Память А. М. 13 июня особо отмечается в ТСЛ (с 1946), после открытия Спасского собора Андроникова мон-ря (1990) - в Москве. В 1981 г. имя А. М. включено в Собор Радонежских святых, установленный по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена . Ист.: Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. 1. С. 128-131; Кучкин В. А. Из литературного наследия Пахомия Серба//Источники и историография славянского средневековья. М., 1967. С. 242-257; ВМЧ. Сентябрь. Дни 1-13; Минея. Июнь. М., 1986. Ч. 1. С. 482-496; Клосс Б. М. Избранные труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 370-371, 399-401. Лит.: Историческое описание московского Спасо-Андроникова монастыря. М., 1865; Филарет (Гумилевский). РСв. Июнь. С. 77-82; Леонид (Кавелин). Славянские рукописи в МДА. Вып. 2; Григорий, архим. Часовня московского Спасо-Андрониева монастыря. М., 1891; Троицкий Патерик. [Серг. П.], 1896, 1992р. С. 319-322; Дмитрий (Самбикин). Месяцеслов. Тверь, 1900. Вып. 10. Июнь. С. 103-106; Брюсова В. Г. Спорные вопросы биографии Андрея Рублева//ВИ. 1969. 1. С. 35-48; 12. С. 194-197; Андрей Рублев и его эпоха: Сб. ст. М., 1971; Спасо-Андроников монастырь. М., 1972. Игум. Андроник (Трубачёв), В. А. Кучкин Иконография На ранних иконах и миниатюрах А. М. изображался средовеком, что соответствует его житию, или же как один из ближайших учеников прп. Сергия уподоблялся видом учителю; в XVIII-XX вв. широкое распространение получили изображения А. М. как седовласого старца. В иконописных подлинниках о святом говорится: «Подобием аки Сергий Радонежский» (ИРЛИ. Бобк. 4. Л. 120об., посл. четв. XVII в.); в Большаковском подлиннике XVIII в.: «И преподобнаго отца нашего Андроника игумена, иже на Яузе реце, Московскаго чудотворца, брада седа Николина, руце молебны, ризы преподобническия» ( Большаков. С. 106-107); в подлиннике 40-х гг. XIX в.: «Сед, брада доле Сергиевы и шире, Власиевы покороче и пошире» (ИРЛИ. ОП. Оп. 23. 294. Л. 189). Наиболее раннее изображение А.

http://pravenc.ru/text/115424.html

Ок. сер. XV в. Москва уже повсеместно на Руси считалась центром, где можно приобрести или заказать практически любые книги, причем в хорошем графическом исполнении. Об этом свидетельствует список «Хроник» Георгия Амартола и Георгия Синкелла (РГБ. Егор. 863), созданный в 1452 г. по заказу великокняжеского дьяка Степана (Стефана) Брадатого для старца Феодора, казначея Новгородского архиепископа св. Евфимия II Вяжицкого , «сердечного его ради о сей книзе желания и любви» (притом, что списков обеих «Хроник» в Новгороде в то время было достаточно - см.: Анисимова Т. В. О трех малоизв. списках Хроники Георгия Амартола из собр. Е. Е. Егорова//Опыты по источниковедению. Древнерус. книжность: Археография, палеография, кодикология. СПб., 1999. С. 23-37). В т. н. Послании от друга к другу (ок. 1462-1472?) предприниматель и культурный деятель сер.- 2-й пол. XV в. В. Д. Ермолин отвечает на просьбу своего приятеля, писаря вел. кн. Литовского Якуба (Якова), о приобретении в Москве литургических и паралитургических книг, вероятно, для вновь построенной церкви ( Седельников А. Д. «Послание от друга к другу» и западнорус. книжность XV в.//Изв. АН СССР. Отд. гуманит. наук. Л., 1930. 4. С. 223-238; РФА. 1986. Вып. 1. С. 196-197; 1992. Вып. 5. С. 1007-1008. 56). После учреждения автокефалии Русской Церкви, в особенности с посл. четв. XV в., после присоединения Новгорода (1478) и создания Русского централизованного гос-ва, книгописание и др. сферы культурной жизни Москвы и Подмосковья окончательно потеряли региональный характер и стали общероссийскими (великорусскими). О периоде до кон. XVII в. см.: ПЭ. Т.: РПЦ. С. 384-387, 393-401, 403-405. А. А. Турилов Книгопечатание В 50-х гг. XVI в. в Москве работал «мастер печатных книг» Маруша Нефедьев. С ним, возможно, сотрудничал привезенный в Москву новгородец Васюк, который «всякую резь знает» (очевидно, владевший как техникой книжной гравюры, так и резьбой по камню). Тотемский летописец кон. XVII в. относит начало печатания книг в Москве к 1553 г., известны анонимные издания (общим числом 7) московской типографии (или типографий), не содержащие указания на место и год издания, но датируемые на основании филиграней; великорусское их происхождение устанавливается по языковым особенностям. 1 марта 1564 г. на Московском Печатном дворе под рук. диакона кремлевской ц. свт. Николая Чудотворца (Гостунского) Ивана Фёдорова была напечатана кн. Апостол. Эта дата традиционно считается началом рус. книгопечатания. В следующем году вышел Часослов. Позднее Фёдоров был вынужден покинуть столицу. В 1589 г. книгопечатание в Москве было возобновлено учеником Фёдорова Андроником Тимофеевым Невежей. Всего до кон. XVI в. в московских типографиях было издано не менее 19 книг.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

В марте 1922 года в ходе государственной кампании по вскрытию мощей были вскрыты мощи преподобных Андроника и Саввы. Дальнейшая судьба мощей неизвестна. Совместные тропарь и кондак преподобным Андронику и Савве Московским составлены, вероятно, в конце XIX в.. Служба, помещенная в Минее (МП), составлена мон. Андроником (Трубачёвым) в 1982/83 г. Память прп. Андроника Московского 13 июня особо отмечается в Троице-Сергиевой лавре (с 1946), после открытия Спасского собора Андроникова монастыря (1990) - в Москве. В 1981 г. имя прп. Андроника Московского включено в Собор Радонежских святых , установленный по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена . Иконография На ранних иконах и миниатюрах прп. Андроник Московский изображался средовеком, что соответствует его житию, или же как один из ближайших учеников прп. Сергия уподоблялся видом учителю; в XVIII-XX вв. широкое распространение получили изображения Андроника Московского как седовласого старца. В иконописных подлинниках о святом говорится: «Подобием аки Сергий Радонежский» ; в Большаковском подлиннике XVIII в.: «И преподобнаго отца нашего Андроника игумена, иже на Яузе реце, Московскаго чудотворца, брада седа Николина, руце молебны, ризы преподобническия» ; в подлиннике 40-х гг. XIX в.: «Сед, брада доле Сергиевы и шире, Власиевы покороче и пошире» . Наиболее раннее изображение Андроника Московского сохранилось, очевидно, на иконе «Свт. Алексий, митр. Московский, с 19 клеймами жития» письма Дионисия, кон. XV в. (ГТГ), в 2 клеймах: свт. Алексий просит у прп. Сергия Радонежского Андроника Московского на игуменство в Спасский монастырь (7-е), свт. Алексий благословляет Андроника Московского на игуменство (8-е). Прп. Андроник представлен в монашеском одеянии (в 7-м клейме в клобуке, в 8-м - с непокрытой головой), средовеком с короткой русой бородой. Эта иконография Андроника Московского повторяется на более поздних житийных иконах свт. Алексия, напр. 3 -й четв. XVII в. (ГИМ). Литература Использованные материалы   Тихонравов. Отд. 2. С. 64

http://drevo-info.ru/articles/26610.html

История рукописи с момента создания до нач. XV в. неизвестна. Высказанное в лит-ре мнение о том, что во 2-й пол. XIV в. И. находился в Суздальско-Нижегородской епархии ( Лихачёв Д. С. К вопросу о судьбе рукописи Изборника 1073 г. в XIV в.//Русско-болг. фольклорные и лит. связи. Л., 1976. Т. 1. С. 42-44), основано на неточной датировке и атрибуции записи XII-XIII вв. на обороте л. 122 (см.: СКСРК, XI-XIII. С. 37) с упоминанием еп. Дионисия. В нач. XV в. кодекс 1073 г., вероятно, находился в Москве, возможно в Андрониковом в честь Нерукотворного образа Спасителя мужском монастыре , где в 1403 г. с него был сделан список на пергамене (ГИМ. Син. 275). Один из писцов последнего, Онфим, сделал пометы на копируемом оригинале. В сер. XVII в. древняя, роскошно оформленная рукопись И. привлекла внимание патриарха Никона и поступила в б-ку его подмосковной резиденции - Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня монастыря , где оставалась до 1834 г. В нач. XVIII в. Похвала кн. Святославу и миниатюры списка 1073 г. были использованы в ранних старообрядческих компиляциях в защиту «дониконовского» написания имени Исус и двоеперстия ( Беляева О. К. К вопросу об использовании памятников древнерус. письменности в старообрядческих полемических сочинениях 1-й четв. XVIII в.//Обществ. сознание, книжность, лит-ра периода феодализма. Новосиб., 1990. С. 12-14). Рукопись И. была обнаружена в Новоиерусалимском монастыре и введена в научный оборот К. Ф. Калайдовичем и П. М. Строевым в 1817 г., во время их археографических поездок по подмосковным обителям; в 1834 г. передана в Синодальную б-ку, в составе к-рой поступила в ОР ГИМ. В 1978-1981 гг. в связи с подготовкой факсимильного издания кодекс 1073 г. был отреставрирован. И. как литературный памятник Начало 1-й части Изборника 1073 г. (ГИМ. Син. 1043(31-д). Л. 4) Начало 1-й части Изборника 1073 г. (ГИМ. Син. 1043(31-д). Л. 4) Болг. оригинал И. относится к жанру антологий. Греч. источники И. наиболее подробно рассмотрены в монографии М. В. Бибикова ( Бибиков. 1996), где собраны сведения о 22 греческих рукописях X-XVI вв., сходных по тексту (вопросо-ответы Анастасия Синаита) и восходящих к кодексу, который послужил архетипом древнеболг. перевода. Из древнейших к И. наиболее близки греч. рукописи X в. Paris. Coislin. 120 и Vat. gr. 423.

http://pravenc.ru/text/293834.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСЕЕВ Андрей, московский иконописец 1-й четв. XVIII в. Его имя известно по ряду подписных работ: иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость», 1705 г. (из собранного в XIX в. иконостаса ц. апостолов Петра и Павла у Яузских ворот в Москве); Печерской иконе Божией Матери с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими, 1714 г. (ГИМ); иконе вмц. Екатерины, 1719 г. (ГМИР). А. ориентировался на образцы Оружейной палаты («живоподобное» письмо). Иконографический извод Печерской иконы Божией Матери работы А. получил распространение в гравюрах и часто воспроизводился укр. художниками. Графичность складок, жесткость контуров, локальность цветовых пятен (как в раскрашенной гравюре), декоративность, использование старопечатных орнаментов свидетельствуют о влиянии укр. барокко . Вероятно, А.- мастер южнорус. происхождения, в его творчестве присутствуют греч. традиции киевской школы, удерживающие изображение в рамках иконного образа, и в меньшей степени - особенности западноевроп. религ. живописи. Лит.: Красилин М. М. Памятники искусства XVI - начала XX в. из церкви св. апостолов Петра и Павла на «Яузе» (Знаменская, Москва). Кат. 3//Художественное наследие/ВНИИР. М., 1991. Вып. 14. С. 93-95. Кат. 2, 3; Данченко Е., Красилин М. Материалы к словарю иконописцев XVII-XX веков. М., 1994. С. 4, 8. Кат. 4; Шведова М. М. Придворный иконописец Карп Золотарев//Историческому музею - 125 лет: Мат-лы юбил. науч. конф. М., 1998. С. 182. Л. А. Корнюкова Рубрики: Ключевые слова: ДАНИИЛ (ок. 1350? - ок. 1430), прп. (пам. 13 июня святых, в Андрониковом мон-ре подвизавшихся; 6 июля - в Соборе Радонежских святых; воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), древнерус. иконописец

http://pravenc.ru/text/64508.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Отечественные иконописцы и реставраторы АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) БРЫСИН Андрей Иванович (ок. 1860 - 1940), старообрядец, иконописец, владелец собрания рукописных и печатных кириллических книг БРЮСОВА Вера Григорьевна (род. 1917), исследователь древнерус. искусства, реставратор, общественный деятель ВЫШАТИН Михаил Иванович (1667 - 1732), старообрядец поморского согласия, церковно-общественный деятель, писатель, иконописец ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (1871 — 1960), рус. живописец, историк искусства, реформатор музейного и реставрационного дела в Россиии СССР; действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947), народный художник СССР (1956) ГРЕКОВ Александр Петрович (1909 - 2000), худож.-реставратор Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ), заслуженный деятель искусств, член Союза художников РФ, член Союза архитекторов РФ ГРИГОРИЙ (XI-XIII вв.?), иконописец, прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 8 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ДАНИИЛ (ок. 1350? - ок. 1430), прп. (пам. 13 июня святых, в Андрониковом мон-ре подвизавшихся; 6 июля - в Соборе Радонежских святых; воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), древнерус. иконописец Михаил Иванович (? - после 1917), иконописец, реставратор, один из основоположников нового стилистического направления в рус. иконописи посл. четв. XIX - нач. XX в.

http://pravenc.ru/rubrics/305058.html

И вот теперь эта фамилия насильно низвержена, и притом человеком сомнительного происхождения, который едва ли даже принадлежал к колену Левиину 1267 . Очевидно, что для истинно благочестивого иудея он уже не имел никакого религиозного значения: «он не принес с собою ничего достойного первосвященства, а только гнев жестокого тирана и ярость дикого зверя» так характеризует его автор второй книги Маккавейской 1268 . И действительно, чего можно было ожидать иудейству от этого представителя недостойных Товиадов? Свои враждебные по отношению к иудейству замыслы Менелай обнаружил очень скоро. Хотя он, пользуясь предоставленным первосвященнику правом, собирал подать и обременял народ незаконными поборами, но тем не менее нисколько не заботился о доставлении царю обещанных 300 талантов, почему и был вызван Антиохом на допрос, оставив своим заместителем брата Лизимаха 1269 . К сластью для него, Антиоха отвлек бунт тарсян, и, воспользовавшись его отсутствием, Менелай поспешил войти в соглашение с царским наместником Андроником, подкупив его в свою пользу. Для этого он решился на открытый грабеж, похитив из храма некоторые золотые сосуды, из которых часть подарил Андронику, а другую продал в Тире и окрестных городах, вероятно, для уплаты долга царю. Когда Ония III, узнав об этом святотатстве, изобличил Менелая, то по наущению этого последнего был убит Андроником 1270 . Убийством Онии возмущены были не только иудеи, но и окрестные народы 1271 ; сам Антиох очень неодобрительно отнесся к этому поступку своего наместника и даже подверг позорному наказанию и смерти самого убийцу Андроника 1272 . А между тем Лизимах, с изволения Менелая, продолжал святотатства, немилосердно и кощунственно расхищая вместе со своими споспешниками остававшиеся в храме драгоценности. Новая тяжелая рана нанесена была иудейству. Все те драгоценности и в религиозном, и в материальном отношении, которые с таким трудом добыли иудеи, к которым они с таким благоговением относились, расхищались на их глазах нечестивцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

69 Речь идет об убийстве благочестивого иудейского первосвященника Онии III в 199 г. до Р.Х. при царствующем в Палестине сирийском царе Антиохе Епифане. Убийство было совершено по поручению лжепервосвященника Иудеи Менелая временно получившим от Антиоха власть в Иудее Андроником. Он «пришел к Онии, и коварно уверив его, давши руку с клятвою, хотя и был в подозрении, убедил его выйти из убежища, и тотчас убил, не устыдившись правды». 70 После пятой, шестой и седьмой египетских казней: моровой язвы, воспаления с нарывами и града Моисей и Аарон возвестили фараону слова Божии: «Долго ли ты не смиришься предо Мною (по-слав.: доколе не хощеши усрамитися Мене)? Отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение». 71 По разделении иудеев на два царства — Израиль и Иудею — царь Ровоам, отступивший вместе с народом от Бога, был осажден в Иерусалиме египетским царем Сусакимом, который, согласно пророчеству Самея, должен был погубить Ровоама и народ. Князья и Ровоам смирились, и Господь изменил определение о погибели, осудив иудеев на рабство Сусакиму. 72 Некоторые иудеи из колена Асирова, Манассиина и Завулонова пришли по зову Езекии в Иерусалим для совершения Пасхи, тогда как остальные глумились над гонцами царя. 73 Речь идет о совершении Пасхи при Езекии, когда народ во множестве разрушил идольские жертвенники, бросив в поток Кедрон, после чего заклали пасхального агнца. 74 По исходе из Египта Господь говорит Моисею о предстоящих казнях Своему народу за идолопоклонство, после которых останок народа должен будет признаться в беззаконии своем и своих отцов. 75 Строка из послания пророка Варуха из Вавилонского плена. Он ободряет оставшихся в разоренной Иудее, объясняет причину постигшего евреев бедствия — непослушание Богу, пророчествует о возвращении славы. 76 Пророк Даниил, попавший в юности в вавилонский плен, побудил царя Кира освободить евреев, уверив его пророчеством Исаии о восстановлении иерусалимского храма ( Ис.44:28–45:13 ). Получив затем откровение от архангела Гавриила и исчислив время исполнения пророчества Иеремии об опустошении Иерусалима, Даниил приносит покаяние перед Богом за народ.

http://azbyka.ru/biblejsko-bogoslovskij-...

Взглянув издали на дом, блаженная Афанасия возвела очи свои к Небу и произнесла: «Господи Боже мои, Ты, рекший Авраму и Саре: «пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего… в землю, которую Я укажу тебе» ( Быт. 12:1 ), веди и нас в страхе Твоем, ибо и мы оставили дом свой ради имени Твоего. Молим Тебя, не затворяй нам двери Царствия Твоего». Они заплакали и ушли из своего родного города. Придя в Иерусалим и поклонившись святым местам, они встретили святых отцов и беседовали с ними много дней. Уйдя оттуда, они пришли в Мисири к известному авве Даниилу и поведали ему о своем намерении, прося привести их на путь спасения. Авва Даниил поместил Афанасию в женский Тавенисиотский монастырь, а Андроника удержал у себя. Испытав его какое-то время, он постриг его, облачив в ангельский образ. Так Андроник оставался при авве двенадцать лет, во всем оказывая ему послушание. По истечении двенадцати лет Андроник стал просить авву Даниила отпустить его в Иерусалим, чтобы поклониться святым местам. Преподав благословение, тот отпустил его. Идя по дороге, преподобный Андроник сел под деревом отдохнуть от зноя, а в это время, по устроению Божию, туда пришла и его жена под видом мужа, переименованная в монаха Афанасия. Она тоже направлялась к святым местам. Когда они поприветствовали друг друга, то она узнала Андроника, а он ее нет, потому что от чрезмерных подвигов увяла ее красота, и она походила на арапа. Она спросила его: – Господин авва, куда ты идешь? Андроник отвечал: – К святым местам. – И я хочу пойти. – Хочешь пойдем вместе? Как пожелаешь, только пойдем по дороге молча, чтобы не видно было, что я иду с тобой. – Как пожелаешь, пойдем молча. Тогда Афанасия спрашивает его: – А ты не ученик ли аввы Даниила? – Да, ученик. – А тебя зовут не Андроник? – Да, я называюсь Андроником. – Молитвы старца да сопутствуют нам. – Аминь. Да будет так. Так вдвоем они пришли в Иерусалим, поклонились святым местам и молча вернулись в Александрию. Там Афанасия спросила Андроника: – Хочешь будем жить вместе в келье? – Как пожелаешь, но сначала я пойду к моему старцу – испросить разрешения и молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

местам, по окончании которого решились они и получили благословение от старца Даниила проводить дальнейшую жизнь в общей кельи в скиту Данииловом – на условии соблюдения того же безмолвия, – и таким образом духовным единением в общем подвижничестве соединились вновь разлучившиеся добровольно ради пребывания в едином Боге супруги. И так прожили они вместе двенадцать лет. – Когда же приблизилась кончина той, которую все принимали за инока Афанасия, то пришедший напутствовать умирающего Даниил, застав его в слезах, увещевал не плакать, но радоваться наступающему соединению со Христом. «Не о себе плачу, но об Андронике»... – загадочно для старца излилась из души умирающей естественная скорбь её о разлуке с мужем, с которым не переставала соединять её святая любовь, – «прошу тебя, отче, – прибавила Афанасия, – возьми после погребения моего письмо под изголовьем моим и, прочитав, передай его отцу Андронику»... Старец Даниил исполнил просьбу мнимого брата, и тогда открылось, что в кельи с Андроником жила бывшая жена его. Он только семью днями пережил её и был похоронен вместе с ней. Св. праведного Авраама праотца и Лота, племянника его «Авраам – великий отец множества народов, и не было подобного ему в славе», – говорит Иисус, сын Сирахов ( Сир.44:19 ), и продолжает: «он сохранил закон Всевышнего и был в завете с Ним, а на своей плоти утвердил завет, и в испытании оказался верным. Поэтому Господь с клятвой обещал ему, что в семени его благословятся все народы, обещал умножить его, как прах земли, и возвысить семя его, как звёзды, и дать им наследство от моря до моря и от реки до края земли. – И Исааку ради Авраама, отца его, Он также подтвердил благословение всех людей и завет. И оно же почило на голове Иакова. Он ущедрил его Своими благословениями и дал ему в наследие землю» ... ( Сир.44:20–26 ). Прославляя Авраама, ветхозаветный «премудрый» Иисус сын Сирахов ещё не мог измерить всего значения Авраама, как «отца верующих», которое могло проявиться только в течении многих грядущих веков, когда успело выразиться и оправдаться во всей полноте и значение веры в человечестве, и то, к чему она его уже привела, и, по Высшему обетованию, должна окончательно привести, – и что составляет единственное спасение мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010