При поддержке правительства Тверской области вышла в свет книга, посвященная благоверной княгине Анне Кашинской 24 июня 2023 г. 23:21 При поддержке правительства Тверской области вышла в свет книга «Святая благоверная княгиня-инокиня Анна Кашинская». Издание приурочено к 655-летию преставления благоверной княгини Анны Кашинской и 75-летию возвращения ее святых мощей Русской Православной Церкви. Книга содержит житие святой княгини — текст писателя и исследователя древнерусской литературы В.З. Исакова. В издании используются авторские иллюстрации народного художника России Л.Г. Юга. Со страниц издания к читателям обратился митрополит Тверской и Кашинский Амвросий : «2023 год подарил нам две знаменательные даты из богатейшей истории нашей Тверской епархии: 75 лет со дня возвращения Церкви мощей святой благоверной княгини и инокини Анны Кашинской и 655 лет со дня ее преставления. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская — небесная покровительница нашей Тверской земли. Она не только исторический символ нашей области, но и ориентир для современной праведной жизни. Она — покровительница семьи, брака, любви и верности и наш образец для подражания. Нынешний год — особое время, когда мы все вспоминаем и отмечаем подвиги и благословенный пример жизни святых Михаила Тверского и Анны Кашинской. Их любовь и верность должны служить нам примером и напоминанием об истинной сущности семьи, христианского брака и любви мужчины и женщины, благословленной Христом. Жизнь святой Анны была полна испытаний. Она потеряла мужа, четырех детей и внука, потеряла все, что у нее было. На ее женскую долю выпали тяжкие страдания при жизни, которые нисколько не озлобили ее, но, наоборот, лишь больше укрепили в любви к Богу. И даже после смерти, когда она была признана святой, ее почитание прекратилось из-за церковного раскола и человеческой немощи. Но, несмотря на эти испытания, правда Божия восторжествовала. Мощи святой Анны были вновь обретены, и она снова стала почитаемой святой Церкви Христовой. Святая Анна Кашинская напоминает нам о том, что истинная любовь и верность к близким людям являются продолжением любви и верности человека к Богу. Да поможет нам Господь усвоить уроки, которые мы можем извлечь из ее святой жизни, и применить их в наших собственных жизнях. Да будет так».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Имя Анна 4 мин., 24.06.2016 Наши имена, их значения и святые, в честь которых мы крещены в проекте «Фомы» — «Именины» . Значение имени Анна: Имя Анна —древнееврейское имя. Переводится как «милость», «благоволение». Дата: 25 июня — обретение мощей (1650) и второе прославление (1909) святой благоверной княгини Анны Кашинской. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская (1280–1368) К н ягиня Анна была женой тверского князя Михаила, убитого в Орде по доносу московского князя Юрия. Ее старший сын, наследник Михаила, князь Дмитрий Грозные Очи, зарубил Юрия Московского в Орде и был убит. Другой ее сын, Александр, и внук Федор также погибли в Орде, защищая тверичей от гнева хана после того, как в Твери был убит ханский посланник. Михаил Тверской отправляется в Орду Анна долгое время помогала сыновьям в делах управления княжеством. Под конец жизни приняла монашеский постриг, а перед самой кончиной — схиму. Последний год жизни провела в городе Кашине, в устроенном специально для нее Успенском монастыре. В 1549 году был причислен к лику святых муж Анны, тверской князь Михаил. А через 100 лет, по рассмотрении чудес и освидетельствовании мощей, собор, устроенный патриархом Никоном, причислил Анну Кашинскую к лику святых. В 1677 году комиссией патриарха Иоакима святая Анна была вычеркнута из святцев, поскольку старообрядцы указывали на благословляющий жест, в котором были сложены руки святой, как на подтверждение большей древности двоеперстия. Но почитание Анны Кашинской не прекратилось. Продолжали вестись записи исцелений от ее гроба, совершались крестные ходы до реки Нерль, где княгиня прощалась с мужем, отправлявшимся в Орду. И в 1818 году, спустя некоторое время после учреждения единоверия, Святейший Синод вернул имя Анны в святцы. Повторная канонизация состоялась в 1909 году. Решающую роль в ней сыграл император Николай II. В Санкт-Петербурге в честь святой княгини была освящена первая церковь — храм подворья Введено-Оятского монастыря. Сегодня в этом храме каждый может приложиться к мощам святой благоверной княгини Анны Кашинской. Дни памяти святой благоверной княгини Анны Кашинской:

http://foma.ru/imya-anna.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Кашин: город с большим сердцем 2 мин., 21.02.2022 Кашин называют «городом русского сердца». Это не фигура речи. Если взглянуть на Воскресенский собор с высоты птичьего полета, увидишь, что храм стоит внутри природного чуда: изгиб реки Кашинки образует вокруг собора и Кашинского кремля знак сердца. Воскресенский собор города Кашина Воскресенский собор находится рядом с кремлем и виден из любой точки Кашина. Первый храм на этом месте упоминается в летописях в конце XIV века. Собор не раз перестраивался. Сегодняшний вид он приобрел в середине XIX века. В то время он вмещал до 7000 человек — все население Кашина! Сегодня это самый большой собор во всей Тверской епархии. Разорение и возрождение В 1930-е годы храм закрыли. С собора сняли колокола и кресты, разрушили внутреннее убранство. Многие росписи сильно пострадали, какие-то безвозвратно погибли. Вот так сейчас выглядит центральный неф собора. 125 ступенек к небу В 1855 году к зданию Воскресенского собора пристроили 76-метро­вую трехъярусную колокольню со шпилем. Чтобы увидеть старинный купеческий город с высоты птичьего полета, нужно преодолеть 125 ступенек и подняться на смотровую площадку. Панорама отсюда открывается потрясающая! Куранты Часы установили в 1872 году, и они до сих пор исправно работают. Фото Ольги Квесисской kvesisskaya.tourister.ru Святая преподобная княгиня Анна: покровительница города Кашина С Кашином связаны судьбы многих святых. Самая извест­ная — благоверная Анна Кашин­ская, тверская княгиня, жившая в XIII–XIV веках и потерявшая в междоусобице почти всех своих близких. Крестный ход на повторном прославлении Анны Кашинской, 12 июня 1909 Памятник святой Анне Кашинской Фото Алексея Видинеева В 1812 году войска Наполеона заняли Москву и были на подступах к Кашину, образ благоверной княгини обносили вокруг города крестным ходом двенадцать раз. Французы до Кашина не дошли. «Дом благоверной» Шитый покров с мощей преподобной Анны Кашинской. Середина XVII века. Хранится в ГИМ

http://foma.ru/kashin-gorod-s-bolshim-se...

Слабая женщина с сильным характером, она перенесла горькие испытания при жизни и была несправедливо забыта потомками. Прославившаяся чудотворениями по блаженном успении, далеко не сразу святая княгиня удостоилась общецерковного почитания. Святая с непростой судьбой при жизни и после смерти, сегодня она сияет нам светом святости из глубины веков. Святая благоверная Анна Кашинская Из рода княжеского Точная дата рождения княгини Анны неизвестна, но приблизительно исследователи называют годом появления святой на свет промежуток между 1278–1279 годами. Происходила Анна из рода ростовских князей. Отцом княгини был Дмитрий Борисович Ростовский, а дедом – известный Борис Василькович, «печальник земли Русской», почти всю жизнь проживший в Орде. Борис Василькович выступал послом доброй воли и заступником перед ханами за родную землю, силой убеждения останавливая жестоких ордынцев от набегов, грабежей, разорений и казней. Ростовские князья отличались глубокой верой и добрым нравом. Борис Василькович дружил с ордынским царевичем Петром, принявшим Крещение и переехавшим в Ростов. Они даже стали побратимами, а дружба их потомков продолжилась и после смерти товарищей. Происходившей из знатной, а к тому же благочестивой семьи девушке требовался жених не просто одного звания, но и духа. После смерти отца Анна выходит замуж за тверского князя Михаила, знаменитого святого Русской Церкви, прославленного в лике благоверных. Венчание молодоженов состоялось в день именин жениха, в ноябре 1294 года, на память Михаила Архангела. Возможно, брак благочестивой четы пребывал бы в мирном христианском спокойствии, если бы не ряд испытаний, выпавших на долю Михаила и Анны. Многи скорби праведным Иначе, как известными словами из псалма, нельзя озаглавить череду испытаний, выпавших на долю святой Анны Кашинской. Уже через полгода после заключения брачного союза молодая семья наблюдала за страшным пожаром, охватившим Тверь, а спустя три года и княжий терем сгорел дотла. Михаил едва спас Анну из бушующего пламени. Пожары охватили всю тверскую землю, пожарам сопутствовала засуха и гибель скота. Тяжело заболел князь Михаил. А в 1299-м году в младенчестве умерла дочь четы Феодора, первенец семьи.

http://pravoslavie.ru/133054.html

Елизавета Федоровна и Анна Кашинская — встреча двух княгинь В жизни земной встречаются две княгини, претерпевшие за свою жизнь тяжелые скорби и мучения, отдавшие себя служению простому люду и Господу, чтобы потом встретиться в жизни небесной, прославленные в лике святых … 25 июня, 2012 В жизни земной встречаются две княгини, претерпевшие за свою жизнь тяжелые скорби и мучения, отдавшие себя служению простому люду и Господу, чтобы потом встретиться в жизни небесной, прославленные в лике святых … Великая княгиня Елизавета Федоровна на торжестве прославления великой княгини Анны Кашинской. 12 (25) июня 1909 г . Великая княгиня Елизавета Федоровна Дивны дела Твои, Господи, когда взираешь на переплетения судеб человеческих, где каждое событие имеет глубочайшее значение. Когда в жизни земной встречаются две княгини, претерпевшие за свою жизнь тяжелые скорби и мучения, отдавшие себя служению простому люду и Господу, чтобы потом встретиться в жизни небесной, прославленные в лике святых. Удивительна и промыслительна встреча двух княгинь – святой Анны Кашинской и Елизаветы Федоровны в далеком 1909 году в городе Кашине, где прошли торжества в честь второго прославления в лике святых княгини Анны. Так начинают рассказ об этом радостном событии «Тверские епархиальные ведомости» в 1909 г .: « 10-го июня утром прибыла по железной дороге на поклонение многоскорбной Княгине Ея Высочество Великая Княгиня Елисавета Федоровна ». К ее прибытию вокзал красиво убрали флагами, гирляндами зелени, небольшими арками с коронами наверху. « С чувством сердечной радости имеем счастье встречать Тебя, Благоверная Княгиня. Ты пришла разделить с православным русским народом уготованный здесь пир нашей веры, по случаю восстановления церковного почитания во святых Благоверной Княгини преподобной Анны Кашинской». На вокзале Елизавету Федоровну встретили губернатор, представители городского и земского управления, власти, а у Воскресенского собора ее с нетерпением ожидали местные и много приезжих представителей духовенства. Архиепископ Алексий в полном облачении, с посохом и крестом в руках приветствовал Ее Высочество прекрасной речью, причем высокую паломницу, супругу князя-мученика, назвал «близкой по судьбе и родной по духу» благоверной княгине Анне. «Настоящее торжество в честь многострадальной Благоверной Княгини Анны, изволением Промысла Божия, суждено разделить с нами именно лично Тебе, многострадальная возлюбленная Благоверная Великая Княгиня, Тебе – как близкой с нею по судьбе и родной по духу …»

http://pravmir.ru/knyagini-promyslitelna...

Закрыть itemscope itemtype="" > Дважды святая княгиня 02.08.2012 350 История жизни и прославления святой благоверной княгини Анны Кашинской (ок. 1280-1368), обретение мощей которой Русская Православная Церковь отмечает 3 августа, до сих пор обращает на себя взоры многих. Почему ее канонизировали дважды и как к этому относиться верующему человеку, мы спросили управляющую подворьем Введено-Оятского женского монастыря - храма святой Анны Кашинской в Санкт-Петербурге инокиню Софию (Егорову). - Княгиня Анна Кашинская была канонизирована в лике благоверной при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне в 1649 году. В 1650 году состоялось торжественное перенесение ее мощей из деревянного Успенского собора Кашина в каменный Воскресенский. Однако, так получилось, что через 27 лет, в 1677 году, на Малом церковном соборе в Москве ее церковное почитание запретили. Княгине Анне нельзя было писать иконы, служить молебны. Этот запрет во многом был спровоцирован политикой. Старообрядцы указывали на то, что у буквально только что прославленной святой пальцы правой руки были сложены в двуперстном знамении. Впоследствии церковная комиссия опровергла это утверждение. Однако именно к этому факту апеллировали старообрядцы, пытаясь доказать, что святая княгиня придерживалась старых обрядов, а значит их нельзя и менять. Собор же, который лишил церковного, но не народного почитания святую княгиню Анну, тоже действовал в русле политики, пытаясь противостоять расколу. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская, в монашестве София (ок. 1280 - 2 октября 1368) - тверская княгиня, прославленная Русской Православной Церковью. В своей мирской жизни пережила потерю практически всех своих родственников (мужа - князя Михаила Тверского, детей - дочери Феодоры, сыновей Дмитрия, Александра, внука Федора). Приняла монашеский постриг, была настоятельницей Тверского женского монастыря во имя святого Афанасия, впоследствии приняла схиму. Канонизирована в 1649 году. В 1677 г. была деканонизирована Малым церковным собором в Москве. В 1908 г. Священным Синодом церковное почитание святой благоверной княгини Анны Кашинской было восстановлено. Дни памяти (н. ст.) - 25 июня - перенесение мощей, второе прославление; 3 августа - обретение мощей; 15 октября - преставление.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

«Спаси, Господи, ибо не стало праведного» (Пс. 11: 2) Памяти схиигумении Стефаниды (Топорковой) 7/20 марта сего года отошла ко Господу схиигуменья Стефанида (Топоркова) – первая настоятельница возрожденного Никольского Клобукова монастыря в городе Кашине. Сегодня, 16/29 апреля, – 40 дней от преставления матушки Стефаниды. Светлая ей память! Игумения Анна (Топоркова) Чаще всего паломники стремятся поклониться святыням хорошо известных обителей. Однако есть множество небольших городов и весей, связанных с именем лишь одного святого, просиявшего перед Богом. Об этом приходится вспоминать в наши дни, когда все мы вынуждены осознавать, насколько хрупка и незащищена православная вера за пределами мегаполисов. Поэтому молитвенная и деятельная поддержка так необходима немногим подвижникам, возносящим молитвы ко Господу во всех уголках нашей Родины и за ее пределами. В июне 1909 года многотысячные крестные ходы со всей России входили в маленький город Кашин, чтобы отпраздновать второе прославление его небесной заступницы, жившей в XIII–XIV веках и явившей образец женской святости в тяжелое и неспокойное время монголо-татарского нашествия, – благоверной великой княгини Анны Кашинской. В 2009 году в Тверской и Кашинской епархии будет отмечаться юбилей – 100-летие со дня второго прославления благоверной княгини. К празднику приурочено и долгожданное возвращение величественного Воскресенского кафедрального собора, который используется пока еще как дом культуры. Возрожденный в 1998 году ежегодный крестный ход с мощами святой покровительницы города остановится и у старинного Никольского Клобукова монастыря – единственной восстановленной обители в этом кафедральном городе. Однако паломников уже не встретит его первая (после возрождения) настоятельница: 20 марта 2009 года схиигуменья Стефанида отошла го Господу. Юлия Ефимовна Топоркова – таково было мирское имя матушки Стефаниды – родилась 29 июня 1938 года в казачьей семье на Кубани. В семье было трое детей, Юлия была самой младшей. Благочестивые родители Юлии прожили более 90 лет и умерли практически в одно и то же время. Будущая монахиня окончила Московский государственный текстильный институт и стала художником по тканям. Ее дипломная работа, посвященная русскому традиционному костюму, заняла призовое место и демонстрировалась на Парижской выставке.

http://pravoslavie.ru/30202.html

Веруем, что только по ея молитвам и сохранились мы 12 января 2023 г. 17:44 75 лет назад в Церковь вернулись мощи благоверной Анны Кашинской. Это значимое и важное событие произошло в рамках так называемого сталинского потепления в отношении Церкви, которое началось во время войны и завершилось в 1948 году. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» ( 1, 2023 , PDF-bepcuя ). Святая благоверная княгиня инокиня Анна Дмитриевна Кашинская (ок. 1280 — 2 октяб­ря 1368) просияла своей святостью в тяжелейшую эпоху русской истории — во время монголо-татарского ига. Достойная жена своего святого супруга благоверного великого князя Михаила Тверского, как и он, имела высокое устроение души, желая послужить в Русской земле народу Божиему, измученному гнетом жестокого врага — кровопролитными набегами и поборами, смертями и потерями близких, имущества. Повесть об убиении благоверного христолюбивого великого князя Михаила Ярославича, написанная спустя всего несколько лет после кончины святого, по всей видимости, духовником князя и очевидцем его подвига игуменом тверского Отроча монастыря Александром, разошлась в Русской земле во множестве списков. С глубоким сочувствием и состраданием внимали современники князя Михаила и их потомки рассказу о страдании святого и свидетельству духовника о его последней исповеди: «Если я куда-нибудь уклонюсь, а отчина моя вся в полоне перебита будет, — ведь мне же умирать после этого; так лучше мне ныне положить душу свою за многие души» 1 . Святая княгиня пережила мужа на долгие полстолетия, стала свидетельницей широкого народного почитания его подвига и его памяти, являясь неотъемлемой, всеми признанной участницей и того, и другого. Много испытаний выпало на ее долю. Она не только похоронила мужа, но и потеряла двух сыновей, Дмитрия и Александра, а также внука Федора, тоже жестоко убитых в Орде. Скорби не сломали княгиню. Анна приняла монашеский постриг, впоследствии схиму и преставилась в 1368 году. Тело ее было погребено в Успенском монастырском храме.

http://patriarchia.ru/db/text/5994977.ht...

     В семье последнего российского императора идеалы христианского брака выразились со всей полнотой. Эту семью отличала полнота супружеской любви и сплоченность между всеми членами семьи. Любовь между супругами была такова, что близкие друзья и завсегдатаи их дома не могли засвидетельствовать ни одного случая ссоры, ни одного эпизода, когда кто-либо из супругов повысил голос на другого. В жизни семьи была исключена праздность детей, ибо праздность – мать греховных помыслов. Великие княжны не были изнеженными «принцессами на горошине», в их руках всегда было рукоделие, они старались творить добрые дела, вплоть до сестринского ухода за ранеными во время войны. Далее – включенность семьи в религиозную, молитвенную, церковную жизнь. Все это составляло неотъемлемые черты их семейного уклада. Молитвой были испрошены у Бога и любимая жена, и долгожданный наследник. Особенно в последний период, под арестом, великие княжны прилежат церковной службе и поют на клиросе. Фото из семеиного альбома      Царствование императора Николая II совпало с эпохой всеобщего упадка нравственности, когда христианские ценности, касающиеся семьи и брака, подвергались глумлению и отрицанию со стороны передового интеллигентского общества, когда начинали свое победное шествие идеалы эмансипации и свободной любви, когда, говоря словами Ф.М. Достоевского, начинал уже возникать «идеал содомский». И именно в такую эпоху эта поистине семья, кстати, и состоявшая именно из семи членов, поднятая на свещницу царского престола, светила всем в Русском доме. Николаи II с Александрои Федоровнои      Другое дело, что «передовые» обитатели этого дома не хотели видеть этого света, – для них этот свет был тьмою обскурантизма и ретроградства, а светом для них была бесовская тьма идеалов женской эмансипации и свободной любви. Или, как сказал Господь, «…люди возлюбили более тьму, нежели свет» (Ин. 3:19). Император Николай Александрович очень серьезно относился к возложенному на него Богом послушанию, которое было описано в грамотах, составленных при воцарении дома Романовых и в своде законов Российской империи. То есть на него была возложена миссия охранителя православия Русской Церкви и забота о душевном спасении подданных. В частности, он, порой преодолевая сопротивление Священного Синода, добился канонизации таких выдающихся и почитаемых церковным народом святых, как преподобный Серафим Саровский, святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская, святители Иоасаф Белгородский и Иоанн Тобольский.

http://pravoslavie.ru/94993.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Владимир Тверской (Мощанский), сщмч. - житие Дни памяти: Январь 29 (новомуч.), Август 25 Священномученик Владимир Мощанский родился 15 июня 1866 года в селе Заборовье Есеновского уезда Тверской губернии в семье священника Димитрия Мощанского. Мать его, Анна, рано осталась вдовой; будучи очень набожной, она кормила бедных и нищих, и когда она умерла, все они пришли хоронить её — только тогда многие увидели, сколь многим она благодетельствовала. После окончания Тверской Духовной Семинарии, Владимир Димитриевич женился на дочери священника Иоанна Димитриевского — Евдокии, и вскоре был рукоположен в сан диакона ко храму в селе Рогачеве Ржевского уезда. В их семье родилась дочь и три сына. При рождении четвёртого ребёнка Евдокия Ивановна умерла. Отец Владимир остался с маленькими детьми, воспитывать которых ему помогала незамужняя сестра Евдокии, Александра Ивановна. Через некоторое время, диакона Владимира рукоположили в сан иерея Успенского храма в селе Спасском, Кашинского уезда. Здесь батюшка служил до 1924 года, до самого закрытия храма большевиками. Перед закрытием было совершено последнее богослужение: храм был полон молящимися, все стояли на коленях, многие плакали. До ближайшего города Кашина священника провожал весь приход — шли пешком тридцать километров. Отец Владимир поселился в Вышнем Волочке в доме своего отца, который к тому времени уже умер. Служил батюшка в зимнем соборе. Несмотря на усилившиеся гонения, служб он не прекратил, по городу же ходил в рясе, проповедуя Слово Божие своим облачением. В свободное время он занимался воспитанием и образованием своей внучки Ольги, обучая её всем предметам по старым дореволюционным учебникам, но прежде всего обучил молитвам. Когда в школе стали проверять её знания, то приняли Ольгу сразу в пятый класс. Ребёнок всё воспринимал с детской простотой и наивностью. Однажды в школе ей велели выучить частушку: «Нынче в церковь не ходила и не каялась попу, я такого крокодила даже видеть не хочу». Придя домой, она с детским простодушием прочла эту частушку дедушке. Александра Ивановна только ахнула и сказала: «Да что же это такое?». А отец Владимир промолчал, внимательно посмотрел на внучку и сказал: «А ты подумала, Оля, что твой дедушка — священник?». И такое раскаяние у неё было, что она упала на колени и попросила прощения.

http://pravicon.com/info-1997

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010