Очень полезным для меня оказалось посещение с моими детьми Московского планетария в конце 80-х годов, где читалась лекция с явным неоязыческим подтекстом “Небо в русских сказках”. Там, на примере “Гусей-Лебедей”, разбиралась символика всей сказочной атрибутики и показывалось, как человек поверял свою жизнь небесными знаками, внимательно вглядываясь в расположения звезд. Довольно аргументировано доказывалось, что наш древний предок усмотрел коварных гусей в очертаниях созвездия Лебедь, а защитниками бедолаг Машеньки и Ивашки от происков Бабы-Яги и этих страшно шипящих пернатых явились Млечный Путь — “Молочная речка, кисельные берега” и звездное небо — “Яблонька”, где звезды являются собственно яблоками. Действительно, астрофизики утверждают, что по форме наша спиралевидная галактика представляет из себя вид обоюдовыпуклой тарелки, и расстояние между противоположными краями этой тарелки значительно превышает расстояние между ее куполами. Таким образом, если находиться где-то ближе к центру галактики, то при взгляде в сторону купола будут видны отдельные звезды, вполне ассоциирующиеся с яблоками на ярком ночном небе, а если смотреть в сторону края, то великое количество звезд на огромном расстоянии, проекционно сливаясь друг с другом, образуют видимость туманного пути. Если учесть, что вся наша галактика носит название этого самого пути, который виден с нашей планеты туманной дорогой, являющейся периферией этой звездной системы, а видимое звездное небо — ее куполами, то понятно, что речь идет о всей вселенной, читай — природе, которая отвечает человеку добром на его внимание и доброделание. Ведь Машенька очень внимательно отнеслась к просьбам этих своих будущих покровителей, несмотря на явную нехватку времени и опасность. И те на обратном пути благосклонно прятали ее и брата от происков коварных птиц 9 . Таким образом, все видимое нами звездное небо отождествляется в этой русской сказке с яблоней, деревом. Но известно, что древнееврейское словосочетание ‘добро-и-зло’ являлось идио­матическим и означало ‘все-на-свете’. То есть древо познания добра и зла, которое росло в райском саду и с которого запрещено было человеку вкушать плод, чтобы не быть причастным злу, является образом всей вселенной. Посреди Эдема росло два дерева, и второе называлось древом жизни, что вполне соотносится с двумя куполами галактики и показывает, что не сама природа является источником зла, а исключительно потребительское отношение к ней царя природы. Интересно, что само Священное Писание никак не называет это древо, но уже в наше сознание, воспитанное на основах христианской культуры, прочно вошло соотнесение этого дерева с яблоней. И здесь мы наблюдаем, как две не связанные друг с другом мифологические системы находят общую точку соприкосновения, ибо, по нашему разумению, исходят из одного корня.

http://pravmir.ru/apologiya-rozhdestvens...

Отговорки были самые благовидные, но они не успокаивали казацких послов, потому что, с правом каждому приезжать в Москву мимо гетмана, неудержимо разрушалась дисциплина казацкого правительства: ему нельзя было ничего затеять такого, чтобы для Москвы оставалось тайною; оно всегда было под страхом; оно всегда могло опасаться доносчиков, которые, подсмотревши, подслушавши или заметивши в Малой Руси что-нибудь такое, что не нравится в Москве, располагали бы верховное правительство против гетмана и старшин. Казацкие послы просили, чтобы там, где царские послы будут договариваться с польскими королями и с окрестными монархами, были послы Войска Запорожского и имели вольный голос. Для малороссов казалось унизительно и оскорбительно, если соседи станут решать судьбу их отечества, не спрашивая у них самих об их желании. Они представляли в этом случае самое убедительное побуждение. Это требование соединялось у них с вопросом, касавшимся веры. Шло дело об епархиях, архимандритах, игуменствах, захваченных униатами, и вообще о церковных имуществах. Нужно было домогаться, чтобы униаты отдали православным то, что неправильно захватили: поэтому-то, и казалось необходимым, чтобы казацкие послы, знавшие местные обстоятельства и подробности, присутствовали при таких съездах. Московское правительство в этом пункте сделало уступку, дозволив, чтобы при съезде московских послов с польскими находилось два или три человека от Войска Запорожского, но с тем, чтобы в числе этих лиц отнюдь не было сторонников Ивашки Выговского. Вместе с тем посланцы домогались, чтобы гетману дозволено было принимать иностранных послов из окрестных государств, с тем, что эти сношения не обратятся во вред московскому государству, и гетман будет обязан доставлять царю через своих посланцев подлинные грамоты с печатями, присланные от иноземных властей. В довод того, что такие сношения не будут опасны и предосудительны, и что гетман со старшиной не употребить во зло этого права, посланцы представили письма, присланные недавно из Крыма. Из них можете уразуметь (говорили они), как иноверцы недовольны согласием между христианами, и как, напротив, радуются смутам и вражде нашей. Бояре отвечали, что царь похваляет гетмана за верность, но, тем, не менее отказали в просьбе о дозволении принимать послов, и сообщили, что царь повелевает оставить всё по силе переяславских статей, а дозволяет сноситься с валахским и мультанским владетелями только о малых порубежных делах. Таким образом, и этого важного признака самостоятельности не добились казаки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

– Недавно я был в Самаре в областной больнице, делал обход, и увидел огромное количество больных СПИДом. Я вообще такого количества больных не встречал. Раньше их лечили инфекционисты. Сейчас этих специалистов остро не хватает. Этих больных лечат обычные врачи. Но для того чтобы лечить больного СПИДом, врач должен быть специально подготовленным. Это непростая болезнь, непростое лечение. Так же, как кардиолог, который занимается, допустим, лечением кардиогенного шока. Должна быть специальная подготовка. Это, конечно, сегодня вносит большую лепту в общую летальность. Согласно нашей статистике, у нас умирает около двух миллионов человек в год. Лидирующие причины смерти – это сердечно-сосудистые заболевания. Это инфаркт миокарда, инсульт. На втором месте стоят проблемы с раком, на третьем месте – травмы на дорогах. А на четвертом месте, в отличие от мировой практики, активно стали показывать данные по смерти алкоголики от печеночной недостаточности. Это алкоголизация населения. – Выходит, народ у нас запил сильнее, чем раньше, даже во время кризиса? – Выходит, так. По этому поводу забил тревогу академик Владимир Трофимович Ивашкин. Он показал, что в последние пять лет стала возрастать алкоголизация населения, и как с этим резко связано повышение смертельных исходов. Алкоголизм – это тяжелая пневмония, это инфаркт миокарда, это инсульт. – И туберкулез. – Совершенно верно. Алкоголизация – это желудочные кровотечения, тяжелые поражения печени и так далее. Страшные вещи. – Но ведь люди в массовом порядке не начинают спиваться просто так, без причин. Они пьют от безысходности: от отсутствия работы, от непрерывных кризисов, которые накрывают нашу страну. – Конечно, алкоголизация населения – это не столько медицинская, сколько социальная болезнь. Вот скоро будет Новый Год. Чего боятся московские врачи? Они боятся массового поступления людей в состоянии глубокого алкогольного опьянения. Когда они поступают в состоянии делирия, они возбуждены, они разносят все наши учреждения. – Они социально опасны.

http://azbyka.ru/zdorovie/a-g-chuchalin-...

20 февраля прибыл из Москвы в Севск подьячий Старков, с предложениями к Выговскому, и тотчас был отправлен в зеньковский лагерь. Вслед за ним, Трубецкой с войском подвинулся ближе к пределам Украины и 1 марта прибыл в Путивль. С тех пор три недели ли переговоры, которых подробности, к сожалению, нам известны. Трубецкой писал дружелюбные письма к Выговскому и уговаривался, как уладить мировую, но рассылал к народу воззвания – стоять крепко против изменника Ивашки и не склоняться на его прелестные письма. 24 марта приехал от Выговского Старков с известием, что Выговский просит Трубецкого съехаться с ним для переговоров за десять верст от Ромна, но в письме к Трубецкому не написано было ничего о таком свидании. Отпустив Старкова в Москву, Трубецкой, 26 марта, отслужился молебен грозному и страшному Спасу, и двинулся со всем войском в Украину. Он написал в Лохвицу к Куракину, а в Ромен к Безпалому, чтобы сходились к нему. 30 марта явился Беспалый со своими полковниками и есаулами. Трубецкой объявил казакам, что пришел не для войны, а для усмирения междоусобий и кровопролития; обнадеживал их царской милостью, и приказывал писать в города и местечки, которые поддались увещаниям Выговского, чтоб жители раскаялись и, по-прежнему, обратились под самодержавную царскую руку. «Учини, гетман, крепкий закон, под смертною казнью, своим полковникам и есаулам и всем казакам, – говорил Беспалому Трубецкой, – чтоб они не делали ничего дурного в государевых черкасских городах: не били людей, не брали их в полон, не грабили и ничем не обижали, и не делали бы им никаких насилий и разорений, а государевым ратным людям от меня заказано, то же под смертною казнью». Беспалый обещал, и был отпущен в Ромен снова. Наступил апрель. От Выговского не было известия. Приведенные в великорусский лагерь языки извещали, что гетман отступил от Зенькова и уехал в Чигирин; а между тем Гуляницкий с казаками и татарами прибыл в Конотоп и оттуда рассылал партии, которые нападали на великорусские села около Путивля. Рыльска и Севска, разоряли их, убивали и брали в плен людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Стенька посадил с собой на четыре струга свою ватагу и в апреле поплыл вверх по Дону. Его голытьба по пути грабили богатых казаков, и разоряла их дома. Корнил послал было за ними погоню, но она не догнала удалых. Стенька норовил туда, где Дон сближается с Волгою, где был всегда сборный пункт, для воровских казаков. Стенька выбрал высокое место между рек Тишини и Иловли, близ городка Папшина, и там заложил свой стан. Не первый раз был здесь притон удалых: еще в 1659 году шайка воровских казаков, под начальством атамана Ивашки, да Петрушки, сделали здесь городок, названный Рада, и отсюда делали набеги на Волгу – грабили там торговых людей. По царскому указу Донские казаки тогда разорили его. 217 И вот в Царицыне разнесся слух, что на Дону собираются казаки-воры и хотят перейти на Волгу, напасть на Царицыно, взять там суда, судовые снасти, поплыть вниз по Волге и учинять воровство. Кое-какие молодцы, почуяв, что на Дону собирается шайка, предупредили ее и начали шалить на Волге. Первую весть принес в Царицыно один нижегородский торговый человек. «Застигли нас на Волге заморозы, – говорил он, – и стали мы в зимовке между Царицыным и Саратовом, как вдруг напало на нас двое воров: одни с Дона, другой из Шацка, беглый крестьянин; сперва они ограбили струг с икрою, а потом напали на меня и все животы у меня отняли, да еще хвалились, что весною будет у них большое воровское собрание и пойдут воровать на Волгу. Верно эти, что нас ограбили, приходили проведывать, нет ли по Волге стругов, чтоб захватить». 218 Тогда в царицынской приказной избе принялись писать донесение в Москву, отписки в Астрахань, в Саратов, в Черный Яр, с просьбою прислать к Царицыну служилых побольше. Вслед затем во всех городах началось то же. Из Саратова писали в Самару, в Астрахань, в Царицыно, из Самары в Саратов, в Царицыно, в Астрахань, из Астрахани в Царицыно, Саратов, Самару, и так далее. Из Москвы пошли грамоты во все эти города по одной форме, а в грамотах говорилось, чтобы воеводы жили с великим береженьем; а где объявятся воровские казаки, посылали бы на них для промысла служилых людей. Но в Царицыне служилые не прибавлялись, и все действия против воровских казаков со стороны царицынского воеводы ограничивались на первый раз тем, что он послал к Паншину станицу из пяти человек для проведывания. Начальником такой станицы выбирался вож, человек опытный, бывалый, знавший степные приметы. На этот раз вожем был Иван Бакулин. Завидев издали казацкий стан, куда нельзя было проехать за полой водой, он обратился к атаману паншинского городка. Атаман рассказал ему, что Стенька насильно взял у него разные запасы, и прибавил: – Сказывал мне, атаману, атаман воровских казаков Стенька Разин, чтоб я сказал царицынскому воеводе: не посылал бы он служилых людей, а не то, говорит, я всех потеряю напрасно и город Царицыно велю сжечь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

В грамоте от 16 февраля 1668 года царь хвалит и обещает царские милости за то, что полковник Кондратьев и старшины его, тогда как к ним присланы были возмутительные письма от гетмана Брюховецкого, с твердостью отвергли эти письма, как вредную ложь, и остались верными присяги; Царь остается столько уверенным в верности полковника и его старшины, что поручает им убеждать на словах и на бумаге прочих черкасов, дабы не слушали обольстительных внушений коварного изменника Брюховецкого. В похвальной грамоте от 28 июня 1668 года царь пишет, что и казаки и мещане сумского полку служат Государю верно, бьются с изменниками черкасами и татарами, не щадя своей головы, и не обольщаются их обманчивыми внушениями, чем заслуживают полную царскую похвалу; б.) в полной уверенности в верности полка Царь поручает полковнику и казакам убеждать малороссийских казаков, дабы они без всякого опасения возвратились к верной службе Царю, – так как Царю известно, что они совращались с пути долга «по неволе, по прелестным письмам изменника и вора Ивашки Брюховецкого и его советников»; вместе предписывается посылать, как можно чаще, «в Киев, Переяславль, Нежин, Чернигов, и в другие города, куда мочно, проведывать, что делается», и нет ли притеснений войскам царским. В грамоте от 5 мая 1669 года Царь в награду за верность сумского полковника и его старшины: а) прощает пошлины за продажу вина и пива, следовавшие за прошлые годы, – всего 6091 руб.; б.) дозволяет на будущее время беспошлинно курить и продавать вино и пиво; в.) прощает недоимку сбора за право иметь пасеки. Надобно притом заметить, что тогда же – 5 мая 1669 года даны были похвальные грамоты полкам Харьковскому и Ахтырскому. Но в них Царь менее щедр в похвалах верности полков и хотя жалует эти полки на будущее время правом беспошлинной продажи вина, но им далее менее прощено денег за прежние годы, чем Сумскому полку. Эта разность основывалась на том, что в полках Харьковском и Ахтырском некоторые местечки увлекались на время внушениями изменников и изменяли долгу присяги, тогда как полковник Кондратьев в своем полку умел удержать всех в неизменной покорности царю.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Того ж числа принято Старокадомского монастыря по розвытку Андриановы пустыни за два человека на прошлый 200 год восемь рублев. Деньги платил Сидорка Гордеев. Сентября в 29 день продана новая шуба рыбашному старцу Феодосию; взято двадцать шесть алтын четыре деньги. Сентября в 30 день продан шубной новый кафтан стрельцу Гурке Родионову; взято двадцать алтын. Месяц Октябрь В 3 день принято у гробового старца Ироклимана свечных денег девятнадцать алтын четыре деньги. В 4 день продано с Фаворского скотного двора двадцать баранов села Вознесенского бобылю Пашке Корнильеву; взято два рубли восемь алтын две деньги. В 15 день принято дер. Ивановской с крестьян оброку за пустошь Обрамкова на прошлый 200 год четыре рубли, за пустошь Елолликово тридцать алтын. Платили той же деревни Ивановской крестьяне Сергушка Иванов с товарищи. Октября в 22 день принято села Троицкого, деревни Санникова, у крестьянина у Ивашки Глебездилы за пустошь Медведково оброку на прошлый 200 год двадцать три алтына две деньги. В 25 день принято Рычковской мельницы у старца Ионы помольных сборных денег рубль двадцать один алтын четыре деньги. В 31 день принято с Воскресенской мельницы у старца Климента помольных сборных денег рубль двадцать три алтына две деньги. Месяц Ноябрь В первый день продано с монастырских скотных дворов двенадцать быков больших и малых; взято тринадцать рублев тридцать один алтын четыре деньги. В 13 день принято мостовых сборных денег с реки Истры четыре алтына. Принято по Благоверной Великой Государыни Царевны и Великой Княжны Схимонахини Анфисы Михайловны на свечи, на ладан и на вино церковное четыре рубли тринадцать алтын две деньги. В 14 день продана головщику старцу Варлааму ряса сермянная; взято двадцать алтын. В двадцатый день принято за свечи и ладан в поминовение по Княгине Анне Мещерской четыре рубли одиннадцать алтын четыре деньги. В 21 день принято с Воскресенской мельницы у старца Климанта помольных сборных денег девятнадцать алтын. Принято у сушиленного старца Варфоломея за масло с крестьян сборных денег остаточных двадцать шесть алтын четыре деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Остатку прошлого 200 году всяких сборов денег девятнадцать рублев тридцать два алтына четыре деньги в нынешний 201 год. Сентября в 3 день, по отписной и приписной из Зосимины пустыни Строителя старца Сергия принято у выборного целовальника у Фирски Никитина за оброчные пустоши, за пустошь Илейки, да за починок мельников с товарищи, за двадцать за три пустоши, оброку на прошлый 200 год двадцать три рубли шестнадцать алтын четыре деньги. Сентября в 5 день приписного Астраганского монастыря, по отписке Строителя старца Гедеона принято у выборного целовальника дер. Юрьева у Полуехтки Еремеева с товарищи за отдаточные пустоши за пустошь Зуево с пустошьми, за сорок пустошей, оброку на прошлый 200 год сорок восемь рублев двадцать шесть алтын четыре деньги. Того ж числа принято Рузского Уезду Псковской волости деревни Репотина у крестьянина у Аникианка Михайлова, что за них в прошлом в 200 году плачено в Патриаршем Казенном Приказе Декабря в 23 день за церковную землю Ильинскую десять алтын, да за пустошь Максимово из монастырской казны восемь рублев. Принято села Казанова, деревни Шаткова, на крестьянах на Герасиме Гаврилове с товарищи за Левтиевские пустоши, за пустошь Виденево, да за пустошь Горюховец, оброку на прошлый 200 год тринадцать рублев. Сентября в 13 день принято Пятницкого монастыря деревни Поповской да деревни Рыболовы с крестьян за оброчные саженные дрова на прошлый 200 год с 20 осмаков десять рублев. Деньги платили тех же деревень крестьяне Петрушка Васильев с товарищи. Сентября в 18 день принято деревни Санникова у крестьянина у Ивашки Уша за полуосмак за пашню и за сенокос оброку на прошлый 200 год пятнадцать алтын. Сентября в 19 день приписного Пятницкого монастыря деревни Попоиской принято у целовальника у Артюшки Герасимова сборных береговых денег с Пятницкой плотины три рубли прошлого 200 году. Сентября в 24 день принято Бутымицкой пустыни со крестьян плотником наемным за работу на прошлый 200 год четыре рубли. Деньги платил крестьянин Ивашко Маланьин.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Помимо того, был корыстолюбив (Древ. Цер. Гр. Вост. Сиб. кр. 49). Якутский воевода Головин, по вынужденному оговору новокрещена Ивашки остяка, захватывал якутов, пытал их, жег огнем, сажал в тюрьму, морил до смерти. Напавши на улус якутского князька Камыка, сжег его с улусными людьми, женами и детьми, всего до 100 человек (Доп. Акт. Ист. III, 5, 1645 г.). Головин жестоко обращался со всеми; сажал в тюрьмы священнослужителей без вины (там же II, 101). Енисейский воевода Голохвастов для своих пожитков отдавал на откуп зернь и корчму, безмужных жен на блуд, заставлял их наговаривать на проезжих, оговоренных сажал в тюрьму, брал с них по сороку и по два соболей, а с других деньгами рублей по 30–40 и больше, курил для себя вино и был чистым разорителем (Акт. Ист. IV, 182). Для характеристики мирян достаточно грамоты архиепис. Симеона (Древ. цер. гр. 1); об архиерейских чиновниках речь впереди. По поводу проекта об открытии новых епархий в Сибири необходимо заметить следующее. Если в Европейской Руси по малоградности и недостатку местных средств содержания проектируемых архиерейских домов оказалось невозможным открыть столько епархий, сколько их требовалось, то в Сибири при крайней ограниченности местных средств сибирских церковных учреждений, бедности всей страны и ничтожности тамошних, подчас разоренных городков, дело оказывалось в худших условиях, и без царской казны никак нельзя было обойтись. Сибирские городки, разваливавшиеся чуть не при самой постройке, населенные всяким сбродом, и уезды их постоянно разорялись инородцами, даже самими русскими. Они и не в состоянии были обеспечить местной архиерейской кафедры. В 1651 г. татары разорили Исетский городок (Доп. Акт. Ист. III, 90), в следующем году монгольский царь Алтын напал на Тубинскую волость Красноярского воеводства (там же, 108); в 1663 г. остяки и самоеды покупались разграбить Березов (там же, IV, 126). В 1665 г. киргизы напали на Красноярский и Томский уезды. Красноярские уездные жители забились в город, а деревни запустели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Гриди Офимьина сына Горохова 8. Матфейка Омелианова да Тимохи Дмитриева 9. Михаля Дмитриева 10. Ивашка Офоносова 13. Солецкий на Волхове погост 1. Михаля Дмитреева да сына его Ивашка 2. Матфейка Омельянова 3. Михаля Дмитриева, да Матфейка Омельянова да Тимохи Дмитриева 4. Ларивонка Матфеева 5. Захара да Исака да Луки Олферовых 6. Панфилка да Вафромейка Василевых, да братанича их Петрока Игнатова 7. Тимохи Дмитреева сына Омельянова 8. Исака, да Онкифа, да Силка, да Тимохи, да Васюка Олферовых 9. Куземки да Ивашка Климовых 10. Ивашка Прохнова (с Чюдинцы ул.) 11. Феофилата Степанова 12. Гриди Олферова (с Щорковы ул.) 13. Ермолки да Демеха Фалелеевых 14. Сенки да Миши Нестеровых 14. Коломенский на Волхове погост 1. Самсонка Ермолина 2. Якуша да Игната Ивашковых да их братаничев Гриди да Якуша Карповых 15. Ив.-Переездовский погост 1. Олфера да Васюка Мосеевых 2. Ивашки Мосеева Переездовского II. Копорский уезд 1. Каргальский погост 1. Степана Семенова Князцова 2. Палки Семенова Квашенкина 3. Ивана Алекс. Князцова, да сына Труфаника, да Орины Дмитровские жены, да сына ее Трофимка, да Полаги Сенкинские жены 4. Самойлика Михайлова, да брата его Ивашка, да Петрока Михалевых-же, да Назарка Оникиева 5. Самойлика Моисеева, да Куземки Селиванова, да Карпика Левина 6. Моисейка Федкова, да Федка Борисова 7.Палки Федкова, да Онашки, да Онтропка Ивашковых 8. Ивашка, да Осташка Ониськиновых, да Васка Якушова 9. Ивашка Самойлова, да Федка Гридина, да Савостианка, да Петрока Кирил., да Иевика Ортемова 10. Константина Васил., Игн. Савина, Гриди Иван., Алекс., Вас., Селив. Иван., Алекс. Степан., Вас. Игн., Петр. Захарова 11. Родиона Ивашкова 12. Сысойка Лукина 13. Нефедка Карпова, да сына Фенки, да Власка Еремина 14. Ивашка Васюкова Белого 15. Палки да Олферка Фроловых 16. Харла Фролова старосты, Фед. Неф., поп. Род. Никольск. 17. Олешка Минина, да Ивашка Федкова 18. Фомки Ивашкова 2. Егор.-Радшинский погост 1. Олексейка Ивашкова и Фменка Минина 3. Ильин.-Замозский погост 1. Фенки Федотова 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010