природных катаклизмов, либо от врагов тверской земли, Анна и после смерти не переставала быть объектом нападок. В Кашине существовал храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, где, по сложившейся традиции, и похоронили княгиню-инокиню. К началу XVII века память о благочестивой Анне пришла в забвение, и даже пробивший храмовый пол гроб не пробудил в кашинцах благочестивых чувств. Нам сегодня трудно представить картину, когда в храме во время службы гробница может использоваться прихожанами как лавочка для отдыха или подставка под шапки. В один из дней 1611 года больному пономарю Успенской церкви Герасиму во сне явилась святая Анна. Княгиня отчитала алтарника за непочтительно отношение к ее мощам и велела передать свои слова духовенству. В доказательство чудесного явления Анна даровала Герасиму полное исцеление от тяжкого недуга. Событие стало отправной точкой начала всенародного почитания святой. Но ненадолго. Тело и одежда княгини были нетленны, а правая кисть была сжата в благословляющем двуперстном жесте

http://pravoslavie.ru/133054.html

Бесчисленный сонм праведных инокинь и мирянок воссиял на Русской земле. В сонме святых просияли княгиня Анна Новгородская и княгиня Анна Кашинская, а также княжна Анна Всеволодовна. Однако к лику святых женщин Российской Православной Церкви причислены не только лица княжеского происхождения. XX век явил миру великий Собор новомучеников и исповедников Российских. В годы жестоких гонений на христианскую веру женщины разных слоев общества кровью вписали свои имена в синодик погибших за верность учению Христа. И среди них – многие тысячи святых жен и дев, преподобномучениц и исповедниц. Все они почитаются Церковью и всеми верующими как святые. Смиренным несением своего креста в тяжелые годы гонений отмечены многие судьбы, но образы этих русских женщин занимают особую страницу в истории России: они покоряют своей глубокой преданностью православной вере и Церкви, любовью к своей несчастной Родине, тихим подвигом преображенной страданиями души. И люди обращаются ко всем святым женам словами молитвы: «Вся святыя жены, в земли Российстей просиявшия, молите Бога о нас!» Святые Анны ранних времен Святая пророчица Анна, мать пророка Самуила Память ее совершается 9(22) декабря Святая и блаженная пророчица Анна происходила из города Аримафеи (иначе – Рама, или Рафаим-Цофима), находившегося в нагорной стороне удела сынов Ефремовых, и состояла в супружестве с Елканою, мужем из колена Левиина. Та к как она была неплодна и не рождала детей, то Елкана, муж ее, взял себе другую жену – Феннану, которая рождала ему детей, и он радовался с нею. Огорчаемая поношением бесчадства не только от соперницы своей – Феннаны, но и от мужа, и от соседей и родственников, Анна сильно скорбела. Она много молилась Богу, ревностно исполняя заповеди закона Божия; каждое утро и каждый вечер возносила она свои прошения, чтобы Господь избавил ее от этого поношения и даровал ей чадородие. Елкана каждогодно со всем семейством своим ходил в положенное законом время из своего города в Силом, чтобы рукою первосвященника Илия приносить жертву Господу Богу Вседержителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В истории этой можно было бы поставить точку, ведь очень скоро княгиню забыли, да и к гробнице ее относились с небрежением. Если бы не видение Анны Кашинской тяжело болящему пономарю Герасиму в 1611 году. Это было Смутное время и Кашину разорением угрожали поляки. Буквально чудом город продолжал стоять. В видении Герасим увидел святую Анну, которая сказала ему, что непрестанно молиться о родном ее сердцу городе и его жителях. Наутро сам Герасим был здоров. Слух о произошедшем исцелении и видении быстро распространился. И вот уже к гробнице княгини начинает стекаться народ, а случаев исцелений становится все больше. Происходящее стало известно царю Алексею Михайловичу. По его повелению в 1649 году духовенство освидетельствовало гроб и письменно зафиксировало чудеса. Еще чуть позже на Поместном соборе, организованном патриархом Никоном, схимонахиня Анна Кашинская была причислена к лику святых. Также было определено вскрыть гроб княгини. При большом стечении народа и в присутствии царя гроб открыли и обнаружили нетленные останки. Службу святой Анне по повелению царя составил Епифаний Славинецкий. Память ее совершается 15 (2) октября (в день кончины) и 3 августа (21 июля) (в день обретения мощей). Год спустя, 12 июня 1650 года в Кашин для перенесения останков святой из ветхого Успенского собора в новый, каменный Воскресенский собор, приехал царь Алексей Михайлович с супругой и сестрами. Вместе со своими боярами царь нес гроб княгини. А покров на гроб вышивала сама царица и царевны. Как говорят документы, процессия была столь пышной, а событие так торжественно и значительно для всех присутствовавших, что трудно в истории найти другой подобный случай. Что такое деканонизация, или Как стать святым во второй раз Точка просится и здесь. Но нет, не получается ее поставить. Ведь не прошло и тридцати лет, как в 1677 году комиссией патриарха Иоакима святая Анна была деканонизирована. Прежде всего, это было связано с эпохой борьбы со старообрядчеством. Дело в том, что благословлявший жест святой княгини, раскольники трактовали как двоеперстие. Да и саму святую сделали символом своей борьбы. Поэтому раку с мощами закопали, святую Анну вычеркнули из списка святых, житие предали анафеме, а церкви, возведенные в ее честь, переименовали. Запрещено было служить молебны святой Анне, только панихиды. Ничего подобного Русская Православная Церковь прежде не знала. Но почитание Анны Кашинской в Твери не прекратилось. Вера была крепка. Поэтому продолжали писаться ее иконы, совершаться крестные ходы до Нерли, где княгиня прощалась с мужем, отправлявшимся в Орду. Вплоть до 1769 года продолжали вестись записи исцелений от ее гроба. Именно поэтому в 1818 году решением Святейшего Синода святая Анна Кашинская вновь была внесена в месяцеслов.

http://foma.ru/imya-anna-edinozhdyi-knya...

Андрей Рублев , прп., иконописец, ученик прп. Сергия Радонежского (4/17 июля) Андрей Смоленский , Переяславский, блгв. князь (23 мая/5 июня [Ростов.]; 27 октября/9 ноября) Андрей Стратилат , Таврийский, мч. (19 августа/1 сентября) Андрей Тотемский , Христа ради юродивый (10/23 октября) Андроник Антиохийский , Египетский, прп. (9/22 октября) Андроник Московский , прп., игумен, ученик прп. Сергия Радонежского (13/26 июня) Андроник Тарсийский , мч. (12/25 октября) Андроник , ап. от 70-ти, еп. Паннонийский (4/17 января ап.]; 17/30 мая; 30 июля/12 августа) Анемподист Персидский , мч. (2/15 ноября) Аникита Никомидийский , мч. (12/25 августа) Анисия Солунская (Фессалоникийская), мц. (30 декабря/12 января) Анна (в иночестве Евфросиния) Кашинская , Тверская, блгв. княгиня, схимонахиня (12/25 июня; 2/15 октября; 21 июля/3 августа) Анна Новгородская , княгиня, прп. (10/23 февраля) Анна Пророчица , дочь Фануилова, прав. (3/16 февраля; 28 августа/10 сентября) Анна , прав., мать Пресвятой Богородицы (25 июля/7 августа; 9/22 сентября; 9/22 декабря) Антипа Пергамский , еп., сщмч. (11/24 апреля) Антипатр Кизический , мч. (29 апреля/12 мая) Антоний Великий , Египетский, прп., основатель пустынножительства (17/30 января) Антоний Виленский (Литовский), мч. (14/27 апреля) Антоний Дымский , прп. (17/30 января; 24 июня/7 июля) Антоний Новгородский , еп. (26 октября/8 ноября) Антоний Печерский , прп., Первоначальник, основатель Киево-Печерской лавры, в Ближних (Антониевых) пещерах (10/23 июля; 2/15 сентября; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Антоний Римлянин , Новгородский чудотворец, прп. (3/16 августа) Антоний Сийский , иеромонах (7/20 декабря) Антонин Ефесский , отрок (4/17 августа; 22 октября/4 ноября) Антонин Маккавей , мч. (1/14 августа) Анфим Никомидийский , еп., сщмч. (3/16 сентября) Апеллий (Апеллес), ап. от 70-ти, еп. Ираклийский (Фракийский) (4/17 января ап.]; 31 октября/13 ноября) Апфия (Аппия) Колосская , равноап., мц. (22 ноября/5 декабря; 19 февраля/4 марта) Арефа Негранский , градоправитель, мч. (24 октября/6 ноября)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рыдать ли мне? Плакать заставляет естество, ибо осиротела я с чадами, лишилась я надежды, покровителя и отца. Не увижу я тебя, свет мой; не услышу сладкого твоего голоса! Горе мне! Лучше бы мне умереть вместе с тобой; пусть один гроб обнял бы меня с тобой, чтобы вместе предстать Царю-Христу!». Так в глубокой горести рыдала княгиня Анна о преждевременно погибшем супруге. Обремененная многими скорбями и постоянными опасениями за жизнь своего супруга-князя, за себя, за юных детей своих и за все Тверское княжество, благоверная княгиня Анна и при жизни князя Михаила не могла увлекаться суетными развлечениями и мирскими удовольствиями. Теперь же, по смерти его утешенная знамениями небесной славы мученика-супруга, вдовица-княгиня, с преданностью воле Божией перенося постигшее тягчайшее горе, тем более не могла в мире найти успокоения. И вот многоскорбная вдова-княгиня оставила княжеский чертог и постриглась в монахини в тверской Софийской обители с именем Евфросинии (по другому же известию, с именем Софии), как удостоверяют местные тверское и кашинское предания, занесенные в древнее житие святого великого князя Михаила Ярославича, а особенно – написанная по приказу князя Бориса Александровича в 1461 году тверская летопись (в которой великая княгиня Анна ни однажды не названа Софией). Но и в убогой обители, среди подвигов поста, молитв, ночных бдений, при широкой благотворительности бедным, смиренной инокине-княгине пришлось пережить немало сердечных скорбей от новых утрат уже детей своих. Спустя лет семь после мученической смерти князя Михаила Ярославича в Орде же погиб первенец их Дмитрий Михайлович по прозванию «Грозные очи». Такой же печальной участи, по клевете московского князя Иоанна Даниловича Калиты, подвергся в татарской Орде 29 октября 1339 года и второй сын Александр Михайлович вместе с сыном своим Феодором. Младший сын Василий Михайлович, получивший в 1339 году в удел город Кашин, а в 1349 году занявший тверской стол великокняжеский, принужден был в 1364 году оставить отчее наследие – Тверь в пользу внука княгини Анны Михаила Александровича, князя микулинского, при чем все законные права дорогого любимца – последнего сына были сильно нарушены.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

21 июля 1649 года после литургии в Успенском храме мощи Анны были вскрыты в присутствии архиепископа Тверского Ионы, а также архимандрита Сильвестра и игумена Иоанна. Тело и одежда княгини были нетленны, а правая кисть была сжата в благословляющем двуперстном жесте. Вскоре Архиерейский собор постановил открыть мощи княгини для поклонения (благо, к тому времени у ее мощей было засвидетельствовано с 1611 года 41 чудо исцеления больных), а святой начали писать иконы, были составлены богослужебные тексты. Уже через год на перенесение мощей княгини из Успенского храма в кафедральный Воскресенский собор Кашина прибыл Царь Алексей Михайлович… И все бы хорошо, но знакомому с историей читателю хорошо понятно, на какой период в истории пришлось прославление благоверной Анны. Русская Церковь в XVII веке была потрясена расколом, ставшим следствием реформы обрядов, Устава и старопечатных книг. А Анна Кашинская оказалась в эпицентре внимания, как молчаливый апологет ревнителей старины. Реформа не терпела компромиссов, любым несогласиям с изменениями в церковной жизни была объявлена война. При Патриархе Иоакиме специальной комиссией была проведена деканонизация благоверной Анны. Формальным основанием стало обнаружение девяти несогласий в житии святой. В итоге патриаршая комиссия признала житие и сказание о чудесах княгини недостоверными, а гроб с мощами Анны был запечатан, хотя и оставлен в Воскресенском соборе, что не нарушало традицию – княжеские и царственные особы издавна хоронились в церквях подобным образом. Торжество Православия Несмотря на деканонизацию, то есть фактический запрет на почитание, верующий народ не забыл добрую княгиню. Люди продолжали приходить к гробу Анны перед вступлением в брак, постригом, началом занятий в школах, и тем более в болезнях и скорбях. Уже в 1728-м году кашинский бургомистр обратился к тверскому владыке Феофилакту с просьбой совершить крестный ход в день всех святых от мощей благоверной княгини по всем храмам Кашина. Событие стало ежегодным, а отличительной особенностью стало ношение на каждом крестном ходе ростовой иконы святой Анны.

http://pravoslavie.ru/133054.html

С левой стороны от входных ворот расположена фреска с изображением двух женских святых. Справа святая великомученица Екатерина Александрийская. День памяти: 7 декабря (24 ноября по старому стилю). Про­ис­хо­ди­ла она из знат­но­го ро­да и от­ли­ча­лась свет­лым умом, уче­но­стью, кра­со­той и символически изображается увенчанная короной. Она также является небесной покровительницей города Екатеринбурга. Очень часто святая великомученица Екатерина изображается вместе со святой великомученицей Варварой. День памяти: 17 декабря (4 декабря по старому стилю). Святая Варвара жила в III веке в городе Илиополе Финикийском. На фреске слева святая великомученица Варвара изображена в одежде, напоминающей русский наряд. Руки, прижатые к груди, символизируют сердечное сопереживание, сокрушение. Святая Варвара - одна из самых почитаемых и любимых святых в России. Она считается защитницей от внезапной и насильственной смерти, что в христианстве считается в большинстве случаев наказанием, как смерть без покаяния и причастия. Кроме того, святая Варвара спасает от нечаянной беды. На простенках между окон в северном притворе также находятся остатки фресковой живописи. На правом простенке кроме штукатурки ничего не сохранилось. Но можно предположить, что фреска была посвящена святой мученице Параскеве, нареченной Пятницею. День памяти: 10 ноября (28 октября по старому стилю). Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. По церковному верованию, святая Параскева считается хранительницей семейного благополучия и счастья, а в сельской местности также покровительницей полей и скота. Ей молятся о сохранении скота от падежа. Святая мученица - целительница людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов. А вот на левом простенке образ женщины в возрасте, со свитком в руке и характерном одеянии, но изображение лица утрачено. Можно с большой уверенностью утверждать, что на этой фреске изображена святая благоверная княгиня - инокиня Анна Кашинская, т.к. она изображается в схиме. День памяти: 25 июня и 15 октября (12 июня и 2 октября по старому стилю). Считается верной помощницей сирот и вдов и потерявших своих родственников. После того как святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой и запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской. В 1908 году была проведена повторная канонизация. В 1908 году почитание благоверной княгини Анны было восстановлено. 11 апреля 1909 года Синод объявил днём памяти Анны 12 июня. Судя по этому факту, можно предположить, что фрески в церкви Георгия Победоносца с. Камышево были написаны после 1908 или 1909 года.

http://sobory.ru/article/?object=11117

При последнем своем расставании благоверные супруги, в предчувствии возможной смерти князя Михаила в Орде, живо сохраняя в своей душе общие кровные предания о святомученических подвигах своих предков за веру и родину, обменялись следующими трогательными и великодушными мыслями. «Настало время лютое, – говорил князь Михаил княгине Анне, – я предчувствую это: мои враги составили против меня заговор и внушили хану убить меня. Пусть же я умру для успокоения всей земли, которая из-за меня страдает». Полная безотрадной горести от этих слов, великая княгиня, однако, имела мужество ободрять благоверного супруга и укреплять надеждой на Бога. «Зачем же ты боишься злочестивого царя? – как бы в ободрение мужа она возразила. – Ведь в нас нет неправды; мы за веру и отечество стоим; Бог нам поможет, хотя мы и малы числом». На это князь Михаил сказал: «Я желаю пострадать за имя Христово». – «Если так, – сказала княгиня Анна, – то блажен будешь; не бойся мучений, будь верен Господу до смерти» 2 . Поистине нельзя не удивляться, какой мужественный голос, полный глубокой веры в Бога, слышится в этой последней беседе благоверных супругов. Чрез шесть месяцев после этой разлуки невинный князь Михаил Ярославич, по клеветам соперника князя Георгия и Кавгадыя из-за спора о великокняжеском столе, осужден был на смерть и после многих поруганий и издевательств от татар замучен в Орде 22 ноября 1318 года на 48[-м] году своей жизни. Но лишь 6 сентября 1320 года мощи благоверного князя Михаила были доставлены из Орды сначала в город Москву и отсюда в Тверь. Увидевши тогда во гробе благоверного супруга-мученика, княгиня Анна вострепетала сердцем от неизобразимой скорби и, в изнеможении падши на землю, с громкими воплями и рыданиями произнесла следующее 3 . «Рыдать ли мне прикажешь, что я лишилась тебя, или возвеселиться, что вижу тебя, дражайший свете мой? Вижу тебя, но вижу бездыханным, безгласным во гробе. Кто похитил наше сокровище? О, Ордынская страна, о, царство безбожных татар! О, зависть, о, злоба! Но не хвались, гордость! Князь мой, как орел, возлетел в высоту; князь мой, как светлое светило, воссиял и, увенчанный венцом, торжествует на небе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Св. Великая Княжна Анна Всеволодовна преставися в лето 6594 майя в 18 день, в инокинях, в Андреевском монастыре в Киеве, зовома Янка. Св. Княжна Улиана Оболенская. Положена в Печерском Монастыре в лето 6600 июля в 26 день. 2) Новгород. Св. благоверная Княгиня Анна (супруга Св. В. К. Владимира Ярославича). Преставися в лето 6570. Св. Княжна Чехина, инокиня Харитина, в Петропавловском монастыре на Синичье горе, в лето 6600 октября в 5 день. Родом Королевства Литовского. Св. преподобная Гликерия девица, в Новегороде на Легощи улице, в церкви Флора и Лавра. 3) Псков. Св. благоверная Княгиня Мария Димитриевна Александровича Невского, жена Домонтова. Преставися в лето 6808. Преподобная инокиня Васса Печерская. Была сожительница до иночества Ионы-строителя (Печерской обители). 4) Москва. Св. преподобная Великая Княгиня Евдокия, во инокинях Евфросиния, начальница Вознесенского монастыря. Преставися в лето 6915 июня в 17 день. Преподобная мати Елена, игуменья Новодевичья монастыря, иже на Москве. Преставися в лето 7056 ноября в 8 день. 5) Ярославль. Св. благоверные Княгиня Ксения и Анастасия. Положены в Древлепетропавловском монастыре. 6) Устюг. (Св. праведный Иоанн и) Св. праведная Мария, жена его. Начальники града Устюга. Положены у церкви Вознесения Господня на посаде. Беша в лето 6000. 7) Новоторжск, иначе Торжок. (Св. Князь Симеон Вяземский. Убиен от Князя Юрия Смоленского в лето 6900.) Св. благоверная Княгиня Иулиана, Новоторжская Чудотворица. Убиена от того же Князя за целомудрие в лето 6900. 8) Кашин. Св. благоверная Княгиня инокиня Анна, Кашинская Чудотворица. Преставися в лето 6830. 9) Василев. (Св. и преподобный Гавриил и) сестра его Анастасия, Василевские Чудотворцы. Беша в лето 7000. 10) Суздаль. Св. праведная Княжна инокиня Евфросиния, иже в Ризположенском монастыре. Преставися в лето 6708 сентября в 25 день. Св. праведная Княгиня инокиня София, иже в в Покровском монастыре. Преставися в лето 7000 декабря в 16 день. 11) Шуя. Св. Евфросиния Чудотворица. 12) Владимир.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010