Ибо он по преимуществу имеет общение с душой народной, к нему приходящей со всеми своими немощами и печалями. Вот, братие-отцы, и постараемся эту смиренную душу народную через горнило скорбей привести и к надежде Христова Воскресения в ней же самой, как телом Своим воскрес Сам Христос тридневно. Научим душу человеческую благонадежно скорбеть пред Богом о своем и общем человеческом ожесточении и окаянстве пред Ним. Утвердим в ней дух смиренномудрия, ибо только на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим призрю, – говорит Господь ( Ис. 66, 2 ). Когда проявит такая душа детское простое покорство Божию Промышлению, тогда дивные чудеса от Господа бывают! Тогда немощь человеческая силой Божией возмогает над силой и коварством человеческим и бесовским! Рассмотрите родную историю, и увидите это удивительное Промышление Божие о нашем богобоязливом народе. Не выдаст родимая мать свое возлюбленное и покорное детище, тем более не выдаст Господь покорный по-детски Ему народ. Возлюбленные отцы-соработники на ниве Господней! Нам от Бога и от церковной власти вверена душа народная. Она и сама идет к нам в руководство, ибо никогда не найдет вечной отрады в мире сем непрочном. Она уважает своих отцов духовных даже и тогда, когда видит в них нечто не духовное. Именно эта недуховность и печалит ее. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям ( Мф. 5, 13 ). Если мы не духовны, то где же народу искать духовного пристанища? Посему будем высоко держать знамя своего духовного звания и призвания, не позволим никому его унизить, или обворовать, или подменить чем-либо. Но, уверенные в высоком уважении православного народа, и простого и образованного, к нашему духовному призванию, будем руководствовать его по путям правым, единственно приводящим в руки Господни. В смиренном послушании и внимании к нам приходящие души христианские и понесем в своих молитвах и научениях ко Господу Богу. Только этот путь и приведет всех нас со всем родным народом к радости светоносного Воскресения Христова и в нашем Отечестве дорогом после скорби дней сих.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

Иисус Христос и 12 апостолов. Рельеф саркофага. VI–VII вв. (ц. Сен-Гийом-ле-Дезер. Франция) Иисус Христос и 12 апостолов. Рельеф саркофага. VI–VII вв. (ц. Сен-Гийом-ле-Дезер. Франция) В НЗ слово πστολος в ряде случаев все еще сохраняет общее значение - «посланный кем-либо с определенной целью» (напр., Ин 13. 16: «Раб не больше Господина своего, и посланник (πστολος) не больше пославшего его», ср.: Мф 10. 40). А. могут называться уполномоченные христ. общин (напр., Тит и др. христиане в 2 Кор 8. 23 названы «посланниками церквей» (πστολοι κκλησιν)), сопровождающие в Иерусалим пожертвования, собранные общинами Греции. В этом же смысле ап. Павел называет апостолом Епафродита как апостола филиппийцев (Флп 2. 25; μν δ πστολος). Однако основным становится новое значение, к-рое выражено в словах ап. Петра перед избранием ап. Матфия : «Один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его» (Деян 1. 21-22). А. в НЗ в большинстве случаев называются 12 наиболее близких учеников Господа и ап. Павел . В отдельных случаях это наименование прилагается и к др. лицам: к Варнаве наряду с Павлом (Деян 14. 4, 14), к Андронику и Иунии (Рим 16. 7). Ап. Павел говорит об «Иакове и всех апостолах», явно отличая их от Двенадцати (1 Кор 15. 5, 7). Вплоть до кон. II в. по Р. Х. странствующие проповедники Евангелия все еще назывались А. О них говорится в 11-й гл. «Учения двенадцати апостолов» - «Дидахе» . Служение в Церкви по распространению евангельской веры среди непросвещенных народов подобно тому, как это делали А. Христа, и сегодня называется равноапостольным . Так, Церковь почитает равноапостольными Марию Магдалину , имп. Константина I Великого , Нину , просветительницу Грузии, вел. кн. Владимира , свт. Николая (Касаткина) , архиеп. Японского. Встречается и иная форма этого именования, напр. свт. Стефан Пермский - «апостол зырян». Служение А.

http://pravenc.ru/text/Апостолы.html

К римляном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние Брáтия! Я могу похвалиться в Иисýсе Христé в том, что отнóсится к Бóгу, ибо не осмéлюсь сказáть что-нибудь такóе, чегó не совершил Христóс через меня, в покорéнии язычников вéре, слóвом и дéлом, силою знáмений и чудéс, силою Дýха Бóжия, так что благовествовáние Христóво распространенó мнóю от Иерусалима и окрéстности до Иллирика. Притóм я старáлся благовествовáть не там, где ужé было извéстно имя Христóво, дáбы не созидáть на чужóм основáнии, но как написано: «Не имéвшие о Нём извéстия увидят, и не слышавшие узнáют». Сиé-то мнóго раз и препятствовало мне прийти к вам. Ныне же, не имéя такóго мéста в сих стрáнах, а с дáвних лет имéя желáние прийти к вам, как тóлько предприму путь в Испáнию, придý к вам. Ибо надéюсь, что, проходя, увижусь с вáми и что вы провóдите меня тудá, как скóро наслажусь общéнием с вáми, хотя отчáсти. А тепéрь я иду в Иерусалим, чтóбы послужить святым, ибо Македóния и Ахáия усéрдствуют нéкоторым подаянием для бéдных между святыми в Иерусалиме. Усéрдствуют, да и должники они перед ними. Ибо éсли язычники сдéлались учáстниками в их духóвном, то должны и им послужить в телéсном. Испóлнив это и вéрно достáвив им сей плод усéрдия, я отпрáвлюсь через вáши местá в Испáнию, и увéрен, что когдá придý к вам, то придý с пóлным благословéнием благовествовáния Христóва. ( Рим 15:17–29 ) Пятница 5-й седмицы по Пятидесятнице К римляном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние Брáтия! Представляю вам Фиву, сестру нáшу, диакониссу цéркви Кенхрéйской. Примите её для Гóспода, как прилично святым, и помогите ей, в чем она бýдет имéть нужду у вас, ибо и она былá помóщницею мнóгим и мне самому. Привéтствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христé Иисýсе (котóрые гóлову свою полагáли за мою душу, котóрых не я один благодарю, но и все цéркви из язычников), и домáшнюю их цéрковь. Привéтствуйте возлюбленного моегó Епенéта, котóрый есть начáток Ахáии для Христá. Привéтствуйте Мариáм, котóрая мнóго трудилась для нас. Привéтствуйте Андроника и Юнию, срóдников моих и узников со мнóю, прослáвившихся между апóстолами и прéжде меня ещё увéровавших во Христá. Привéтствуйте Амплия, возлюбленного мне в Гóсподе. Привéтствуйте Урбáна, сотрудника нáшего во Христé, и Стахия, возлюбленного мне. Привéтствуйте Апеллéса, испытанного во Христé. Привéтствуйте вéрных из дóма Аристовулова. Привéтствуйте Иродиóна, срóдника моегó. Привéтствуйте из домáшних Наркисса тех, котóрые в Гóсподе. Привéтствуйте Трифéну и Трифóсу, трудящихся о Гóсподе. Привéтствуйте Персиду возлюбленную, котóрая мнóго потрудилась о Гóсподе. Привéтствуйте Руфа, избранного в Гóсподе, и мáтерь егó и мою. Привéтствуйте Асинкрита, Флéгонта, Éрма, Патрóва, Éрмия и других с ними брáтьев. Привéтствуйте Филолóга и Юлию, Нирéя и сестру егó, и Олимпáна, и всех с ними святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

К этому, дорогие братья и сестры, преподобный Сергий и ныне нас призывает, как призывали некогда святые апостолы: «Подражайте мне, идите путём, которым иду я, как я сам подражаю и уподобляюсь Христу» ( 1Кор.4, 16 ). Аминь. Об исцелении дочери Иаира Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. В прошлый воскресный день мы слышали из святого Евангелия повествование о том, как Христос в Гадаринской стране исцелил двух бесноватых. В нынешнем евангельском чтении Церковь продолжает повествование о том, что случилось далее. Когда Христос из Гадаринской страны переправился на другую сторону моря к своему городу Капернауму, Его встретил народ, который слышал о Его чудесах. Среди народа был и один из начальников Капернаумской синагоги Иаир, у которого умерла дочь. Хотя начальники синагог ненавидели Христа за то, что Он проповедовал покаяние, и призывал воззреть на душу человеческую и не поступать неправедно там, где закон иудейский велел поступать, невзирая на правду, однако этот начальник, поверженный скорбью о том, что его дочь находится при смерти, припал к ногам Иисуса и стал просить Его прийти к нему домой для того, чтобы Христос возложил на его дочь руки. Зная о том, что от Христа происходят многие чудеса, этот начальник надеялся, что дочь его исцелеет. Поскольку девочка была мала, ей было всего двенадцать лет, мы можем представить скорбь этого человека. Невзирая на то, что его могли проклясть его единоплеменники и начальники; невзирая на то, что он, вероятно, вместе с другими говорил: «Разве кто-либо из начальников уверовал в этого Иисуса, только народ идёт за Ним простой, потому что Он невежда?» ( Ин.7:47–49 ). Невзирая на всё это, Иаир приходит и просит Иисуса помочь ему, потому что понял, что для него нет другого варианта спасти свою дочь, как только прибегнуть к молитвам этого Чудотворца. Христос отозвался на его просьбу. Он направился к дому этого начальника, но по пути Его теснит большая толпа людей, которые часто окружала Его, надеясь прикосновением к Нему получить исцеление своих душевных и телесных недугов.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Календарь Материалы 20 февраля 2007 г. [Гость сайта] Алексей Сагань Подход к преподаванию курса «Основы православной культуры» может быть разным в зависимости от типа школы, выбранного угла зрения, особенностей конкретного региона. Безусловно одно – само многообразие региональных образовательных программ свидетельствует о воле всей России, о том, что давно назрела необходимость введения федерального стандарта преподавания ОПК. [Встреча с Православием/Подвижники благочестия] Герман Мидлтон Как-то вечером, узнав, что его тетя собирается идти на раннюю литургию в одну из часовен недалеко от деревни, Этиоклис принялся просить, чтобы его взяли тоже. Мальчика уверяли, что его обязательно разбудят, но юный Этиоклис заподозрил, что взрослые не сдержат своего слова, как потом и вышло. Ревнуя о службе церковной, мальчик решил спрятать тетины туфли, чтобы вынудить родственников разбудить его и взять с собой. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Священномученик Андроник (Никольский) Михаил Кириллович говорит, что Вы, по Вашему письму к нему предполагаете прибыть в Новгород в пятницу утром. Значит, сегодня уже в последний раз направляем дела к Вам в Питер. Наверное, Вы привезете с собой весть о том, как решено дело о нашей псаломщической законоучительской школе. Свою-то подобную школу Синодальный Совет уже решил. [Встреча с Православием/Проповеди] Святитель Илия (Минятий) Итак, подальше, подальше от этих вопросов и недоумений ученых, – вопросов, которые не научают, а только омрачают разум. В этой непонятной области мы, братья, понимаем только одно: именно, что предопределение есть сочетание воедино божественной благодати и человеческой воли, благодати Божией, которая призывает, и воли человеческой, которая следует призыванию. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Авдеенко Е. А. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. (Быт.1:14-15)

http://pravoslavie.ru/archive/070220

Когда мы пришли в Скит к авве Серину, мужу святому и богоносному, то много говорили с ним о душеполезных вещах. Между прочим спросили его и об одержимых: – Почему у нас презирают одержимых, даже подходить к ним не хотят, боятся их и отворачиваются от них? И почему их никогда не допускают к причастию? Правильно ли делают, когда ссылаются при этом на повеление Господа: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями? ( Мф. 7:6 ) – Если мы веруем, – ответил старец, – что все случается по воле Божией и что скорби и искушения назначаются нам для пользы нашей души, то мы не имеем права презирать никого из страждущих. Напротив, должны сострадать им как членам единого тела и за них всегда горячо молиться Богу. Принимать их нужно с великой любовью и милосердием. Апостол учит нас: Страдает ли один член, страдают с нимвсе члены ( 1Кор. 12:26 ). Я не знаю, чтобы наши старцы когда-нибудь запрещали причащать одержимых. Напротив, если было бы возможно, они бы причащали их каждый день. А у вас неправильно поняли Евангельское изречение, ведь оно совсем о другом. Не давайте святыню псам сказано не о святом причастии, но о передаче учения и раскрытии высочайших догматов. Когда Святые Дары дают одержимым, они служат вовсе не для питания бесов, но для очищения души и тела и попалению лукавого духа, засевшего в теле. После причастия Святых Таин нечистый дух бежит от человека, как от испепеляющего огня. Благодаря частому причащению за краткое время, как мы знаем, был исцелен авва Андроник и многие другие. Если мы лишаем одержимого причастия, то даем полную власть мучающему его бесу и разрешаем ему беспрестанно еще злее терзать человека, лишившегося помощи свыше, получаемой через причащение Святых Таин. Поэтому нельзя тех, кто невольно подпал под действие бесов, лишать покрова таинственного причастия, но только тех, кто добровольно предал себя греху и потому стал одержим злыми демонами. Последние находятся в гораздо более жалком состоянии, потому что они даже не знают, что в них засели бесы. Они даже не замечают их, поэтому и не хотят исцелиться от зла, ими понукающего. Их сердце, жестокое и нераскаянное, только собирает гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога ( Рим. 2:5 ), где червь их не умирает и огонь не угасает ( Мк. 9:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

местам, по окончании которого решились они и получили благословение от старца Даниила проводить дальнейшую жизнь в общей кельи в скиту Данииловом – на условии соблюдения того же безмолвия, – и таким образом духовным единением в общем подвижничестве соединились вновь разлучившиеся добровольно ради пребывания в едином Боге супруги. И так прожили они вместе двенадцать лет. – Когда же приблизилась кончина той, которую все принимали за инока Афанасия, то пришедший напутствовать умирающего Даниил, застав его в слезах, увещевал не плакать, но радоваться наступающему соединению со Христом. «Не о себе плачу, но об Андронике»... – загадочно для старца излилась из души умирающей естественная скорбь её о разлуке с мужем, с которым не переставала соединять её святая любовь, – «прошу тебя, отче, – прибавила Афанасия, – возьми после погребения моего письмо под изголовьем моим и, прочитав, передай его отцу Андронику»... Старец Даниил исполнил просьбу мнимого брата, и тогда открылось, что в кельи с Андроником жила бывшая жена его. Он только семью днями пережил её и был похоронен вместе с ней. Св. праведного Авраама праотца и Лота, племянника его «Авраам – великий отец множества народов, и не было подобного ему в славе», – говорит Иисус, сын Сирахов ( Сир.44:19 ), и продолжает: «он сохранил закон Всевышнего и был в завете с Ним, а на своей плоти утвердил завет, и в испытании оказался верным. Поэтому Господь с клятвой обещал ему, что в семени его благословятся все народы, обещал умножить его, как прах земли, и возвысить семя его, как звёзды, и дать им наследство от моря до моря и от реки до края земли. – И Исааку ради Авраама, отца его, Он также подтвердил благословение всех людей и завет. И оно же почило на голове Иакова. Он ущедрил его Своими благословениями и дал ему в наследие землю» ... ( Сир.44:20–26 ). Прославляя Авраама, ветхозаветный «премудрый» Иисус сын Сирахов ещё не мог измерить всего значения Авраама, как «отца верующих», которое могло проявиться только в течении многих грядущих веков, когда успело выразиться и оправдаться во всей полноте и значение веры в человечестве, и то, к чему она его уже привела, и, по Высшему обетованию, должна окончательно привести, – и что составляет единственное спасение мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Мы же, научившись сему, обратимся к Богу, укрепимся на путях, к нему вводящих. Пусть бы об этом и дома на свободе, и среди пищи говорили вместо праздной и грешной болтовни да пересудов. Пусть бы друг друга приводили в такое разумение. Пусть бы десять из нас привели ко Господу других десять, сии двадцать опять других двадцать просветили бы светом веры Христовой, да ободрили бы действительным, а не кажущимся утешением и успокоением, – так постепенно, но верно и весь град наш обратился бы к Богу, как древняя Ниневия. Да узрит сие в нас Бог, и да возрадуется о нас, и да помилует всех нас. Аминь. Новогоднее приветствие всем православным христианам Пермской епархии на 1916 год 66 Второй год встречаем мы под оглушительный шум орудий на поле брани, обильно орошаемом человеческой кровью в братоубийственной войне. Но ныне и большее горе переживаем мы, ибо дерзкий и гордый враг глубоко зашел в пределы нашего дорогого Отечества. И еще большее горе для нас: он поднял на нас и освобожденных нами же наших братьев болгар, – святой русской кровью освобожденных от рабства туркам, но полоненных клятвопреступником немцем – Фердинандом Кобургским. Тяжко переносить военные беды. Но еще тяжелее перенести это каиново братоубийство и даже матереубийство. Ибо оно попирает самые святые наши народные чувства. Что выше той любви, чтобы положить жизнь свою за друзей своих? И мы бестрепетно полагали в Турецкую войну живот дорогих наших русских воинов. А теперь эти наши друзья на нас подняли свою скверную пяту, которую справедливее назвать бы ослиным копытом. Это уже поругание самой бескорыстной народной нашей братской любви, попрание самой дорогой народной святыни. Но как благовременно нам именно теперь припомнить в свое назидание и ободрение то, что давно уже было с самим Святым Царем и Пророком Давидом Псалмопевцем. Восстал на него родной сын Авессалом любимый. Давид должен быль бежать от него. А за ним по дороге бежал Семей из рода Саулова и, злорадствуя, сильно злословил Царя Давида, бросая в него камнями и пылью. Когда же возмущенный за позор Царя Авесса, сын Саруин, хотел снести голову с позорившего Семея, то Давид сказал: Оставьте его, пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь?.. Может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие ( 2Цар. 16, 5–12 ). Мы знаем, чем воздал Господь кроткому Давиду: Авессалом был убит, и все враги Давида смирились перед ним по милости Божией. Злословие же Семеево так и повисло в воздухе вместе с пылью, им бросавшеюся на Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

Наконец, он сказал: «Прекрасно архиерействовали мы, замышляя убить царя! Мы,– и заброшенные сюда, на последнюю черту земли, молим Бога, чтобы Он направил душу державного ко всему хорошему, хотя бы нас, как осужденных, угодно было ему в этой пустыне погубить голодом и жаждою». С душевным прискорбием и горечью высказав это и иное подобное – одно с досадою, или, лучше, с сожалением относительно лица, занявшего патриарший престол, Арсений отпустил нас. Когда потом настал день нашего отбытия, мы снова пришли к нему и, как можно было, покончив свое дело, тотчас отправились из пристани. При довольно сильном северном ветре и под прикрытием гор, нам казалось лучше плыть к западной стороне острова. Но тут поднялось большое волнение и море надулось до чрезвычайности. Поэтому мы, хотя и с трудом, причалили к Галинолимену, который у тамошних жителей в просторечии называется испорченным именем Галилолимена. Здесь подверглись мы величайшим ужасам,– думаю потому, что отправились в обратный путь, не испросив благословения у патриарха; хотя каждый из нас, как объяснились мы друг с другом после, в минуты раскаяния, желал сделать это частно, только боялся таким поступком навлечь на себя обвинение. В полночь произошло сильное землетрясение, и оторвавшаяся гора, упав в море, произвела в том месте наводнение: стоя в это время на морском берегу, мы думали, что непременно потонем. Наконец, после многих беспокойств на море, мы в шестнадцатый день месяца посидиона 71 возвратились в Константинополь и, пришедши сперва к патриарху, рассказали ему о всем, с присоединением усерднейшей нашей просьбы, чтобы он, говоря царю, что будет говорить, изгладил все оскорбительное в их отчете. Так и устроил он это пред царем: слушая патриарха, царь заметил в его словах защиту,– особенно когда узнал о причинах, нас задержавших. Не хотел он молчать, когда явились к нему и мы, и вполне поняв из наших слов, как ужасны страдания Арсения, тотчас повелел ежегодно высылать ему и окружающим его триста монет, говоря в свое оправдание с клятвою, что он и прежде назначал высылку этой суммы, но она не была выдаваема Арсению потому, что он не хотел принимать ее: да боюсь, прибавил царь, что и теперь не примет; а потому это жалованье пойдет к нему от лица деспины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Находя возможным сделать землю судоходною и море сухопутым…», т. е. считая для себя возможными самые невозможные вещи, вроде описанного грабежа храма. 2Мак.5:22 Между тем он оставил приставников, чтобы угнетать народ, в Иерусалиме – Филиппа, родом Фригийца, нравом же человека еще более жестокого, нежели каков был поставивший его, О Филиппе Фригийце – см. 1Mak VI:14 . – «Поставивший его…», т. е. сам Антиох. 2Мак.5:23 а в Гаризине – Андроника и, сверх того, Менелая, который превзошел прочих злобою к жителям и имел враждебное расположение к гражданам Иудейским. Гаризин, известная гора близ Сихема ( Bmop XI: 29 ), на которой Самаряне имели свой храм (далее VI: 2 ; ср. Арх. Иос. Фл. XI, 8, 2). Имя горы употреблено вместо стоящего при ее подножия города Сихема, чтобы выразительнее показать, что сирийские приставники были посажены в центральных местах Иудейского и Самарийского культа, где скорее всего могли возникнуть восстания против сирийского владычества. Эти приставники ( επισταται) должны быть отличаемы от упоминаемых в 1Mak I: 51 – надзирателей ( επσκοποι). Те ( επσκοποι) наблюдали за приведением в исполнение распоряжений и усилий царя к эллинизации Иудеев; эти ( επιστται) были назначены для подавления воображаемых или действительных недовольств и волнений в народе и состояли, вероятно, в главном распоряжении военачальника Келе-Сирии, Самарии и Иудеи. – Андроник, оставленный приставником в Гаризине, очевидно, другое лицо, отличное от упоминаемого ранее (IV: 31 и д.). (Менелай) «имел враждебное расположение к гражданам Иудейским, т. е. тем, которые оставались верными своей иудейской вере и обычаям: πολτης Ιουδαος – вместо ανρ Ιουδαος ( 1Mak II: 23; XIV: 33, 37 ). 2Мак.5:24 Он послал виновника нечестия, Аполлония , с двадцатью двумя тысячами войска, повелев всех взрослых избить, а женщин и детей продавать. Аполлоний, упоминаемый здесь, виновник несчастий (правильнее слав.: ненавистный начальник – μυσρχης), тот самый начальник податей, о котором упоминает и 1Mak I: 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010