Протоиерей Александр Куликов Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 26 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 — †29.04.2009) 29 апреля 2009 года отошёл ко Господу один из старейших московских священников, настоятель храма святителя Николая в Клённиках, наследник традиций святого праведного Алексия и священномученика Сергия Мечёвых — протоиерей Александр Куликов. Вся жизнь отца Александра неразрывно связана с Русской Православной Церковью второй половины ХХ — начала XXI века, которой он ревностно служил до последнего часа. О начальных этапах его жизни мы многое узнаём из воспоминаний самого отца Александра. Родился он 1 декабря 1933 года в деревне Александрово Рамешковского района Калининской (Тверской) области в верующей семье. Отец Александр всегда с большой теплотой вспоминал мать — Анну Васильевну, которая наполняла верой быт крестьянской жизни, приучала к труду с молитвой. Однажды Саша упал и сильно ушиб себе бок. Образовалась опухоль. Врачи предлагали операцию, но перед этим мама повезла сына в Тверь. Промыслительно они оказались в соборе, где в тот день служил архиепископ Калининский и Кашинский Фаддей (Успенский, ныне прославлен в лике святых). Владыка велел причастить мальчика, а больное место помазать маслом от чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Вскоре Саша выздоровел. Анна Васильевна, а впоследствии и повзрослевший Александр верили, что совершилось чудо по молитвам владыки Фаддея. В 1943 году на фронтах Великой Отечественной войны погибли отец семьи Куликовых Сергей Васильевич и старший брат Александра Пётр. Благодаря материнской заботе и воспитанию жизни по вере большая семья прошла сквозь тяжёлые военные и послевоенные годы. В 1948 году умирает Анна Васильевна. Александр с сёстрами переезжает в Тверь, где оканчивает среднюю школу и ещё школьником прислуживает в соборе Белая Троица у возглавлявшего Калининскую и Великолукскую епархию епископа Арсения (Крылова), которого будущий отец Александр глубоко чтил как воспитателя, заменившего ему отца. В 1950 году Владыку переводят в Уфу с назначением епископом Уфимским и Башкирским, и он приглашает юношу к себе на должность иподиакона.

http://pravmir.ru/protoierej-aleksandr-k...

(1271/72 - 22.11.1318), св. блгв. кн. Тверской, вел. кн. Владимирский (пам. 22 нояб., в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых). Сын вел. кн. Владимирского и Тверского Ярослава Ярославича и вел. кнг. св. блгв. Ксении Юрьевны . Основными источниками сведений о жизни М. Я. являются летописи XIII-XV вв. (Рогожская, Симеоновская, Новгородская I, Ермолинская, Московский свод кон. XV в. и др.), а также Житие св. князя, написанное вскоре после его кончины. О рождении М. Я. после смерти отца, умершего по дороге из Орды, сообщается в Московском своде кон. XV в. и в Ермолинской летописи. Летописи не дают уточнений о дате рождения княжича, сообщается лишь, что Ярослав скончался «зимой». Тем не менее дату рождения - 1 нояб.- содержит позднее Похвальное слово М. Я. (2-я пол. XVII в.). Неизвестно, на какие данные опирался его составитель, но В. А. Кучкин определил, что одним из его источников был некий поздний летописный памятник, содержавший в т. ч. ошибочные даты. Имя княжичу было дано, по-видимому, в честь умершего единокровного брата. В летописях, восходящих к Новгородско-Софийскому своду XV в., известие о смерти Михаила Ярославича-старшего следует за информацией о смерти Ярослава. Т. о., как отмечают А. Ф. Литвина и Ф. Б. Успенский, имя Михаил «совмещало в себе функции родового и христианского» ( Литвина, Успенский. 2006. С. 580). Арх. Михаил как небесный покровитель постоянно присутствовал в жизни М. Я. 8 нояб. 1294 г., на Собор арх. Михаила, он венчался с кнж. Анной Дмитриевной, дочерью кн. Дмитрия Борисовича Ростовского (см. св. блгв. кнг. Анна Кашинская ). Сохранились атрибутируемые М. Я. печати с изображением арх. Михаила ( Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 2. С. 9, 11-12; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. С. 64, 66-67, 165-166). В княжение М. Я. в нач. XIV в. была построена ц. арх. Михаила «на брезе» (на Загородском посаде на берегу Волги). Неоднократно упоминаются арх. Михаил и его чудесная помощь в Житии М. Я., в т. ч. его автор подчеркивает, что 6 сент., на память Чуда арх. Михаила в Хонех, М. Я. прибыл в Орду, и на ту же дату пришлось погребение останков М. Я. в Спасо-Преображенском соборе Твери.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

  За 2000-летнюю историю Христианства немало было супружеских пар, которые стали в браке воистину «единой плотью», все силы свои и умения, а подчас и саму жизнь отдали служению Господу. Именно в странах, исповедающих Православие, и особенно – на Руси, так велико число канонизированных супружеских пар, семей, в которых святыми являются и муж и жена, а часто еще и их дети. О многих наших героях известно во всем христианском мире. Это святые супруги праотцы Адам и Ева; родители Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Захарий и Елисавета; родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна; ветхозаветные пророки Исаак и Авраам и их супруги Ревекка и Сарра; Григорий-старший и Нонна, родители святителя Григория Богослова ; Завулон и Сосанна, родители равноапостольной Нины, Адриан и Наталия. Это и наши с вами соотечественники: Кирилл и Мария Радонежские, родители прп. Сергия Радонежского; Иулиания и Георгий Осорьины; Сергий и Варвара Свирские, родители прп. Александра Свирского ; целый сонм княжеских супружеских пар: Петр и Феврония Муромские; Димитрий Донской и Евдокия Московская; Михаил Тверской и Анна Кашинская; Ярослав Мудрый и Ирина Новгородская; Глеб и Агафия Владимирские; семья царственных страстотерпцев Николая и Александры Романовых. О других угодниках Божиих, рассказанных нами в пособии, сегодня, может быть, не так широко известно, или известен один из супругов. Это святые супруги Евстафий Плакида и Феопистия; апостол Андроник и Иуния; Иоанн и Мария Устюжские; греческая царица Феодора и император Иустиниан; отец Иоанн (в иночестве Иона) и матушка София (в иночестве Васса); блаженные Ангелина и Стефан Бранковичи; Стефан и Зоя, мученики Атталийские; мученики Терентий и Неонила; Владимир и Агриппина Ржевские; практически наши современники – новомученики и исповедники Российские протоиерей Владимир и Евфросиния Джуринские, расстрелянные в 20-е годы прошлого века. Одни из них окончили свои жизни мирно, прожив долгую жизнь, другие претерпели тяжелые страдания и муки и отдали за веру самое дорогое – свои жизни; в разные времена и в разных странах жили они, к разным социальным слоям общества принадлежали – были апостолами, императорами, пророками, князьями или простолюдинами, но одно объединяет всех наших героев: дар благодатной любви, дар Святого Духа, дарованный им во время венчания, они приняли всем сердцем, всей душой и так построили свои семьи, что стали действительно «единой плотью» и все силы свои, всю свою любовь отдали на служение Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Апологетический очерк православного учения о почитании святых мощей в связи с недавними событиями в Сарове Источник Скачать epub pdf 1905, 30 апреля. Настоящая работа написана В. С. Новочадовым в 1905 году. Почитание благоверной княгини Анны Кашинской было восстановлено Определением Святейшего Синода от 11 апреля 1909 года. Подробнее см. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская Иван Васильевич Баженов [прим. Ред.] Содержание Часть первая Лютер Мелангтон Цвингли Кальвин Часть вторая     1903 года, 19 июля совершилось великое торжество Русской Церкви – открытие мощей преподобного Серафима, Саровского Чудотворца. Глубокое значение этого события, столь дорогого всякому истинному члену нашей Церкви, особенно живо сознавалось и чувствовалось непосредственными свидетелями прославления преподобного. В глуши дремучих саровских лесов, на месте уединенных подвигов старца, как-то заметнее ощущалось его присутствие: там все напоминало о нем, там был он ближе ко всем. И пламенная любовь убогого Серафима, согревавшая тысячи сердец, стремившихся прежде к нему за советом, давала теперь душевную отраду и мир другим тысячам паломников, прибывших к мощам святого старца, как бы снова начавшего жить среди братьев своих. – С другой стороны, светлые дни «Саровской Пасхи» становились еще более знаменательными при мысли о том, что события, которые приходилось видеть своими глазами, были и в древней Церкви, и там служили источником духовной радости и несокрушимой внутренней мощи первых христиан. Ведь, они – те христиане – тоже собирались сначала к гробницам, а затем, со времени Константина Великого , и к мощам своих апостолов, мучеников, святителей, исповедников. Здесь они считали себя гостями святых: учились их терпению и трудам, объединялись с ними в молитве и вместе славили Христа. А предлежащие святые мощи, как внешний центр такого единения умерших и живых христиан, были для последних дороже золота и драгоценных камней. Потому Церковь всегда свято чтила мощи святых. Потому и Седьмой Вселенский Собор дал следующее правило в ограждение святости мощей на все времена: «Господь наш Иисус Христос , говорили отцы Собора, даровал нам мощи святых, как спасительные источники, многообразно изливающие благодеяния на немощных. Итак, дерзнувшие отвергать мощи мучеников, о которых знали, что они подлинные и истинные: если это епископы или клирики, – да низложатся, а если иноки и миряне, – да лишатся приобщения» (Деян. Соб. 3 и 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Г.В. Маркелов Указатель изображений Атласа Александр Невский 1–5 Александр Ошевенский 6 Александр Свирский 7–14, 17, 18 Александр Свирский и избранные святые 15 Алексий митрополит 22–25 Алексий митрополит, Антоний Римлянин, Екатерина великомученица 26 Алексий митрополит и Симеон преподобный 21 Амфилохий и Дионисий Глушицкие 27 Андрей Смоленский Переяславский 19 Андроник Московский (предположи­тельно) 28 Анна Кашинская 20, 29, 30 Антоний Дымский, Ксения преподобная, Артемий мученик 31 Антоний Дымский с монастырем 32, 33 Антоний и Исаия Сийские (предположительно) 43 Антоний Печерский 41 Антоний Римлянин с монастырем 34, 35 Антоний Сийский 36–40, 42 Артемий Веркольский 44, 46 Артемий Веркольский, Антипа мученик и Власий священномученик 49 Артемий Веркольский и Симеон Столпник 45 Артемий Веркольский и Успение святой Анны 47 Артемий Веркольский с монастырем 48 Белозерские чудотворцы: Мартиниан, Кирилл, Кирилл Новоезерский, Ферапонт (предположительно) 50 Богоматерь – Боголюбская и Иосиф Волоцкий 52 ---- и князь Андрей Боголюбский 51 -- – с предстоящим в молении на­родом 57 -- – с предстоящими Леонтием Ростовским и (предположительно) Андреем Боголюбским 152 -- – с предстоящими митрополитами Петром, Алексием, Ионой и Филиппом Московскими 54 –Никитская с предстоящими Ники­той Новгородским и неизвестными святыми 181 –  Петровская с изображением мит­рополитов Петра, Ионы и Алек­сия 211 –  Печерская с предстоящими Анто­нием и Феодосием Печерскими 212, 213 –  с избранными русскими святыми 53, 55, 56 Борис, князь 58 Борис и Глеб 60–69 Борис, Владимир и Глеб 70, 71 Варлаам Хутынский 72, 73 Василий Блаженный 75, 76, 128 Василий Блаженный и Максим Юродивый 74 Василий Блаженный (предположительно), Прокопий Устюжский и неизвестный святой 77 Василий и Константин Ярославские 78 Владимир и Агриппина Ржевские 81, 82 Владимир Равноапостольный 79, 80 Всеволод-Гавриил Псковский 83, 84, 86 Всеволод-Гавриил   Псковский и Антипа священномученик 85 Геннадий Костромской Любимоградский и Макарий Калязинский 87

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, прежде вольныя и спасительныя Своея страсти и воскресения, сеющу слово спасения живущим на земле, и часто не токмо единем божественным своим учеником и апостолом беседоваше, но и ко всем народом учение свое простирая и подвизая ученики своя на проповедь , сице глаголаше: «Се Аз посылаю вас, яко овцы, посреде волков. Предадят бо вы на сонмы и на соборищи, и пред цари и владыки ведени будете имени Моего ради. И не убойтеся от убивающим тело, души же не могущих коснутися». И такового пресладкого и небесного и спасеного учения мнози явишася, яко звезды небесныя множеством, мученицы и исповедницы, и подобницы божественным и спасительным Его страстем показашася. Всяких виде учения доблественно претерпеша и победители врагу до конца явишася. Иногда же и народом беседоваше: «Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим, иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть». И паки: «Аще кто оставит отца или матерь, или жену, или чада, и села, и имения имени Моего ради, стократицею приимет и живот вечный наследит. И аще кто не возьмет креста своего и вслед Мене грядет, сей несть Мне ученик». И не просто учаше, но яко Бог и Владыка всех, ведый помышления человеческа и испытая сердца и утробы, яко не от слышания точию спасение бывает, но аще кто сотворит пречистую волю Его, сей спасен будет: «Аще кто слово Мое соблюдет, жив будет во веки». Такового евангельского проповедания приемше слово спасеное и развергше бразды сердец своих, вземше крест последоваша Христу, в пустынях скитающеся, и в горах, и в вертепах, и в пропастех земных живуще, отбегающе от прелести мира сего, и яко небо парнии орли приемше крила легкостию смысла своего возлетеша на небо. Понеже всем сердцем возлюбиша Господа Бога и Тому невозвратным путем шествоваша, и ничто же паче любве Его предпочтоша. Якоже и сия блаженная и великая княгиня Анна, о ней же нам ныне слово предлежит, от юности своея возлюбила божественныя и спасительныя заповеди Его и Тому невозвратным путем шествова, якоже напреди слово явит о сем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Моя семья будет жить вечно, потому что браки совершаются на небесах Виктория Гусакова о семинаре «Семья как базовая национальная ценность», прошедшем в Санкт-Петербургском суворовском военном училище 21.11.2014 475 Время на чтение 3 минуты 20 ноября в рамках реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию кадет в Санкт-Петербургском суворовском военном училище МО РФ состоялся семинар по теме «Семья как базовая национальная ценность». В нем приняли участие разные поколения: суворовцы 1 курса (5 класс), обучающиеся в клубе «Летописец», и магистранты кафедры педагогика РГПУ имени А.И. Герцена, в числе которых были и молодые специалисты, и уже имеющие большой жизненный опыт учителя, и многодетные родители. Семинар проходил накануне празднования Дня матери, и потому закономерным стал разговор о взаимоотношениях жены и мужа, отца и отца, родителей и детей. В первой части семинара магистранты провели с суворовцами беседу о семьях, которые причислены Русской православной церковью к лику святых. Среди них – святые Петр и Феврония Муромские, чья память празднуется 8 июля, в день, который сейчас считается праздником любви и верности в браке. Юные суворовцы узнали, что этот праздник – достойная альтернатива дню святого Валентина – западному торжеству «свободной псевдолюбви», поправшему такие духовно-нравственные понятия как верность, честность, преданность. Затем речь шла о святых княгине Анне Кашинской и князе Михаиле Черниговском, который добровольно принял смерть в Орде во имя сохранения своего народа. С большим интересом суворовцы прослушали рассказ об основании города Кашина, где провела свои последние годы вдова Анна. В основу планировки Кашина был положен крест и сердце, напоминавшие о любви и верности супругов. В беседе о святых Дмитрии Донском и Евдокии Московской акцент был сделан на воспитании 12 детей, а в разговоре о последнем русском императоре Николае II и его семье – на духовном единении всех членов и их единодушном радении о России.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/11/21/mo...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви С монахиней Иоанной (Егоровой), настоятельницей Введено-Оятского женского монастыря, мы познакомились два года назад, когда с группой молодежи приезжали к ним потрудиться. До сих пор помню чудесное впечатление от этой поездки и от самой матушки. И казалось бы, чего хорошего: «удобства» на улице, ледяная вода из колодца, грязь по колено - но так хочется возвращаться туда снова и снова… Влюбляешься в эти края, в тишину монастырского быта, в дружелюбие монахинь и, конечно, в саму нестрогую «начальницу». Анна Ершова корреспондент Матушка Иоанна - энергичная, трудолюбивая, один день торопится в город по делам, другой - уже рядом с нами на послушаниях, работает так, что не угнаться. Радостная, ровная в общении. Пили чай вместе, ребята на бумажках писали ей вопросы, она спокойно и искренне отвечала на любые. «Почему вы стали монахиней?», «Влюбляются ли монашки?», - и еще сто вопросов от любопытных подростков. Тогда и возникла у меня идея записать такую беседу. Мы встретились с матушкой на подворье монастыря, в храме св. кн. Анны Кашинской. - У монастырских настоятельниц во владении судьбы людей. Не страшно ли ошибиться? Бывает ли, что настоятельница дает кому-то послушание не по силам, а потом понимает, что надо было сделать по-другому? - Бывают и такие ситуации… Мы все несовершенны, нет человека без греха. Только Бог без греха. Но надо учитывать, что если матушку поставили на эту должность, то она не сама пришла, а ее призвали. Ведь Бог ведет каждого человека и испытания сверх меры не даст. Тем не менее обольщаться тем, что все будет идеально, не следует. Это постоянная работа над собой, размышления, переживания, сомнения. Ответственность огромна, и дров наломать можно много. Но разве в семье такого не бывает? И родители могут ошибиться, создать детям такие условия, что у них на всю жизнь будет отпечаток. Но время все расставляет на свои места…

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/7/16...

Митрополит Варсонофий сопровождал Святейшего Патриарха Кирилла в поездке в Екатеринбург июля 2018 Святейший Патриарх Кирилл , посетил 13 июля храм-на-Крови в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в Екатеринбурге. В храм был принесен ковчег с частицей мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы из Марфо-Мариинской обители Москвы. Перед ним было совершено славление святой. Присутствовали митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , Ташкентский и Узбекистанский Викентий, Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, архиепископ Солнечногорский Сергий, епископы Каменский и Алапаевский Мефодий, Нижнетагильский и Невьянский Евгений, Серовский и Краснотурьинский Алексий, а также духовенство Екатеринбургской митрополии, представители органов власти и Объединения членов рода Романовых, жители города, паломники. Предстоятель отметил, что всякое посещение Екатеринбурга связано с мыслями о подвиге святой царской семьи. В год празднования 150-летия со дня рождения императора Николая II и воспоминания о его трагической кончине вместе со всей семьей мы должны вознести особые молитвы, чтобы они пред лицом Божиим ходатайствовали об Отечестве, народе, о том, чтобы никогда и ни при каких условиях гражданские смуты, противоречия, столкновения не губили Отечество, как погублено оно было в страшную революционную годину XX века. В нижнем храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской было совершено славление. Царская семья приняла мученическую кончину 100 лет назад, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома. В начале 2000-х годов в этом подвальном помещении был устроен храм. На западном своде изображена Державная икона Божией Матери, которая была явлена в день, когда государь был вынужден оставить престол, и святые, прославленные во время царствования императора Николая Александровича: святители Феодосий Черниговский, Иоасаф Белгородский, Гермоген Московский, Питирим Тамбовский и Иоанн Тобольский, преподобный Серафим Саровский, святая княгиня Анна Кашинская. По правую сторону от престола в реликварии будут находиться фрагменты Ипатьевского дома: кирпич и балясина. Стены и пол вокруг жертвенника облицованы красным ониксом, символизирующим мученическую кровь, пролитую царской семьей и ее приближенными, а также цвет царской багряницы и порфиры.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Последний Российский Император Николай II был старшим сыном Императора: Александра III и его супруги Императрицы Марии Феодоровны (дочери датского короля Христиана VII). Он родился 6 мая 1868 года. Император Николай Александрович восшел на престол после смерти своего отца - Императора Александра III - 20 октября 1894 года. Коронование на царство совершилось 14 мая 1896 года в Успенском соборе Московского Кремля. Супругой Николая Александровича стала принцесса Алиса Гессенская внучка английской королевы Виктории. Родилась принцесса Алиса - будущая Российская Императрица Александра Феодоровна - 25 мая 1872 года в Дармштадте. Венчание Николая Александровича и Александры Феодоровны совершилось 14 ноября 1894 года. В Царской Семье родились четыре дочери: Ольга (3 ноября 1895 года), Татиана (29 мая 1897 года), Мария (14 июня 1899 года), Анастасия (5 июня 1901 года). 30 июля 1904 года у Царской четы родился долгожданный сын, наследник Российского престола Цесаревич Алексий. Николай II относился к несению обязанностей монарха как к своему священному долгу. Император уделял большое внимание нуждам Православной Церкви, щедро жертвовал на постройку новых храмов, в том числе и за пределами России. За годы его царствования число приходских церквей в России увеличилось более чем на 10 тысяч, было открыто более 250 новых монастырей. Император лично участвовал в закладке новых храмов и в других церковных торжествах. В царствование Императора Николая II церковная иерархия получила возможность подготовить созыв Поместного Собора, дотоле два века не созывавшегося. Личное благочестие Государя проявилось в канонизации святых. В годы его царствования к лику святых были причислены святитель Феодосии Черниговский (1896 год), преподобный Серафим Саровский (1903 год), святая княгиня Анна Кашинская (восстановление почитания в 1909 году), святитель Иоасаф Белгородский (1911 год), святитель Ермоген Московский (1913 год), святитель Питирим Тамбовский (1914 год), святитель Иоанн Тобольский (1916 год). Император вынужден был проявить особую настойчивость, добиваясь канонизации преподобного Серафима Саровского, святителей Иоасафа Белгородского и Иоанна Тобольского. Николай II высоко чтил святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. После его блаженной кончины Царь повелел совершать всенародное молитвенное поминовение почившего в день его преставления.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1971...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010