Стб. 518-519). Этот же принцип вводился и относительно порядка ношения одежды и обуви (Там же. Стб. 524-525). Казначею предписывалось строго смотреть, чтобы никто из иноков не имел в своей келье ничего лишнего. Запрещалось брать к.-л. вещь или делать приписки в книгах без благословения настоятеля (Там же. Стб. 526-527). Оставались запреты беседовать на трапезе и вечером, выходить из монастыря без благословения настоятеля, приносить в обитель вино (Там же. Стб. 528-530, 542-543); не разрешалось приходить в обитель женщинам, запрещалось проживание в монастыре детей (Там же. Стб. 543-546). В 6-й и 7-й главах содержалось предписание обязательного участия всех монахов, кроме больных, в монастырских службах (Там же. Стб. 530-542). Рама с клеймами жития прп. Иосифа Волоцкого. 1697 г. Иконописец Григорий Антонов. (ЦМиАР) Рама с клеймами жития прп. Иосифа Волоцкого. 1697 г. Иконописец Григорий Антонов. (ЦМиАР) Прп. Иосиф Волоцкий. Подвесная пелена. 3-я четв.— кон. XVII в. (ГРМ) 10-я гл. получила особое название: «Отвещание любозазорным и сказание въ кратце о святых отцехъ, бывшихъ в монастырехъ, иже в Рустей земли сущихъ»; здесь обобщен опыт уставной и повседневной жизни русских: Троице-Сергиева, Кириллова Белозерского, Симонова, Саввина тверского, Андроникова, Чудова, Макариева Калязинского мон-рей, к-рые, по мысли автора, ничем не уступали мон-рям Афона. Главная идея «Отвещания...» - необходимость единодушия настоятеля и братии мон-ря. 11-я гл. посвящена обязанностям настоятеля (Там же. Стб. 563-566). 12-я гл. представляет собой краткий пересказ первых 9 глав Устава (Там же. Стб. 567-570). 14-я подчеркивает решающую роль соборных старцев в управлении мон-рем, в т. ч. в выборе настоятеля (Там же. Стб. 587-609). Здесь перечислены епитимии за нарушения монастырской дисциплины (Там же. Стб. 610-615). При составлении Устава И. использовал монастырские уставы преподобных Феодосия Печерского, Феодора Студита, правила прп. Афанасия Афонского , свт. Василия Великого, новеллы визант.

http://pravenc.ru/text/578410.html

К XIII еще веку и не к новгородской, но к суздальской иконописи должен быть отнесен древнейший образ Иоанна Златоуста в собрании И.С. Остроухова. Образ этот находился в полном чине Деисуса какого-либо суздальского храма, но невысок и даже узок (на одиночной доске?), как приходилось по размерам стройных зданий XII–XIII вв. Общий рисунок образа чисто греческий, но с некоторыми неправильностями рисунка или, вернее сказать, преувеличениями списка с характерного оригинала. Общий характер стиля – византийский XIII в., с обилием всюду, где можно, жемчужных обнизей (ср. особенно каппадокийские фрески пещерных церквей XII–XIV вв.) в пошибе простых фресковых писем, с фоном бледной охры вместо золота. Отсюда и неправильности портретных черт Иоанна Златоуста (исторически переданных и в общем здесь удержанных), особенно в загнутом носе и в рисунке бородки (не клинышком, как обычно), опушающей подбородок. Текст развернутой хартии: «приимите, ядите» и проч., быть может, указывает, что образ находился в Деисусе алтарном. Предание гласит, что святитель Алексий, митрополит Московский, принес из Византии самолично икону Нерукотворного Образа, находившуюся над Царскими вратами в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, но видевшие этот драгоценный памятник древности не найдут в нем даже и греческой доски, не только греческого письма: это чисто русский образ, моленный, и является списком с югославянского Нерукотворного Образа именно конца XIV в. Многие особенности типа Спасителя зависят от того, что Нерукотворный Образ в древности не находился в родстве с образом Спаса Вседержителя и долго держался греко-восточных оригиналов. Спас Златые власы. Икона. 1-я четв. XIII в.58,5х42 см. Успенский собор. ГМЗМК В отличие от этого типа образ Спаса (головной) Вседержителя, на Рогожском кладбище, в главной (холодной) церкви, у клироса, и колоссальных размеров, примыкает к обычному греческому типу и является великолепным памятником суздальского письма. Темно-красноватое охренье и плавкое письмо близки к образу Бориса и Глеба (особенно по описи глаз, фактуре шейных мускулов, хотя низ иконы пострадал и был переписан), а общий характер письма и типа – несомненно, лучший византийский тип XIV в., переданный в совершенстве суздальским мастером.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

По структуре здание с большой квадратной одностолпной палатой в верхнем этаже напоминает др. трапезные той эпохи - московского Спасо-Андроникова, ярославского Спасо-Преображенского, Макариева калязинского монастырей ( Выголов. 1988. С. 119). В сер.- 2-й пол. XVI в. все известные сооружения создавались в русле общемосковских тенденций архитектуры. Одной из важнейших построек, по преданию возведенной в 1563 или 1566 г. по заказу царя Иоанна IV в память побед над литовцами, была Никольская ц. в с. Николо-Гостунь на р. Оке Лихвинского у. (ныне Белёвского р-на Тульской обл.; частично обрушилась в нач. XXI в.). Квадратный в плане бесстолпный храм с крупной апсидой и крещатым сводом повторял облик ц. св. Трифона (кон. XV - нач. XVI в.) в Напрудной слободе в Москве. Вероятно, первоначально он был одноглавым; к кон. XIX в. возведены 4 малые декоративные главки на тонких шеях ( Преображенский. 1891. С. 38-39. Табл. 1). Наиболее интересна группа сооружений, к-рая была создана по заказу князей Воротынских, последних из влиятельных удельных князей на Калужской земле. Предположительно их датируют сер.- 3-й четв. XVI в.: Успенский собор в г. Перемышле на Оке и соборы в основанных Воротынскими обителях: Преображенский в Воротынском Спасском монастыре, Троицкий и ц. Благовещения в Троицком Лютиковом мон-ре (разрушен в сер. ХХ в.), Успенский в небольшом Успенском Шаровкине мон-ре под Перемышлем (новое здание XVIII в.). Здания не похожи между собой из-за различного их назначения и следования разным образцам. Шатровый одноглавый собор Преображения Спасо-Преображенского Воротынского «на Усть-Угры» монастыря (с. Спас, ныне в черте Калуги), по версии Л. А. Беляева, построен в 1558-1562 гг. (Спасо-Преображенский Воротынский мон-рь: К 500-летию со дня основания. 2011. С. 37). Он должен был стать символическим храмом-памятником: по преданию, мон-рь основан в память Стояния на Угре (1480) (недавно отреставрирован Московским ин-том «Спецпроектреставрация»). Это небольших размеров собор с монументально подчеркнутой вертикальной композицией, крутым подъемом шатра (ширина нижнего объема ок.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Н. представлен сидящим, опирающимся на крюки или костыли. Своеобразна композиция резной иконы с фигурой Н., сидящего в келье за столом и читающего книгу (музей «Наследие прп. Нила»). Часто резные иконки столобенского пустынника украшали окладами из серебряной фольги, бисером, цветным стеклом, помещали в деревянные киоты. В стиле академической живописи выполнен образ Н. в клейме на Андрониковской иконе Божией Матери, с Тверскими и избранными святыми кон. XIX в. (после 1896, тверской мастер, музей «Наследие прп. Нила»). Икона «Избранные святые, с врезанным крестом-распятием» была выполнена «в воспоминание 17 октября 1888 года чудесного спасения Его Императорского Величества Великого Государя Императора Александра Александровича и всего Августейшего Семейства от смертной опасности. От усердия прихожан 1894 года 19 месяца января» (музей «Наследие прп. Нила»). Построение образа напоминает композиции минейных икон. В собрании музея Ниловой пуст. есть еще одна редкая икона кон. XIX в.: Н. показан в виде столпника. Образ Н. на столпе имеется также на позолоченной серебряной дарохранительнице 2-й пол. XIX в. работы столичного мастера (музей «Наследие прп. Нила»). Иконы Н., небесного покровителя Верхневолжья, находились в красном углу дома у каждого жителя этих мест, часто помещались над входом в жилые и общественные здания. Образ преподобного украшал фасад входной Светлицкой башни Ниловой Столобенской пуст. В Осташкове в 70-х гг. XVIII в. на месте древней крепости были установлены 4 вальских столба, в небольшой нише на каждом из них размещался образ Н. с неугасимой лампадой. Нередко Н. изображали вместе с др. Тверскими чудотворцами - прп. Ефремом Новоторжским, Макарием Калязинским, Арсением Тверским (кон. XIX в., собрание Ф. Р. Комарова). Вместе с прп. Ефремом Н. (в схиме, руки с четками на груди) представлен под образом Спаса Нерукотворного на крупной золотофонной иконе посл. четв. XIX в. (музей «Наследие прп. Нила»). Центром изготовления икон Н. являлась Нилова Столобенская пуст., где работали осташковские иконники и живописцы, туда приглашали мастеров из Москвы, С.-Петербурга, Твери, Владимира, Палеха, Мстёры и др.

http://pravenc.ru/text/2577609.html

XVII в., ГТГ), Смоленской иконы Божией Матери с избранными святыми на полях (3-я четв. XVII в., ГИМ) из Новодевичьего мон-ря в Москве. Ист.: Жития прп. Авраамия Смоленского и службы ему/Пригот. С. П. Розанов. СПб., 1912; Калайдович К. Памятники российской словесности XII в. М., 1821. XII; [Сухомлинов М. И. ] Рукописи графа А. С. Уварова. СПб., 1858. [Ч. 2]. XVIII. (Памятники словесности; 1); Франко У. Anokpiфu i легенди з украïнських pykonicub. Льbib, 1906. Т. 4. С. 136-213 [изд. различных редакций Слова о небесных силах, которое К. Ф. Калайдович приписывал Кириллу Туровскому, а С. П. Шевырев - А. С.]. Лит.: Мурзакевич Н. А. История губернского города Смоленска. Смоленск, 1804. С. 198-201; Шевырев С. П. Заметка о слове Авраамия Смоленского//ИОРЯС. 1859-1860. Т. 8. С. 326-330; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 425-426; Зверинский. Т. 2. С. 318. 1154; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 253; Редков Н. Н. Прп. Авраамий Смоленский и его житие, составленное учеником его Ефремом//Смоленская старина. 1909. Вып. 1/1 (отд. отт.: Смоленск, 1909); Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. 717; Рыбаков Б. А. Смоленская надпись XIII в. о «врагах-игуменах»//Сов. Арх. 1964. 2. С. 179-187; Янин В. Л. К хронологии новгородского летописания первой трети XIII в.//Новгородский ист. сб. Л., 1984. Вып. 2 (12). С. 88-89; Буланин Д. М. Ефрем//СККДР. Вып. 1. С. 126-128 [библиогр.]; Подскальски Г. Церковь и богословская литература в Киевской Руси (988-1237). СПб., 1996. С. 175-178, 231-236, 385-387 [библиогр.]; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 38. А. В. Назаренко Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) АДРИАН УГЛИЧСКИЙ († после 1504), прп. (пам. 26 авг., в субботу сырную, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/62958.html

Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 239; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 560. Иконография Описания облика И. встречаются под 22 марта в текстах иконописных подлинников посл. четв. XVII в.: «Аки Сергий сед» (ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 90), кон. XVIII в. (в перечне учеников прп. Сергия): «Сед, брада шире Николы, ризы преподобническия» (БАН. Строг. 66. Л. 156; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 116). Оглавное изображение И. (с непокрытой головой, волнистыми волосами и короткой бородой, надпись на нимбе: «пр ikobъ») помещено справа среди Московских чудотворцев на прориси (ок. 1902) иконописца В. П. Гурьянова с иконы «Спас Смоленский, с Московскими святыми» 2-й пол. XVII в. из молитвенного дома Преображенского старообрядческого кладбища в Москве (местонахождение неизв.- Там же. Т. 1. С. 340-341, 616-617). А. А. Булычёв, А. А. Романова Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVb.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/200181.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ (1-я пол. XV в.), дьяк, южнослав. (по всей вероятности, серб.) книжник, переписавший в 1425 г. (в Белграде или при Патриаршем дворе) повелением Сербского Патриарха Никона минейный Торжественник на сент.-нояб. (София. ЦИАМ. 182), содержащий среди др. статей похвальное слово свт. Климента Охридского архангелам Михаилу и Гавриилу и жития прп. Иоанна Рыльского, прп. Параскевы-Петки Тырновской и Илариона, архиеп. Мегленского, написанные свт. Евфимием , Патриархом Тырновским. Возможно, А. представляет одно лицо с Андреем, параекклесиархом Белградской митрополии, переписавшим в 1433/34 г. Апостол из старого собрания Народной б-ки Сербии в Белграде 1164; рукопись погибла в 1941). Записи в обоих кодексах частично выполнены «византийской» тайнописью. Др. биографические сведения об А. отсутствуют. Предлагавшиеся болг. исследователями версии идентификации А.- с Андроником, учеником Патриарха Евфимия и учителем Константина Костенечского ; с неизвестным по др. источникам болгарином, обучавшимся вместе с Константином в Бачковском мон-ре у Андроника; с дьяком Андреем, переписавшим в 3-й четв. XV в. (возможно, в западнорус. землях) сборник похвальных и учительных слов митр. Григория (Цамблака) («Книга, глаголемая Цамблак» - РГБ. Ф. 199. 31),- являются чистым домыслом. Мнение о болг. происхождении А., следовавшего в своих рукописях серб. орфографии, основывается лишь на том, что в Торжественнике 1425 г. отсутствуют серб. жития при наличии болг.; известно, однако, что до XVI в. первые вообще крайне редко включаются в состав Торжественников. Почерки Торжественника и Сборника слов Цамблака не имеют между собой ничего общего. Лит.: Записи. Кн. 1, 261; Гошев И. Стари записки и надписи//Годишник на Софийски ун-т, Богосл. фак. София, 1924. Т. 4. С. 348-350; Киселков В. Евтимиевият ученик Андрей//Училищен преглед. София, 1931. 2. С. 246-254; он же. Проуки и очерти по старобългарска литература. София, 1956. С. 262-265; Дujak Ahдpeja, београдски писац из времена деспота града Београда. 1958. 5. С. 19-25; То же// Творци и дела старе српске Титоград, 1963. С. 221-232; Пандурски В. Панегирикът на дяк Андрей от 1425 г.//Търновска книжовна школа. София, 1974. Кн. 1. С. 225-241; Ангелов Б. Ст. За старобългарския книжовник от XV в. дяк Андрей//Литературна мисъл. 1982. 6. С. 185-188; Петканова Д. Старобългарска литература. София, 1987. Ч. 2. С. 151-152; СтБЛ. С. 27. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/115234.html

Местное почитание В., по-видимому, началось сразу после его кончины, имя преподобного внесено в «Описание о российских святых» (списки XVIII в.). Ист.: ЛЗАК. Т. 2. Отд. 2. С. 83-84; ВМЧ. СПб., 1868. Стб. 551-552 (Сент. 9); ПСРЛ. Т. 21. 2-я пол. Ч. 2. СПб., 1913. С. 505. Лит.: Строев. Списки иерархов. 4. С. 149; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 86-88; Леонид (Кавелин). Святая Русь. 534. С. 136; Описание о российских святых. 186. С. 72; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 553. Прил. 3; АСЭИ. М., 1958. Т. 3. С. 596 (Коммент.); Ивина Л. И. Крупная вотчина Сев.-Вост. Руси конца XIV - 1-й пол. XVI в. Л., 1979. С. 40-41, 50-51. А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ (1-я треть XIV в.- 1377 или 1392), строитель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в Соборе Московских святых) ВЛАДИМИР БЕЛОПЕСОЦКИЙ (Василий; ок. 1450 - ок. 1522), прп. (пам. 15 июля и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕДЕОН († кон. мая 1377 или 1392), прп. (пам. 5 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕРАСИМ († 1-я четв. XVI в.) Волоколамский, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/text/154393.html

К средневек. периоду относится небольшой трехнефный параклис, освященный во имя св. Бессребреников во 2-й пол. XIV в., расположенный недалеко от башни Преображения Господня. Его наружный вид был изменен в XIX в. В 1427 г. близ кафоликона, вероятно, на фундаменте оборонительной башни древней юж. стены была построена колокольня. В 1-й четв. XVI в. на средства валашского господаря Нягое Басараба В. был обновлен и укреплен, была перестроена башня Пресв. Богородицы, возведены совр. здание ризницы, житница и ряд др. построек. В XVII в. появились жилые корпуса на северо-западе (центральная часть обновлена незадолго до 1644) и юге монастырского двора, представляющие собой здания с аркадами и керамическими украшениями на фасадах. В XVIII-XIX вв. было построено большинство параклисов В.: в честь Рождества Пресв. Богородицы (нач. XVIII в.), во имя ап. Андрея (1788), вмч. Георгия (XVIII в.), св. Иоанна Предтечи (1813), ап. Фомы (1815), вмч. Пантелеимона (1857), ап. Иоанна Богослова (ок. 1860), свт. Иоанна Златоуста (ок. 1860), вмч. Мины (ок. 1865), святых Феодора Тирона и Феодора Стратилата (ок. 1865), Трех святителей (1885). Параклисы на территории монастырского комплекса строились и как отдельно стоящие сооружения (напр., параклис в честь Пояса Пресв. Богородицы), и в составе др. построек (19 параклисов). Так, архитектурный ансамбль кафоликона включает храмы во имя вмч. Димитрия, свт. Николая, Св. Троицы, св. Архангелов и Божией Матери Парамифии («Отрада или Утешение»). Основа архитектурного типа малых храмов В.- вписанный крест с разными вариациями, обусловленными наличием или отсутствием притвора. 2 параклиса воздвигнуты в честь ватопедских святынь. В 1678 г. на 2-м этаже соборного храма построен и расписан параклис в честь чудотворной иконы Богородицы Парамифии. В 1794 г. на монастырском дворе на средства Феофила Созополита был перестроен параклис в честь пояса Пресв. Богородицы (постройка XVI в.). Он представляет собой трехкупольный триконх афонского типа с одной апсидой и притвором, перекрытым сводом. Его фасады украшены яркой кирпичной декорацией, напоминающей мозаику, и выделяются арочными очертаниями. Внутренние росписи выполнены в 1860 г. иноками Никифором и Герасимом, архим. Анфимием и иером. Гавриилом, у входа изображен серб. кн. Лазарь, подаривший храму чудотворную икону. Эта церковь является образцом афонского поствизант. храмоздательства XVIII в. Деревянный резной иконостас, сооруженный в 1816 г., считается одним из лучших среди иконостасов афонских обителей. Сохранились 2 украшенных резьбой деревянных аналоя, подаренных деспотом Фессалоники Андроником Палеологом (до 1423), на одном изображены 24 сюжета из Акафиста Пресв. Богородице, на др.- сцены из ВЗ.

http://pravenc.ru/text/149927.html

Прорись надгробной плиты Каспара Эльферфельдта. 70-е гг. XVI в. Особое направление в археологии М. составляет изучение средневек. иноверческих кладбищ, к-рые пока представлены случайными находками. Так, в 1989 г. была обнаружена надгробная плита Каспара Эльферфельдта, лиценциата права и ланддроста Петерсхагена в Вестфалии, затем ливонского пленника и советника царя Иоанна Грозного, одного из героев мемуаров Штадена. Эта находка позволила определить место древнейшего некрополя иноземцев за Земляным городом, вблизи Конской площадки. В 10-х гг. XXI в. там же были сделаны находки более поздних (сер. XVII в.), но столь же ярких в историко-культурном отношении надгробий семьи купцов и дипломатов Келлерманов. Впервые были обследованы и сами погребения иноверцев - на кладбище за Таганскими воротами Земляного города (1995, Центр археологических исследований; никаких отличий в погребальном обряде не зафиксировано). Изучение археологии М. включает пригородные села, ближние подгородные мон-ри, древнейшие могильники и памятники периода до возникновения города. На юге М. это древнейшие великокняжеские владения (дворцовое с. Коломенское, Данилов мон-рь), а на северо-западе - не менее важные для археологии памятники совр. р-на Митино, где на гос. охране числятся десятки объектов, включая редкие по богатству находок и расположению в заливаемой пойме Спасского луга Мякининские селища и могильники, изученные стационарными раскопками в 90-х гг. XX в.- 2000-х гг., открывшими остатки сотен построек. Находки указывают на высокий статус и состоятельность жителей: кроме обычных украшений из стекла (браслеты, перстни, бусы) и металла (височные кольца), ключей и замков, шиферных пряслиц и монет здесь есть бронзовые кресты-реликварии, каменные иконки, амулет-змеевик, пояса с металлическим набором, а среди керамики - византийские амфоры с маслом или вином, золотоордынские поливные чаши, рус. художественно выполненные сосуды (в т. ч. поливной сосуд с рельефным изображением гусляра и гудошника). Из церковно-археологических находок на юге и юго-востоке М. важны 2 монастырских некрополя: на Красном дворе Крутицкого подворья, где под тонким культурным слоем сохранилась поверхность кладбища XV-XVI вв. с лежащими на местах белокаменными надгробными плитами, и захоронения в деревянных колодах ниже засыпного цоколя собора Андроникова мон-ря XIV - нач. XV в., совершённые при 1-м деревянном соборе (2-я четв. XIV в.?). Синодальный период

http://pravenc.ru/text/2564186.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010