К нач. XX в. ансамбль дошел в искаженном виде, первоначальную форму сохранили лишь колокольня и Теремок. В 1936-1938 гг. Воскресенскую ц. превратили в жилой дом, надстроив 3-й этаж. Реставрационные работы были начаты в 1948 г. и проводились вплоть до 80-х гг. XX в. Первым этапом руководил П. Д. Барановский. Постепенно ансамблю был возвращен облик, который он имел в период расцвета, в кон. XVII в. В зданиях подворья находились разные орг-ции (Об-во охраны памятников и реставрационные мастерские ВООПиК, филателистический отдел Главкниги, филиал ГИМ и т. д.). В наст. время в храмах восстановлено богослужение. Архитектурный ансамбль резиденции Крутицких владык - один из лучших, созданных в эпоху расцвета архиерейского и монастырского строительства - в посл. четв. XVII в. Его отличает стилистическое единство замысла и живописность силуэта. Особенностью Крутицкого подворья является главный, сев. двор со св. воротами и с Теремком над ними, сплошь украшенным изразцами. Он образует одновременно внешнюю, парадную сторону резиденции, ориентированную на Кремль и Новоспасский мон-рь, и внутреннюю соборную площадь комплекса. I. Воскресенская ц. (Крестовая палата) с Никольским храмом-усыпальницей. Сведения об Успенском соборе Крутиц до 70-х гг. XVII в. относятся к этому зданию. Возведенный еп. Досифеем Успенский собор представлял собой 4-столпный храм с 3-частной апсидой на востоке, сев. приделом-усыпальницей и притвором с зап. стороны. Здание имело 2 яруса: в подклете находилась ризничная палата (или «казна»), перекрытая крестовым сводом, и галереи с цилиндрическими сводами (в сев. галерее размещалась усыпальница). Основной ярус занимала Успенская ц. с сев. Никольским приделом, к-рая, судя по характеру сохранившегося декора и плану подклета, относилась к распространенному типу храмов московского зодчества кон. XV - 1-й четв. XVI в. Частично сохранившиеся белокаменные детали отличаются сложностью и изысканностью декора: это коринфская капитель и рельефная плитка фриза, аналогичная по рисункам и размерам терракотовым плиткам фризов трапезной Андроникова мон-ря (1506), Рождественской ц. в Ст. Симонове (1508) и Воскресенской ц. в Коломне (1-я четв. XVI в.).

http://pravenc.ru/text/2462071.html

Кутузову, И. И. Третьякову и вел. кн. Василию III Иоанновичу (Прп. Иосиф, Волоколамский чудотворец. 1915. С. 116-119). В целом в период игуменства прп. Иосифа в мон-ре была собрана одна из лучших б-к, не уступавшая книжным собраниям Троице-Сергиева и Кириллова Белозерского мон-рей. Для И. В. м. как для центра книжности характерны 3 особенности: во-первых, влияние его пострижеников на развитие публицистической мысли в 1-й пол. XVI в.; во-вторых, «традиция почитания своих наставников путем включения их произведений в создаваемые в монастыре рукописи и бережное отношение к рукописному наследию»; в-третьих, наличие в переписанных в И. В. м. четьих сборниках списков произведений, хронологически близких к авторскому тексту. Показателем уровня организации и активного использования монастырской б-ки является составленный в 3-й четв. XVI в. малоформатный «указец» (РГБ. Вол. 423). За основу взяты месяцеслов и пасхальная часть триодного тропарника Иерусалимского устава, которые снабжены отсылками (с указанием листов) к рукописям собрания, содержащим соответствующие жития, учительные и похвальные слова. «Послания Иосифа еп. Суздальскому Нифонту и Андрониковскому архим. Митрофану по поводу ереси жидовствующих». Список из «Просветителя» Иосифа Волоцкого XVI в. (РГАДА. Ф. 181. Д. 591. Л. 784) «Послания Иосифа еп. Суздальскому Нифонту и Андрониковскому архим. Митрофану по поводу ереси жидовствующих». Список из «Просветителя» Иосифа Волоцкого XVI в. (РГАДА. Ф. 181. Д. 591. Л. 784) В б-ке И. В. м. находились древнейшие списки Устава (РНБ. Солов. 326/346; ГИМ. Епарх. 341), «Просветителя» (ГИМ. Епарх. 339, 340; РНБ. Солов. 326/346) и др. сочинений прп. Иосифа Волоцкого ( Дмитриева. 1974. С. 208-209). Основной фонд рукописного наследия основателя мон-ря (представлен 29 рукописями), в т. ч. и обширное эпистолярно-публицистическое наследие, был создан и сохранился только в И. В. м. (Там же. С. 209). Постриженики обители часто включали в свои сборники произведения прп. Иосифа Волоцкого и краткие биографические сведения о нем.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Из мон-рей на территории совр. Московской обл. видную роль играли основанные в XIV-XVI вв. Хотьковский в честь Покрова Пресвятой Богородицы , Угрешский во имя святителя Николая Чудотворца , серпуховской Владычный в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы , Спасский на Всходне, Николо-Песношский, Белопесоцкий во имя Святой Троицы , Колоцкий в честь Успения Пресвятой Богородицы , коломенский Бобренёв в честь Рождества Пресвятой Богородицы , Пятницкий Берендеев мон-ри, Медведева пуст., Давидова в честь Вознесения Господня пустынь . С 60-х гг. XIV в. благодаря деятельности свт. Алексия и прп. Сергия Радонежского одновременно с введением Иерусалимского богослужебного устава в ряде мон-рей (в московских и подмосковных: Чудовом, Зачатьевском, Спасо-Андрониковом, Высокопетровском, Симоновом, Троице-Сергиевом, серпуховском Высоцком и др.) утверждался общежительный устав. Во 2-й пол. XIV в. в Москве удостаивались сана архимандрита настоятели именно общежительных монастырей. Архитектурной особенностью таких монастырей были трапезные. Известно о существовании каменных трапезных в XV-XVI вв. в Троице-Сергиевом, Чудовом, Симоновом, Спасо-Андрониковом, Николо-Песношском, можайском Лужецком, Саввином Сторожевском, серпуховских Высоцком и Владычном и мн. др. мон-рях. В то же время сохранялись и особножительные мон-ри, к примеру Георгиевский в Москве ( Беляев. 1995. С. 200). Нек-рые особенности в уставе имел Богоявленский за Торгом мон-рь: его насельники, согласно источникам 1-й четв. XVI в. (АРГ: АММС. 1998. С. 127. 40), владели личной собственностью, но в нем археологически выявлены остатки каменной трапезной, относящейся примерно к тому же времени ( Беляев. 1995. С. 73-78). Организация белого духовенства в XIV-XVI вв. Письменные источники, повествующие о московских событиях в XIV в. и созданные вскоре после них (напр., «Повесть о нашествии Тохтамыша»), сообщают о наличии в Москве соборных церквей: «...людие же христиане, сущии в граде затворишася в церквах зборных каменных» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 144), что говорит о дифференциации городских приходов и священнослужителей. В летописной статье от 11 июля 1479 г. о закладке каменной ц. во имя свт. Иоанна Златоуста отмечено, что «князь же великии учени игумена у тоа церкви выше всех соборных попов и игуменов града Москвы и загородскых попов» (Там же. Т. 25. С. 323). Это свидетельствует об объединении городских священников в соборы или о наличии церквей, обладавших соборным статусом.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

В течение XVI-XVII вв. частицы мощей И. П. привозились на Русь 7 раз, в т. ч. часть руки, часть главы, часть правой лопатки ( Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к правосл. Востоку в XVI и XVII ст. Серг. П., 1914. С. 77-78). Часть главы И. П. была привезена в Москву в 1634 г. греком Андроником Ранкавеем (Там же. С. 97), часть руки из обители вмц. Евфимии в Вифинии была подарена в 1694 г. Гавриилом, митр. Халкидонским (ее подлинность заверена грамотой К-польского патриарха Каллиника) (Там же. С. 85). Кормление ангелом прав. Елисаветы с младенцем Иоанном. Возвращение прав. Елисаветы с мла-денцем Иоанном в Иерусалим. Клеймо иконы «Св. Иоанн Предтеча — Ангел пустыни». 1-я четв. XVII в. (ГМЗК) Кормление ангелом прав. Елисаветы с младенцем Иоанном. Возвращение прав. Елисаветы с мла-денцем Иоанном в Иерусалим. Клеймо иконы «Св. Иоанн Предтеча — Ангел пустыни». 1-я четв. XVII в. (ГМЗК) В рус. книжности XVI-XVIII вв. получили распространение чудеса И. П., связанные с историей построения посвященного ему храма на Торгу (или на Опоках) в Новгороде (Повесть «о варяжской божнице», или «о посаднике Добрыне», сохранившаяся в неск. редакциях; см.: СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 225-227). Согласно этому сказанию, во времена посадника Добрыни немцы, торговавшие в Новгороде, просили у местных жителей разрешения построить церковь («божницу», «ропату») во имя апостолов Петра и Павла «по своей вере», но не получили на это согласия горожан и архиепископа. По совету подкупленного ими посадника послы стали угрожать уничтожением правосл. церквей в тех зап. городах, где новгородцы вели торговлю. Устрашенные этим «старосты купецкие и гости новгородские» упросили владыку и др. горожан дать согласие на эту постройку. Немцы выбрали для нее место в центре города, на Торговой пл. (Торгу), где стояла деревянная ц. во имя Иоанна Предтечи, посадник приказал перенести ее на др. место. Ночью пономарю ц. Иоанна Предтечи было предсказано некое чудо, к-рое должно было совершиться на следующий день на мосту. Пономарь известил об этом горожан; собралось множество людей, желающих увидеть чудо. Когда посадник со своими людьми сел в судно, налетел вихрь, поднял «насад» на высоту более 2 саженей и ударил о воду. Добрыня пошел ко дну, а бывших с ним удалось спасти. Тело посадника извлекли из реки с большим трудом, и за свое лукавство он не удостоился правосл. погребения.

http://pravenc.ru/text/471450.html

64.3), в 4-м - «История о начале общежительной жизни, установленной Паисием (Величковским) на Афоне и потом в Молдове…», включающая период до 1794 г. (Там же. 70.3), в 5-м - представляющее наибольший интерес соч. «История, содержащая переписку прп. Паисия с духовными и гражданскими лицами» (Там же. 82.3). В собрании Н. м. содержатся также 18 писем прп. Паисия, адресованных разным лицам в Молдавском княжестве и Российской империи (тексты нек-рых помещены в издание 1847 г. прот. Сергия Четверикова «Старец Паисий Величковский»); переводы прп. Паисия и его учеников на церковнослав. язык трудов «Вопросы Иоанна и ответы Варсануфия» (Там же. 18.2, 3-я четв. XVIII в.) и «Сочинения Петра Дамаскина и Иоанна Дамаскина» (Там же. 17.2, 1799 г.); переводы на румын. язык сочинений отцов Церкви «Сборник поучений и Слов» (каллиграф Тимофей; Там же. 3.3, 1781 г.), «Сборник Слов и поучений о постничестве» (Там же. 4.3, 1783-1784 гг.), «Сборник-конволют поучений и Житий святых» (Там же. 6.3, 1794 г.), сборник сочинений прп. Исаака Сирина (Там же. 2.3, 3-я четв. XVIII в.). Также в собрании Н. м. находилось много переводов на румын. язык сочинений, составляющих «Добротолюбие», поскольку этот сборник был наиболее актуален для мон-рей до его издания на румын. языке в сер. XIX в. (Там же. 6.3, 23.3, 29.3; Науч. б-ка АН РМ. 318111). Из рукописей, содержащих Житие прп. Паисия (после его кончины его ученики - монахи Исаак, Митрофан, Николай, Платон и Григорий IV (Даскэл; впосл. митрополит Унгро-Влахийский) - независимо друг от друга составили неск. вариантов Жития), следует выделить включенные архим. Андроником в 2 сборника (НАРМ. Ф. Новонямецкого мон-ря. 70.3, 82.3), в к-рых есть сведения о др. вариантах Жития помимо платоновского (опубл. в 1817 на румынском языке и в 1836 на церковнославянском языке в Нямецком мон-ре). В собрании Н. м. находилась также рукопись, содержащая Службу прп. Паисию (Величковскому) и его Житие. Службу составил в 1858 г. мон. Каллистрат (Там же. 40.3); ее совершали в Н.

http://pravenc.ru/text/2577849.html

Важнейшим результатом раскопок в Эгах стало открытие в 1977 г. археологом М. Андроникосом гробницы Филиппа II. Македон. гробницы - особый тип захоронений с т. зр. конструкции, украшения и богатых погребальных даров. Обнаружено ок. 100 таких памятников, большинство расположены в центр. М. Они представляют собой подземные прямоугольные одно- или 2-камерные помещения с полуциркульным сводом, сложенные из блоков туфа. Мрамором декорированы лишь отдельные детали. Фасад был оформлен фронтоном или архитравом, иногда пилястрами. Над погребением насыпался курган. Ряд памятников снаружи и изнутри был украшен росписями с богатой цветовой гаммой. Гробницы македон. типа найдены также на территории Республики Македония (напр., гробница IV в. в Старо-Бонче, к-рая, по мнению местных археологов, принадлежала местной пелагонийской династии ( Кеп[ески] К. Старо Бонче//Македонска ehцukлoneдuja. Ckonje, 2009. Т. 2. C. 1420)) и Албании (гробница в дер. Сельца-э-Поштме близ Поградца). Эллинистический период Амфипольский лев. Погребальный монумент посл. четв. IV в. до Р. Х. Амфипольский лев. Погребальный монумент посл. четв. IV в. до Р. Х. Походам Александра Великого (336-323 до Р. Х.) в Азию предшествовала война с восставшими сев. племенами (335-334 до Р. Х.). Молодой македон. царь разбил фракийцев у горы Эмон (ныне Шипка), племена трибаллов и гетов на Дунае и иллирийцев, возглавляемых сыном Бардила Клитом, в битве при Пелионе. После стабилизации ситуации в стране Александр начал военную кампанию против Персии. Восточные походы Александра значительно повлияли на развитие М. Она оказалась в центре мировых событий и стала ядром огромной державы. Впечатление от успехов Александра среди современников было столь велико, что царь и его страна появились в поздних книгах ВЗ. В Книге прор. Даниила империя Александра упоминается как «царство медное» в описании сна Навуходоносора (Дан 2. 39), а также, вероятно, в образе барса в видении Даниила (Дан 7. 6). Сам Александр упоминается как могущественный царь (Дан 11.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

В 1304 г. И. П. м. был принят под покровительство Симонидой, дочерью визант. имп. Андроника II Палеолога и женой серб. кор. Милутина, а ок. 1332 г.- великим доместиком Иоанном Кантакузином (впосл. визант. имп. Иоанн VI Кантакузин). Находящиеся рядом с иконостасом кафоликона большие иконы Христа Вседержителя и Божией Матери «Одигитрия», написанные в 1-й четв. XIV в., являются пожертвованием либо Андроника II, либо Иоанна Кантакузина. В 1307-1308 гг. И. П. м. был разграблен каталонцами, но быстро восстановлен. Еп. Иоаким обеспечил И. П. м. земельными владениями, превратившими недавно основанный мон-рь в один из богатейших в Македонии ( Поляковская. 1967. С. 312-314). В 1321 г. И. П. м. получил статус ставропигиального и патриаршего монастыря, закрепленный простагмой имп. Андроника III Палеолога . Сохранились 6 имп. хрисовулов Андроника II (1309, 1318, 1321) и Андроника III (1321, 1329, 1332), гарантировавших неприкосновенность монастырских владений. Написанный Иоакимом монастырский Типикон, состоящий из 23 глав, предусматривал общежительное устройство. Он запрещал вход в И. П. м. женщинам и пребывание в обители юношей моложе 20 лет. Большую роль в управлении мон-рем играл совет старцев, состоявший из 4 чел. Этот Типикон был утвержден сигиллием К-польского патриарха Исаии (1325). Он сохранился в редакции 1332 г. В 1322-1325 гг., видимо в результате гражданской войны в Византии между Андроником II и его внуком Андроником III, к-рого поддерживал еп. Иоаким, И. П. м. был покинут монахами. В 1332 г. Иоаким оставил Зихнийскую кафедру, удалился в И. П. м. и принял великую схиму с именем Иоанн. Он скончался 12 дек. 1333 г. Монастырь стяжал громкую славу, и ему делались богатые пожертвования. Напр., Ипомона, жена сакеллария Георгия Мурмура, в 1339 г. передала И. П. м. небольшую обитель св. Георгия Крионерита близ Серр (восстановлена в 1863); Константин Холевиар в 1342 г.- ц. Продромуди в Серрах (восстановлена в 1819); Ирина Хумнина в 1355 г.- церковь в сел. Фолос с угодьями. Серб. кор. Стефан IV Душан, захвативший в 1345 г. Серры, гарантировал неприкосновенность владений монастыря (селения Моноспита, Лаккос, Кераница, Тополскос, Раховица и др.) и наделил его новыми имениями. Его супруга Елена также покровительствовала И. П. м. После смерти мужа она приняла монашеский постриг с именем Елисавета и, по преданию, нек-рое время жила в И. П. м., в монастырской башне, где построила часовню (не сохр.). В качестве исключения Елена получила право на посещение Св. Горы. Видимо, данное ей разрешение распространялось и на другие мон-ри, где действовал аватон (в т. ч. и на И. П. м.). Деспот Иоанн Углеша (1365-1371) подарил И. П. м. пастбища, к-рые до сих пор носят его имя. Парекклисион свт. Николая Чудотворца (над внутренним экзонартексом кафоликона), в к-ром были похоронены сестра Иоанна Углеши Елена и 2 ее дочери, был украшен фресками по заказу ее мужа Николая Радони.

http://pravenc.ru/text/577916.html

Под 1439 г. упоминается архимандрит Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя мужского монастыря Фаддей. «Лествица о соборных властех» 1598/99 г. упоминает из московских архимандритов чудовского Пафнутия, спасского Закхея, симоновского Иону и андрониковского Вассиана (ЧОИДР. 1912. Кн. 2. С. 40-41). Т. о., в сер. XV-XVI в. число московских городских и пригородных монастырей, возглавлявшихся архимандритами, не увеличилось. Со 2-й пол. XIV в. сан архимандрита стали получать настоятели некоторых мон-рей, расположенных на территории совр. Подмосковья. В Коломне архимандрит возглавлял городской Спасский мон-рь; по мнению А. Б. Мазурова, центр архимандритии в городе мог меняться ( Мазуров. 2001. С. 188, 196-197, 239, 243-245). Высоцкий серпуховской в честь Зачатия Пресвятой Богородицы мужской монастырь стал архимандритией к нач. XV в. Можайский Ферапонтов Лужецкий в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь получил статус архимандритии в 1-й четв. XV в. Настоятель Возмицкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря близ Волока Ламского, находившегося в Новгородской епархии (позднее перешел в состав Патриаршей области), сан архимандрита получил во 2-й пол. XV - нач. XVI в.- вероятно, это произошло уже после присоединения Новгорода к Русскому гос-ву. Дмитровский во имя святых Бориса и Глеба мужской монастырь стал архимандритией не позднее 1-й четв. XVI в. Троице-Сергиев мон-рь грамотой митр. св. Макария от 6 янв. 1561 г., выданной «со всем священным собором» по совету царя Иоанна IV Васильевича Грозного, стал архимандритией и получил 1-е место среди всех рус. мон-рей (согласно офиц. летописи, «царь и великии князь Иван Васильевич всея Русии по совету отца своего и богомолца Макария митрополита всея Русии у Живоначалные Троицы в Сергиеве монастыре учинил архимандритию» - ПСРЛ. Т. 13. С. 331). В XVII в. имело место увеличение числа архимандритий в Москве и Подмосковье. Саввин Сторожевский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь получил статус архимандритии в 1650 г., московский в честь Богоявления мужской монастырь (за Торгом, или за Ветошным рядом) - в 1651 г., Иосифов Волоколамский (Волоцкий) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь - в 1652 г. В московском Греческом во имя святителя Николая Чудотворца монастыре архимандриты упоминаются в 1655 г. В 1657 г. статус архимандритии получил только что основанный Новоиерусалимский в честь Воскресения Христова мужской монастырь . Высокопетровский мон-рь возобновил статус архимандритии в 1666 г. Московский в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужской монастырь стал архимандритией в 1682 г., Донской иконы Божией Матери московский мужской монастырь - в 1683 г. Настоятели Мефодиева Пешношского (Песношского) во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря получили сан архимандрита в 90-х гг. XVII в.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Преподобные Максим Грек, Михей и Сергий Радонежские. Фрагмент иконы «Вид Троице-Сергиевой лавры с Радонежскими святыми и клеймами праздников». 3-я четв. XVIII в. (частное собрание) В качестве избранных святых на полях главные Радонежские чудотворцы, в т. ч. М., вероятно, написаны на иконах «Чудо о Флоре и Лавре», «Спас Нерукотворный» и «Не рыдай Мене, Мати», XVI в. (?) с поздними поновлениями (ГТГ; см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 182-183, 186. Кат. 584, 589. Ил. 64). В редких случаях преподобных Сергия, Никона и М. изображали втроем - напр. (в куколе, с небольшой седой бородой), в одном из клейм на эмалевой иконе «Воскресение Христово, с двунадесятыми праздниками и избранными святыми» 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР; см.: Русская эмаль XVII - нач. XX в.: Из собр. Музея им. Андрея Рублёва. М., 1994. С. 82, 84, 220-221. Кат. 100, 103; см. также: Там же. С. 140, 204-205, 230, 239. Кат. 182, 254, 255). В XVIII в. образ М. вводили в программные многофигурные композиции «Собор русских святых», разработанные старообрядцами Выговской пуст. В частности, он изображен в правой группе преподобных в 4-м ряду, за прп. Андроником Московским, на иконах 1814 г. письма П. Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА и сер.- 2-й пол. XIX в. из моленной в дер. М. Горка Виноградовского р-на Архангельской обл. (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея/ГРМ. СПб., 2008. С. 72-73, 82-85. Кат. 62, 70), нач. XIX в. (ГИМ), 1-й четв. XIX в. из собрания Г. В. Лепса ( Юхименко, Горшкова. Иконы собр. Г. Лепса. 2012. С. 128-131. Кат. 34), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ, см.: Icônes russes: Les saints/fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52) и др. На иконе «Собор русских святых» 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) М.- в 1-м ряду слева в группе преподобных. Святой изображен прямолично (русый, со свитком в руке) в верхнем регистре слева на центральной иконе триптиха с фигурами рус. святых кон. XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (ГМИИРТ; см.: Художественные сокровища Татарстана: Древнерус. искусство. Каз., 2013. С. 32-33).

http://pravenc.ru/text/2563830.html

Масштабы и региональные особенности распространения Иерусалимского устава и сопутствующих ему памятников на Руси (прежде всего в Великом княжестве Московском и в Сев.-Вост. Руси в целом) при жизни К. с трудом поддаются определению. Рубежом XIV и XV вв. датируются списки Иерусалимского устава (ГИМ. Син. 320) и тесно связанного с ним в употреблении Стишного Пролога (ГИМ. Чуд. 17) из митрополичьего Чудова мон-ря. Тот же устав (в редакции «Ока церковного») до 1406 г. имелся, вероятно, в Андрониковом в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-ре . Однако даже в подмосковных мон-рях, тесно связанных с митрополичьей кафедрой, окончательное введение Иерусалимского устава происходит, по всей видимости, лишь к кон. 1-й трети XV в.: списки «Ока церковного» для Троице-Сергиева (НБ КазГУ. 4634) и Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресв. Богородицы (РГБ. Рум. 445) мон-рей сделаны соответственно в 1429 и 1428 гг., в 1422-1425 гг. написан и пергаменный список для неустановленного мон-ря во владениях галицко-звенигородского кн. Георгия (Юрия) Димитриевича (БАН. Арх. ком. Д. 3). При написании в сер. 10-х гг. XV в. комплекта Миней служебных в Переславле-Залесском (РГАДА. Ф. 381. 88, 95, 102, 109, 115) был привлечен месяцеслов Иерусалимского устава (без гимнографического материала), но сами службы даны в соответствии со Студийским уставом (Каталог славяно-рус. рукописных книг XV в., хранящихся в РГАДА. М., 2000. С. 139; Мошкова Л. В. К вопросу о составе Переславских Миней 1-й четв. XV в.//ДРВМ. 2006. 1(23). С. 64-70). На Новгородской земле (и, вероятно, на Псковской) широкое распространение Иерусалимского устава относится ко времени пребывания на архиепископской кафедре Евфимия II (список месяцесловной части типика при новгородском месяцеслове РГАДА. Ф. 381. 45, традиционно относимый ко 2-й пол. XIV в., датируется 1-й третью следующего столетия). Можно полагать, что на правосл. землях Великого княжества Литовского и Польского королевства, где в отличие от Сев.-Вост. Руси в сер.- 2-й пол. XIV в. не возникали новые общежительные мон-ри, смена устава происходила заметно медленнее, во всяком случае украинско-белорус. списки Иерусалимского типика ранее посл. четв. XV в. неизвестны.

http://pravenc.ru/text/1684692.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010